Превращение Индии в одного из ключевых внешнеторговых партнеров России: причины и перспективы
India's transformation into one of Russia's key foreign trade partners: reasons and prospects
Володин Андрей Геннадиевич
Главный научный сотрудник Института научной информации по общественным наукам Российской академии наук (ИНИОН РАН), доктор исторических наук
Andrey G. Volodin
Chief Researcher, Institute of Scientific Information on Social Sciences of the Russian Academy of Sciences, Doctor of Historical Sciences
Аннотация
В статье исследуется эволюция внешнеэкономических связей СССР/России и Индии с момента завоевания независимости до наших дней. Автор обращает внимание на сложную траекторию эволюции внешнеэкономических связей двух стран, начавших восходящий путь развития с середины 1950-х годов. Геополитический стержень неизменно присутствовал в советско-индийских отношениях. Советский Союз оказывал Индии масштабную поддержку в процессе индустриализации «крупнейшей демократии мира», повышения уровня обороноспособности страны, развития научных исследований и их практического применения. После Договора о мире, дружбе и сотрудничестве 1971 г. двусторонние отношения поднялись на уровень стратегического союзничества, что напрямую повлияло на интенсивность межгосударственных внешнеэкономических связей. После распада СССР двусторонние отношения Индии и «новой» России вступили в полосу неопределенности и лишь с начала нынешнего века начали трудный путь восхождения. События 24 февраля 2022 г. сообщили мощный импульс интенсификации внешнеторговых отношений двух стран, которые требуют диверсификации и реального вовлечения регионов обеих стран в процесс развития внешнеэкономической деятельности.
Abstract
The article examines the evolution of the USSR's/Russia’s foreign economic relations with India from the moment of independence to the present day. The author draws attention to the complex trajectory of the evolution of foreign economic relations between the two countries, which began an upward path of development in the mid-1950s. The geopolitical core has always been present in Soviet-Indian relations. The Soviet Union provided India with large-scale support in the process of industrialization of the " the world’s largest democracy", sustaining and increasing the country's defense capability, developing scientific research and their practical application. After the Treaty of Peace, Friendship and Cooperation of 1971, bilateral relations rose to the level of strategic alliance, which directly affected the intensity of interstate foreign economic relations. After the collapse of the USSR, bilateral relations between India and the "new" Russia entered a period of uncertainty and only since the beginning of this century began a difficult ascent. Events of February 24, 2022 gave a powerful impetus for the intensification of foreign trade relations between the two countries, which require diversification and the real involvement of the regions of both countries in the development of foreign economic activity.
Ключевые слова
Индия, Советский Союз, Россия, двусторонние внешнеэкономические связи, стратегическое союзничество, военно-техническое сотрудничество, атомная энергетика, диверсификация внешнеторговых связей, геополитический фактор внешнеэкономических связей.
Keywords
India, the Soviet Union, Russia, bilateral foreign economic relations, strategic alliance, military-technical cooperation, nuclear energy, diversification of foreign trade relations, the geopolitical factor of foreign economic relations.
Превращение Индии в одного из ключевых внешнеэкономических партнеров России имело основательную материальную/политэкономическую и историческую подоснову. Дипломатические отношения между Советским Союзом и Индией были установлены до обретения «крупнейшей демократией мира» политического суверенитета, в апреле 1947 г. Однако до начала 1950-х годов двусторонние отношения складывались непросто. Тем не менее на начальном этапе их развития, отмечает историк В.П.Кашин, «несмотря на взаимное недоверие, личностные факторы и особые подходы глав правительств двух стран (И.В.Сталина и Дж. Неру – А.В.), была заложена необходимая база для развития и углубления многогранного и взаимовыгодного сотрудничества народов России и Индии» [Кашин 2022, с. 33]. Помимо этого, в тогдашнем биполярном мире, пропитанном духом холодной войны, занимаемая Индией позиция нейтралитета ограничивала возможности Дели развивать многопрофильные отношения с Москвой; видимо, поэтому до середины 1950-х годов «советско-индийские отношения были относительно прохладными» [Лунев 2017, с. 26].
