Научная статья на тему 'СТРУКТУРНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ПЕЧАТНОЙ И ОНЛАЙН-ВЕРСИЙ ГАЗЕТЫ "РЕСПУБЛИКА БАШКОРТОСТАН"'

СТРУКТУРНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ПЕЧАТНОЙ И ОНЛАЙН-ВЕРСИЙ ГАЗЕТЫ "РЕСПУБЛИКА БАШКОРТОСТАН" Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
112
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЕРИОДИЧЕСКОЕ ИЗДАНИЕ / РУБРИКА / ИНФОРМАЦИОННАЯ ФУНКЦИЯ / АТТРАКТИВНАЯ ФУНКЦИЯ / ПОЛИКОДОВЫЙ ТЕКСТ / ГИПЕРТЕКСТУАЛЬНОСТЬ / МУЛЬТИМЕДИЙНОСТЬ / ИНТЕРАКТИВНОСТЬ

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Полякова Е.В.

Статья посвящена изучению структурных особенностей печатной и онлайн-версий республиканской общественно-политической газеты «Республика Башкортостан». Отмечаются основополагающие отличия, основанные на типологии и особенностях организации материала в такого рода периодических изданиях. Продемонстрировано, в какой степени выполняется информационная и аттрактивная функции в соответствующих версиях газеты. Производится сравнение характеристик медиатекстов печатного и онлайн выпусков на основе таких базовых характеристик медиатекста, как гипертекстуальность, мультимедийность, интерактивность.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

STRUCTURAL FEATURES OF THE PRINT AND ONLINE VERSIONS OF THE NEWSPAPER “RESPUBLIKA BASHKORTOSTAN”

This article is devoted to the study of the structural features of the printed and online versions of the republican socio-political newspaper “Respublika Bashkortostan”. The fundamental differences based on the typology and organization of the material in such periodicals are noted. It is demonstrated to what extent the informational and attractive functions are performed in the corresponding versions of the newspaper. A comparison is made of the characteristics of media texts in print and online versions, based on such basic characteristics of a media text as hypertextuality, multimedia, interactivity. Hypertextuality in medialinguistics is understood as a non-linear organization of the text; transitions within such a text are carried out by means of hyperlinks. From the point of view of linguistics, multimedia is such a feature of the text that is called polycode - when different codes are combined in the text: not only verbal, i.e. natural language, but also visual (photo and video content) and auditory (audio content). Interactivity in the case of media text should be considered as the possibility of interaction between the object and the subject of the message. In conclusion, it is noted that modern means of communication, advanced technologies make it possible to maximize the capabilities of any media source. Online versions of periodicals provide the reader with access to long-term archives, access from anywhere in the world, easy navigation, and a huge selection of favorite newspaper headings.

Текст научной работы на тему «СТРУКТУРНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ПЕЧАТНОЙ И ОНЛАЙН-ВЕРСИЙ ГАЗЕТЫ "РЕСПУБЛИКА БАШКОРТОСТАН"»

УДК 81

DOI: 10.33184/bulletin-bsu-2022.1.35

СТРУКТУРНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ПЕЧАТНОЙ И ОНЛАИН-ВЕРСИИ ГАЗЕТЫ «РЕСПУБЛИКА БАШКОРТОСТАН»

© Е. В. Полякова

Башкирский государственный университет Россия, Республика Башкортостан, 450076 г. Уфа, ул. Заки Валиди, 32.

Тел./факс: +7 (347) 229 96 52.

Email: fotodarr@mail. ru

Статья посвящена изучению структурных особенностей печатной и онлайн-версий республиканской общественно-политической газеты «Республика Башкортостан». Отмечаются основополагающие отличия, основанные на типологии и особенностях организации материала в такого рода периодических изданиях. Продемонстрировано, в какой степени выполняется информационная и аттрактивная функции в соответствующих версиях газеты. Производится сравнение характеристик медиатекстов печатного и онлайн выпусков на основе таких базовых характеристик медиатекста, как гипертекстуальность, мультимедийность, интерактивность.

