Научная статья на тему 'Претензии и иски по договору транспортной экспедиции'

Претензии и иски по договору транспортной экспедиции Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
3017
224
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДОГОВОР ТРАНСПОРТНОЙ ЭКСПЕДИЦИИ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Андреева Н. А.

В данной статье автор приходит к выводу, что в настоящее время в области транспортно-экспедиционных отношений существуют как обязательный, так и добровольный претензионный порядок урегулирования споров в зависимости от субъектного состава транспортно-экспедиционного обязательства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Претензии и иски по договору транспортной экспедиции»

3.11. ПРЕТЕНЗИИ И ИСКИ ПО ДОГОВОРУ ТРАНСПОРТНОЙ ЭКСПЕДИЦИИ

Андреева Н.А., аспирант Академии народного хозяйства при Правительстве РФ

Перейти на Главное МЕНЮ

Вернуться к СОДЕРЖАНИЮ

В данной статье автор приходит к выводу, что в настоящее время в области транспортноэкспедиционных отношений существуют как обязательный, так и добровольный претензионный порядок урегулирования споров - в зависимости от субъектного состава транспортно-экспедиционного обязательства.

Глава 4 Закона «О транспортно-экспедиционной деятельности», в том числе и ст. 12, регулирует вопросы претензий и исков, предъявляемых только экспедитору. Аналогичный подход предусмотрен и в статье 11 Закона №87-ФЗ. Между тем Закон устанавливает обязанности не только экспедитора, но также и клиента, и соответственно ответственность последнего за их неисполнение.

Из этой ситуации можно сделать вывод, что в отношении клиента должны применяться общие положения гражданского и процессуального законодательства РФ, регулирующие вопросы претензий и исков. Согласно Закону №87-ФЗ в качестве клиента могут выступать предприниматели (организации и индивидуальные предприниматели) и граждане-потребители. Споры между первыми подведомственны арбитражным судам, а споры с участием граждан-потребителей рассматриваются судами общей юрисдикции. Соответственно процессуальные вопросы регулируются Арбитражным процессуальным кодексом РФ (далее -АПК) и Гражданским процессуальным кодексом РФ (далее - ГПК).

Оба кодекса устанавливают правило, что досудебный (претенциозный) порядок урегулирования споров применяется только, если это предусмотрено федеральным законом или договором (п. 8 ч. 2 ст. 125 АПК РФ и п. 7 ч. 2 ст. 131 ГПК РФ). Из этого следует, что предъявление претензий клиенту обязательно только в том случае, когда это предусмотрено договором транспортной экспедиции. Представляется, что правило п. 1 ст. 12 Закона №87-ФЗ, в соответствии с которым до предъявления экспедитору иска, вытекающего из договора транспортной экспедиции, обязательно предъявление экспедитору претензии, за исключением предъявления иска при оказании экспедиционных услуг для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением клиентом предпринимательской деятельности, нарушает конституционный принцип равенства всех перед судом. Предъявление претензии экспедитору обязательно только в том случае, если клиентом является предприниматель. Гражданин-потребитель вправе обратиться сразу непосредственно в суд с иском к экспедитору.

Право на предъявление экспедитору претензии и иска имеет клиент или уполномоченное им на предъявление претензии и иска лицо, получатель груза, указанный в договоре транспортной экспедиции, а также страховщик, приобретший право суброгации (п. 2 ст.

12 Закона №87-ФЗ). Данное положение Закона «О транспортно-экспедиционной деятельности» конкретизирует общие правила АПК РФ и ГПК РФ о праве на предъявление экспедитору иска заинтересованными лицами, чьи права нарушены (ст. 3 ГПК РФ и ст. 4 АПК РФ). Такими лицами указаны клиент (его представитель), получатель груза, указанный в договоре, страховщик, имеющий право суброгации. Право суброгации страховщика означает его право требовать от экспедитора, виновного в наступлении страхового случая (причинении убытков клиенту), возмещения сумм, выплаченных клиенту по договору страхования. При этом в силу п. 2 ст. 965 ГК РФ страховщик должен соблюдать правила, регулирующие отношения между клиентом и экспедитором. Клиент обязан передать страховщику все необходимые документы, доказательства и иные сведения (п. 3 ст. 965 ГК РФ).

