Научная статья на тему 'ПРЕСТУПЛЕНИЯ НА ПОЧВЕ НЕНАВИСТИ КАК НОВЫЙ ВЫЗОВ XXI ВЕКА: ОПЫТ МАЛЬТЫ'

ПРЕСТУПЛЕНИЯ НА ПОЧВЕ НЕНАВИСТИ КАК НОВЫЙ ВЫЗОВ XXI ВЕКА: ОПЫТ МАЛЬТЫ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
55
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Образование и право
ВАК
Область наук
Ключевые слова
преступления на почве ненависти / дискриминация / буллинг / моббинг / Мальта / законодательство.

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Мельник С.С., Шестак В.А.

Статья посвящена анализу преступлений на почве ненависти как одной из наиболее актуальных проблем на территории Мальты. Авторами предложена институциональная характеристика этой категории преступлений по действующему законодательству Мальты, а также выделены основные исторические вехи формирования этой системы. Были выявлены некоторые недостатки в системе противодействия преступлениям на почве ненависти, а также предложены пути их решения, с учетом основополагающих принципов криминологической и уголовно-правовой науки.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ПРЕСТУПЛЕНИЯ НА ПОЧВЕ НЕНАВИСТИ КАК НОВЫЙ ВЫЗОВ XXI ВЕКА: ОПЫТ МАЛЬТЫ»

DOI: 10.24412/2076-1503-2022-5-383-387 NIION: 2018-0076-5/22-718 MOSURED: 77/27-023-2022-5-917

МЕЛЬНИК Святослав Сергеевич,

Московский государственный институт международных отношений (университет) Министерства иностранных дел Российской Федерации, e-mail: big-benac@ yandex.ru

ШЕСТАК Виктор Анатольевич,

доктор юридических наук, доцент, профессор кафедры уголовного права, уголовного процесса и криминалистики, Московский государственный институт международных отношений (университет) Министерства иностранных дел Российской Федерации, e-mail: shestak.v.a@mgimo.ru

ПРЕСТУПЛЕНИЯ НА ПОЧВЕ НЕНАВИСТИ КАК НОВЫЙ ВЫЗОВ XXI

ВЕКА: ОПЫТ МАЛЬТЫ

Аннотация. Статья посвящена анализу преступлений на почве ненависти как одной из наиболее актуальных проблем на территории Мальты. Авторами предложена институциональная характеристика этой категории преступлений по действующему законодательству Мальты, а также выделены основные исторические вехи формирования этой системы. Были выявлены некоторые недостатки в системе противодействия преступлениям на почве ненависти, а также предложены пути их решения, с учетом основополагающих принципов криминологической и уголовно-правовой науки.

Ключевые слова: преступления на почве ненависти, дискриминация, буллинг, моб-бинг, Мальта, законодательство.

MELNIK Svyatoslav S.,

MGIMO University

SHESTAK Viktor A.,

Doctor of Law, Associate Professor, MGIMO University

HATE CRIMES AS A NEW CHALLENGE OF THE XXI CENTURY:

MALTA'S EXPERIENCE

Annotation. The article is devoted to the analysis of hate crimes as one of the most crucial problems in Malta. The authors propose a description of the historical backgrounds for the formation of this category of crimes, as well as an analysis of the legislation and its evolution. Shortcomings in the denial of hate crimes were identified, and ways to solve them were proposed, taking into account the fundamental principles of criminological and criminal law science.

Key words: Hate crimes, discrimination, harassment, bullying, mobbing, Malta, legislation.

Стечением времени и развитием информационных технологий проблема защиты прав и законных интересов граждан в интернете стала одной из наиболее актуальных для подавляющего большинства цивилизованных стран. А преступления на почве ненависти (eng. hatecrimes) стали еще одним новым вызовом XXI в.

Концепция преступлений на почве ненависти появилась в США в конце 1970-х годов и в

дальнейшем была заимствована многими государствами [1]. Ключевой особенностью этой категории преступлений является воздействие на психическое состояние жертвы, при этом мотивом такого поведения выступают не личные качества человека (могут быть дополнительным критерием при совершении преступления, но не основным), а его принадлежность к какой-то социальной группе (перечень таких объединений не ограничен). Правовое регулирование осуществляется в

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 5 • 2022

различных государствах неодинаково, в основе формирования правовой базы лежат различные факторы. Конститутивным является выбранный в государстве общий криминологический подход к отрицанию криминала, который предопределяет методы и способы воздействия на преступность. Отдельное внимание уделяется историческим особенностям формирования правовых и государственных институтов, а также культурным связям и их значению в отдельно взятой стране [2].

