Научная статья на тему 'ПРЕЦЕДЕНТНЫЕ ИМЕНА СОБСТВЕННЫЕ В МЕДИАТЕКСТЕ (НА ПРИМЕРЕ ГАЗЕТЫ "РЕСПУБЛИКА БАШКОРТОСТАН")'

ПРЕЦЕДЕНТНЫЕ ИМЕНА СОБСТВЕННЫЕ В МЕДИАТЕКСТЕ (НА ПРИМЕРЕ ГАЗЕТЫ "РЕСПУБЛИКА БАШКОРТОСТАН") Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
43
8
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИМЯ СОБСТВЕННОЕ / ОНИМ / АНТРОПОНИМ / МЕДИАТЕКСТ / ПРЕЦЕДЕНТНОСТЬ / МЕТАФОРИЗАЦИЯ

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Титлова А. С., Полякова Е. В.

Данная статья посвящена исследованию такого широкого пласта лексических единиц, как имена собственные. В статье затрагивается вопрос классификации имен собственных, особое внимание при их дефиниции уделяется антропоцентрическому принципу. При такой классификации именования человека становятся центром, а именования объектов, созданных человеком, - периферией. Далее в работе делается попытка определить место имен собственных в медиатексте как в одном из наиболее новых типов текста. В связи с этим рассматривается прецедентность онимов, их интертекстуальность посредством метафоризации имен собственных. Отмечается также, что при введении в медиатекст метафора меняет свой характер функционирования, приобретает иную стилистическую окраску. Авторы предприняли попытку выделить группы прецедентных имен, отобранных в медиатекстах региональной газеты «Республика Башкортостан».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PRECEDENT PROPER NAMES IN THE MEDIA TEXT (ON THE EXAMPLE OF THE NEWSPAPER “RESPUBLIKA BASHKORTOSTAN”)

This article is devoted to the study of such a wide range of lexical units as proper names. The article touches upon the issue of classification of proper names; special attention is paid to the anthropocentric principle in their definition. With such a classification, the naming of a person becomes the center, and the naming of objects created by a person becomes the periphery. It is customary to refer to the central, nuclear zone typical owners of a proper name, which include people (names), animals (nicknames), geographical objects (names). In this central zone, in turn, it is also possible to single out the core, which includes anthroponyms - words denoting people. The periphery includes the names of military units, organizations, works of literature, art, science, etc. Proper names in this category are quite difficult to separate from common nouns. Further in the work, an attempt is made to determine the place of proper names in the media text as one of the newest types of text. In this regard, the precedent of onyms, their intertextuality through the metaphorization of proper names is considered. It is also noted that when introduced into a media text, the metaphor changes its functioning, acquires a different stylistic coloring. The authors made an attempt to identify groups of precedent names selected in the media texts of the regional newspaper “Respublika Bashkortostan”. In conclusion, it is noted that the role of precedent proper names in a media text is difficult to overestimate, since they have a huge emotional impact on the addressee of the text, creating in their mind vivid images associated with the unique characteristics of the bearer of the original name.

Текст научной работы на тему «ПРЕЦЕДЕНТНЫЕ ИМЕНА СОБСТВЕННЫЕ В МЕДИАТЕКСТЕ (НА ПРИМЕРЕ ГАЗЕТЫ "РЕСПУБЛИКА БАШКОРТОСТАН")»

УДК 81

DOI: 10.33184/bulletin-bsu-2022.1.33

ПРЕЦЕДЕНТНЫЕ ИМЕНА СОБСТВЕННЫЕ В МЕДИАТЕКСТЕ (НА ПРИМЕРЕ ГАЗЕТЫ «РЕСПУБЛИКА БАШКОРТОСТАН»)

© А. С. Титлова, Е. В. Полякова*

Башкирский государственный университет Россия, Республика Башкортостан, 450076 г. Уфа, ул. Заки Валиди, 32.

Тел./факс: +7 (347) 229 96 52.

* Email: fotodarr@mail. ru

Данная статья посвящена исследованию такого широкого пласта лексических единиц, как имена собственные. В статье затрагивается вопрос классификации имен собственных, особое внимание при их дефиниции уделяется антропоцентрическому принципу. При такой классификации именования человека становятся центром, а именования объектов, созданных человеком, - периферией. Далее в работе делается попытка определить место имен собственных в меди-атексте как в одном из наиболее новых типов текста. В связи с этим рассматривается пре-цедентность онимов, их интертекстуальность посредством метафоризации имен собственных. Отмечается также, что при введении в медиатекст метафора меняет свой характер функционирования, приобретает иную стилистическую окраску. Авторы предприняли попытку выделить группы прецедентных имен, отобранных в медиатекстах региональной газеты «Республика Башкортостан».

