УДК 343.98
doi: 10.24412/1999-625X-2024-394-230-234 5.1.4. Уголовно-правовые науки
Преступления, совершенные на железнодорожном транспорте, как объект криминалистического исследования
Владимир Иванович Щукин
кандидат юридических наук, доцент, профессор кафедры криминалистики 1, И [email protected]
Алексей Михайлович Журбенко
кандидат экономических наук, доцент кафедры криминалистики 1, И [email protected] 1 Белгородский юридический институт МВД России имени И. Д. Путилина (Белгород, Россия)
В статье рассматриваются вопросы, затрагивающие актуальность изучения преступлений, совершенных на железнодорожном транспорте, которая в значительной степени обусловлена необходимостью повышения качества расследования данной категории преступлений. Специфика функционирования железнодорожного транспорта, его отдельных объектов оказывает влияние на криминальную деятельность в этой сфере. Преступления, совершенные на железнодорожном транспорте, представляют собой важный объект криминалистического исследования, так как они имеют отличительные особенности. К общим криминалистическим признакам, объединяющим данные преступления, следует отнести характеристику способа совершения преступления, факторы, влияющие на его выбор, обстановку совершения, личность преступника. Деятельность по раскрытию и расследованию рассматриваемых преступлений характеризуется рядом обстоятельств, связанных с расстоянием, временем, движением и экономической обусловленностью.
Ключевые слова: железнодорожный транспорт, перевозка грузов, перевозка пассажиров, преступления, криминалистические признаки, расследование преступлений
Для цитирования: Щукин В. И., Журбенко А. М. Преступления, совершенные на железнодорожном транспорте, как объект криминалистического исследования // Научный вестник Омской академии МВД России. 2024. Т. 30, № 3(94). С. 230-234.
Crimes committed on the Railway Transport as the Object of Forensic Study
Vladimir I. Shchukin
Candidate of Science (in Law), Associate-Professor, Professor at the chair of Criminalistics 1, И [email protected]
А^ву М. Zhurbenko
Candidate of Science (in Economics), Associate-Professor, Associate-Professor at the chair of Criminalistics 1,
1 the Belgorod Law Institute of the Russian Ministry of Internal Affairs named after I. D. Putilin (Belgorod, Russia)
The article deals with the issues concerning the relevance of the study of crimes committed on railway transport, which is largely determined by the need to improve the quality of investigation of this category of crimes. The specifics of functioning of railway transport and of its individual objects has an impact on criminal activity in this area. Crimes committed on railway transport are an important object of forensic study, as they have features that distinguish them from crimes committed elsewhere. The general forensic features that unite these crimes include the characteristics of the method of committing the crime, factors influencing its choice, the environment in which it was committed, and the identity of the offender. The actions related to detection and investigation of the crimes under study are characterized by a number of circumstances connected with distance, time, movement and economic dependency.
Keywords: railway transport, carriage of goods, carriage of passengers, crimes, forensic features, investigation of crimes
Citation: Shchukin V. I., Zhurbenko А. М. Crimes committed on the Railway Transport as the Object of Forensic Study. Scientific bulletin of the Omsk Academy of the Ministry of the Interior of Russia. 2024. Vol. 30, No 3(94). Pp. 230-234 (In Russ.).
Железнодорожный транспорт, являясь значительной частью экономики, обеспечивает эффективную, надежную и устойчивую перевозку грузов на внутренних и на международных направлениях,
пассажирские перевозки, особенно на длинные расстояния. Развитие железнодорожной инфраструктуры способствует созданию новых рабочих мест, повышению уровня жизни населения и стимулирует
экономический рост через инвестиции в строительство и обслуживание железнодорожных систем, что в свою очередь способствует экономическому развитию регионов, облегчая доступ к рынкам, сырью и ресурсам.
Выделим основные функции железнодорожного транспорта.
1. Перевозка грузов. Данный вид транспорта является одним из основных средств перевозки грузов (в 2023 г. —2947,9 млн тонн).
2. Перевозка пассажиров. Железнодорожный транспорт выполняет важную функцию в сфере пассажирских перевозок, предоставляя возможность для быстрой и удобной перевозки людей на большие и малые расстояния (пассажирооборот в 2023 г. оценивается в 502,2 млрд. пасс-км)1.
Специфика функционирования железнодорожного транспорта, его отдельных объектов оказывает влияние на криминальную деятельность в этой сфере. Так, значительные расстояния железнодорожных путей делают их более уязвимыми для криминальных действий, таких как кражи грузов, особенно на малых станциях, разъездах.
