Научная статья на тему 'ПРЕЦЕДЕНТНОЕ ИМЯ В ТЮРКОЯЗЫЧНОМ ЮМОРИСТИЧЕСКОМ ДИСКУРСЕ (на примере образовАлдара Косы, Эфенди и Коджанасыра)'

ПРЕЦЕДЕНТНОЕ ИМЯ В ТЮРКОЯЗЫЧНОМ ЮМОРИСТИЧЕСКОМ ДИСКУРСЕ (на примере образовАлдара Косы, Эфенди и Коджанасыра) Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
13
3
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
юмористический дискурс / анекдот / прецедентное имя / Алдар Косе / Эфенди и Коджанасыр. / humorous discourse / anecdote / precedent name / Aldar Kose / Efendi and Kojanasir.

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Мадалиев, Ярмухаммат Худайбергенович

Целью данной статьи является описание прецедентных имен в тюркоязычныханекдотах, таких как Алдар Косе, Эфенди и Коджанасыр, ихфункциональной нагрузки и национально-культурной специфики. Данные кочующие образы из поколения в поколение являются национальными героями, обладающими национальными чертами, острым умом, смекалкой, умением выйти из любой сложной ситуации, а также осмеивающие пороки и недостатки общества различных времен. Материалом исследования послужили более 300 анекдотов, собранных и опубликованных казахскимии узбекскими фольклористами.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PRECEDENT NAME IN TURKISH LANGUAGE HUMORIC DISCOURSE (using the example of the images of Aldar Kosa, Efendi and Kojanasyr)

The purpose of this article is to describe precedent names in Turkic-language anecdotes, such as Aldar Kose, Efendi and Kojanasir, their functional load and national-cultural specificity. These nomadic images from generation to generation are national heroes, possessing national traits, a sharp mind, ingenuity, the ability to get out of any difficult situation, as well as ridiculing the vices and shortcomings of society of different times. The research material was more than 300 anecdotes collected and published by Kazakh and Uzbek folklorists.

Текст научной работы на тему «ПРЕЦЕДЕНТНОЕ ИМЯ В ТЮРКОЯЗЫЧНОМ ЮМОРИСТИЧЕСКОМ ДИСКУРСЕ (на примере образовАлдара Косы, Эфенди и Коджанасыра)»

www.onens.uz

ПРЕЦЕДЕНТНОЕ ИМЯ В ТЮРКОЯЗЫЧНОМ ЮМОРИСТИЧЕСКОМ ДИСКУРСЕ (на примере образовАлдара Косы, Эфенди и Коджанасыра)

Мадалиев Ярмухаммат Худайбергенович,

доктор PhD, старший преподаватель кафедры казахского языка и литературы, Южно-Казахстанский университет им. М. Ауэзова, г. Шымкент, Республика Казахстан, madaliev_61 @mail. ru

Аннотация Целью данной статьи является описание прецедентных имен в тюркоязычныханекдотах, таких как Алдар Косе, Эфенди и Коджанасыр, ихфункциональной нагрузки и национально-культурной специфики. Данные кочующие образы из поколения в поколение являются национальными героями, обладающими национальными чертами, острым умом, смекалкой, умением выйти из любой сложной ситуации, а также осмеивающие пороки и недостатки общества различных времен. Материалом исследования послужили более 300 анекдотов, собранных и опубликованных казахскимии узбекскими фольклористами.

Ключевые слова: юмористический дискурс, анекдот, прецедентное имя, Алдар Косе, Эфенди и Коджанасыр.

Образцы фольклора являются одной из основ системы духовныхценностей любого народа, включая многовековую историю нашего народа,быт, обычаи, нравственные взгляды, мышление, уникальную формухудожественно-эстетического восприятия мира. . Мудрость, лежащая воснове фольклорных произведений, в каждый период интерпретируется по-новому и служит обогащению духовности людей. Все вышесказанное, безусловно, подчеркивает актуальность данного исследования. Материалом исследования послужили тюркоязычные (казахские и узбекские) анекдоты со всеми известными в данной лингвокультурной общности персонажами Алдаром Косе, Эфенди и Коджанасыром. Данные образы являются прецедентыми, так как они уже являются не собственными, а нарицательными, выступают в качестве определенного национально-культурного знака и, благодаря общим нацилнально-культурным фоновым знаниям у носителей языка о них, легко становятся текстообразующим элементом дискурса анедота, на основе которых создавается юмористический эффект.