Ключевые слова: периодическое издание, рубрика, информационная функция, аттрактивная функция, поликодовый текст, гипертекстуальность, мультимедийность, интерактивность.

В предлагаемой статье рассматриваются структурные особенности республиканской общественно-политической газеты «Республика Башкортостан» в ее традиционном печатном виде и онлайн-версии, размещенной по адресу https://resbash.ru/ [10].

Развитие современных медийных технологий и их проникновение во все сферы жизни в течение последних десятилетий привело к тому, что практически каждая газета и журнал, даже локальная пресса с небольшим тиражом и узким кругом читателей, имеют свой сайт [3]. Как правило, на сайте дублируется информация, подаваемая в печатном экземпляре. В настоящем исследовании предпринимается попытка выявить основные различия между периодическим изданием газеты и информацией, размещаемой на сайте газеты.

Одно из ключевых различий между печатной и онлайн-версиями газеты «Республика Башкортостан» становится очевидным, если обратиться к вопросу о типологии газеты. Как было отмечено выше, данная газета является республиканской общественно-политической газетой. Вообще, типологи-зация прессы - вопрос сложный и неоднозначный: он до сих пор является открытым в рамках медиа-лингвистики [5]. Некоторые исследователи полагают, что собственно термин «республиканский» предполагает два критерия для определения места таких газет в системе российских средств массовой информации [1, с. 49]. Во-первых, «республиканский» может относиться к содержательной стороне издания, т.е. информация, размещаемая в периодическом издании, касается событий, происходящих в пределах республики. Во-вторых, данная типология может определяться территориальным признаком, т.е. местом выпуска и распространения издания [2].

Оба требования вполне удовлетворяются при классификации печатного издания. Однако в случае с онлайн-вариантом газеты, территориальный при-

знак вряд ли следует принимать во внимание, поскольку доступ к сайту газеты имеют пользователи в любой точке мира.

Рассмотрим далее различия в организации материала в обеих версиях. Первым и, несомненно, одним из основных различий является тот факт, что традиционное печатное издание располагает материалы постранично. Материалы на газетной полосе размещаются и оформляются при помощи следующих средств: обыкновенный заголовок и подзаголовок, шапка и рубрика [9]. Данные средства используются, чтобы читательская аудитория имела представление о теме и содержании текста.

Остановимся на следующих способах оформления текста подробнее:

- рубрика обычно носит постоянный характер и, чаще всего, размещается на одних и тех же страницах периодического издания;

- обыкновенный заголовок следует за названием рубрики, предваряет различные виды газетных статей и дает читателю первичное представление о потенциальном содержании публикации;

- подзаголовок дает уточняющую, конкретизирующую информацию, дополняя и разворачивая содержательно стоящий над ним заголовок.

- изображение также, на наш взгляд, является своего рода подзаголовком, невербальным компонентом текста статьи, поскольку тематически поддерживает и раскрывает содержание вербального компонента текста.

На первой полосе печатного периодического издания обычно размещается название газеты, анонсы материалов текущего тиража и, чаще всего, наиболее срочные и важные новости. Оформление первой полосы газеты призвано выполнять такие задачи, как привлечь внимание читателя к содержанию выпуска номера и дать начальное представление о том, какую информацию можно почерпнуть в нем [4, с. 20]. Соответственно основные элементы,

расположенные на первой полосе выпуска - это собственно название газеты и анонсы.

Что же касается электронной версии газеты, то сам сайт и представляет собой первую полосу. Именно здесь пользователи могут увидеть заголовки статей, размещенных в данном выпуске. Однако, в отличие от печатного варианта, зайдя на главную страницу сайта, онлайн-читатели не увидят текста ни одной статьи. Это объясняется таким свойством интернет-текста, как гипертекстуальность. Под гипертекстуальностью в медиалингвистике принято понимать «нелинейную организацию текста, переходы внутри такого текста осуществляются посредством гиперссылок» [6, с. 144]. Таким образом, такого рода текст является не линейным, а, скорее, мозаичным [8], или мультилинейным [11], что можно явно проследить на сайте газеты «Республика Башкортостан». Здесь переход к собственно тексту статьи возможен при нажатии на изображение или заголовок соответствующей статьи.

