Научная статья на тему 'Преступления, связанные с нарушением земельного законодательства Российской Федерации: современные тенденции и проблемы расследования'

Преступления, связанные с нарушением земельного законодательства Российской Федерации: современные тенденции и проблемы расследования Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
1421
154
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Философия права
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ЗЕМЛЯ / LAND / ЗЕМЕЛЬНОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО / LAND LAW / НАРУШЕНИЕ ЗЕМЕЛЬНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА / A VIOLATION OF THE LAND LEGISLATION / ПРЕСТУПЛЕНИЯ / CRIME / ОРГАНИЗОВАННЫЕ ПРЕСТУПНЫЕ ГРУППЫ / ORGANIZED CRIME GROUPS / ЗЕМЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ / ЗЕМЕЛЬНЫЕ УЧАСТКИ / ЗЕМЕЛЬНЫЕ ПРАВООТНОШЕНИЯ / ПРЕСТУПНОСТЬ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Варданян Акоп Вараздатович, Мельникова Ольга Владимировна

В статье анализируются тенденции преступности в сфере нарушения земельного законодательства, среди которых наибольшую озабоченность вызывает высокая активность организованных преступных групп, специализирующихся на реализации полукриминальных схем по перераспределению земельных ресурсов. Авторы систематизируют типичные уголовно наказуемые деяния в сфере земельных правоотношений, относящиеся к различным главам и разделам Уголовного кодекса РФ, и констатируют наличие у них определенной совокупности закономерностей, что обусловливает целесообразность разработки комплексной, интегрированной методики расследования преступлений в сфере земельных правоотношений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CRIMES IN VIOLATION OF LAND LEGISLATION OF THE RUSSIAN FEDERATION: CURRENT TRENDS AND ISSUES OF THE INVESTIGATION

The article analyses the trends in crime of violation of the land legislation, among which the greatest concern is the high specific activity of organized criminal groups specializing in the implementation of criminal schemes on the redistribution of land resources. The authors systematize typical criminal offence in the sphere of land relations, related with the position of the criminal law, to the various chapters and sections of the criminal code of the Russian Federation, and state that they have, from the point of view of criminalistic technique, a specific set of laws, hence the usefulness of developing a comprehensive, integrated methods of investigation of crimes in the sphere of land relations

Текст научной работы на тему «Преступления, связанные с нарушением земельного законодательства Российской Федерации: современные тенденции и проблемы расследования»

и доп. от 12.03.2010) // Собрание законодательства РФ. 1997. № 1. Ст. 1.

9. Федеральный конституционный закон от

21.07.1994 № 1-ФКЗ (ред. от 28.12.2010) «О Конституционном суде Российской Федерации» (с изм. и доп. от 09.02.2011) // Собрание законодательства РФ. 1994. № 13. Ст. 1447.

10. Федеральный конституционный закон от 23.06.1999 № 1-ФКЗ (ред. от 07.02.2011) «О военных судах Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. 1999. № 26. Ст. 3170.

11. Федеральный конституционный закон от

28.04.1995 № 1-ФКЗ (ред. от 30.04.2010) «Об арбитражных судах в Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. 1995. № 18. Ст. 1589.

12. Федеральный закон от 17.12.1998 № 188-ФЗ (ред. от 18.07.2011) «О мировых судьях в Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. 1998. № 51. Ст. 6270.

13. Закон РФ от 26.06.1992 № 3132-1 (ред. от 28.12.2010, с изм. от 29.12.2010) «О статусе судей в Российской Федерации» // Ведомости СНД и ВС РФ. 1992. № 30. Ст. 1792.

14. Чашин А. Н. Кодификация судебного законодательства // Администратор суда. 2008. № 4.

15. Федеральный закон от 31.05.2002 № 63-ФЗ

(ред. от 11.07.2011) «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. 2002. № 23. Ст. 2102.

16. Федеральный закон от 10.01.2002 № 7-ФЗ (ред. от 18.07.2011) «Об охране окружающей среды» (с изм. и доп. от 01.08.2011) // Собрание законодательства РФ. 2002. № 2. Ст. 133.

17. Султанов А. Р. Правотворческие ошибки и Европейский суд по правам человека // Российский судья. 2009. № 3.

18. Игнатьева И. А. Правовое регулирование в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности: особенности и проблемы // Энергетическое право. 2011. № 1.

19. Шаповал Е. А. Особенности подзаконных актов, содержащих нормы трудового права, как источников российского трудового права // Социальное и пенсионное право. 2011. № 2.

20. Кунаев К. А. О воздействии закона Республики Казахстан от 24 февраля 2009 года № 141 -IV «О ратификации Международной конвенции об упрощении и гармонизации таможенных процедур» на процессы формирования таможенного законодательства таможенного союза // Таможенное дело. 2010. № 3.

