Научная статья на тему 'ПРЕСТУПЛЕНИЯ В ФИНАНСОВО-БЮДЖЕТНОЙ СФЕРЕ КАК ОБЪЕКТ КРИМИНАЛИСТИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ'

ПРЕСТУПЛЕНИЯ В ФИНАНСОВО-БЮДЖЕТНОЙ СФЕРЕ КАК ОБЪЕКТ КРИМИНАЛИСТИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
66
19
Читать
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
преступления в финансово-бюджетной сфере / преступная деятельность / механизм преступления / базовая методика расследования преступлений / crimes in the financial and budgetary sphere / criminal activity / crime mechanism / basic methodology of crime investigation

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Бибиков Александр Александрович

Обосновывается необходимость дальнейшего криминалистического изучения преступлений, посягающих на финансово-бюджетные отношения. Делается вывод, что в качестве объекта криминалистического познания преступления в финансово-бюджетной сфере необходимо рассматривать как сложную и многоуровневую преступную деятельность, включающую в свою структуру комплекс выделяемых по схожим уголовно-правовым и криминалистическим критериям деяний, исследование и описание закономерностей совершения которой выступают важным элементом базовой криминалистической методики расследования таких деяний и средством повышения эффективности и результативности работы правоохранительных органов по их раскрытию, расследованию и предупреждению. Показано соотношение преступной деятельности, посягающей на финансово-бюджетные отношения с коррупционной и организованной преступной деятельностью. В числе основных задач криминалистического познания преступлений в финансово-бюджетной сфере называются формирование системы научно-криминалистического описания рассматриваемой преступной деятельности и составляющих ее видов преступлений (ее криминалистической характеристики), а также разработка базовой криминалистической методики расследования преступлений рассматриваемой группы. По уголовно-правовым и криминалистическим критериям выделены виды преступлений, входящих в структуру преступной деятельности в финансово-бюджетной сфере.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Бибиков Александр Александрович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
Предварительный просмотрDOI: 10.24412/2071-6184-2024-1-9-15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CRIMES IN THE FINANCIAL AND BUDGETARY SPHERE AS AN OBJECT OF FORENSIC RESEARCH

The article substantiates the need for further forensic study of crimes encroaching on financial and budgetary relations. It is concluded that as an object of criminalistic cognition of crimes in the financial and budgetary sphere, it is necessary to consider as a complex and multilevel criminal activity, including in its structure a complex of acts allocated according to similar criminal law and criminalistic criteria, the study and description of the patterns of commission of which are an important element of the basic criminalistic methodology for investigating such acts and a means of increasing efficiency and effectiveness. the work of law enforcement agencies on their disclosure, investigation and prevention. The correlation of criminal activity encroaching on financial and budgetary relations with corruption and organized criminal activity is shown. Among the main tasks of criminalistic cognition of crimes in the financial and budgetary sphere are the formation of a system of scientific and criminalistic description of the criminal activity in question and its constituent types of crimes (its criminalistic characteristics), as well as the development of a basic criminalistic methodology for investigating crimes of the group in question. According to criminal law and criminalistic criteria, the types of crimes included in the structure of criminal activity in the financial and budgetary sphere are identified.

Текст научной работы на тему «ПРЕСТУПЛЕНИЯ В ФИНАНСОВО-БЮДЖЕТНОЙ СФЕРЕ КАК ОБЪЕКТ КРИМИНАЛИСТИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ»

Головин Александр Юрьевич, д-р юрид. наук, профессор, профессор кафедры правосудия и правоохранительной деятельности, golovintula@rambler.ru, Россия, Тула, Тульский государственный университет

THE POWERS OF THE COMMISSIONERS FOR THE PROTECTION OF THE RIGHTS OF ENTREPRENEURS IN CRIMINAL PROCEEDINGS

A.Y.Golovin

The norms of the criminal procedure legislation of the Russian Federation regulating the participation of authorized representatives for the protection of the rights of entrepreneurs in criminal proceedings are analyzed. The problem of expanding their procedural powers in the performance of the functions of protecting the rights and legitimate interests of entrepreneurs who have been subjected to a criminal offense in cases related to the conduct of entrepreneurial activity is considered. The article analyzes the legislative initiatives aimed at expanding the powers of public defenders of the rights of entrepreneurs. Proposals are being made to amend the criminal procedure legislation in terms of granting the defense party the right to apply the position of the commissioners for the protection of the rights of entrepreneurs to petitions and complaints to the preliminary investigation bodies or to the court.

