Научная статья на тему 'ПРЕСТУПЛЕНИЯ В СФЕРЕ ЛЕСОПРОМЫШЛЕННОГО КОМПЛЕКСА КАК ОБЪЕКТ КРИМИНАЛИСТИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ'

ПРЕСТУПЛЕНИЯ В СФЕРЕ ЛЕСОПРОМЫШЛЕННОГО КОМПЛЕКСА КАК ОБЪЕКТ КРИМИНАЛИСТИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
381
65
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРЕСТУПЛЕНИЯ В СФЕРЕ ЛЕСОПРОМЫШЛЕННОГО КОМПЛЕКСА / НЕЗАКОННАЯ РУБКА / НЕЗАКОННЫЙ ОБОРОТ ДРЕВЕСИНЫ / КОНТРАБАНДА ЛЕСА И ЛЕСОМАТЕРИАЛОВ / УГОЛОВНО-ПРАВОВЫЕ КРИТЕРИИ ВЫДЕЛЕНИЯ ГРУППЫ ПРЕСТУПЛЕНИЙ / КРИМИНАЛИСТИЧЕСКИ ЗНАЧИМЫЕ КРИТЕРИИ ВЫДЕЛЕНИЯ ГРУППЫ ПРЕСТУПЛЕНИЙ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Гармаев Юрий Петрович, Середа Ольга Викторовна

В статье рассматриваются актуальные борьбы с разнородной преступной деятельностью в сфере ЛПК, определяется необходимый терминологический аппарат для формирования соответствующей криминалистической методики. То есть, дается определения понятий «ЛПК» и «преступления в сфере ЛПК», формулируется перечень типичных противоправных деяний, совершающихся в этой сфере и их атрибуты - уголовно-правовые и криминалистические критерии выделения в особую группу. На ряде примеров анализируются успехи и типичные недостатки правоприменительной практики, не позволяющие с максимальной эффективностью выявлять и расследований совокупность этих общественно опасных посягательств. В результате доказаны тезисы о том, что преступления в сфере лесопромышленного комплекса - это самостоятельный объект криминалистического исследования и надлежащее основание формирования криминалистической методики расследования преступлений в сфере ЛПК.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Гармаев Юрий Петрович, Середа Ольга Викторовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CRIMES IN THE TIMBER INDUSTRY AS AN OBJECT OF FORENSIC RESEARCH

The article deals with the topical issues of combating heterogeneous criminal activity in the field of LPC, defines the necessary terminological apparatus for the formation of an appropriate forensic methodology. That is, definitions of the concepts of «LPC» and «crimes in the field of LPC are given», a list of typical illegal acts committed in this area and their attributes - criminal law and criminalistic criteria for allocation to a special group is formulated. Using a variety of examples, the successes and typical shortcomings of law enforcement practice are analyzed, which do not allow identifying and investigating the totality of these socially dangerous encroachments with maximum efficiency. As a result, the theses are proved that crimes in the field of the timber industry are an independent object of forensic research and the proper basis for the formation of a forensic methodology for investigating crimes in the field of LPC.

Текст научной работы на тему «ПРЕСТУПЛЕНИЯ В СФЕРЕ ЛЕСОПРОМЫШЛЕННОГО КОМПЛЕКСА КАК ОБЪЕКТ КРИМИНАЛИСТИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ»

УДК 343

DOI 10.23672/o9633-5866-2863-g

Гармаев Юрий Петрович

доктор юридических наук, профессор,

профессор кафедры уголовного процесса, криминалистики и основ судебной экспертизы, Красноярский государственный аграрный университет garmaeff1@mail.ru

Середа Ольга Викторовна

аспирантка,

ассистент кафедры

уголовного процесса, криминалистики

и основ судебной экспертизы,

Красноярский государственный

аграрный университет

o.v.sereda@mail.ru

Yuri P. Garmaev

Doctor of Law, Professor,

Professor of the Department of Criminal Procedure, Criminalistics and Fundamentals of Forensic Examination, Krasnoyarsk State Agrarian University garmaeff1@mail.ru

Olga V. Sereda

Postgraduate Student, Assistant of the Department of Criminal Procedure, Criminalistics and Fundamentals of Forensic Examination, Krasnoyarsk State Agrarian University o.v.sereda@mail.ru

Преступления в сфере

лесопромышленного комплекса как объект криминалистических исследований

Crimes in the timber

industry as an object of forensic research

Аннотация. В статье рассматриваются актуальные борьбы с разнородной преступной деятельностью в сфере ЛПК, определяется необходимый терминологический аппарат для формирования соответствующей криминалистической методики. То есть, дается определения понятий «ЛПК» и «преступления в сфере ЛПК», формулируется перечень типичных противоправных деяний, совершающихся в этой сфере и их атрибуты - уголовно-правовые и криминалистические критерии выделения в особую группу. На ряде примеров анализируются успехи и типичные недостатки правоприменительной практики, не позволяющие с максимальной эффективностью выявлять и расследований совокупность этих общественно опасных посягательств. В результате доказаны тезисы о том, что преступления в сфере лесопромышленного комплекса - это самостоятельный объект криминалистического исследования и надлежащее основание формирования криминалистической методики расследования преступлений в сфере ЛПК.

