ПРЕВЕНЦИЯ И ПОДДЕРЖКА ДЕТЕЙ И ВЗРОСЛЫХ -ЖЕРТВ ТРАФИКА, НАСИЛИЯ, ЗАВИСИМОСТЕЙ, ДРУГИХ ТИПОВ РИСКА СОЦИАЛЬНОЙ ИЗОЛЯЦИИ
© Терзиев В.К.* *, Арабская Е.Д.*
Национальный военный университет «Васил Левски»,
Болгария г. Велико Тырново
Высшая школа по агробизнесу и развитию регионов, Болгария, г. Пловдив
The paper examines activities and services in the sphere of prevention and support to children and adults - victims of traffic, violence, dependecies and other risks of social marginalization. Some behavioral issues are discussed regarding investigated risks, as well as the specialized services and centers in the Republic of Bulgaria. Crisis interventions and participation of parties in it are considered from the point of view of challenges and problems in management and the application of a coordination mechanism. Recommendations are given about the processes of optimization of work on local level, municipal and regional strategies, specialized training and motivation activities.
Key words: social marginalization, crisis intervention, risky groups, prevention.
С точки зрения социологии самые характерные деформации в поведении несовершеннолетних связаны с отсутствием адекватной самооценки. Это выражается в повышенной тревожности, раздражительности, вспыльчивости и склонности к девиациям. «Неадекватно сниженная самооценка может быть источником напряжения для своего носителя и дестабилизатором поведения, так как стремление к ее сохранению и изменению превращается в мотив поведения с целью разрядить это напряжение. У насильственного преступника, например, это напряжение разряжается при помощи различных форм вербальной и невербальной агрессии» [5, с. 16].
Особенно важна и негативная социальная идентификация. Данные свидетельствуют о том, что в антиобщественных проявлениях можно выделить последствия такой идентификации с личностными чертами и способами поведения, с нормами и ценностями, усвоенными из разных источников социальной среды. А она обычно формируется в подростковом возрасте, когда личность незрелая и защитные механизмы не оформлены. Так, например, у совершителей антиобщественных проявлений установлены «дефициты социально приемлемых качеств, свойств и моделей поведения. Наблюдаются ригидность, стереотипность поведения, шаблонность мышления [5, с. 18].
В процессе исследования оценки риска жертв трафика, насилия, зависимости, других типов риска и социальной изоляции обращается внимание
* Доктор экономических наук, доктор политической экономии.
* Ассистент.
Правовое регулирование социально-экономических отношений
213
на все факторы, которые могут оказать влияние на это поведение. Исследуется история раннего детства, прослеживается создана ли надежная привязанность, которая приводит к развитию способностей и умений несовершеннолетних, существуют ли данные о проблемах. Для этого необходимо хорошо знать теорию привязанности, которая помогает объяснению рискового поведения [2].
Очевидно, что корни противоправного поведения нужно искать в комплексном влиянии множества факторов. В результате их влияния выявляются два механизма вырабатывания девиантной идентичности у несовершеннолетних:
Механизм 1: Патологическая социализация: отвержение и пренебрежение детей в детстве, что приводит к психопатологическим или невротическим изменениям;
Механизм 2: Родительская неадекватность как снижение семейного контроля, при которой дети выходят на улицу. В среде с повышенной криминальной активностью существует большая вероятность их участия в серьезных преступлениях. Слабый контроль взрослых над социализацией особенно очевиден в крайне неблагоприятных условиях, например, распавшаяся семья или плохая среда.
Особенно, что касается воспроизводства и трансфера девиантности между поколениями в масштабе общности, продуктивным является подход, который ставит акцент как на индивидуальных факторах, так и на весь социальный контекст и природу социальных и межличностных отношений. Включение превенции и корректирующих действии все более переплетается с пониманием и проницательностью тех, кто интересуется концепцией «социального капитала». Стимулирование развития сетей, которые используют и расширение возможности для поддержки и помощи, могло бы включать столько секторов социального контекста, сколько соображений, которые содержат образовательные и практические характеристики превенции отклоняющегося поведения.
Специализированные услуги и деятельности для превенции, ресоциализации и поддержки детей и совершеннолетних лиц, жертв насилия, трафика, людей с рисковым поведением и зависимостью, можно рассматривать в целом, так как услуги связаны и «переходят границу» между возрастными группами детей, молодежи и взрослых. В областных стратегиях эти услуги дифференцированны по возрасту и специфике целевых групп и «вошли» в соответствующие цели в логике интервенции.
Интервенция и поддержка в условиях насилия и трафика
Сравнительный обзор областных стратегий показывает, что все еще предстоит развивать и вносить разнообразие в мерах и услугах для превенции риска и поддержки детей и взрослых - жертв насилия, трафика, эксплуатации, безнадзорности и т.д. В немногих областных стратегиях они разработаны как
214 ЭКОНОМИКА И УПРАВЛЕНИЕ: АНАЛИЗ ТЕНДЕНЦИИ И ПЕРСПЕКТИВ РАЗВИТИЯ
комплексная система мер, а в большинстве случаев эти деятельности только маркированы как компонента услуг для детей в опасности.
Услуги для пренебреженных в воспитании детей и жертв разных форм насилия.
Потребности этих разнородных рисковых групп требуют широкого спектра разнообразных и гибких услуг как для превенции, так и для преодоления последствий у жертв насилия, пренебрежения, разных форм эксплуатации, трафика, детей и молодежи с девиатным поведением.
Услуги сфокусированы на поддержке для преодоления и превенции отклоняющегося поведения у детей и на прямой работе с детьми с девиантным поведением и с их семьями. Наряду с социальной работой с детьми в опасности, осуществляемой ЦОП (Центрами общественной поддержки), предусматривается и участие школы во время проведения кампаний для превенции, организаций внеклассных занятий и образовательных программ о вреде и последствиях употребления наркотиков и алкоголя, курения, трафика людей, сексуальной эксплуатации; информирование по вопросам насилия и пренебрежения.
Везде в стратегиях намечены обычные меры поддержки:
Меры и деятельности со стороны Отдела защиты детей/ Дирекции социальной поддержки.
Поддержка существующими социальными услугами (ЦОП, ЦСРИ - центры социальной реабилитации и интеграции, дневные центры) - консультации, посредничество и поддержка детей, жертв насилия, трафика и зависимости, как и специализированные программы для работы с детьми, совершителями антиобщественных проявлений, насилия, рискового поведения.
