ПОЛИТИЧЕСКИЕ ПРОЦЕССЫ И ИНСТИТУТЫ
УДК [332.12:001.895] (985) (540) (045) DOI: 10.37482/issn2221-2698.2020.38.73
Россия и Индия в Арктике: необходимость большей синергии *
© БХАГВАТ Джавахар, PhD
E-mail: jawahar71@mail.ru
Северный (Арктический) федеральный университет им. М.В. Ломоносова, Архангельск, Россия
Аннотация. В статье рассматривается сотрудничество России и Индии с особым акцентом на Арктику. Таяние арктического морского льда привело к огромным инвестициям России в Арктику. Страна искала стратегических партнёров для развития Арктики, уделяя основное внимание нефтегазовой промышленности и Северному морскому пути. Россия и Индия имеют давние дипломатические отношения в различных сферах: космос, атомная энергетика, оборонная, нефтегазовая, алмазная, сталелитейная промышленности. Внимание России к Арктике открывает гораздо больше возможностей для сотрудничества России и Индии. Индия является одной из немногих стран, которым Россия предоставила множество инвестиционных возможностей в нефтегазовой и алмазной промышленности. Индия внесла определённые инвестиции в нефтегазовую отрасль российской Арктики. Тем не менее, в статье подчеркивается, что дефицит энергии в Индии опасен и влияет на развитие страны. В статье предлагается увеличить инвестиции Индии в Арктику, включая вторую фазу проекта Ямал. Это выявляет необходимость расширения сотрудничества в области научных исследований, в частности, в области изменения климата и гидрографии; а также возможное использование огромных технически квалифицированных человеческих ресурсов, которыми обладает Индия в различных районах Арктики. Данный вопрос актуален для дипломатов, государственных служащих, нефтегазовых компаний, предприятий, занимающихся добычей полезных ископаемых, гидрографических учреждений и исследователей обеих стран, участвующих в разработке Арктики, а также Северного морского пути. Настоящая статья может быть использована в образовательных целях в университетах.
Ключевые слова: Россия, Индия, Арктика, природные ресурсы, энергетика, Северный морской путь, торговля, научные исследования, изменение климата.
Russia and India in the Arctic: a case for greater synergy
© Jawahar BHAGWAT, PhD
E-mail: jawahar71@mail.ru
Northern Arctic Federal University named after M.V. Lomonosov, Arkhangelsk, Russia
Abstract. The article studies the cooperation between Russia and India with specific reference to the Arctic region. The melting of the Arctic sea ice has seen tremendous investment by Russia in the Arctic. It has sought strategic partners for the development of the Arctic, with the primary focus being on the development of the oil and gas industry and the Northern Sea Route. Russia and India have had long-standing dip-
Для цитирования:
Бхагват Д. Россия и Индия в Арктике: необходимость большей синергии // Арктика и Север. 2020. № 38. С. 7390. DOI: 10.37482/issn2221-2698.2020.38.73. For citation:
Bhagwat J. Russia and India in the Arctic: A case for greater synergy. Arktika i Sever [Arctic and North], 2020, no. 38, pp. 73-90. DOI: 10.37482/issn2221-2698.2020.38.73.
lomatic relations. It has been in diverse spheres such as space, atomic energy, defense, oil and gas, diamond industry, steel industry being just a few ones. Russia's focus on the Arctic ushers in many more opportunities for Russia and India to cooperate. India is one of the few countries to which Russia has accorded many investment opportunities in oil and gas and the diamond industry. India has made some investments in the oil and gas industry of the Russian Arctic. However, the article highlights that the energy deficit in India is dangerous, and it affects the development of the country. The article suggests more significant Indian investment in the Arctic, including phase II of the Yamal LNG project. It brings out a need for greater cooperation in scientific research, specifically climate change and hydrography, and possible utilization of the immense technically qualified human resource that India has in diverse areas of the Arctic. It is relevant for diplomats, civil servants, oil and gas companies, strategic mineral companies, hydrographic authorities, and researchers in both countries involved in developing the Arctic and the Northern Sea Route. The article may be of interest for relevant courses and programs at universities.
Keywords: Russia, India, Arctic, natural resources, energy, Northern Sea Route, trade, scientific research, climate change.
"Мы, лидеры России и Индии, в год 70-летия установления дипломатических отношений между нашими странами отмечаем, что российско-индийское особо привилегированное стратегическое партнёрство являет собой уникальный пример доверительных отношений двух великих держав." 1
Санкт-Петербургская Декларация Российской Федерации и Республики Индии
Взгляд в XXI век
Введение
Расширение доступа к природным ресурсам, новым торговым путям и растущей человеческой деятельности увеличило глобальное значение Арктики. В то же время последствия изменения климата более очевидны в Арктике, чем где бы то ни было в мире, что имеет серьёзные последствия для окружающей среды и общества. Для стран, граничащих с Северным Ледовитым океаном (России, США, Канады, Норвегии и Дании (Гренландии)), доступ к океану означает новые возможности. Арктический регион обладает богатыми природными ресурсами, такими как минералы, рыба, нефть и газ. Перспективы использования арктического потенциала являются одной из ключевых причин повышенного внимания к Арктике со стороны приполярных и неполярных государств. Индия не стала исключением.
Россия и Арктика
В последние десятилетия Россия активизировала свои усилия по освоению Арктики. Российские лидеры видят Арктику в качестве потенциального источника экономического роста, стратегической ресурсной базы в будущем и морского торгового пути 2. Район тающих
1 Press Information Bureau, "Declaration by the Russian Federation and the Republic of India: A vision for the 21st century", 01 June 2017. URL: https://www.rt.com/news/420987-russia-arctic-development-putin (дата обращения: 10.06.2018).
2 Gorenburg D. How to Understand Russia's Arctic Strategy. The Washington Post. URL: https://www.washingtonpost.com/, 12 February 2014. URL: https://www.washingtonpost.com/news/ monkey-
льдов может стать местом открытия потенциальных морских путей и появления недвижимого имущества — углеводородов, оцениваемых примерно в 1 трлн долларов в ресурсном выражении 3. Несмотря на сложные природные условия и удалённость, которые затрудняют производство энергоносителей и снижают эффективность 4, Российская Федерация сосредоточена на освоении углеводородных районов, которые, по её утверждению, являются частью континентального шельфа страны 5.
