Theatrum mundi
Йоханнесбург: расовый кризис общества ЮАР
как фактор экономического затухания «золотого» города Африки
© Иванова А. В.
© Ivanova A.
Йоханнесбург: расовый кризис общества ЮАР как фактор экономического затухания «золотого» города Африки
Johannesburg: Racial Crisis of South African Society as a Factor of Economic Decline of "Golden" African City
Аннотация. На примере финансовой столицы африканского континента — Йоханнесбурга проанализированы социально-экономические процессы в ЮАР во время апартеида и после его отмены. Рассмотрена динамика и формы ухудшения экономической конъюнктуры Йоханнесбурга, дана оценка экономической эффективности апартеида.
Abstract: The article provides a comparative analysis of the economic and social processes that took place in South Africa during the "apartheid" regime and after its abolition using the example of financial capital of African continent — Johannesburg. The article examines the dynamics and forms of further deterioration of economic conjuncture of Johannesburg and assesses the economic efficiency of "apartheid" policy.
Ключевые слова. Йоханнесбург, апартеид, расовая сегрегация, экономический упадок, дискриминация. Key words. Johannesburg, apartheid, racial segregation, economic decay, discrimination.
1
В XX в. Йоханнесбург считался символом экономического процветания в Африке, но уже к концу 1980-х гг. он столкнулся с первыми проявлениями масштабного кризиса в социально-экономической и политической сферах. Одновременно некогда безопасный для жителей город охватил рост криминализации. По оценке экспертов крупнейшей в мире базы данных Numbeo, сейчас Йоханнесбург — один из самых опасных городов мира: убийства и насилия стали рутиной. В 2020 г. индекс преступности в городе составил 80,6 по стобалльной шкале, в которой значения от 80 до 100 означают максимальную вероятность стать жертвой преступления [5].
Несмотря на неблагоприятную социально-экономическую конъюнктуру, город остается финансовым центром Африки и притягивает большое количество мигрантов из соседних государств, стремящихся
ИВАНОВА Анна Валерьевна — студентка Московского государственного института международных отношений (Университета) МИД РФ.
к лучшей жизни. Доля традиционно более грамотного и материально обеспеченного белого населения Йоханнесбурга, доминировавшего до середины 1990-х гг., снизилась до 16% к 2001 г. и 10% к 2016-му [26].
Главным толчком к упадку ранее процветавшего города стала отмена режима апартеида в 1994 г., после чего представители негритянского населения ЮАР и соседних стран начали переселяться в город, который был ранее закрыт для них (кроме занятых на строительных или хозяйственных работах и имевших специальное разрешение), и заниматься грабежом и разбоем, вынудив этим белое население, занимавшее до реформ Фредерика де Клерка ключевые посты в администрации Йоханнесбурга и ЮАР, переселиться подальше от города или вообще эмигрировать из страны.
Параллельно с бегством белого населения экономика Йоханнесбурга приходила в упадок. Если в 1970-х гг. промышленный сектор давал 25% ВВП Йоханнесбургской метрополии, то к 1994 г. его доля упала до 17%. Деградация шла в строительстве, добыче полезных ископаемых и сельском хозяйстве. Упадок Йоханнесбурга контрастировал с идущим с начала 1980-х гг. и на протяжении последующих двух десятилетий бурным экономическим ростом Кейптауна — ключевого экономического центра Западного побережья ЮАР. С 1991-го по 2000 г. ежегодный прирост экономики провинции составил 2,6%, что вдвое превышало общенациональный уровень. Рост промышленности в период с 1980-го по 1991 г. составил 28%, а с 1991-го по 2000 г. — 30%. В большей степени пострадал сельскохозяйственный сектор, рост которого замедлился в 4,6 раза (с 37% в 1980-х гг. до 8% в 1990-х) [22. Р. 7, 34].
