Пра во
Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского, 2022, № 5, с. 135-142
135
УДК 342.914
DOI 10.52452/19931778_2022_5_135
ПРЕЗИДЕНТСКИЙ КОНТРОЛЬ В РОССИИ, ЕГО МЕСТО И РОЛЬ В ПУБЛИЧНОЙ ВЛАСТИ
© 2022 г. Н.И. Побежимова, Н.С. Щербаков
Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ, Москва
Поступила в редакцию 05.09.2022
На основании конституционных норм и действующего в настоящее время значительно обновленного законодательства Российской Федерации, исследования юридической литературы по данной тематике проводится анализ президентского контроля с учетом его контрольных полномочий в сфере публичной власти. По мнению авторов, в многообразии существующих подходов к определению правового статуса Президента Российской Федерации, его функций и полномочий не уделяется должного внимания контрольным полномочиям Президента РФ как главы государства. Президент РФ занимает особое место в сфере публичной власти и играет особую роль, осуществляя организационные, распорядительные, правотворческие и контрольные функции, наделен для их реализации достаточно широкими государственно-властными полномочиями. При рассмотрении основных направлений президентского контроля в современных условиях развития России в статье анализируется содержание президентских контрольных полномочий в части организации и формирования государственных органов, назначения высших должностных лиц государства, а также в части осуществления внутренней и внешней политики государства и взаимодействия с законодательной, исполнительной и судебной властью. Подчеркивается, что при реализации контрольной функции Президент РФ осуществляет координацию деятельности единой системы публичной власти. Указы и распоряжения Президента РФ представляют способы реализации им управленческих конституционных полномочий во всех сферах государственного управления. Президентский контроль включает всесторонний контроль выполнения требований, которые содержатся в нормах права, регулирующих те или иные общественные отношения в сфере публичной власти.
Ключевые слова: Президент РФ, государственный контроль, функции, контрольные мероприятия и полномочия, публичная власть.
На основании ныне действующей в России Конституции Российской Федерации, принятой в 1993 году, с изменениями, внесенными в нее в 2020 году, Президент Российской Федерации является главой государства, гарантом Конституции Российской Федерации, прав и свобод человека и гражданина. В соответствии со статьей 80 Конституции РФ он принимает меры по охране суверенитета Российской Федерации, ее независимости и государственной целостности, поддерживает гражданский мир и согласие в стране, обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органов, входящих в единую систему публичной власти. Президент Российской Федерации в соответствии с Конституцией РФ и федеральными законами определяет основные направления внутренней и внешней политики государства. Статус Президента РФ проявляется во всех его конституционно и законодательно определенных функциях и полномочиях.
Президент РФ обладает большим объемом полномочий, которые в юридической литературе разделяют на несколько групп:
1) в части формирования государственных органов и назначения высших должностных лиц;
2) в части руководства внутренней политикой страны и взаимоотношений с органами государственной власти и органами местного самоуправления;
3) в области внешней политики;
4) в области обороны и безопасности государства, стабильного общественного порядка;
5) в области обеспечения конституционного статуса личности.
Однако при исследовании компетенции Президента РФ не выделяется его полномочие по реализации контроля, осуществляемого им как главой государства, не рассматривается и не изучается функция контроля применительно ко всем вышеперечисленным группам его полномочий в процессе публичного управления.
С принятием 14 марта 2020 года Закона Российской Федерации № 1-ФКЗ о поправке к Конституции РФ «О совершенствовании регулирования отдельных вопросов организации и функционирования публичной власти» [1] полномочия Президента РФ были значительно расширены, но в нем так и не раскрывается термин «публичная власть» и не выделены полномочия Президента по организации и функционированию контроля в
сфере публичной власти, не определены место и роль главы государства при осуществлении им контрольной деятельности» [2].
Как известно, контроль относится к числу объективно необходимых явлений общественной жизни. Его существование и особенности проявления порождены комплексом социальных и экономических факторов, которые отражают в современных условиях важнейшие закономерности социального и экономического развития государства и общества.
Контроль в Российской Федерации осуществляется государственными органами всех ветвей власти, а также органами местного самоуправления. В научной литературе (в диссертационных исследованиях, монографиях, учебниках и в учебных пособиях, многочисленных статьях) и в законодательстве России основное внимание уделяется исследованию государственного контроля и контрольной деятельности органов исполнительной власти [3-8].