Географическое положение России и её длинная береговая линия в Арктике дают России стратегическое преимущество. Гораздо больше россиян живет за Полярным кругом, чем канадцев, которые имеют вторую по величине арктическую границу. Россия долгие годы искала место для незамерзающего порта, что способствовало освоению севера страны после Второй мировой войны. Геополитическая напряжённость с США привела к созданию нескольких арктических баз с обеих сторон 6'
По словам Йоргена Стауна, «в стратегии России в Арктике доминируют два главных дискурса, которые на первый взгляд могут выглядеть как противоположности. С одной стороны, реализм в МО [международных отношениях] имеет ярко выраженный патриотический характер, связанный с завоеванием Арктики [1, Staun J., с. 4] .... Стаун утверждает, что «Против этого выступает либерализм в МО, вдохновлённый международным правом..., который характеризуется такими словами, как «переговоры», «сотрудничество» и «совместные предприятия». Это означает, что всем выгодно, если они мирно сотрудничают. До сих пор дискурс либерализма доминировал в российской политике в Арктике [2, Staun J., с. 314]».
Углеводороды. Считается, что на долю Арктики приходится 13% неразведанных мировых запасов нефти и до 30% мировых запасов природного газа 7. По данным Геологической службы США, в 33 геологических провинциях есть вероятность солидных запасов нефти. Средние оценки для каждой провинции позволяют говорить о 90 млрд баррелей нефти, 1 669 трлн кубических футов природного газа и 44 млрд баррелей природного газа, которые могут находиться в Арктике. Ожидается, что примерно 84% запасов расположены в оффшорных зонах 8. Таким образом, Россия, имеющая самую большую береговую линию в Арктике, будет претендовать на многие из этих энергетических ресурсов 9.
cage/wp/2014/02/12/how-to-understand-russias-arctic-strategy/?noredirect=on&utm_term=.8d0920 36982c (дата обращения: 23.03.2019).
3 Ibid.
4 Ibid.
5 Ibid.
6 Loy J. Russia in the Arctic: Friend or Foe. URL: https://www.geopoliticalmonitor.com/russia-in-the-arctic-friend-or-foe (дата обращения: 23. 03. 2019).
7 2008-2049, USGS Factsheet 2008-2049, US Geological Survey Fact Sheet. URL: https:// https://pubs.gov/usgs-factsheet/ (дата обращения: 11.03.2019).
8 Ibid.
9 Ibid.
Как и в случае с ролью России в СМП, её энергетические интересы также многогранны. Кремль опубликовал ряд правительственных документов, подчёркивающих значение углеводородов в Арктике 10. Ежегодно разрабатываемые стратегии развития российской Арктики подтверждают этот факт. Используя арктические ресурсы, которые, как ожидается, будут составлять 90% запасов углеводородов, расположенных на всём российском континентальном шельфе (66,5% находятся в его западной части: Баренцевом и Карском морях), Москва уменьшит свою зависимость от сокращающихся поставок из Западной Сибири [3, ИуБк К., с. 105]. В 2012 г. арктический шельф стал новой площадкой для георазведки государственных энергетических гигантов Роснефти и Газпрома 11. На территории Ямала сосредоточено около 22% мировых разведанных запасов газа и 70% всех российских запасов нефти 12. Почти 85% добычи природного газа в России приходится на Ямало-Ненецкий автономный округ. Южно-Тамбейское месторождение, по оценкам, содержит 907 миллиардов кубометров природного газа. В дальнейшем к 2020 г. инвестиционный потенциал ямальских энергетических проектов может составить около 8 трлн рублей. Несколько крупных российских компаний занимаются разработкой нефтяных и газовых месторождений на Ямале.
Для России 2015 г. начался тревожно: введены западные санкции в отношении энергетических проектов в Арктике, а прибыль крупнейшего российского энергетического гиганта «Газпром», участника арктических проектов, резко упала почти на 62%. Однако к 2018 г. проект на Ямале был в разгаре, чётко показывая, что последствия западных санкций не помешали России отстаивать свои арктические амбиции. Москва настойчиво призывает азиатские энергетические предприятия инвестировать во вторую фазу проекта Ямал после того, как западные компании решили выйти из некоторых проектов 13. Согласно исследованию французского политолога Марлена Ларуэля, основанному на данных Международного энергетического агентства, большинство морских месторождений не пригодны для эксплуатации, если цена на нефть ниже 120 долларов за баррель [4, Laruelle М., с. 254]. Справедливо утверждать, что санкции негативно сказались на выполнении российских арктических планов. Тем не менее, Россия выработала значительную национальную устойчивость, чтобы противодействовать санкциям и реагировать по-своему. Россия инвестировала в развитие местных технологий и привлекла средства через местные институты, чтобы поддержать энергетические проекты в Арктике 14. Западные страны ищут способы обойти санкции и возобновить бизнес с Россией, в то время как другие решили не вводить новые или дополнительные санкции.
10 Loy J. Russia in the Arctic: Friend or Foe, op.cit.
11 Ibid.
12 Loy J. Russia in the Arctic: Friend or Foe, op.cit.
13 International Export Council on Cooperation in the Arctic. Yamal: Centrepiece of Russia's Arctic Development Strategy, 09 February 2015. URL: http://www.iecca.ru/en/the-arctic-explorations/general-questions/item/361-yamal-centerpiece-of-russia-s-arctic-resource-development-strategy (дата обращения: 13.03.2019).
14 Cohen A. Russia's Sets Sights on Energy Resources under the Arctic Circle. Forbes, 17 April 2019. URL: https://www.forbes.com/sites/arielcohen/2019/04/17/russia-sets-sights-on-energy-resources-under-arctic-circle/#3568df5a6eea (дата обращения: 18.04.2019).
Рис. 1. Генеральный директор и председатель правления «Роснефти» Игорь Сечин встретились с президентом Владимиром Путиным, чтобы обсудить планы развития добычи арктической нефти 15.
В апреле 2019 г. состоялась встреча председателя правления и генерального директора «Роснефти» Игоря Сечина с президентом Владимиром Путиным. После государственный российский нефтяной гигант объявил о планах активно развивать обширную производственную и транспортную сеть по всей Арктике 16. План, с точки зрения «Роснефти», прост: разработать 1,5 млрд т нефти на Крайнем Севере России путём развития «Арктического кластера» нефтяных и газовых месторождений 17. Перспективные проекты «Роснефти» также помогут России в создании востребованного Северного морского пути (СМП), который позволит сократить расстояние между ключевыми портами Европы и Дальнего Востока на целых 40% 18. Роснефть уже использует несколько перспективных площадок в арктическом регионе России, включая Ванкорское месторождение (совместно с Bharat PetroResources Ltd) и Сузунское месторождение. Оборот последнего достиг отметки в 70-миллионнов баррелей нефти, с 2016 г. 19 По сути, способность России справляться с политическими, финансовыми и технологическими проблемами не вызывает сомнений, и теперь Москва взяла на себя обязательство по реинжинирингу стратегии освоения арктических ресурсов 20. Но западные эксперты считают, что план экономически невыгоден при нынешних ценах на нефть, а также без иностранного партнёрства 21.
