V.S. Korostelyov, post-graduate student of the chair of criminal law and criminology of Samara state University; e-mail: [email protected]
Crimes against interests of service in commercial and other organizations in classification line of crimes against service
Appropriateness of retention of group of norms devoted to liability for crimes against interests of service in commerce and other organizations as separate structural component of criminal law is proved in the article, target of that crimes as main criteria of systematization of national criminal legislation is analyzed, special suggestions for improvement of structure of Special Part of Criminal Code of Russian Federation are formulated.
Key words: crimes against service; crimes against interests of government service and service in bodies of local self-governments, crimes against interests of service in commercial organizations and other organizations.
Коростелев Владимир Сергеевич
аспирант кафедры уголовного права и криминологии Самарского государственного университета
(e-mail: [email protected])_
Преступления против интересов службы в коммерческих и иных организациях в классификационном ряду служебных преступлений
В статье обосновывается целесообразность сохранения группы нормативных положений об ответственности за преступления против интересов службы в коммерческих и иных организациях в качестве самостоятельного структурного компонента уголовного закона. Проанализирован объект указанных преступных посягательств как основной критерий систематизации отечественного уголовного законодательства, сформулированы отдельные предложения по усовершенствованию структуры Особенной части УК РФ.
Ключевые слова: служебные преступления; преступления против интересов государственной службы и службы в органах местного самоуправления; преступления против интересов службы в коммерческих и иных организациях.
Появление гл. 23 «Преступления против службы в коммерческих и иных организациях» в современном уголовном законодательстве России явилось результатом правовых реформ 90-х гг. прошлого столетия, обусловленным строгим различением публичных и частных секторов экономики и управления в условиях становления и развития рыночной системы хозяйствования. Эта новелла воспринята позитивно отдельными правоведами [1]. Однако у нее есть и оппоненты. Так, А.В. Ташкинов и С. Гордейчик предлагают исключить главу 23 из уголовного закона с перенесением соответствующих нормативных положений в главу 16 «Преступления против жизни и здоровья», гл. 19 «Преступления против конституционных прав и свобод человека и гражданина» и гл. 22 «Преступления в сфере экономической деятельности» УК РФ [2, с. 10, 24; 3, с. 19]. По мнению Д.А. Гришина и А.В. Шнитенкова, целесообразно объединение
норм о служебных преступлениях в одной гл. [4, с. 9; 5, с. 9, 17].
На наш взгляд, группа норм о преступлениях против интересов службы в коммерческих и иных организациях должна быть сохранена в системе Особенной части российского уголовного закона в качестве относительно автономного структурного компонента. Вместе с тем целесообразно изменение, как ее названия, так и месторасположения в Особенной части УК РФ.
Что касается названия указанной нормативной группировки, вряд ли обоснованно использование в наименовании соответствующего «нормоблока» такой категории как «служба» [6, 11-14]. Как известно, в положениях Федеральных законов от 25 апреля 2003 г. № 58-ФЗ «О системе государственной службы Российской Федерации» и от 7 февраля 2007 г. № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» категория «служба» увязана толь-
140
ко с публичным сектором власти, управления и экономики. Кроме того, в соответствии с Гражданским кодексом РФ и иными источниками гражданского и корпоративного права «службы» в коммерческих и иных организациях не существует; здесь имеет место «управление делами» и «управление деятельностью» юридического лица.
Как представляется, группа норм о преступлениях лиц, использующих управленческие полномочия в коммерческих и иных организациях, должна быть переименована с учетом названия гл. 30 «Преступления против государственной власти, интересов государственной службы и службы в органах местного самоуправления» УК РФ, нормативные положения в которой по своему содержанию являются «родственными» с анализируемыми предписаниями. В этой связи предлагаем рассматриваемый «нормоблок» назвать «Преступления против интересов управления в коммерческих и иных организациях».
