УДК 81'42
Ю. Н. Грицкевич
ПРЕЦЕДЕНТНЫЕ ФЕНОМЕНЫ В РЕГИОНАЛЬНОМ МАССМЕДИЙНОМ ПРЕДВЫБОРНОМ ДИСКУРСЕ
В статье рассматриваются прецедентные феномены в региональном предвыборном дискурсе, способы трансформации данных феноменов в массмедиа. Выбор избирателя в большой степени зависит от языковых средств как одного из самых эффективных и универсальных средств воздействия, в том числе скрытого, не осознаваемого адресатом дискурса. Прецедентные феномены рассматриваются в контексте условий возрастания конфликтности, столкновения мнений в информационном пространстве региона.
Ключевые слова: политический дискурс, предвыборный дискурс, прецедентный феномен, автор дискурса, адресат дискурса.
Феномен прецедентности как комплексное многоструктурное образование и специфический способ трансляции культурно значимых смыслов все чаще становится предметом исследований различных направлений лингвистики [1; 2; 3; 4; 5; 6; 8]. Прецедентный феномен, объединяющий в себе историческую, социальную, эстетическую, культурную, идеологическую и другие виды информации, оказывается востребованным языковым средством в современном массмедийном пространстве.
Использование прецедентных феноменов в массмедийном политическом дискурсе становится все более активным, что отражает и общую тенденцию современного массмедийного дискурса — интертекстуальность дискурса. Политический дискурс не является исключением в плане возрастающей частотности введения в дискурс других текстов, представляющих собой известные всем высказывания, выражения, афоризмы, цитаты или их переделанные, но узнаваемые варианты. Прецедентный феномен, являющийся элементом культурной памяти народа, дает толчок к многовекторному и многоаспектному, то есть нелинейному восприятию и пониманию информации. Автор массмедийного политического дискурса старается задействовать общие фоновые знания культурно-ценностного, исторического и прагматического характера.
Включение в дискурс прецедентных феноменов как сложного многомерного явления способствует одновременной реализации нескольких функций политического дискурса: информативная, убеждающая, оценочная и экспрессивная функции, наслаиваясь друг на друга, также создают двойной эффект. С одной стороны, происходит установление контакта между автором дискурса и массовым адресатом, а с другой стороны, наблюдается некоторое «завуалирование» смысла дискурса, особенно если прецедентный феномен используется в качестве заголовка политического дискурса.
Предвыборный дискурс занимает особое место в структуре политического дискурса в силу целого ряда характеристик. Данный дискурс имеет ряд ограничений: тематика дискурса ориентирована на конкретную избирательную кампанию, а в соответствии с законодательством Российской Федерации предвыборный дискурс ограничен временными рамками. Основной функцией предвыборного дискурса является манипуляция сознанием и стимулирование действий электората.
Предвыборный дискурс интересен тем, что выборы на любом уровне являются тем поводом, вокруг которого возрастает активность информационного массмедий-ного пространства, а следовательно, можно предположить и увеличение доли употребления прецедентных феноменов как в качестве заголовка политического текста, так и в структуре самого текста. Политический предвыборный дискурс, апеллирующий к прецедентным феноменам как культурно нагруженным знакам, изначально закладывает оценочное отношение к информации, влияет на формирование ценностных приоритетов в ситуации, когда адресат дискурса в высокой степени готов к восприятию оценочной информации с целью определения своих собственных взглядов, позиций в ситуации предстоящих выборов.
По мнению А. А. Федосеева, в ходе предвыборной агитационной деятельности на избирателя оказывается как явное, так и скрытое воздействие. В случае скрытого влияния «субъект воздействия оказывает влияние на сознание объекта воздействия тайно, помимо воли адресата, предполагая или допуская возможное несогласие последнего с тем, что предлагается (иначе инициатору воздействия нет оснований скрывать свои намерения), а следовательно, и в ущерб объекту воздействия, который не имеет возможности оказать сопротивление воздействию, так как не знает о нем. Данный тип воздействия используется в целях манипуляции сознанием» [10, с. 69]. Использование прецедентного феномена в рамках предвыборного дискурса происходит на основе общих фоновых знаний и ассоциативной связи смысла прецедентного феномена и его новой семантической интерпретации. Наблюдается не просто некоторая трансформация смысловой нагрузки феномена, а его переориентация в контексте заданной коммуникативной ситуации и условиях реально разворачивающегося дискурса. Массмедийный политический дискурс нацелен на воздействие на широкую массовую аудиторию, что накладывает некоторые ограничения на выбор прецедентных феноменов, вводимых автором в дискурс: феномен должен быть известен не узкому кругу лиц, а массовому адресату, иначе прецедентная языковая игра не будет в нужной мере актуализировать какие-либо дополнительные смыслы.