15 Igor' Sechin rasskazal Vladimiru Putinu, kak «Rosneft'» budet osvaivat' Arktiku [Igor Sechin tells President Putin how Rosneft plans to Master the Arctic]. Neft' kapital [Oil capital]. URL: https://oilcapital.ru/news/companies/01-04-2019/igor-sechin-rasskazal-vladimiru-putinu-kak-rosneft-budet-osvaivat-arktiku?id=igor-sechin-rasskazal-vladimiru-putinu-kak-rosneft-budet-osvaivat-arktiku&published_date=01-04-
2019&rubric=companies&type=NewsItem&utm_campaign=communities_1mi&utm_medium=social&utm_source=telegram (дата обращения: 18.04.2019).
16 Ibid.
17 Igor Sechin tells President Putin how Rosneft plans to Master the Arctic, op.cit.
18 P. Devyatkin. Russia's Arctic Strategy; Maritime Shipping (Part IV), 27 February 2018. URL: https://www.thearcticinstitute.org/russias-arctic-strategy-maritime-shipping-part-iv (дата обращения: 01.01.2019).
19 Cohen A. Russia's Sets Sights on Energy Resources under the Arctic Circle, op.cit.
20 Ibid.
21 Ibid.
Индия и энергетическая головоломка
Некоторые эксперты утверждают, что в последние годы энергия является жизненно важным мотивом для действий Индии в Арктике. Энергетическая ситуация в Индии была опасной на протяжении десятилетий, с растущей потребностью в импорте энергии из-за рубежа. По данным Международного энергетического агентства, в 2012 г. Индия имела третий по величине спрос на энергию в мире после Китая и США, и ожидается, что в ближайшие годы потребность в энергии быстро возрастёт. В то время как уголь и биомасса являются основным источником энергии в Индии для индустриализации и домохозяйств, открытие рынков с 1990-х гг. вызвало растущий спрос на углеводородные источники энергии. Примерно на 82,1% страна зависит от импорта сырой нефти и на 44,4% от импорта природного газа [5, Ministry of Petroleum and Natural Gas, India, с. 26]. Для обеспечения экономики, основанной на газе, и увеличения доли газа в энергетической корзине правительство предусмотрело сеть газопроводов протяжённостью 15 000 км [5, Ministry of Petroleum and Natural Gas, India, с. 6].
Добыча сырой нефти в Индии в 2016-2017 гг. составила 36,01 млн метрических т (ММТ) по сравнению с добычей в 36,94 млн т в 2015-2016 гг., показав снижение примерно на 2,53% [5, Ministry of Petroleum and Natural Gas, India, с. 8]. Добыча сырой нефти в Индии продолжала снижаться и за 2017-2018 гг. составила 35,68 млн метрических т (ММТ) по сравнению с 36,01 млн в 2016-2017 гг., показав снижение примерно на 0,9% [6, Ministry of Petroleum and Natural Gas, India, с. 12]. Импорт сырой нефти в течение 2016-2017 гг. составил 213,93 млн т в рупиях — 4 701 590 млн против импорта в 202,85 млн т в рупиях — 4 165 790 млн в 2015-2016 гг., что ознаменовалось увеличением на 5,46% в количественном и 12,86% в стоимостном выражении по сравнению с импортом сырой нефти в 2015-2016 гг. [5, Ministry of Petroleum and Natural Gas, India, с. 12]. Тенденция к росту продолжалась в 2017-2018 финансовом году, когда импорт сырой нефти составил 220,43 млн т, оценённых в рупиях в 5 664 500 млн по сравнению с импортом в 213,93 млн т, оценённых в рупиях в 4 701 590 млн в 2016-2017 гг., что ознаменовало увеличение на 3,04% в количественном и 20,48% в стоимостном выражении по сравнению с импортом сырой нефти в 2016-2017 гг. [6, Ministry of Petroleum and Natural Gas, India, с. 16]. Увеличение стоимости объясняется тенденцией к росту цен на нефть в 2018-2019 финансовом году в сочетании с падением рупии по отношению к доллару. Добыча природного газа в течение 2016-2017 гг. составила 31,90 млрд куб. м, что на 1,09% ниже, чем добыча в 2015-2016 гг., равная 32,25 млрд куб. м [5, Ministry of Petroleum and Natural Gas, India, с. 8]. Импорт СПГ в течение 2016-2017 гг. составил 18,63 млн т и был оценён в рупиях в 499 410 млн (предварительные данные) по сравнению с импортом в 18,63 млн т, оценённым в рупиях в 408 040 млн в 2015-2016 гг., что в годовом выражении увеличилось на 6,65%, а в стоимостном выражении на 22,39% по сравнению с импортом сырой нефти в 2015-2016 гг. [6, Ministry of Petroleum and Natural Gas, India, с. 18]. Следовательно, обеспечение безопасного доступа к энергии является первоочередной задачей индий-
ской внешней политики. Индия сильно зависит от различных поставщиков энергии, причём большая часть её импорта поступает из Западной Азии и Африки. По данным Международного энергетического агентства, спрос на нефть и газ в Индии, как ожидается, сохранит тенденцию к росту, а к 2040 г. должно произойти удвоение спроса [5, Ministry of Petroleum and Natural Gas, India, с. 82], как показано на рис. 2 и 3, в сравнении с другими регионами мира.
Рис. 2. Потребность в газе в отдельных регионах согласно World Energy Outlook 22.
Рис. 3. Спрос на нефтепродукты по географическим регионам 23.
Эта разнообразная сеть поставщиков энергии, разумеется, уязвима из-за политической нестабильности и других проблем, связанных с обеспечением безопасности. Индия пыталась решить эти проблемы путём создания резервного запаса нефти на случай перебоев с поставками. Так, Индия создала давно просроченный Стратегический нефтяной резерв в Ви-сакхапатнаме, рассчитанный на 10 дней потребности в сырой нефти [5, Ministry of Petroleum and Natural Gas, India, с. 17]. Кроме того, нефть является геополитически чувствительным то-
22 International Energy Agency. Gas Demand in Selected Regions. World Energy Outlook, 2017. URL: http://www.iea.org/publications/freepublications/publication/0illnformation20170verview.pdf (дата обращения: 11.06.2018).