При решении вопроса о месте группы норм об ответственности за преступления против интересов управления в коммерческих и иных организациях в структуре Особенной части УК РФ следует, прежде всего, обратиться к объекту посягательства как основному критерию законодательной систематизации. Как известно, основным объектом этих преступлений по действующему закону являются экономические отношения; напомним, что указанные деликты описаны в нормативных положениях гл. 23, размещенной в разделе VIII «Преступления в сфере экономики». Однако, как показывают материалы практики, нередко указанные преступления посягают на отношения, складывающиеся вне сферы экономики. Так, капитан морского судна М., выполнявший управленческие функции в коммерческой организации, был привлечен к уголовной ответственности по совокупности преступлений, предусмотренных ч. 1 ст. 201 и ч. 2 ст. 253 УК. По ч. 1 ст. 201 он осужден за то, что нарушил государственный порядок эксплуатации водных биологических объектов путем проведения незаконной разработки природных ресурсов исключительной экономической зоны РФ, причинив ущерб экологии [7]. Как видно, виновным был совершено посягательство на экологический правопорядок, который по уголовному закону не охватывается экономической сферой. Согласно материалам другого дела, И. и Б. - работники частной охранной организации, были обвинены в совершении преступления, предусмотренного ч. 2 ст. 203 УК. Последние в нарушение положений ст. 17 Закона РФ 1992 г. «О частной детективной и охранной деятельности» вне охраняемой торговой точки применили физическую силу и огнестрельное оружие, а также
использовали специальные средства задержания в отношении О. Очевидно, что совершенным виновными лицами посягательством были затронуты интересы личности (которые, как известно, также лежат вне сферы экономики), на что обратил внимание в своем решении и суд [8].
В силу близости норм о преступлениях против интересов службы в органах государственной власти, в органах местного самоуправления и управления в коммерческих и иных организациях логичным было бы закрепить законоположения об указанных деликтах в одном разделе и главе УК РФ. Это вполне можно сделать путем преобразования гл. 30 УК, а именно путем деления ее на два самостоятельных структурных компонента. В первом -предлагаем разместить нормативные положения об ответственности за преступления против интересов государственной службы и службы в органах местного самоуправления, а во втором - нормативные положения об ответственности за преступления против интересов управления в коммерческих и иных организациях.
Другой вопрос, связанный с юридической техникой, состоит в обозначении этих структурных компонентов гл. 30 уголовного закона. Ведь известно, что действующий УК не знает деления глав Общей и Особенной частей на обособленные структурные единицы. Здесь мыслимы самые различные варианты - к примеру, структурные части глав можно именовать «отделениями», «отделами», «параграфами», «подглавами» и пр. Возможно их цифровое обозначение: «1» и «2», «I» и «II» и др.
Как показывает историко-правовой анализ, деление глав на отделения имело место в уголовного законодательства царской и советской России. Так, в Уложении о наказаниях уголовных и исправительных 1845 г. отдельные его главы подразделялись на отделения. Например, в главе XI «О преступлениях и проступках чиновников по некоторым особенным родам службы» раздела V этого законодательного акта выделялось шесть отделений: «I. О преступлениях и проступках чиновников при следствии и суде», «II. О преступлениях и проступках чиновников по делам межевым», «III. О преступлениях и проступках чиновников полиции», «IV. О преступлениях и проступках чиновников крепостных дел и Нотариусов», «V. О преступлениях и проступках Казначеев и вообще чиновников, коим вверено хранение денежных сумм» и «VI. О противозаконных поступках чиновников при заключении подрядов и поставок, приеме поставляемых в казну вещей и производстве публичной продажи».
В УК РСФСР 1926 г. гл. I «Преступления государственные» его Особенной части состояла
141
из двух компонентов: «1. Контрреволюционные преступления» и «2. Особо для Союза ССР опасные преступления против порядка управления». По такому же принципу подразделялась гл. 1 «Государственные преступления» Особенной части УК РСФСР 1960 г.: «I. Особо опасные государственные преступления» и «II. Иные государственные преступления».