Keywords: criminal procedure, criminal procedure legislation, commissioner for the protection of the rights of entrepreneurs, defender, entrepreneurial activity, protection of the rights of entrepreneurs.

Golovin Alexander Yurievich, Dr. Yurid. Professor, Professor of the Department of Justice and Law Enforcement., golovintula@rambler.ru, Tula, Russia, Tula State University

УДК 343.98 DOI: 10.24412/2071-6184-2024-1-9-15

ПРЕСТУПЛЕНИЯ В ФИНАНСОВО-БЮДЖЕТНОЙ СФЕРЕ КАК ОБЪЕКТ КРИМИНАЛИСТИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ

А.А. Бибиков

Обосновывается необходимость дальнейшего криминалистического изучения преступлений, посягающих на финансово-бюджетные отношения. Делается вывод, что в качестве объекта криминалистического познания преступления в финансово-бюджетной сфере необходимо рассматривать как сложную и многоуровневую преступную деятельность, включающую в свою структуру комплекс выделяемых по схожим уголовно-правовым и криминалистическим критериям деяний, исследование и описание закономерностей совершения которой выступают важным элементом базовой криминалистической методики расследования таких деяний и средством повышения эффективности и результативности работы правоохранительных органов по их раскрытию, расследованию и предупреждению. Показано соотношение преступной деятельности, посягающей на финансово-бюджетные отношения с коррупционной и организованной преступной деятельностью. В числе основных задач криминалистического познания преступлений в финансово-бюджетной сфере называ-

ются формирование системы научно-криминалистического описания рассматриваемой преступной деятельности и составляющих ее видов преступлений (ее криминалистической характеристики), а также разработка базовой криминалистической методики расследования преступлений рассматриваемой группы. По уголовно-правовым и криминалистическим критериям выделены виды преступлений, входящих в структуру преступной деятельности в финансово-бюджетной сфере.

Ключевые слова: преступления в финансово-бюджетной сфере, преступная деятельность, механизм преступления, базовая методика расследования преступлений.

Современная преступность продолжает оставаться существенной угрозой дальнейшему развитию российского государства и общества. В числе преступных деяний особое место занимают преступления, посягающие на финансово-бюджетные отношения, создающие угрозы экономической безопасности Российской Федерации, стабильности финансовой системы страны и ее субъектов.

Как сообщил Генеральный прокурор Российской Федерации И.В. Краснов, выступая на расширенной коллегии Генеральной прокуратуры с участием Президента Российской Федерации В.В. Путина, в 2022 году только по материалам прокурорских проверок было возбуждено 639 уголовных дел о хищениях бюджетных средств в сумме более одного миллиарда рублей [1].

Угрозы, исходящие от преступности в финансово-бюджетной сфере, без сомнения, осознаются государством, которым принимаются разнообразные меры правовой охраны таких отношений, в том числе уголовно -правового характера. Как справедливо отмечается в юридической литературе, уголовно-правовая охрана общественных отношений в финансово-бюджетной сфере обеспечивается специальными уголовными нормами, устанавливающими ответственность за определенные виды этих злоупотреблений [2, с. 74].

При этом нельзя забывать и о качестве работы государственных и муниципальных органов финансового контроля, задачей которых выступает своевременное выявление фактов нарушений законодательства в финансово-бюджетной сфере, а также правоохранительных органов по установлению признаков преступлений и лиц, их совершивших, доказыванию их вины и других обстоятельств по уголовным делам этой категории. Эффективность и результативность такой правоохранительной деятельности во многом зависит от науки криминалистики, призванной обеспечить следственную практику современными рекомендациями по раскрытию, расследованию и предупреждению преступлений.