23 International Energy Agency. Gas Demand in Selected Regions. World Energy Outlook, 2017, op.cit. .
варом. На Ближнем Востоке и в Северной Африке, которые обеспечивают 60% потребностей Индии в нефти, в последнее время наблюдается высокая степень геополитической напряжённости. Поэтому Индия должна оставаться подготовленной и диверсифицировать свои источники энергии. Индия приложила усилия в этом направлении и стремится к партнёрству, в том числе со странами Латинской Америки, в дополнение к расширению своих энергетических связей с Россией [5, Ministry of Petroleum and Natural Gas, India, с. 82]. Индии необходимо добиваться долгосрочного соглашения с Россией об увеличении поставок СПГ и, возможно, сырой нефти по тем же направлениям, что и российско-китайское соглашение о поставках газа. Россия и Китай договорились о поставках газа по 3000-километровому трубопроводу «Сила Сибири» в 2014 г., когда «Газпром» и Китайская национальная нефтяная корпорация (CNPC) подписали 30-летний контракт на поставку 38 млрд т газа в год к 2025 г. из Иркутска и Якутии 24. Газопровод, названный «крупнейшим в мире строительным проектом», был запущен 2 декабря 2019 г. президентом России Владимиром Путиным и президентом Китая Си Цзиньпином. Ожидается, что Китай станет вторым по величине потребителем российского газа после Германии, которая закупила 58,5 млрд кубометров газа у России в 2018 г., после того, как этот трубопровод будет полностью введён в эксплуатацию в 2025 г.25. Индии необходимо будет изучить стратегии закупок Германии и Китая для оптимизации своих долгосрочных потребностей в СПГ. Стремление Индии к возобновляемым источникам энергии прогрессирует медленно, что указывает на то, что в обозримом будущем она будет серьёзно зависеть от импорта энергоресурсов 26.
Энергетический мост: Россия и Индия
Поскольку Арктика обладает огромными запасами нефти и газа, обсуждались возможности участия Индии в использовании арктических энергоресурсов. Несмотря на трудности их добычи, вызванные суровым климатом в арктическом регионе, существует возможность их использования Россией и любым другим арктическим государством в будущем. По словам Стокке, чтобы Индия могла извлечь выгоду из арктических ресурсов, ей нужны партнёры [7, Stokke O.S., с. 770-783]. В связи с этим Россия сыграла важную роль в обеспечении индийско-российского сотрудничества в энергетических проектах. Инвестиции Индии в нефтегазовую отрасль России составляют более 15 млрд американских долларов, и это самые большие инвестиции страны в зарубежный нефтегазовый сектор [6, Ministry of Petroleum and Natural Gas, India, с. 76]. Индийская государственная нефтяная компания Oil and Natural Gas Corporation Limited (ONGC), а именно её международное отделение ONGC Videsh Limited (OVL), инвестировала в российские энергетические проекты, например «Саха-
24 Putin and Xi to launch strategic natural gas pipeline from Russia to China in December. Russia Today, 12 November 2019. URL: http://www.rt.com/business/473218-putin-xi-power-of-siberia (дата обращения 03.12.2019).
25 Russia, China launch gas pipeline 'Power of Siberia. Deutsche Welle, 02 December 2019. URL: http://m.dw.com/en/russia-china-launch-gas-pipeline-power-of-siberia/a-51500187 (дата обращения 03.12.2019).
26 Ibid.
лин-1» в 2002 г. 27 В 2015 г. OVL подписала соглашение с российской государственной нефтяной компанией «Роснефть» об инвестициях в Ванкорское месторождение в Сибири. Как сообщается в индийской газете Daily News and Analysis, на подписании присутствовали президент России Владимир Путин и премьер-министр Нарендра Моди. Кроме того, представители двух стран подписали Меморандум о взаимопонимании, в котором подчёркивалось «сотрудничество в области геологической разведки, разведки и добычи углеводороды на суше и на континентальном шельфе Российской Федерации»2&. Новая дочерняя компания IOC Singapore Private Ltd была создана в качестве инвестиционной в Сингапуре для приобретения доли в активах «Роснефти» в России, а также для организации торговых операций по закупке нефти и импорту / экспорту нефтепродуктов. В 2016 г. индийские государственные компании инвестировали более 4 млрд американских долларов в приобретение нефтегазодобывающих активов в России [6, Ministry of Petroleum and Natural Gas, India, с. 76]. В 2017 г. «Роснефть» купила 49% акций индийской Essar Oil Ltd., а Россия, как сообщается, уже снабжает Индию арктическим СПГ. Инвестиции «Роснефти» в размере около 13 млрд долларов в нефтеперерабатывающий завод в Вадинаре являются крупнейшими прямыми иностранными инвестициями в нефтегазовый сектор Индии [6, Ministry of Petroleum and Natural Gas, India, с. 76]. В октябре 2018 г. Россия предложила индийским компаниям долю во второй фазе проекта «Ямал СПГ», крупнейшего по добыче сжиженного природного газа в Арктике. Также Индии предложили доступ к СМП, который соединяет Европу с Тихим океаном и Азией. Кроме того, была озвучена конкретная ссылка на индийско-российское партнёрство в
29 V
энергетическом развитии Арктики . Различные российские проекты с участием Индии представлены в таблице ниже.
Таблица 1
Участие Индии в российских проектах по добыче углеводородов [6, Ministry of Petroleum and Natural Gas, India, с. 78]
Название проекта Компании-участники и их доля
Сахалин-1, на шельфе ONGC Videsh - 20% Exxon Mobil - 30% (оператор) Sodeco - 30% SMNG - 11.5% RN Astra - 8.5°%
Группа компаний «Imperial Energy» ONGC Videsh - 100%
АО «Ванкорнефть» ONGC Videsh - 26% OIL, IOCL, BPRL - 23.9% каждая
ООО «Таас-Юрях Нефтегазодобыча» OIL, IOCL, BPRL - 29.9% каждая
License 61 OIL: 50% Petroneft: 50%
27 Taneja K. China and India Go Arctic, 14 August 2015. URL:http://www.politico.eu/article/china-and-india-go-arctic-sanctions-gas-oil-explorationlng (дата обращения: 30.10.2018).