Предмет данного исследования — изучение причин, форм и динамики упадка Йоханнесбурга. Актуальность этой темы обусловлена доминированием классового и антиколониального подхода в отечественной и иностранной научной литературе к политике апартеида 1948—1994 гг., который не позволял дать объективную оценку динамике социально-экономических процессов в ЮАР в целом и в вопросах развития ведущих экономических центров Юга Африки в период демонтажа общества расовой сегрегации в 1990-х — начале 2000-х гг., в частности.
Нельзя не отметить и недостаточную освещенность темы экономического развития ЮАР в период распада режима апартеида в целом, т. к. большинство исследований посвящено не экономическим, а политическим процессам. Многие десятилетия в научных кругах не допускалась даже постановка вопроса об экономической эффективности репрессивных политических режимов, в том числе установившегося в ЮАР режима расовой сегрегации по сравнению с либеральными режимами, которым привержены ведущие капиталистические государства.
Эта тема особо актуальна, поскольку расовая политика в ЮАР не прекратила свое существование, и теперь в подавляемом положении находится белая часть населения. Хотя существующий режим ближе к идеалам демократии, чем апартеид, белое меньшинство испытывает дискриминацию, во многом представляющую собой ответную реакцию подвергавшегося угнетению и эксплуатации негритянского большинства. Особо интересна динамика роли белого населения в экономических процессах в ЮАР, отражением которой может служить эволюция социально-экономического развития деловой столицы ЮАР — Йоханнесбурга.
2
В отечественной научной литературе проблематикой апартеида занимался Б. Р. Асоян — советский дипломат и историк-африканист, который посвятил большую часть своей жизни исследованию народно-освободительных движений в странах африканского континента и являлся автором таких работ, как «Южная Африка: кто нагнетает напряженность?», «Апартеид — бремя белого человека», «Загадка проекта U-209» и т. д. Одна из отличительных черт его работ — изложение фактов из периодической литературы ЮАР времен апартеида через призму собственного опыта проживания в этой стране.
Другой исследователь Юга Африки, в особенности его экономического развития и места в мировой экономике, — научный сотрудник Института Африки РАН В. А. Сидоров («Южная Африка: экономика и внешнеэкономические связи», «ЮАР на мировом рынке», «Внешнеэкономические связи России и ЮАР»).
За рубежом данной тематикой занимается профессор Лондонской школы экономики Джо Билл, чьи работы посвящены экономическому развитию ЮАР после отмены апартеида («The causes of unemployment in post-apartheid Johannesburg and the livelihood strategies of the poor»), и Тереза Дирзувейт, профессор Университета Южной Африки («The fear of others: Responses to crime and urban transformation in Johannesburg»). Улучшения в развитии южноафриканского общества, наблюдающиеся в последнее время, привлекают внимание исследователей.
3
Чтобы понять причины экономического расцвета и нынешнего угасания Йоханнесбурга, следует обратиться к истории города и взаимосвязи экономического процветания и развития режима апартеида.
Йоханнесбург берет свое начало в 1886 г., когда австралийскому фермеру Джорджу Харрису удалось обнаружить в каменистой породе самородки золота. Палаточный лагерь, разбитый им, притягивал охотников за удачей со всех уголков страны, и уже через три года на территории пустынной и неприглядной местности расположилось одно из самых крупных поселений в ЮАР. К концу 1890-х гг. население Йоханнесбурга составляло 100 тыс. человек, и появилась необходимость в капитальной застройке. С течением времени вокруг города стали появляться поселения рабочих, принадлежавших к различным национальностям (Соуэто (South West Township) — 1886 г., Софиятаун — 1897 г., Альбертон — 1904 г., Александра — 1912 г.). Англо-бурская война ненадолго приостановила бурное развитие нового южноафриканского мегаполиса.