Деятельности Местных комиссий для борьбы с антиобщественными проявлениями малолетних и несовершеннолетних (МКБАПМН) и общественных воспитателей в муниципалитетах, вместе с ОЗД в поддержке детей с девиантным или рисковым поведением и жертв насилия;
Применение Координационного механизма для взаимодействия при работе в случаях с детьми-жертвами и под угрозой насилия, который регламентирует конкретные обязанности ангажированных субъектов при необходимости в кризисной интервенции. Механизм объединяет ресурсы и усилия ОЗД, представителей муниципалитета, РУ МВД (Районное управление Министерства внутренних дел), РИЗ (Региональная инспекция здравоохранения), личного доктора ребенка; РИО (Региональная инспекция по образованию) МОН (Министерство образования и науки); детского сада; МКБАПМН; суда, прокуратуры, поставщика социальных услуг и др.
Роль Координационного механизма, утвержденного ГАЗД (Государственное агентство для защиты детей) в начале 2010 г., подчеркнута в достаточном количестве стратегий, как Варна, Добрич и др. В Русе, где стратегия была принята раньше (в декабре 2009 г.), аргументирована необходимость
Правовое регулирование социально-экономических отношений
215
создания подобного координационного механизма на уровне области. В Плевене предусмотрено создание «регионального координационного механизма для превенции трафика людей» с многопрофильной группой для быстрого реагирования в критичных ситуациях. В областной стратегии Со-фии-города / Муниципалитет Софии настаивает на создание и введение Национального координационного механизма для поддержки пострадавших от домашнего насилия.
Услуги и программы превенции всех форм насилия над детьми и от детей, и поддержка жертв насилия, эксплуатации и трафика, будет осуществляться ЦОП в муниципалитетах, ОЗДП и ДСЗ (Дирекция социальной зашиты) с содействием МКБАПМН, органов МВД и служб пробации, лечебных заведений, образовательных институций, (НКО - некоммерческих организаций).
В стратегии области Русе услуги для детей и молодежи - жертв разных форм насилия и их семьей развиты как целостная комплексная система.
Вкратце услуги включают:
- Программы превенции всех форм насилия над детьми и от детей во всей области и поддержка жертв насилия, эксплуатации и трафика путем разработки детских навыков уверенности в себе; ограничение агрессивного поведения и отношений между детьми и совершения актов насилия со стороны детей.
- Образовательные программы и кампании во всех детских садах и школах, как и в рамках ЦОП, направлены на превенцию агрессивного поведения среди детей, развитие познания о насилии и его симптомах и умений защиты от насилия: проведение лекций и дискуссий на уроках классного руководителя; организация хепенингов, межшкольных событий и инициативы на муниципальном и областном уровне.
- Обучение не менее 30 профессионалов (социальных работников, полицейских, воспитателей в детских садах, учителей, врачей и медицинского персонала) для распознавания и сигнализирования о случаях насилия, разных форм пренебрежения, насилия, злоупотребления и трафика, детского труда и его последствий для детей и симптомы их проявления.
- Общественные кампании для предотвращения насилия и других форм злоупотребления и эксплуатации;
- Преодоление последствий пережитого насилия детьми - жертвами насилия и/или трафика: консультация и реабилитация в ЦОП; предоставление краткосрочного приюта для детей в Срочном приеме и временного пребывания в приюте для беспризорных детей;
- Превенция беспризорности и тяжелых форм детского труда и поддержка реинтграции детей с улицы: работа с социально-уязвимыми семьями и детьми в ЦОП для улучшения взаимоотношений в се-
216 ЭКОНОМИКА И УПРАВЛЕНИЕ: АНАЛИЗ ТЕНДЕНЦИИ И ПЕРСПЕКТИВ РАЗВИТИЯ
мье, развития их социальных ресурсов, содействие для решения бытовых и жилищных проблем; поддержка со стороны ЦРДУ для включения в образовательную систему и преодоление последствий пребывания детей на улице; деятельности Приюта для беспризорных детей.
- Улучшение возможностей для реакции в случаях насилия над детьми и эксплуатации детского труда.
- Выполнение полицейской защиты и предоставление специализированной поддержки в Срочном приеме в ЦОП Русе, Бяла и Ветово.
- Создание специального помещения для выслушивания детей - жертв и свидетелей преступлений в ЦОП Русе (предусмотрено для открытия в 2011-2012 гг.).
Превенция рискового поведения и поддержка для преодоления его последствий для детей и молодежи, сфокусированные на поддержке для преодоления и превенции рискового поведения детей и на прямой работе с детьми с рисковым поведением: консультации и поддержка детей и их семьей.
- Образовательные программы и кампании в школах об опасностях и последствиях употребления наркотиков, алкоголя, курения, рискового сексуального поведения и др.
- Внеклассные занятия, внешкольные деятельности и осмысление личного времени детей;
- Работа с детьми - совершителями антиобщественных проявлений и с рисковым поведением, для поддержки детей в развитии их просоциального поведения
- Индивидуальные и групповые программы с детьми и их семьями.
Эти деятельности будут выполняться ЦОП, ЦРДУ Приютом, услуги для
детей - жертв насилия, ОЗД, полицией, судом, прокуратурой, МКБАПМН, органами МВД и службами пробаций, лечебными заведениями, образовательными институциями, НКО, школьными настоятельствами, молодежными и родительскими организациями.
Центры работы с детьми на улице.
На 2011-2015 гг. в стратегиях не планируется значительное расширение услуги ЦРДУ [4]:
Таблица 1
Период / год Число услуг Количество
2010 12 256
2011 14 271
2012 18 346
2013 21 411
2014 21 418
2015 20 403
Примечание: указанные данные на 2015 г. являются проектным количеством.
Правовое регулирование социально-экономических отношений
217
Центры работы с детьми на улице (ЦРДУ).
Центры работы с детьми на улице (ЦРДУ) уже не в числе предпочтительных услуг и запланированы в небольшом количестве в отдельных муниципалитетах. Этот «спад» от повышенного интереса несколько лет назад к ЦРДУ объясним тем, что местным партнерам стало ясно, что дети на улице по стандартным определениям являются исключением и чаще всего идет речь о пренебреженных детях, которые живут с семьями, но воспитываются на улице.
По этим причинам для существующих ЦРДУ в стратегиях часто предусматривается модифицирование деятельностей или даже преобразование услуги (как в г. Видин), так как дети, брошенные на улицу, без ежедневного контакта с семьей, являются исключением. В областях Велико Тырново (муниципалитет Златарица), Шумен и др. ЦРДУ будут работать с пренебреженными детьми, при которых существует риск попасть на улицу или бросить школу.
В некоторых областях необходимость открытия новых ЦРДУ обоснована сезонной миграцией уязвимых семьей, как и безнадзорных детей в больших курортах в области Бургас (как муниципалитеты Несебр и Поморие), где в летние месяцы пребывает значительное число безнадзорных детей и молодежи. Новые ЦРДУ планируются преимущественно для работы с уязвимыми группами ромских обществ. В стратегии Софии предусмотрено обеспечить устойчивость ЦРДУ в НКО (как объединение «Дети и юноши»), который уже годы финансируется и по проектам столичного муниципального бюджета.
