Научная статья на тему 'ПРЕСТУПНОСТЬ В ЮЖНО-АФРИКАНСКОЙ РЕСПУБЛИКЕ: ОЧЕРК КРИМИНОЛОГИЧЕСКОГО СТРАНОВЕДЕНИЯ'

ПРЕСТУПНОСТЬ В ЮЖНО-АФРИКАНСКОЙ РЕСПУБЛИКЕ: ОЧЕРК КРИМИНОЛОГИЧЕСКОГО СТРАНОВЕДЕНИЯ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
3570
236
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ПРЕСТУПНОСТЬ В ЮАР / ПРАВОВАЯ СИСТЕМА ЮАР / АПАРТЕИД / ПОЛИТИЧЕСКАЯ СИСТЕМА ЮАР / ПРАВОСУДИЕ В ЮАР / ПЕНИТЕНЦИАРНАЯ СИСТЕМА ЮАР

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Иншаков Сергей Михайлович, Казакова Вера Александровна

Введение. Статья посвящена анализу преступности в Южно-Африканской Республике (ЮАР), одной из самых интересных с криминологической точки зрения стран Африки. Преступность в стране обусловлена ее географическим положением, наличием полезных ископаемых, структурой занятости населения, недостатком плодородных земель, противоборством чернокожего, белого и цветного населения, которое сложилось исторически. Статус Британского доминиона обусловил политику апартеида. Методы. Изучение преступности в ЮАР основывается на всестороннем анализе ее географических, исторических, экономических, политических, культурологических и иных характеристик. Страноведение используется как метод получения информации о преступности [3]. Рассматривается статистика преступности и изучаются особенности законодательства страны. Результаты. Прослеживается цепочка исторических событий, которые привели к современному состоянию межрасовой борьбы, и прогнозируется дальнейшее их развитие. Особое значение придается воздействию межрасовых противоречий на состояние, динамику и структуру южно-африканской преступности. Показана прямая связь между апартеидом, ходом борьбы с ним и ее последствиями, при которых апартеид чернокожего населения превратился в угнетение белых. Это явление рассматривается в качестве ведущей криминогенной детерминанты. Своеобразие смешанной правовой системы, включающей опору на законодательство, наличие прецедентного права, а также признание роли обычного права обусловливают современное судоустройство и организацию полиции. Выводы. Отмечается, что одним из важных принципов противодействия преступности в ЮАР является регионализм с ярко выраженным стратификационным подходом к борьбе с преступностью. Установлена закономерность между негативными социальными и политическими процессами и преступностью в ЮАР. Показана зависимость уровня преступности от эффективности государственного регулирования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Иншаков Сергей Михайлович, Казакова Вера Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CRIME IN THE REPUBLIC OF SOUTH AFRICA: ESSAY ON CRIMINOLOGICAL NATIONAL STUDIES

Introduction. The article is devoted to the analysis of crime in the Republic of South Africa, as one of the most interesting countries in Africa from a criminological point of view. The country's crime is due to its geographic location, the availability of mineral resources, the structure of employment, and the lack of fertile land. The confrontation between the black, white and colored population has developed historically. The status of the British dominion led to the policy of apartheid. Methods. The study of crime in the Republic of South Africa is based on a comprehensive analysis of its geographical, historical, economic, political, cultural and other characteristics. National studies is used as a method of obtaining information about crime [3]. The statistics of crime are considered and the peculiarities of the country's legislation are studied. Results. The chain of historical events that led to the current state of interracial strife is traced, and further developments are predicted. Particular importance is attached to the impact of racial di erences on the state, dynamics and structure of South African crime. A direct connection is shown between apartheid, the course of the struggle against it and its consequences, in which apartheid of the black population turned into the oppression of whites. This phenomenon is considered as the leading crime determinant. The modern judiciary and police organization are due to the distinctiveness of a mixed legal system, including reliance on legislation, case law, and the recognition of the role of customary law. Conclusions. The article notes that one of the important principles of combating crime in the Republic of South Africa is regionalism with a pronounced strati cation approach to combating crime. A pattern has been established between negative social and political processes and crime in the Republic of South Africa. The dependence of the crime rate on the e ectiveness of state regulation is shown.

Текст научной работы на тему «ПРЕСТУПНОСТЬ В ЮЖНО-АФРИКАНСКОЙ РЕСПУБЛИКЕ: ОЧЕРК КРИМИНОЛОГИЧЕСКОГО СТРАНОВЕДЕНИЯ»

МЕЖДУНАРОДНОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО _И ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ

УДК 343.97 С. М. Иншаков,

В. А. Казакова

ФГБОУ ВО МГЛУ

Преступность в Южно-Африканской Республике: очерк криминологического страноведения

АННОТАЦИЯ. Введение. Статья посвящена анализу преступности в Южно-Африканской Республике (ЮАР), одной из самых интересных с криминологической точки зрения стран Африки. Преступность в стране обусловлена ее географическим положением, наличием полезных ископаемых, структурой занятости населения, недостатком плодородных земель, противоборством чернокожего, белого и цветного населения, которое сложилось исторически. Статус Британского доминиона обусловил политику апартеида.

Методы. Изучение преступности в ЮАР основывается на всестороннем анализе ее географических, исторических, экономических, политических, культурологических и иных характеристик. Страноведение используется как метод получения информации о преступности [3]. Рассматривается статистика преступности и изучаются особенности законодательства страны.

Результаты. Прослеживается цепочка исторических событий, которые привели к современному состоянию межрасовой борьбы, и прогнозируется дальнейшее их развитие. Особое значение придается воздействию межрасовых противоречий на состояние, динамику и структуру южно-африканской преступности. Показана прямая связь между апартеидом, ходом борьбы с ним и ее последствиями, при которых апартеид чернокожего населения превратился в угнетение белых. Это явление рассматривается в качестве ведущей криминогенной детерминанты.

Своеобразие смешанной правовой системы, включающей опору на законодательство, наличие прецедентного права, а также признание роли обычного права обусловливают современное судоустройство и организацию полиции.

Выводы. Отмечается, что одним из важных принципов противодействия преступности в ЮАР является регионализм с ярко выраженным стратификационным подходом к борьбе с преступностью. Установлена закономерность между негативными социальными и политическими процессами и преступностью в ЮАР. Показана зависимость уровня преступности от эффективности государственного регулирования.

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: преступность в ЮАР, правовая система ЮАР, апартеид, политическая система ЮАР, правосудие в ЮАР, пенитенциарная система ЮАР.

ДЛЯ ЦИТИРОВАНИЯ: Иншаков С. М., Казакова В. А. Преступность в ЮАР: очерк криминологического страноведения // Научный портал МВД России. 2021. № 3 (55). С. 121-133.

S. M. Inshakov,

V. A. Kazakova

MSLU

Crime in the Republic of South Africa: essay on criminological national studies

ABSTRACT. Introduction. The article is devoted to the analysis of crime in the Republic of South Africa, as one of the most interesting countries in Africa from a criminological point of view. The country's crime is due to its geographic location, the availability of mineral resources, the structure of employment, and the lack of fertile land. The confrontation between the black, white and colored population has developed historically. The status of the British dominion led to the policy of apartheid.

Methods. The study of crime in the Republic of South Africa is based on a comprehensive analysis of its geographical, historical, economic, political, cultural and other characteristics. National studies is used as a method of obtaining information about crime [3]. The statistics of crime are considered and the peculiarities of the country's legislation are studied.