Золотые прииски, принесшие Йоханнесбургу славу и общемировое признание, изначально привлекали на свои разработки и белых, и негров; но уже в середине XIX в. начали нарастать идеи о существовании «высшей» расы белых людей, обладающей правом быть правящей. К концу Первой мировой войны они достигли своего пика в Южно-Африканском Союзе (ЮАС), который до 1961 г. являлся одним из крупнейших доминионов Великобритании. Финансовые трудности «туманного Альбиона» после ее окончания только усугубили ситуацию.
В 1921 г. Горная палата ЮАС сократила свои расходы на зарплаты как белым, так и черным шахтерам. Около 2 тыс. белых рабочих подлежали увольнению и замене низкоквалифицированными неграми [2. P. 373]. Среди белого населения Йоханнесбурга появилась идея о создании «цветного барьера», который стал бы панацеей в борьбе с возникшей несправедливостью. В результате восстания 1922 г. в Виттваттесранде был принят ряд законов с целью создания механизмов для разрешения споров, установления минимального размера оплаты и условий труда, а также принципа «цветного барьера» в определенных видах работ в горнодобывающей промышленности [17; 24; 27].
Восстание оставило свой след в сердцах и умах южноафриканцев и стало еще одним шагом к провозглашению политики апартеида, но не повлияло на развитие Йоханнесбурга. Уже в 1928 г. ему был присвоен статус города, т. к. его население превысило 300 тыс. человек. Экономический и социальный рост Йоханнесбурга стал причиной притока значительного количества черных рабочих, стремившихся быть причастными к производству и потреблению благ, которые были представлены в «золотом» городе. В связи с этим уже к 1929 г. деятельность белых властей сконцентрировалась на разделении черного и белого населения Йоханнесбурга. Начался процесс сегрегации и высылки представителей африканской расы за пределы города, в «тауншипы».
Великая депрессия не сильно затронула ЮАС: с 1933-го по 1945 г. в нем был зафиксирован небывалый экономический рост, связанный с экспортом золота, а занятость в данном секторе выросла вдвое [18. P. 26]. Ситуация изменилась в 1948 г. с приходом к власти «Чистой национальной партии» (Gesuiverde Nasionale Party) во главе с Даниэлем Франсуа Мала-ном и перехода всей официальной власти в руки африканеров, которые провозгласили апартеид официальной политикой страны.
Ее основой стала вера в то, что страна должна быть разделена на отдельные области, проживание в которых предназначено для определенных расовых групп. Разделение общества сохраняло культурное и расовое единство африканеров, а также превосходство выходцев из Европы над коренным населением ЮАС, хотя из 11 млн человек только 2,3 млн имели европейские корни [8. P. 33]. Сам Д. Ф. Малан не раз говорил об исключительности апартеида и его неповторимости.
Черное население строго ограничивалось границами территорий, на которых разрешалось их проживание: в 1950 г. был издан акт о групповых областях № 41, который создавал территории, заселенные только одной определенной расовой группой [11]. Проживавшие в иной местности были обязаны покинуть свои дома, оставить свои хозяйства и переехать в указанное правительством место, т. к. территория их бывшего места проживания должна была быть заселена представителями другой расы. Акт был рассчитан прежде всего на изгнание чернокожих шахтеров из Йоханнесбурга, где шел стремительный рост числа черных пролетариев, представлявших угрозу для правительства. В связи с этим началось развитие его пригородов, население которых впоследствии превысит население самого города. Одним из крупнейших «тауншипов» стал Соуэто, где с 1954-го по 1960-е гг. было построено около 50 тыс.
знаменитых домов, названных в народе "matchbox" («спичечные коробки») и ставших основой его ландшафта.
Позитивной стороной апартеида являлось обещание замены всех отнятых у черного населения благ на что-то большее, но срок этой замены и сама ее суть не конкретизировались. Режим апартеида не отрицал таких ценностей демократии, как избирательное право, право на образование и медицинское обслуживание, которые были успешно завуалированы в различных законодательных проектах ЮАС/ЮАР — таких, как избирательный закон 1946 г. и Закон об образовании банту 1953 г. Но главной целью было не допустить черное большинство к верховенству в Южной Африке. По словам Хендрика Фервуда, занимавшего пост премьер-министра ЮАР с 1958 г. по 1966-й, африканцу не было места в европейском обществе, за исключением некоторых видов физической работы, которая требовала подчинения и автоматизма действий [1. С. 51].