28 Blank S. India's Arctic energy partnership with Russia, 24 October 2018. URL: http://www.lowyinstitute.org/the-interpreter/indias-arctic-energy-partnership-russia (дата обращения: 30.10.2018).
29 Ibid.
Арктические энергоресурсы могут стать важной частью необходимой диверсификации источников энергоснабжения в Индии. Арктика — это регион, где конфликты и политическая нестабильность не угрожают безопасным и надёжным поставкам. В этом преимущество арктических ресурсов, особенно для азиатских гигантов Японии, Китая, Южной Кореи и Индии. Индия должна активно участвовать в разведке арктических ресурсов, поскольку их запасы могут оказать существенное влияние на динамику развития энергетики страны. В настоящее время экономика Индии является 11-й по величине в мире (пятой по паритету покупательной способности согласно прогнозу МВФ на 2015 г.). Индия может занять третье место после США и Китая через 25-30 лет, если стране удастся сохранить устойчивый экономический рост 30. Согласно «Перспективам развития мировой экономики» (World Economic Outlook) Международного валютного фонда, темпы роста Индии в 2018 г. составляли 7,1%, тогда как в целом экономика мира росла в среднем на 3,3-3,6% [8, Ministry of Commerce, India, c. 18].
Рис. 4. Темпы роста крупнейших экономик мира (источник: МВФ) 31.
Стратегическое партнёрство России и Индии
Россия исторически была важным партнёром Индии в атомной энергетике, освоении космоса, военной технике и технологиях. Несмотря на то, что Индия является одним из лидеров Движения неприсоединения, связи между бывшим Советским Союзом и Индией развивались благодаря обширным двусторонним контактам. Сам премьер-министр Дж. Неру посетил Советский Союз в июне 1955 г., в год проведения Бандунгской конференции, на которой возникло Движение неприсоединения [9, Sen R., с. 6-7]. Два поколения советских граждан хранили особую привязанность к Индии, политически представленной Дж. Неру и И. Ганди. Индийская культура, включая индийские фильмы, имела широкую популярность по всему Советскому Союзу. Дружба между двумя народами процветала. В решающий момент накануне войны 1971 г. и образования государства Бангладеш тогдашним премьер-
30 Babones S. India is poised to become the World's Fifth Largest Economy. Forbes, 27 December 2017. URL: https://www.forbes.com/sites/salvatorebabones/2017/12/27/india-is-poised-to-become-the-worlds-fifth-largest-economy-but-it-cant-stop-there/#6bf578213ff1 (дата обращения: 11.06. 2018).
31 Ibid.
министром Индирой Ганди, главным архитектором политической стратегии Индии, был подписан договор с Советским Союзом [9, Sen R., с. 6-7]. Россия также была проверенным временем партнёром Индии в нефтегазовом секторе. Наши взаимоотношения в этом секторе начинаются в 1970-м г., когда группа советских экспертов по нефти и газу помогала ONGC разведывать и добывать нефть в водах Индии. Их совместные усилия привели к открытию Бомбейского пика, который даже сегодня остается крупнейшим в Индии нефтегазовым месторождением [6, Ministry of Petroleum and Natural Gas, India, с. 76]. В период политической капитуляции Советского Союза, после окончания холодной войны, в 1991 г. связи между Индией и Россией были менее приоритетными для российской стороны из-за внутренних и внешних политических вызовов [9, Sen R., с. 7]. После распада Советского Союза изменение отношения России к Индии стало очевидным. Прослеживались две тенденции [9, Sen R., с. 7]. Постепенно наметилась чёткая пропасть между поколениями: между сохраняющимся добрым отношением и интересом старшего поколения россиян и отсутствием культурного и политического интереса к Азии со стороны прозападного молодого поколения россиян. Всё это было очевидно и в российских правительствах. В Индии также начали проводить негласную политику «Взгляни на Запад», позднее уравновешенную политикой «Взгляни на Восток», которая повлияла на ранее сложившуюся дружбу между двумя странами.
Однако всё изменилось после назначения премьер-министром Евгения Примакова и продолжило развиваться через пару лет, когда Владимир Путин был избран президентом России. Оба эти лидера стремились восстановить прежние исторические связи с Индией в качестве стратегического партнёра. После подписания в октябре 2000 г. «Декларации о стратегическом партнёрстве между Индией и Россией» (в ходе визита президента России Владимира Путина в Индию) отношения между государствами приобрели качественно новый характер, дав толчок развитию сотрудничества практически во всех областях двусторонних отношений, включая дипломатию, безопасность, торговлю, экономику, оборону, науку, технику и культуру 32. В рамках Стратегического партнёрства несколько институционализированных механизмов диалога действуют как на политическом, так и на публичном уровнях, чтобы обеспечивать регулярное взаимодействие и отслеживать сотрудничество. Во время визита Президента России в Индию в декабре 2010 г. это Стратегическое партнёрство повысило свой статус до уровня «Специального и привилегированного стратегического партнёрства» 33. В период с 2007 по 2012 гг. Индия была крупнейшим партнёром России по импорту оружия, превосходя даже Китай. В 2010 г. тогдашний премьер-министр Индии Манмохан Сингх объяснил эти «особые» отношения тем, что «отношения с Россией являются ключевым элементом нашей внешней политики, и мы считаем Россию проверенным и надёжным стратегическим партнёром. Наши отношения — это отношения, которые не толь-
32 Ministry of External Affairs. India. India's Relations with Russia, 2018. URL: https://www.mea.gov.in/Portal/CountryQuickLink/597_India-Russia_Relations_2018.pdf (дата обращения: 31.12.2018).