Results. The chain of historical events that led to the current state of interracial strife is traced, and further developments are predicted. Particular importance is attached to the impact of racial differences on the state, dynamics

and structure of South African crime. A direct connection is shown between apartheid, the course of the struggle against it and its consequences, in which apartheid of the black population turned into the oppression of whites. This phenomenon is considered as the leading crime determinant.

The modern judiciary and police organization are due to the distinctiveness of a mixed legal system, including reliance on legislation, case law, and the recognition of the role of customary law.

Conclusions. The article notes that one of the important principles of combating crime in the Republic of South Africa is regionalism with a pronounced stratification approach to combating crime. A pattern has been established between negative social and political processes and crime in the Republic of South Africa. The dependence of the crime rate on the effectiveness of state regulation is shown.

KEYWORDS: Crime in the Republic of South Africa, legal system of the Republic of South Africa, apartheid; the political system of the Republic of South Africa, justice in the Republic of South Africa, penitentiary system of the Republic of South Africa.

FOR CITATION: Inshakov S. M., Kazakova V. A. Crime in the Republic of South Africa: essay on criminological national studies // Scientific Portal of the Ministry of Internal Affairs of Russia. 2021. № 3 (55). P. 121-133 (in Russ.).

Голландским переселенцам, когда они впервые высадились на побережье Южной Африки, показалось, что они нашли рай на земле. Сказочно звучат географические названия - Трансвааль, Оранжевая Река, Мыс Доброй Надежды. Однако в современных средствах массовой информации закрепился совсем другой мэм: «ЮАР - рукотворный ад».

Социальная обстановка в этой стране очень непростая. В XXI в. президенты ЮАР не раз называли преступность главным врагом страны. В то же время один из них (Джейкоб Зума) сам обвинялся в коррупции и изнасиловании.

Преступность в этой стране - интересный объект изучения. Межрасовые противоречия можно уверенно отнести к основной криминогенной доминанте. Непримиримый конфликт культур оставляет мало шансов на социальную гармонию.

Общие сведения о стране

Южно-африканская преступность несет на себе ярко выраженную печать исторических, социально-демографических, географических условий жизни и культурологических детерминантов, которые оказываются во многом более значимыми, чем экономические. Хотя, несомненно, социально-политические и экономические детерминанты и в Африке доминируют.

Южно-Африканская Республика занимает южную часть Африканского континента. Граничит на северо-западе с Намибией, на севере - с Ботсваной и Зимбабве, на северо-востоке - с Мозамбиком и Свазилендом; территорией ЮАР полностью окружено Королевство Лесото. Эти страны являются главными поставщиками мигрантов в ЮАР - одного из самых криминальных контингентов. Факт того, что миграционные потоки в ЮАР при достаточно неблагоприятных показателях социальной жизни в этой стране столь

велики, свидетельствует о еще большей катастрофичности у соседей.

На западе ЮАР омывается водами Атлантического, на юге и востоке - Индийского океанов. Такое географическое положение при грамотной организации внешней торговли и внешнеэкономических связей было бы достаточно для обеспечения национального богатства, и ЮАР могла бы оказаться среди мировых лидеров. А то, что страна уверенно погружается в нищету, - свидетельство разрушительной социальной дезорганизации.

Площадь страны - свыше 1 219 912 км2 (половина Красноярского края) с численностью населения свыше 57 млн человек (четыре с половиной Москвы). Плотность населения (41 чел./км2) в ЮАР не столь уж высока - почти в пять раз меньше, чем в Московской области. Но с учетом значительных территорий, не пригодных для ведения хозяйства, оценка этих показателей меняется. Участок земли под строительство дома в пригороде Кейптауна стоит несколько сот тысяч долларов, фермерский участок - несколько миллионов долларов. Все это делает их недоступными даже для тех, у кого состояние выше среднего. А в условиях зашкаливающей безработицы и нищеты - это объекты, формирующие ненависть и агрессивность к собственникам. Нехитрый механизм детерминации насилия и корыстных преступлений: отсюда и убийства фермеров, и нападения на дома состоятельных южноафриканцев.

Рационального использования земельных ресурсов в условиях межрасовых противоречий, как правило, не получается. В результате - бедность, безработица, социальные дисфункции.

Средний возраст жителей ЮАР - 27 лет. Весьма криминогенный возраст. Молодые люди склонны к протестам и, к сожалению, менее расположены к рациональным поступкам и разумной

организации жизни, что и находит отражение в высоком уровне преступности и низкой степени социальной гармонии. Не случайно средняя продолжительность жизни в ЮАР - одна из самых низких в мире (до 50 лет).

Краткие исторические сведения

Межэтнические противоречия наблюдались на территории ЮАР еще в 1652 г., когда буры (в голландской транскрипции - деревенщина) стали осваивать земли Южной Африки, на которых проживали два африканских народа - готтентоты и бушмены. Первоначально древнее население занималось собирательством (племена бушменов, чья история насчитывает как минимум 25 тыс. лет) и скотоводством (племена готтентотов). Определенное влияние на развитие древней территории ЮАР оказали морские экспедиции финикийцев (предков современных евреев, сирийцев и ливанцев), которые приставали к берегу, обрабатывали землю, дожидались жатвы, собирали урожай и двигались дальше. С севера земли современной Южной Африки подверглись нашествию агрессивных племен банту, которые научились выплавлять металл и делать из него оружие. Двигаясь из Центральной Африки, они завоевали почти половину континента. Буры теснили аборигенов с юга, банту - с севера. Готтентоты и бушмены были вынуждены оставить земли Южной Африки и скрыться в пустыне Калахари. Среди иноземных захватчиков более сильными оказались буры, имеющие еще более усовершенствованное оружие. Буры считают ЮАР своей родиной. Они не только не обращали африканцев в рабство (рабами у них были невольники из Индии), но и брали в жены представительниц аборигенов.

Колонизировать Южную Африку пытались англичане, чему буры активно препятствовали. При этом зулусы (одно из племен банту) воевали на стороне англичан. Чернокожие сначала содействовали колонизации Африки, а потом обвинили в этом буров и стали их убивать.

Начало письменной истории ЮАР относят к середине XVII в., когда голландцами на территории нынешнего Кейптауна было основано поселение, названное Мысом Доброй Надежды. Впоследствии благодаря своему географическому положению оно стало важнейшим стратегическим объектом региона. Туда стали прибывать колонисты из Нидерландов, а также французы и немцы.

Белые переселенцы в XVIII в. в борьбе за при-

годные для сельского хозяйства земли африканцев развязали серию столкновений, названных впоследствии Капскими пограничными войнами. Белые колонисты, а также привезенные из Индонезии и Мадагаскара рабы и местные жители ассимилировались и составили половину населения Западно-Капской провинции. В результате ряда войн конца XVIII - начала XIX в. над территорией ЮАР установилась власть Великобритании, которая запретила рабство у себя, а позднее и в колониях. На протяжении XIX в. между колонистами и местным населением происходили войны, подогреваемые в том числе открытием богатых месторождений алмазов и золота.