С 1946-го по 1970 г. доля представителей белого населения, занимавших руководящие посты, выросла с 29 до 65%, но экономическое положение черных и цветных жителей ЮАР в связи с этим не ухудшалось, а менялось в лучшую сторону, т. к. наряду с повышением их доходов проводились улучшения в социальной сфере (повышались стандарты образования и уровень жизни в связи с улучшениями в сфере здравоохранения). За 1960—1970 гг. ВВП на душу населения, включая все расовые группы, увеличился почти вдвое: с 443 до 834,6 доллара США [18. P. 41].
Белые работодатели стремились реорганизовать производство, сделать его более автоматизированным, чтобы сократить свои траты на зарплаты белым рабочим, труд которых стоил намного дороже ввиду их малочисленности и высокой квалификации. Если белый рабочий в 1970 г. получал в месяц около 420 долларов, то черный — в 6 раз меньше (70 долларов в месяц). Таким образом, благодаря политике апартеида представители белого населения ЮАР не отставали по уровню жизни от граждан США, где ВВП на душу населения в 1970 г. составлял 5243 доллара [6. P. 49]. Ежегодный прирост ВВП ЮАР за период с 1950-го по 1988 г. составил 4,5%, при том что в 1980—1988 гг. наблюдалось его снижение из-за введения санкций против режима апартеида.
Экономический рост ЮАР после официального объявления политики апартеида сопровождался коренными изменениями в структуре занятости в основных секторах. До конца 1960-х гг. черные и цветные рабочие не представляли особой ценности, т. к. их профессиональная подготовка и расовая принадлежность не позволяли им занимать рабочие места белых. Только экономический кризис 1968—1969 гг. и возникновение необходимости в увеличении числа квалифицированных работников вынудили белые власти пересмотреть свое отношение к темнокожим. Результатом стало одобрение в 1972 г. государственного финансирования школ для африканцев и строительство новых средних школ в пригороде Йоханнесбурга. С 1972-го по 1974 г. количество школ в черном пригороде достигло 40, а количество желающих получить образование выросло вчетверо [21. P. 323]. Благоприятный для темнокожего населения период длился недолго, и уже в 1975 г. финансирование было урезано в связи с нехваткой средств в бюджете ЮАР из-за нефтяного кризиса 1973 г.
Постоянная бедность, бесконечное количество ограничивающих личную свободу законов, невозможность получения доступа к должному образованию и здравоохранению вызвали рост недовольства черного населения. Оно достигло своего пика к середине 1970-х гг. — после того, как представители движения «Брудербонд» («Братство африканеров») запланировали установить абсолютный контроль над данной группой населения путем введения африкаанса в качестве основного языка обучения чернокожих — при том, что из всего темнокожего населения только 1,5 млн человек использовали его в качестве языка общения.
16 июня 1976 г. недовольство жителей крупнейшего пригорода Йоханнесбурга Соуэто вылилось в протестное движение школьников и студентов, выступавших против введения африкаанса в качестве языка обучения в местных школах. На подавление восстания сразу же были брошены силы службы южноафриканской полиции, в результате чего, по официальным данным, погибло около 23 человек; но, поскольку восстание распространилось по всей ЮАР, количество жертв, по неофициальным данным, превысило 200 человек [15]. Восстание в Соуэто дало таким политическим партиям, как Африканский национальный конгресс (АНК) и Пан-Африканский конгресс (ПАК), возможность продолжения активной политической и вооруженной деятельности. С этого момента пригород Йоханнесбурга становится основным местом концентрации оппозиционных сил ЮАР.