Ключевые слова: имя собственное, оним, тафоризация.

Как показывают исследования, имя собственное в настоящее время выполняет не только свою прямую функцию выделения объекта из ряда подобных, его наименования и индивидуализации, но и используется в специфических коммуникативных смыслах в рамках различных научных парадигм.

Лингвисты отмечают тот факт, что, рассматривая ономастику в тесной взаимосвязи с другими лингвистическими дисциплинами, необходимо уделять внимание и взаимоотношению имен собственных с текстом, функциям, которые они выполняют в рамках текста и дискурса [4-5]. С точки зрения психолингвистики и прагмалингвистики, необходимо также учитывать интенции индивида, порождающего текст, содержащий имена собственные, и прагматическое воздействие включенного в текст имени собственного на реципиента [1; 14].

В нашей статье предполагается исследование прецедентности имен собственных методом сплошной выборки на материале средств массовой коммуникации, а именно газетного интернет-текста [10].

Медиатекст является неотъемлемой частью современной массовой коммуникации. Выделяя характеристики средств массовой коммуникации, следует отметить такие из них, как интертекстуальность, интенцию на языковую игру и речевое воздействие на реципиента, призванное вызвать у него эмоциональный отклик [2; 9]. Особенно тесно прецедентные феномены в медиатексте связаны с интертекстуальностью; вместе с тем они призваны создавать и образность [7; 11]. Современный медиа-текст является особым типом текста со всеми присущими ему характерными особенностями; обращает на себя внимание и его образность, которая значительно отличается от образности, например, традиционного

антропоним, медиатекст, прецедентность, ме-

художественного текста и образности текстов, принадлежащих к прочим сферам коммуникации.

Так, например, метафора, как один из инструментов создания образности в тексте, в медиатексте отлична от художественной метафоры (при этом исследователи выделяют несколько типов метафор, используемых в текстах СМИ). По мнению Г. Я. Солга-ника, «каждый функциональный стиль существенно меняет качество метафоры. Поэтому можно говорить не только о художественной метафоре, но и о политической метафоре, научной, газетно-публици-стической» [12, с. 32]. Особенность метафоры в ме-диатексте, по словам исследователя, заключается, в первую очередь, в источнике метафоризации, а также в механизмах, задействованных в трансформации значения лексической единицы. При введении в медиатекст, метафора меняет свой характер функционирования, приобретает иную стилистическую окраску, меняется качество метафоры.

Здесь интересно отметить, что принято считать, что «война» и «спорт» являются одним из основных тематических источников метафоризации в медийных текстах. «Значимость созданных на этом материале метафор придает им соответствующий вес» [12, с. 33], поскольку данные сферы человеческой жизни традиционно привлекают особо пристальное внимание аудитории средств массовой информации. Как показывают отобранные и приведенные ниже примеры, данное утверждение касается не только метафоричности, но и прецедентности.

Рассматривая далее имена собственные, отметим, что онимы целесообразно не объединять в единый массив, а рассматривать их в рамках лексико-грамматического поля, где можно выделить центр и периферию. К центральной, ядерной, зоне принято

относить типичных обладателей имени собственного, к которым причисляют людей (имена), животных (клички), географические объекты (названия). В данной центральной зоне, в свою очередь, также можно выделить ядро, куда входят антропонимы -слова, обозначающие людей [3; 13]. При таком устройстве поля имен собственных выполняется ан-тропонимический принцип организации системы онимов.

На периферии данной классификации онимов находятся наименования тех объектов, которые созданы человеком. Сюда входят названия военных единиц («Тополь», «Катюша»), организаций («Газпром», «Северсталь»), произведений литературы, искусства, науки и др. Имена собственные в данной категории достаточно сложно отделить от имен нарицательных. Исследователи говорят об определенных участках переходности, однако подобные феномены, находящиеся на периферии, заслуживают отдельного детального исследования. Для разграничения и определения специфики онимов, по сравнению с именами нарицательными, за основу следует принимать соотношение между словом, его референтом, понятием данного имени и смыслом слова в контексте.