В настоящее время в состав населения входит пять расовых групп, в том числе: 79,4 % -темнокожие африканцы; 9,2 % - белые. В ЮАР сложилась оригинальная этническая группа - африканеры (белые потомки голландских, немецких и французских колонистов, сформировавших свой язык - африкаанс). Несмотря на то что в стране 11 официальных языков, чаще всего употребляется английский и африкаанс. Все белое население ЮАР состоит из африканеров и англо-африканцев. Причем первые считают ЮАР своей родиной и в отличие от английских переселенцев не настроены на эмиграцию. У этой социальной группы имеются определенные перспективы в плане обустройства жизни в ЮАР, хотя прогнозировать очень трудно.

В 1910 г. был образован Южно-Африканский Союз (ЮАС), ставший доминионом Британской империи. В 1914 г. он принял участие в Первой мировой войне. В 1961 г. страна обрела независимость, выйдя из Содружества наций.

Противостояние между темнокожим населением и белым обострилось после Второй мировой войны и нашло свое выражение в апартеиде - официальной политике расовой сегрегации, проводившейся в стране. И если сначала перегиб был в пользу белых, то в 1994 г. маятник качнулся в другую сторону. Самый известный борец за свободу Нельсон Мандела в 1994 г. стал первым чернокожим президентом ЮАР, пришедшим к власти без государственного переворота [10]. Победу на выборах одержал Африканский национальный конгресс, который до сих пор является влиятельной правящей партией. Достаточно значимое противостояние оказывает ей оппозиционная партия Демократический альянс, представляющая интересы белого и цветного населения. В 2019 г. Демократический альянс набрал

около 20 % голосов избирателей, в то время как правящий Африканский национальный конгресс

- свыше 57 %.

Политическая система

В ХХ в. ЮАР достигла высокого уровня цивилизации. Именно там была впервые проведена операция по пересадке сердца. Это

- первое государство, имевшее ядерное оружие, но добровольно отказавшееся от него. Современная политическая наука оперирует таким показателем под названием «качество функционирования государства» (КФГ), который исчисляется на основе различных составляющих, таких как экономическое развитие, распространение коррупции, реализация принципа верховенства права, наличие политических прав и гражданских свобод. По одному из таких рейтингов за 2009 г. ЮАР оказалась на достаточно высоком месте с баллом - 0, 2821 [6, с. 90-92]. По Индексу демократии Economist Intelligence Unit за 2013 г. ЮАР была отнесена к несовершенным демократиям и занимала 29 место (7,9 балла), от попадания в категорию полноценных демократий ее отделяли всего четыре позиции. В 2019 г. ЮАР опустилась до 40 места с 7,24 балла и попала в статус государств с несовершенной демократией2. Эта негативная динамика - следствие двух фундаментальных факторов: коррупции и отрицательного расизма, которые приводят к управлению страной лиц, не пригодных к такой деятельности.

Отмена апартеида породила массовую миграцию в ЮАР чернокожего населения из других стран (Нигерии, Зимбабве, Анголы, Мозамбика), что усилило нищету и безработицу, детерминировало нападения на более обеспеченное белое население, а также спровоцировало борьбу между местным населением и нелегальными мигрантами. По официальным данным, жертвами бандитов стали свыше 5 тыс. фермеров и членов их семей (с учетом латентности - более 40 тыс.). Отток белого населения из ЮАР - серьезный фактор ее декультурализации. Большинство из покинувших срану были специалистами в различных областях, замены которым им найти, как правило, не удается. Если к началу

90-х годов ХХ в. ЮАР считалась страной первого мира, то под управлением Манделы и его преемников превратилась в страну даже не третьего, а четвертого мира3.

Борьба с апартеидом в значительной степени повлияла на криминологическую обстановку в ЮАР. Коренное население получило доступ к государственным должностям и занятию бизнесом. В результате отмены международных санкций в страну пришли иностранные инвестиции. Это государство считается страной с развитой экономикой, входит в G20. Однако Всемирный Банк в 2018 г. назвал ЮАР самим социально неравным обществом в мире. По данным за 2015 г., 10 % населения принадлежат 70 % национального богатства, а 60 % бедных - 7 %4. При этом официально в стране проводится политика поддержки чернокожего и цветного населения за счет преимуществ при поступлении в вузы, приеме на работу, распределении тендеров и т. д. По свидетельству журналистов5, в ЮАР происходит геноцид белого населения6.

Политические мотивы нередко оказываются основой мотивационной сферы лиц, совершающих насильственные преступления. Расовая ненависть породила преступления, основанные на социальных противоречиях, высоком уровне экономического неравенства. Вполне тривиальные цели и мотивы насильственных преступлений вуалируются идеей борьбы за справедливость.

Правящая партия Африканский национальный Конгресс предложила отобрать землю у белых фермеров и передать ее местному населению, а также национализировать белый монополистический капитал. Попытки подготовить почву для национализации Резервного банка Центральной Африки повлекли антипрезидентские выступления и грозили социальным взрывом. Все это усилило социальную напряженность и породило протесты и опасность гражданской войны. Новый президент страны Сирил Рамафо-са, занявший свой пост в 2018 г., заблокировал

1 Наибольшие баллы отданы Дании (2,149), Финляндии (2,076), Новой Зеландии (2,052), Сингапуру (2,045), наименьшие - Сомали (-2,354).

2 Индекс демократии - это индекс, составленный британской компанией «Economist Intelligence Unit (EIU)». Он оценивает состояние демократии в 167 странах, из которых 166 являются суверенными государствами, а 164 - государствами - членами. URL : www.eiu.com/topic/democracy-index

3 См.: Андрюхин В. Геноцид белого населения ЮАР. 2016. URL : www.posprikaz.ru/2014/08/beloe-naselenie-yuar-podvergaetsya-nastoyashhemu-genocidu/

4 См.: Гарбар Р. Богатые становятся богаче, а бедные - беднее // День. 2019. 25 сент. URL : http://day.kyiv.ua/ru/ article/ekonomika/bogatye-stanovyatsya-bogache-bednye-bednee

5 См.: Южно-Африканская республика. Внешние и внутренние угрозы безопасности государства. URL : http://www. hyno.ru/tom4/2085.html

6 См.: Асламова Д. «Убить бура»: как черные расисты уничтожают белых в Южной Африке // Комсомольская правда. 2018. 17 сент. URL : https://www.kp.ru/daily/26882.7/3925629/

процесс подготовки национализации ЦБ и заявил, что, как и у его предшественников, борьба с преступностью является одним из главных при-оритетов7.

Состояние и характер преступности

В рейтинге стран с самым высоким уровнем преступности, по версии Numbeo8 на 2020-й г., Южная Африка занимает третье место с показателем 77,29 (максимальный индекс - 100)9 [6]. Наиболее криминальными являются города Йоханнесбург, Кейптаун, Дурбан, Претория.

В значительной мере преступность в ЮАР носит экстремальный характер: это и многократный рост числа преступлений, и изменение образа жизни людей под влиянием преступности (почти военное положение), и характер преступности. Приведем рассказ одного из белых фермеров, у которого по соседству темнокожие убили фермерскую семью: «Они ворвались в дом, застрелили мужа на глазах у жены и детей. Потом связали ребенка проволокой и сварили его заживо в кипящей воде»10.