Большие объемы материальных ценностей, перевозимых железнодорожным транспортом, часто являются объектом посягательства преступников. Активный пассажиропоток на железнодорожном транспорте криминальные элементы могут использовать для совершения преступлений (кражи, мошенничество, террористические акты), а также для их сокрытия.
Преступления, совершенные на железнодорожном транспорте, представляют собой важный объект криминалистического исследования, так как они имеют особенности, которые отличают их от преступлений, совершенных в других местах.
Во-первых, железнодорожный транспорт представляет собой особое пространство, где преступления могут иметь место как в вагонах, так и на станциях. Наличие большого количества людей, движение поездов, а также специфика работы персонала обусловливают особенности совершения и раскрытия преступлений в данной сфере.
Во-вторых, криминалистическое исследование преступлений на железнодорожном транспорте включает изучение таких аспектов, как оценка места преступления, сбор и анализ следов, обнаружение улик, идентификация подозреваемых, а также восстановление хронологии событий. Эти процессы имеют специфику, связанную с местом совершения.
Классифицируя преступления, совершаемые на железнодорожном транспорте, следует выде-
лить виды, доминирующие в уголовной статистике в 2023 г.:
— кража чужого имущества (11 656), из них кража грузов (1527);
— мошенничества (1214);
— незаконный оборот наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов (8364.)
Всего в 2023 г. количество зарегистрированных преступлений, совершенных на железнодорожном транспорте, составило 31 942. Следует отметить, что значительное число преступлений (9169) совершено лицами, ранее совершавшими преступления.
Отдельные виды, группы преступлений, совершенных на железнодорожном транспорте, стали объектами научных исследований таких ученых, как А. М. Нудельштейн [1], О. В. Цуканова [2], О. П. Трибунов [3], А. Л. Пермяков [4], Е. А. Малыхина [5], А. Е. Антонов [6]. Они рассматривали факторы, влияющие на преступления данной категории. Осуществлялась разработка частных криминалистических методик расследования конкретных видов преступлений, совершаемых на данном виде транспорта, тактики отдельных следственных действий, решения практических задач, связанных с эффективностью информационно-познавательной деятельности при раскрытии и расследовании преступлений указанной категории, разработкой рекомендаций по эффективному участию в этом процессе специалистов.
«При всем различии уголовно-правовых характеристик и квалификаций преступлений они могут входить в одну родственную в криминалистическом отношении группу преступлений. Они имеют сходство не только в части ряда важных признаков их криминалистических характеристик, но и принципов, подходов, средств их выявления и расследования» [7, с. 56]. Именно такой подход, предложенный Л. В. Бертовским в рамках своей научной работы, обусловил исследование в целях разработки общих положений криминалистической методики расследования преступлений, совершаемых на железнодорожном транспорте. Ее реализация весьма проблематична, так как преступления в этой сфере достаточно разнообразны по способу совершения, по следам, оставленным на месте происшествия, субъекту преступления.
С учетом этого следует обратить внимание на общие криминалистические признаки, объединяющие указанную категорию преступлений.
На наш взгляд, к таковым можно отнести характеристику способа совершения преступления, а также факторы, влияющие на его выбор, обстановки совершения преступления; личность преступника.
1 URL: ЬИр8://мвд.рфМе]а1е1по8І/8Іай8йс8 (дата обращения: 22.02.2024).
На действия преступника по подготовке, совершению и сокрытию преступлений, совершаемых на железнодорожном транспорте, могут оказывать влияние различные субъективные и объективные факторы. К первым можно отнести следующие наиболее значимые факторы:
— наличие у преступника опыта совершения преступлений на железнодорожном транспорте. Анализ уголовной статистики свидетельствует, что значительная часть лиц, совершивших преступления на железнодорожном транспорте, ранее были судимы и, как правило, за совершение преступлений в этой сфере;
— служебное положение преступника и его знание правил перевозки грузов, пассажиров, организации работы различных служб железнодорожного транспорта, технологического процесса работы станций.
Большая часть лиц, привлеченных к уголовной ответственности за совершение преступлений, совершенных на железнодорожном транспорте, являлись работниками учреждений данного вида транспорта.
Существенное значение для выявления и раскрытия рассматриваемых преступлений имеет «закономерная связь преступлений с профессиональной деятельностью, а также закономерностями, которые лежат в основе этой деятельности» [8, с. 98].