Еще одна характеристика, согласно которой возможно провести релевантное сравнение двух версий газеты «Республика Башкортостан» - рубрикация. Основные рубрики любого издания призваны выполнять аттрактивную функцию, т.е. привлечь внимание читателя [7, с. 12]. Эти рубрики в целом носят информационный характер. Так, основными рубриками первой полосы печатной версии являются рубрики «Тема дня», «Новости», «Фотофакт», «Постфактум», «Экономика», «Здоровье», информирующие читателя о событиях, происходящих в республике. Отметим здесь также, что статьи, размещенные под соответствующими рубриками, небольшие по объему, содержат в основном лишь фактическую информацию.

Обращаясь к сайту издания, видим рубрики «Социум», «Здоровье», «Экономика», «Происшествия», «Спорт», некоторые из которых дублируют рубрики в печатной версии. Статьи, на которые читатель может перейти, кликнув по заголовку статьи, не отличаются малым объемом, поскольку, очевидно, в онлайн-версии нет физических ограничений при их размещении.

Что же касается второй и последующих полос печатного выпуска, то рубрики на них все меньше касаются непосредственных новостей, описывающих события, происходящие здесь и сейчас. Рубрики более разнообразны по тематике, более разно-плановы. Из затронутых тем можно выделить экономику, здравоохранение, историю, культуру. Так, экономические проблемы республики затронуты в статьях рубрик «Жилье», «Нацпроекты»; проблемы здравоохранения затронуты в рубрике «Здоровье»; истории - в рубриках «Послевоенная история» и «Даты, события»; культуры - в рубриках «Конкурсы», «Выставки». Следует отметить, что статьи на этих полосах отличаются гораздо большим объемом. Публицистические жанры материалов также различны - здесь встречаются интервью и авторская

аналитика. Следует также отметить, что, учитывая лимитированный объем печатного выпуска, рубрики в нем чередуются с определенной периодичностью в разных тиражах газеты.

На сайте газеты рубрики, не попавшие на «первую полосу», т.е. не размещенные непосредственно на странице сайта, доступны благодаря навигации по сайту. Так, при разворачивании окна «Рубрики» пользователю представляются на выбор 48 рубрик газеты. Несомненно, разместить такое количество рубрик в рамках одного печатного выпуска издания не представляется возможным.

Выше в настоящей статье уже была отмечена такая характеристика интернет-текста, как гипертекстуальность. Еще одной характеристикой такого типа текстов является их мультимедийность. С точки зрения лингвистики, такая особенность текста называется поликодовостью - когда в тексте сочетаются разные коды: не только вербальный, т.е. естественноязыковой [14, с. 18], но и визуальный (фото- и видео-контент) и аудиальный (аудио-контент) [15, с. 25].

В печатной версии газеты мы наблюдаем сочетание двух кодов: вербального и изобразительного [12]. Чаще всего текст статей сопровождается фотографиями, реже иллюстрациями.

Интересно отметить, что, несмотря на явные технические преимущества онлайн размещения информации, на сайте газеты «Республика Башкортостан» также используются лишь два эти кода. Материалов ни в аудио-, ни в видео-формате нами не обнаружено.

И еще одна отличительная характеристика ме-диатекста, несомненно, заслуживающая особого внимания, это его интерактивность. В случае с ме-диатекстом интерактивность следует рассматривать как возможность взаимодействия между объектом и субъектом сообщения [13].

Печатная версия газеты не предусматривает непосредственной коммуникации ни по линии «автор-читатель», ни по линии «читатель-читатель». Возможна, вероятно, опосредованная коммуникация между автором/ редакцией и читателем с помощью электронной почты или звонка, но такая коммуникация отложена по времени.