Опыт противодействия Мальты преступлениям на почве ненависти представляет особый интерес. Характеризуются эти противоправные деянияздесь особым отношением преступника к определенному человеку или группе людей, и это выражается в дискриминации и / или ущемлении прав из-за принадлежности жертвы к определенному этносу, религиозному течению, ориентации, гендерной идентичности и пр. Формирование системы воздействия на преступность, как и права в целом на территории этой страны неразрывно связано с Великобританией, однако на этот процесс в определенной мере повлияли Франция, Османская и Российская империи. Исторические предпосылки развития законодательства Мальты позиционировали это государство как уникальное в рамках исследования сочетаний различных характеристик правовых систем и правовых методов.

Уголовное и уголовно-процессуальное законодательство в стране имеет определенную специфику, основным источником правового регулирования является единый кодифицированный акт, где Уголовный кодекс и Уголовно-процессуальный кодекс соотносятся как книга 1 и 2 соответственно (далее - УКМ и УПКМ)[3]. Криминализация категории преступлений на почве ненависти началась в 2002 г., нормативно-правовое регулирование на данный момент пока далеко от совершенства. В 2020 г. рост этих преступлений на территории Мальты был выше на 24% по сравнению с предыдущим годом, достигнув самого высокого за всю историю государства удельного веса в 12.6% от общего количества зарегистрированных преступлений. Больше всего зарегистрированных случаев приходится на причинение психологического вреда - 316 (рост на 46% по сравнению с аналогичными показателями в 2019 г.)[4].

Практика свидетельствует, что преступления на почве ненависти могут совершаться как при личном общении, так и с использованием сети Интернет. При этом они всегда вызывают у жертвы чувство незащищенности, состояние патологического страха, злости, стыда, изолированности, собственной бесполезности или даже депрессии [5]. Регулируются они в особенной части уголовного закона положениями статей 82А, 82С, 83В,

83С, 222А, 25Ю и 325А, - они и являются единой системой, образующей категорию преступлений на почве ненависти [5].

Статья 82А, которая относится к разделу преступлений против общественного порядка, является конститутивной для понимания признаков, на основе которых определяются преступления на почве ненависти. Они включают в себя оскорбительное поведение или выражения, так же изображение различных материалов или любое иное поведение, которое направлено на разжигание ненависти или насилия по отношению к другому лицу или группе лиц по признаку пола, гендерной идентичности, ориентации, расы, цвета кожи, этнического происхождения, возраста, религиозных или политических убеждений. Эти признаки неоднократно дублируются в других статьях, и могут раскрываться с определенными особенностями в зависимости от раздела УКМ и совершенного противоправного деяния.

Статья 82С устанавливает ответственность за публичные призывы или отрицание преступлений против мира (в п. 2 уточняется, что это касается только преступлений агрессии и ведения войны, нарушающей нормы международного права), которые направлены против лица или группы лиц по тем признакам, которые были указаны выше. Для наступления уголовной ответственности необходимо, чтобы это было выражено в призывах к совершению насилия или возникновению ненависти к определенному лицу или группе лиц, или чтобы такие действия нарушали общественный порядок, представляли реальную угрозу или носили оскорбительный характер.

УКМ также предусматривает специальный раздел, который регулирует общие положения, применимые к преступлениям, которые совершаются на почве расовой ненависти, возраста или инвалидности, мотивированные ксенофобией или гомофобией. Он появился относительно недавно, в 2009 г., но поправки конкретно по «тендерному вопросу» были внесены лишь в 2012 г., в связи с особой актуальностью этого вопроса для Мальты и активной поддержкой правозащитными организациями. Единичные изменения вносились также в 2014 и 2021 гг. По сути, ст. 83В и 83С закрепляют требование об увеличении наказания за совершение любого преступления, без привязки к какому-либо составу, как для физических, так и для юридических лиц, если оно сопряжено (полностью или частично) с ненавистью к лицу или группе лиц по признакам, установленным в ст. 82А.

Отдельное внимание стоит уделить правовому регулированию преступлений на почве ненависти, которое установлено в разд. VIII УКМ (преступления против личности). Фактически в этом разделе раскрывается особая юридическая при-

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 5 • 2022

рода этих преступных деяний. Здесь законодатель предусматривает ужесточение наказания за совершение ряда преступлений, когда мотивом совершения является нетерпимость в отношении принадлежности жертвы к определенной социальной группе.