4
После восстания в Соуэто начался процесс деурбанизации, и часть белых жителей покинула Йоханнесбург, хотя в нем продолжали размещаться штаб-квартиры крупнейших южноафриканский компаний в сфере финансов и золотодобычи (Gold Mines Ltd, East Rand Gold&üranium Co Ltd, Eastvaal). Демонтаж политики апартеида в 1994 г. ускорил данный процесс. Бедное негритянское население из соседних стран устремилось в богатый Йоханнесбург, в котором к тому моменту были сняты ограничения на проживание. Рост криминализации города, проявление расизма по отношению к белому населению стали ответной реакцией на господствовавшую до этого политику апартеида и привели к ускоренному оттоку белых из казавшегося ранее безопасным и благополучным Йоханнесбурга и ЮАР в целом. С 1995-го по 2009 г. из ЮАР уехало более 800 тыс. белых в такие страны, как Великобритания, Новая Зеландия и Австралия [28].
Параллельно с наплывом в город негритянского населения разрастались и более дешевые для жизни традиционно негритянские пригороды — такие, как Соуэто. К 1983 г. население Соуэто достигло 2 млн человек, и уже через десять лет, после отмены режима апартеида, появились рассуждения о превращении Йоханнесбурга в пригород Соуэто. Сегодня из 5,4 млн его жителей 80% представляют черное население и только 10% — белое [13. P. 4].
В ходе оттока белых резко упали показатели социально-экономического развития ЮАР и ее деловой столицы, при том что данное падение затронуло все расовые группы. Если в 1970—1980 гг. прирост ВВП
на душу населения в Йоханнесбурге составлял в среднем 3,6%, то с 1984 г. все чаще отмечался спад [31]. При этом к середине 1990-х гг. резко вырос уровень безработицы, достигший 30% [25. Р. 21].
Несмотря на начавшийся экономический упадок, Йоханнесбург продолжал привлекать стремившихся получить доступ к новым возможностям. Если в последние годы правления Питера Виллема Боты (1984— 1989) центральный деловой район Йоханнесбурга представлял из себя африканскую Уолл-стрит, то уже в 1990-х гг. он стал магнитом для бедных и бездомных не только со всех концов ЮАР, но и со всей южной части континента. Около 4 млн беженцев прибыли в Йоханнесбург из Мозамбика, Анголы, Конго и Руанды. В связи с этим белые стали переселяться в такие районы, как Брикстон и Сандтон.
Население города стало увеличиваться за счет притока темнокожего населения, которое занимало брошенные белыми дома и квартиры, причем из-за неспособности платить арендную плату они заселялись целыми группами. Поэтому, если в 1980-х гг. население города составляло чуть больше 1,5 млн человек, то уже к началу 2000-х оно увеличилось вдвое, а в 2020 г. достигло 5,4 млн [20. Р. 4]. Многие просто отказывались платить за жилье и самовольно занимали жилую площадь, что привело к упадку жилого фонда Йоханнесбурга, т. к. собственники больше не получали средств на его содержание, а новые «владельцы» не собирались поддерживать состояние жилья в должном виде.
Поскольку новые жители города отказывались работать и не собирались разумно использовать наследие белого населения, в городе стала расти преступность. Уже к 2002 г. ЮАР заняла лидирующие позиции в общемировой сводке по количеству убийств и нападений (59 на 100 тыс. человек) [7. Р. 547]. Особой популярностью пользовались разбойные группировки "tsotsis" («цоци»), специализировавшиеся на мелких грабежах и кражах со взломом (к 2010 г. в год совершалось до 20 тыс. домашних краж). Угон автомобилей и убийства находившихся за рулем водителей стали еще одним страхом не только белого, но и цветного населения Йоханнесбурга, т. к. число подобных преступлений в конце 1990-х гг. достигало 65 случаев в день [14]. Йоханнесбург стал «городом заборов», поскольку состоятельные слои белого населения, проживающие в своих районах, стремятся защитить себя двух- или трехметровыми заборами с колючей проволокой, дабы не стать жертвами грабежа или убийства.