Положительные сдвиги в советско-индийских отношениях к середине 1950-х годов произошли, как представляется, под влиянием группы политэкономических факторов. Форсированное восстановление народного хозяйства СССР в 1945-1950 гг. (иногда в литературе называемое «русским чудом») позволило советскому руководству вернуться к геополитическим идеям В.И.Ленина об Индии, Китае и России как о «хартленде», т.е. сердцевине Евразии; но уже на новой политэкономической основе. В.И. Ленин в 1908 г. сформулировал идею о «центральном» положении России, Индии и Китая в Евразии. Объединение этих трех «периферийных» геополитических сил не только укрепило бы «хартленд» (сердцевину мира), но и положила бы начало перегруппировке сил в мировой политике, имеющей целью лишить Запад его привилегированного положения в глобальной системе.
Итак, официальная Москва начинает принимать в расчет стремление к самостоятельному поведению имущих классов Индии в мировом пространстве; подобные «экзистенциальные» геополитические установки непосредственно вытекали из «бомбейского плана» 1944 г. и его основных положений. Как известно, первый премьер-министр Индии Джавахарлал Неру (1947-1964) особое ударение делал на экономической независимости Индии как решающей гарантии политического суверенитета. Таким образом, выявившаяся плотная сопряженность стратегий развития Индии и Советского Союза предопределила и само направление поисков характера и структуры двусторонних внешнеэкономических связей.
Стоит отметить, что геополитический стержень незримо и неизменно присутствовал в советско-индийских отношениях. Советский Союз оказывал Индии масштабную поддержку в процессе индустриализации народного хозяйства «крупнейшей демократии мира», повышения уровня обороноспособности страны, развития научных исследований и их практического применения. Кредиты Индии предоставлялись на выгодных условиях: их можно было возвращать в индийских рупиях (пример, достойный подражания в нынешних условиях). Стоит отметить, что в кредит отпускались и ВВТ (вооружения и военная техника). Энергоносители, металлы, удобрения и другие важные для Индии товары народнохозяйственного назначения торговались по клирингу. Более того, возникали своеобразные внешнеэкономические «треугольники» (например, Москва-Дели-Багдад), которые, не используя тогдашние свободно конвертируемые валюты (доллары), удовлетворяли потребности вовлеченных во внешнеэкономические обмены стран в товарах, необходимых для развития их национальных экономик.
Столь нетривиальный, творческий подход к развитию такой консервативной сферы межгосударственных контактов, как внешняя торговля, позволял добиваться и качественных сдвигов в структуре национальной экономики Индии. Так, нельзя не отметить, что нынешние крупнейшие индийские компании, например, BHEL, Oil and Natural Gas Corporation (ONGC), Hindustan Aeronautics Limited (HAL), а также гиганты металлургической промышленности поднимались на вершины экономической иерархии в процессе сотрудничества с Советским Союзом [Дас Кунду 2016]. Наконец, с помощью СССР в Индии был создан топливно-энергетический комплекс, построены крупнейшие сталелитейные заводы и нефтеперерабатывающие комбинаты. Сотрудничество в области науки в1970-1980-е годы охватило и сферу исследования и освоения космического пространства.
«Стратегическое союзничество» наших стран, начало которому положил Договор о дружбе, сотрудничестве и взаимопомощи 1971 г., опиралось на прочный фундамент, заложенный в предшествующие полтора десятилетия. Важным элементом этого фундамента было сотрудничество в сфере высшего образования. Так, первый индийский Технологический институт, одна из «кузниц» подготовки кадров высшей квалификации, был основан в Бомбее (ныне Мумбай) при поддержке Советского Союза. СССР, отмечает индийская исследовательница Н.Дас Кунду, «был настоящим партнером и во многих отношениях помогал Индии стать более самодостаточной» [Дас Кунду 2016]. Можно сказать, что с учетом геополитического «веса» обеих стран, Индии и СССР, отношения между ними постепенно обретали глобальное измерение. В 60-е, и – особенно – в 70-е годы XX в. наши отношения с Индией имели все основные признаки стратегического союзничества: сходство либо близость позиций по фундаментальным проблемам мирового развития, тесная координация действий в международных организациях и на форумах, развитые кооперационные связи между государственными институтами СССР и Индии, доверительные отношения между руководителями наших стран. В этот период в общей стратегии советской внешней политики Индия исполняла роль эффективного противовеса Китаю, особенно в условиях начавшегося тогда американо-китайского сближения. По-своему действенной была и фактическая поддержка Индией политики Советского Союза в Афганистане.