После прихода к власти чернокожих руководителей эффективность работы полиции резко снизилась. Причин здесь несколько: уход профессионалов, отрицательный расизм (это когда чернокожим многое прощается и они обретают приоритет перед белыми), соответствующие политические установки, ну и, конечно, коррупция. В таких условиях много преступлений остается не только без регистрации, но и без реагирования. Социум белых южноафриканцев претерпел серьезную трансформацию: часть белых были убиты, почти половина выехали из страны. А вот оставшиеся (около 3 млн человек) включили механизмы антикриминальной самоорганизации. Учитывая, что даже в противоборстве с английскими правительственными войсками буры вышли победителями, шансы на успех у них есть. Исследование этих механизмов несомненно, пополнит контркриминальное достояние человечества.

Регионализм как принцип противодействия преступности реализуется во многих странах.

7 В ЮАР годовая статистика по убийствам побила все рекорды (1 августа 2020 г.). URL : https://rossaprimavera.ru/ news/4de35b84

8 Crime Index by Country 2020 Mid-Year. URL : https://www. numbeo.com/crime/rankings_by_country.jsp)

9 См.: Соколов М. 12 стран с самым высоким уровнем преступности - рейтинг 2020. 24 октября 2020. URL : www. spasibovsem-ru.turbopages.org/spasibovsem.ru/s/ratings/ interesnoe/12-stran-s-samym-vysokim-urovnem-prestupnosti-rejting-2020/

10 Белый крест Африки. Специальный репортаж А. Рогат-

кина. URL : www.vesti.ru/video/1907503

Значимость этого принципа, возможно, нам только предстоит оценить по достоинству - многие прогнозируют вступление человечества в эпоху хаоса. А вот в ЮАР его уже успешно реализуют на практике. Эта страна по праву может считаться лабораторией исследования стратификационного подхода к борьбе с преступностью.

Регионализм был изначальным принципом наведения порядка в этой стране. Вначале белые делали укрепления вокруг своих поселений и обеспечивали там порядок. По мере усиления их мощи регионы порядка занимали все большую и большую долю территории. В средине прошлого века чернокожему населению доступ в кварталы проживания белых был запрещен. Для чернокожих создавались резервации (так называемые бантустаны).

Структурирование социальной жизни детерминировало специфику правовой системы. В бантустанах порядок регулировался обычаями племен. Без необходимости белые не вмешивались в их жизнь. Самоорганизация, которая включала и криминальные элементы культуры, в этих поселениях была главным фактором устанавливавшегося в бантустанах порядка. Необходимая оборона здесь оказывалась главным инструментом защиты человека и борьбы с преступлениями. Рамки ее были практически безграничны. Лишь резонансные преступления влекли вмешательство полиции, и преступник попадал в жернова государственной судебной системы.

Правовая защита чернокожих, конечно, имела место, но многие преступления в отношении этих социальных групп оставались без регистрации и должного реагирования (например, изнасилование недевственницы преступлением не считалось).

Такой подход обеспечивал порядок, который вполне устраивал белых. Уровень зарегистрированной преступности был достаточно низок.

90-е годы прошлого века все перевернули в этой стране. Жизнь белых превратилась в ад. При этом построить черный рай тоже не получилось. Практически оба ада (черный и белый) сомкнулись. Виктимность белого населения возросла многократно. Особенно уязвимыми оказались белые фермеры. Многие из них были убиты. Да и сегодня их убивают регулярно. Чернокожие политики требуют безвозмездной конфискации их земель. Фермы, захваченные чернокожими, оказались слишком сложны для

них. Производство сельхозпродуктов резко упало. Дома и офисные помещения в городах тоже захватывались чернокожими. В них устанавливалось царство хаоса, насилия, наркотиков и нечистот (обслуживание канализации и мусоропроводов оказалось для новых хозяев жизни непосильной задачей, в этих целях нередко использовались лифтовые шахты).

Преступность переструктурировалась. Районы проживания белых опять стали напоминать укрепленные поселения, куда чернокожим попасть практически невозможно. А вот все остальные районы стали представлять для белых опасность даже при передвижении на автомобилях. Интересно, что в соответствии с законодательством ЮАР после 18 ч водителям разрешается не останавливаться перед светофорами с красным светом - это чревато неблагоприятными последствиями. Это правило имеет реальные основания. Поджог автомобилей с грузами - один из прибыльных видов бизнеса на трассах Южной Африки. Ежегодно десятки грузовиков подвергаются нападениям, в ходе которых происходят не только хищения товаров, сожжение автомобилей, но и убийства водителей. Аналогичные разбои наблюдаются на железнодорожном транспорте. Несмотря на огромные убытки Пассажирского железнодорожного агентства Южной Африки Prasa в результате сожжения сотен вагонов за 2015-2018 г., лишь один подозреваемый был арестован, что говорит о бессилии полиции в борьбе с бандитизмом в стране11.

Несмотря на то что за последние 25 лет уровень зарегистрированных убийств снизился почти в два раза, достигнув 36,4 на 100 тыс. жителей, ЮАР входит в первую десятку лидеров по числу убийств. Наиболее низкие показатели были зарегистрированы в 2011-2013 гг. (около 30 на 100 тыс.). Повсеместно распространено огнестрельное оружие, активно используемое бандами. В 1990-1992 гг. в день выдавалось более 500 лицензий на ношение огнестрельного оружия. В результате было зарегистрировано 4 млн единиц оружия. Такие вооруженные банды, как Americans, Mongrels, Playboys, Naughty Boys, Hard Livings, Junkie Funkies and Corner Boys, периодически находятся в состоянии войны друг с другом в борьбе за контроль над территориями. В каждой - свыше 5 тыс. непо-

средственных членов. Особенно это актуально в Кейптауне, который входит в первую пятерку городов мира по количеству убийств, совершенных бандами. Бандитизм стал частью субкультуры Южной Африки12 [11, с. 29-48; 16]. Уровень насильственных смертей в городе достигает 100 человек на 100 тыс. населения в год, что втрое выше, чем в среднем по ЮАР (33 на 100 тыс.), и в 16 раз выше среднемирового уровня (6 на 100 тыс.)13.

Сегодня ЮАР нередко называют страной изнасилований. Даже зарегистрированное их число огромно. Особенно в отношении малолетних. Но многократно больше латентная часть преступности. Эффективность функционирования правоохранительных органов невелика. Ситуацию усугубляет жуткий предрассудок: изнасилование девственницы избавляет от заболевания СПИДом. Сегодня ЮАР на первом месте в Африке и на третьем в мире по уровню заражения населения ВИЧ-инфекцией (каждый седьмой-восьмой человек). А поскольку уровень заболеваемости синдромом иммунодефицита в этой стране очень высок, уровень изнасилований - тоже. Для девочек и женщин, родившихся и живущих в ЮАР, вероятность стать жертвой изнасилования выше, чем вероятность научиться читать14.

В пригородах дома состоятельных граждан ЮАР (в том числе и чернокожих) обнесены высокими заборами, оснащенными проводами с электрическим током. Если сзади следует машина, африканеры не заезжают на свой участок, боятся, что грабители ворвутся в дом вместе с ними. Они делают лишний круг. Почти все дома белых оборудованы сигнализацией с целой системой датчиков (и сенсорных, и оптических). В случае включения сигнализации приезжает бригада частной охранной компании. Договоры с такими фирмами - элемент нормального образа жизни в ЮАР [12].