Услуги для удаления кризисных ситуации, консультирования и поддержки.
Кризисные центры.
Кризисные центры для предоставления краткосрочного приюта, кризисной интервенции, психологической поддержки, посредничества для получения медицинских услуг, юридического и социального консультирования и информирования планированы в разном формате и охвате целевых групп:
Кризисные центры для детей и молодежи, переживших домашнее насилие, сексуальное насилие, трафик - Старая Загора («Самарянский дом», наличный), Благоевград (2 - Петрич и Якоруда), Варна (Варна - 2, Девня - 1), Силистра (Алфатар, наличный), Разград (новый - с. Осенец), Софийска (наличный - Драгоман), Монтана (наличный); Враца (новый); Пазарджик (наличный), Кырджали (новый, областного охвата), Пловдив (новый Асеновград).
Кризисные центры для детей и женщин:
жертвы насилия - Бургас (1), Русе, Шумен (2 - Шумен и Каспичан), Тырговище (1 на уровне области), Силистра; Пазарджик (наличный, Пещера);
жертвы насилия и трафика - Бургас (1); Тырговище (новый); Благоевград (наличный - Хаджидимово); Плевен (1 наличный в Плевене и 2 новых -Долна Митрополия и Левски); Монтана (новый); Смолян (новый, Златоград для детей и лиц).
218 ЭКОНОМИКА И УПРАВЛЕНИЕ: АНАЛИЗ ТЕНДЕНЦИИ И ПЕРСПЕКТИВ РАЗВИТИЯ
Центр / Кризисное звено для срочной психологической помощи и устраивание детей и женщин, переживших насилие - Габрово (1 на уровне области); София (Фондации «Асоциация Анимус» финансированный столичным муниципалитетом); Пловдив (новый, по проекту ОПРЧР); Пловдив (новый, для женщин - жертв насилия).
Кризисный центр для детей и взрослых, переживших домашнее насилие, трафик, сексуальное насилие, психологическое угнетение на рабочем месте, школьное насилие:
Добрич, Ямбол (новый, для строителства); Кюстендил (3 новых - в Кю-стендиле, Дупнице и Кочериново); София (2 наличных и 2 новых);
Кризисный центр для совершеннолетних лиц - жертв насилия и трафика - Разград (новый - с. Стражец);
Хасково - 5 новых кризисных центров для детей и лиц задуманы как сеть для охвата всех муницпалитетов в области, которая включает кризисный центр на уровне области в Хасково и 4 центра, работающих на межмуниципальном уровне (в Дмитровграде, Свиленграде, Стамболово и Топо-ловграде).
Кризисные центры для детей в опасности или проблемного поведения:
Кризисные центры для детей с девиантным поведением - Благоевград (1 - Сатовча, новый);
Кризисный центр для детей в опасности Бургас (Карнобат); Софийская область новый - Самоков) София; Пловдив - 2 (наличный в Пловдиве, новый в Калофере, муниципалитет Карлово);
Кризисный центр содержания детей с психическими расстройствами или в кризисе (Пловдив, новый).
Кризисный центр содержания семьей в опасности или в кризисе - Пловдив (новый, для строительства).
В прилагаемой таблице ниже включены преимущественно Кризисные центры, инновационные и альтернативные услуги, предоставляемые непосредственно НКО, не присутствуют в этих цифрах, потому что не указан «объем», а спектр деятельностей и приблизительное число пользователей в год.
Большинство кризисных центров работает на областном или межмуниципальном уровне, чтобы охватить в сети все или хотя бы большинство муниципалитетов и населенных мест. Например, исключительно последовательно этот принцип развернут в стратегии Кюстендила при описании территориального охвата трех услуг: кризисный центр в Кюстендиле охватит еще и муниципалитеты Невестино и Трекляно, в Дупнице - Сапареву баню, а в Кочериново - Рилу и Бобошево.
Кризисные центры для детей и взрослых.
На 2011-2015 гг. в стратегиях планируется значительное расширение услуг [4]:
Правовое регулирование социально-экономических отношений
219
Таблица 2
Период / год Число услуг Количество
2010 17 165
2011 22 241
2012 37 435
2013 49 595
2014 55 656
2015 56 671
Примечание: указанные данные на 2015 г. являются проектным количеством.
Наряду с кризисными центрами в стратегиях рассчитывается еще и на срочном приеме для кризисного вывода детей, жертв насилия, или в условиях кризиса в семье. По общим впечатлениям, однако, в некоторых областях эти услуги не запланированы в достаточном объеме, а в других предусмотрен сравнительно большой суммарный объем и не исключено, что параллельно развитию сети ЦОП потребуются дополнения стратегий по местам.
Консультирование и другие услуги.
Какие еще специализированные целевые услуги предусмотрены для консультирования и ре-социализации детей, жертв разных форм насилия, эксплуатации и трафика, как и для детей с девиантным поведением и антиобщественными проявлениями. Услуги предоставляются как деятельности, делегируемые государством, муниципальные инициативы или программы НКО.
Специализированные ЦСРИ для превенции и поддержки при насилии и трафике.
Специализированные ЦСРИ для детей и взрослых - жертв домашнего насилия, - Тырговище (наличный, в данный момент без государственно -делегиеруемого финансирования, увеличение объема с 74 на 100); область Велико Тырново (новый в Горной Оряховице); Плевен;
ЦСРИ для взрослых для превенции и поддержки при домашнем насилии - Разград: консультативный центр по проблемам домашнего насилия, который работает в Разграде с проектным финансированием в поддержку лицам - жертвам и совершителям домашнего насилия, как и их детей, трансформируется в будущем в ЦСРИ.
Консультативные и реабилитационные центры для превенции и жертв разных форм насилия:
Центр борьбы с домашним насилием - Разград (наличный);
Центр информирования, консультирования и поддержки детей - жертв насилия и трафика - Стара Загора (наличный), Тырговище (новый, 2013), София;
Центр консультирования и превенции насилия и трафика людей - Варна (2);
Центр поддержки детей и женщин, переживших насилие - Перник (центр Фонда «ПУЛС», работающий совместно с молодежным клубом «Да бъдем приятели» (Будем друзьями).