После трагической кончины Индиры Ганди в 1984 году новое руководство страны во главе с ее старшим сыном Радживом начало осторожную диверсификацию внешней политики (включая развитие отношений с США и Китаем), не сказавшуюся, однако, на уровне и качестве советско-индийских отношений.
Неблагоприятные изменения наступили несколько позже, в конце 1980-х годов. Как известно, во второй половине 80-х годов стали очевидными системные дефекты советского экономического механизма, что отрицательно сказывалось на эффективности внешней политики страны. Такого рода изменения проявились и в советско-индийских отношениях. С одной стороны, на высшем уровне подтверждалась решимость развивать двусторонние отношения, наполнять их новым содержанием. С другой стороны, советско-индийские отношения по сути дела стагнировали, что с зеркальной точностью отражало нарастающую неспособность позднесоветского государства стимулировать и диверсифицировать двусторонние внешнеэкономические связи с Индией. Иными словами, деградация хозяйственной системы прямым и отрицательным образом сказывалась на действенности внешней политики Советского Союза.
Не следует, однако, забывать о внутриполитическом измерении советско-индийских отношений. Тяжелым испытанием для двусторонних отношений стали годы «перестройки» и «либеральных реформ», в результате которых интенсивность нашего сотрудничества качественно снизилась. Россия утратила завоеванные на индийском рынке позиции. Подорванным оказался и наш политический авторитет [Елистратов 2022]. Можно сказать, что 1990-е годы в российско-индийских отношениях были «эпохой безвременья». Взаимное отчуждение определенно усиливала и разновекторность экономических реформ в наших странах. В 1990-е годы фигурировали различные объяснения причин стагнации двусторонних внешнеэкономических связей. Согласно «широкой» интерпретации, экономические преобразования в Индии и России начала 1990-х годов двигались, образно говоря, по расходящимся траекториям, поэтому индийская экономика оказалась не заинтересована в российской продукции, за исключением сырьевых товаров. По «узкой» версии, качество российских изделий резко снизилось в результате распада СССР, что особенно сказалось на военно-техническом сотрудничестве между двумя странами. Видимо, обе эти версии дополняют друг друга.
Действительно, экономические реформы в Индии, при всей их «рыночной» ориентированности, преследовали цель дальнейшей индустриализации страны, тогда как «либеральные реформы» в России возвращали нашу страну на положение зависимой периферии мирового хозяйства; при такой «модели» развития государство как субъект преобразований было сознательно ослаблено, а участие России в мировой экономике было ограничено ролью поставщика минерально-сырьевых ресурсов на мировой рынок. Сфера российско-индийских внешнеэкономических связей объективно сжималась до торговли сырьевыми товарами. Правда, сохранялось и в определенной степени расширялось военно-техническое сотрудничество, набравшее устойчивую инерцию в советский период; начиналось сотрудничество в сфере «неклассической»/атомной энергетики. Однако в целом внешнеэкономические связи оказались «свернутыми».
Каковы были политэкономические причины резкого «сжатия» объемов и номенклатуры российско-индийских внешнеэкономических связей? Причин было несколько. Можно констатировать, что у индийской стороны сохранялись (и сохраняются) определенные претензии к методам развития индийско-российских отношений нашей страной, особенно в сфере внешнеэкономических связей.
1. В России, как полагали тогда в Дели, был фактически утрачен стратегический контроль государства над развитием внешнеэкономических связей. Неизбежным следствием «дерегулирования» внешнеэкономических связей стали: а) отсутствие долгосрочной концепции двусторонних отношений в данной области; б) нарушение дисциплины поставок в Индию продукции российских предприятий и прогрессирующее ухудшение качества экспортируемых изделий (в том числе по линии военно-технического сотрудничества); в) стагнация межрегиональных отношений двух стран (т.е. прямых, или «горизонтальных» связей между субъектами российской и индийской федераций) – реальной политической базы поддержки нашей страны в индийском обществе и электорате.
2. Российская сторона, по мнению индийских партнеров, фактически устранилась от диалога с Индией по текущим и перспективным проблемам двусторонних отношений, что делало трудновыполнимыми планы наращивания объемов внешнеэкономических связей в кратко – и среднесрочной перспективе.