Ключевые слова: преступления в сфере лесопромышленного комплекса, незаконная рубка, незаконный оборот древесины, контрабанда леса и лесоматериалов, уголовно-правовые критерии выделения группы преступлений, криминалистически значимые критерии выделения группы преступлений.

Annotation. The article deals with the topical issues of combating heterogeneous criminal activity in the field of LPC, defines the necessary terminological apparatus for the formation of an appropriate forensic methodology. That is, definitions of the concepts of «LPC» and «crimes in the field of LPC are given», a list of typical illegal acts committed in this area and their attributes -criminal law and criminalistic criteria for allocation to a special group is formulated. Using a variety of examples, the successes and typical shortcomings of law enforcement practice are analyzed, which do not allow identifying and investigating the totality of these socially dangerous encroachments with maximum efficiency. As a result, the theses are proved that crimes in the field of the timber industry are an independent object of forensic research and the proper basis for the formation of a forensic methodology for investigating crimes in the field of LPC.

Keywords: crime in the sphere of the timber industry, illegal logging, illegal timber trafficking, smuggling of timber and timber products, criminal law criteria for the allocation of a group of crimes, criminalistically significant criteria for the allocation of a group of crimes.

Л

еса России занимают около 20 % от общей площади лесов мира, а покрытие лесом

территории нашей страны лесом составляет более половины ее площади. Лес является одним

из важных возобновляемых природных ресурсов страны, который активно используется для добычи, в том числе, незаконной. Лесные запасы страны удовлетворяют множественные потребности экономики и общества в лесных ресурсах и продукции лесоперабатывающих предприятий [1]. Согласно данным лесного реестра, запасы древесины оцениваются, порядка, в 80000 млн куб. м. [2]. Не удивительно, что при таких запасах масштаб преступлений, совершаемых в сфере лесопромышленного комплекса (далее - ЛПК), очень значителен как по объему, так и по размеру ущерба для экономики страны и ее экологии.

В последние годы наблюдается резкий рост числа преступлений, посягающих на лесное богатство России. И речь идет не только и не столько о зарегистрированных преступлениях в анализируемой сфере. По мнению отдельных авторов, коэффициент латентности экологических преступлений, к которым в большей мере относятся преступления рассматриваемой категории, необычайно высок и составляет 95-99 % [3].

Как отмечает Н.А. Попова, в ряде регионов России многие десятилетия развивается и процветает нелегальный «лесной» бизнес. По мнению автора, в связи с варварской вырубкой леса, во многих районах России, так называемого, товарного леса почти не осталось. Последствия этой организованной преступной деятельности имеют катастрофические последствия, причем, как экономические, так и экологические и, безусловно, социальные [4]. К этому лишь стоит добавить ничем не оцениваемый, но громадный ущерб, связанный с масштабом криминальной коррупции в сфере ЛПК.

Так, например, следственными органами Красноярского края в 2021 году возбуждено уголовное дело в отношении бывшего руководителя КГБУ «Ачинское лесничество» и КГБУ «Большеулуй-ское лесничество» гр. Р. Он подозревается в совершении двух эпизодов преступления, предусмотренного п. «в» ч. 5 ст. 290 УК РФ (получение должностным лицом взятки в виде денег, в крупном размере). По версии следствия, в январе 2016 года к руководителю лесничества обратился предприниматель, занимающийся лесозаготовительной деятельностью, с просьбой об отведении деляны с приобретением права рубки лесных насаждений, в связи с чем, у подозреваемого возник преступный умысел, направленный на получение взятки от лесозаготовителя за выполнение законных действий: предоставление права рубки лесных насаждений. Руководитель лесничества предложил лесозаготовителю принять участие в санитарной рубке лесных насаждений в лесосеке, расположенной на территории Ястребовского участкового лесничества КГБУ «Ачинское лесничество» при условии передачи ему 300 тысяч рублей в качестве взятки и оплаты приобретаемого объема древесины в размере более 300 тысяч рублей с внесением денежных средств на счет лесничества. Кроме того, в мае 2016 года подозреваемый получил от этого же лесозаготовителя взятку в сумме 200 тысяч рублей за обеспечение проведения осмотра лесосеки и оформление материала отвода деляны для рубки лесных

насаждений на территории Тарутинского участкового лесничества КГБУ «Ачинское лесничество» для последующего заключения договора купли-продажи лесных насаждений. В настоящее время уголовное дело направленно на рассмотрение в суд [5].

Другой пример. В феврале 2021 следственными органами, по материалам УФСБ России по Республике Хакасия, возбуждено уголовное дело в отношении директора АУ РХ «Леса Хакасии» гр. А и иных неустановленных лиц, подозреваемых в совершении преступления, предусмотренного ч. 6 ст. 290 УК РФ (получение взятки в особо крупном размере).

По данным следствия, обвиняемый, при реализации схемы незаконного обогащения, получил взятку в виде денег в сумме около 4 миллионов рублей за заключение договоров купли-продажи древесины. По показаниям задержанного, часть полученной суммы предназначалась для последующей передачи другому лицу. В отношении обвиняемого избрана мера пресечения в виде заключения под стражу, по делу проводятся следственные действия. В настоящее время расследование уголовного дела продолжается [6].