Президентский контроль возглавляет систему государственного контроля, являясь одним из его самостоятельных видов. Он носит универсальный характер, охватывая практически все сферы деятельности государства. Однако в юридической литературе рассматривались лишь отдельные аспекты президентского контроля, опубликованные в статьях в начале XXI века, то есть до изменений, внесенных в Конституцию РФ, и новой ее редакции 2020 года [9, 10], значительно расширивших полномочия Президента РФ, в том числе и в области контроля.
При разработке теории контроля, как нам представляется, необходимо исследование контрольных полномочий Президента РФ по осуществлению государственного контроля, который осуществляется им как главой государства. В рамках данной статьи мы остановимся на некоторых базовых положениях контрольных полномочий Президента Российской Федерации и рассмотрим лишь контрольные полномочия Президента РФ по двум направлениям: 1) организационные полномочия, касающиеся организации и формирования органов государственной власти и назначения высших должностных лиц с учетом последних изменений, внесенных в Конституцию РФ; 2) новеллы при осуществлении внутренней и внешней политики государства.
Во-первых, Президент РФ имеет законодательно установленные полномочия по формированию государственных органов. В процессе реализации своих контрольных полномочий Президент РФ тесно взаимодействует со всеми ветвями власти, принимает участие в организации деятельности органов публичной власти.
Глава 5 действующей Конституции Российской Федерации посвящена вопросам организации и функционированию Федерального Собрания - парламента РФ, который является представительным и законодательным органом Российской Федерации, состоящего из двух палат: Совета Федерации и Государственной Думы. Федеральным законом от 7 мая 2013 г. № 77-ФЗ «О парламентском контроле» [11] были утверждены основы и отдельные формы парламентского контроля, а также вопросы планирования и осуществления парламентского контроля.
Совет Федерации состоит из сенаторов Российской Федерации. В соответствии с ч. 2 п. «б» статьи 95 Конституции РФ в Совет Федерации входят не более 30 представителей Российской Федерации, назначаемых Президентом Российской Федерации, из которых не более семи могут быть назначены пожизненно. В соответствии со статьей 83 Конституции РФ Президент РФ назначает и освобождает представителей Российской Федерации в Совет Федерации (Конституция РФ в редакции Закона Российской Федерации о поправке к Конституции РФ от 14 марта 2020 г. № 1-ФКЗ).
Президент РФ назначает выборы Государственной Думы и распускает Государственную Думу в случаях и порядке, предусмотренных Конституцией РФ (п. «а» статьи 84 Конституции РФ). В случаях, предусмотренных статьями 111, 112 и 117 Конституции РФ, Государственная Дума может быть распущена Президентом РФ (ст. 109 Конституции РФ в соответствии с поправкой к Конституции РФ от 14 марта 2020 г. № 1-ФКЗ). Так, Президент РФ вправе в соответствии с ч. 4 статьи 111 Конституции РФ распустить Государственную Думу после ее трехкратного отклонения представленной Президентом кандидатуры Председателя Правительства РФ.
Во-вторых, по представлению Президента РФ в соответствии с ч. 1 п. «ж» ст. 102 Конституции Совет Федерации назначает на должность Председателя Конституционного Суда РФ, заместителей Председателя Конституционного Суда РФ и судей Конституционного Суда РФ; Председателя Верховного Суда РФ, заместителей Председателя Верховного Суда РФ и судей Верховного Суда РФ.
Данные конституционные положения, как считают авторы Комментария к Конституции Российской Федерации, направлены на взаимодействие Президента РФ с институтами законодательной и судебной власти, укрепление демократических основ организации государственного управления и повышение ответственности всех государственных органов [2, с. 200]. Мы разделяем их мнение по данному вопросу и
считаем, что в процессе такого взаимодействия Президентом РФ осуществляется контроль в отношении законодательной и судебной власти.