Интересным аспектом исследования преступности в ЮАР является амбивалентность оружия в механизме криминальной детерминации. Оружие традиционно является средством самообороны буров. Сегодня практически все

11 См.: Преступность в Южной Африке. URL ru.qaz.wiki/wiki/Crime_in_South_Africa

https://

12 См.: Банды в ЮАР. URL: www.bigpicture-ru.turbopages. org/bigpicture.ru/s/?pcgi=p%3D209945

13 См.: Зияканов Д. «Мы были людьми второго сорта, теперь - третьего». URL : https://lenta.ru/articles/2019/11/11/ capetown/

14 См.: Гостев А. Первые по изнасилованиям. URL : https://lenta.ru/articles/2019/11/11/capetown/

белые вооружены (чернокожие - в значительной мере тоже). В этой стране обладателям лицензии разрешено ношение короткостволов (пистолетов и револьверов), а сотрудникам охранных фирм - автоматического оружия (в Южной Африке популярен автомат Калашникова). Винтовка, карабин, пистолет у южно-африканских фермеров обрели статус необходимого орудия труда. И вначале мы полагали, что чем выше уровень вооруженности человека и его охранников, тем ниже его виктимность. Исследования высветили несколько иную картину. Социальная дифференциация, вероятно, единственный выход из черно-белого клинча. Вершиной регионализма в борьбе с преступностью является создание двух поселков для белых: Клейнфонтейна и Орании. Вход в эти поселки чернокожим практически исключен. Преступность белых стремится к нулю. Это своего рода бантустаны для белых. Культура сделала виток - буры вернулись к тому образу жизни, который вели первые поселенцы. Возможно, у таких поселений есть будущее. По крайней мере, с точки зрения борьбы с преступностью здесь все почти безупречно. В обеспечении общества без преступности (Орания, Клейнфонтейн) вооруженность белых граждан этих квазиреспублик играет ключевую роль. Так, для профилактики преступлений создаются вооруженные объединения фермеров (отдаленно напоминающее народную дружину), способные оперативно реагировать на криминальные угрозы. В регионах тотальной криминализации появление вооруженного белого человека только повысит его виктимность. Безопасность в этих регионах можно купить, а вот попытка самостоятельно ее обеспечить может лишь спровоцировать тотальную агрессию криминальных аборигенов. Судебная практика по делам о необходимой обороне далека от принципов рационализма и справедливости. За убийство ворвавшегося в дом чернокожего грабителя уголовная ответственность гарантирована. Полицейские дают потенциальным жертвам такой совет - при убийстве в своем доме безоружного грабителя вложить ему в руки пистолет или револьвер, иначе ждет лишение свободы на длительный срок.

Одним из факторов роста преступности в ЮАР называют плохую работу полиции, а также ее коррумпированность. Расчет индекса восприятия коррупции (Corruption Perception Index)

проводится в Южной Африке с 1995 г. Он свидетельствует об ухудшении в стране ситуации с коррупцией, которая при этом оказывает определенное влияние на политику [8].

В стране также процветает «беловоротнич-ковая преступность», в частности совершаются мошенничества и другие экономические преступления. Пока нельзя назвать ЮАР «передовой» в сфере киберпреступности, но вероятно, это угрозы недалекого будущего, потому что она имеет самый высокий среди стран континента уровень пользователей Интернета [13, с. 5566]. Кроме того, далеко не все страны Африки приняли законодательные акты о кибербезопас-ности.

Covid-19 спровоцировал махинации со средствами государственного казначейства, выделенными на борьбу с пандемией15. Введенный в апреле 2020 г. сухой закон, обусловленный коро-навирусом, вызвал погромы, всплеск разбойных нападений и грабежей магазинов, торгующих алкоголем16.

ЮАР - страна, богатая полезными ископаемыми. В ее недрах находится свыше 80 % мировых запасов платины,75 % хрома, половина марганцевых руд, значительные запасы урана, золота, алмазов, титана, угля, есть нефть и природный газ. Полезные ископаемые в африканских странах - это не просто национальное богатство (а в некоторых ракурсах и вообще не является богатством нации). Это в первую очередь один из самых значимых коррупциогенных факторов. Продажей полезных ископаемых за рубеж занимается небольшая группа национальной элиты, коррупционные схемы здесь вполне традиционные: занижаются цены при продаже полезных ископаемых, а «откаты» оседают на счетах в зарубежных странах. Кроме того, добыча полезных ископаемых, как правило, выливается в масштабные экологические преступления, наносящие огромный вред окружающей среде. Нередко происходит нелегальная добыча и контрабанда полезных ископаемых.

Незаконный оборот наркотиков - одна из основных прибыльных сфер организованной преступности в ЮАР. В ежегодном докладе о преступности Южноафриканской полицейской

15 См.: Преступность в Южной Африке. URL : https:// wikichi.ru/wiki/Crime_in_South_Africa

16 См.: Крутиков Е. «Сухой закон» оказался для ЮАР страшнее COVID-19 // News Front - Информационное агентство. 2020. 14 апр. URL : www.news-front.info/2020/04/14/ suhoj-zakon-okazalsya-dlya-yuar-strashnee-covid-19/

службы за 2018/19 г. были зафиксированы различные крупные захваты и демонтаж подпольных лабораторий в Гаутенге, Квазулу-Натале и Западном Кейпе. Торговцы кокаином и героином, привозимым из Афганистана, также опираются на коррупционные связи в полиции. Наряду с общеизвестными сильными наркотическими средствами, в ЮАР популярен так называемый ман-дракс, который несложен в изготовлении и может быть представлен в различных формах, в том числе в виде таблеток или порошка для курения. Мандракс производится из антраниловой кислоты, поставляемой из Индии и Китая, действует как релаксант и успокаивающее средство, вызывает быстрое привыкание. Его стоимость не столь высока, как героина, метамфетамина или кокаина, но за счет высокого спроса дает возможность наркоторговцам получать большие прибыли17. Несмотря на достаточно жесткие уголовно-правовые нормы18 [8, с. 28-34], 18 сентября 2018 г. в ЮАР разрешили личное потребление и владение марихуаной совершеннолетним жителям страны, что, как показывает опыт Нидерландов, усугубляет сложности в борьбе как с наркоманийной преступностью, так и с другими ее видами. Декриминализация употребления легких наркотиков - показатель сразу двух обстоятельств: процесс наркопотребления набирает огромные обороты, а вот способность противостоять этому близка к минимуму.

В крупных городах стихийно образовались районы тотальной криминализации: преступность там превратилась в социальную доминанту (насилие, криминальный бизнес, наркотики). К числу таких зон тотальной криминализации относится, например, район Александра в Йоханнесбурге. Полиция не в состоянии навести там порядок. Сказывается нехватка техники и оборудования. Только в 2020 г. в Гаутенге почти четверть полицейских автомобилей вышла из строя19. Бедность и коррупция превратили по-

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

17 См.: Chelin R. Drug trafficking. The white pipe keeps burning. URL : www.enactafrica.org/enact-observer/the-white-pipe-keeps-burning

18 В ЮАР даже за недонесение о подозрительном поведении в отношении незаконных операций с наркотиками, может быть назначено наказание в виде штрафа в размере R30.000, или лишение свободы на срок до 15 лет или оба наказания сразу (если это совершено впервые). При повторном и последующем совершении преступления размер штрафа увеличивался до R50.000, а срок лишения свободы — до 25 лет. Кроме того, в арсенале правоохранительных органов есть конфискация движимого и недвижимого имущества.