Деление глав на составные части присуще и зарубежному уголовному законодательству. Так, УК Франции знает размежевание глав на отделы. Последние, в свою очередь, подразделяются в ряде случаев на параграфы и подотделы. В частности, Глава V «О посягательстве на публичную администрацию Европейских сообществ, государств-членов Европейского Союза, других иностранных государств и публичных международных организаций» Раздела III Книги Четвертой этого закона делится на: Отдел I «О пассивной коррупции», Отдел II «Об активной коррупции» и Отдел III «Дополнительные наказания и ответственность юридических лиц». В свою очередь в Отделе II выделяется Подотдел 1 «Об активной коррупции функционеров Европейских сообществ, функционеров государств-членов Европейского Союза, членов учреждений Европейских сообществ» и Подотдел 2 «Об активной коррупции лиц, принадлежащих к иностранным государствам, иным, нежели государства-члены Европейского Союза, и к публичным международным организациям, иным, нежели учреждения Европейских сообществ».
В то же время Отдел III «О нарушениях служебного долга» Главы II «О посягательствах на государственное управление, совершенных лицами, осуществляющими публичные функции» Раздела III Книги Четвертой УК Франции разделен на 5 параграфов: § 1 «О незаконном взимании денежных сумм», § 2 «О пассивной коррупции и торговле влиянием, совершенных лицами, занимающими публичную должность», § 3 «О незаконном получении выгоды», § 4 «О посягательствах на свободу доступа и равенство кандидатов для участия в государственных контрактах и при учреждении предприятий публичной службы», § 5 «О незаконном изъятии и расхищении собственности» [9].
Обратим внимание также на структуру Гражданского кодекса РФ, Арбитражно-процессуального кодекса РФ и Кодекса торгового мореплавания РФ. Названные российские кодексы знают подразделение глав на параграфы, обозначаемые в тексте знаком «§».
Именно такой прием законодательной техники предлагается использовать и в рассматриваемом случае и, соответственно, разбить гл. 30 на две части. При этом название первой части этой главы целесообразно изложить в следующей редакции: § 1 «Преступления про-
тив интересов государственной службы и службы в органах местного самоуправления» . Что касается второй части гл. 30, считаем наиболее удачным следующее ее наименование: § 2 «Преступления против интересов управления в коммерческих и иных организациях».
Очевидно, что название соответствующих параграфов должно найти отражение в наименовании самой гл. 30. Как представляется, название этой главы необходимо изложить в такой редакции: «Преступления против интересов публичной службы и управления в коммерческих и иных организациях».
В случае реализации авторского подхода нормативные положения, содержащиеся в действующей редакции гл. 30 УК, следует расположить в § 1 авторской модели этой главы, а предписания, предусмотренные гл. 23 УК, перенести в § 2 указанной главы. При этом гл. 23 УК следует признать утратившей силу.
Предлагаемые пути оптимизации УК РФ со всей очевидностью коснутся и названия его раздела Х, которое следует расширить по объему. В науке предлагались в этой связи самые различные варианты наименования этого структурного компонента и его аналогов: «Преступления в сфере управления» [10, с. 11, 89], «Преступления против службы и управления» [11, с. 546], «Служебные преступления» [12, с. 11]. Принимая во внимание, что власть выражает собой отношения власть-подчинение, управление в публичном и частном секторах -реализацию этих отношений, в том числе посредством публичной службы, управления делами коммерческих и иных организаций, а также, что вместо категории «государственная власть» более правильно использовать категорию «публичная власть» , считаем возможным название раздела X УК РФ изложить в следующей редакции: «Преступления против публичной власти и управления».
1. Хорава А.М. Ответственность за злоупотреблениями полномочиями в коммерческих и иных организациях по уголовному праву России: автореф. дис. ... канд. юрид. наук. М.: 2008.
2. Ташкинов А. В. Уголовно-правовая политика государства в борьбе с преступлениями против интересов службы в коммерческих и иных организациях: автореф. дис. ... канд. юрид. наук. Нижний Новгород. 2008.
3. Гордейчик С. К вопросу о соотношении видовых объектов глав 22 и 23 Уголовного кодекса РФ // Уголовное право. 2004. № 3.
4. Гришин Д.А Уголовная ответственность за преступления в сфере интересов службы в коммерческих и иных организациях: автореф. дис. . канд. юрид. наук. Тюмень. 2008.
142
5. Шнитенков А. В. Ответственность за преступления против интересов службы: автореф. дис. ... д-ра юрид. наук. Омск. 2006.