К началу 2000-х гг. в Йоханнесбурге значительно вырос уровень изнасилований (им подверглась каждая третья жительница). Начала развиваться проституция, что повлекло за собой увеличение доли больных ВИЧ/СПИД до 22,5% от всех жителей провинции Гаутенг [10. Р. 657]. В 1999 г. президентом ЮАР стал Табо Мбеки, который запретил государственным медицинским учреждениям снабжать больных жизненно необходимыми лекарствами, что привело к тысячам жертв. Занимавшая в то время пост министра здравоохранения Манто Тшабалала Мсиманг боролась с поставками лекарств из Европы и США, объясняя это тем, что все болезни можно вылечить при помощи традиционной африканской медицины. В традиционную медицину продолжало верить чернокожее население ЮАР, заявляя о том, что болезнь пришла от белых.
Только в 2005 г. после смерти сына от СПИДа Нельсон Мандела признал, что его самой большой ошибкой было умаление масштабов эпидемии, непризнание ее в качестве проблемы и отсутствие должного просвещения населения. В 2020 г. число жителей Йоханнесбурга — носителей ВИЧ достигло 783 тыс. человек (14,5% от всего населения города). Поэтому Йоханнесбург является основным центром страны, где проводятся активные кампании по профилактике и поддержке в сфере ВИЧ/СПИД [13. Р. 12]. Именно с их помощью создатели стремятся развенчать укоренившиеся в африканском обществе мифы и защитить инфицированных от дискриминации.
В 2018 г. в отчете «Поворотный момент для Африки: историческая возможность покончить со СПИДом как угрозой общественному здравоохранению к 2030 г. и начать новую эру устойчивого развития» говорится о необходимости изменения устоев общества, достижения равенства мужчин и женщин, а также о выделении большего финансирования на здравоохранение. По словам министра здравоохранения ЮАР Аарона Мотсоаледи, без решения проблемы здравоохранения не будут достигнуты смелые цели по развитию, поставленные на 2030 г. [23].
Таким образом, в случае с ЮАР, а в особенности с ключевым городом республики, добившимся беспрецедентного экономического процветания, неравномерная и несвоевременная демократизация привела к экономическому, политическому и социальному упадку.
5
Сегодня Йоханнесбург сталкивается с большим количеством трудностей, т. к. в городе, где проживает почти 10% населения всей страны, уровень безработицы — один из самых высоких в мире (31,5%), уровень бедности достигает 45,22%, а коэффициент Джини, демонстрирующий уровень социального неравенства, составляет 0,62 [12. Р. 8]. Несмотря на это, он продолжает оставаться финансовым и промышленным центром ЮАР, поскольку здесь производится 40% ВВП провинции Гаутенг и 16% ВВП страны [9]. Правительство озабочено нестабильностью в городе, т. к. для успеха реформ необходимо должное финансирование со стороны иностранных инвесторов, желающих открывать штаб-квартиры своих компаний в Йоханнесбурге. Для обеспечения притока финансовых средств необходимы стабильное политическое и экономическое положение, а также обеспечение должного уровня безопасности, что станет основой для нового витка развития африканского мегаполиса.
Таким образом, крушение режима апартеида в ЮАР, официально существовавшего на протяжении полувека и отличавшегося особой степенью расовой дискриминации, привело к снижению экономической эффективности. Некоторый рост ВВП продолжился и в последующее десятилетие, в связи со снятием введенных международным сообществом санкций, и во многом носил инерционный характер, т. к. продолжался за счет старых наработок времен апартеида (в 1988 г. рост ВВП составлял 4,8%; в 1996-м — 4,3%; в 1998-м — 0,5%; в 2009 г. — -1,5%) [29]. Пришедшая на смену политике расовой сегрегации демократия, провозгласив
соблюдение прав и свобод каждого человека, независимо от его расовой и религиозной принадлежности, не защитила белое население ЮАР от дискриминации со стороны чернокожего населения, жаждавшего расплаты за многолетнее угнетение.