33 Ibid.
ко независимы от других, но и со временем обладают всё более возрастающим значением. Наше партнёрство охватывает такие области, как оборона, гражданская атомная энергетика, космос, наука и техника, углеводороды, торговля и инвестиции» 34. Двусторонняя торговля показала рост более чем на 21% в 2017-2018 гг. по сравнению с 2016-2017 гг. В 2017-2018 гг. объём двусторонней торговли составил 10,69 млрд американских долларов. Обе стороны реализовали важные инициативы для достижения амбициозной торговой цели в 25 млрд долларов США, установленной на 2025 г. [10, Ministry of External Affairs, India, с. 100]. Однако эта цель также на порядок меньше, чем показатели торговли для пар Индия — Китай или Индия — США. Доля России в экспорте Индии за 2018-2019 гг. составила всего 0,73% (2,4 млрд долл. США) по сравнению с 15,91% долей США (52,4 млрд долл. США) и 5,09% (16,8 млрд долл. США) долей Китая [8, Ministry of Commerce, India, с. 59-62]. Что касается импорта, то доля России в 2018-2019 гг. составила всего 1,14% (5,8 млрд долл. США), показав снижение на 31,88% по сравнению с показателями 2017-2018 гг. (8,5 млрд долл. США), а также по сравнению с 6,88% (35,3 млрд долл. США) долей США и 13,7% (70,3 млрд долл. США) долей Китая [8, Ministry of Commerce, India, с. 68-74]. Кэтрин Фошко заявила: «Всё чаще признаётся, что недостатки индийско-российской торговли, как и большинства других ключевых моментов взаимоотношений, связаны с активным участием государства и отсутствием активного участия частного сектора, что составляет 70% экономики в обеих странах. Только государственный сектор не может влиять на развитие торговли и обороны, энергетики, науки и техники на глобализирующемся и всё более конкурентном рынке» [11, Tsan K.F., India, с. 144]. Существует возможность обмена высокими технологиями в мирных целях.
Основным геополитическим и геоэкономическим партнёрством для Индии в регионе должна стать Россия, поскольку большинство природных ресурсов Арктики находится на территории России. У нас уже исторически сложившиеся отношения и стратегическое партнёрство. Для получения глубоких научных знаний в этой области важно иметь прочные связи с Россией в контексте российского плана развития арктического региона. Предложение, сделанное Россией Индии по разработке нефтяных и газовых месторождений в Арктике, является значительным и нуждается в дальнейшем развитии с целью удовлетворения наших постоянно растущих потребностей в энергоресурсах 35. Как говорится в Санкт-Петербургской декларации, «экономики Индии и России дополняют друг друга в энергетическом секторе. Мы будем стремиться построить «Энергетический мост» между нашими государствами и расширить двусторонние отношения во всех областях энергетического сотрудничества, включая ядерную, углеводородную, гидридную и возобновляемые источники энергии, а также в повышении энергоэффективности. Мы заинтересованы в запуске совместных проектов по разведке и разработке углеводородов на арктическом шельфе Российской Федера-
34 Ibid.
35 Blank S. India's Arctic energy partnership with Russia, op.cit.
ции» 36. Россия, со своей стороны, могла бы рассматривать Арктику как особую экономическую зону для индийских инвесторов и снизить тарифы на импорт / экспорт. Индия может и должна обеспечить необходимую инфраструктуру для двустороннего взаимодействия. Обеим странам следует поощрять активное сотрудничество в корпоративной сфере [11, Tsan K.F., India, с. 144].
Russian President Vladimir Putin, Indian Prime Minister Narendra Modi, and Rosneft CEO and Chairman Igor Sechin at the Zvezda Shipyard in Bolshoi Kamen. Russia (Press Release: President of Russia, Kremlin).
Рис. 5. Президент Владимир Путин, премьер-министр Индии Нарендра Моди, генеральный директор и председатель правления «Роснефти» Игорь Сечин на верфи «Звезда» в Большом Камне 37.
Российская сторона пригласила премьер-министра Индии Нарендру Моди на Восточный экономический форум во Владивосток в сентябре 2019 г. в качестве почётного гостя. После переговоров с премьер-министром Индии президент России заявил на пресс-конференции: «Индийские энергетические концерны приглашаются для участия в таких проектах, как Дальневосточный СПГ и Арктический СПГ-2» 38. Лидеры двух стран также выдвинули предложение о разработке полноценного морского маршрута между Владивостоком и Ченнаем. Индии необходимо инвестировать в российскую Арктику и Дальний Восток для удовлетворения растущих потребностей в природных ресурсах и полезных ископаемых. В 2012 г. компания GAIL уже подписала 20-летний контракт с «Газпромом» на поставку 2,5 млн т СПГ в год стоимостью около 2 млрд долларов США. Первая поставка российского СПГ была получена 4 июня 2018 г. в Дахедже [6, Ministry of Petroleum and Natural Gas, India, с. 76]. Однако в отличие от Франции, Китая, Японии и Саудовской Аравии, Индия до сих пор не инвестировала в арктический проект СПГ-2. Министр нефти, газа и металлургии Индии в своём
36 Press Information Bureau. "Declaration by the Russian Federation and the Republic of India: A vision for the 21st century", op.cit.
37 Devyatkin P. Russia and India set to deepen Trade and Investment in Arctic Energy, 05 September 2019. URL: https://www.highnorthnews.com/en/russia-and-india-set-deepen-trade-and-investment-arctic-energy (дата обращения: 06.09.2019).
38 Ibid.
заявлении отметил, что GAIL рассчитывает приобрести небольшую долю в арктическом проекте СПГ-2. Министр торговли и промышленности Индии также заметил, что «Индия готова вести геологоразведочные работы в Арктике» 39. Кроме того, он выразил надежду на то, что Россия и Индия смогут совместно развивать СМП 40. Также очевидно, что отношения с Россией стали более тесными в энергетической сфере из-за приверженности Индии диверсифицировать свой импорт энергоносителей в контексте американских санкций в отношении иранской энергетической отрасли.
Войны за газ?
Индийскому правительству и компании GAIL было бы интересно изучить случай Японии 41 (самого крупного покупателя СПГ в мире) и Германии, которая, будучи близким партнёром США в области безопасности, сохранила свои связи с Россией в энергетической отрасли, несмотря на угрозу американских санкций. В ответ на замечание президента Трампа в июле 2018 года «Насколько я понимаю, Германия находится в плену у России, потому что она получает от России так много своей энергии», канцлер Ангела Меркель дипломатично ответила: «Мы можем проводить свою собственную политику и принимать наши собственные решения» 42. Хорошо известно, что эти санкции обусловлены конкурирующими коммерческими интересами 43, поскольку Соединённые Штаты являются крупнейшим в мире производителем природного газа, а Россия, будучи на втором месте, обладает крупнейшими в мире запасами газа 44. По имеющимся данным, в США СПГ имеет самую низкую себестоимость производства в мире, но транспортировка (по сравнению с поставками по трубопроводу или из Ирана / Катара / Австралии) и затраты на инфраструктуру в стране-получателе означают, что поставки газа из других стран более привлекательны, особенно для азиатских клиентов, таких как Китай 45.