3. Отрицательно влияло (и по сей день влияет) на развитие взаимопонимания двух стран фактическое прекращение сотрудничества между Россией и Индией в сфере общественных наук, во многом благодаря которому в прошлом и осуществлялся обмен необходимым опытом между государствами, и вырабатывались подходы к важным внешнеполитическим решениям, напрямую затрагивавшим их интересы.
Блокирующее влияние на развитие российско-индийских внешнеэкономических связей оказывала также группа факторов культурно-политического происхождения. Данные факторы можно обобщить следующим образом.
1.Развивая «стратегическое партнерство» с Россией, правящие круги Индии (точнее, их влиятельные группы) тогда исходили из уже устоявшихся в Дели представлений о перемещении нашей страны во «вторую лигу» мировой политики. В сформировавшейся системе внешнеполитических координат Россия в то время рассматривалась политическим истеблишментом Индии как региональное государство с ограниченным влиянием на ход мировых событий.
2.Объем внешнеэкономических связей России и Индии, несмотря на усилия политических руководителей и дипломатических служб двух стран, в начале нынешнего века оставался незначительным, около 10 млрд. долл.; он не был сопоставим с обменом товарами, услугами и знаниями Индии с Соединенными Штатами Америки и Китаем. Бизнес-сообщество Индии подчеркивало свою заинтересованность в приоритетном развитии именно индийско-американских и индийско-китайских связей, тогда как российско-индийские торгово-экономические отношения развивались словно по инерционной траектории, как своеобразная дань истории советско-индийских отношений.
3. Значительным ресурсом развития наших отношений с Индией изначально был интеллектуально-культурный потенциал взаимодействия двух стран. Однако к началу нынешнего столетия интеллектуальная, культурная и идеологическая основа двусторонних отношений была разрушена «до основания» (наглядный пример – вялая реакция массовых слоев населения на «Год России в Индии» и на «Год Индии в России»).
4. Наконец, у нового поколения индийской политической элиты сформировался негативный геополитический образ нашей страны; новая элита с явным неодобрением восприняла самоликвидацию «советской сверхдержавы» и поведение российской власти в 90-е годы («подобострастие» новых элит в отношении Запада, «уход» из Индии и Востока в целом, деиндустриализацию страны под воздействием «либеральных реформ» и проч.) и теперь сомневалась в способности России вернуть себе статус одного из значимых «гравитационных полей» мировой политики.
Изменения во внешнеэкономических связях России и Индии начались после визита Президента России в Индию (октябрь 2000 г.). Суть дела, однако, состояла в том, что драгоценное историческое время было упущено и что когда-то занятые нашей страной внешнеэкономические «ниши» начали успешно осваивать другие страны. Несформированность в России стратегии развития страны и, как следствие, отсутствие долгосрочной концепции внешнеэкономических связей предопределяли (и предопределяют) необходимость «точечных» действий в двусторонних отношениях с Индией, прежде всего в тех областях, где у нашей страны пока сохраняются конкурентные возможности, т.е. в атомной энергетике, сотрудничестве в освоении космического пространства, энергетическом машиностроении, создании перспективных/футуристических видов вооружений. Такого рода межгосударственная промышленная кооперация могла бы внести немалый вклад в укрепление конкурентоспособности России как значимого «игрока» в мировом экономическом пространстве.
Далее, можно было бы предложить индийской стороне «пилотные» проекты в таких отраслях промышленности и знания, как фармацевтика, гражданское авиастроение, сельскохозяйственная наука и агропроизводство (в частности, минеральные удобрения). Индию давно интересуют наши исследования и практические результаты в создании новых материалов, особенно сейчас, когда успешная экономическая реформа позволяет использовать их в модернизируемых сегментах экономики, включая наземные и воздушные транспортные системы. Помимо этого, Индия готова принять участие в коммерциализации некоторых технологических разработок, созданных в отечественных естественных, точных и технических науках. Наконец, представляется целесообразным «реинституционализировать» контакты между обществоведами двух стран (по направлениям взаимной заинтересованности), тем более что социальные науки Индии принадлежат к числу наиболее развитых в мире.
