Преступления террористического характера и роль органов внутренних дел в их предупреждении
А. И. СМИРНОВ,
слушатель факультета подготовки руководителей (начальников) территориальных органов МВД России (Академия управления МВД России) E-mail: [email protected]
Terrorist Crimes and the Role of Internal Affairs Agencies
in Their Prevention
A. I. SMIRNOV,
Listener of the Faculty Training Chiefs (Heads) of territorial bodies of the Ministry
of internal Affairs of Russia (Management Academy of the Ministry of the Interior of Russia)
В статье рассмотрены понятие «терроризм» и основные особенности преступлений террористического характера. Определена роль органов внутренних дел в предупреждении преступлений террористической направленности.
Терроризм; предупреждение преступлений; противодействие; боевые действия; операции.
УДК 343.42:351.74
The article considers the concept of «terrorism» and the main features of crimes of a terrorist nature. TThe role of internal affairs agencies in preventing terrorist crimes has been defined.
Terrorism; crime prevention; counteraction; fighting; operations.
С проблемой терроризма сталкивались и сталкиваются многие государства [4, 7]. За последние десятилетия было проведено множество конференций международного уровня, целью которых было нахождение наиболее эффективных путей борьбы с этим явлением. В них принимали участие первые лица различных стран, высокопоставленные чины спецслужб и правоохранительных органов, ученые, руководители общественных организаций, представители средств массовой информации. Тем не менее, специалисты, исследующие это явление, расходятся во мнении как относительно времени возникновения терроризма, так и в том, можно ли оценивать события далекого прошлого с точки зрения современных терминов. Более того, до сегодняшнего дня до сих пор не существует однозначного определения понятия «терроризм», несмотря на его регламентацию в ст. 3 Федерального закона от 6 марта 2006 г. № 35-Ф3 «О противодействии терроризму»,
что существенно осложняет деятельность по противодействию ему на международном уровне.
В соответствии с законодательством Российской Федерации, терроризм определяется как идеология насилия и практика воздействия на общественное сознание, на принятие решений органами государственной власти, органами местного самоуправления или международными организациями, связанная с силовым воздействием, устрашением мирного населения и/или иными формами противоправных насильственных действий (п. 1 ст. 3 ФЗ «О противодействии терроризму») [1].
В современных реалиях решение вопросов, связанных с предупреждением преступлений террористической направленности, имеет первостепенное значение не только в силу их высокого общественно-опасного характера. Тенденция такова, что с каждым годом формы террористических актов все в большей степени носят международный характер. Несмотря на то, что идеологические войны между государствами разных
социальных систем ушли в прошлое, освободившиеся идеологические ниши заполнили движения, проповедующие национализм, шовинизм и расизм. Уже далеко не единичными стали факты совершения преступлений террористического характера, когда их специфика выражена в психологическом состоянии субъектов преступлений и их особом идеологическом или религиозном радикальном мировоззрении.
Помимо этого следует учитывать и другую опасную закономерность: параллельно с развитием мер предупреждения рассматриваемого вида преступлений, совершенствованием соответствующего законодательства и налаживанием международных отношений в части, касающейся борьбы с проявлениями терроризма, с каждым десятилетием сам терроризм принимает все более опасные и ожесточенные формы.
Для того, чтобы наглядно проиллюстрировать данное утверждение, необходимо обратиться к истории. Во времена Российской империи террористические акты носили индивидуальный характер и были направлены на убийства высокопоставленных чиновников. Так, в апреле 1866 г. участником тайного революционного общества «Ишутинский кружок» Д. В. Каракозовым было совершено первое покушение на императора Александра II. Революционер выстрелил в главу государства через решетку Летнего сада, но промахнулся. После этого случая революционерами были предприняты еще несколько неудачных попыток убийства императора, но лишь спустя 15 лет их цель была достигнута: 1 марта 1881 г. Александр II скончался от ранений, полученных вследствие взрыва самодельного метательного снаряда, брошенного членом организации «Народная воля» Ипатием Гриневицким. В результате двух взрывов (первый снаряд был брошен другим революционером — Николаем Рысаковым) из свиты и конвоя было ранено девять человек, из числа полицейских и посторонних лиц, находившихся на месте теракта, — одиннадцать [3]. Террористы надеялись, что убийство главы государства вызовет революцию и приведет к социальным преобразованиям, однако этого не случилось. Тем не менее, вплоть до начала Гражданской войны, вследствие индивидуально-ориентированных террористических актов погибло множество высокопоставленных лиц: министр народного просвещения Н. П. Бо-голепов, министры внутренних дел Д. С. Сипягин и В. К. Плеве, военный министр В. В. Сахаров и др.