Примеры дают основания предположить, что криминальная коррупция в сфере лесопромышленного комплекса имеет гигантские масштабы. И если экономический вред региону (если таковой причинен) можно рассчитать, исходя из площади и оценки стоимости вырубленной древесины, то вероятный экологический вред оценить очень сложно.

Высокий уровень криминализации сферы ЛПК, проблемы, которые испытывают правоохранительные органы в борьбе с преступной деятельностью, предопределяют необходимость разработки криминалистической методики расследования и предупреждения преступлений в названной сфере.

Для корректного определения предмета настоящей статьи и последующих научно-прикладных исследований необходимо определить понятие «лесопромышленный комплекс» (далее, ЛПК), и далее - определить преступления, связанные с ним.

Обращаясь к нормативным источникам, легко убедиться в том, что такого понятия, как «ЛПК» не существует. Лесной кодекс Российской Федерации (ЛК РФ) в ч. 1 ст. 12.1 содержит понятие «лесной комплекс», который «представляет собой совокупность видов экономической и иной деятельности, относящихся к лесному хозяйству и лесной промышленности». При этом лесное хозяйство -это виды экономической и иной деятельности по использованию и сохранению лесов, а также - по лесоустройству и управлению в области лесных отношений [7].

Содержит ЛК РФ и такое понятие, как «лесная промышленность». Согласно ч. 3 ст. 12.1, это совокупность отраслей промышленности, связанных с заготовкой, вывозом из леса и хранением

древесины, первичной и последующей обработкой древесины, производством продукции переработки древесины на объектах лесоперерабатывающей инфраструктуры.

Нам не удалось найти определений ЛПК в криминалистической научной литературе. В целом, создается впечатление, что авторы не утруждают себя формированием точной дефиниции, вероятно считая соответствующую сферу уже по своему наименованию вполне самоочевидной.

Например, авторы методических рекомендаций «Особенности квалификации и расследования контрабанды стратегически важных товаров и ресурсов - лесоматериалов (ст. 226.1 УК РФ)» Е.Е. Космодемьянская, А.Р. Акиев, Н.Г. Прейс и Д.Ю. Фисенко формулируют уголовно-правовую и криминалистическую характеристику «преступлений в сфере ЛПК», дают (но не раскрывают) краткий перечень статей УК РФ, входящих в структуру этой общности, но самого понятия «преступления в сфере ЛПК» не приводят [8].

Говоря о смежных категориях, можно отметить, что Е.В. Шелеметьева упоминает о «преступлениях в сфере лесопользования» и, как и большинство авторов, подразумевает под ними в основном деяния, указанные в ст. 260 УК РФ - незаконная рубка лесных насаждений [9]. Думается, что такой - узкий подход к определению предметной области, не только научного исследования, но и любого реального расследования уголовного дела, мягко говоря, не эффективен, а потому неприемлем.

М.А. Васильева, и много других авторов, упоминает лишь преступления, связанные с незаконной рубкой лесных насаждений, что представляется также слишком узким в контексте настоящего исследования. Указанный автор включает эти деяния в более широкую группу - преступления, связанные с изъятием природных ресурсов и многократно упоминает особую общественную опасность организованной, транснациональной и коррупционной преступной деятельности в этой сфере [10]. О «лесной преступности» говорит А.Г. Анисимов, Д.М. Никеров и иные ученые криминологи [11]. Я.Б. Дицевич, О.А. Белых и Г.Д. Ру-сецкая обозначают данную сферу преступлений сферой лесопользования [12]. При этом И.Н. Дорофеев, А.М. Эпов [13], А.В. Вардянян, С.В. Унжа-кова, С.П. Грибунов [14] и некоторые другие ученые-криминалисты также используют в своих работах термин «ЛПК», не раскрывая его определения.

В своей работе, Е.Е. Космодемьянская и Н.Г. Прейс перечисляют составы преступлений в сфере ЛПК. По мнению авторов, этот перечень представлен набором следующих видов преступных посягательств: приобретение, хранение, перевозка, переработка в целях сбыта или сбыт заведомо незаконно заготовленной древесины (ст. 191.1 УК РФ), незаконная рубка лесных насаждений (ст. 260 УК РФ), уничтожение или повреждение лесных насаждений (ст. 261 УК РФ), нарушение режима особо охраняемых природных территорий и природных объектов (ст. 262 УК РФ). Сюда

же авторы включают ряд составов преступлений экономической и иной направленности. Например, уклонение от уплаты таможенных платежей (ст. 194 УК РФ), контрабанда леса как одного из видов стратегически важных ресурсов (ст. 226.1 УК РФ) [15].

Верно подмеченная авторами разнородность и широкий спектр анализируемых преступлений, а также - наши исследования подтверждают гипотезу о том, что основанием для формирования частной криминалистической методики расследования и предупреждения преступлений в сфере ЛПК являются преступления, предусмотренные не только главой 26 УК РФ, а более широкая груп па общественно-опасных деяний, которые следует выделить и классифицировать по двум критериям: уголовно-правовому и криминалистическому.