2010-е – начало 2020-х годов были отмечены усилиями властей России и Индии активизировать двусторонние внешнеэкономические отношения. В принципе эти усилия оказались результативными, но коренной перелом в этой сфере двусторонних отношений так и не произошел. Расширению объемов двусторонней торговли помогла своеобразная историческая случайность. События 24 февраля 2022 г. и порожденные ими явления и процессы усилили обоюдное стремление России и Индии к расширению взаимовыгодного сотрудничества. «Постпандемийный» (восстановительный) экономический рост в Индии, а равно и «всеобъемлющие» антироссийские санкции коллективного Запада подтолкнули Россию к «концептуальному» изменению «либеральной» модели развития и повысили совместимость российского и индийского алгоритмов социально-экономической трансформации. Индийское общество и значительная часть его «стратегических» элит в целом положительно отнеслись к намерению российского руководства восстановить мирополитические позиции страны, существовавшие до распада Советского Союза.
Со своей стороны официальная Москва, начавшая активно отстаивать интересы Мирового большинства и строить новый полицентрический международный порядок, использовала факторы энергичного экономического роста Индии и намерение «крупнейшей демократии мира» стать защитником «глобального Юга», его экзистенциальных устремлений и морально-нравственных ценностей. Иными словами, начало стратегического возвращения России в Индию было положено, чему в немалой степени способствовали заложенные в предыдущие десятилетия организационные основы российско-индийского «всеобъемлющего» стратегического партнерства. Философскую основу «возвращения» России в Индию составило понимание энергичного экономического роста как основы дальнейшего укрепления принципов «стратегической автономии» государства-цивилизации в мировой экономике и международной системе.
На первом этапе повторного «открытия Индии» Россией основной сферой двусторонних экономических связей предсказуемо стало сотрудничество в области «классической» энергетики. Ответ на вопрос о емкости энергетических потребностей Индии предполагает рассмотрение обеспеченности «крупнейшей демократии мира» собственными минерально-сырьевыми ресурсами и основных географических направлений ее внешнеторговых отношений в области «традиционной» энергетики. В настоящее время Индия – самая густонаселенная страна мира и один из главных потребителей энергетических ресурсов на планете.
Сегодня Индия является третьим крупнейшим в мире потребителем энергии, после Китая и США. Потребление энергии по основным источникам ее происхождения выглядит следующим образом: уголь (около 46% всей потребляемой энергии), нефть (29,5%), природный газ (6,2%), атомная энергия (1,1%), гидроэнергия (3,9%), возобновляемые источники (3,4%). Специалисты отмечают, что к 2030 г. зависимость Индии от зарубежных источников энергии может возрасти до 53%. Так, в стране около 80% электроэнергии вырабатывается из ископаемого топлива. Вследствие высоких темпов экономического роста Индия превратилась в один из наиболее емких в мире энергетических рынков. Эксперты выделяют четыре движущие силы растущей емкости индийского рынка энергии: 1) энергичный экономический рост в этой стране, требующий бесперебойного притока источников энергии; 2) неуклонно растущие доходы домохозяйств (численность среднего класса в стране оценивается в 250-300 миллионов человек; по другим оценкам – чуть более 200 млн. человек), предполагающие увеличение потребления электроэнергии, в т.ч. для приготовления разнообразной индийской пищи; 3) ограниченные внутренние запасы энергии в стране, что предполагает активную внешнеэкономическую деятельность государства; 4) необходимость максимального уменьшения рисков использования «грязных» видов энергии, что в свою очередь стимулирует развитие наиболее современных направлений энергетической политики страны.
Ощущая нехватку собственных энергетических ресурсов, власти Индии (в лице государственной нефтегазовой компании Oil and Natural Gas Corporation – ONGC), приобрели лицензии на использование нефтяных месторождений в таких странах, как Судан, Сирия, Иран и Нигерия, причем деятельность ONGC в Исламской республике Иран имела следствием дипломатические «трения» с Соединенными Штатами Америки. Сознавая геополитическую уязвимость региона Ближнего и Среднего Востока, индийские энергетические компании (прежде всего ONGC и частнокорпоративная группа Reliance Industries) приступили к разведке на нефть и газ в нескольких регионах Индии (штат Раджастхан, бассейн рек Кришна и Годавари на территории штата Андхра Прадеш, а также в северо-восточных штатах страны). Можно сказать, что уплотнение сотрудничества с Россией в сфере «классической» энергетики после 24 февраля 2022 г. оказало живительное воздействие на индийскую экономику в целом. Также на территории Индии расположены более 60 месторождений сланцевого газа, однако их запасов хватит не более чем на 20 лет эксплуатации. Наконец, индийские энергетические компании эксплуатируют шельфовое месторождение газа в Мозамбике. Осознавая ресурсную недостаточность Индии, официальный Дели придает политическое значение проекту газопровода по маршруту Иран-Пакистан-Индия.