В-третьих, контрольные полномочия Президента РФ за деятельностью органов исполнительной власти наиболее полно выражены в том, что согласно ч. 3 ст. 80 Конституции РФ Президент определяет основные направления внутренней и внешней политики государства, а претворение ее в жизнь возлагается на соответствующие органы исполнительной власти. От эффективности деятельности органов исполнительной власти во многом зависят темпы социально-экономического развития России и качество государственного управления страной. Конституция РФ (в ее новой редакции) закрепляет положение, согласно которому исполнительную власть Российской Федерации осуществляет Правительство РФ под общим руководством Президента РФ (ст. 110).
Президент РФ является главой государства и не является главой исполнительной власти. В связи с этим полагаем, что его правовой статус с учетом новелл, внесенных в Конституцию РФ, дает ему возможность осуществлять постоянный и повседневный контроль как главе государства за деятельностью органов исполнительной власти.
На основании Федерального конституционного закона «О Правительстве Российской Федерации», принятого 8 декабря 2020 г., исполнительную власть Российской Федерации осуществляют Правительство РФ и иные федеральные органы исполнительной власти в соответствии со структурой федеральных органов исполнительной власти под общим руководством Президента Российской Федерации, а также органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации [12].
Этим законом определены общие полномочия Правительства РФ, согласно ему Правительство РФ:
1) организует реализацию внутренней и внешней политики Российской Федерации;
2) осуществляет взаимодействие органов публичной власти и координацию их деятельности в рамках единой системы исполнительной власти в Российской Федерации;
3) обеспечивает единство системы исполнительной власти в Российской Федерации, координирует и контролирует деятельность органов исполнительной власти, а также способствует устранению разногласий между ними.
По представлению Президента РФ Государственная Дума Российской Федерации утверждает кандидатуру Председателя Правительства Российской Федерации (п. «а» ч. 1 ст. 103
Конституции РФ). На основании статьи 111 Конституции РФ Председатель Правительства РФ назначается Президентом РФ после утверждения его кандидатуры Государственной Думой. Этот порядок назначения Председателя Правительства РФ является новым и способствует усилению ответственности парламента страны за формирование исполнительной власти, повышает открытость и публичность кадровых решений.
Президент РФ в соответствии со статьей 83 (п. «в» и п. «в.1» Конституции РФ) принимает решение об отставке Правительства РФ и об отставке Председателя Правительства РФ, заместителей Председателя Правительства РФ, федеральных министров, а также руководителей федеральных органов исполнительной власти, руководство деятельностью которых осуществляет Президент РФ. По поручению Президента РФ Председатель Правительства Российской Федерации в соответствии с Конституцией РФ, федеральными законами, указами Президента РФ организует работу Правительства РФ. На основании Конституции РФ Председатель Правительства РФ несет персональную ответственность перед Президентом РФ за осуществление возложенных на Правительство РФ полномочий.
В-четвертых, по предложенным Президентом РФ кандидатурам на должность руководителей федеральных органов исполнительной власти (включая федеральных министров), ведающих вопросами обороны, безопасности государства, внутренних дел, юстиции, иностранных дел, предотвращения чрезвычайных ситуаций и ликвидации последствий стихийных бедствий, общественной безопасности, проводится консультация с Советом Федерации (п. «к» ч. 1 статьи 102 Конституции РФ с учетом поправки к Конституции РФ). После консультаций с Советом Федерации Президент РФ назначает на должность и освобождает от должности руководителей федеральных органов исполнительной власти (включая федеральных министров), руководителей силовых структур, перечисленных в статье 102 Конституции РФ (п. «д. 1» статьи 83 Конституции РФ с учетом поправок).
Президент РФ назначает на должность на основании п. «д» статьи 83 Конституции РФ Председателя Правительства РФ и федеральных министров, кандидатуры которых утверждены Государственной Думой (за исключением федеральных министров, ведающих вопросами обороны, безопасности государства, внутренних дел, юстиции, иностранных дел, предотвращения чрезвычайных ситуаций и ликвидации последствий стихийных бедствий, общественной безопасности).
При проведении в России административной реформы система и структура федеральных органов исполнительной власти определялась Указом Президента РФ от 9 марта 2004 г. № 314 и последующими его указами о структуре федеральных органов исполнительной власти. После внесения в 2020 г. изменений в Конституцию РФ впервые правовое регулирование порядка формирования структуры федеральных органов исполнительной власти получило закрепление в Конституции РФ.