Например, причинение вреда здоровью является уголовно наказуемым деянием, как и в большинстве цивилизованных стран, которое регулируется в Подразделе II (умышленные преступления против личности). Статья же 222А устанавливает отягчающие обстоятельства для данных преступлений. То есть любое причинение вреда здоровью, когда оно сопряжено с принадлежностью лица или группы лиц к определенному полу, ориентации, расе, религиозной группе, будет наказываться на одну или две степени строже, чем предусмотрено в простых, не квалифицированных составах. Для квалификации необходимо, чтобы виновный продемонстрировал такую враждебность или неприязнь по отношению к жертве (может быть исполнено как до, так и после факта совершения преступления).

Подраздел IX УКМ устанавливает ответственность за совершение угроз, домашнего насилия и преследования. Данный раздел также, по сути, регулирует преследование (stalking), моб-бинг, буллинг и приставание (harassment). Признаки этих деяний раскрываются положениями отдельных статей, а доктринальные позиции в отношении каждого из них могут существенно различаться. В отношении моббинга, например, существует особая позиция, по которой он является видом буллинга, но совершается группой лиц, а не отдельным человеком [6]. Иногда все эти преступления включают в категорию преступлений на почве ненависти. Однако по смыслу УКМ это не совсем правильно, т.к. они могут совершаться по мотивам ненависти и неприязни, в таком случае предусматривается более строгое наказание, но, так же, как и в случае противоправного причинения вреда здоровью, они являются самостоятельными составами.

Статья 251А УКМ регулирует преследование и предусматривает, что любое лицо, которое ведет себя так, что такое поведение является равносильным унижению человеческого достоинства, подлежит уголовной ответственности [6]. В ч. 2 вышеуказанной статьи поясняется, что такие действия должны осуществляться умышленно. На этом примере можно увидеть реализацию принципа «вне разумного сомнения» - явно прослеживается исторический отпечаток, наложенный периодом колонизации Великобританией [7], - т.е. любое лицо, в аналогичной ситуации, с учетом имеющейся информации, посчитает, что такие действия можно охарактеризовать как преследо-

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 5 • 2022

вание другого лица. Если же такое преследование осуществляется из-за того, что лицо принадлежит к какой-либо религиозной группе, политической группе или возрастной группе (полный перечень также полностью покрывается ст. 82АУКМ), то это является отягчающим обстоятельством и требует соразмерного увеличения уголовной ответственности на одну или две степени.

По смыслу ст. 251АА УКМ термин «преследование» может включать в себя и приставание. Характеризуется это слежкой за лицом, непрекращающимися попытками связаться с жертвой любым возможным способом и постоянным отслеживанием использования преследуемым лицом интернета, электронной почты и других электронных сервисов. Все эти факторы могут воздействовать на психологическое состояние потерпевшего лица, особенно в случае осуществления таких действий на почве ненависти и нетерпимости. При этом само по себе приставание не перестает быть самостоятельным составом, а лишь будет требовать дополнительной квалификации.

При этом открытым является вопрос дальнейшего развития категории преступлений на почве ненависти, т.к. она включает в себя признаки известного, например, российской правовой системе экстремизма, и психологического насилия, которое охватывается преследованием и приставанием. На данный момент можно говорить о том, что на Мальте нет четкого разграничения между ними. В некоторых источниках их также могут объединять в одну группу, но можно выделить сущностный признак - мотив, любое преступление, которое совершается из-за неприязни, может признаваться преступлением на почве ненависти. Этот тезис подтверждает и ст. 325АУКМ, которая устанавливает наступление более строгой уголовной ответственности за преступления против собственности, если они совершаются по мотивам ненависти или нетерпимости из-за принадлежности лица к определенной социальной группе.

На этом правовое регулирование преступлений на почве ненависти не исчерпывается, помимо УКМ есть иные специальные законы и подзаконные акты. Одним из них является Закон «О жертвах преступлений», который устанавливает обязанность по фактической оценке состояния пострадавших после преступлений на почве ненависти [8]. В отдельных случаях, когда это необходимо для восстановления и поддержки пострадавших, предоставляется специализированная психологическая помощь.

Для того чтобы оказывать квалифицированную помощь, а также проводить мониторинг и специальные исследования (социологического, правового и прикладного характера) был принят

специальный акт об учреждении отдельного органа в структуре исполнительной власти мальтийского государства (victimsupportagency)[9].

