мулирует предложения по развитию этой системы. В частности, предлагается использовать зарубежный опыт по софинансированию обучения со стороны работодателя/бизнес-образовательной структуры/индивида при прямом или косвенном государственном субсидировании, а также существенно расширить права территорий и провайдеров образовательных услуг в сфере профобразования с целью максимального учета потребностей местного рынка труда.
В настоящее время наблюдается избыточная жесткость в регламентации содержания программ, форм и технологий обучения.
Предложения и рекомендации могут быть использованы региональными органами управления
Ученым секретарем диссер
учреждениями профобразования, торгово-промышленными палатами, бизнес-структурами и отраслевыми ассоциациями при разработке направлений развития системы переподготовки и повышения квалификации кадров для малого и среднего предпринимательства, и программ обучения.
Научные результаты исследования и разработанные автором методологические подходы могут быть использованы при разработке учебных планов и программ бакалавриата по направлениям подготовки «Менеджмент», «Экономика» и др., а также в части формирования компетенций, ориентированных на развитие предпринимательства.
Материал подготовлен ционного совета, д.э,н., профессором
Ярашевой А.В.
ПРЕЗЕНТАЦИЯ ПЕРВЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ИССЛЕДОВАНИЙ «ТАГАНРОГ - 47 ЛЕТ СПУСТЯ»
декабря 2014 г. на научном
9 семинаре ИСЭПН РАН состоялась презентация исследовательских проектов, выполненных институтом по заказу АНО «Совет по вопросам управления и развития». На презентации присутствовали специалисты АНО «Совет по вопросам управления и развития» во главе с его исполнительным директором, первым заместителем председателя Общественной палаты г. Москвы Бессоловой Ольгой Асланбе-ковной и научные сотрудники ИСЭПН РАН.
Семинар открыл директор ИСЭПН РАН, доктор социологических наук,
профессор Локосов В.В. Он поздравил участников проекта с завершением полевых работ, которые проводились в г. Таганрог летом 2014 г., и получением первых результатов. «Проект
Проект «Таганрог» был начат в 1967 г., т.е. 47 лет назад; он охватывает советский (25 лет) и постсоветский периоды — период 1990-х годов (7-8 лет) и годы устоявшихся рыночных отношений в экономике страны (14 лет). Сохранение методологических подходов в изучении благосостояния населения на всех этапах исследования позволяет проводить сравнительный анализ при изменении политического строя и экономи-
ческих отношений, делать обоснованные выводы о проведении реформ и их последствиях для российского населения. Бессменным научным руководителем всех этапов этих социологических исследований является д.э.н., член корр. РАН Римашев-ская Н.М.
Похожих исследований в мировой практике практически нет. В России квазилонгитюдное исследование было проведено под руководством Оси-пова Г.В. и Староверова В.И., результаты которого опубликованы в монографии «Копонка — 25 лет спустя». Вот, пожалуй, и все.
Социологический опрос населения в г. Таганрог в 2014 г. состоялся благодаря финансовой поддержке РФФИ и АНО «Совет по вопросам управления и развития». Сегодня представлены первые результаты социологических исследований, проведенных методами качественных интервью по проблемам дошкольного образования, семей с детьми-инвалидами и социальной защиты семей с детьми.
Результаты массового опроса населения будут представлены в конце 2015 г.
Руководитель проекта, доктор экономических наук, член корреспондент РАН Римашевская Н.М. свой доклад начала с истории развития социологии как науки в СССР. «В первой половине 1960-х годов состоялась первая социологическая конференция, а уже через несколько лет (1967-1968 гг.) в русле нового гуманитарного направления науки состоялось первое обследование населения по проблемам уровня и образа жизни в Таганроге». Далее руководитель проекта дала общую характеристику Таганрогских исследований, которым в 2014 г. исполнилось 47
лет. «По исторической ретроспективе, глубине научной разработки и комплексности рассмотрения условий, уровня, образа и качества жизни российского общества — это уникальное явление не только в национальной, но и мировой социальной науке».
«Таганрог — типичный российский город. Его типичность т.е. репрезентативность, была доказана статистическим анализом большого количества социально-экономических характеристик по 100 средним городам страны. Город Таганрог — один из немногих — не имел так называемых статистических «выбросов» в значениях показателей. Окончательный выбор пал на него, так как в 1960-х годах это был развитый промышленный центр. Руководство страны в тот период интересовали «настроения» рабочего класса, и этот южный русский город удовлетворял всем параметрам (статистическим и политическим)».