1. По уголовно-правовому критерию:

1.1 Составы преступлений, предусмотренные ст. 191.1, 259, 260, 261, 262, УК РФ, иные составы экологических преступлений, среди которых незаконную рубку ст. 260 УК РФ и деяния, предусмотренные ст. 191.1 УК РФ, следует поименовать «основными» в силу их максимальной распространенности согласно статистике и реальной криминальной практике;

1.2 Коррупционные и должностные преступления (ст. 159 ч. 3, ст. 160 ч. 3, 201, 204-204.2, 285, 291291.2, 293 УК РФ и др.)

1.3 Иные сопутствующие преступления: контрабанда стратегически важных товаров (ст. 226.1 УК РФ), уклонение от уплаты таможенных и налоговых платежей (194, 198-199.4 УК РФ), легализация («отмывание») денег и приобретение, сбыт имущества, заведомо добытого преступным путем (ст. 174, 174.1, 175 УК РФ), хищения (ст. 159160 УК РФ и др.), незаконное предпринимательство (ст. 171 УК РФ), подделка официальных документов (ч. 1 ст. 327 УК РФ), использование заведомо подложных документов (ч. 3 ст. 327 УК РФ) и другие.

Отметим, что выделение, помимо «основных» преступлений в сфере ЛПК, дополнительных групп разнородных преступлений критически важно. Дело в том, что одной из наиболее серьезных проблем раскрытия и расследования анализируемых преступлений является, зачастую, мало чем обоснованная зацикленность сотрудников правоохранительных органов на наиболее простых, не представляющих криминалистической сложности преступных посягательств, квалифицируемых по ч. 1 и 2 ст. 260 УК РФ - незаконная рубка лесных насаждений.

Так, исследование показало, что следователи редко проверяют версии о криминально-корруп-ц и о н ных причинах того, что продолжительные по в р е м ени незаконные рубки леса долгое время остаются безнаказанными, при том, что оперативно-профилактические мероприятия в регионах проводятся очень часто и масштабно [16]. Одна из причин заключается в том, что методики

расследования незаконных рубок и иных преступлений в сфере ЛПК не предлагают соответствующих элементов криминалистической характеристики, типовых версий и средств их проверки.

К примеру, в январе 2021 года был вынесен приговор по уголовному делу в отношении бывшего руководителя Ачинского и Большеулуйского лесничества, бывшего депутата Ачинского районного Совета депутатов Красноярского края гр. Т, обвиняемого в совершении преступления, предусмотренного ч. 3 ст. 260 УК РФ (незаконная рубка лесных насаждений в особо крупном размере, совершенная лицом с использованием служебного положения).

Следствием и судом установлено, что подсудимый в конце 2017 года - начале 2018 года организовал рубку лесных насаждений на территории Южно-Кытатского участкового лесничества Большеулуйского района Красноярского края. Его действиями причинен ущерб Российской Федерации в размере 7,2 млн рублей.

В ходе предварительного следствия обвиняемый полностью признал вину в инкриминируемом ему деянии и добровольно возместил часть причиненного ущерба.

Большеулуйским районным судом ему назначено наказание в виде одного года лишения свободы с лишением права в течение двух лет занимать должности, связанные с организационно-распорядительными и административно-хозяйственными функциями на государственной службе и в органах местного самоуправления [17].

Приговор был постановлен без проведения судебного разбирательства, в особом порядке, согласно ст. 314 УПК РФ, поэтому судом не давалась оценка доказательствам о том, что лица, задействованные в непосредственной рубке деревьев, не были осведомлены о незаконности действий гр. Т., как это следует из текста приговора. Также, нет ясности, исследовались ли возможные преступные связи гр. Т. с сотрудниками лесничества на предмет вероятных коррупционных преступлений или, быть может, сокрытия следов незаконной рубки. Вероятно, эти две версии не проверялись не только судом (в силу требований ст. 314 УПК РФ), но и следствием. И такого рода ситуация - не исключение, а скорее, правило.

Однако позитивные примеры проверки версий о коррупции, связанной с длительным сокрытием ряда предполагаемых преступлений, предусмотренных ст. 191.1, 260 УК РФ, в практике имеются. Так, по уголовному делу в отношении заместителя начальника одного из отделов полиции Красноярского края, гр. А., получавшим взятки от представителей бизнеса за содействие в беспрепятственном провозе незаконно заготовленной древесины, а также, за предоставление информации о планируемых правоохранительными органами мероприятиях по выявлению и документированию незаконной вырубки леса, имела место следующая следственная ситуация. Полицейский задержан сотрудниками УФСБ в момент получения взятки от местного предпринимателя. Судом

гр. А. признан виновным в получении взятки за незаконные действия (ч. 3 ст. 290 УК РФ), ему назначено наказание в виде лишения свободы сроком на 3 года с отбыванием в колонии общего режима, со штрафом в размере пятикратной суммы взятки в сумме 200000 (двести тысяч) рублей с лишением права занимать должности на государственной службе, связанные с осуществлением функций представителя власти или с выполнением организационно-распорядительных либо административно-хозяйственных полномочий на срок 2 года [18]. Изучение уголовного дела не дало возможности установить, почему обвиняемому не было вменено соучастие в преступлениях, предусмотренных ст. 191.1, 260 УК РФ. К сожалению, исследование показало, что это, опять-таки, типичная «особенность», а точнее - недостаток расследования подавляющего большинства преступлений в сфере ЛПК.