Однако следует признать, что связь субъекта преступления с железнодорожным транспортом является не основным характеризующим признаком при анализе преступлений рассматриваемой категории, а лишь отправной точкой. Например, «в ночное время суток можно без проблем вскрыть закрытый либо запломбированный вагон» [9, с. 27], даже не обладая существенными знаниями в железнодорожной отрасли.
Исходя из этого, следует отметить, что субъектом преступлений, совершенных на железнодорожном транспорте, может быть:
— лицо, являющееся работником железнодорожного транспорта и обладающее по роду своей деятельности знаниями технологических особенностей перевозочного процесса и функционирования отдельных объектов;
— лицо, не являющееся работником железнодорожного транспорта, но обладающее знаниями в области функционирования железнодорожного транспорта, достаточными для совершения преступления в этой области.
К числу основных объективных факторов, оказывающих влияние на выбор способа при совершении преступлений на железнодорожном транспорте, следует отнести:
— особенности обстановки и места совершения преступления, с учетом конструктивной специфики подвижного состава данного вида транспорта, а также объектов инфраструктуры;
— время совершения преступления и его взаимосвязь с технологическими процессами, определяющими движение подвижного состава, его нахождение на станции и в пути следования.
— качественные и количественные характеристики перевозимых грузов, носильных вещей пассажиров и иного имущества, а также степень их защищенности и охраны [10, с. 23].
Обстановка, в которой совершается преступление, характеристика непосредственного места происшествия играют важную роль в планировании и совершении преступлений. По мнению О. П. Гри-бунова, «закономерности места преступления детерминируют возможность реализации виновными определенного способа совершения и сокрытия преступного деяния, требующего наличия у виновных соответствующих знаний и навыков. В пределах типичного места совершения преступления, в результате противоправных действий виновных в отношении предмета преступного посягательства, образуется соответствующая следования картина» [11, с. 61].
С учетом этого следует отметить, что к объектам железнодорожного транспорта, которые в оперативном плане обслуживаются органами внутренних дел на транспорте, относятся:
— железнодорожные пути на перегонах и железнодорожных станциях, предназначенные для осуществления операций по приему и отправлению поездов, приему и выдаче грузов;
— железнодорожные станции, строения, сооружения и помещения, инженерные системы и системы жизнеобеспечения, объекты локомотивного и вагонного хозяйства [12, с. 63].
В ведомственных нормативных документах объекты транспорта делятся на две достаточно большие группы. Это объекты подвижного состава и территориальные объекты транспортной инфраструктуры. Это обусловлено передвижением одних объектов и стационарным расположением других.
Специфика функционирования указанных видов объектов транспорта важна для линейных органов внутренних дел с точки зрения процесса обнаружения преступлений и их расследования. Характеристики данных объектов, технологических процессов, в которые они вовлечены, оказывают непосредственное влияние на способ совершения преступления в указанной сфере, способ сокрытия следов, а также предмет посягательства.
Преступники могут выбирать определенное время для совершения преступления, исходя из уровня охраняемости объекта, времени функционирования, нахождения в нем работников железной дороги, пассажиров. Могут планировать возможность безопасного ухода с места преступления, если
оно сопряжено с большим скоплением пассажиров, станционных зданий либо находится в подвижном составе.
Характерной особенностью преступлений на железнодорожном транспорте является то, что они могут совершаться на большом удалении от места проживания лиц, их осуществляющих. Но следует отметить, что преступники сбывают похищенное, как правило, вне объекта железнодорожного транспорта. Это обстоятельство влияет на раскрываемость рассматриваемых преступлений. Так, анализ статистики Управления на транспорте МВД России по Центральному федеральному округу свидетельствует, что раскрываемость краж чужого имущества в сфере пассажирских перевозок составляет 60,52%, мошенничества — 63,21% 2.
По мнению О. П. Грибунова, «организация деятельности по раскрытию и расследованию преступлений, совершенных на железнодорожном транспорте, характеризуется рядом обстоятельств, связанных с расстоянием, временем, движением и экономической обусловленностью, а именно расстояние между грузом, его собственником, местом назначения и получателя груза» [13, с. 4].