220 ЭКОНОМИКА И УПРАВЛЕНИЕ: АНАЛИЗ ТЕНДЕНЦИИ И ПЕРСПЕКТИВ РАЗВИТИЯ
«Синяя комната» для выслушивания детей - Русе, София (в СДВР (Столичная дирекция внутренних дел) мобильная группа ИСДП (Институт социальных деятельностей и практик) в ЦОП и КСУДС (Комплексс социальных услуг для детей и семей), Шумен (в КСУДС);
Консультативные кабинеты / центры:
Консультативные кабинеты в рамках МКБАПМН - в областях Ямбол (новые в муниципалитете Стралджа для детей с 6 по 18 лет и в муниципалитете Болярово для детей с 8 по 18 лет соответственно с объемом 30 и 12 потребителей); Старая Загора (Казанлык, наличный); Разград;
Консультативный кабинет с «Горячей линией» для детей, молодежи и родителей - новые к КСУДС Елхово, область Ямбол; Варна;
Национальная горячая телефонная линия для переживших насилие - на территории области Софии (02/9817686 02/9817686, деятельность осуществляется Фондацией «Асоциация Анимус»);
Центр консультирования, обучения и поддержки детей в опасности -София предстоящий для открытия фондацией «Центр Надя»);
Консультативный центр для женщин, жертв насилия - Кырджали (наличный);
Консультативный центр социальной реабилитации и интеграции в помощь и поддержку пострадавших от насилия лиц - Хасково (наличные услуги в Хасково и Димитровграде, предоставляемые НКО - Болгарский центр гендерных исследований).
«Детский уголок арт-терапии для детей, переживших насилие» - Пле-вен, работающий в составе кризисного центра для женщин и детей Объединения Центр «Отворена врата».
Социальное предпринимательство в поддержку жертв насилия - Плевен (социальные предприятия для жертв насилия в составе Объединения Центр «Отворена врата» и для безработных к Объединению «РЕХА» Плевен).
Приют для детей
Необходимость в приютах для безнадзорных детей учтена в некоторых стратегиях - в 6 намечается продолжение деятельности существующих приютов, а в 4 стратегиях предусматривается открытие новых - Бургас, Хасково (Димитровград). Услуги для кризисного содержания детей в Ловече предоставляются в форме центра временного содержания (ЦВС для детей в с. Дылбок дол, Тетевен, 2012 г.).
Приют для детей.
На 2011-2015 гг. в стратегиях не планируется значительное расширение этой услуги [4]:
В зависимости от специфики проблем в некоторых муниципалитетах планируется приют или дети со специфическим фокусом. В области Бургас будет открыт межмуниципальный центр временного содержания детей, занимающихся нищенством или проституцией в летнем сезоне в курортных
Правовое регулирование социально-экономических отношений
221
поселениях муниципалитетов Несебр и Поморие, который будет предоставлять социальные, психологические и юридические консультации, услуги для превенции и поддержки.
Таблица 3
Период / год Число услуг Количество
2010 6 95
2011 6 95
2012 9 127
2013 10 147
2014 10 147
2015 10 147
Примечание: указанные данные на 2015г. являются проектным количеством.
Кроме того, другие услуги для жилищного содержания детей / молодежи с девиантным поведением запланированы и в форме специализированных приютов - защищенных жилищ. В Тырговище будет создан ЦНСТ (Центр для размещения семейного типа) для молодежи - жертв насилия (2015), что по существу ближе к услугам долгосрочного кризисного содержания жертв насилия и предоставлению поддержки для восстановления и ре-социализации.
Превенция и поддержка при рисковом поведении и зависимости.
Нередко в стратегиях рассчитывается прежде всего на услуги, предоставляемые существующими и новыми социальными услугами (как ЦОП и ЦСРИ) при наличии соответствующего количество специалистов, как межведомственных структур, каковыми являются действующие Областные советы по наркотическим веществам, которые будут оказывать помощь и участвовать в мерах для превенции и ре-интеграции в обществе людей с зависимостями.
Специализированные социальные услуги - ЦОП или ЦСРИ.
Наряду со «знакомыми» ЦСРИ и ЦОП, в стратегиях планируются еще и специализированные ЦСРИ и ЦОП, направленные на поддержку и ресоциализацию детей, юношей и людей с рисковым поведением и зависимостями. Например:
Специализированный ЦСРИ, сфокусированный на поддержке детей с проявлениями девиации в поведении, которые стоят на учете в ДПП (Детская педагогическая помощь) в составе РПУ (Районное полицейское управление), детей с антисоциальным поведением, которые содержатся или освобождаются от СПИ (Социально-педагогические интернаты) и ВУИ (Воспитательные училища-интернаты) - Благоевград (новый), Пловдив (наличный).
Специализированный ЦСРИ - Центр трудовой квалификации и реализации молодежи, которые успешно преодолевают наркотическую зависимость. (оказывает поддержку клиентам программы поддерживающего лечения метадоном, интенсивных внебольничных реабилитационных программ,
222 ЭКОНОМИКА И УПРАВЛЕНИЕ: АНАЛИЗ ТЕНДЕНЦИИ И ПЕРСПЕКТИВ РАЗВИТИЯ
просидевших эффективный срок в возрасте над 16 лет, на этапе обвязывания и реабилитации, с хорошей мотивацией) - Варна, Плевен - ЦСРИ для безработных лиц (в составе Объединения «РЛЧО» - Плевен), Пловдив;
Специализированный ЦСРИ для детей и лиц с зависимостями, ВИЧ / СПИД - Тырговище (новый);
Специализированный ЦОП превенции и ресоциализации при зависимостях, предназначенный людям с зависимым поведением, детям и молодым людям, преодолевшим зависимости и лицам, вышедшим из мест лишения свободы - для открытия в Варне и Пловдиве;
Другие услуги для ресоциализации и реабилитации - Социально-терапевтический центр для терапевтических и реабилитационных услуг, направленных на социальное включение детей и молодежи всех рисковых групп - Враца (новый, открытый по проекту некоммерческого объединения «ОПОРА БГ»).
Консультативные центры.
Кроме деятельности ЦСРИ и ЦОП, в стратегиях планируются еще и специализированные центры, и услуги, развиваемые НКО или муниципалитетами, для консультирования, поддержки и ресоциализации детей с отклоняющимся поведением и людей с рисковым поведением и зависимостями. Такими являются:
Консультативный центр ресоциализации лиц с зависимостями - Русе (центр может быть открыт как самостоятельная услуга в составе ЦОП или ЦСРИ);
Центр консультирования и превенции риска проституирующих лиц и детей - Варна;
Центр для детей с поведенческими проблемами в здании ДМСГД (Дом медицинской и социальной заботы о детях), запланированный на областном уровне - Силистра;
Бюро социальной защиты, предоставляющее модульные межсекторные и смешанные услуги (информационные, консультантские, образовательные, тренинговые и поддерживающие) для детей и молодежи всех рисковых групп - Враца (4 бюра в Враце, Козлодуе, Мездре, Оряхово, для открытия по проекту); София;
Консультативно-превентивный центр для работы с детьми с отклоняющимся поведением - Монтана (новый);
Консультативный центр или ЦСРИ для правонарушителей - Разград (трансформированный в ЦСРИ для молодых правонарушителей после 2011 г. с объемом 25 потребителей); Пловдив;
Молодежный информационно-консультативный центр - Ловеч (наличный, в составе Объединения «Екомиссия 21 век»).