Таким образом, можно сделать вывод, что все проанализированные вышеназванные конституционные положения направлены на взаимодействие Президента РФ с законодательной, исполнительной и судебной ветвями власти, на укрепление демократических основ организации государственного управления, на реализацию главой государства контроля в отношении федеральных органов государственной власти, на повышение их ответственности.
Полномочия Президента РФ касаются формирования и организации деятельности всех органов государственной власти: законодательной (Совет Федерации РФ, Государственная Дума РФ); исполнительной (Правительство РФ, федеральные органы исполнительной власти и иные органы исполнительной власти); судебной (Конституционный Суд РФ, Верховный Суд РФ) - и назначения высших должностных лиц. Президент РФ, учитывая все вышеперечисленные его полномочия, осуществляет контроль за организацией и функционированием публичной власти, государства и его органов.
Еще одним направлением контрольной деятельности Президента РФ является участие в формировании внутренней и внешней политики государства. В соответствии с Конституцией РФ и федеральными законами Президент РФ определяет основные направления внутренней и внешней политики государства и взаимодействие с органами государственной власти.
Закон Российской Федерации о поправке к Конституции Российской Федерации от 14 марта 2020 г. № 1-ФКЗ «О совершенствовании регулирования отдельных вопросов организации и функционирования публичной власти» внес серьезные изменения, преобразовав правовое положение и статус федеральных органов государственной власти и прежде всего Президента РФ, затронув его функции и полномочия.
Президент Российской Федерации является главой государства, гарантом Конституции РФ, прав и свобод человека и гражданина. На Президента РФ возложены функции по охране государственного суверенитета, обеспечению независимости России и ее государственной целост-
ности, которые раскрываются в полномочиях Президента в сферах обороны и безопасности.
В соответствии с поправками, внесенными в Конституцию РФ в 2020 году, за главой государства закреплена еще новая функция по поддержанию гражданского мира и согласия в стране.
Президент Российской Федерации определяет национальные цели и стратегические задачи дальнейшего развития России [13], устанавливает приоритеты социального и экономического развития, определяющие деятельность всех органов публичной власти.
Правотворческая деятельность Президента РФ направлена на правовое обеспечение государственной политики, формирование экономического и правового пространства, на создание условий для реализации прав, законных интересов граждан и их объединений.
Он принимает участие в законотворческой деятельности РФ и обладает правом законодательной инициативы, вносит законопроекты в Государственную Думу РФ, которая принимает федеральные законы. Президент РФ подписывает и обнародует федеральные законы и обладает правом вето. Президент РФ издает указы и распоряжения, обязательные для исполнения на всей территории Российской Федерации, которые направлены на защиту правового положения личности.
Президент РФ осуществляет постоянный контроль за законностью актов органов исполнительной власти. Им могут быть отменены постановления и распоряжения Правительства РФ в случае их противоречия Конституции РФ, федеральным законам, указам и распоряжениям Президента РФ. Эти контрольные полномочия Президента РФ, которыми он наделяется как гарант Конституции РФ, прав и свобод человека и гражданина, а также как лицо, осуществляющее общее руководство Правительством РФ.
Президент РФ вправе приостанавливать действие актов органов исполнительной власти субъектов РФ в случае противоречия этих актов Конституции РФ и федеральным законам, международным обязательствам Российской Федерации или нарушения прав и свобод человека и гражданина до решения этого вопроса соответствующим судом.
Президентский контроль осуществляется не только за деятельностью федеральных органов исполнительной власти, но также и за деятельностью субъектов РФ, что было подтверждено и установлено в Федеральном законе от 21 декабря 2021 г. № 414-ФЗ «Об общих принципах организации публичной власти в субъектах Российской Федерации» [14].
В посланиях, с которыми Президент РФ ежегодно обращается к Федеральному Собранию, о
положении в стране содержатся основные направления внутренней и внешней политики государства. Так, в послании главы государства от 15 января 2020 года и в других его посланиях неоднократно подчеркивается необходимость добиться «нового качества государственного управления, работы Правительства РФ, всех уровней власти» [15].