19 Преступность в Южной Африке. Сайт Википедия. URL :

https://ru.qaz.wiki/wiki/Crime_in_South_Africa

лицию ЮАР в элемент криминальной субкультуры. В то же время представители негритянского организованного криминалитета готовы оказать платную услугу - обеспечение безопасности в ходе экскурсии по Александре. Безопасность в Александре имеет вполне конкретную цену -2 тыс. долларов за один час.

Уникальность ЮАР как интересной криминологической площадки в том, что мы можем в режиме реального времени отслеживать две противоположные тенденции: тотальную криминализацию (Александра) и общество без преступности (Орания). Какие тенденции будут определять политический фон в стране, каковы детерминанты этого процесса - вопросы криминологических исследований.

Криминологи Кейптауна отмечают кризис системы противодействия преступности, высокий рецидив, неэффективность наказаний, необходимость сделать акцент на восстановительном правосудии, искоренении причин и условий преступности в ЮАР [15].

Неспособность официальных правоохранительных структур справиться с преступностью в стране спровоцировала создание параллельных формирований. Одной из самых одиозных стала организация «Народ против гангстеризма и наркотиков» (ПАТАД), членами которой являются радикально настроенные мусульмане. Основные методы их борьбы - самосуд и теракты с целью осуществления воздействия на следствие и суд. В результате эта организация, проявив себя как преступная, также стала орудием противодействия правоохранительным органам20 [3, с. 142-146].

Правовая система

Эффективность противодействия преступности во многом определяется состоянием правовой системы страны. Сегодня характеристика правового режима дает возможность лишь условно отнести его к определенному типу, так как «в западном цивилизационном пространстве прецедентная система обогащается законами и кодифицируется, а континентальная семья обрастает прецедентами и страдает от инфляции законов» [7, с. 92]. Оба этих типа принадлежат к современной вестернизированной правовой семье, или к «западному праву». К «восточному пра-

20 См.: Южно-Африканская Республика. Внешние и внутренние угрозы безопасности государства // Политический атлас современности. URL : http://www.hyno.ru/tom4/2085. html

ву» причисляют религиозные и клановые правовые системы.

На современной правовой системе ЮАР, характеризующейся смешанной юрисдикцией и относимой к гибридному праву, отразились процессы колонизации и сегрегации, черты эгалитарного и интегрированного общества, романо-голландское право и английское общее право, а также обычное племенное право: «Ее нельзя отнести ни к сугубо континентально-правовому сообществу, ни к семье общего права, так как она, находясь в пограничном состоянии, представляет собой правовую систему sui generis как семья двойных наций, анклав романо-германского права в англосаксонском правовом пространстве» [7, с. 95].

В ЮАР имеется множество некодифици-рованных законодательных актов и процветает судейское правотворчество, при этом уголовное законодательство имеет континентальную основу, а конституционное право оформлялось на основе смешения континентального (в частности, немецкого) и общего английского права. Это подтверждает Конституция ЮАР, принятая в 1996 г., после окончания апартеида, которая в ст. 1 провозглашает приверженность следующим принципам:

«а) человеческого достоинства, достижения равенства и продвижения прав человека и свобод;

б) отсутствия расизма и дискриминации по половому признаку;

в) верховенства Конституции и права;

г) общего права голоса взрослых, национальных общих избирательных списков, регулярных выборов и многопартийной системы, демократического правительства для обеспечения ответственности, оперативности и открытости».21

В стране широкая сеть судов: Конституционный Суд, Верховный Апелляционный Суд, Высокие Суды, Суды Магистрата, иные суды, полномочия которых находятся в строгой иерархии, определяемой Конституцией. Конституция также содержит положение о том, что при назначении судебных служащих следует принимать во внимание их соответствие расовому и гендерному составу ЮАР (ст. 174 Конституции). Независимость судей защищается определенными конституционными гарантиями их неприкосновенности.

Статья 181 Конституции содержит перечень самостоятельных государственных институтов, поддерживающих конституционную демократию в Республике. К ним относятся Прокурор, Комиссия по правам человека, Комиссия поддержки и защиты прав культурных, религиозных и языковых сообществ, Комиссия по вопросам гендерного равенства, Генеральный аудитор, Избирательная комиссия. Принципы деятельности, задачи и функции этих органов подробно представлены в тексте Конституции.

Службы безопасности Южной Африки призваны обеспечивать жизнь граждан в равенстве, мире и гармонии. Им запрещено участвовать в вооруженных конфликтах национального или международного масштаба, кроме законодательно предусмотренных ситуаций. Конституция также определяет основные правила формирования и деятельности служб обороны, полиции, вопросы формирования финансовой и избирательной систем.

Штаб-квартира Полицейской службы находится в Претории (официальной столице ЮАР). Структура Отдела по борьбе с преступлениями и их расследованию включает подразделения, отражающие основные сферы противодействия преступности: убийства и грабежи, преступления в сфере обращения алмазов и золота, незаконный оборот наркотиков, взрывчатых веществ, кражи ценных бумаг, кражи транспортных средств, коммерческие преступления.

Основной закон предусматривает институт, статус и роль так называемых традиционных лидеров, которые призваны решать вопросы в соответствии с обычным правом в интересах местного сообщества. Общее право не является отдельной правовой системой, оно не может противоречить законодательству, так как его содержание вытекает из норм Конституции [5, с. 35-47]. В свою очередь обычное право подразделяется на официальное, писанное,закрепляемое в законодательных актах22 и судебных прецедентах, основанных на этих актах, и «живое» право, призванное учитывать интересы коренных африканских народов, особенности их культуры и религии. На нормы последнего ссылается в своих решениях Конституционный Суд.

21 Конституция ЮАР. URL: https://worldconstitutions.ru/ (дата обращения: 11.07.2021).

22 См.: Закон «О признании обычных браков», Закон «О Реформе обычного правопреемства и смежных вопросов», рамочный закон «О традиционных лидерах и управлении», Кодекс законов зулусов и т. п.

Уголовное законодательство ЮАР включает многочисленные законодательные акты, среди которых: о мятежных собраниях (1956), о сексуальных преступлениях (1969), об экстрадиции (1962), об уголовной процедуре (1955 и 1977), о декриминализации (1991), о предупреждении публичного насилия и устрашения (1991), о наркотиках и обороте наркотиков (1992), о коррупции (1992), о предотвращении организованной преступности (1998), о Центре финансовой разведки (2001), о Национальной прокуратуре (1998), о независимом полицейском Следственном управлении (2011), о Фонде управления правосудием (2017), о правосудии в отношении детей (2019) и

т. д.23

В ряде районов ЮАР, населяемых банту, действует Уголовный кодекс для туземных территорий 1886 г. Уголовное право ЮАР в настоящее время предусматривает наказание в форме тюремного заключения (в том числе пожизненного), помещения в учреждение непенитенци-тарной системы, штрафы. Штрафы применяются редко, что связано с нищетой подсудимых. Основным наказанием является лишение свободы вплоть до пожизненного. В ЮАР была одна из самых известных в мире тюрем Робен-Айленд (Тюлений остров), позднее превращенная в музей. С 1961 г. туда стали помещать политических заключенных. В ней содержались первый президент Индии Махатма Ганди и первый чернокожий президент ЮАР Нельсон Мандела. В 2015 г. в Кейптауне проходило совещание Группы экспертов по Минимальным стандартным правилам ООН в отношении обращения с заключенными 1955 г. Тогда Правила были дополнены и переработаны и получили имя Нельсона Манделы24. По сей день это один из самых значимых международных документов в области пенитенциарного права. Правила носят рекомендательный характер. Далеко не все государства их соблюдают.