На Мальте исследователями изучалось и психологическое состояние жертвы. Целью такого исследования было разграничение отдельных составов преступлений, и выработка эффективных психологических мер реабилитации пострадавших. Преследование или буллинг, к примеру, могут вызывать чувство патологического страха или даже депрессии, поэтому были разработаны и предложены способы восстановления пострадавших от таких действий. Было установлено, что у некоторых людей появляются неуверенность в себе, повышенный уровень тревожности и замкнутость, поэтому в государстве были предложены средства помощи, которые были адаптированы с целью индивидуального подхода к каждому человеку.

С развитием киберпреступности уполномоченные государственные органы стали активно следить за проявлением нетерпимости в социальных сетях, внедрять специальные алгоритмы для обнаружения и фиксации каждого такого случая для последующего анализа и квалификации. Для противодействия буллингу среди несовершеннолетних были разработаны и внедрены стратегии по противодействию издевательствам, а также принципы и формат оказания соответствующей психологической помощи. Презюмируется, что в отношении лиц, которые не достигли возраста 16 лет, такая поддержка является необходимым элементом формирования личностных качеств. Такие случаи могут рассматриваться в индивидуальном порядке, чтобы минимизировать психологический ущерб подростков и, как правило, эта процедура не предусматривает привлечение правоохранительных органов. Большое внимание уделяется повышению квалификации педагогических работников и психологов [10].

Такие меры направлены на противодействие преступлениям на почве ненависти, но являются они достаточными? У данной категории преступлений есть одно принципиальное свойство, которое сформировалось в судебной практике, -системность. Оно характерно для отдельных составов, преимущественно против личности, которое препятствует дальнейшему развитию средств правового регулирования.

Магистратский суд установил, что для того, чтобы деяние лица можно было признать приставанием (harassment), необходимо достаточное доказательство того факта, что жертва посягательства пострадала от этого не менее двух раз [11]. Так, в 2019 г. в деле ThepolicevsJeremiahAni обвиняемому вменялось использование насилия,

как психического, так и физического, в отношении своей жены [12]. Сообщалось об использовании угроз и нарушении охранного судебного приказа.

Квалифицировать эти действия как преследование удалось только благодаря нарушению решения предыдущего суда по запрету на приближение к потерпевшей, и представлению доказательств по факту неоднократного высказывания угроз в отношении потерпевшей. То есть, фактически, для того, чтобы лицо было привлечено к уголовной ответственности необходимо доказать, что такие действия совершались с определенной периодичностью, в отношении отдельных составов даже более двух раз (исключение - моббинг). При этом возможно сочетание преследования и буллинга, но правовая квалификация будет зависеть от количества таких совершенных противоправных деяний. Такой фактор позволяет говорить о незащищенности граждан, т.к. они могут нанести существенный психологический вред изначально, или деяния могут совершаться разными людьми, не связанными друг с другом, что не позволит это квалифицировать как моббинг. Именно это является существенным упущением системы противодействия преступлениям на почве ненависти.

Таким образом, преступления на почве ненависти на Мальте являются сущностной проблемой, требующей особого внимания со стороны государства и общества. Изменения, которые вносились в законодательство с 2002 г., позволяют говорить о постепенном развитии нормативной базы и расширении спектра уголовно наказуемых деяний. В различных разделах УКМ совершение преступного деяния по мотивам нетерпимости или неприязни является отягчающим обстоятельством, это дает определенный результат, позволяет оказывать квалифицированную помощь и поддержку пострадавшим, однако принятие дальнейших мер в этом направлении представляется просто необходимым шагом для формирования эффективного и комплексного подхода по противодействию экстремизму. Например, большинство преступлений совершается в сети Интернет, поэтому природу и специфику таких деяний необходимо неразрывно связывать с проявлением киберпреступности, в широком понимании данного термина. Так же фактор системности, который был выработан в судебной практике в отношении преступлений против личности, оказывает значительное влияние на квалификацию деяния, использование его в качестве основы привлечения к уголовной ответственности в определенной степени затрудняет дальнейшее совершенствование системы противодействия преступлениям на почве ненависти.

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 5 • 2022

Список литературы:

[1] Jennes V., Hate crime. - Электронный ресурс. URL: https://www.britannica.com/topic/hate-crime (дата обращения: 03.04.2022).

[2] Иншаков С.М. Криминология: учеб. - М.: Юриспруденция, 2000. - C. 47-55.

[3] CRIMINALCODE // LegislationMalta. URL: https://legislation.mt/eli/cap/9/eng/pdf (датаобраще-ния: 03.04.2022).

[4] Annualcrimereview 2020. URL: http:// crimemalta.com/docs/CrimeMalta_Report2020.pdf (датаобращения: 03.04.2022).