Апелляция к широко известным культурно значимым языковым единицам дает возможность автору дискурса установить контакт с массовым адресатом, создавая иллюзию единства на основе общего знания. Заголовок «В одном чёрном-чёрном городе» соотносится в сознании адресата дискурса либо с так называемыми детскими страшилками, либо с произведением Э. Успенского «Самые страшные ужасы. Жуткие истории». Если рассматривать заголовок политического текста изолированно, то вероятно возникновение таких смыслов, как указание на определенные недостатки в общественно-политической или хозяйственной жизни региона или на то, что появление какой-либо информации в предвыборный период может оказаться в какой-то степени «страшилкой», то есть не соответствовать действительности. Происходит одновременная актуализация многих смыслов и переакцентуация установок восприятия первичного смысла прецедентного феномена. Уже на уровне подзаголовка автор дискурса может задавать дополнительные векторы понимания феномена как культурно значимого знака: «Ровно за месяц до выборов избирательная кампания в Псковскую городскую думу становится грязнее и грязнее». Одним из значений слова грязный является переносное значение 'безнравственный, аморальный' [7], что определяет синонимичные отношения таких выражений, как грязные технологии / черные технологии, грязный пиар/черный пиар. Такого рода выражения обознача-
ют деятельность, направленную на ухудшение имиджа какого-то лица, организации, политической силы и т. д. Таким образом, прецедентный феномен позволяет автору массмедийного дискурса актуализировать и значимый для избирательной кампании смысл 'предосудительный, не вызывающий одобрения, основанный на негативной информации'. Использование прецедентного феномена в заголовке может усиливаться в самом тексте за счет повтора слов, входящих в структуру феномена, а следовательно, и смысловых компонентов, ассоциативно возникающих у адресата предвыборного дискурса: «Возвращение во времена избирательных кампаний, которые проходили на фоне переизбытка чёрного пиара, имеет объективные причины, и их несколько... Второй причиной стало именно качество этих сил — все стороны абсолютно не чураются чёрных пиар-технологий.... Показательно то, что лидеры ЛДПР также не особо были отмечены в «черных агитках»: их бездействие вызвало соответствующее безразличие черных политтехнологов... А во-вторых, не надо быть экстрасенсом, чтобы спрогнозировать самую активную волну «черного пиара» именно в последние дни кампании. И достанется, без сомнения, в первую очередь именно оппозиции» (Псковская губерния, 11.08.2017 20:15: ЭР).
Заголовок «Подкуп и немножко нервно», являющийся трансформированным вариантом названия стихотворения В. Маяковского «Скрипка и немножко нервно», не только актуализирует возникшую в рамках избирательной кампании ситуацию подкупа избирателей, но и ассоциативно создает у адресата дискурса впечатление некоторого диссонанса. Адресат соотносит потенциально возможную смысловую нагрузку заголовка, связанную с реальным течением предвыборной ситуации с тем диссонансом между скрипкой и другими инструментами, который так тонко и одновременно ярко смог передать в своем произведении В. Маяковский. Однако автор дискурса, как это часто бывает при использовании в дискурсе прецедентных феноменов в качестве заголовков, корректирует смысловую нагрузку феномена в рамках дискурса, что подчеркивается автором с помощью смысловых повторов: «В политическую жизнь Пскова возвращаются проверенные в девяностые и нулевые «черные» предвыборные технологии: подметные газеты и банальный подкуп избирателей... Кульминацией этой истории стало обращение главы Пскова и лидера списка «Единой России» на выборах в Псковскую городскую Думу Ивана Цецерского, в котором он просил территориальную избирательную комиссию (ТИК) города дать оценку действиям своего визави на выборах в округе № 5 — регионального лидера «Справедливой России» Олега Брячака. Рассмотрение этого обращения прошло 17 августа на повышенных тонах... Герои дня не подвели жаждущую зрелищ публику и сразу перешли к разговору на повышенных тонах. Как только председатель городского ТИКа Владимир Кротов зачитал суть обращения Цецерского о незаконной агитации в пользу Брячака, последний нервозно бросил ведущему заседание риторическое: "А кто жалобщик?!"» (Подкуп и немножко нервно // Псковское агентство информации, 18.08.2017 11:22: ЭР).
