Педагогика
УДК 372.881. 1
учитель английского языка первой категории Материкина Маргарита Евгеньевна
ГБОУ Школа №1411 (г. Москва)
ПРЕЗЕНТАЦИЯ АНГЛИЙСКОГО УРОКА В ПРЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ РАЗРЕЗЕ ИНТЕРАКТИВНОГО ОБЗОРА
Аннотация. В статье рассматривается проблема использования образовательных ресурсов с помощью инновационных средств освоения в контексте новой образовательной парадигмы. Автором актуализирована проблематика методология освоения нового знания, которая рассматривает в своей дидактической основе режим активного взаимодействия субъектов образовательного процесса. Рассмотрен метод презентации в условиях интерактивной образовательной среды на примере изучения иностранного (английского) языка. Автор акцентирует внимание на привлечении как дидактического потенциала технологии для формирования языковых компетенций обучающихся, так и потенциала (активизируемых в процессе ее применения) психических процессов, обеспечивающих более эффективное и продуктивное усвоение иноязычного, материла. В статье интерактивный контекст презентации рассматривается как специальная форма организации познавательной деятельности обучающихся при изучении иностранного языка, сопровождаемая как методами интерактивных и мультимедийных технологий, так и методами технологии развития критического мышления. Автором рассмотрены этапы и стадии презентации урока в преобразовательном пространстве интерактива. Выявлены задачи и методологические решения для реализации каждой стадии при сохранении познавательного интереса и мотивации обучающихся. Приведены примеры использования учебного материала в рамках процесса интерактивного освоения методом презентации.
Ключевые слова: иностранный (английский) язык, презентация, методология интерактивного освоения образовательных ресурсов, обучающиеся, сущность интерактива в обучении, взаимодействие.
Annotation. The article considers the problem of using educational resources with the help of innovative means of development in the context of the new educational paradigm. The author has actualized the problematics of the methodology of mastering new knowledge, which considers in its didactic basis the active interaction of the subjects of the educational process. The method of presentation in the conditions of interactive educational environment on the example of studying a foreign (English) language is considered. The author focuses on attracting both the didactic potential of technology for the formation of the language competencies of students and the potential (activated in the course of its application) of mental processes that ensure more effective and productive learning of foreign language material. In the article, the interactive context of the presentation is considered as a special form of organization of the cognitive activity of students in the study of a foreign language, accompanied by both interactive and multimedia technologies and methods of developing critical thinking. The author examines the stages and stages of presentation of the lesson in the interactive space of the interactive. The tasks and methodological solutions for realization of each stage are revealed, while maintaining the cognitive interest and motivation of the students. Examples of the use of educational material as part of the process of interactive development by presentation method are given.
Keywords: foreign (English) language, presentation, methodology of interactive development of educational resources, students, the essence of interactive in learning, interaction.
Введение. Современные образовательные ресурсы все чаще требуют обращения к творческому опыту обучающихся, который формируется, исходя из самостоятельной деятельности, направленной на открытие нового знания, что составляет концепт новой образовательной парадигмы. В связи с этим концептуально меняется и методология освоения нового знания, которая все чаще рассматривает в своей идеолого-дидактической основе режим активного взаимодействия субъектов образовательного процесса[1; 7; 8].
Необходимо отметить, что большинство современных образовательных методических инноваций сегодня связаны с использованием интерактивной области средств, позволяющих продуктивно реализовывать процесс активного взаимодействия, что особенно важно для освоения языковых компетенций (в нашем случае skilto subskills в английском языке), что и определило тему и цель статьи [1; 2; 8].
Изложение основного материала статьи. Одним из наиболее распространенных средств интерактивных технологий является презентация, которая позволяет представить необходимый материал, используя потенциал психических процессов, обеспечивающих эффективное обучение. Рассматривая презентацию в преобразовательном пространстве интерактивного обзора следует акцентироватьвнимание на гораздо более продуктивных дидактических возможностях, позволяющих добиться активизации у обучающихся психических процессов, обеспечивающихся суммарным эффектов вербальных, звуковых и визуальных средств, которые одновременно взаимодействуют в рамках развития познавательного интереса, познавательной активности и формирования когнитивного стиля как фактора наличия у обучающихся высокого уровня интеллектуального развития и способности к индивидуализированной форме познавательного отражения. Это достигается благодаря тому, что интерактивный контекст презентации рассматривается как специальная форма организации познавательной деятельности обучающихся при изучении иностранного языка [1; 3; 5].