Кампании по превенции, включительно изготовление и издание информационных материалов для превенции зависимостей - София (периодический бюллетень «Заедно» и поддержка Интернет страницы: www.sofiamca.org);
Правовое регулирование социально-экономических отношений
223
Важной частью деятельностей является работа на месте, в среде клиентов, которая обычно является единственной поддерживающей и понимающей и это является предпосылкой возвращения к злоупотреблению опьяняющими веществами или алкоголем. Подобные центры могут стать связывающим звеном между бенефициентами услуги и лечебными заведениями, и больницами, Бюрам труда в ДСЗ (Дирекции «Социальной защиты»), ОД «Полиции», местами лечения зависимостей.
Превентивно-информационные центры.
Превентивно-информационные центры (ПИЦ) для молодежи и лиц с зависимостями, ВИЧ/СПИД, развиваются на муниципальном уровне как вспомогательное звено Областных советов по наркотическим веществам и Местных комиссий борьбы с антиобщественными проявлениями малолетних и несовершеннолетних. ПИЦ осуществляют преимущественно превентивную коррекционно-воспитательную деятельность среди малолетних и несовершеннолетних.
Продление и оптимизация деятельности существующих Превентивноинформационных центров на муниципальном уровне указано для 12 областей / муниципалитетов (в стратегии Софии, Добрича, Перника, Благоевгра-да, Плевена, Сливена, Велико Тырнова, Силистры, Русе, Разграда, Габрово, Хасково).
Создание новых ПИЦ предусматривается в Старой Загоре и Кюстендиле.
Лечебно-социальные услуги для превенции ВИЧ/ СПИД.
Лечебно-социальные услуги для превенции и направления к лечению ВИЧ / СПИД и туберкулеза развивается в рамках долгосрочной стратегии Глобального фонда Министерства здравоохранения, среди которых особо важными для социальной сферы отмечены программы «Превенция и контроль ВИЧ / СПИД среди употребляющих наркотики, вводимые внутривенно», «Превенция и контроль туберкулеза в Болгарии». Роль и вклад этих центров и программ учтены в некоторых из стратегий (как Бургас, София, Перник, Ямбол, Пловдив, Варна) с рекомендацией продолжать деятельности и обеспечить устойчивость этих программ. По компоненте 5 программы созданы еще Лечебно-социальные центры в ромском обществе в целях полного охвата высоко рисковых обществ.
Например, в Русе ОС БЧК (Областной совет Болгарского красного креста) в сотрудничестве с муниципалитетом Русе работает по программе «Превенция и контроль ВИЧ, малярии и туберкулеза». В Сливене планируется создание Центра превенции и контроля ВИЧ / СПИД и туберкулеза для людей с зависимостями, которые включают в себя и исследования, консультации, психологическую поддержку, посредничество и другие. В Плевене предусматривается продолжение деятельности Координационного офиса по превенции ВИЧ / СПИД.
224 ЭКОНОМИКА И УПРАВЛЕНИЕ: АНАЛИЗ ТЕНДЕНЦИИ И ПЕРСПЕКТИВ РАЗВИТИЯ
Программы и услуги НКО в партнерстве с муниципалитетами.
Областные стратегии вновь показывают, что деятельность некоммерческих организации - это исключительно важный ресурс для осуществления политики превенции и поддержки при зависимостях, проблемном поведении.
Значимый вклад НКО в этой сфере учтен в областных стратегиях, в которых намечается продление действующих услуг и расширение успешных программ НКО для превенции, поддержки и реинтеграции людей с разными зависимо стями:
- Перник: Фонд «ПУЛС» - последующее развитие превентивных деятельностей, поддерживающих детей, молодежи и их семьи; работа по программам превенции и контроля ВИЧ / СПИД и туберкулеза МЗ; продление работы Дроп ин центра, предоставляющего услуги зависимым, исследования на ВИЧ, туберкулез, гепатит, инфекции, предаваемые половым путем и др.
- Стара Загора: некоммерческое объединение «Майки срещу дрога-та» («Матери против наркотиков») продление терапевтических программ и работа с детьми, злоупотребляющими наркотиками и алкоголем, как и с их родителями;
- София: Объединение «Каритас София» - мобильный кабинет для работы с зависимыми от психоактивных веществ, работающее с выше 200 людьми (детей и совершеннолетних);
- София: Объединение «Проект Пеперуда» София - продление деятельности ЦСРИ для совершеннолетних лиц с зависимостью (или злоупотреблением) от алкоголя или наркотиков и лиц с зависимостью от азарта (по МКБ-10 патологическое влечение к азарту);
- Бургас: Каритас - мобильный кабинет для работы с людьми, зависимыми от психоактивных веществ; объединение «Доза обич» -поддержка и превенция ВИЧ / СПИД и других трансмиссивных и инфекции, предаваемые половым путем у людей с рисковым поведением.
- Ямбол: Объединение «Заедно срещу дрогата» («Вместе против наркотиков») - программы для превенции зависимостей.
В стратегиях намечено еще и инициирование новых услуг и программ, предоставляемых НКО, муниципалитетами и включенными социальными партнерами. Такие новые услуги, предназначенные людям с рисковым поведением, зависимостями, проституцией и др., включают мобильную социальную работу, лечебные консультации, направление и обеспечение доступа к социальным и здравоохранительным услугам, психологическому и юридическому консультированию:
- Бизнес-центр для людей, преодолевших зависимость - Варна;
- Молодежные лечебные центры как смешанные лечебно-социальные услуги для превенции и посредничества при направлении к ле-
Правовое регулирование социально-экономических отношений
225
чению ВИЧ / СПИД и разных видов зависимостей предусмотрены в областях Перник, Видин, Ловеч (к планированным услугам в молодежном центре), Пловдив (наличный в составе БЧК в Пловдиве и 2 новых, в муниципалитетах Марица и Първомай), Смолян.
- В Кырджали предусматривается новая социальная услуга для детей и молодежи, направленная на превенцию ВИЧ / СПИД, исследования и посредничество для отправления на лечение, которая дополнительно будет разработана и раскрыта в партнерстве между НКО и РЗИ.
В некоторых больших муниципалитетах (как София) предусмотрены исследования употребления психоактивных веществ, рисковых факторов и механизмов, инициированные и проводимые НКО в сотрудничестве с муниципалитетами.
Эта красочная палитра услуг и инициатив для превенции риска и преодоления последствий насилия и зависимостей, представленная в областных стратегиях, показывает намерение «переноса» хороших практик и полученного опыта НКО в муниципальные услуги и деятельности.
Интегрированная интервенция на специфические рисковые группы.
Поддержка молодежи, выходцев из СИ.