Современные средства массовой коммуникации и медиатексты, как их основная составляющая, наиболее широко используют имена собственные метафорически, например, в переносном смысле, обозначая человека, в определенной степени и по некоторым характеристикам похожего на обладателя используемого антропонима. В случае такого метафорического переноса проводятся аналогии между родом деятельности, точкой зрения, личными характеристиками субъектов деятельности, выражается авторская оценка и его отношение к этим субъектам. Таким образом, также автор текста способен оказывать непосредственное эмоциональное воздействие на реципиента текста [15, с. 960].

Как уже было указано выше, прецедентные имена собственные достаточно активно употребляются в средствах современной массовой коммуникации. Получив различные названия в разных научных источниках, интертекстемы, ономастические метафоры, исторические и литературные метафоры, текстовые реминисценции могут использоваться как синонимы, а различия между ними во многом зависят от объема соответствующих понятий.

Так, например, В. В. Красных, Г. Г. Слышкин разделяют прецедентные явления в зависимости от характера их прецедентности, т.е. их распространенности, известности в разных странах, сферах и социумах. Здесь авторы отмечают существование глобально прецедентных феноменов (имен собственных, известных во всем мире), национально прецедентных (известных в пределах одной страны) и со-циумно прецедентных (известных в рамках определенных социальных, профессиональных, возрастных или других групп). Г. Г. Слышкин выделяет

также прецедентные онимы, сохраняющие свою актуальность в течение долгого периода времени, и прецедентные имена, сохраняющие актуальность лишь на небольшой временной промежуток.

Среди прецедентных имен собственных принято выделять следующие виды прецедентных явлений: прецедентные имена, прецедентные высказывания, прецедентные тексты и прецедентные ситуации [6, с. 23].

Прецедентные онимы, т. е. индивидуальные имена как часть известного текста, относятся к прецедентным или связаны с прецедентной ситуацией; «это своего рода сложный знак, при употреблении которого в коммуникации осуществляется апелляция не к собственно денотату (референту), а к набору дифференциальных признаков данного прецедентного имени; может состоять из одного (например, Ломоносов) или более элементов (например, Куликово поле, Летучий голландец), обозначая при этом одно понятие» [8, с. 18].

В современной ономастике разграничиваются несколько видов онимов - антропонимы, зоонимы, топонимы, астронимы, урбонимы, названия событий и др. Так как тематика текстов массовой коммуникации в основном это деятельность человека, то основное место в них занимают прецедентные антропонимы. Однако подобное употребление характерно не только для антропонимов, но и для других имен собственных. Далее мы попытались выделить другие группы прецедентных имен, отобранных в медиатекстах региональной газеты «Республика Башкортостан» [10].

1. Прецедентные имена, которые обозначают получившие широкую известность географические объекты. Ср.: «Урал» затопило волной «Енисея». Уфимские волейболисты в гостях уступили краснояр-цам 3:1 в матче 16 тура Суперлиги.

2. Прецедентные имена, которые связаны с историческими личностями. Ср.:

Толпы воинственных националистов с радостными воплями рушили их с помощью специальной техники. В «революционных» украинских СМИ эта вакханалия получила даже особое название - «Ленинопад».

3. Прецедентные имена, которые связаны с литературными произведениями. Ср.: Да, крепостное право исчезло, но некоторые для «солидности» все так же готовы на многое. Взять, например, лайки, ради которых люди не спят ночами, - чем вам не «мертвые души»? [10].

4. Прецедентные имена, которые связаны с героями литературных произведений. Ср.: Звонят всякие Чичиковы - чем не аферисты ХХ-го века?

5. Прецедентные имена, которые связаны с известными спортсменами. Ср.: ЛионельМесси «Акса-ковнефти» - Евгений Валентинович никогда не идет на снижение планки: ни в науке, ни в общественной активности, ни в личной физической форме. Когда-то, еще молодым специалистом «Аксаковнефти», играл в футбол за сборные Белебея и предприятия.

6. Прецедентные имена, которые связаны с известными географическими локациями. Ср.: Своя Кремниевая долина появится в Петербурге. Накануне здесь презентовали представительство фонда «Сколково».

7. Прецедентные имена, которые связаны с известными брендами. Ср.: Уфимский «Урал» в вали-дольном матче уступил «Динамо-ЛО». Регулярный сезон в волейбольной Суперлиге вышел на последнюю треть дистанции. Для клубов высшего дивизиона мужского чемпионата России каждое выигранное очко приобретает повышенную ценность.