21. Гражданское право: учебник: в 4 т. Т. 1: Общая часть / отв. ред. Е. А. Суханов. М., 2006.

А. В. Варданян, О. В. Мельникова

ПРЕСТУПЛЕНИЯ, СВЯЗАННЫЕ С НАРУШЕНИЕМ

ЗЕМЕЛЬНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ: СОВРЕМЕННЫЕ ТЕНДЕНЦИИ И ПРОБЛЕМЫ РАССЛЕДОВАНИЯ

В статье анализируются тенденции преступности в сфере нарушения земельного законодательства, среди которых наибольшую озабоченность вызывает высокая активность организованных преступных групп, специализирующихся на реализации полукриминальных схем по перераспределению земельных ресурсов. Авторы систематизируют типичные уголовно наказуемые деяния в сфере земельных правоотношений, относящиеся к различным главам и разделам Уголовного кодекса РФ, и констатируют наличие у них определенной совокупности закономерностей, что обусловливает целесообразность разработки комплексной, интегрированной методики расследования преступлений в сфере земельных правоотношений.

Ключевые слова: земля, земельные ресурсы, земельные участки, земельное законодательство, преступления, нарушение земельного законодательства, земельные правоотношения, преступность, организованные преступные группы.

Последние десятилетия в России наблюдается не только количественный рост преступлении, связанных с нарушением земельного законодательства, но и их существенная трансформация [ 1]. Если в советский период истории нашего го-

сударства земельные преступления преимущественно ограничивались самозахватами соседских садовых или дачных участков с целью пользования, то сегодня данные деяния все чаще приобретают коммерционализированную окраску с

преобладанием у виновных корыстной мотивации и признаков рейдерства с использованием различных административных рычагов и судебных процессов[2].

Россия является страной, обладающей огромным потенциалом земельных ресурсов. Итогом прошедшей на рубеже ХХ-ХХ1 веков реформы земельного законодательства стало активное вовлечение земли в рыночный оборот в качестве объекта, имеющего большой спрос, высокую стоимость и являющегося атрибутом хорошего уровня благосостояния, и, как следствие, всплеск преступности в этой сфере. Данное явление получило распространение во всех регионах нашей страны, в том числе в Южном федеральном округе. Усилению криминального интереса способствовали выгодное географическое положение, развитая инфраструктура, благоприятные климатические условия, богатые флора и фауна, наличие курортных зон Азово-Черномор-ского бассейна, перспективных с точки зрения финансовых инвестиций в самые разные сферы бизнеса. В специальной литературе отмечается также высокая активность преступных нарушений земельного законодательства также в Центральном и Юго-Западном федеральных округах, что объясняется территориальной близостью к мегаполисам федерального значения, обусловливающей рыночную стоимость земельных участков (а, следовательно, экономическую привлекательность для последующих сделок) [3], выведенных в гражданский оборот и перешедших в частную собственность.

Особая общественная опасность преступных посягательств земельной направленности заключается не столько в самом переходе земель к частным лицам. Вызывает обоснованную тревогу концентрация земельных ресурсов именно в руках узкого круга субъектов. Эта тенденция сопровождается незаконным изменением категорий земель, массовой скупкой земель для ведения сельского хозяйства с последующим их выведением из аграрного сегмента и использованием не по назначению. Иными словами, земли сельскохозяйственного назначения или лесного фонда скупаются по заниженным ценам (соответствующим кадастровой или условной стоимости), а впоследствии перепродаются уже по рыночным ценам как участки под строительство частных домовладений, организаций, торговых комплексов, гостиниц, домов отдыха, казино, ресторанов, иных развлекательных заведений или зон отдыха. Очевидно, что систематичность подобных деяний и повсеместная их распространенность, наряду с

другими неблагоприятными последствиями, способна повлиять и на нарушение экологического равновесия, чем вызвать серьезные сбои в биогеоценозах и приблизить экологическую катастрофу.

Таким образом, преступные посягательства в сфере земельных правоотношений в настоящее время характеризуются сложными криминальными многоуровневыми схемами, направленными на вывод земель из категорий сельскохозяйственного назначения, лесного фонда, особо охраняемых территорий и объектов и так далее и дальнейшее вовлечение их в рыночный оборот. Соответственно, к совершению указанных деяний все чаще становятся причастны организованные преступные группы, состоящие как из лиц, имеющих уголовное прошлое, так и из профессиональных юристов и экономистов, а также должностных лиц государственных органов, наделенных властными полномочиями осуществлять контрольные, распределительные и (или) регистрационные функции в отношении земельных ресурсов и (или) объектов недвижимости (государственные регистраторы Росреестра, руководящие сотрудники администраций, мэры и заместители мэров городов и так далее).