Во всех стратегиях выводится необходимость в услугах интегрирования молодежи, которые покинули специализированные институций для детей (в основном Домов для детей, лишенных родительской заботы), которым предстоит переход от институции к самостоятельной жизни в большом мире. В этом направлении намечены типовые меры, которые осуществляются поддерживающей сетью услуг в широком партнерстве со связанными секторами - образование, занятость, здравоохранение - и с муниципальной политикой жилья.
Меры сфокусированы на преодоление двух больших проблем, с которыми сталкивается молодёжь после выхода из институции:
Необходимость в адаптации для самостоятельной жизни посредством:
- Развитие программ во всех СИ для вырабатывания социальных умений этих детей и молодежи для самостоятельной жизни после ухода из институции, которые должны выполняться совместно ЦОП и СИ при поддержке со стороны школы и ОЗД.
- Переходные и наблюдаемые жилища.
- Деятельности ЦОП и муниципалитетов по информированию, предоставлению консультаций, как и содействию в кризисных ситуациях после ухода из институции, которые необходимо осуществлять с убывающей интенсивностью пропорционально нарастающей самостоятельности молодежи.
Необходимость в поддержке социальной и трудовой интеграции, достижение самостоятельности посредством:
- Содействия и посредничества для устраивания на работу и самостоятельного жилья со стороны муниципалитетов, НКО и поставщиков услуг;
226 ЭКОНОМИКА И УПРАВЛЕНИЕ: АНАЛИЗ ТЕНДЕНЦИИ И ПЕРСПЕКТИВ РАЗВИТИЯ
- Программ профессиональной квалификации молодежи, вышедших из СИ - включение в курсы профессиональной квалификации в Бю-рах труда и посредничества при обеспечении занятости;
- Программ субсидиарной занятости;
- Разрабатывания и выполнения муниципальных программ построения социальных жилищ при финансировании по Оперативной программе «Региональное развитие» и включение этой молодежи как одна из целевых групп;
- Приложение муниципальных мер в поддержку молодым людям, вышедшим из СИ, для обеспечения жилья (как устроить их снять в аренду муниципальное жилище, поддержка посредством лимитированного во времени кредита и др.).
В некоторых стратегиях предусмотрены дополнительные специфические целевые услуги поддержки реинтеграции, преодоления бедности и социального исключения молодежи, вышедших из специализированных институций. Например, по проекту в Разграде создается Центр поддержки -ищет возможности включения в рынок труда молодежи, вышедших из СИ. Проектным финансированием по оперативным программам или от внешних доноров НКО в Софии осуществляют и планируют предоставлять разнообразные дополнительные деятельности и услуги для социального включения молодежи, которые покинули специализированные институций. Такими являются: Программа по расширению прав детей, вышедших из институций (фонда «Асоциация Анимус»); Ателье «Млад дизайнер» («Молодой дизайнер») (объединения «Ние сме едно семейство» («Мы - одна семья»).
Социальная интеграция других уязвимых групп.
Центры временного содержания.
Центры временного содержания (ЦВС) для взрослых обеспечивают приют, еду, социальные консультаций, посредничество при устраивнии на работу, жилища, финансовую поддержку. Чаще всего ЦВС планированы в областных центрах, чтобы обслуживать нуждающихся лиц со всей области.
Центры временного содержания.
На 2011-2015 гг. в стратегиях предусматривается расширение услуг ЦВС [4]:
Таблица 4
Период / год Число услуг Количество
2010 11 698
2011 15 708
2012 26 886
2013 30 935
2014 32 985
2015 34 1010
Примечание: указанные данные на 2015 г. являются проектным количеством.
Правовое регулирование социально-экономических отношений
227
В областных стратегиях намечается продление деятельности 11 существующих ЦВС, как и открытие 23 новых в областях Бургас (один в Несебр и Поморие), Перник, Ямбол (Тунджа), Сливен (Котел, 2015), Добрич (2 - в муниципалитетах Добричкая и Генерал Тошево), Тырговище, Велико Тыр-ново (Г. Оряховица, 2013 - записано как приют для лиц в тяжелом состоянии здоровья, попавшим в риск, с объемом 6), Габрово, Плевен, Враца, Ло-веч (новый ЦВС для взрослых и старых людей в Тетевене), Кырджали, Пловдиве и Силистре.
Другие услуги для специфических уязвимых групп.
В соответствующих направлениях областных стратегий предусмотрены меры и деятельности для поддержки других рисковых групп - работающие (финансирующийся муниципалитетами, по проектам НКО или как делегируемая государством деятельность) и новые для построения.
Лица в сроке пробации - консультирование, поддержка реинтеграции, курсы повышения профессиональной квалификации, которые осуществляются совместно Советами по пробации, ДБТ, ЦОП, ДСЗ - во всех областях.
Бывшие заключенные:
Услуги для реинтеграции, которые включают прежде всего консультирование и посредничество при устраивании на работу, предусматриваются в основном в стратегиях областей с более высоким уровнем бедности и социального исключения (как Видин, Добрич, Плевен);
Посредничество при устраивании на работу, обучение грамоте, приобретение профессиональной квалификации и ключевых компетентностей (София, в тюремном общежитии «Кремиковци»); включение в программы «Овладение гневом», для исправительного труда и безвозмездного труда в пользу обществу.
Дневной центр для вышедших из мест лишения свободы (предстоящий для открытия в Софии) для индивидуальной поддержки психологическими консультациями, развитием социальных умений;
ЦСРИ для взрослых правонарушителей и людей, находящихся в сроке пробации (консультирование, поддержка реинтеграции, курсы повышения профессиональной квалификации) - Пловдив (новый, для открытия).
Безработные лица из уязвимых обществ, продолжительно безработные:
- Плевен: планируются две услуги на уровне области: Областной информационно-консультативный и обучающий центр социального включения безработных лиц трудоспособного возраста - г. Плевен (новый 2011, планированный Обществом «Знание» - Плевен); «Областной центр развития уязвимых социальных групп и лиц трудоспособного возраста» (новый, 2012, Объединения «Развитие личности и человеческих обществ» г. Плевен);
- Кюстендил: продление и расширение деятельности трех социальных предприятий (в Кюстендиле, Риле, Дупнице).
228 ЭКОНОМИКА И УПРАВЛЕНИЕ: АНАЛИЗ ТЕНДЕНЦИИ И ПЕРСПЕКТИВ РАЗВИТИЯ
- София: меры в рамках национальных программ как «Старт в карие-ре», «Асистенты инвалидов», «Устраивание на работу неактивных лиц, желающих работать, в т.ч. обескураженных лиц и инвалидов» и т.д., как и курсы повышения профессиональной квалификации, осуществляемые совместно с Бюрами труда. Создание центра занятости в составе существующего Социального предприятия (проект «Арт мастерская театральные паломники» фонда АРТИСТ).