6. Андреева Е.Г. Служебные преступления в сфере частной охранной и детективной деятельности / под ред. проф. В.Е. Эминова. М.: Пенатес-пенаты. 2001.
7. Приговор Петропавловск-Камчатского городского суда Камчатского края от 18 июня 2012 года по делу № 1-473/2012. URL: http://pkamchatsky.kam.sudrf.ru/modules.php7na me=bsr&op=show)_text&srv_num=1&id=4160001 1206201515217501000357957 (дата обращения - 20.10.2012).
8. Постановление Центрального районного суда города Красноярска от 16 мая 2011 года по делу № 1-187/2011. URL: http://centr.krk. sudrf.ru/modules.php7name=bsr&op=show_text& srv_num=1&id=246005611100316553610910005 75890 (дата обращения - 20.10.2012).
9. Уголовный кодекс Франции // Науч. ред. к.ю.н. доц. Л. В. Головко, к.ю.н., доц. Н.Е. Крыловой; пер. Н.Е. Крыловой. СПб.: 2002.
10. Безверхов А.Г. Должностные (служебные) преступления и проступки: дис. ... канд. юрид. наук. Казань. 1995.
11. Егорова Н.А. Теоретические проблемы уголовной ответственности за преступления лиц, выполняющих управленческие функции (управленческие преступления). Волгоград.: Перемена. 2006.
12. Солдатова Л.А. Злоупотребление полномочиями и превышение полномочий: авто-реф. дис. . канд. юрид. наук. Ульяновск. 2002.
13. Ремизов М.В. Дифференциация уголовной ответственности за преступления против интересов публичной службы (гл. 30 УК РФ): дис. ... канд. юрид. наук. Ярославль. 2004.
1. Horava A.M. Liability for abuse of powers in commercial and other organizations according to criminal law of Russia: Autoref.dis. ... master of law. M, 2008.
2. Tashkinov A.V. Policy of criminal law in struggle with crimes against interests of service in
commercial and other organizations: Autoref.dis. ... master of law. Nizhny Novgorod. 2008.
3. Gordeichik S. To the question about correlation of specific object of chapters 22 and 23 of Criminal Code of Russian Federation // Legal law. 2004. № 3.
4. Grishin D.A. Criminal liability for crimes in the sphere of interests of service in commercial and other organizations: Autoref.dis. ... master of law. Tyumen. 2008.
5. Shnitenkov A.V. Liability for crimes against interests of service: Autoref.dis. ... doctor of law. Omsk. 2006.
6. Andreeva E.G. Official crimes in the sphere of private security and detective activities / editor professor V.E. Eminov. M.: Penates-penaty. 2001.
7. Sentence of Petropavlovsk-Kamchatkan city court of Kamchatka territory of 12 June 2012 on case № 1-473/2012. URL: http://p-kamchatsky. kam.sudrf.ru/modules.php?name=bsr&op=show)_ text&srv_num =1&id=416000112062015152175 01000357957 (date of appeal - 20.10.2012).
8. Writ of Central district court of Krasnoyarsk of 16 May 2012 on case № 1-187/2011. URL: http://centr.krk.sudrf.ru/modules.php?name=bsr&o p=show_text&srv_num=1&id=2460056111003165 5361091000575890 (date of appeal -20.10.2012).
9. Criminal Code of France // Scientific editor, master of law, docent L.V. Golovko, master of law, docent N.E. Krilova; translation by N.E. Krilova. SPb., 2002.
10. Bezverkhov A.G. Official (against service) crimes and misbehaviors: dis. ... master of law. Kazan. 1995.
11. Egorova N.A. Theoretical problems of criminal liability for crimes of individuals, fulfilling administrative functions (administrative crimes). Volgograd: Peremena. 2006.
12. Soldatova L.A. Autoref.dis. ... master of law.. Ulyanovsk. 2002.
13. Remizov M.V. Differentiation of criminal liability for crimes against interests of public service (chapter 30 of Criminal Code of Russian Federation): dis. ... master of law. Yaroslavl. 2004.
143