Автор массмедийного предвыборного дискурса может употреблять прецедентный феномен в ходе развертывания политического дискурса, не вынося его в заголовок и тем самым не акцентируя внимание только на смысловой нагрузке феномена. В этом случае в тексте могут использоваться несколько прецедентных феноменов, которые в чем-то организуют дискурс, являясь в авторском дискурсе смысловыми центрами и давая «толчок» к появлению новых актуальных тем, способствуя темати-
ческой организации дискурса. Так, в тексте под заголовком «Южный акцент» встречаем прецедентные феномены как в неизмененном, так и в трансформированном виде: «И всем казалось, что радость будет», точнее, в начале июня действительно в какой-то момент появилось ощущение, что борьба за реальное большинство возможна... К эсерам, которые последнее время не особо напрягались, что ассоциируются с беглым олигархом Михаилом Гавунасом, теперь в темпе пытаются пришить «тень Гавунаса». В какой-то момент ... наконец-то смогли заметить в составе «Справедливой России», городской ячейки КПРФ и «Партии пенсионеров» большое количество, как они выражаются, «работников гипермаркета «Империал». Михаил Гавунас продолжает влиять на политические процессы в Псковской области, но логика этого влияния не всегда очевидна...» (Псковская губерния, 18.07.2017 22:22: ЭР). Цитата из стихотворения «Девушка пела в церковном хоре» А. Блока ... «Ивсем казалось, что радость будет» создает впечатление несоответствия, по мнению автора, между ожиданиями и реальностью. Большой по объему текст тематически членится на несколько фрагментов, один из которых объединяется трансформированным вариантом феномена «призрак отца Гамлета» или «тень отца Гамлета» (в переводах на русский язык XIX века Н. Полевого и А. Кронеберга английского выражения Ghost of Hamlet's father). Персонаж произведения У. Шекспира «Гамлет» «призрак отца Гамлета» или «тень отца Гамлета» присутствует в трагедии в двух ипостасях: потусторонним Призраком и образом из воспоминаний его сына. В авторском дискурсе производится трансформация прецедентного феномена с помощью замены его части в выражение «тень Гавунаса». Видоизмененный прецедентный феномен, с одной стороны, соотносится с политической картиной конкретного региона, с другой стороны, создает у адресата дискурса впечатление, что речь идет о чем-то незримом, но присутствующем. Трансформация прецедентного феномена, когда первоначальная структура феномена сохраняется, а происходит замена какого-либо его отрезка, осложняет смысловой потенциал дискурса и привлекает внимание адресата своей новизной и необычностью.
Политическая картина региона, расклад политических сил в целом известны избирателям, а поэтому часто цель предвыборного дискурса заключается в усилении или ослаблении позиций как отдельных политиков, так и политических партий: «Чуть больше месяца остается до дня голосования за кандидатов в депутаты Псковской гордумы. Так посмотришь — вроде всё уже понятно. Ну действительно, участники процесса известны, «чудо-тройки» лидеров партийных списков и составы «дрим-тим» презентованы, пункты программ легко угадываются. Да и общий итог выборов достаточно предсказуем. Однако до сих пор так и не прозвучал ответ на, пожалуй, главный вопрос. Как наверняка догадывается следящий за полит-процессом читатель, я имею в виду вопрос о том, кто после 10 сентября возглавит — нет, не гордуму — городскую администрацию. Иначе говоря, кто будет сидеть в кресле сити-менеджера, в чьих руках окажутся реальные бразды правления городом и финансовые потоки?» (Выбираем «кота в мешке»? // ПЛН, 03.08.2017 19:30: ЭР).
Прецедентный феномен «кот в мешке», использованный в структуре заголовка к данной публикации, позволяет автору дискурса воздействовать на массового адресата, чтобы заставить его более критично оценивать кандидатуры, участвующие в выборах. Устойчивое сочетание «кот в мешке» имеет значение 'то, что покупают, приобретают и т. п., не зная ничего о качестве, полезности приобретаемого', сочета-
ние «купить (покупать) кота в мешке» используется как разговорное и ироническое в значении 'приобретать, получать что-либо, не имея представления заранее о качестве приобретаемого' [9].