Считаем важным отметить, что презентация в условиях интерактивного обзора позволяет продуктивно реализовать, на наш взгляд, один из наиболее творческих методов при изучении языка, которым полноправно считается проектный метод. Возможности проектного метода в условиях интерактива презентации урока многократно увеличиваются. Это позволяет не только прогнозировать и достигать необходимые результаты овладения языков, но и добиваться формирования способности самостоятельного проектирования в дальнейшем собственной образовательной стратегии в достижении необходимых языковых компетенций [5; 7].
Следует упомянуть, что, если презентация языкового материала, как правило, начинается с освещения темы и обозначения целей и задач, то презентация в ракурсе интерактивного обзора будет начинаться с апеллирования к способности обучающихся определить тему и задачи самостоятельно. Для этого могут быть использованы такие методы и приемы как глоссирование, теговое глоссирование, добавление тезаурусного поля, составление тезауруса, метод «Корзины идей», которые (в зависимости от возраста обучающихся) могут сопровождаться соответствующей визуальной информацией. При этом необходимо помнить, что в
процессе прогнозирования актуальной темы и задач такого урока, учащиеся нуждаются в обеспечении комфортности условий, которые помогали бы им ощутить свою интеллектуальную состоятельность и успешность. Это позволяет сделать процесс интерактивного обучения более продуктивным [1; 8].
После определения темы урока следует определиться с формами организации дальнейшего процесса, которые в рассматриваемом нами аспекте могут быть представлены как в групповой, так и в индивидуальной работе, работе в парах, небольших группах, что может сопровождаться созданием творческих проектов, проектов на основе развития критического мышления, деловых и ролевых играх и т.п. Презентуя формы организации деятельности в рамках презентации урока на основе интерактивного плана, педагог способствует тому, что все обучающиеся не просто вовлечены в работу и процесс познания, а имеют дополнительную возможность рефлексировать по поводу того, какие знания у них имеются по данной теме, как они будут преподносить эти знания, как с помощью имеющихся знаний будут добывать или синтезировать новые (стадия «Вызов»). Например,
> умение активно работать с информацией на английском языке в контексте аналитических вопросительных форм на начальных этапах обучения (например, Howdoyousay ... inEnglish? How do you spell that? What does ... mean? I don't understand, can you repeat that? и т.д.) (Метод «Корзина идей»);
> применять такие способы интегрирования информации как кластерный подход, глоссирование, моделирование в более старших классах (например, classroominstruction: askandanswer, checkyouranswers, complete, correct, lookatpage, readthetip, ...) (Метод глоссирования, составления тегов, составление тезаурусного поля, лексем);
> научиться конструктивно выявлять имеющиеся по заданной теме знания (например, Whatdoesstepbrother (father-in-law, grandchildren, ...) mean? при изучении, например, такой темы как «Familyties») (Методы «Блицопрос», «Микрофон», «Мозговой штурм», выбранные в зависимости от формы организации).
Данный процесс в интерактивных условиях будет сопровождаться так называемым этапом мотивации, в ходе которого возникает и удерживается интерес к предложенной теме и способам ее освоения. На данной стадии осуществляется совместная интерактивная и творческая деятельность обучающихся в процессе познания, освоении учебного языкового материала. Презентация в условиях интерактива позволяет каждому внести в процесс свой индивидуальный вклад на основе обмена мнениями, идеями, знаниями и способами деятельности. Таким образом стадия «Вызов» в контексте этапа мотивации предопределяет стадию «Осмысление», опосредованную этапом конкретизации целей и задач урока, которая, как правило, сопровождается методами «Ожидания», позволяющими педагогу получить следующую информацию: -какие сложности могут возникнуть у того или иного обучающегося; -оценить уровень мотивации;
-какие приемы предпринять для сохранения атмосферы доброжелательности;
-как способствовать тому, чтобы сохранить личностное стремление и учет интересов каждого обучающегося;
-как осуществить взаимоподдержку;
-что предпринять, чтобы перевесим познавательную деятельность на более высокую ступень сотрудничества и кооперации и пр.