8. Прецедентные имена, которые связаны с известными музыкантами. Ср.: Запись есть на моем УсиТиЬе-канале так же, как и видео, в котором я играю на Паганини. Мало кто знает, но это гитара, принадлежавшая Никколо Паганини, на ней стоит его подпись. Таких, с подписью Паганини, две: одна находится в Париже, другая в Италии.

9. Прецедентные имена, которые связаны с известными военными объединениями. Ср.: От «Северных амуров» до героев нашего времени.

10. Прецедентные имена, которые связаны с известными в регионе людьми. Ср.: В Башкирии еще 86 ребят стали «шаймуратовцами». О торжественной церемонии посвящения мальчишек и девчонок в «шаймуратовцев» рассказал на своей странице в соцсетях глава региона Радий Хабиров. Это ученики шестых и седьмых специальных классов имени Героя России, генерал-майора Минигали Шаймуратова.

В заключение отметим, что роль прецедентых имен собственных в медиатексте сложно переоценить, поскольку они оказывают огромное эмоциональное воздействие на адресата текста, создавая в его сознании живые образы, связанные с уникальными характеристиками носителя оригинального имени.

ЛИТЕРАТУРА

1. Анисимова Е. Е. Лингвистика текста и межкультурная коммуникация (на мат-ле креолизованных текстов). М.: Академия, 2003. 128 с.

2. Арнольд И. В. Читательское восприятие интертекстуальности и герменевтика // Интертекстуальные связи в художественном тексте: межвузовский сб. науч. тр. / отв. ред. И. В. Арнольд. СПб.: Образование, 1993. 297 с.

3. Арутюнова Н. Д. Язык и мир человека. М., 1999. 313 с.

4. Ворожцова О. А. Лингвистическое исследование прецедентных феноменов в дискурсе российских и американских федеральных выборов (2003-2004 гг.): автореф. дис. ... канд. филол. наук. Екатеринбург, 2007. 153 с.

5. Высоцкая И. В. Прецедентные феномены в современной рекламе // Вестн. Нижегород. ун-та им. Н. И. Лобачевского. 2011. №>6. Ч. 2.

6. Гудков Д. Б. Прецедентные феномены в языковом сознании и межкультурной коммуникации: автореф. дис. . д-ра филол. наук. М., 1999б. 93 с.

7. Костомаров В. Г., Бурвикова Н. Д. Как тексты становятся прецедентными // Русский язык за рубежом. 1994. №»1. С. 73-76.

8. Красных В. В. Культурное пространство: система координат (к вопросу о когнитивной наукеу/Respectus philologi-cus. 2005. №7(12). С. 10-24.

9. Красных В. В., Гудков Д. Б., Захаренко И. В., Багаева Д. В. Когнитивная база и прецедентные феномены в системе других единиц и в коммуникации. М.: изд-во Моск. ун-та, 1997. Вып. 3. С. 62-85.

10. Республика Башкортостан. 2021. URL: https://resbash.ru.

11. Ростова Е. Г. Использование прецедентных текстов в преподавании РКИ: цели и перспективы // Русский язык за рубежом. 1993. №2. 117 с.

12. Слышкин Г. Г. Лингвокультурные концепты прецедентных текстов. М.: Academia, 2000. 140 с.

13. Солганик Г. Я., Дроняева Т. С. Стилистика современного русского языка и культура речи: учеб. пособ. для студ. вузов. М.: Academia, 2002. 251 с.

14. Сорокин Ю. А., Тарасов Е. Ф. Креолизованные тексты и их коммуникативная функция // Оптимизация речевого воздействия. М.: Высшая школа, 1990. С. 180-186.

15. Титлова А. С., Моисеева А. В. Воздействующий потенциал поликодового масс-медийного текста // Вестник Башкирского университета. 2019. Т. 24. №4. С. 959-962.

Поступила в редакцию 22.02.2022 г.

DOI: 10.33184/bulletin-bsu-2022.1.33

PRECEDENT PROPER NAMES IN THE MEDIA TEXT (ON THE EXAMPLE OF THE NEWSPAPER "RESPUBLIKA BASHKORTOSTAN")

© A. S. Titlova, E. V. Polyakova*

Bashkir State University 32 Zaki Validi Street, 450076 Ufa, Republic of Bashkortostan, Russia.