Индия, второй в мире импортер угля, ежегодно ввозит более 150 млн. тонн этого минерального сырья. В Индии располагается крупнейшая в мире угольная компания Coal India Ltd., которая контролирует 85% производства данного минерального продукта в этой стране. Тепловые электростанции, работающие на угле, обеспечивают до 59% всей вырабатываемой в стране электроэнергии. Не менее важной сферой применения угля выступает производство цемента, где все шире используется импортируемое минеральное сырье. По официальным данным, в 2022/23 ф.г. Индия импортировала почти 209 млн. тонн как энергетического угля (нередко используемого в работе теплоэлектростанций), так и коксующегося угля, которого было ввезено в страну более 57 млн. тонн. Оценивая общую динамику изменения структуры энергетического баланса страны, индийские специалисты признают, что замена угля более экологически чистыми и дорогостоящими источниками энергии пока, несмотря на оптимистические заявления местных политиков, остается делом далеко не близкой исторической перспективы.
Официально заявленная цель энергетической политики Индии состоит в: 1) увеличении внутренней выработки энергии и снижении национальной энергетической «недостаточности» и 2) активном развитии альтернативных источников энергетических ресурсов, таких как: атомная энергия, солнечная энергия и энергия ветра. На начало 2022 г. зависимость Индии от зарубежных источников энергии составляла 40,9%. Премьер-министр Н.Моди недавно выступил с политическим заявлением, смысл которого в том, что до 2070 года Индия станет «свободной» от углеводородных источников энергии (Zero carbon emission), однако обозреватели-скептики иронически замечают, что до этой удаленной даты «нужно еще дожить». Подобные заявления – естественная реакция официальных кругов Индии (а также Китая и других стран Мирового большинства) на постоянное давление Запада, настаивающего на «зеленом переходе» стран «глобального Юга» к экологически чистой экономике. В то же время в правящих кругах Индии влиятельна точка зрения, согласно которой коллективный Запад далеко не бескорыстен в стремлении освободить человечество от «грязных» источников энергии: настаивая на «зеленом переходе» развивающихся стран, развитые страны во главе с США преследуют далеко не филантропическую двуединую цель – снизить цены на энергоносители для себя и одновременно затормозить экономический рост не только Индии и Китая, но и «глобального Юга» в целом.
Для реалистического понимания перспектив российско-индийских внешнеторговых отношений чрезвычайно важны прогнозы энергопотребления в Индии на среднесрочную перспективу (10-15 лет). Так, один из сценариев будущего энергопотребления в Индии выглядит следующим образом. Ожидается, что к концу 2040 г. население «крупнейшей демократии мира» увеличится на 270 млн. человек (видимо, в основном за счет представителей низких и низших каст), что неизбежно спровоцирует «скачок» энергопотребления в стране. Одновременно увеличение потребления энергии в Индии будет происходить за счет неуклонного роста потребностей среднего класса (даже если исходить из допустимости умеренного демографического роста этой социальной общности, в настоящее время насчитывающей, по разным оценкам, от 200 до 300 млн. человек) и их неизбежной диверсификации. Еще одним источником роста энергопотребления в стране станут уже создаваемые «умные города» (‘smart cities’) числом около 100 единиц, а равно и массированная электрификация индийских деревень. Несомненно, в рост общей суммы энергетических потребностей внесет немалый вклад программа ‘Make in India’, реализация которой потребует дальнейшего стимулирования роста и развития колоссальной массы малых, мелких и средних предприятий (Micro, Small and Medium enterprises). Предполагается, что к концу 2040 г. потребности Индии в энергии возрастут вдвое и составят 11% от общемировых запросов.