Нередко данные деяния сопровождаются убийством или вымогательством в отношении лиц, владеющих земельными участками на законных основаниях. В значительном количестве случаев виновные совершают различные должностные подлоги, подписывают официальные документы от имени законных владельцев, якобы добровольно отчуждающих недвижимость. Правоприменительная практика свидетельствует о случаях юридического оформления государственным регистратором сделок по передаче земель лицам, находящимся в преступном сговоре с ним (в том числе и состоящих в родственных отношениях), где от имени лица, отчуждающего земельный участок, выступали лица, умершие либо длительное время отсутствующие на территории данного субъекта Федерации. Казалось бы, что введение процедуры государственной регистрации объектов недвижимости было призвано упорядочить процесс перераспределения объектов недвижимости, ввести государственный контроль в данной сфере, а также минимизировать случаи незаконных сделок с землей и иными видами недвижимости, так как количество случаев мошенничества (в виде так называемых двойных продаж, продаж по поддельным документам от имени законных владельцев и так далее) и вымогательства с объектами

недвижимости заметно возросло в первое десятилетие постсоветского периода. Как известно, именно тогда россиянам впервые было юридически предоставлено право частной собственности на землю, но у рядового населения отсутствовал практический опыт, в том числе связанный и с обеспечением безопасности и неуязвимости от новых форм криминального воздействия. Однако, наряду с выполнением в целом Росреест-ром РФ своего назначения, возникла опасность использования отдельными недобросовестными сотрудниками данной информации в корыстных и иных низменных целях.

Общественная опасность указанных посягательств усиливается вследствие причастности к ним должностных лиц, обладающих юридической грамотностью, являющихся профессионалами, имеющими различные деловые и иные социально значимые связи в различных сферах власти и экономики. А потому эти лица, осуществляя подготовительные действия к совершению данных деяний, способны заранее просчитать все собственные действия, а также действия лиц, в отношении которых осуществляется неправомерное отчуждение земельных ресурсов, и выбрать участок, наиболее благоприятный с точки зрения возможности его беспрепятственного перераспределения. Соответственно, ими заблаговременно принимаются меры по сокрытию признаков данного деяния, в том числе путем изготовления различных видов документов, содержащих признаки интеллектуального подлога, а равно внесение изменений в документы путем материального подлога. Непринятие или частичное принятие мер по сокрытию следов преступления свойственно этим лицам лишь при совершении ими деяний по отчуждению и (или) перераспределению земельных ресурсов, в безнаказанности которых они уверены. Типичными ситуациями является смерть собственников или иных законных владельцев, их неспособность по состоянию здоровья защищать свои права и отсутствие у них близких лиц, готовых представлять их законные интересы. Подобные ситуации являются факторами, сказывающимися на высокой латентности земельных преступлений [4].

Таким образом, можно констатировать, что в современных условиях вследствие либерализации прав на земельные ресурсы и иные виды недвижимости на фоне общей тенденции криминализации общества, количественного и качественного роста всех разновидностей преступности, постепенно сформировался специфический

вид криминалитета, специализирующегося на организованных криминальных сделках с недвижимостью и даже пытающегося контролировать сферу земельных правоотношений.

В уголовном законе РФ отсутствует раздел или глава, посвященная уголовной ответственности за преступления, посягающие на земельное законодательство либо предметом которых является земля (земельные ресурсы, земельные участки и так далее). Данные деяния представляют собой группу взаимосвязанных преступлений, рассредоточенных в различных разделах и главах закона. Поэтому видовые и родовые объекты преступления объединяет предмет преступного посягательства, которым является земля, земельные участки, земельные ресурсы, право собственности и иные вещные права на землю.

В литературе справедливо отмечается, что специфика земельных преступлений заключается в их отнесенности к корыстной, экономической, экологической и организованной преступности [5]. Кроме того, полагаем, что в действиях виновных лиц также нередко присутствуют и признаки преступлений коррупционной направленности, когда речь идет о незаконном отведении земельных участков заинтересованным лицам в нарушение существующего порядка, а также вопреки запрету об использовании данных земель не по назначению.