Предсказуемость выборов на региональном уровне в чем-то обусловливает введение в политический дискурс языковых средств для создания впечатления большей динамики политической жизни региона. Прецедентные феномены наиболее активно используются авторами дискурса при создании отрицательного образа политиков. Автор с помощью прецедентного феномена может акцентировать внимание на отдельных фигурах, задействованных в избирательной кампании. Взятая в качестве подзаголовка фраза «Пример "крестного отца"» с учетом построения всего авторского дискурса ассоциативно вызывает у адресата нужное автору восприятие соотношения политических сил. Уже в начале развития дискурса автор обращается к проблеме соответствия требований к выдвигаемым кандидатам российскому законодательству: «В начавшейся официально избирательной кампании август — месяц полноценной агитации. Почтовые ящики начинают постепенно заполняться агитационно-пропагандистскими материалами, а баннеры — заклеиваться плакатами кандидатов и партий. Говорить о том, какие предвыборные стратегии избрали для себя участники кампании, пожалуй, еще преждевременно. А вот итоги того, как кандидаты от партий прошли фильтры требований закона при подаче документов в ТИКи, подвести уже можно...» (Исключительные люди // Псковская правда, 08.08. 2017 11:20: ЭР). Выражение «крестный отец», употребленное в тексте, в языке имеет значение не только 'духовный родитель (восприемник, кум) в христианской традиции, который в ходе таинства крещения принимает ответственность перед Богом за духовное воспитание и благочестие крестника (крестницы)', но и 'глава мафиозной группировки'. Последнее значение выражения в русском языке связано с гангстерской драмой режиссёра Ф. Копполы «Крестный отец» (английское The Godfather), экранизацией одноимённого романа М. Пьюзо, изданного в 1969 г.
Таким образом, предвыборный дискурс как одна из важнейших составляющих избирательной кампании характеризуется высокой степенью стремления автора к влиянию, убеждению, нередко носит агрессивный характер. Предвыборный период в жизни региона оказывается острой коммуникативной ситуацией, в которой задействовано большое количество заинтересованных лиц, в круг которых включается не только автор и адресат дискурса, но и разные политические и общественные силы. В период избирательной кампании происходит активизация языковых средств, отражающих состязательность и соперничество, что в политическом процессе приобретает первостепенную значимость. Эффективным средством убеждающего воздействия являются прецедентные феномены, которые способствуют сильному и в то же время имплицитному воздействию на сознание массового адресата, влияющего на выбор избирателей и ход политической борьбы.
Литература
1. Боярских О. С. Трансформация литературно-прецедентных феноменов в дискурсе российских печатных СМИ // Проблемы культуры речи в современном коммуникативном пространстве: материалы межвузовской научной конференции. Нижний Тагил, 2006. С. 59-67.
2. Ворожцова О. А. Прецедентные имена в российской и американской печати / О. А. Ворожцова, А. Б. Зайцева // Известия Уральского государственного университета. 2006. № 45. С. 222-229.
3. Гришаева Л. И. Прецедентные феномены как культурные скрепы (к типологии прецедентных феноменов) // Феномен прецедентности и преемственность культур. Воронеж, 2004. С. 15-46.
4. Караулов Ю. Н. Роль прецедентных текстов в структуре и функционировании языковой личности // VI Международный конгресс МАПРЯЛ. Современное состояние и основные проблемы изучения и преподавания русского языка и литературы. Доклады советской делегации. М., 1982. С. 105-125.
5. Нахимова Е. А. О критериях выделения прецедентных феноменов в политических текстах // Лингвистика. Бюллетень Уральского лингвистического общества. Т. 13. Екатеринбург, 2004. С. 166-174.
6. Нахимова Е. А. Прецедентные имена в массовой коммуникации. Екатеринбург, 2007.
7. Ожегов С. И., Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка, 4-е изд. М.: ИТИ технологии, 2005.
8. Слышкин Г. Г. От текста к символу: лингвокультурные концепты прецедентных текстов в сознании и дискурсе. М., 2000.
9. Федоров А. И. Фразеологический словарь русского литературного языка. М.: Астрель; АСТ, 2008.
10. Федосеев А. А. Метафора как средство манипулирования сознанием в предвыборном агитационном дискурсе: Автореф. дис. ... канд. филол. наук. Челябинск, 2004.
Об авторе
Грицкевич Юлия Николаевна — кандидат филологических наук, доцент кафедры русского языка и русского языка как иностранного, Псковский государственный университет, Россия.
E-mail: [email protected]
Y N. Grickevich
PRECEDENT PHENOMENA IN THE REGIONAL MASS MEDIA PREELECTION DISCURSE
The article considers precedent phenomena in the regional pre-election discourse, the ways of transforming these phenomena into mass media. The choice of a voter depends to a large extent on linguistic means as one of the most effective and universal means of influence, including a hidden discourse that is not realized by the addressee. Precedent phenomena are considered under the conditions of increasing conflict, clash of opinions in the information space of the region.
Key words: political discourse, pre-election discourse, precedent phenomenon, author of discourse, addressee of discourse
About the author
Yulia Gritskevich — Candidate of Philological Sciences, Associate Professor at the Department of the Russian Language and the Russian Language as a Foreign Language, Pskov State University, Russia.
E-mail: [email protected]