Индия приобрела определённый опыт в использовании шельфовых углеводородов, хотя это должно быть допущено в гораздо более благоприятных географических и геологических условиях. России приходилось полагаться на иностранные компании для проведения
39 Ibid.
40 Ibid.
41 Hanafusa R. Japan and Russia set to launch $9bn LNG project in Far East. Nikkei Asian Review, 20 December, 2019. URL: https://www.asia.nikkei.com/Business/Energy/Japan-and-Russia-set-to-launch-9bn-LNG-project-html (дата обращения: 06.01.2020).
42 Karasz P. Germany Imports gas From Russia. But Is It a 'Captive', 11 July, 2018. URL: https://www.nytimes.com/2018/07/11/world/europe/trump-germany-russia-gas-html (дата обращения: 12.07.2018).
43 Salamah M. Gas Wars? 29 June, 2017. URL: https://www. globalresearch.ca /gas-wars/559672-html (дата обращения: 06.02.2020).
44 Mikovic N. Energy-poor Europe torn between Russian and American gas. 04 February 2020. URL: https://www. globalcomment.com /energy-poor-europe-torn-between-russian-and-american-gas-html (дата обращения: 06.02.2020).
45 Rapoza K. Russia, China and the U.S. Are Forever Changing the Global Gas Market. 29 January 2020. URL: https://www.forbes.com/sites/kenrapoza/2020/01/29/Russia-china-and-the-us-are-forever-changing-the-gloabal-gas-market-html (дата обращения: 06.02.2020).
геологических работ в Арктике [12, Voronkov L., с. 115-124]. Помимо инвестиций, может быть целесообразно, чтобы наши инженеры-нефтяники помогали России в морской разведке и добыче, если такая возможность существует. Реальность такова, что арктическая энергия является ключевой составляющей дальнейшего экономического роста Индии, поскольку само потребление связано с ростом. Кроме того, Арктика является богатым источником стратегических минералов и алмазов, которые необходимы для быстрорастущей индийской экономики. Индии следует инвестировать подобные проекты, а также активно сотрудничать в сфере их реализации.
Изменение климата является ещё одной проблемной областью для Индии. Исследователь У.К. Синха заявил, что «современная Арктика отражает «противоположную ситуацию» [13, Sinha U.K., с. 38-39] с экономическими и коммерческими интересами с одной стороны и необходимостью смягчения климатических рисков и управления ресурсами с другой» [14, Sinha U.K., с. 126]. Как отмечается в Санкт-Петербургской декларации, «Индия и Россия, отмечая более широкое использование природного газа, экономически эффективного и экологически чистого топлива, которое стало неотъемлемой частью мирового энергетического рынка, и имеющего большое значение для сокращения выбросов парниковых газов, будут содействовать выполнению положений Парижского соглашения об изменении климата, а также достижению устойчивого экономического роста» 46. Поэтому обеим странам необходимо переходить от ископаемого топлива к СПГ и возобновляемым источникам энергии как можно быстрее. В Архангельской области, например, существует возможность использования ветра и в меньшей степени солнечной энергии. В Индии накоплен достаточный опыт в области возобновляемых источников энергии, который может быть использован Россией.
Другие направления сотрудничества в Арктике
Индия имеет значительный опыт исследований в Антарктике. В Арктике индийские исследовательские работы начались только в 2007 г. С тех пор Индия сотрудничает главным образом с Норвегией. Кроме того, Индия является членом Международного научного комитета по Арктике [IASC], неправительственной организации, которая содействует и поддерживает совместные исследования в Арктике 47, а также Азиатского форума полярных наук [AFOPS], основанного в 2004 г. для развития азиатского сотрудничества в полярных исследованиях 48. Научное взаимодействие Индии с Россией было ограниченным, несмотря на Санкт-Петербургскую декларацию: «Мы планируем разработку совместных стратегий для взаимовыгодного сотрудничества в области глубоководной разведки и разработки угле-
46 Press Information Bureau. "Déclaration by the Russian Fédération and the Republic of India: A vision for the 21st century", op.cit.
47 International Arctic Science Committee. About the International Arctic Science Committee. June 2018. URL: https://iasc.info (дата обращения: 01.06.2018).
48 Asian Forum for Polar Sciences. About the Asian Forum for Polar Sciences. June 2018. URL: http://www.afops.org/m11.php (дата обращения: 01.06.2018).
водородных ресурсов, полиметаллических конкреций и других морских ресурсов, используя сильные стороны в области морских исследований и подготовки кадров для развития взаимовыгодного сотрудничества». В настоящее время нет сотрудничества ни на уровне Национального центра полярных и океанологических исследований [NCPOR], ни в любом другом университете. Министерство наук о Земле (Ministry of Earth Sciences) перечислило следующие основные цели исследований Индии в Арктике, которые также могут быть областями сотрудничества между российскими и индийскими исследователями:
• «Изучение гипотетических связей между арктическим климатом и индийским муссоном на основе анализа данных об осадках и ледяных кернах из арктических ледников и Ледовитого океана.
• Характеристика морского льда в Арктике с использованием спутниковых данных для оценки эффекта глобального потепления в северной полярной области.
• Проведение исследований динамики и массового бюджета арктических ледников с уделением особого внимания влиянию ледников на изменение уровня моря.
• Проведение комплексной оценки флоры и фауны Арктики на предмет их реакции на антропогенную деятельность. Кроме того, предлагается провести сравнительное изучение форм жизни в обоих полярных регионах» 49.
В качестве координатора навигационной зоны-VII Индия обладает значительным опытом в проведении гидрографических исследований и подготовке электронных карт для стран, омываемых водами Индийского океана (IORA). Хотя гидрография, как правило, является запретной зоной, которую страны, возможно, не захотят открывать для совместных исследований. Однако, если Россия не будет против, то Индия могла бы помочь в подготовке электронных карт для Северного морского пути, которые в настоящее время недоступны, что увеличивает риски транзита по данному маршруту.
В интересах Российской Федерации и всех стран, стремящихся к развитию Северного морского пути, создать два перевалочных узла в Мурманске и Петропавловске-Камчатском и устранить необходимость в судах ледового класса, которые стоят дорого при строительстве и в эксплуатации, исключая наличие морского льда, как в случае с трассой СМП 50. Россия могла бы рассмотреть вопрос о создании совместного предприятия с азиатскими государствами-наблюдателями в Арктическом совете, такими как Китай, Япония, Корея, Индия и Сингапур, для создания перевалочного узла в Петропавловске-Камчатском.