Поскольку концепт презентации в интерактиве исключает доминирующее положение как одного выступающего, так и превалирование одного мнения над другим, совместная деятельность предполагает совместное решение поставленных задач, но так, чтобы данная задача была значимой для каждого участника образовательного процесса. Стадия «Осмысление», которую можно конкретизировать вопросом «Что я хочу узнать?» (в ракурсе данной темы), предполагает в условиях интерактива научиться критически мыслить в режиме диалогового общения, конструктивно решать проблемные ситуации на основе конструируемых обстоятельств и владения определенным объемом соответствующей информации, а также осмысливать критически альтернативные мнения, принимать взвешенные решения в контексте дискуссионного общения.
На данной стадии определяются и организуются не только формы деятельности, но и выбираются способы работы с источниками информации. Стадия «Осмысления» сопровождается, как правило, тапами получения необходимой информации и интерактивным заданием, а также регулируется на основе следующих принципов:
-принцип проникающейинтерактивной технологии или применения образовательного ресурса для конкретных дидактических задач при обучении иностранному языку;
-принцип основной, определяющей или специальной технологии воспитательно-образовательного процесса;
-принцип монотехнологии, обеспечивающей функции обучения, контроля и управления учебным процессом при помощи педагога или компьютера (при обучении иностранному языку этот аспект реализуется в процессе обучающих компьютерных программ, отдельных уроков, модулей, которые должны быть соотнесены по лексическому, грамматическому и фонетическому материалу с основными уроками образовательного процесса);
-принцип обратная связь во взаимодействии; -принцип пошагового технологического процесса;
-принцип компетентностного и личностно-ориентированного подхода в рамках обучающей программы индивидуального темпа и управления [4; 6].
Средства стадии «Осмысление» в зависимости от возраста обучающихся могут варьироваться от специальных обучающих программ, которые могут быть применены в контексте презентационного интерактива («TripplePlayPlus-Английский в 3 приема», «Хиты Роботландии», «SingandLearnEnglish», «Правильный английский без скучных правил», «LingvaLand (Меда Хауз)») до апробирования средств презентации в рамках интерактивной экспериментальной площадки (например, «Создание языковой среды в общеобразовательной школе полного дня») и погружения в живой английский язык в режиме интерактивного общения с сверстниками-носителями языка [5].
На данной стадии урока средства презентации в условия интерактива позволяют реализоваться схеме коммуникационного взаимодействия «учитель - ученик + ученик - ученик», что обеспечивает реализацию
мотивационного потенциала обучающихся не только с помощью усилий педагога, но и с помощью самих обучающихся.
Метод презентации, используемый в контексте интерактивного обучения, позволяет сформировать у обучающихся способность к самостоятельному поиску, анализу новой и уже имеющейся информации, а также формулирования правильного решения проблемной ситуации. Все это подкрепляется навыками взаимодействия в команде, умениями проявления толерантного отношения к мыслям и идеям других, а также способности формулировать собственное мнение на английском языке, опираясь на определенные факты и четко выражать собственные мысли по заданной теме.
Стадия «Осмысления» в процессе завершения урока сменяется стадией «Рефлексии», которая подразумевает свободное изложение мыслей по проработанному материалу, формулирование собственных выводов, суждения. Наиболее эффективным методом, используемым на стадии «Рефлексии» с учетом концепции презентации в условиях интерактива, признана так называемая не-конференция или конференция нового формата BarCamp, автором-разработчиком которой является О'Рейли Т. Конференция создается самими обучающимися. В ходе нее делаются небольшие доклады по теме урока, обсуждаются идеи, презентуются мини-эссе.
Эффективно на всех стадиях и этапах подобного урока и использование интерактивной доски SMART Board, поддерживаемой программным обеспечением SMART Notebook, что позволяет реализовать в преобразовательном пространстве интерактивного обзора такие возможности как:
-использование цветных маркировочных кистей, при помощи которых можно структурировать какую-либо лексико-грамматическую конструкцию, выделить нужную форму смыслового глагола, произвести разметку различных типов предложений и пр.;
-на самом экране можно зафиксировать ход мыслей (при использовании методов «Корзина идей», составление кластеров или тезаурусного поля лексемы, наброски тегов, результаты глоссирования и пр.), а также запечатлеть ход и порядок работы на этапах и стадиях урока; при использовании репрезентативной функции экрана всегда можно вернуться к началу любого логического аспекта занятия;
-функциональная возможность «DragandDrop» позволяет осуществлять манипуляции с визуальными изображениями, которые могут быть достаточно результативно и эффективно использованы в процессе 1и Пстадий урока в контексте его анализируемой специфики;
-один слайд может включать несколько кадров данного урока, что помогает следить за ходом мысли, рассуждения в процессе работы над изучением учебного материала;
-все презентационные моменты урока можно сохранить и использовать для дальнейшей работы.