Президентский контроль осуществляют Президент как глава государства, а также Администрация Президента РФ и созданное в ее рамках Контрольное управление, Совет безопасности РФ, Государственный Совет РФ, полномочные представители Президента РФ в Совете Федерации, в Конституционном Суде РФ, полномочные представители Президента РФ в федеральных округах.
Так, одной из целей сформированного Президентом РФ Государственного Совета РФ и принятого Федерального закона от 08.12.2020 № 394-ФЗ «О Государственном Совете Российской Федерации» является определение основных направлений внутренней и внешней политики Российской Федерации. Среди полномочий Государственного Совета в законе названы: участие в разработке стратегических задач и целей внутренней и внешней политики российского государства; совместное участие в формировании государственной политики в области социально-экономического развития Российской Федерации, ее субъектов и муниципальных образований [16]. Закрепление в Конституции РФ статуса Государственного Совета Российской Федерации в качестве конституционного государственного органа связано с реализацией Президентом РФ полномочий при определении им внутренней и внешней политики государства.
К приоритетным направлениям политики Российской Федерации относится создание условий для социально-экономического развития государства.
Основные направления внутренней политики содержатся в стратегиях развития (например, Стратегия национальной безопасности Российской Федерации, утвержденная Указом Президента РФ от 31 декабря 2015 г. [17]; Стратегия развития информационного общества в Российской Федерации на 2017-2030 гг., утвержденная Указом Президента РФ от 9 мая 2017 г. № 203 [18]), в концепциях (например, Концепция общественной безопасности в Российской Федерации, утвержденная Президентом РФ 14 ноября 2013 г. № Пр-2685 [19]), в национальных программах.
Президент Российской Федерации на основании статьи 80 Конституции Российской Федерации (в редакции Закона Российской Феде-
рации о поправке к Конституции Российской Федерации от 14 марта 2020 г. № 1-ФКЗ) обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органов, входящих в единую систему публичной власти.
Публичная власть является одним из важнейших признаков цивилизованного государства. В Конституции РФ (в ее новой редакции) термин «публичная власть» появился впервые, хотя он ранее уже неоднократно был обозначен в постановлениях Конституционного Суда РФ. Однако в действующем российском законодательстве понятие и сущность публичной власти отсутствуют, не раскрыты вопросы организации и функционирования публичной власти. В последних федеральных законах, принятых уже после новой редакции Конституции РФ 1993 года, даются лишь понятие и содержание системы публичной власти.
Термин «публичный» (риЫюш) в переводе с латинского языка означает «общественный». В юридической литературе в работах в основном представителей теории государства и права, конституционного права содержатся различные подходы к определению понятия публичной власти, ее рассматривают либо как политическую власть, ее элемент, либо как публично-правовое образование. Учеными-административистами предлагается рассматривать публичную власть как социально-экономический феномен, и науке административного права еще предстоит раскрыть его содержание и сущность [20, с. 436; 21, с. 7-9; 22, с. 53].
Понятие единой системы публичной власти было дано законодателем России в Федеральном законе «О Государственном Совете Российской Федерации» (вступившем в силу 19 декабря 2020 г.), под которой понимаются федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, иные государственные органы, органы местного самоуправления в их совокупности [16].
Определение единой системы публичной власти в Российской Федерации сформулировано также и в Федеральном законе от 14.12.2021 «Об общих принципах организации публичной власти в субъектах Российской Федерации» [14]. Статья 1 этого закона (п.1) гласит: «В соответствии с Конституцией Российской Федерации органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления в их совокупности входят в единую систему публичной власти в Российской Федерации и осуществляют взаимодействие для наиболее эффективного решения задач в интересах населения, проживающего на соответствующей территории».
Осуществляя взаимодействие со всеми ветвями единой государственной власти, Президент РФ не входит ни в законодательную, ни в исполнительную, ни в судебную ветвь государственной власти. Подобный вывод в отношении статуса Президента РФ в своих решениях неоднократно высказывал Конституционный Суд РФ, отмечая, что Президент РФ, являясь главой государства, не входит непосредственно ни в одну из ветвей власти. Согласно Конституции РФ, Президент России олицетворяет единство государственной власти и выполняет, в силу занимаемого им в иерархии государственной власти места, координационную и интеграционную функции, обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти [23-25].