Для прогнозирования кратко- и среднесрочных перспектив развития внешнеторговых связей России и Индии целесообразно ответить на конкретный вопрос: каковой видится на данном отрезке времени роль «конвенциональных» источников энергии (включая уголь) индийским специалистам? На наш взгляд, имеет смысл выделить два принципиальных обстоятельства.
1. В условиях постоянно увеличивающихся потребностей энергично развивающейся индийской экономики отказ (от) либо резкое сокращение роли «традиционных» источников энергии в хозяйственном развитии страны представляются сугубо гипотетическими траекториями будущей энергетической политики «крупнейшей демократии мира». Напротив, значение «конвенциональных» источников энергии в общей энергетической стратегии Индии как минимум не уменьшится.
2. Курс ООН на достижение «целей устойчивого развития» (‘Sustainable Development Goals’), официально одобренный Дели, будет дисциплинировать индийских промышленников, направлять их усилия на максимально возможную защиту среды обитания, тем более что в Индии проблема климатических изменений стоит исключительно остро и имеет историю, значительно более длительную, нежели «зеленая повестка» на «коллективном Западе».
Индийские специалисты, учитывая сложности климатических процессов и в Индии, и в остальном мире, предлагают своего рода «гибридный» энергетический сценарий будущего. Суть этого «сценария» сводится к следующим тезисам. Во-первых, удовлетворение постоянных потребностей населения в горячей воде в домохозяйствах и в жилых районах может осуществляться, в принципе, за счет «новых возобновляемых источников энергии». Во-вторых, нужды промышленности и «некоммерческих пространств» (видимо, речь идет о государственных учреждениях – А.В.) должны «покрываться» за счет эксплуатации «традиционных» видов ископаемого топлива (уголь, нефть, газ). Эксперты подчеркивают: «гибридная» энергетическая стратегия, несмотря на недовольство защитников окружающей среды в Индии и за рубежом, представляется единственно возможным способом поддержки индийской экономики и поддержания индийского общества в состоянии устойчивого равновесия.
Можно сказать, что торговля энергоносителями является исключительно временным фактором повышения объемов и стоимости внешнеторговых операций между Россией и Индией. Структура внешнеторгового оборота двух стран неизбежно будет диверсифицироваться; и эта проблема должна быть поставлена в широкий контекст перегруппировки геополитических сил в мировой системе, имеющей целью становление полицентрического глобального порядка. Как и по каким направлениям будут выстраиваться отношения между геостратегией и внешнеэкономическими связями двух стран? Общий ответ выглядит примерно так: геополитические императивы будут формировать общую структуру внешнеэкономических связей. Однако, как известно, «дьявол в деталях».
Внутренняя структура внешнеэкономических связей государства (тем более крупного) в конечном счете определяется диалектическим взаимодействием двух факторов: 1) «сравнительными преимуществами» данной хозяйственной системы в мировом экономическом пространстве (т.е. наличием группы товаров и услуг, пользующихся повышенным спросом в глобальной экономике) и 2) геополитической стратегией национального государства, для которого внешнеторговые связи выполняют функцию поддержки внешнеполитической деятельности. На этом направлении дипломатической деятельности у России и Индии имеются свои особенности.
1. В современной России не было «бомбейского плана» 1944 г., где детально регламентировались бы отношения между государством и национальным предпринимательским классом. Подобное разделение ответственности, прав и обязанностей между государством и буржуазией выработало «правила игры», в том числе в сфере внешнеторговых отношений; смысл разделения функций состоит в том, что, с одной стороны, государство берет на себя ответственность за защиту интересов индийского бизнеса за рубежом и на внутреннем рынке, а с другой стороны, индийское предпринимательское сословие вынуждено учитывать стратегические цели национального государства в мире и подстраивать свою политику в сфере внешнеэкономических связей под долгосрочную геополитическую линию индийского государства. Процесс взаимной адаптации не обходится без трений. Конфликты между бизнесом и государством являются следствием различного понимания национальных интересов индийским государством, с одной стороны, и предпринимательской прослойкой – с другой.
2. В современной России, в отличие от Индии, государство фактически создало предпринимательское сословие и институты его деятельности – банки, компании и т.д. Поэтому российское государство вправе требовать от бизнес-сообщества активного участия в общей стратегии России в мировом пространстве. Сегодня это – «разворот на Восток» со всеми вытекающими отсюда последствиями и обязанностями. Речь идет о формировании модели «цивилизованных» отношений между властью и бизнесом, как это имеет место быть практически во всех «цивилизованных» странах.