Перейдем к анализу криминалистически значимых критериев выделения анализируемой группы преступлений.

2. Криминалистически значимые критерии выделения общности преступлений в сфере ЛПК представляются следующими:

2.1 Особые предметы преступного посягательства, преимущественно, крупный и особо крупных размер их совершения;

2.2 Особая сфера экономической деятельности -лесопромышленный комплекс;

2.3 Преимущественно, корыстный мотив преступной деятельности.

2.4 Преимущественно, организованный характер преступной деятельности, часто с коррупционной составляющей.

Рассмотрим лишь некоторые эти критерии, оставив остальные для подробного изучения в рамках криминалистической характеристики.

Предметы преступных посягательств в сфере ЛПК.

С о гл а сно положениям постановления Прави-тел ьства РФ от 13 сентября 2012 г. № 923 [19], к предмету контрабанды, предусмотренному ст. 226.1 УК РФ, как стратегически важные ресурсы, относятся лесоматериалы. В соответствии с кодом ТН ВЭД ЕЭС от 16 июля 2012 г. № 54 [20] предметами контрабанды могут быть признаны как необработанные лесоматериалы (т.е. деревья целиком, с удалённой или неудалённой корой), так и обработанные различными способами лесоматериалы (путём распила, строгания, шлифования и др.): брёвна, сваи, колья, столбы, шпон и пр. Кроме того, в перечень предметов преступлений включены топливная древесина в виде поленьев, ветвей, хвороста, гранул, брикетов и т.п., а также - листы для облицовки, изготовленные из лесоматериалов различными способами [21].

Например, в производстве СУ Сибирского ЛУ МВД России находилось такое уголовное дело по

факту контрабанды лесной продукции: гр. М. предоставил специалисту по таможенным операциям гр. А., не осведомленной о преступных намерениях гр. М., сведения и документы, предусмотренные ч. 2 ст. 181, ч. 1 ст. 183 Таможенного кодекса Таможенного союза, содержащие недостоверные сведения о внешнеэкономической сделке и ее основных условиях, и другие сведения, необходимые для таможенных целей. В том числе, для оформления и подачи в таможенный орган деклараций на пиломатериалы из хвойных пород, общей рыночной стоимостью 1429015 рублей. Указанные лесоматериалы были вывезены через таможенную границу Таможенного союза в рамках ЕврАзЭС. В результате умышленных преступных действий гр. М., общая стоимость незаконно перемещенных через таможенную границу стратегически важных ресурсов путем недостоверного декларирования, т.е., с нарушением п. 19 ч. 1 ст. 4 Таможенного кодекса Таможенного союза, составила 1429015 рублей, что является крупным размером. Таким образом, своими умышленными действиями гр. М. совершил преступление, предусмотренное ч. 1 ст. 226.1 УК РФ - контрабанду, т.е., незаконное перемещение через таможенную границу Таможенного союза в рамках ЕврАзЭС стратегически важных ресурсов в крупном размере» [22].

Разумеется, преступления в сфере ЛПК не ограничиваются составами контрабанды лесоматериалов. Однако думается, что приведенный перечень охватывает все виды продукции ЛПК, то есть, все или почти все разновидности [23] предметов преступной деятельности в этой сфере.

Преимущественно, высокоорганизованный характер преступной деятельности, с коррупционной составляющей. Изучение уголовных дел, а более того - опрос респондентов, наглядно показал, что большинство совершаемых в этой сфере преступлений, не в соответствии с данными официальной статистики, а с учетом реальной криминальной практики, совершается в организованных формах (ОПГ и ОПС), в крупных и особо крупных размерах, и, в этой связи, редко обходятся без сопутствующих коррупционных и должностных преступлений.

Например, изучение Официального сайта Главного следственного управления Следственного

комитета Российской Федерации, наглядно иллюстрирует, что преступления в ЛПК очень часто сопровождаются соучастием со стороны должностных лиц - лесничих, руководителей лесничеств, депутатов, руководителей сельсоветов [24].

Именно поэтому, как отмечали почти все опрошенные респонденты, задачи, которые ставятся перед правоохранительными органами в рамках проведения таких оперативно-профилактических мероприятий (а по существу - тактических операций), как «Лесовоз», «Колея», «Лес» всегда включают раскрытие фактов коррупции в сфере ЛПК, «отмывания денег», изобличение организованных преступных формирований, а также - преступлений, связанных с незаконным перемещением через таможенную границу лесоматериалов (контрабанда, уклонение от уплаты таможенных пл атежей и т.п.).