В некоторых работах ведущих представителей юридической науки Президент Российской Федерации рассматривается в качестве беспристрастного арбитра, стоящего на страже единства и целостности страны, сплоченности народов России, их межнационального диалога.
Президент интегрирует российскую государственность и, будучи наделен конституционными нормотворческими полномочиями, контролирует исполнительную власть и выполняет некоторые квазисудебные функции в качестве арбитра в спорах между органами государственной власти. Он юридически и фактически «присутствует» во всех властях, определяет эффективность и действенность всех институтов государственной власти в Российской Федерации [2; 26, с. 53].
Закон Российской Федерации о поправке к Конституции РФ от 14 марта 2020 г. № 1-ФКЗ «О совершенствовании регулирования отдельных вопросов организации и функционирования публичной власти» в определенной степени затронул полномочия Президента РФ, его правовой статус и соотношение с законодательной, исполнительной и судебной властью. Как нам представляется, в современных реалиях следует констатировать не только «присутствие» Президента Российской Федерации во всех ветвях государственной власти, а его активное с ними взаимодействие. Эти новеллы были в определенной степени отражены в данной статье.
Статус Президента РФ проявляется во всех закрепленных в Конституции РФ и федеральных законах его функциях и полномочиях как главы государства, анализ которых дает возможность делать выводы о характере и об объеме всех его полномочий, в том числе и о контрольных полномочиях главы государства, об универсальном, комплексном и многоаспектном характере его контрольной деятельности.
Список литературы
1. Федеральный закон от 14 марта 2020 г. № 1-ФКЗ о поправке к Конституции РФ «О совершенствовании регулирования отдельных вопросов организации и функционирования публичной власти» // СЗ РФ. 2020. № 11. Ст. 1416.
2. Хабриева Т.Я., Клишас А.А. Тематический Комментарий к Федеральному закону РФ о поправке к Конституции РФ от 14 марта 2020 г. М.: Норма, Инфра-М, 2020. 246 с.
3. Студеникина М.С. Государственный контроль в сфере управления (Проблемы надведомственного контроля) / Всесоюз. науч.-исслед. ин-т сов. законодательства. М.: Юрид. лит., 1974 г. 159 с.
4. Бородушко И.В. Институт контроля в Российской Федерации: организационно-правовые основы и система контрольных органов: Монография. СПб.: Изд-во Санкт-Петербургского университета Министерства внутренних дел Российской Федерации, 2002. 187 с.
5. Тарасов А.М. Государственный контроль в России: Монография. М.: Континент, 2008. 671 с.
6. Ноздрачев А.Ф. Контроль: правовые новеллы и нерешенные проблемы // Журнал российского права. 2012. № 6 (186). С. 18-28.
7. Правовое регулирование государственного контроля: Монография / Отв. ред. А.Ф. Ноздрачев; Институт законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве РФ, Академия Генеральной прокуратуры РФ. М.: Институт законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве РФ, 2012. 479 с.
8. Зубарев С.М. Система контроля в сфере государственного управления: научное издание / Московский государственный юридический университет им. О.Е. Кутафина (МГЮА). М.: Норма: ИНФРА-М,
2019. 150 с.
9. Тарасов А.М. Региональный президентский контроль: вопросы совершенствования // Журнал российского права. 2002. № 5. С. 42-49.
10. Тарасов А.М. Президентский контроль // Законодательство. 2003. № 4. С. 45-53.
11. Федеральный закон от 7 мая 2013 г. № 77-ФЗ (в ред. от 14.03.2022 г.) «О парламентском контроле» // СЗ РФ. 2013. № 19. Ст. 2304.
12. Федеральный конституционный закон от 6 ноября 2020 г. № 4-ФКЗ «О Правительстве Российской Федерации» // СЗ РФ. 2020. № 45. Ст. 7061.
13. Указ Президента РФ от 7 мая 2018 г. № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» // СЗ РФ. 2018. № 20. Ст. 2817.
14. Федеральный закон от 21 декабря 2021 г. № 414-ФЗ «Об общих принципах организации публичной власти в субъектах Российской Федерации» (в ред. от 14.03.2022 г.) // СЗ РФ. 2021. № 52 (часть 1). Ст. 8973.