3. Партнерство между государством и бизнесом в России предполагает наличие стратегии развития как центральной части государственного курса, содержащей общие («философские») и конкретные («эмпирические») цели и задачи, реализация которых предполагает поступательное движение общества по пути трансформации и модернизации. Ведущая роль государства в этом процессе вытекает из логики экономических преобразований и управления «турбулентностью» мировой политики.
4. В России остается неразработанной стратегия развития общества, отсутствуют общие цели и принципы движения страны вперед. Появление в нашей стране обобщающей концепции развития позволит найти в ней место внешнеэкономической политике государства, а равно и определить положение «крупнейшей демократии мира» в системе внешнеполитических ориентиров и приоритетов России. Решив фундаментальную задачу мирового жизнебытия нашей страны, мы сможем целенаправленно наращивать усилия по превращению Индии в одного из главных внешнеторговых партнеров Российской Федерации.
Российско-индийские внешнеэкономические связи – неотъемлемая часть процессов, разворачивающихся в мировой системе. Политические системы, в которых «рыночная стихия направляется государством,- полагает английский философ Дж. Грей, – обладают несомненным преимуществом над системами, где правительство оказалось в плену у корпораций и своекорыстных интересов» [Grаy 2023, c. 23]. Рискнем предположить, что государство, преодолевая сопротивление партикуляристских сил в политической системе России, сможет интегрировать российско-индийские экономические связи в общую стратегию поведения страны в современном полицентрическом мире.
Значительное место во внешнеэкономическом взаимодействии Индии и России отводится транспортным проектам, в частности Международному транспортному коридору «Север-Юг». Так, в конце весны 2024 г. по данному коридору из России в Индию была доставлена первая партия угля, которая стала своеобразным «открытием» коридора энергоносителей Россия-Индия [Tiwari 2024]. Дальнейшая диверсификация двусторонних внешнеэкономических связей двух стран, как отмечают индийские эксперты, поставит российско-индийские связи на прочную и долгосрочную основу [Jindal 2023].
Библиографический список / References
1. Дас Кунду Н. Российско-индийские отношения: прошлое, настоящее, будущее//ru.valdaiclub.com/a/highlights/rosiysko-indiyskie/otnosheniya/; дата обращения: 03.07.2024.
2. Елистратов А.С. Историко-экономический анализ отношений СССР/России и Индии (к 75-летию установления дипломатических отношений)/nauka.ru/ru/nauka/article/53053/view; дата обращения: 03.07.2024.
3. Кашин В. Россия-Индия: к установлению дипломатических отношений//Международная жизнь, август 2022, с. 16-33.
4. Лунев С.И. Советско-индийские отношения (1955-1971гг.).: рождение дружбы//Вестник МГИМО-Университета.2017. 2 (53). С. 24-51.
5. Gray J. The New Leviathans. Thoughts After Liberalism. L.: Pengiun Random House.- 149 p.
6. Jindal D. Beyond Defense and Energy : The Future of India0Russia Partnership//Fair Observer, June 23, 2023; https://www.fairobserver.com/world-news/beyond-defense-and-energy-the-future-of-india-russia-partnership/. Дата обращения: 06.07.2024.
7. Tiwari S. INSTC: In A Historic First, Russian Coal Reaches India Via Iran Using Int. North-South Transport Corridor//The Eurasian Times, June 26, 2024; https://www.eurasiantimes.com/in-a-historic-first-russian-coal-reaches/#:~:text=North%2DSouth%20Transport%20Corridor,-By&text=In%20another%20historic%20first%20in,via%20an%20all%2Dnew%20corridor; дата обращения: 06.07.2024.
Контактная информация / Contact information
Институт научной информации по общественным наукам Российской академии наук (ИНИОН РАН), 117418, г. Москва, Нахимовский проспект, д. 51/21.
Institute of Scientific Information for Social Sciences of the Russian Academy of Sciences, 117418, Nakhimovsky Avenue 51/21, Moscow, Russian Federation.
Володин Андрей Геннадиевич / Andrey G. Volodin