Указанные характеристики лежат в основе линейного принципа организации деятельности ОВД на транспорте. Пути повышения эффективности указанной деятельности, в том числе по раскрытию и расследованию преступлений, предполагают активное взаимодействие следователя (дознавателя) с другими органами, в том числе и территориальными ОВД. По мнению О. В. Цукановой, «взаимодействие будет максимально эффективным при условии его организации с учетом специфики совершенного преступления и особенностей функционирования железнодорожного транспорта. Содержание и объем взаимодействия напрямую зависят от це-
лей и организационно-правовых форм согласованной деятельности следователя с органом дознания» [14, с. 8].
Следующим направлением повышения эффективности деятельности по раскрытию и расследованию преступлений является широкое использование специальных знаний, том числе в области железнодорожного транспорта, отдельных его технологических процессов.
Так, анализ статистики Управления на транспорте МВД России по Центральному федеральному округу за 2023 г. свидетельствует, что с участием специалистов проведено 4342 осмотра мест происшествия, из которых по преступлениям всего 1278, что составляет 24,9% от общего количества зарегистрированных преступлений. Нагрузка на одного эксперта по производству осмотра мест происшествия составила 47,9%. С изъятием следов и объектов специалистами проведено 3605 осмотров мест происшествий. Количество осмотров с изъятием следов рук от общего числа проведенных осмотров по преступлениям составило 51,7% 3.
При исследовании проблем раскрытия и расследования преступлений, совершенных на железнодорожном транспорте, мы выделили ряд криминалистических признаков. К ним, по нашему мнению, относятся особенности обстановки и места совершения преступления; время совершения, обусловленное спецификой функционирования объектов данного вида транспорта; предмет посягательства; особенности деятельности по раскрытию и расследованию данных преступлений. Эти признаки объединяют указанную группу преступлений, что в последующем может стать основой формирования общих положений криминалистической методики расследования исследуемой категории преступлений.
Список источников
1. Нудельштейн А. М. Расследование хищений имущества пассажиров на железнодорожном транспорте : автореф. дис. ... канд. юрид. наук. М., 2008.
2. Цуканова О. В. Первоначальный этап расследования преступлений, совершаемых в пассажирских вагонах железнодорожного подвижного состава : автореф. дис. ... канд. юрид. наук. М., 2016.
3. Грибунов О. П. Теоретические основы и прикладные аспекты раскрытия, расследования и предупреждения преступлений против собственности, совершаемых на транспорте : дис. ... д-ра юрид. наук. Ростов н/Д, 2016.
4. Пермяков А. Л. Методика расследования мошенничества, связанного с осуществлением инвестиционных проектов на предприятиях железнодорожного транспорта : автореф. дис. . канд. юрид. наук. Ростов н/Д, 2016.
5. Малыхина Е. А. Методика расследования хищений комплектующих деталей объектов железнодорожного транспорта : автореф. дис. ... канд. юрид. наук. Ростов н/Д, 2018.
2 Там же.
3 Там же.
6. Антонов А. Е. Поисково-познавательная деятельность и ее особенности в ситуациях расследования преступлений на железнодорожном транспорте и объектах транспортной инфраструктуры : дис. канд. ... юрид. наук. Белгород, 2018.
7. Бертовский Л. В. Проблемы теории и практики выявления и расследования преступного нарушения правил экономической деятельности : автореф. дис. ... д-ра юрид. наук. М., 2005.
8. Лапин В. О. Преступления в сфере предпринимательской деятельности как объект криминалистического исследования // Труды Академии управления МВД России. 2020. № 2(54).
9. Гришин Д. А., Вилачева М. Н., Сошникова И. В. Хищение груза из подвижного железнодорожного состава: вопросы квалификации и расследования // Российское право: образование, практика, наука. 2019. № 3.
10. Кузнецов А. А, Курбатова М. И. Расследование краж грузов из подвижного состава железнодорожного транспорта : монография. Омск, 2009.
11. Грибунов О. П. Обстановка совершения преступлений как ключевой элемент криминалистической характеристики преступлений, совершаемых на железнодорожном транспорте // Известия ТулГУ. Экономические и юридические науки. 2013. № 5.
12. Захаров А. А., Феоктистова Е. Е. Характеристика наиболее распространенных преступлений, совершаемых на объектах железнодорожного транспорта // Научный портал МВД России. 2016. № 4.
13. Грибунов О. П. Технические средства фиксации, используемые при проведении осмотра места происшествия по факту хищений грузов на железнодорожном транспорте // Российский следователь. 2015. № 16.
14. Цуканова О. В. Особенности взаимодействия следователя с органами дознания при расследовании преступлений, совершенных на объектах железнодорожного транспорта // Российский следователь. 2015. № 19.