Криминалистика, в свою очередь, при разработке криминалистических методик расследования преступлений отдельных групп и видов опирается на результаты криминалистического познания преступной деятельности определенных групп и видов. Преступления в финансово-бюджетной сфере здесь не являются исключением и, более того, обладают существенной криминалистической спецификой. При этом, как обоснованно подчеркивается в криминалистической литературе, «преступления в области экономической деятельности также не раскрывают особенности противоправной деятельности в финансово -бюджетной сфере» [3, с. 42].

Не преследуя цель анализировать все представленные в юридической литературе подходы к уголовно-правовому определению деяний рассматриваемой группы, как наиболее содержательную отметим дефиницию преступлений, посягающих на финансово-бюджетные отношения как виновно совершенных общественно опасных деяний, запрещенных УК РФ под угрозой наказания, посягающих на относительно обособленные регламентированные правом экономические денежные отношения по формированию, распределению и использованию денежных фондов и доходов государства, муниципальных образований и хозяйствующих субъектов в целях выполнения функций и задач государства, обеспечения условий расширенного воспроизводства, в процессе осуществления которых происходит планомерное распределение и перераспределение валового общественного продукта и части национального дохода и контроль за удовлетворением потребностей общества [4].

В подзаконных нормативно-правовых актах правоохранительных органов российской Федерации также можно встретить нормативные определения преступлений, посягающих на финансово-бюджетную сферу. Например, в совместном Указании Генеральной прокуратуры России №401/11 и МВД России № 2 от 19.06.2023 «О введении в действие перечней статей Уголовного кодекса Российской Федерации, используемых при формировании статистической отчетности» в отдельную группу выделены преступления, «связанные с освоением бюджетных средств, совершенные в ходе осуществления экономической, финансовой и производственно-хозяйственной деятельности участниками бюджетного процесса, в том числе получателями бюджетных средств (орган государственной власти (государственный орган), орган управления государственным внебюджетным фондом, орган местного самоуправления, орган местной администрации, находящееся в ведении главного распорядителя (распорядителя) бюджетных средств казенное учреждение, имеющие право на принятие и (или) исполнение бюджетных обязательств от имени публично-правового образования за счет средств соответствующего бюджета)» [5].

Приведенные доктринальная и нормативная дефиниции преступлений в финансово-бюджетной сфере позволяют выделить общие признаки отношений, на которые посягают такие деяния. Однако криминалистический подход к изучению таких деяний является более широким по своему содержанию и во многом обусловлен объектом и предметом науки криминалистики.

Объектом криминалистики традиционно выступает преступная деятельность и деятельность по ее раскрытию расследованию и предупреждению (криминалистическая деятельность). Именно поэтому объект криминалистической науки также характеризуется как двуединый [6, с. 23].

Именно с этих позиций преступления в финансово-бюджетной сфере с криминалистической точки зрения должны рассматриваться как преступная деятельность, обладающая специфическими закономерностями механизма совершения как в целом, так и применительно к отдельным видам таких деяний. Основываясь на современной криминалистической концепции механизма преступления [7, с. 164], можно сделать вывод, что такие закономерности отража-

ют особенности подготовки, совершения и сокрытия деяний, посягающих на финансово-бюджетные отношения, и посткриминального поведения субъектов рассматриваемой преступной деятельности, отражения ее идеальных, материальных и цифровых следов-последствий.

Необходимо подчеркнуть, что преступления в финансово-бюджетной сфере нередко находятся в сложных корреляционных связях с другими видами преступной деятельности - коррупционной и организованной, а совершение таких деяний входит в совокупность иных преступлений (в сфере экономики, должностных преступлений, против правосудия и некоторых других). Соотношение преступной деятельности в финансово-бюджетной сфере с коррупционной и организованной преступной деятельностью может быть представлено схематически (рис. 1).

Рис. 1. Соотношение преступной деятельности в финансово-бюджетной сфере с коррупционной и организованной преступной деятельностью

В этой связи можно утверждать, что преступная деятельность, посягающая на финансово-бюджетные отношения, является сложной и многоуровневой по своей структуре, может иметь многоэпизодный характер, совершаться организованными преступными формированиями в сфере экономики. Подчеркнём, что в механизме рассматриваемых деяний особую роль могут играть различные субъекты экономической деятельности: государственные и муниципальные учреждения, предприятия и организации, государственные корпорации, банки, фонды, субъекты предпринимательства (коммерческие организации, индивидуальные предприниматели), в том числе создаваемые в рамках криминального замысла на хищение либо иное неправомерное получение или использование бюджетных средств.