- Кырджали и ряд других областей: мотивационные курсы, консультирование и обеспечение поддержки реализации на рынке труда -преимущественно молодым людям и семьям с детьми из рисковых обществ. Деятельности осуществляются Дирекциями Бюро труда в области и по проектам НКО.
Жертвы дискриминации - открытие кабинетов для информирования, консультаций и помощи жертвам дискриминации. Кабинеты обеспечат адекватную защиту, социальную реабилитацию и активирование ресурсов личности пострадавших для преодоления негативных последствий - София (2 кабинета).
Иммигранты и беженцы - поддержка таких рисковых групп предусмотрена лишь в нескольких стратегиях, преимущественно в областях с большими городами - София, Бургас. В 2012-2013 открыт Центр социальной интеграции в составе Школы София - tofoeds Schoole, (с объемом 100), направленный прежде всего на поддержку иммигрантов и беженцев, как и лиц, выходивших из институций лишения свободы, лиц в сроке пробации, лиц из этнических групп и инвалидов.
Люди с онкологическими заболеваниями -лечебно-социальные услуги для информирования, консультаций и забот, преимущественно со стороны НКО:
- Бургас - деятельности объединения «ЖОЗТС - Жени с онкологич-ни заболявания и техните сподвижници» (Женщины с онкологическими заболеваниями и их сподвижники);
- Плевен - Центр социальной реабилитации и интеграции для взрослых онкобольных в составе Объединения «Галатея» (новый, Плевен).
Бездомные люди - в большинстве стратегий предусмотрено предоставление приюта и услуг в центрах временного содержания.
Эти услуги довольно разнообразны как профиль и содержание деятельностей, но в областных стратегиях в целом предусмотрены в ограниченном объеме, а в некоторых и вообще отсутствуют. Некоторые из этих услуг предусмотрены широко в целой области, но в то же время другие необходимые услуги фрагментарны в территориальном охвате и предполагаемой численности рисковых групп.
На территории страны созданы и работают группы по применению Координационного механизма. Подавляющее число анкетированных указывает на то, что при исследовании сигнала и последующей работе, имеет место
Правовое регулирование социально-экономических отношений
229
хорошее взаимодействие между участниками группы. Полученные результаты указывают на то, что 97 процентов всех анкетированных утверждают, что на местном уровне созданы группы для работы по Координационному механизму и работают по принятым и действующим правилам и процедурам взаимодействия [3].
Группы на местном уровне проводили встречи, направленные на выяснение процедурных вопросов, как и встречи при первоначальном поступлении сигнала и для прослеживания работы по случаю. По данным Региональных дирекций Социальной защиты, проведены за весь год 697 встреч при первоначальном поступлении сигнала, для которых собиралась мультидисциплинарная группа, по правилу состоящая из представленных участников, определенных в Координационном механизме. Это составляет 60 процентов общего числа групповых встреч. В 23 % встреч группы собирались в связи с работой по случаям детей - жертв насилия. Производит впечатление то, что наблюдается синхрон между представленной информацией администрациями областей, РДСЗ и Областными дирекциями полиции - сохранено соотношение между числом групповых встреч по процедурным вопросам и числом групповых встреч при первоначальном поступлении сигнала [3].
Полученные данные от РДСЗ показывают, что мультидисциплинарные группы рассмотрели 770 сигналов, 49 % которых связаны с физическим насилием. Почти 19 % сигналов касаются сексуального насилия над детьми. Совместно они работали по 575 случаям насилия, так как при оценке поступившего сигнала устанавливается его достоверность и необходимо ли вмешательство органов опеки. Анализ данных показывает, что после проверки сигналов 75 процентов становятся случаями.
Источниками сигналов о детях в опасности чаще всего становятся родители - 14 % и Национальная телефонная линия для детей (НТЛД 116 111) -12 %.
Согласно поступившей информации из РУП, больше всего сигналов поступило от родителей, но на втором месте сигналы, поступившие от образовательных институций.
Данные со стороны трех обязательно представленных стран в группе (ДСЗ / ОЗД, РУП, муниципалитет) показывают, что исключительно мало сигналов, поступивших от личных врачей детей и лечебных заведений. Всего лишь 5 % поступивших сигналов поступили от лечебных заведений, а от личных врачей - 1 %.
Ведущим показателем в настоящем докладе является число встреч групп при первоначальном поступлении сигнала о ребенке в опасности - 697.
В 59 % из случаев, по которым в течение года проведены встречи мультидисциплинарных групп, в работе по ним участвовали и представители альтернативно представленных участников групп. Чаще всего это были служащие в образовательных институциях - в почти половине из них (49 %) и личных врачей, детей - в около 1/3 (28 %).
230 ЭКОНОМИКА И УПРАВЛЕНИЕ: АНАЛИЗ ТЕНДЕНЦИИ И ПЕРСПЕКТИВ РАЗВИТИЯ
В 2013 г. в 17 областях понадобилось проведение 511 встреч межведомственных групп в нерабочее время или в выходные и праздничные дни.
1. Кризисная интервенция.
Описание ситуаций, во Программы превенции спринимаемых как критическое событие, которое требует специализированную психологическую помощь, охватывает широкий спектр актов насилия, травматических ситуаций, инцидентов. По данным Регионального управления по социальной помощи (РУСП), во всех случаях критического события проводится кризисная интервенция широким кругом специалистов - социального работника, педагога, психолога, психиатра, инспектора ДПП, полицейского, адвоката.
Согласно информации, предоставленной РУСП, за 2013 год, в 9 областях за весь год сложилось критическое событие, требующее кризисное вмешательство - это следующие регионы - София, Тырговище, Плевен, Ловеч, Перник, Ямбол, Силистра, Сливен и Варна. Профессионалы, предоставляющие кризисное вмешательство, являются сотрудниками ОЗД, МВД или специально нанятые для этого специалисты в области социальных услуг. По данным РУСП, в 4 из случаев обратились за помощью к внешней группе для кризисного вмешательства к ДАЗД, а в двух из случаев - от Национальной мобильной группы для психологической поддержки к МОН (Министерство образования и науки).
В рамках информационных карточек, когда потребовано и получено содействие от ДАЗД при кризисных событиях, отмечены случаи, когда осуществлялась совместная работа, но ситуации по своей сущности не относятся к критическим событиям, требующих кризисную психологическую интервенцию.
По данным РДСП за 209 случаев подано в Районную прокуратуру, что составляет 36 % от общего количества случаев, по которым встречались группы. Почти половина из них (46 %) в судебном процессе.
2. Обязательство, понимание сущности и участие обязательно представленных партнеров в межведомственных группах на локальном уровне.