www.oriens.uz

Древние корни художественного мышления тюркских народов уходят вдревние времена, что фольклорные произведения,

тысячелетияминаходившиеся в сердцах людей и доведенные до совершенствакрасноречивыми исполнителями, являются сокровищницей нашихнациональных ценностей. Эти чудеса мышления ценны еще и потому, чтоони воплощают богатое духовное наследие нашего народа.Образ мастера поднимается до уровня шрифта в народных книгах ивоплощается в виде обобщенного образа. Легкий смех и резкость в анекдоте вызвано осуждением разных пороков, таких как лень, праздность и др. Анекдоты показывают небольшую сцену из жизни, в которой два разныхперсонажа сталкиваются, выражая противоречивые мнения. Эти конфликты восновном обусловлены противоречиями, вызванными жизнью и еесобытиями, семейной жизнью -семьей, взаимодействием разных классов. Содержание анекдота заканчивается проявлением признака характера главного героя.

У каждого народа есть свой анекдотный герой,соответствующий егообразу жизни, национальным ценностям, духовности и просвещению.В фольклоре народов Средней Азии жанр анекдота выделяется юмористическими, трогательными, забавными эпизодами их главного героя. Например, у узбеков есть Насриддин Эфенди, у таджиков - Мушфики, туркменов - Камина, Мирали, Эсанбулат, уйгуров Салай Чакка,казахов Алдар Косе, Насриддин Ходжа, Тозча Бола и др.

Обобщенный образ Алдара Косы в казахском фольклоре былсобран из жизни ярких представителей народа и превращен в типичныйобраз. В нем воплощены эпос, национальный герой казахского народа,основные черты характера нации, лицо и внешность - национальныйхарактер, принадлежащий казахскому народу.

Образ Алдара Косы, главного и любимого героя казахских анекдотов, также связан с высмеиванием пороков в обществе, в основном глупости, жадности, жестокости богатых и т.д. (например, в анекдотах «Алдар косе мен Алаша хан», «Алдар косе мен шык бермесШыгабай», «Алдар косе мен саудагер» и многих других). В анекдотах всегда Алдар Косесвоей смекалкой, находчивостью и мудростью обманывает богачей (к примеру, Шыгайбая) и наказывает их за их пороки. Этот обман не только являетсяотрицательной ложью, которую осуждают все нации, но и подчинен целипубличного высмеивания их и ответного смеха. Также Алдару Косе характерана приятная рифмующаяся речь как примером красноречия,которое помима воспитательной функции доставляет художественное удовлетворение читателю и слушателю.

www.onens.uz

В анекдоте «Алдар косениншайтанды алдауы» немного отличаются сюжет и композиция. В народном воображении понимается, что дьяволаобмануть невозможно. Однако в анекдоте изображен Алдар Косе,обманывающий дьявола своим мечом.

В фольклоре казахского народа образ Алдара Косы всегда описываетсякак человек, любящий народ, служащий своему народу, националист,живущий мечтами и целями народа. Алдар Коса боролся за интересы этого народа как дитя казахской земли.Именно в рассказах и легендах на эту тему создается положительный образидеала народа. В каждой из легенд об Алдаре Коса признается егоизобретательность. В любом случае, его изображение как позитивный имиджозначает, что люди знают Алдара Коса как своего идеала. Алдар завоевал доверие, обманув правителей совсем другого народа,когда попытался обмануть богатых и биев, ханов и беев .В анекдотах об Алдаре Косаон изображается бедным пешеходом без лошади, не говоря уже об осле.Иногда, когда он едет на лошади и едет на морозе в рваной куртке, онобманывает хорошо одетого, хорошо одетого богача, надевает плащ и едет нахорошей лошади.

Образ Алдара Косы занимает особое место вустном искусстве народов Средней Азии - казахов, узбеков, уйгуров,киргизов, туркменов, каракалпаков .В львиной доле казахских анекдотов таким национальным героем является Алдар Косе - положительный главный герой, который отприроды прост, умен, смел, с открытым сердцем, уверен в себе, но при необходимости способен проявить свой острый ум и смекалку .Как отмечают ученые, казахские народные анекдотыотличаюткороткий сюжет, диалогическая форма, высокая поэтичность и сатирический характер. Через героя Алдара Косе высмеиваются недостатки общества или несправедливое поведение личности, порокинекоторых людей, такие как глупость, невежество, лень,жадность и др. [28] .Алдар Коса очень часто встречается в казахском фольклоре какобобщенный образ, защищающий народ от произвола угнетателей. Неудивительно, что дата рождения и смерти Алдара Косы, а также неизвестное местонахождение его могилы указывают на то, что он жил вочень древние времена.