Phone: +7 (347) 229 96 52.

*Email: fotodarr@mail. ru

This article is devoted to the study of such a wide range of lexical units as proper names. The article touches upon the issue of classification of proper names; special attention is paid to the anthropocentric principle in their definition. With such a classification, the naming of a person becomes the center, and the naming of objects created by a person becomes the periphery. It is customary to refer to the central, nuclear zone typical owners of a proper name, which include people (names), animals (nicknames), geographical objects (names). In this central zone, in turn, it is also possible to single out the core, which includes anthropo-nyms - words denoting people. The periphery includes the names of military units, organizations, works of literature, art, science, etc. Proper names in this category are quite difficult to separate from common nouns. Further in the work, an attempt is made to determine the place of proper names in the media text as one of the newest types of text. In this regard, the precedent of onyms, their intertextuality through the metaphorization of proper names is considered. It is also noted that when introduced into a media text, the metaphor changes its functioning, acquires a different stylistic coloring. The authors made an attempt to identify groups of precedent names selected in the media texts of the regional newspaper "Respublika Bashkortostan". In conclusion, it is noted that the role of precedent proper names in a media text is difficult to overestimate, since they have a huge emotional impact on the addressee of the text, creating in their mind vivid images associated with the unique characteristics of the bearer of the original name.

Keywords: proper name, onym, anthroponym, media text, precedent, metaphorization.

Published in Russian. Do not hesitate to contact us at [email protected] if you need translation of the article.

REFERENCES

1. Anisimova E. E. Lingvistika teksta i mezhkul'turnaya kommunikatsiya (na mat-le kreolizovannykh tekstov) [Text linguistics and intercultural communication (based on creolized texts)]. Moscow: Akademiya, 2003.

2. Arnol'd I. V. Intertekstual'nye svyazi v khudozhestvennom tekste: mezhvuzovskii sb. nauch. tr. Saint Petersburg: Obrazovanie, 1993.

3. Arutyunova N. D. Yazyk i mir cheloveka [Language and the human world]. Moscow, 1999.

4. Vorozhtsova O. A. Lingvisticheskoe issledovanie pretsedentnykh fenomenov v diskurse rossiiskikh i amerikanskikh federal'nykh vy-borov (2003-2004 gg.): avtoref. dis. ... kand. filol. nauk. Ekaterinburg, 2007.

5. Vysotskaya I. V. Vestn. Nizhegorod. un-ta im. N. I. Lobachevskogo. 2011. No. 6. Pt. 2.

6. Gudkov D. B. Pretsedentnye fenomeny v yazykovom soznanii i mezhkul'turnoi kommunikatsii: avtoref. dis. ... d-ra filol. nauk. Moscow, 1999.

7. Kostomarov V. G., Burvikova N. D. Russkii yazyk za rubezhom. 1994. No. 1. Pp. 73-76.

8. Krasnykh V. V.Respectus philologicus. 2005. No. 7(12). Pp. 10-24.

9. Krasnykh V. V., Gudkov D. B., Zakharenko I. V., Bagaeva D. V. Kognitivnaya baza i pretsedentnye fenomeny v sisteme drugikh edinits i v kommunikatsii [Cognitive base and precedent phenomena in the system of other units and in communication]. Moscow: izd-vo Mosk. un-ta, 1997. No. 3. Pp. 62-85.

10. Respublika Bashkortostan. 2021. URL: https://resbash.ru.

11. Rostova E. G. Russkii yazyk za rubezhom. 1993. No. 2.

12. Slyshkin G. G. Lingvokul'turnye kontsepty pretsedentnykh tekstov [Linguocultural concepts of precedent texts]. Moscow: Academia, 2000.

13. Solganik G. Ya., Dronyaeva T. S. Stilistika sovremennogo russkogo yazyka i kul'tura rechi: ucheb. posob. dlya stud. vuzov [Stylistics of modern Russian language and culture of speech: textbook for university students]. Moscow: Academia, 2002.

14. Sorokin Yu. A., Tarasov E. F. Optimizatsiya rechevogo vozdeistviya. Moscow: Vysshaya shkola, 1990. Pp. 180-186.

15. Titlova A. S., Moiseeva A. V. Vestnik Bashkirskogo universiteta. 2019. Vol. 24. No. 4. Pp. 959-962.

Received 22.02.2022.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.