15. Послание Президента РФ Федеральному Собранию от 15 января 2020 г. // Российская газета.
2020. 16 января. № 7.
16. Федеральный закон от 8 декабря 2020 г. № 394-ФЗ «О Государственном Совете Российской Федерации» // СЗ РФ. 2020. № 50 (часть 3). Ст. 8039.
17. Указ Президента РФ от 2 июля 2021 г. № 400 «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации» // СЗ РФ. 2021. № 27 (часть 2). Ст. 5351.
18. Указ Президента РФ от 9 мая 2017 г. № 203 «О Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации на 2017 - 2030 годы» // СЗ РФ. 2017. № 20. Ст. 2901.
19. Концепция общественной безопасности в Российской Федерации, утвержденная Президентом РФ 14 ноября 2013 г. №Пр-2685. Документ опубликован не был // СПС «КонсультантПлюс».
20. Общая теория государства и публичная власть: система и компетенция права. Академический курс в 3 томах. Т. 1 / Отв. ред. М.Н. Марченко. М.: Норма, 2010. 576 с.
21. Чиркин В.Е. Публично-правовое образование. М.: Норма, 2011. 335 с.
22. Публичная власть: система и компетенция: Монография. Воронеж: Издательско-полиграфический центр «Новая книга», 2021. 237 с.
23. Постановление Конституционного Суда РФ от 28 ноября 1995 г. № 15-П «По делу о толковании части 2 статьи 137 Конституции Российской Федерации» // СЗ РФ. 1995. № 49. Ст. 4868.
24. Постановление Конституционного Суда РФ от 18 января 1996 г. № 2-П «По делу о проверке конституционности ряда положений Устава (Основного закона) Алтайского края» // СЗ РФ. 1996. № 4. Ст. 409.
25. Постановление Конституционного Суда РФ от 11 декабря 1998 г. № 28-П «По делу о толковании положений части 4 статьи 111 Конституции Российской Федерации» // СЗ РФ. 1998. № 52. Ст. 6447.
26. Комментарий к Конституции Российской Федерации / Под ред. В.Д. Зорькина, В.В. Лазарева. М.: Новая правовая культура, 2009. 1056 с.
PRESIDENTIAL CONTROL IN RUSSIA, ITS PLACE AND ROLE IN PUBLIC POWER
N.I. Pobezhimova, N.S. Shcherbakov
On the basis of constitutional norms and the current significantly updated legislation of the Russian Federation, research on this subject of legal literature analyzes the Presidential control, taking into account its control powers in the field of public power. According to the authors, in the variety of existing approaches to determining the legal status of the President of the Russian Federation, his functions and powers, due attention is not paid to the control powers of the President of the Russian Federation as the head of state. The President of the Russian Federation occupies a special place in the sphere of public power and plays a special role, exercising organizational, administrative, law-making and control functions, endowed with sufficiently broad state powers for their implementation. When considering the main directions of Presidential control in the current conditions of Russia's development, the article analyzes the content of presidential control powers in terms of organizing and forming state bodies, appointing senior state officials, as well as in terms of implementing domestic and foreign policy of the state and interacting with the legislative, executive and judicial power. The article emphasizes that in the implementation of the control function, the President of the Russian Federation coordinates the activities of a unified system of public authority. Decrees and orders of the President of the Russian Federation represent ways to exercise his managerial constitutional powers in all areas.
Keywords: President of the Russian Federation, state control, functions, control measures and powers, public authority.
References
1. Federal Law of March 14, 2020 № 1-FCL on the amendment to the Constitution of the Russian Federation «On improving the regulation of certain issues of the organization and functioning of public power» // CL RF. 2020. № 11. Art. 1416.
2. Khabrieva T.Ya., Klishas A.A. Thematic Commentary to the Federal Law of the Russian Federation on the amendment to the Constitution of the Russian Federation dated March 14, 2020. M.: Norma, Infra-M, 2020. 246 p.
3. Studenikina M.S. State control in the sphere of management (Problems of supranational control) / AllUnion Research Institute of Soviet Legislation. M.: Legal lit., 1974, 159 p.