Четко просматривается тесная взаимосвязь преступлений в финансово -кредитной сфере и коррупционной преступной деятельности. Во-первых, во многих случаях реализация преступного замысла предполагает использование властных, организационно-распорядительных или административно-

хозяйственный функций в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных или муниципальных учреждениях и других организациях. Во-вторых, наличии устойчивых коррупционных связей и отношений позволяет преступникам неоднократно совершать деяния, посягающие на финансово-бюджетные отношения, осуществлять такую преступную деятельность длительное время (например, преступления в сфере размещения и исполнения государственного или муниципального заказа, получения мер государственной или муниципальной поддержки и пр.). В-третьих, коррупционные связи и отношения могут использоваться преступниками в целях сокрытия преступлений в финансово-бюджетной сфере либо при осуществлении иного противодействия выявлению и расследованию таких деяний [8, с. 27].

Отдельное преступление, посягающее на финансово-бюджетные отношения, соотносится с преступной деятельностью в финансово-бюджетной сфере как частное с общим, что позволяет проводить ее криминалистическое познание путем изучения отдельных видов и подвидов составляющих ее преступных деяний. Результаты указанного познания ложатся в основу:

- системы научно-криминалистического описания рассматриваемой преступной деятельности и составляющих ее видов преступлений или, иными словами, ее криминалистической характеристики;

- разработки базовой криминалистической методики расследования преступлений в финансово-бюджетной сфере.

Представляется возможным с уголовно-правовой и криминалистической позиций в общей структуре преступной деятельности, посягающей на финансово-бюджетные отношения, выделить следующие виды преступных деяний:

- преступления, связанные с процессом формирования, распределения, использования и (или) расходования (в том числе нецелевого) средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов и бюджетов государственных внебюджетных фондов;

- преступления, направленные на завладение бюджетными средствами в рамках реализации национальных проектов (программ), государственных программ, государственных (включая оборонные) заказов (контрактов, договоров) или муниципальных контрактов;

- мошенничества, присвоения, растраты, совершенные путем хищения бюджетных средств (например, при получении пособий, компенсаций, субсидий и иных социальных выплат), а также незаконное получение государственного целевого кредита, а равно его использование не по прямому назначению, если эти деяния причинили крупный ущерб гражданам, организациям или государству (ч. 2 ст. 176 УК РФ);

- другие преступления, связанные с финансово-бюджетными отношениями и входящие в общую структуру рассматриваемой преступной деятельности.

Добавим, что в целях правовой статистики к числу преступлений в финансово-бюджетной сфере отнесены налоговые преступления, уклонение от уплаты налоговых платежей и некоторых категорий пошлин (ст.ст. 194, 198, 199, 199.1, 199.2, 199.3, 199.4 УК РФ). Как представляется, налоговые преступ-

ления тесно коррелируют с преступной деятельностью в финансово-бюджетной сфере, однако в связи со спецификой механизма совершения традиционно выступают самостоятельным объектом криминалистического познания и, как следствие, методико-криминалистического обеспечения их расследования.

Подводя итог изложенному, в качестве объекта криминалистического познания преступления в финансово-бюджетной сфере необходимо рассматривать как сложную и многоуровневую преступную деятельность, включающую в свою структуру комплекс выделяемых по схожим уголовно-правовым и криминалистическим критериям деяний, исследование и описание закономерностей совершения которой выступают важным элементом базовой криминалистической методики расследования таких деяний и средством повышения эффективности и результативности работы правоохранительных органов по их раскрытию, расследованию и предупреждению.

Список литературы

1. Расширенное заседание коллегии Генеральной прокуратуры // Официальный сайт Президента России [Электронный ресурс]. URL: http://www.kremlin.ru/events/president/transcripts/70678 (дата обращения: 30.10.2023).

2. Соловьев И. О гармонизации уголовно-правовых норм по защите финансово-бюджетной системы государства // Налоговый вестник. 2015. № 8. С.71-76.