Национальная принадлежность образцов фольклора проявляется нетолько в его содержании, но и в уникальной художественной интерпретацииповседневной жизни, реальности и языка ее образов.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ (REFERENCES)

1. Карасик В. И. Анекдот как предмет лингвистического изучения // Жанры речи. Саратов : Колледж, 1997. С. 144-153.

www.onens.uz

2. Морозова А. М. Специфика юмористического дискурса: жанр анекдота // Lingua mobilis. - №4 (18). - 2009, https://cyberleninka.ru/article/n/spetsifika-yumoristicheskogo-diskursa-zhanr-anekdota

3. Эуезов М. Эр жылдар ойлары. - Алматы. Казмемкопкемэдеббас, 1960. -245 б.

4. Алдар Кесе мен Кожанасыр хикаялары / [к¥рас. А К^лбаев; КР Мэдениет жэне аппарат минист. Алматы: 2018. - 194 б.

5. Чарыева С. Восточные анекдоты о Ходжи Насретдинакак неисчерпаемый источник народной мудрости //https://orient.tm/vostochnye-anekdoty-pro-hodzha-nasreddina-kak-neischerpaemyjistochnik-narodnoj-mudrosti/

6. Анекдоты Эфенди (коллекционеры Б. Саримсаков, Ф. Юлдашева). -Ташкент: Литература и искусство,1990. - 272 с.

7. Atabayeva G.F. The sign content of "Ffu" novel // Asian Journal of Research in Social Sciences and Humanities, USA. 2022. - P.139-142. (Impact Factor - 8.0).

8. Atabayeva.G.F. "Humanizm in the novel of A. Yakubov" актуальные проблемы тюркологии: россия и тюрко-мусульманский 2021 МИР

9. Pardaeva Nigora BILINGUALPOET - ANBAR OTIN. Актуальное в филологии. № 3 2021/6/11

10. Omanova M.A. Updating views on literary heroes and glory in the novels of the period of independence //Novateur publications JournalNX-A Multidisciplinary Peer Reviewed Journal. Volume 6, ISSUE 10, Oct. 2020 - P 415-419. (Impact Factor -7.223).

11. Omanova М.А., Якубов И. А. The place of traditional motives and symbols in the plot and composition of national novels // Journal of critical reviews. Malaysiya. 2020. - P. 2903-2910.

12. Kalandarova D. "Attitude to uzbek folklore in the research of karl reichl". ACADEMICIA: An International Multidisciplinary Research Journal 11.5 (2021): 500-503.

13. Kalandarova D. "Issues of Uzbek Folklore and its Research in Germany". Journal of Positive School Psychology 6.9 (2022): 4395-4398.

14. M.N.Kadirova. The Need For Improving The Methodology Of Teaching Folklore. International Scientific-Online Conference: Intellectual Educationtechnological Solutions And Innovative Digital Tools. Netherlands.

15. Mashkhura Kadirova. "The Need For Improving The Methodology Of Teaching Folklore In Distance Learning" Lecturer, Department of Uzbek language and literature of Tashkent State Pedagogical University named after Nizami, Uzbekistan,

16. Уразбаева М. Аёл характерини очишда бадиий нущнинг урни. GOLDEN BRAIN. 2023, 193-199 b.

www.onens.uz

17. O'Razbayeva, M. (2024). XX ASR OZARBAYJON ADABIYOTIDA GANJAVIY OBRAZI TASVIRI. Oriental renaissance: Innovative, educational, natural and social sciences, 4(20), 28-32.

18. Kahramanov K. Naim Karimov Is a literary scholar, Scholar and critic. Rivista Italiana di Filosofia Analitica Junior. 2023, Vol 14. ISSN: 2037-4445.

19. Urazbayeva, M., Feruza, B., Nigora, P., Go'zal, A., & Mashhura, Q. (2023). Issues of Distribution of Bear Image in Uzbek Novels. Journal of Advanced Zoology, 2184-2192.

20. Achilov, N. K. (2022). The image of a historical person and its epical interpretation. Open Access Repository, 5(05), 126-132.

21. Achilov, N. (2022). EPIC KNOWLEDGE DECLINE AND FACTORS OF THE EMERGENCE OF FAKE EPOS. Journal of Integrated Education and Research, 1(2), 192-202.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.