С течением времени террористические акты меняют свой характер и все чаще становятся направлены на более широкий круг лиц. Например, 25 марта 1919 г. в результате организованного анархистами взрыва бомбы в помещении Москов-
ского комитета РКП(б) погибло 12 человек, ещё 55 получили ранения.
В Советском Союзе преступления террористического характера также стали принимать новые формы: в 1947 г. во Львове одним из членов Русско-украинской радикальной партии был взорван жилой дом, в 1968 г. в Курске двумя солдатами-дезертирами была открыта прицельная стрельба по людям на площади у вокзала. 8 января 1977 г. в Москве впервые была осуществлена серия терактов: с разницей в несколько минут прогремели взрывы в перегоне между станциями «Измайловская» и «Первомайская», продуктовом магазине на улице Дзержинского (современная улица Большая Лубянка) и продовольственного магазина на улице 25 лет Октября (ныне — улица Никольская).
В современной России самые громкие теракты связаны в первую очередь с деятельностью незаконных вооруженных формирований Северного Кавказа: захваты заложников, взрывы пассажирских поездов, жилых домов. И если в 1990-е гг. ситуация была в большей степени обострена внутриполитическими факторами из-за военных действий в Чечне, то в настоящее время значительная часть терактов носит международный характер и совершается участниками исламистской организацией Исламское государство Ирака и Леванта (далее — ИГИЛ) (запрещена на территории РФ).
Причем следует обратить внимание на тот факт, что организация ИГИЛ построена по армейскому принципу, т. е. имеет все органы управления войсками (командир, разведка, штаб, контрразведка, тыловые службы и т. д.), что не совсем характерно для простых оппозиционных сил и обыкновенных, если можно так сказать, «классических» террористов [8].
Вместе с тем террористам не присуще ведение широкомасштабных военных компаний по ведению боевых действий. Как правило, терроризм проявляется в отдельных акциях, направленных не только и не столько против представителей вооруженных сил, правоохранительных органов, спецслужб и официальных лиц государства, а в основном против мирного населения, выступающего в этом случае главной мишенью для ударов, с целью оказать давление на политическую власть.
Еще одной особенностью современного терроризма является то, что преступниками создается своя медиа-структура с использованием различных информационно-коммуникационных систем, включая сеть Интернет, которая имеет своей целью формирование положительных образов терроризма и оправдание своих действий. Еще каких-то 20—30 лет назад подобное казалось немыслимым. Теперь же представителями ИГИЛ (запрещена на территории РФ) были изданы «11 правил исламского государства для журнали-
стов», где в пунктах 8 и 10 говорится о том, что у данной организации имеется отдельное управление по работе со СМИ и распространению новостей через социальные сети и Интернет- ресурсы. Так называемый Генштаб ИГИЛ публикует «ежегодные отчеты» о своих действиях, военных победах, убийствах и финансовых поступлениях подобно крупной международной компании [2]. В свою очередь российское уголовное законодательство пытается своевременно реагировать на новые способы, к которым прибегают террористы с целью воздействия на сознание людей. Так, ч. 2 ст. 205.2 УК РФ предусмотрена более серьезная ответственность за совершение публичных призывов к террористической деятельности при наличии квалифицирующего признака — использования средств массовой информации [5].