3. Коноваленко С.А., Трофимов М.Н. Экономические аспекты криминалистического анализа преступлений в бюджетной сфере // COLLOQUIUM-JOURNAL. 2019. № 3-7(27). С. 41-47.

4. Уголовно-правовая охрана финансово-бюджетной сферы: научно-практическое пособие. // отв. ред. - И.И. Кучеров, О.А. Зайцев, С.Л. Нудель [Электронный ресурс]. «СПС КонсультантПлюс», 2021.

5. Указание Генпрокуратуры России № 401/11, МВД России № 2 от 19.06.2023 «О введении в действие перечней статей Уголовного кодекса Российской Федерации, используемых при формировании статистической отчетности».

6. Яблоков Н.П., Головин А.Ю. Криминалистика: природа и система. -М.: Юристъ, 2005. 173 с.

7. Кустов А.М. Криминалистическая концепция механизма преступления // Вестник Московского финансово-юридического университета. 2016. № 2. С. 164-169.

8. Головина Е.В. Преодоление противодействия расследованию должностных преступлений. М.: Юрлитинформ, 2021. 192 с.

Бибиков Александр Александрович, канд. юрид. наук, доцент кафедры, Aleksandr.Bibikov@tularegion.ru, Россия, Тула, Тульский государственный университет

CRIMES IN THE FINANCIAL AND BUDGETARY SPHERE AS AN OBJECT OF

FORENSIC RESEARCH

A.A. Bibikov

The article substantiates the need for further forensic study of crimes encroaching on financial and budgetary relations. It is concluded that as an object of criminalistic cognition of crimes in the financial and budgetary sphere, it is necessary to consider as a complex and multilevel criminal activity, including in its structure a complex of acts allocated according to similar criminal law and criminalistic criteria, the study and description of the patterns of commission of which are an important element of the basic criminalistic methodology for investigating such acts and a means of increasing efficiency and effectiveness. the work of law enforcement agencies on their disclosure, investigation and prevention. The correlation of criminal activity encroaching on financial and budgetary relations with corruption and organized criminal activity is shown. Among the main tasks of criminalistic cognition of crimes in the financial and budgetary sphere are the formation of a system of scientific and criminalistic description of the criminal activity in question and its constituent types of crimes (its criminalistic characteristics), as well as the development of a basic criminalistic methodology for investigating crimes of the group in question. According to criminal law and criminalistic criteria, the types of crimes included in the structure of criminal activity in the financial and budgetary sphere are identified.

Key words: crimes in the financial and budgetary sphere, criminal activity, crime mechanism, basic methodology of crime investigation.

Bibikov Alexander Alexandrovich, Candidate of Law, Associate Professor of the Department, Aleksandr.Bibikov@tularegion.ru, Russia, Tula, Tula State University

УДК 343.985.7 DOI: 10.24412/2071-6184-2024-1-15-23

О НАУЧНЫХ ОСНОВАХ КРИМИНАЛИСТИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ РАСКРЫТИЯ И РАССЛЕДОВАНИЯ ПРЕСТУПЛЕНИЙ

А.А. Боков

Рассматриваются существующие в науке подходы к пониманию содержания научных основ теории криминалистического обеспечения раскрытия и расследования преступлений, характеризуются их особенности. Обосновывается авторский взгляд по этому вопросу с учетом понятия и сущности предмета криминалистической науки, а также ее общей задачи. Дана характеристика научных основ теории в широком и в узком смысле. Проведено обобщение изложенных в научных исследованиях предложений по периодизации становления основ теории криминалистического обеспечения раскрытия и расследования преступлений. Отмечается, что данная теория является теорией большей степени обобщения, так как ее предмет носит в значительной степени общий характер. Подчеркивается существенная роль трудов А.Ф.Волынского и представителей его научной школы для формирования научных основ теории. Акцентируется внимание на важности единообразного и четкого определения основных терминов, в частности понятия криминалистического обеспечения раскрытия и расследования преступлений. Обозначается необходимость совершенствования научных основ рассматриваемой теории, их обновления с учетом современных достижений

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.