«Этот проект охватывает две кардинально различные эпохи — советскую и начало постсоветской (последняя треть прошлого века), а также сформировавшихся рыночных отношений (полтора десятилетия XXI века). Он состоит из пяти этапов, каждый из которых имел важное практическое значение. Объектом исследования является население как семья, домохозяйство. Предмет исследования — повседневный человеческий опыт, различные стороны жизнедеятельности, социально-экономические проблемы населения».
«Проект «Таганрог» — это квази-лонгитюдное исследование, которое основано на единых методологических подходах. Сравнение результатов разных этапов обследования возможно благодаря тому, что все они
имеют омнибус — постоянную часть инструментария (анкеты), которая включает вопросы о социально-демографическом составе семей, занятости, оплате труда и доходах, бесплатных социальных трансфертах и жилищных условиях. На каждом этапе в анкету включались вопросы по наиболее острым социально-экономическим проблемам населения. И в этом отношении обследование 2014 г. не исключение. Его цель — выявить влияние рыночных элементов на качество жизни городского населения».
Последний этап начался в 2013 г. В течение первого года совершенствовалась методика исследования, разрабатывался инструментарий и проводилось обоснование объемов выборки домохозяйств.
Второй год был посвящен полевым работам и изучению наиболее острых социальных проблем современности: доступность детских дошкольных учреждений, «безбарьерная» среда для инвалидов, выплата алиментов детям, социальная помощь семьям с детьми.
В 2015 г. будут обработаны данные анкетного опроса домохозяйств и подготовлен научный доклад.
Сегодня представлены результаты трех проектов по наиболее острым социальным проблемам, которые были реализованы в 2014 г. благодаря финансовой поддержке АНО «Совет по вопросам развития и управления».
Заместитель директора по научной работе, доктор экономических наук Александрова О.А. выступила с докладом «Дошкольное образование в типичном российском городе», подготовленным по результатам проекта, который был выполнен ею и н.с. ИСЭПН РАН Ненаховой Ю.С. До-
кладчик подробно рассказала о целях, методологии и методике исследования, представила основные результаты проекта:
• «проанализирована сеть городских учреждений дошкольного образования с точки зрения проводимой в стране реформы образования и выполнения майских указов Президента РФ. Выявлен острый дефицит муниципальных дошкольных учреждений, и в первую очередь, для детей ясельного возраста»;
• «сокращение дефицита мест для детей от 3 до 7 лет проводится в городе путем перепрофилирования помещений, предназначавшихся для развития детей, существенного увеличения числа детей в группах и сокращения мест в яслях»;
• «в муниципальных дошкольных учреждениях отмечен рост платных услуг за так называемые дополнительные занятия. Часто в разряд платных переводятся и услуги, связанные с минимально необходимой подготовкой к школе. Часть семей вынуждена отказываться от посещения ребенком детского сада, другие — от образовательных услуг частично или полностью. Этим объясняется и массовый переход детских садов из образовательных учреждений в учреждения по уходу и присмотру за детьми»;
• обнаружено резкое снижение доступности логопедической помощи в детских садах. Причины: сокращение штатов логопедов и часов их работы, а с недавнего времени — упразднение ставки логопеда в обычных детских садах.
• из интервью с родителями детей с ОВЗ был выявлен острый дефицит специализированных дошкольных учреждений;
• в интервью семьи с детьми дошкольного возраста отмечали снижение качества обучения и объемов занятий для развития детей в дошкольных учреждениях, хотя на вопрос анкеты 2/3 семей поставили этой характеристике оценку «хорошо». В заключении докладчиком были
сформулированы рекомендации по повышению доступности и качеству дошкольного образования.
Реализация Государственной Программы «Доступная среда» на 2011-2015 годы в настоящий момент находится в центре внимания Правительства РФ и общественности. В Таганроге была сделана попытка оценки ее эффективности путем проведения опроса инвалидов — тех категорий граждан, для которых она в первую очередь предназначена. С докладом «Государственная Программа «Доступная среда» и проблемы семей с детьми-инвалидами» выступила заведующая лабораторией ИСЭПН РАН, кандидат экономических наук Миграно-ва Л.А. Доклад подготовлен в соавторстве с научным сотрудником ИСЭПН РАН НенаховойЮ.С.