Отделы «Защита детей», которые указали на то, что не встречают трудности при применении Координационного механизма находятся в областях Габрово, Монтана, Плевен, Пазарджик, Кюстендил, Ловеч, Силистра и София - область. Совместная работа разных специалистов обеспечивает мультидисциплинарный подход и основывается на активном участии и обязанности членов групп. Ведущими при проверке сигналов и принятие необходимых мер являются представители ОЗД и РУП. В то же время, от предоставленных данных Областных администрации, устанавливается все более активная обязанность представителей муниципалитетов в работе по случаям с детьми, жертв насилия.
Только в одной области отмечено, что отсутствует содействие со стороны Районной прокуратуры. Судьи не имеют никакого желания участвовать в
Правовое регулирование социально-экономических отношений
231
применении КМ, а в тех случаях, когда они присутствуют на встречах, отказывают подписать составленный протокол.
Как и в предыдущие годы, относительная доля поданных сигналов от личных врачей детей, остается исключительно низкой. В это же время, это специалисты, которые имеют контакт с семьями и детьми, особенно в период раннего детства. Признаки насилия над ребенком, совершенное в семье, трудно заметить внешним людям. Период раннего детства связан с относительной изоляцией ребенка в семье. И как раз личные врачи детей имеют необходимые компетенций распознавать признаки насилия и в то же время, из-за специфики их работы, имеют возможность наблюдать за ребенком.
Несмотря на некоторые затруднения и проблемы, которые группы встречают в работе по случаю насилие над ребенком, во всей стране созданы группы по применению Координационного механизма. В 2013 г. в работе групп активно участвовали представители образовательных институции. Почти в половине из этих случаев, в которых были ангажированы представители альтернативно представленных участников в мультидисциплинарных группах, участвовали представители образовательной институции, в которой учится ребенок. Междуведомственные группы встречаются для обсуждения и распределения действии еще при получении сигналов чаще, в сравнении с предыдущими годами, а мультидисциплинарные группы сформировываются при необходимости от разных специалистов, согласно характера каждого случая.
3. Вызовы и проблемы в применении координационного механизма.
Отделы «Зашита детей» в восьми областях указывают на то, что не встречают трудности при применении Координационного механизма. В 20 областях основные трудности, которые указали члены групп, связаны, прежде всего, с недостаточным развитием социальных услуг и отсутствием специалистов. Группы отмечают, что нет мест для предоставления полицейской защиты, срочное размещение детей в риске или Кризисный центр, отсутствие или недостаточное количество социальных услуг на территории муниципалитета, неофициальные договоренности пре перевозке ребенка, трудности при обеспечении содействия со стороны медицинского учреждения. Что касается специалистов, чья поддержка особенно необходима в работе по изучению сигнала и работе по случаям, группы отметили как основное затруднение отсутствие психологов. Другие специалисты и услуги, которые необходимы в работе по случаям насилия над детьми - это услуги, которые направлены на работу с совершителями насилия.
В обратной связи группы указывают на то, что работа с родителями осложняется из-за агрессивного поведения с их стороны и их нежелание содействовать. Здесь возникает вопрос, связанный с статусом социальных работников, введение и эффективность обязательных поручений.
Трудности при проверке сигналов связана и с кадровым обеспечением отделов «Защита детей», отсутствие служебных автомобилей или то, что с одним служебным автомобилем необходимо обслуживать несколько районов.
232 ЭКОНОМИКА И УПРАВЛЕНИЕ: АНАЛИЗ ТЕНДЕНЦИИ И ПЕРСПЕКТИВ РАЗВИТИЯ
Сравнительно небольшое количество областей указывают в качестве затруднения коммуникацию и взаимодействие между органами по защите. Трудности, с которыми они сталкиваются, связаны прежде всего со своевременным предоставлением информации для детей, жертв насилия от РУП к ОДЗ и осуществление контакта с социальными работниками в нерабочее время или выходные и праздничные дни.
В качестве конкретного затруднения указана процедура при осмотре врача из «Судебной медицины» - отсутствие судебных врачей и предусмотренное финансирование.
Указанные организационные проблемы и трудности могут быть разрешены в группах локального уровня - своевременная подача информации между обязательно представленными участниками в группе; предоставление обратной связи в работе по случаю; определение для места разговора с пострадавшим ребенком или с его родителями; способы транспортировки ребенка при необходимости; обеспечение дежурных специалистов в нерабочее время и др. В то же время группам необходимо помочь путем назначения встреч, семинаров, обучении, которые выяснили бы возможности и содействовали при взаимодействии между институциями.
Большая часть из анкетированных участников в междуведомственных группах на локальном уровне считают, что введение Механизма для координации в случаях насилия или при риске от насилия над ребенком, значительно улучшает коммуникацию и эффективность в работе.
Анализ обратных связей, поступивших в ДАЗД от РДСП, Областной администрации и Областной дирекции «Полиция» показал, что в область Видин расписаны процедуры по Координационному механизму и созданы междуведомственные группы, но во всей области не поступил ни один сигнал или случай насилия над ребенком. Это на практике значит, что процедуры расписаны формально и необходимы дополнительная помощь и поддержка, чтобы установить, что воспрепятствует совместную работу ангажированных участников.
4. Выводы.
Для того, чтобы оптимизировать помочь при работе групп на локальном уровне, желательно предпринять следующие действия:
- При предстоящей актуализации стратегии муниципалитетов и областей, каждая из них должна сделать анализ существующих услуг для детей, переживших насилие и на основе конкретных потребностей должны определить минимальный пакет социальных услуг для работы с детьми и семьей, а в каждой области необходимо предвидеть функционирование хотя бы одного Кризисного центра.
- Обеспечить совместные обучения для обязательно представленных органов в межведомственных группах на локальном уровне, направленных на специфику и взаимодействие между ними в профессиональной работе с детьми, жертвами насилия и с их семьями.
Правовое регулирование социально-экономических отношений
233
- Планировать и применять меры, направленных на стимулирование личных врачей для своевременной подачи сигнала для детей в риске.
- Обеспечить регулярную супервизию социальных работников в работе по случаям дети, жертвы насилия.
- Материально и технически обеспечить работу групп.
- Разработать и применять программы для работы с совершителями насилия.
Список литературы:
1. Ганева М. 2009. Модел за социална работа с деца с поведенчески про-блеми, В: Обществено възпитание, 4
2. Златанова В. 2010. Насилието и непълнолетните. www.omda.bg/biblio-teka /biblio_knigi_2.htm
3. Доклад «Мониторинг на прилагането на Координационния меха-низъм за взаимодействие при работа в случаи на деца, жертви на насилие или в риск от насилие и за взаимодействие при кризисна интервенция», ДАЗД, София, 2013.
4. Оперативни статистически данни на Министерство на труда и соци-алната политика, София. http://www.mlsp.govemment.bg/.
5. Типологические особенности совершителя насильственных преступлений - основа дифференцированного подхода в индивидуально-воспитательной работе. В: «Затворно дело», 1988, н. 2.