4. Borodushko I.V. Institute of Control in the Russian Federation: organizational and legal foundations and the system of control bodies: Monograph. St. Petersburg: Publishing House of the St. Petersburg University of the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation, 2002. 187 p.
5. Tarasov A.M. State control in Russia: Monograph. M.: Continent, 2008. 671 p.
6. Nozdrachev A.F. Control: legal novels and unsolved problems // Journal of Russian Law. 2012. № 6 (186). P. 18-28.
7. Legal regulation of state control: Monograph / Ed. by A.F. Nozdrachev; Institute of Legislation and Comparative Law under the Government of the Russian Federation, Academy of the General Prosecutor's Office of the Russian Federation. M.: Institute of Lawmaking and Comparative Law under the Government of the Russian Federation, 2012. 479 p.
8. Zubarev S.M. The system of control in the sphere of state management: scientific publication / Moscow State Law University named after O.E. Kutafin (MSLA). M.: Norma: INFRA-M, 2019. 150 p.
9. Tarasov A.M. Regional presidential control: issues of improvement // Journal of Russian Law. 2002. № 5. P. 42-49.
10. Tarasov A.M. Presidential control // Legislation. 2003. № 4. P. 45-53.
11. Federal Law № 77-FL of May 7, 2013 (as amended. dated 14.03.2022) «On parliamentary control» // CL RF. 2013. № 19. Art. 2304.
142
H.H. noôewMMoea, H.C. W,ep6aKoe
12. Federal Constitutional Law № 4-FCL of November 6, 2020 «On the Government of the Russian Federation» // CL RF. 2020. № 45. Art. 7061.
13. Decree of the President of the Russian Federation of May 7, 2018 № 204 «On National goals and Strategic objectives of the Development of the Russian Federation for the period up to 2024 of the year» // CL RF. 2018. № 20. Art. 2817.
14. Federal Law of December 21, 2021 № 414-FL «On the general principles of the organization of Pubpersonal power in the Subjects of the Russian Federation» (ed. dated 14.03.2022) // CL RF. 2021. № 52 (part 1). Art. 8973.
15. Message of the President of the Russian Federation to the Federal Assembly of January 15, 2020 // Ros-siyskaya Gazeta. 2020. January 16. № 7.
16. Federal Law of December 8, 2020 № 394-FL «On the State Council of the Russian Federation» // CL RF. 2020. № 50 (Part 3). Art. 8039.
17. Decree of the President of the Russian Federation № 400 of July 2, 2021 «On the National Security Strategy of the Russian Federation» // CL RF. 2021. № 27. Part 25351.
18. Decree of the President of the Russian Federation № 203 dated May 9, 2017 «On the Strategy for the Development of the Information Society in the Russian Federation for 2017-2030» // CL RF. 2017. № 20. Art. 2901.
19. The Concept of Public security in the Russian Federation, approved by the President of the Russian
Federation on November 14, 2013, № Pr-2685. The document was not published // CLR «ConsultantPlus».
20. The general theory of the state and public power: the system and competence of law. Academic course in 3 volumes. Vol. 1 / Ed. by M.N. Marchenko. M.: Norma,
2010. 576 p.
21. Chirkin V.E. Public legal education. M.: Norm,
2011. 335 p.
22. Public power: system and competence: Monograph. Voronezh: Publishing and Printing Center «New Book», 2021. 237 p.
23. Resolution of the Constitutional Court of the Russian Federation № 15-P of November 28, 1995 «On the case of interpretation of Part 2 of Article 137 of the Constitution of the Russian Federation» // CL RF. 1995. № 49. Art. 4868.
24. Resolution of the Constitutional Court of the Russian Federation of January 18, 1996 № 2-P «On the case of checking the constitutionality of a number of provisions of the Charter (Basic Law) of the Altai Territory» // CL RF. 1996. № 4. Art. 409.
25. Resolution of the Constitutional Court of the Russian Federation of December 11, 1998 № 28-P «On the case of interpretation of the provisions of Part 4 of Article 111 of the Constitution of the Russian Federation» // CL RF. 1998. № 52. Art. 6447.
26. Commentary on the Constitution of the Russian Federation / Edited by V.D. Zorkin, V.V. Lazarev. M.: New Legal Culture, 2009. 1056 p.