Места лишения свободы в ЮАР не свободны от коррупции, пыток над заключенными25, перенаселенности, высочайшего уровня заболеваний СПИДом и туберкулезом [1, с. 141-142]. Кризис

23 См.: Правительство Южной Африки. URL : www.gov.za

24 См.: Резолюция Генеральной Ассамблеей ООН от 17 декабря 2015 г. № 70/175. URL : www.undocs.org/ru/A/ RES/70/175

25 ЮАР до сих пор не ратифицировала Конвенцию против пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания, принятую в Нью-

Йорке 10 декабря 1984 г. и вступившую в силу 26 июня 1987 г.

Сборник договоров ООН. URL : www.treaties.un.org

системы правосудия и пенитенциарии отмечают как африканские ученые, так и практикующие участники судопроизводства [14].

В 80-е годы ХХ в. часто применялась смертная казнь через повешение (в основном казненные были чернокожими мужчинами). 6 июня 1995 г. после моратория, действовавшего с февраля 1990 г., это наказание в Южной Африке было отменено26. С 2018 г. в стране активизировались силы, поддерживаемые тремя четвертями населения, призывающие к восстановлению смертной казни.

Еще 20 лет назад профессор сравнительного и международного уголовного права Ноттингем-ского университета Дирк Ван Зил Смит (Великобритания), большое внимание уделявший изучению преступности в ЮАР, анализируя реформы уголовного и пенитенциарного права в этой стране, давал весьма пессимистичные прогнозы о динамике преступности и эффективности правосудия, которые в основном сбылись [2].

Сотрудничество с Российской Федерацией в сфере борьбы с преступностью

В ЮАР достаточно высоко оценивают эффективность российской практики борьбы с преступностью. Первый значимый шаг в сторону взаимодействия правоохранительных органов был сделан в 1998 г., когда между правительствами Российской Федерации и Южно-Африканской Республики было заключено соглашение о сотрудничестве в борьбе с преступностью. К числу основных направлений сотрудничества в этом документе отнесена профилактика: а) насильственных преступлений против жизни; б) коррупции и проявлений организованной преступности; в) незаконного оборота оружия, боеприпасов, взрывчатых и ядовитых веществ, а также радиоактивных материалов; г) незаконного производства и оборота наркотических средств и психотропных веществ, а также веществ, используемых в процессе их изготовления; д) преступлений в сфере экономики, в том числе легализации доходов, полученных от преступной деятельности; е) изготовления и сбыта поддельных денежных знаков, ценных бумаг и документов, касающихся банковских перево-дов27. Однако в соответствии с п. 1 ст. 14 Согла-

26 См.: S v Makwanyane and Another (CCT3/94) [1995] ZACC 3. URL : http://www.saflii.org/za/cases/ZACC/1995/3.html)

27 См.: О подписании Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством ЮжноАфриканской Республики о сотрудничестве в борьбе с преступностью : постановление Правительства Рос. Федерации

шения оно вступает в силу со дня письменного уведомления Сторонами друг друга по дипломатическим каналам о выполнении своих конституционных требований и (или) внутренних процедур. Эта оговорка объясняет, что лишь ровно через 17 лет, 12 марта 2015 г., оно вступило в силу28.

Во время переговоров президентов России и ЮАР в октябре 2019 г. в рамках первого саммита Россия - Африка была достигнута договоренность об обмене сотрудниками правоохранительных органов контркриминальным опытом и сотрудничеством в сфере борьбы с преступностью29.

Выводы

Анализ преступности в ЮАР позволяет сделать ряд выводов:

1. Преступность в этой стране весьма специфична. Южно-африканские реформы 90-х годов прошлого века стали мощнейшим криминогенным импульсом. Отмена системы апартеида, несомненно, имела гуманитарный потенциал. Однако изменение полярности негативных социальных процессов (трансформация черного апартеида в белый, замена позитивного расизма на отрицательный, но, тем не менее, тоже расизм) вряд ли стоит считать удачей реформаторов. Проблематика «реформации и преступности» в ЮАР представлена настолько ярко, что вполне корректно исследование криминальных процессов в этой стране рассматривать как учебный материал для политиков, вынашивающих планы тех или иных социальных реформ.

2. Расистские детерминанты преступности - это усиленный вариант криминогенности межнациональных противоречий. В этом ракурсе изучение соответствующего африканского опыта полезно не только американским политикам из кагорты активистов движения «Блэк лайф мете», но и государственным деятелям.

3. В благополучных странах люди редко задумываются о сущности безопасности, что безопасность - это феномен, который кем-то создается, и что эта безопасность может иметь цену. Старая истина - мы начинаем ценить только то, что теряем, - в ЮАР обретает реальные

от 6 марта 1998 г. № 271 // Собр. законодательства Рос. Федерации. 1998. № 10, ст. 1209. URL : http://docs.cntd.ru/ document/561354811

28 См.: Электронный фонд правовой и научно-технической информации. URL : http://docs.cntd.ru/document/561354811

29 См.: Официальный портал правовой информации. URL : http://www.kremlin.ru/events/president/news/61881

очертания. Безопасность в этой стране стала товаром. Ее можно купить, ее можно продать. Можно и самим ее создавать. Безопасности может быть много, мало. Производители безопасности в таком социуме становятся весьма значимыми фигурами. Перспективы трансформации безопасности в весьма актуальный продукт уже витают в современной политической атмосфере.

4. Социальная реальность ЮАР сформировала две радикальные тенденции в сфере противодействия общества и криминального феномена: тотальную криминализацию и социум без преступности. На региональном уровне в Южной Африке эти тенденции уже реализовались. Вопрос лишь об их масштабировании. ЮАР предоставляет нам уникальную возможность исследовать рельефную фактуру такой социальной практики.

5. Оружие играет значимую роль в обеспечении безопасности южно-африканских фермеров, которые объединяются в отряды быстрого реагирования на криминальные угрозы. Эти отряды весьма эффективно компенсируют дисфункции государства и правоохранительных органов.

6. В регионах тотальной криминализации (Йоханнесбург) оружие не может обеспечить безопасность. Оно, скорее, спровоцирует агрессию криминальных элементов. Безопасность в зонах тотальной криминализации надо покупать. Южно-африканская судебная практика по делам о необходимой обороне в определенной мере подыгрывает криминалу - государство в абсолютном большинстве случаев карает за попытку защититься от преступников с помощью оружия.

7. Переплетение разноуровневой нормативной базы (племени, племенного союза и государства), а также самых причудливых политических традиций и психологических стереотипов обусловливает многие социальные дисфункции в ЮАР. Анализ различных процессов, происходящих в южно-африканском социуме на фоне низкой эффективности государственного регулирования, позволяет дифференцировать роль общества и общественных объединений как самостоятельных субъектов противодействия преступности. Дальнейшее углубленное изучение этой проблематики может стать значимым вектором в развитии криминологической теории.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОМ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Бакулин В. К. Контроль и надзор за пенитенциарными системами стран БРИКС // Вестник экономики, права и социологии. 2016. № 4. С. 141-142.

2. Ван Зил Смит Д. Жесткое правосудие: новый стиль Южной Африки? // Правоведение. 2000. № 3. С. 183190.