Однако, вне зависимости от мотивов преступников и форм совершения террористических актов, их своевременное предупреждение — приоритетная задача правоохранительных органов. Особое значение для сотрудников органов внутренних дел имеет всестороннее понимание причин появления подобных организаций, а также объективная оценка возникновения возможных последствий их преступной деятельности для безопасности граждан государства в целом. Всестороннее изучение такого явления как терроризм, понимание причин и условий его возникновения, является необходимым элементом эффективной борьбы с ним. Только, собственно, с пониманием этих причин появляется возможность выработать действенные способы профилактики преступлений террористической направленности и их пресечения как части общей антитеррористической стратегии государства. Предупреждение таких преступлений предусматривает планомерное последовательное проведение экономической, социальной и культурной политики, укрепление и пропаганду правопорядка и законности, повышение правовой и духовной культуры граждан страны. Речь здесь идет о и выявлении и устранении крупных негативных социальных, политических, экономических и религиозных факторов, способных дезорганизовать общественную и политиче-
скую жизнь государства. Например, с точки зрения предупреждения преступлений террористического характера, на современном этапе очень важно пресекать любые попытки вербовки и переправки российских граждан для участия в боевых действиях на территории иностранных государств в составе международных террористических организаций, активно противодействовать деятельности законспирированных ячеек террористов в нашей стране, их финансированию. Очевидно, что эффективно решать подобные задачи возможно только при комплексном подходе к этим вопросам, а значит — в указанную деятельность должны быть вовлечены не только правоохранительные службы, но и другие органы государства, а также общественные институты. По сути, всеобщее предупреждение любых негативных проявлений в общественной жизни, автоматически становится и своего рода профилактикой различных проявлений терроризма. При этом результативность такой деятельности будет высока только при условии хорошо налаженного взаимодействия и информационного обмена между всеми вовлеченными в нее ведомствами и службами, общественными и религиозными организациями, гражданами.
Некоторые ученые полагают, что современная борьба с терроризмом характеризуется преимущественно силовыми и правовыми мерами репрессивного и принудительного характера. Она направлена в основном на ликвидацию или нейтрализацию уже существующих террористических организаций, но не носит предупредительного характера и не ориентирована на социальные условия, которые порождают терроризм [6]. Отчасти это так и есть: компетенция правоохранительных органов в сфере предупреждения и пресечения преступлений террористического характера, весьма ограничена с точки зрения возможного влияния на объективный фактор формирования радикальных преступных проявлений. Именно поэтому антитеррористические меры должны соответствовать структурным составляющим терроризма и вестись по всем направлениям одновременно.
Список литературы:
1. Российская Федерация. Законы. О противодействии терроризму : Федеральный закон № 35-Ф3 от 6 марта 2006 г. [принят Государственной думой 26 февраля 2006 года : одобрен Советом Федерации 1 марта 2006 года] // СПС «КонсультантПлюс». — Текст : электронный.
2. Александр дель Валь. Чтобы дать отпор ИГ, нужно понять его стратегию // Информационное агентство «ИноСМИ» — 2014. — URL: https://inosmi.ru/world/20141214/224899926. html (дата обращения: 25.01.2020). — Текст : электронный.
3. Буробина В. И. Убийство императора Александра II. Подлинное судебное дело. Под ред. В.И. Буробина. Изд.: Белый город, 2014. — Текст : непосредственный.
4. Лапунова, Ю. А., Голяндин, Н. П. Распространение идеологии экстремизма и терроризма в киберпространстве: проблемы и пути их решения // Труды Академии управления МВД России. 2017. № 3 (43). - Текст : непосредственный.
5. Пинкевич, Т. В., Черных, Е. Е. Публичные призывы к осуществлению террористической деятельности или публичное оправдание терроризма: проблемы квалификации // Юридическая наука и практика: Вестник Нижегородской академии МВД России. 2014. № 3 (27). -Текст : непосредственный.
6. Попов, В. Г. О концепции государственного управления и регулирования противодействия терроризму / В. Г. Попов, В. А. Коношенко, Г. И. Чиров // Борьба с терроризмом: актуальные проблемы законодательного обеспечения: сб. науч. ст. — Ростов н/Д: РЮИ МВД России, 2003. — Текст : непосредственный.
7. Тагиров, З. И., Трофимов, Ю. В. Направления совершенствования организации международного межведомственного правоохранительного сотрудничества по противодействию терроризму (на опыте стран Европейского союза) // Академическая мысль. 2019. № 2 (7). — Текст : электронный.
8. Тесленко, Е. С., Пеструилова, Н. Н. Феномен «ИГИЛ» // Виктимология. 2015. № 1 (3). — Текст : непосредственный.