Заключение
Помимо так называемого «энергетического моста», Индии необходимо углублять отношения и сотрудничество с Россией, делая особый акцент на арктический регион. Основные рекомендации, касающиеся индийско-российского сотрудничества в арктическом регионе, заключаются в следующем:
49 Ministry of Earth Sciences, India. Scientific Endeavours in the Arctic. June 2018. URL: http://www.moes.gov.in/programmes/indian-scientific-endeavors-arctic (дата обращения: 01.08.2018).
50 Gunnarsson B. Ship Traffic Analysis on the Northern Sea Route and Development of an Arctic Transportation and Logistics. Lecture to the International Ph.D. School. Northern Arctic Federal University. Arkhangelsk, 05 April 2019.
(а) Убедиться, что стратегическая энергетическая политика Индии влияет на энергетические ресурсы региона, которые в настоящее время в основном связаны с Россией. Следовательно, ONGC или GAIL необходимо инвестировать в такие проекты, как проект «Арктический СПГ-2», поскольку Российская Федерация сделала конкретные предложения в этом отношении.
б) Для удовлетворения растущих потребностей Индии в энергии, поскольку это одна из самых быстрорастущих экономик мира, следует заключать долгосрочные контракты с Российской Федерацией на поставку большего количества нефтепродуктов.
в) Россия и Индия должны рассмотреть вопрос о подписании Соглашения о всеобъемлющем экономическом сотрудничестве, по крайней мере, для Арктики и Дальнего Востока, чтобы снизить тарифы на импорт / экспорт и облегчить инвестиции как в государственный, так и в частный сектор.
г) Правительство Индии одобрило закупку полярного исследовательского судна, а Министерство наук о Земле (Ministry of Earth Sciences) и Национальный центр полярных и океанических исследований (National Centre for Polar and Ocean research) могли бы изучить вопрос о сотрудничестве с Россией в приобретении этого судна.
д) Приобретение Судоходной корпорацией Индии [SCI] как минимум одного танкера СПГ ледового класса Arc 7, который позволит транспортировать СПГ в течение года без помощи ледоколов. Это должно сочетаться с подготовкой кадровых ресурсов, имеющих решающее значение для навигации и обслуживания судов в арктическом регионе, для тяжёлого транзита из Крайнего Севера России в Индию, а для этого Индии понадобится помощь России.
е) Индия обладает высококвалифицированными человеческими ресурсами, которые могут внести вклад в создание различных инфраструктурных проектов в Арктике, разработку ресурсов, научные исследования и судоходную деятельность в регионе, что может способствовать общему развитию страны и создать возможности для трудоустройства в различных секторах экономики.
ж) Сотрудничество с Россией в области научных исследований находится на начальной стадии, и их следовало бы развивать. Этому могли бы способствовать статус Полярного университета для NCPOR, установление партнёрских отношений с Северным Арктическим федеральным университетом в Архангельске, организация совместного семинара для изучения областей сотрудничества, отправка учёных-исследователей в экспедицию Арктического плавучего университета.
з) Индии необходимо активно проработать вопрос о том, что возможность таяния ледникового покрова может оказать на неё влияние как из-за повышения уровня моря, так и из-за возможных эффектов глобального изменения климата. Можно было бы начать совместный исследовательский проект с Россией по изменению климата.
и) Индия и Россия могут внести свой вклад в освоение Арктики благодаря своему опыту и знаниям в области возобновляемых источников энергии.
к) Хотя гидрографическое исследование является сложной областью, обычно не поддерживаемой странами, Индия обладает значительным опытом в проведении гидрографических исследований, которые могут представлять интерес для российской стороны. л) С подачи России Индия могла бы рассмотреть вопрос о создании совместного предприятия с другими азиатскими государствами-наблюдателями в Арктическом совете, такими как Китай, Япония, Корея и Сингапур для создания перевалочного узла для отгрузки энергоресурсов в Петропавловске-Камчатском.
Благодарности и финансирование
Автор выражает благодарность САФУ им. М.В. Ломоносова за предоставленную возможность публикации. В статье были использованы материалы, представленные экспертами в ходе работы PhD-школы, прошедшей на базе университета с 5 по 10 апреля 2019 г.
Литература
1. Staun J. Russia's Strategy in the Arctic. Copenhagen: Royal Danish Defence College, Institute for Strategy, 2015, 40 p.
2. Staun J. Russia's Strategy in the Arctic: cooperation, not confrontation. The Polar Record, 2017, vol. 53, iss. 3, p. 314.
3. Zysk K. Russia's Arctic Strategy: Ambitions and Constraints. Joint Force Quarterly, 2010, iss. 57, pp. 103-110.
4. Laruellle M. Resource, State Assertion and International Recognition: Locating the Drivers of Russia's Arctic Policy. The Polar Journal, 2014, vol. 4, iss. 2, p. 254.
5. Ministry of Petroleum and Natural Gas. Annual Report 2017-18. New Delhi: Ministry of Petroleum and Natural Gas, 2018, 236 p.
6. Ministry of Petroleum and Natural Gas. Annual Report 2018-19. New Delhi: Ministry of Petroleum and Natural Gas, 2019, 208 p.
7. Stokke O.S. Asian Stakes and Arctic Governance. Strategic Analysis, 2014, vol. 38, no. 6, pp. 770783.
8. Ministry of Commerce. Annual Report 2018-19. New Delhi: Ministry of Commerce, 2019, 258 p.
9. Sen R. The Evolution of India's Relations with Russia. New Delhi: Aspen Institute of India, 2011, 32 p.
10. Ministry of External Affairs. Annual Report 2018-19. New Delhi: Ministry of External Affairs, 2019, 440 p.
11. Tsan K.F. Re-Energising the Indian-Russian Relationship. Jindal Journal of International Affairs, 2012, vol. 2, iss. 1, pp. 38-39.
12. Voronkov L. Russian Perspective on Asian Approaches to the Arctic. In: Asia and the Arctic - Narratives, Perspectives and Policies. Ed. by Sakhuja, Vijay & Narula, Kapil. Singapore, Springer Geology, 2016, pp. 115-124.
13. Sinha U.K. The Arctic: an Antithesis. Strategic Analysis, 2013, no. 37(1), pp. 38-39.
14. Sinha U.K. India in the Arctic: a multidimensional approach. Vestnik Sankt-Peterburgskogo universi-teta. Mezhdunarodnye otnosheniya [Vestnik of Saint Petersburg State University. International Relations], 2019, vol. 12, iss. 1, pp. 113-126.
Статья принята 02.03.2020.