В ходе политической переориентации белому населению ЮАР, составлявшему основу экономически активного населения страны, пришлось столкнуться с небывалым ростом преступности, что стало причиной его бегства в страны Океании и Европы (в особенности в Британию), где им пришлось столкнуться с новыми экономическими и политическими реалиями. С 1994-го по 2020 г. из ЮАР в Британию переехало более 250 тыс. [16], а в Австралию — около 190 тыс. представителей белого населения ЮАР [19].
Отток белого населения прежде всего сказался на финансовой столице ЮАР — Йоханнесбурге, который, хотя и сохранил статус важнейшего экономического центра страны и всей Африки южнее Сахары, столкнулся со значительным спадом деловой активности ввиду бегства белого населения и стал уступать другим городам страны — таким, как Кейптаун, — по темпам экономического роста. Стремительный рост темнокожего населения в Йоханнесбурге привел к упадку многих сфер деятельности и сделал его «криминальной столицей» мира. Результатом отказа от политики апартеида и переориентации на демократический строй стало снижение экономической эффективности, рост социальных проблем и общий упадок ЮАР.
Литература
1. Ла Гума А. Апартеид : Правда о расизме в Юж. Африке. М. : Прогресс, 1975.
2. Стрельцов А. Д. Восстание белых рабочих в Витваттерсранде 1922 г.: восприятие в британском общественном мнении // Вестник РУДН. Серия: Всеобщая история. 2018. Т. 10. № 4. — DOI: 10.22363/2312-8127-2018-10-4-371-381 (дата обращения: 16.10.2020).
3. Beall J., Crankshaw O., Parnell S. The causes of unemployment in post-apartheid Johannesburg and the livelihood strategies of the poor // Journal of Economic and Social Geography. 2000. Vol. 91. № 4.
4. Breckenridge K. Fighting for a White South Africa: White Working-Class Racism and the 1922 Rand Revolt // South African Historical Journal. 2007. — DOI: 10.1080/02582470709464719 (дата обращения: 16.10.2020).
5. Crime in Johannesburg, South Africa // Numbeo, online database. 2020. November. — https://www. numbeo.com/crime/in/Johannesburg (дата обращения: 07.11.2020).
6. Devereux S. South African Income Distribution 1900—1980: Saldru working paper // Southern Africa Labour and Development Research Unit. 1983. January.
7. Dirsuweit T. The fear of others: Responses to crime and urban transformation in Johannesburg. Johannesburg : Witz University Press, 2014.
8. Dvorin E. P. The Theory of Apartheid: Nationalist Racial Policy in the Union of South Africa // The Western Political Quarterly (University of Utah). 1951. Vol. 4. № 1.
9. Economic Data. — https://www.joburg.org.za/about_/Pages/About%20the%20City/About%20Joburg/ Economic-Data.aspx (дата обращения: 12.11.2020).
10. Gilbert L. HIV/AIDS in South Africa: an overview // Cad. Saude Publica. 2002. Vol. 18. № 3.
11. Group Areas Act № 41, Parow, C.P., 1950. — https://blogs.loc.gov/law/files/2014/01/Group-Areas-Act-1950.pdf (дата обращения: 16.10.2020).
12. Integrated Development Plan 2019/20 Review // Advancing Dipheto. — https://www.joburg.org.za/ Documents/2019</20Notices/C0UNCIL</20N0TED</202019-20</20DRAFT</20IDP</20REVIEW.pdf (дата обращения: 07.11.2020).
13. Joburg Demographics and Key Socio Economic Indicators // Group Strategy, Policy Coordination and Relations. 2020. July. — https://www.joburg.org.za/documents_/Documents/Statistical%20Briefs/ Issue%2023%20Joburg%20Demographics%20and%20Key%20Socio%20Economic%20Indicators.pdf (дата обращения: 15.11.2020).