Нам представляется, что совершенно иной должна быть ситуация на сайте газеты, поскольку современные технические возможности позволяют предоставить пользователю возможность оставлять комментарий под информационным материалом. Однако на сайте газеты «Республика Башкортостан» комментирование не предусмотрено. Следует, правда, отметить, что редакция предлагает всплывающее окно с вариантами выхода в социальные сети (Твиттер, Фейсбук, ВКонтакте, Одноклассники, Телеграмм).

В заключение подытожим, что современные средства коммуникации, продвинутые технологии позволяют максимально расширить возможности любого медиа-источника. Онлайн версии периодических изданий предоставляют читателю доступ к

долгосрочным архивам, доступ из любой точки земного шара, легкую навигацию и огромный выбор рубрик любимой газеты.

ЛИТЕРАТУРА

1. Ананян Н. В. Региональные СМИ и освещение деятельности местных органов власти // Журналистика в 2004 г. СМИ в многополярном мире: сб. мат-лов науч.-практ. конференции. Ч. I. М., 2005. 340 с.

2. Белякова В. А., Белякова Л. П. Типологические особенности функционирования современной региональной периодики // Знак: проблемное поле медиаобразования. 2011. .№1(7). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/tipologicheskie-osobennosti-funktsionirovaniya-sovremennoy-regionalnoy-periodiki (дата обращения: 26.01.2022).

3. Гуревич С. М. Газета вчера, сегодня, завтра: учеб. для вузов. М.: Аспект-пресс, 2004.

4. Картер М. Современный дизайн газет: учеб. пос. М.: Академия, 1995. 25 с.

5. Киршин Б. Н. Концепция региональной российской газеты (на примере «Челябинского рабочего»): автореф. дис. ... канд. филол. наук. Екатеринбург, 2006. 22 с.

6. Корконосенко С. Г. Основы журналистики: учеб. пос. М., Аспект Пресс, 2001. 247с.

7. Кривенко Б. В. Язык массовой коммуникации: лексико-се-миотический аспект. Воронеж, 1993. 136 с.

8. Лазутина Г. В. Основы творческой деятельности журналиста: учеб. для вузов. М.: Аспект Пресс, 2001. 240 с.

9. Прохоров Е. П. Введение в теорию журналистики: учеб. для вузов. М: РИП-холдинг, 1998.

10. Республика Башкортостан. URL https://resbash.ru/

11. Титлова А. С. Особенности восприятия микроблога как гипертекста // Межкультурная-интракультурная коммуникация: теория и практика обучения и перевода. Уфа, 2019. С. 246-250.

12. Титлова А. С., Моисеева А. В. Воздействующий потенциал поликодового масс-медийного текста//Вестник Башкирского университета, 2019. Т. 24. №>4. С. 959-962.

13. Титлова А. С., Полякова Е. В. Особенности современного масс-ме-дийного текста. Уфа: РИЦ БашГУ, 2021. Т. 26. №3. С. 828-831.

14. Филиппов К. А. Лингвистика текста: курс лекций. СПб.: изд-во С.-Петербургского университета, 2003. 336 с.

15. Чернявская В. Е. Поликодовое пространство текста: лингво-семантическая парадигма языкознания // Язык в парадигмах гуманитарного знания: XXI век. СПб., 2009. С. 23-35.

Поступила в редакцию 06.02.2022 г.

DOI: 10.33184/bulletin-bsu-2022.1.35

STRUCTURAL FEATURES OF THE PRINT AND ONLINE VERSIONS OF THE NEWSPAPER "RESPUBLIKA BASHKORTOSTAN"

© E. V. Polyakova

Bashkir State University 32 Zaki Validi Street, 450076 Ufa, Republic of Bashkortostan, Russia.

Phone: +7 (347) 229 96 52.