В соответствии с пунктом 3 статьи 12 Закона «О транспортно-экспедиционной деятельности» претензия предъявляется в письменной форме. К претензии об утрате, о недостаче или повреждении (порче) груза должны быть приложены документы, подтверждающие право на предъявление претензии, и документы, подтверждающие количество и стоимость отправленного груза, в подлиннике или засвидетельствованные в установленном порядке их копии. Перечень документов, прилагаемых к претензиям, не связанным с утратой, недостачей или повреждением (порчей) груза, Законом №87-ФЗ не установлен, но очевидно, что клиент должен приложить к претензии имеющиеся у него документы, подтверждающие заявленные требования и их размер.

Право на предъявление претензии по общему правилу возникает со дня, когда заинтересованное лицо узнало или должно было узнать о нарушении его прав и интересов. Пункт 4 статьи 12 Закона №87-ФЗ устанавливает шестимесячный срок для предъявления претензий экспедитору. Возникновение права на претензию устанавливается различно - в зависимости от вида нарушения. Так, при утрате, недостаче или повреждении (порче) груза днем возникновения права на предъявление претензии считается день, следующий за днем, когда груз должен быть выдан. Если в отношении утраты груза подобное начало течения срока для предъявления претензии оправдано, то для недостачи или повреждения (порчи) груза начало течения срока для предъявления претензии со дня, когда груз должен быть выдан, не совсем понятно; течение срока для предъявления претензии по поводу недостачи или повреждения (порчи) груза должно быть определено датой выдачи груза. И в Уставе железнодорожного транспорта РФ1, и в Уставе автомобильного транспорта РСФСР2 устанавливается, что срок для предъявления претензии железнодорожному перевозчику или, соответственно, автотранспортному предприятию за повреждение (порчу) или недостачу груза начинает отсчет со дня выдачи груза.

Срок для предъявления претензий клиенту, порядок его исчисления, а также срок рассмотрения может быть установлен договором, как и сама обязательность их предъявления. Поэтому желательно, чтобы в договоре были четко определены сроки, с которых на-

1 Федеральный закон «Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации» от 10.01.2003 г. №122-ФЗ (ред. от 07.07.2003) // СЗ РФ. 2003 г. №2. Ст. 123.

2 Устав автомобильного транспорта РСФСР (утв. Постановлением Совмина РСФСР от 08.01.1969 г. №12 в ред. от 18.02.1991 г., с изм. от 28.04.1995 г.). Ст. 163.

Пробелы в российском законодательстве

2'2008

чинается исчисление срока на предъявление претензии.

В случае нарушения экспедитором срока выполнения обязательств по договору транспортной экспедиции срок для предъявления экспедитору претензии начинает отсчитываться со дня, следующего за последним днем действия договора, если иное не определено сторонами. Иное определение начала течения претензионного срока может быть предусмотрено как непосредственно при заключении договора транспортной экспедиции, так и после заключения договора путем внесения согласованных сторонами изменений или дополнений в договор. Так, например, стороны могут придти к соглашению, что претензионный срок в отношении каждого действия, которое должен совершить экспедитор в соответствии с договором экспедиции, начинает течь со дня, следующего за последним днем, установленным для выполнения определенного действия. Стороны также могут предусмотреть, что претензионный срок в отношении возмещения убытков, причиненных клиенту нарушением срока выполнения обязательств по договору транспортной экспедиции, начинает отсчитываться через месяц со дня прекращения действия договора.

В случае нарушения экспедитором иных обязательств, вытекающих из договора транспортной экспедиции, претензионный срок начинает отсчитываться со дня, когда лицо, обладающее правом подачи претензии, узнало или должно было узнать о соответствующих нарушениях. Данное правило, сформулированное Законом №87-ФЗ, аналогично общей норме, предусмотренной ГК РФ, согласно которой течение срока исковой давности начинается со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права.