Подводя предварительные итоги, предлагаем, в целях конкретизации составов преступлений в сфере ЛПК, следует принять следующие:

- «основные» - ст. 191.1, 260 УК РФ;

- сопутствующие;

- экологические: ст. 259, 261, 262, УК РФ;

- коррупционные и должностные преступления: ст. 285, 291-291.2, 293 УК РФ и др.;

- иные сопутствующие: ст. 159-160, 171, 174, 174.1, 175, 194, 198-199.4, 204-204.2 , 226.1, ч. 1 ст. 327, ч. 3 ст. 327, УК РФ.

Полагаем, что, таким образом, преступления в сфере ЛПК являются самостоятельным объектом криминалистического исследования, учитывающим особые предметы преступного посягательства, преимущественно крупный и особо крупных размер их совершения, сферу деятельности, в которой совершаются преступления (лесопромышленный комплекс), особенности мотива преступления (преимущественно корыстный) и высокоорганизованный характер преступной деятельности. Разработка криминалистической методики указанной укрупненной группы преступлений, по нашему мнению, станет адекватным ответом на современные вызовы и угрозы в области ЛПК и экологической безопасности России.

Литература:

I. Распоряжения Правительства РФ от

II.02.2021 № 312-р. «Об утверждении Стратегии развития лесного комплекса Российской Федерации до 2030 года» // СПС «КонсультантПлюс».

2. Данные государственного лесного реестра. иЯ1- : http://www.rosleshoz.gov.ru (дата обращения 20.05.2022).

3. Сумачев А.В. К вопросу о целесообразности криминализации (декриминализации) экологических правонарушений / А.В. Сумачев // Кримина-листъ. 2022. № 2(39). С. 83-88; Королева М.В.

Literature:

1. Orders of the Government of the Russian Federation of 11.02.2021 № 312-R. «On approval of the Strategy for the development of the forest complex of the Russian Federation until 2030» // SPS «Consult-antPlus».

2. Data of the state forest register. URL : http://www.rosleshoz.gov.ru (date of the application 05/20/2022).

3. Sumachev A.V. On the question of the expediency of criminalization (decriminalization) of environmental offenses / A.V. Sumachev // Criminalist. 2022. № 2(39). P. 83-88; Koroleva M.V. The state of

Состояние законности и проблемы обеспечения экологической безопасности / М.В. Королева; Редкол.: О.П. Бедный [и др.]. // Экологическая безопасность России: проблемы правоприменительной практики: сб. науч. тр. СПб. : Юрид. центр Пресс, 2003. С. 265-274.

4. Попова Н.А. Особенности расследования преступлений, совершаемых в лесопромышленном комплексе / Н.А. Попова // Аграрное и земельное право. 2020. № 5(185). С. 124-125.

5. В Красноярском крае бывший руководитель Ачинского и Большеулуйского лесничеств подозревается в получении взятки в крупном размере. Официальный сайт Гласного Следственного управления Следственного комитета Российской Федерации по Красноярскому краю и Республике Хакасия. URL : https https://krk.sledcom.ru/news/ item/1625230 (дата доступа 20.07.2022).

6. В Республике Хакасия возбуждено уголовное дело в отношении директора автономного учреждения РХ «Леса Хакасии», подозреваемого в получении взятки в особо крупном размере. Официальный сайт Гласного Следственного управления Следственного комитета Российской Федерации по Красноярскому краю и Республике Хакасия. URL : https://krk.sledcom.ru/news/item/1539613 (дата доступа 20.07.2022).

7. Лесной кодекс Российской Федерации от 04.12.2006 № 200-ФЗ (ред. от 30.12.2021) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.03.2022) // СПС «Кон-сультантПлюс» (доступ 31.05.2022).

8. Космодемьянская Е.Е. Особенности квалификации и расследования контрабанды стратегически важных товаров и ресурсов - лесоматериалов (ст. 226.1 УК РФ) / Е.Е. Космодемьянская, А.Р. Акиев, Н.Г. Прейс [и др.]. Красноярск : СибЮИ МВД России, 2021. 68 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

9. Шелеметьева Е.В. Некоторые проблемы квалификации преступлений в сфере лесопользования / Е.В. Шелеметьева // Актуальные проблемы науки и практики : сборник научных трудов. Хабаровск : Дальневосточный юридический институт Министерства внутренних дел Российской Федерации, 2018. С. 461-467.

10. Васильева М.А. Концептуальные основы методики расследования экологических преступлений : дис. ... д-р. юрид.наук. М., 2022. 519 с.

11. Анисимов А.Г. Преступность в сфере лесопро-мышленногокомплекса (на примере Иркутской области) / А.Г. Анисимов, Д.М. Никеров // Вестник Санкт-Петербургского университета. Право. 2021. Т. 12. № 3. С. 643-659.

12. Дицевич Я.Б. Противодействие преступности в сфере лесопользования: проблемы и перспективы / Я.Б. Дицевич, О.А. Белых, Г.Д. Русецкая // Всероссийский криминологический журнал. 2017. Т. 11. № 2. С. 308-317.

legality and problems of ensuring environmental safety / M.V. Koroleva; Ed. board: O.P. Bedny [et al.]. // Ecological safety of Russia: problems of law enforcement practice: collection of scientific tr. SPb. : Legal Center Press, 2003. P. 265-274.

4. Popova N.A. Features of the investigation of crimes committed in the timber industry / N.A. Popova // Agrarian and Land law. 2020. № 5(185). P. 124-125.