14. Johannesburg, the most dangerous city on earth? // The Guardian. 1999. 30.05. — https://www. theguardian.com/world/1999/may/30/southafrica1 (дата обращения: 15.10.2020).
15. The June 16 Soweto Youth Uprising // South African History Online. — https://www.sahistory.org. za/article/june-16-soweto-youth-uprising (дата обращения: 11.09.2020).
16. Migration Statistics Quarterly Report: 2020. — https://www.ons.gov.uk/peoplepopulationandcom-munity/populationandmigration/internationalmigration/bulletins/migrationstatisticsquarterlyreport/ may2020#non-eu-immigration-to-the-uk-by-reason-for-migration (дата обращения: 29.11.2020).
17. Mines and Works Amendment Act № 25, 1926. — https://omalley.nelsonmandela.org/omalley/in-dex.php/site/q/03lv01538/04lv01646/05lv01763.htm (дата обращения: 16.10.2020).
18. Nattrass N., Seekings J. The Economy and Poverty in the Twentieth Century in South Africa // CSSR Working Paper. 2010. № 276. — https://nicspaull.files.wordpress.com/2011/04/the-economy-and-poverty-in-the-20th-century-in-sa.pdf (дата обращения: 02.11.2020).
19. Permanent migration to Australia from South Africa // Australian Government. Department of Home Affairs. — https://www.homeaffairs.gov.au/research-and-statistics/statistics/country-profiles/profiles/ south-africa (дата обращения: 29.11.2020).
20. Pieters E., Owens K. Johannesburg: Confronting Spatial Inequality // World Resources Report. Ross Centre. 2018. — https://wrirosscities.org/sites/default/files/johannesburg-confronting-spatial-Inequality. pdf (дата обращения: 10.11. 2020).
21. Sifiso M. N. The Soweto Uprising // The Road to Democracy in South Africa. Vol. 2: 1970—1980. Pretoria : Unisa Press, 2007.
22. Son E. Towards a Metropolitan Economic Strategy for Cape Town. South Africa // Global Urban Development. Singapore. 2004. — https://www.globalurban.org/GUD0/o20Cape°/o20Town0/o20MES°/o20Report. pdf (дата обращения: 25.10.2020).
23. South Africa launches campaign to expand access to HIV treatment. 2018. 04.12. — https://www.un-aids.org/en/resources/presscentre/featurestories/2018/december/south-africa-access-hiv-treatment (дата обращения: 03.11.2020).
24. South African Industrial Conciliation Act № 11, 1924. — https://omalley.nelsonmandela.org/omal-ley/index.php/site/q/03lv01538/04lv01646/05lv01759.htm# (дата обращения: 16.10.2020).
25. South African Statistics 1995 / Central Statistical Service. Pretoria, 1997.
26. Statistics South Africa (2016) South African Community Survey 2016. Indicators derived from the full population Community Survey. — https://wazimap.co.za/profiles/municipality-JHB-city-of-johannesburg/ (дата обращения: 20.11.2020).
27. The Wage Act № 27, 1925. — https://omalley.nelsonmandela.org/omalley/index.php/site/ q/03lv01538/04lv01646/05lv01760.htm (дата обращения: 16.10.2020).
28. White flight from South Africa — Between staying and going // The Economist. 2008. 25.09. — https://www.economist.com/node/12295535 (дата обращения: 23.11.2020).
29. World Development Indicators. — https://databank.worldbank.org/indicator/NY.GDP.MKTP. CD/1ff4a498/Popular-Indicators (дата обращения: 25.11.2020).
30. World Development Indicators. — https://data.worldbank.org/indicator/NY.GDP.MKTP. KD.ZG?locations=ZA (дата обращения: 15.12.2020).
31. World Development Indicators. — https://databank.worldbank.org/country/USA/556d8fa6/Popu-lar_countries (дата обращения: 16.12.2020). ♦