3. Воеводский А. Ислам в жизни ЮАР (1994-2007) // Россия и мусульманский мир. 2009. № 7. С. 138-147. URL : https://cyberleninka.ru/article/n/islam-v-zhizni-yu-ar-1994-2007

4. Иншаков С. М. Криминологическое страноведение как направление научного познания преступности // Всероссийский криминологический журнал. 2021. № 2 (15). С. 159-166.

5. Кузнецова С. С. Правовой обычай в концепции верховенства права в Индии и Южно-Африканской Республике (сравнительно-правовое исследование) // Журнал зарубежного законодательства и сравнительного правоведения. 2020. № 5. С. 35-47. DOI : 10.12737/jfl-cl.2020.040/

6. Локшин И. М. Политические режимы и качество функционирования государства: анализ взаимосвязи // Полития. 2011. № 4 (63). С. 90-92.

7. Трикоз Е. Н. Гибридные правовые системы и их место в смешанном правовом семействе // Вестник Университета им. О. Е. Кутафина. 2017. № 4. С. 91-97.

8. Щербаков А. Д. Система уголовно-правовых норм в области противодействия незаконному обороту наркотиков в Южно-Африканской Республике: краткий анализ // Наркоконтроль. 2018. № 4. С. 28-34.

9. Bayart J.-F., Ellis S., Hibou B. The criminalization of the state in Africa. - Oxford : J. Currey (African issues), 1999. -126 p.

10. Ellis S., Sechaba T. Comrades against Apartheid: The ANC and the South African Communist Party in Exile. - Oxford : J. Currey, 1992. - 214 p.

11. Global Gangs: Street Violence Across the World / Ed. By J. Hazen and D. Rodgers. - Minnesota : University Of Minnesota Press, 2014. - 312 р.

12. Graan J. V. Multi-sector cooperation in preventing crime: the case of a South African Neighbourhood Watch as an effective crime prevention model // Police Practice and Research. 2016. Vol. 17. № 2. P. 136-148.

13. Kapuwa B. P. Globalization of security... a focus on rival powers in Africa // Journal of Globalization Studies. 2012. Vol. 3. № 1. Р. 55-66.

14. Marqua-Harries L., Stewart G., Padayachee V. Towards transforming a system. Re-thinking incarceration for youth (and beyond) // SA Crime Quarterly. 2019. № 68. P. 3340. DOI : 10.17159/2413-3108/2019/v0n68a5632.

15. Moult K. Editorial: The state of the nation's crime // South African Crime Quarterly. 2019. № 68. P. 3-5. DOI : 10.17159/2413-3108/2019/v0n68a6520.

16. Van der Linde D. The criminalisation of gang activity in South Africa: reassessing the rationale // SA crime q. (South African Crime Quarterly). 2020. № 69. P. 35-44. DOI : 10.17159/2413-3108/2020/vn69a6464.

REFERENCES

1. Bakulin V. K. Vestnik ehkonomiki, prava i sotsiologii

(Bulletin of Economics, Law and Sociology), 2016, No. 4, pp. 141-142.

2. Van Zil Smit D. Pravovedenie (Jurisprudence), 2000, No. 3, pp. 183-190.

2. Voevodskij А. Rossiya i musul'manskij mir (Russia and

the Muslim world), 2009, No. 7, рр. 138-147, available at: htt-ps://cyberleninka.ru/article/n/islam-v-zhizni-yuar-1994-2007

3. Inshakov S. M. Vserossijskij kriminologicheskij zhur-nal (All-Russian criminological journal), 2021, No. 2 (15), рр. 159-166.

4. Kuznetsova S. S. ZHurnal zarubezhnogo zakonodatel'stva i sravnitel'nogo pravovedeniya (Journal of Foreign Law and Comparative Law), 2020, No. 5, рр. 35-47, DOI: 10.12737/jflcl.2020.040/

5. Lokshin I. M. Politiya (Polity), 2011, No. 4 (63), рр. 90-92.

6. Trikoz E. N. VestnikUniversiteta im. O. E. Kutafina (University Bulletin O. E. Kutafina), 2017, No. 4, рр. 91-97.

7. Shherbakov А. D. Narkokontrol' (Drug control), 2018, No. 4, pp. 28-34.

8. Bayart J.-F., Ellis S., Hibou B. The criminalization of the state in Africa, Oxford: J. Currey (African issues), 1999, 126 p.

9. Ellis S., Sechaba T. Comrades against Apartheid: The ANC and the South African Communist Party in Exile, Oxford: J. Currey, 1992, 214 p.

10. Global Gangs: Street Violence Across the World / ed. By J. Hazen and D. Rodgers, Minnesota: University Of Minnesota Press, 2014, 312 р.

11. Graan J. V. Police Practice and Research, 2016, Vol. 17, No. 2, рр. 136-148.

12. Kapuwa B. P. Journal of Globalization Studies, 2012, Vol. 3, No. 1, рр. 55-66.

13. Marqua-Harries L., Stewart G., Padayachee V. SA Crime Quarterly, 2019, No. 68, рр. 33-40, DOI: 10.17159/2413-3108/2019/v0n68a5632.

14. Moult K. South African Crime Quarterly, 2019, No. 68, рр. 3-5, DOI: 10.17159/2413-3108/2019/v0n68a6520.

15. Van der Linde D. SA crime q. (South African Crime Quarterly), 2020, No. 69, рр. 35-44, DOI: 10.17159/2413-3108/2020/vn69a6464.

Рукопись поступила в редакцию 03.09.2021, принята к публикации 14.09.2021.

ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРАХ

Сергей Михайлович Иншаков, доктор юридических наук, профессор, профессор кафедры национальной безопасности и правоохранительной деятельности Института международного права и правосудия федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Московский государственный лингвистический университет» (Российская Федерация, 119034, г. Москва, ул. Остоженка, д. 38, стр. 1)

E-mail: insmi@yandex.ru

Тел.: 8 (499) 245 06 12

Вера Александровна Казакова, доктор юридических наук, профессор, заведующая кафедрой уголовно-правовых дисциплин Института международного права и правосудия федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Московский государственный лингвистический университет» (Российская Федерация, 119034, г. Москва, ул. Остоженка, д. 38, стр. 1)

E-mail: vera1313@yandex.ru

Тел.: 8 (499) 245 06 12

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

INFORMATION ABOUT THE AUTHORS

Sergey M. Inshakov, Doctor of Juridical Sciences, Professor, Professor of the Department of National Security and Law Enforcement of the Institute of International Law and Justice of

the Federal State Budgetary Educational Institution of Higher Education «Moscow State Linguistic University» (Ostozhenka str., d. 38, p. 1, Moscow, 119034, Russian Federation) E-mail: insmi@yandex.ru Tel.: 8 (499) 245 06 12

Vera A. Kazakova, Doctor of Juridical Sciences, Professor, Head of the Department of Criminal Law Disciplines of the Institute of International Law and Justice of the Federal State Budgetary Educational Institution of Higher Education «Moscow State Linguistic University» (Ostozhenka str., d. 38, p. 1, Moscow, 119034, Russian Federation)

E-mail: vera1313@yandex.ru Те1.: 8 (499) 245 06 12

ВКЛАД СОАВТОРОВ

Оба автора внесли равный вклад в работу как на этапе проведения исследования, так и в ходе написания статьи.

AUTHORS' CONTRIBUTION

Both authors made an equal contribution to the work both during the research phase and during the writing of the article.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.