[5] Hate Crime and Hate Speech. URL: https:// humanrights.gov.mt/en/Pages/LGBTIQ%20Equality/ Legal%20Provisions/Hate-Crime-and-Hate-Speech. aspx (дата обращения: 03.04.2022).

[6] Employee Wellbeing: A Harassment & Bullying Free Workplace // Office of the Prime Minister // https://publicservice.gov.mt/en/people/Documents/ People-Support-Wellbeing/Policies%20and%20 Guidelines/Employee-Wellbeing-A-Harassment-and-Bullying-Free-Workplace.pdf (датаобращения: 03.04.2022).

[7] Kevin Aquilina Rethinking Maltese Legal Hybridity: A Chimeric Illusion or a Healthy Grafted European Law Mixture? // Journal of Civil Law Studies. - 2011. - P. 271 - 274.

[8] VICTIMS OF CRIME ACT // Legislation Malta. URL: https://legislation.mt/eli/cap/539/eng (дата обращения: 03.04.2022).

[9] Aims and objectives // stophate.gov. mt. URL: https://stophate.gov.mt/en/About-Us/Pages/ Aims-and-Objectives.aspx (дата обращения: 03.04.2022).

[10] Anti-Bullying Service // education.gov. mt. URL: https://education.gov.mt/en/education/student-services/Pages/Psycho-Social_Services/Anti-Bullying-Service.aspx (дата обращения: 03.04.2022).

[11] Harassment is harassment if there is more than one incident. URL: https://www.maltatoday.com. mt/business/law_report/65386/harassment_is_ harassment_if_there_is_more_than_one_incident? (датаобращения: 03.04.2022).

[12] The Police vs. Jeremiah ANI // ecourts.gov. mt. URL: https://ecourts.gov.mt/onlineservices/ Judgements/PrintPdf?JudgementId=0&CaseJudgem entId=122480 (датаобращения: 03.04.2022).

Spisok literatury:

[1] Jennes V., Hate crime. - Elektronnyj resurs. URL: https://www.britannica.com/topic/hate-crime (data obrashcheniya: 03.04.2022).

[2] Inshakov S.M. Kriminologiya: ucheb. - M.: YUrisprudenciya, 2000. - C. 47-55.

[3] CRIMINAL CODE // Legislation Malta. URL: https://legislation.mt/eli/cap/9/eng/pdf (data obrashcheniya: 03.04.2022).

[4] Annual crime review 2020. URL: http:// crimemalta.com/docs/CrimeMalta_Report2020.pdf (data obrashcheniya: 03.04.2022).

[5] Hate Crime and Hate Speech. URL: https:// humanrights.gov.mt/en/Pages/LGBTIQ%20Equality/ Legal%20Provisions/Hate-Crime-and-Hate-Speech. aspx (data obrashcheniya: 03.04.2022).

[6] Employee Wellbeing: A Harassment & Bullying Free Workplace // Office of the Prime Minister // https://publicservice.gov.mt/en/people/Documents/ People-Support-Wellbeing/Policies%20and%20 Guidelines/Employee-Wellbeing-A-Harassment-and-Bullying-Free-Workplace.pdf (data obrashcheniya: 03.04.2022).

[7] Kevin Aquilina Rethinking Maltese Legal Hybridity: A Chimeric Illusion or a Healthy Grafted European Law Mixture? // Journal of Civil Law Studies. - 2011. - P. 271 - 274.

[8] VICTIMS OF CRIME ACT // Legislation Malta. URL: https://legislation.mt/eli/cap/539/eng (data obrashcheniya: 03.04.2022).

[9] Aims and objectives // stophate.gov. mt. URL: https://stophate.gov.mt/en/About-Us/Pages/ Aims-and-Objectives.aspx (data obrashcheniya: 03.04.2022).

[10] Anti-Bullying Service // education.gov. mt. URL: https://education.gov.mt/en/education/student-services/Pages/Psycho-Social_Services/Anti-Bullying-Service.aspx (data obrashcheniya: 03.04.2022).

[11] Harassment is harassment if there is more than one incident. URL: https://www.maltatoday.com. mt/business/law_report/65386/harassment_is_ harassment_if_there_is_more_than_one_incident? (data obrashcheniya: 03.04.2022).

[12] The Police vs. Jeremiah ANI // ecourts.gov. mt. URL: https://ecourts.gov.mt/onlineservices/ Judgements/PrintPdf?JudgementId=0&CaseJudgem entId=122480 (data obrashcheniya: 03.04.2022).

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 5 • 2022

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.