Выводы. Таким образом, считаем необходимым еще раз отметить, что рассматриваемая нами проблема актуализирует творческое использование интерактивных технологии и их средств в образовательном пространстве различных учебных заведений. Способствуя результативному формированию навыков и поднавыков владения иностранным языком, данная инновация позволяет разнообразить стили работы (интеграция с другими инновационными образовательными технологиями) и повысить качество коммуникационного взаимодействия обучающихся. Помимо этого, обогащается содержание самого урока, увеличивается темп работы и наполняемость психолого-педагогического сопровождения, основанного на объективном анализе мотивации, включенности в процесс различных видов деятельности, что обеспечивает повышение интереса к изучению языка и развивает высокую познавательную активность.
Литература:
1. Беляева, О. Н. использование интерактивных технологий при коммуникативном обучении иностранному языку [Электронный ресурс]/ О. Н. Беляева. - 2016. - Режим доступа: http://xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai/%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D0%B8/590708/
2. Джуманова, Л. С. Применение мультимедийных технологий в обучении иностранным языкам / Л. С. Джуманова, М. К. Тулегенова // AustrianJournalofHumanitiesandSocialSciences. - 2014. - № 1-2. - С. 141-147.
3. Иванова, Е. В. Интерактивные методы и формы обучения на уроках английского языка [Электронный ресурс] / Е. В. Иванова. - 2012. - Режим доступа: https://nsportal.ru/shkola/inostrannye-yazyki/angliiskiy-yazyk/library/2012/11/07/statya-interaktivnye-metody-i-formy
4. Манторова, И. В. Представление учебной информации мультимедийными средствами как фактор повышения качества усвоения знаний. Дисс. канд. пед. наук / И. В. Манторова. - Карачаевск, 2002.
5. Петрушина, А. В. Коммуникативное развитие учащихся средствами дидактической игры и организации языковой среды в образовательном учреждении: Монография / А. В. Петрушина и др. - МОУ ДПО «НМЦ», 2006. - 104 с.
6. Титова, С. В. Некоторые теоретические проблемы использования компьютерных технологий в образовании [Электронный ресурс] / С. В. Титова. - Режим доступа: learnteachweb.ru/articles/Some-theoretical-problems.doc
7. Цыбенко, Э. О. Нетрадиционные методы с элементами творческих заданий в обучении иностранному языку в вузе / Э. О. Цыбенко // Северо-Кавказский психологический вестник. - 2013. - № 2. -С. 51-54.
8. Шутова, Г. Активные и интерактивные методы обучения: обзор, классификация, примеры. Что такое активные и интерактивные методы на уроке? [Электронный ресурс]/ Г. Шутова. - 2017. - Режим доступа: pedsovet.su/metodika/5996_aktivnye_i_interaktivnye_metody_obucheniya
Педагогика
УДК 373'013
кандидат педагогических наук, старший преподаватель Михайлова Дарья Ивановна
ФГАОУ ВО «Белгородский государственный национальный исследовательский университет» (г. Белгород); кандидат педагогических наук, доцент Остапенко Светлана Ивановна
ФГАОУ ВО «Белгородский государственный национальный исследовательский университет» (г. Белгород)
АЛГОРИТМ ДИАГНОСТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ БУДУЩЕГО КЛАССНОГО
РУКОВОДИТЕЛЯ
Аннотация. В статье поднимается проблема подготовки будущих классных руководителей к диагностической деятельности. Показано проблемное поле объекта исследования. Опираясь на опыт психолого-педагогической литературы, рассмотрено понятие «алгоритм диагностической деятельности», изучен алгоритм диагностической деятельности учителя, педагога. Доказывается, что, несмотря на имеющийся теоретический задел, наблюдается необходимость изучения диагностической деятельности будущего классного руководителя в связи с учетом специфики его будущей воспитательной деятельности. На основе анализа результатов констатирующего эксперимента делается вывод о необходимости разработки диагностических заданий, необходимых в воспитательной деятельности будущих классных руководителей. Также авторы видят необходимость в алгоритмизации диагностических заданий, цель которых заключается в обучении будущих педагогов-воспитателей рефлексии своей диагностической деятельности, ее своевременной коррекции, дальнейшем планировании.