5. In the Krasnoyarsk Territory, the former head of the Achinsk and Bolsheului forest districts is suspected of receiving a large-scale bribe. Official website of the Public Investigative Department of the Investigative Committee of the Russian Federation for the Krasnoyarsk Territory and the Republic of Kha-kassia. uRl : https https://krk.sledcom.ru/news/ item/1625230 (date of the application 20.07.2022).

6. In the Republic of Khakassia, a criminal case has been initiated against the director of the autonomous institution of the Republic of Khakassia «Forests of Khakassia», suspected of receiving a bribe on a particularly large scale. Official website of the Public Investigative Department of the Investigative Committee of the Russian Federation for the Krasnoyarsk Territory and the Republic of Khakassia. URL : https://krk.sledcom.ru/news/item/1539613 (date of the application 20.07.2022).

7. The Forest Code of the Russian Federation of 04.12.2006 № 200-FZ (as amended on 30.12.2021) (with amendments and additions, intro. effective from 01.03.2022) // SPS «ConsultantPlus» (date of the application 31.05.2022).

8. Kosmodemyanskaya E.E. Features of qualification and investigation of smuggling of strategically important goods and resources - timber (Article 226.1 of the Criminal Code of the Russian Federation) / E.E. Kosmodemyanskaya, A.R. Akiev, N.G. Preis [et al.]. Krasnoyarsk : SibUI of the Ministry of Internal Affairs of Russia, 2021. 68 p.

9. Shelemetyeva E.V. Some problems of qualification of crimes in the field of forest management / E.V. Shelemetyeva // Actual problems of science and practice : a collection of scientific papers. Khabarovsk : Far Eastern Law Institute of the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation, 2018. P. 461-467.

10. Vasilyeva M.A. Conceptual foundations of the methodology of investigation of environmental crimes : dis. ... dr. yurid. sciences. M., 2022. 519 p.

11. Anisimov A.G. Crime in the sphere of the timber industry complex (on the example of the Irkutsk region) / A.G. Anisimov, D.M. Nikerov // Bulletin of the St. Petersburg University. Pravo. 2021. Vol. 12. № 3. P. 643-659.

12. Dicevich Ya.B. Countering crime in the field of forest management: problems and prospects / Ya.B. Dicevich, O.A. Belykh, G.D. Rusetskaya // All-Russian Journal of Criminology. 2017. Vol. 11. № 2. P. 308317.

13. Дорофеев И.Н. Теневые аспекты российско-китайских экономических отношений в сфере лесопромышленного комплекса / И.Н. Дорофеев, А.М. Эпов // Terra Economicus. 2009. Т. 7. № 3. С. 149-156.

14. Варданян А.В. Следственные ситуации, возникающие на первоначальном этапе расследования преступлений, предусмотренных ст. 191.1 УК РФ / А.В. Варданян, С.В. Унжакова, С.П. Грибунов // Вестник Восточно-Сибирского института Министерства внутренних дел России. 2018. № 3(86). С. 155-160.

15. Космодемьянская Е.Е. К вопросу об особенностях расследования преступлений в сфере лесопромышленного комплекса (по материалам следственной практики) / Е.Е. Космодемьянская, Н.Г. Прейс // Сборник материалов криминалистических чтений. 2020. № 17. С. 32-34.

16. Иванов П.И. Об опыте проведения оперативно-профилактических мероприятий «Лесовоз -2014» (по материалам УТ МВД России по ДФО) / П.И. Иванов, П.Г. Кузнецов // Вестник Казанского юридического института МВД России. 2015. № 2(20). С. 110-115.

17. В Красноярском крае бывший депутат Ачинского Совета депутатов признан виновным в незаконной рубке леса. Официальный сайт Главного Следственного управления Следственного комитета Российской Федерации по Красноярскому краю и Республике Хакасия. URL https://krk.sledcom.ru/news/item/1432401

18. В Красноярском крае бывший заместитель начальника полиции МО МВД России «Казачин-ский» признан виновным в получении взятки. Официальный сайт Следственного комитета Российской Федерации. URL : https://krk.sledcom.ru/ news/item/1259950 (дата доступа 20.07.2022)., Приговор № 1-44/2018 от 27 сентября 2018 г. по делу № 1-44/2018. URL : https:// sudact.ru/Сцата доступа 20.07.2022).

19. Постановление Правительства РФ от 13.09.2012 № 923 (ред. от 26.04.2022) «Об утверждении перечня стратегически важных товаров и ресурсов для целей статьи 226.1 Уголовного кодекса Российской Федерации, а также об определении видов стратегически важных товаров и ресурсов, для которых крупным размером признается стоимость, превышающая 100 тыс. рублей» // СПС «КонсультантПлюс».

20. Решение Совета Евразийской экономической комиссии от 16.07.2012 № 54 (ред. от 14.07.2021) «Об утверждении единой Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза и Единого таможенного тарифа Евразийского экономического союза». Кратко - ТН ВЭД ЕАЭС, коды 4401, 4403, 404, 4407, 4408 // СПС «КонсультантПлюс».