Типичными видами земельных преступлений против собственности являются мошенничество (ст. 159 УК РФ) и вымогательство (ст. 163 УК РФ). К характерным преступным посягательствам должностной и коррупционной направленности, совершаемым в отношении земельных участков, относятся злоупотребление должностными полномочиями (ст. 285 УК РФ), превышение должностных полномочий (ст. 286 УК РФ), взяточничество (ст. 290, 291, 291.1 УК РФ), служебный подлог (ст. 292 УК РФ). К группе экологических преступлений, посягающих на земельные ресурсы, - нарушение правил охраны окружающей среды при производстве работ (ст. 246 УК РФ), загрязнение вод (ст. 250 УК РФ) и морской среды (ст. 252 УК РФ), порча земли (ст. 254 УК РФ), незаконная рубка лесных насаждений (ст. 260 УК РФ), уничтожение или повреждение лесных насаждений (ст. 261 УК РФ) и другое. Типичным деянием, отнесенным законодателем к преступлениями в сфере экономической деятельности, является прежде всего регистрация незаконных сделок с землей (ст. 170 УК РФ), включающая следующие разновидности: регистрация незаконных сделок с землей, искажение сведений госу-

дарственного кадастра недвижимости, умышленное занижение размеров платежей за землю, если эти деяния совершены из корыстной или иной личной заинтересованности должностным лицом с использованием своего служебного положения.

Таким образом, из вышеприведенного перечня только ст. 170 УК РФ непосредственно определяет уголовную ответственность за нарушение порядка оборота земель. В связи с этим полагаем, что именно данная уголовно-правовая норма может являться центральной, системообразующей для формирования частной криминалистической методики расследования преступлений в сфере земельных правоотношений. Характерно, что, будучи помещенной в главу 22 УК РФ «Преступления в сфере экономической деятельности», указанная норма, по сути, представляет собой преступление должностное, ибо прямо указывает на признаки специального субъекта - должностного лица, использующего свое служебное положение.

В то же время данные деяния на практике зачастую осуществляются в совокупности. При этом с точки зрения криминалистических закономерностей преступности одни из них представляют собой способы приготовления, совершения и сокрытия преступлений либо способы, различные по уголовно-правовому составу преступлений с точки зрения криминалистики, сочетающиеся, сосуществующие, детерминирующие соответствующую следовую картину и предопределяющие иные криминалистически значимые обстоятельства преступлений. Указанные деяния, как уже отмечалось, объединяет прямая или косвенная принадлежность к их совершению должностных лиц, злоупотребляющих своим служебным положением и реализующих корыстные и иные низменные мотивы.

Криминалистика имеет в своем арсенале множество эффективных и интересных рекомендаций по раскрытию и расследованию различных видов и групп преступлений. Однако, что касается именно земельных преступлений, то в силу непродолжительности существования в постсоветской России такого явления, как рост преступлений, связанных с нарушением земельного законодательства экономической, служебной и коррупционной направленности, комплексная частная методика расследования этих деяний только начинает разрабатываться. Существующие частные методики, как правило, посвящены расследованию тех или иных вышеуказанных видов преступлений без привязки (за исключением экологических преступлений) к специфическому предмету преступного посягательства.

Учитывая, что качество расследования дел указанной категории нередко остается низким, обусловливая неопределенную судебную перспективу как по причине недостаточного профессионального опыта расследования данных деяний, так и вследствие осуществления виновными, их защитниками и иными лицами, действующими в их интересах мероприятий, направленных на противодействие расследованию, необходимо изменение подходов к изучению преступности указанной разновидности и разработке криминалистических мер борьбы. В частности, полагаем, что целесообразно создание комплексной (синтетической) частной криминалистической методики расследования преступлений, связанных с нарушением земельного законодательства, интегрировано предусматривающей типичные модели преступной деятельности (предусмотренные одновременно несколькими нормами уголовного закона) на этапе предкриминальной, криминальной и посткриминальной ситуации в соответствии с криминалистическим учением о механизме преступления. В свою очередь, разработанные закономерности преступной деятельности в сфере нарушения земельного законодательства послужат научными трамплинами для формирования теоретически выверенных и востребованных на практике криминалистических рекомендаций по повышению эффективности расследования данных деяний.

Литература

1. Жерновой М. В., Дорохов А. П. Состояние преступности в сфере оборота земли на территории Приморского края // Российский следователь. 2009. № 8.

2. Шевченко И. Г. Уничтожение и повреждение имущества в уголовном праве России: эволюция норм: автореф. дис. ... канд. юрид. наук. Самара, 2007.

3. Доклад заслуженного юриста РФ генерал-майора милиции Т. Н. Москальковой в Совете Федерации Федерального Собрания Российской Федерации. URL // http://www.mvdinform.ru/con-1еп1/574/5029/

4. Мирзаев З. М. Роль правоохранительных органов в профилактике регистраций незаконных сделок с землей // Российский следователь. 2006. № 11.

5. Чабанная Е. П., Данилова Е. В. Преступность в сфере оборота земли // Российский следователь. 2007. № 2.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.