Ключевые слова: алгоритм, диагностика, диагностическая деятельность, будущий классный руководитель, подготовка будущих педагогов-воспитателей.
Annotation. The article raises the problem of the preparation of future form teachers to the diagnostic activity. The article shows the problem field of research object.The notion of «algorithm diagnostic activity», the algorithm of diagnostic work of the teacher was studied by means of psychological and pedagogical literature. It is proved that although there is a theoretic groundwork, there is need to study the diagnostic activity of the future form teachers in connection with the taking into account its specific activities.On the basis of results analysis of ascertaining experiment we can conclude that there is a necessity to creatediagnostic tasks required in the educational activity of the future form teachers. Also, the authors see a need for algorithmization diagnostic tasks, the purpose of which is to train future form masters reflection of its diagnostic activities, their timely correction, further planning.
Keywords: algorithm, diagnostics, diagnostic activity оf a form-master, preparation offuture teachers.
Введение. На современном этапе развития системы образования особое внимание уделяется качественно новым требованиям к организации и содержанию профессиональной подготовки будущих педагогов в высших учебных заведениях педагогической направленности. Так, согласно федеральным документам последних лет («Национальная стратегия действий в интересах детей на 2012-2017 гг.», «Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 гг.» «Профессиональный стандарт педагога» и др.), диагностическая деятельность будущих педагогов-воспитателей является одним из основных направлений их воспитательной деятельности.
Формулировка цели статьи. Диагностическая деятельность будущего педагога-воспитателя должна быть направлена на решение поставленной педагогической задачи, а её осуществление возможно в соответствии с некоторым алгоритмом. Все вышесказанное позволяет сформулировать цель и задачи исследования: теоретическое обоснование алгоритма диагностической деятельности будущего классного руководителя, изучение алгоритма диагностической деятельности будущего классного руководителя на базе Педагогического института НИУ «БелГУ».
Изложение основного материала статьи. Алгоритм диагностической деятельности - это последовательность совокупности диагностических процедур, шагов, операций, циклов и стадий диагностирования педагогических объектов и явлений (от постановки диагностических задач до выработки диагностических прогнозов, корректирующих мер и последующего мониторинга развития данного объекта, явления). Необходимым условием его применения является наличие диагностической ситуации и диагностического уровня информации [2].
Алгоритм диагностической деятельности педагога достаточно подробно представлен в диссертационном исследовании А.В. Сеничкиной, которая определяет следующие этапы: 1) формулировка проблемы; определение целей, задач, объектов диагностики; 2) определение критериев, показателей объекта диагностирования; 3) подбор методик для решения поставленных задач; 4) сбор информации с помощью диагностических методик; 5) количественная и качественная обработка полученных результатов; 6) выработка и формулировка педагогического диагноза; 7) выработка и формулировка педагогического прогноза развития объекта; 8) разработка коррекционных мер [7, с. 17].
Действия и операции учителя, осуществляющего диагностическую деятельность, состоят в отборе релевантного диагностического инструментария, которому предшествует тщательный анализ педагогической ситуации и формулировка проблемы, в феноменологии задачи, проведения диагностического изучения, анализа полученных результатов, интерпретации и сравнении с имеющейся информацией о ребенке, сопоставлении и выводах [3].
Известно, что основные воспитательные функции в работе с детьми возлагаются на классного руководителя. Учитывая особенности работы классного руководителя, считаем, что алгоритм диагностической деятельности педагога-воспитателя, может быть представлен с помощью следующей логики операций (действий): 1) определение объекта и предмета диагностики; 2) постановка цели диагностики в деятельности классного руководителя; 3) определение критериев, показателей предмета диагностики; 4) отбор методов, системы методов диагностики (составление диагностической программы) по реализации цели диагностики; 5) реализация методов диагностики в непосредственном педагогическом взаимодействии (реализация диагностической программы); 6) осмысление (анализ) результатов диагностики; 7) выделение уровней развития предмета диагностики; 8) учет, фиксирование результатов диагностики; 9) дальнейшее построение воспитательной деятельности на основе педагогической диагностики. Такой алгоритм считаем