Email: fotodarr@mail. ru

This article is devoted to the study of the structural features of the printed and online versions of the republican socio-political newspaper "Respublika Bashkortostan". The fundamental differences based on the typology and organization of the material in such periodicals are noted. It is demonstrated to what extent the informational and attractive functions are performed in the corresponding versions of the newspaper. A comparison is made of the characteristics of media texts in print and online versions, based on such basic characteristics of a media text as hypertextuality, multimedia, interactivity. Hypertextuality in medialinguis-tics is understood as a non-linear organization of the text; transitions within such a text are carried out by means of hyperlinks. From the point of view of linguistics, multimedia is such a feature of the text that is called polycode - when different codes are combined in the text: not only verbal, i.e. natural language, but also visual (photo and video content) and auditory (audio content). Interactivity in the case of media text should be considered as the possibility of interaction between the object and the subject of the message. In conclusion, it is noted that modern means of communication, advanced technologies make it possible to maximize the capabilities of any media source. Online versions of periodicals provide the reader with access to long-term archives, access from anywhere in the world, easy navigation, and a huge selection of favorite newspaper headings.

Keywords: periodical, heading, information function, attractive function, polycode text, hypertextuality, multimedia, interactivity.

Published in Russian. Do not hesitate to contact us at bulletin_bsu@mail.ru if you need translation of the article.

REFERENCES

1. Ananyan N. V. Zhurnalistika v 2004 g. SMI v mnogopolyarnom mire: sb. mat-lov nauch.-prakt. konferentsii. Ch. I. Moscow, 2005.

2. Belyakova V. A., Belyakova L. P. Znak: problemnoe pole mediaobrazovaniya. 2011. No. 1(7).

3. Gurevich S. M. Gazeta vchera, segodnya, zavtra: ucheb. dlya vuzov [Newspaper yesterday, today, tomorrow: textbook for universities]. Moscow: Aspekt-press, 2004.

4. Karter M. Sovremennyi dizain gazet: ucheb. pos. [Modern newspaper design: textbook]. Moscow: Akademiya, 1995.

5. Kirshin B. N. Kontseptsiya regional'noi rossiiskoi gazety (na primere «Chelyabinskogo rabochego»): avtoref. dis. ... kand. filol. nauk. Ekaterinburg, 2006.

6. Korkonosenko S. G. Osnovy zhurnalistiki: ucheb. pos. [Fundamentals of journalism: textbook]. M., Aspekt Press, 2001.

7. Krivenko B. V. Yazyk massovoi kommunikatsii: leksiko-semioticheskii aspekt [Language of mass communication: lexico-semiotic aspect]. Voronezh, 1993.

8. Lazutina G. V. Osnovy tvorcheskoi deyatel'nosti zhurnalista: ucheb. dlya vuzov [Fundamentals of the creative activity of a journalist: textbook for universities]. Moscow: Aspekt Press, 2001.

9. Prokhorov E. P. Vvedenie v teoriyu zhurnalistiki: ucheb. dlya vuzov [Introduction to the journalism theory: textbook for universities]. M: RIP-kholding, 1998.

10. Respublika Bashkortostan. URL https://resbash.ru/

11. Titlova A. S. Mezhkul'turnaya-intrakul'turnaya kommunikatsiya: teoriya i praktika obucheniya i perevoda. Ufa, 2019. Pp. 246-250.

12. Titlova A. S., Moiseeva A. V.Vestnik Bashkirskogo universiteta, 2019. Vol. 24. No. 4. Pp. 959-962.

13. Titlova A. S., Polyakova E. V. Osobennosti sovremennogo mass-mediinogo teksta [Features of modern mass media text]. Ufa: RITs BashGU, 2021. Vol. 26. No. 3. Pp. 828-831.

14. Filippov K. A. Lingvistika teksta: kurs lektsii [Linguistics of text: course of lectures]. Saint Petersburg: izd-vo S.-Peterburgskogo uni-versiteta, 2003.

15. Chernyavskaya V. E. Yazyk v paradigmakh gumanitarnogo znaniya: XXI vek. Saint Petersburg, 2009. Pp. 23-35.

Received 06.02.2022.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.