21. Цит. по: Акиев АР. Особенности уголовно-правой оценки объективных признаков контрабанды лесоматериалов (ст. 226.1 УК РФ) /

13. Dorofeev I.N. Shadow aspects of Russian-Chinese Economic relations in the sphere of the timber industry / I.N. Dorofeev, A.M. Epov // Terra Economicus. 2009. Vol. 7. № 3. P. 149-156.

14. Vardanyan A.V. Investigative situations arising at the initial stage of the investigation of crimes under Article 191.1 of the Criminal Code of the Russian Federation / A.V. Vardanyan, S.V. Unzhakova, S.P. Gribunov // Bulletin of the East Siberian Institute of the Ministry of Internal Affairs of Russia. 2018. № 3(86). P. 155-160.

15. Kosmodemyanskaya E.E. On the question of the specifics of the investigation of crimes in the timber industry (based on the materials of investigative practice) / E.E. Kosmodemyanskaya, N.G. Preis // Collection of materials of forensic readings. 2020. № 17. P. 32-34.

16. Ivanov P.I. On the experience of carrying out operational and preventive measures «Lesovoz -2014» (based on the materials of the Ministry of Internal Affairs of Russia in the Far Eastern Federal District) / P.I. Ivanov, P.G. Kuznetsov // Bulletin of the Kazan Law Institute of the Ministry of Internal Affairs of Russia. 2015. № 2(20). P. 110-115.

17. In the Krasnoyarsk Territory, a former deputy of the Achinsk Council of Deputies was found guilty of illegal logging. The official website of the Main Investigative Department of the Investigative Committee of the Russian Federation for the Krasnoyarsk Territory and the Republic of Khakassia. URL : https://krk.sled-com.ru/news/item/1432401

18. In the Krasnoyarsk Territory, the former deputy police chief of the Ministry of Internal Affairs of Russia «Kazachinsky» was found guilty of taking a bribe. Official website of the Investigative Committee of the Russian Federation. URL : https://krk.sledcom.ru/ news/item/1259950 (date of the application 20.07. 2022)., Verdict № 1-44/2018 of September 27, 2018 in case № 1-44/2018. URL : https:// sudact.ru (date of the application 20.07.2022).

19. Resolution of the Government of the Russian Federation of 13.09.2012 № 923 (ed. of 26.04.2022) «On approval of the list of strategically important goods and resources for the purposes of Article 226.1 of the Criminal Code of the Russian Federation, as well as on determining the types of strategically important goods and resources for which a large amount is recognized as a value exceeding 100 thousand rubles» // SPS «ConsultantPlus».

20. Decision of the Council of the Eurasian Economic Commission of 16.07.2012 № 54 (ed. of 14.07.2021) «On the approval of the Unified Commodity Nomenclature of Foreign Economic Activity of the Eurasian Economic Union and the Single Customs Tariff of the Eurasian Economic Union». Briefly - Customs Code of the EAEU, codes 4401, 4403, 404, 4407, 4408 // SPS «ConsultantPlus».

21. Cit. according to: AkievA.R. Features of the criminal-legal assessment of objective signs of timber smuggling (Article 226.1 of the Criminal Code of the

А.Р. Акиев, Д.Ю. Фисенко // Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России. 2020. № 4 (88). С. 62-72.

22. Цит. по: Космодемьянская Е.Е. Особенности квалификации и расследования контрабанды стратегически важных товаров и ресурсов - лесоматериалов (ст. 226.1 УК РФ) / Е.Е. Космодемьянская, А.Р. Акиев, Н.Г. Прейс [и др.]. Красноярск : СибЮИ МВД России, 2021. 68 с.

23. Романов В.В. Современное состояние и перспективы развития лесопромышленного комплекса / В.Р. Владимир // РППЭ. 2013. № 2(36). URL : https://cyberleninka.ru/article/n/sovremennoe-sostoyanie-i-perspektivy-razvitiya-lesopromyshlen nogo-kompleksa (дата обращения 24.07.2022).

24. Официальный сайт Следственного комитета Российской Федерации. URL : https://krk.sledco m.ru/news/ (дата доступа 20.07.2022).

Russian Federation) / A.R. Akiev, D.Y. Fisenko // Bulletin of the St. Petersburg University of the Ministry of Internal Affairs of Russia. 2020. № 4(88). P. 62-72.

22. Cit.according to: Kosmodemyanskaya E.E. Features of qualification and investigation of smuggling of strategically important goods and resources - timber (Article 226.1 of the Criminal Code of the Russian Federation) / E.E. Kosmodemyanskaya, A.R. Akiev, N.G. Preis [et al.]. Krasnoyarsk : SibUI of the Ministry of Internal Affairs of Russia, 2021. 68 p.

23. Romanov V.V. The current state and prospects of development of the timber industry complex / V.R. Vladimir // RPE. 2013. № 2(36). URL : https:// cyberleninka.ru/article/n/sovremennoe-sostoyanie-i-perspektivy-razvitiya-lesopromyshlennogo-kom-pleksa (date of the application 07/24/2022).

24. Official website of the Investigative Committee of the Russian Federation. URL : https://krk.sledcom. ru/news (date of the application 20.07.2022).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.