Закон «О транспортно-экспедиционной деятельности» не определяет последствия пропуска срока на предъявление претензий экспедитору. Не предусматривает каких-либо последствий в указанном случае ни ГПК РФ, ни АПК РФ. Для судов имеет значение лишь сам факт соблюдения претензионного порядка урегулирования спора, если такой порядок предусмотрен для определенных отношений законом или договором. В случае несоблюдения этого порядка исковое заявление возвращается истцу, который может вновь обратиться в суд после устранения данного нарушения.

Нарушение экспедитором срока рассмотрения претензии и уведомления заявителя о его результатах, установленных в п. 5 ст. 12 Закона №87-ФЗ, имеет важное юридическое значение. Неполучение уведомления в установленный срок является, наряду с отказом в удовлетворении претензии, основанием для предъявления иска.

До принятия Закона «О транспортно-экспедиционной деятельности» в области транспортно-

экспедиционных правоотношений действовал общий срок исковой давности в три года. В настоящее время для всех требований, вытекающих из договора транспортной экспедиции, установлен сокращенный срок исковой давности в один год со дня возникновения права на предъявление иска. Указанное право возникает с момента нарушения прав истца, установленных законом и договором, и получения отказа в удовлетворении претензии (неполучения уведомления в установленный срок), если соблюдение претензионного порядка является обязательным. Правила применения исковой давности и последствия пропуска срока исковой давности определены нормами главы 12 ГК РФ.

Наличие в области транспортно-экспедиционных правоотношений сокращенного срока исковой давности может повлечь невозможность одной стороны получить возмещение с другой. Так, например, в процессе исполнения договора транспортной экспедиции экспедитор заключает договор со стивидором. Затем, в результате нарушения экспедитором (по причине нарушения обязательств клиентом по договору транспортной экспедиции) условий договора о выполнении погрузочно-разгрузочных работ стивидор получает в судебном порядке возмещение с экспедитора по истечении годичного срока. В результате, экспедитор не вправе взыскать убытки с виновной стороны - клиента по договору транспортной экспедиции. Или, наоборот, с клиента, являющегося поставщиком по договору поставки товара, по истечении одного года покупателем взыскиваются убытки. В итоге, клиент-поставщик не может взыскать убытки с виновной стороны - экспедитора (естественно, если убытки произошли в связи с ненадлежащим выполнением экспедитором договора транспортной экспедиции). Однако с точки зрения автора, законодатель исходит из того, что основная масса требований по договору транспортной экспедиции будет связана именно с выполнением договора перевозки груза, где установлен сокращенный срок исковой давности.

В заключение хотелось бы отметить, что в России транспортно-экспедиционная деятельность и законодательство, регулирующее транспортную экспедицию, находятся в процессе развития. Необходимо, чтобы законодательство в области транспортноэкспедиционной деятельности было единой, внутренне непротиворечивой системой, что позволит избежать помех при развитии сферы оказания транспортно-экспедиционных услуг.

Рецензия

Работа представляется актуальной поскольку несмотря на то, что от темпов развития транспортно-экспедиционной деятельности в России, в том числе от степени и качества ее законодательного урегулирования, напрямую зависит степень интеграции нашей страны в мировую экономику, связанные с этим правовые проблемы еще не стали предметом детального теоретического исследования в юридической литературе.

Автор анализирует, из чего исходил законодатель, установив сокращенный срок исковой давности в один год для всех требований, вытекающих из договора транспортной экспедиции, и приходит к выводу, что основная масса требований по договору транспортной экспедиции будет связана именно с выполнением договора перевозки груза, где также установлен сокращенный срок исковой давности.

Данная статья по-новому решает уже подвергавшиеся исследованию проблемы, связанные с необходимостью того, чтобы законодательство в области транспортно-экспедиционной деятельности было внутренне непротиворечивой системой, что позволит избежать помех при развитии сферы оказания транспортно-экспедиционных услуг.

Статья Н.А. Андреевой может быть опубликована в открытой печати, не содержит плагиата. Рекомендуется для публикации в ВАКовском журнале.

Доктор юридических наук,

профессор В. К. Андреев

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.