По данным опроса всего 9% из общего числа опрошенных инвалидов оценили качество «безбарьерной среды» положительно. Чтобы объяснить такой результат, был проведен анализ программ «Доступная среда на 20112015 гг.», которые реализуются на всех уровнях власти и управления — федеральном, региональном и муниципальном. Особое внимание уделялось муниципальной программе г. Таганрог на 2014-2020 гг., которая рассматри-
валась с учетом уже проведенных мероприятий в предыдущие годы. Основные выводы:
• проводимые в рамках программы мероприятия по доступности объектов социальной инфраструктуры не носят комплексного характера и ограничиваются в основном строительством пандусов;
• мероприятия по интеграции инвалидов в общество не имеют новаций и не учитывают специфических потребностей разных категорий инвалидов;
• целевой индикатор программ Ростовской области и г. Таганрог — 25% инвалидов, положительно оценивающих «доступную среду», — к концу 2015 г. вряд ли будет достигнут;
• Программа «Доступная среда», реализуемая на всех уровнях власти и управления, требует существенной корректировки, поскольку инвалиды под «безбарьерной средой» понимают значительно более широкий круг условий жизнедеятельности, чем это определено мероприятиями Программы «Доступная среда».
В г. Таганрог проживают 22,46 тыс. инвалидов (8,8% от общей численности населения), в том числе 575 — детей-инвалидов до 18-ти лет (2,5% от общей численности инвалидов в городе). «Именно эта малочисленная социальная группа — дети-инвалиды — имеет самые большие проблемы с интеграцией в общество, доступностью образовательных и медицинских услуг».
Выяснить это стало возможно только путем проведения интервью с их родителями, представителями общественной организации родителей детей-инвали-дов и инвалидов детства, со специалистами образователь-
ных учреждений. В городе открыты две школы для инклюзивного образования детей с проблемами слуха и зрения. Кроме того, работает одна коррекционная школа и один коррек-ционный детский сад, которые посещают дети с разными заболеваниями и разной ментальностью, что снижает качество образования, так как отсутствуют индивидуальные программы обучения. Надомное образование не выдерживает никакой критики. В регионе не только нет реабилитационных центров для детей-инвалидов, но и отсутствует бесплатная психиатрическая и логопедическая помощь для детей. Семьи с детьми-инвалидами, подавляющее большинство которых составляют неработающие одинокие матери, являются самыми нуждающимися. Со слов родителей детей-инвалидов, Администрация города им никак не помогает и общество в своем большинстве равнодушно к их проблемам.
Более широко проблемы социальной защиты семей с детьми были освещены в докладе научного сотрудника ИСЭПН РАН Марковой Н.Е. На данных государственной статистики и Управления социальной защиты г. Таганрог были проанализирована динамика численности и размеров социальной помощи семьям с детьми, начиная с пособия по беременности и родам неработающим женщинам и кончая детским пособием на ребенка
до 16-ти лет из малообеспеченных семей.
Основной вывод — федеральные и региональные социальные пособия семьям с детьми носят скорее символический характер (за исключением материнского капитала) и не позволяют удовлетворять насущные потребности этих семей.
На данных социологического опроса домохозяйств в г. Таганроге Марковой Н.Е. удалось раскрыть проблемы, связанные с уплатой алиментов на детей, разведенных родителей. Основные из них — неуплата алиментов (которая связана как с «исчезновением» плательщика, так и отсутствием официально оформленных их мест работы и заработка) и сокрытие фактических размеров заработков.
С заключительным словом выступила Бессоловова О.А., исполнительный директор АНО «Совет по вопросам развития и управления». Она, в частности, отметила, что ей были очень интересны все доклады, а полученные в ходе исследования выводы помогут экспертам Совета в их работе. «Мы также сформулируем свои вопросы, на которые надеемся получить ответы от разработчиков проекта после обработки всех данных опроса».
Тексты докладов Александровой О.А., Миграновой Л.А., и Ненаховой Ю.С. представлены в виде статей на страницах этого номера журнала.
Материал подготовлен к.э.н. Миграновой Л.А.