Научная статья на тему 'ПРЕСТУПЛЕНИЕ И НАКАЗАНИЕ В ЖИЗНИ И ТВОРЧЕСТВЕ Ф.М. ДОСТОЕВСКОГО. К 200-ЛЕТИЮ СО ДНЯ РОЖДЕНИЯ ПИСАТЕЛЯ И 155-ЛЕТИЮ ЕГО РОМАНА "ПРЕСТУПЛЕНИЕ И НАКАЗАНИЕ"'

ПРЕСТУПЛЕНИЕ И НАКАЗАНИЕ В ЖИЗНИ И ТВОРЧЕСТВЕ Ф.М. ДОСТОЕВСКОГО. К 200-ЛЕТИЮ СО ДНЯ РОЖДЕНИЯ ПИСАТЕЛЯ И 155-ЛЕТИЮ ЕГО РОМАНА "ПРЕСТУПЛЕНИЕ И НАКАЗАНИЕ" Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
323
31
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
KANT
ВАК
Ключевые слова
Ф.М. ДОСТОЕВСКИЙ / ФИЛОСОФЕМА / ПРЕСТУПЛЕНИЕ / НАКАЗАНИЕ / АНТРОПОЛОГИЯ / ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ФИЛОСОФИЯ ПРАВА

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Емельянов Борис Владимирович, Ионайтис Ольга Борисовна

Цель исследования - рассмотреть понятие "философема", позволяющее проанализировать такие основные категории философско-правовых рефлексий писателя и мыслителя Ф.М. Достоевского, как преступление и наказание и соотнести их трактовку с его личным жизненным опытом. Научная новизна заключается в том, что через раскрытие содержания философем "преступление" и "наказание" раскрываются экзистенциальные аспекты антропологических и философско-правовых размышлений Ф.М. Достоевского. В результате анализа романа Достоевского "Преступление и наказание", других его сочинений, писем писателя, автобиографических свидетельств становится ясным тот факт, что ядром указанных философем для Достоевского является нравственный кодекс, позволяющий человеку преодолеть "разомкнутость" и "разъединенность" бытия современного человека как с самим собой, так и с обществом.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CRIME AND PUNISHMENT IN THE LIFE AND WORK OF F. M. DOSTOEVSKY. TO MARK THE 200TH ANNIVERSARY OF THE WRITER'S BIRTH AND THE 155TH ANNIVERSARY OF HIS NOVEL "CRIME AND PUNISHMENT"

The purpose of the study is to consider the concept of "philosopheme", which allows analyzing such basic categories of philosophical and legal reflections of the writer and thinker F.M. Dostoevsky as crime and punishment and correlating their interpretation with his personal life experience. The scientific novelty of the work lies in the fact that through the disclosure of the content of the philosophems "crime" and "punishment", the existential aspects of F.M. Dostoevsky's anthropological and philosophical-legal reflections are revealed. As a result of the analysis of Dostoevsky's novel "Crime and Punishment", his other works, the writer's letters, autobiographical testimonies, it becomes clear that the core of these philosophies for Dostoevsky is a moral code that allows a person to overcome the" disconnection "and" disconnection " of modern man's being both with himself and with society.

Текст научной работы на тему «ПРЕСТУПЛЕНИЕ И НАКАЗАНИЕ В ЖИЗНИ И ТВОРЧЕСТВЕ Ф.М. ДОСТОЕВСКОГО. К 200-ЛЕТИЮ СО ДНЯ РОЖДЕНИЯ ПИСАТЕЛЯ И 155-ЛЕТИЮ ЕГО РОМАНА "ПРЕСТУПЛЕНИЕ И НАКАЗАНИЕ"»

Ярема, Як ГрицькоЩ Христос явився, а згодом. син радився / Ярема /У Кранное знамя [Чернигов]. - 1924. - №234 (11 октября). - С. 3.

39.\/ох рориН: фольклорные жанры советской культуры / авт.-сост. К. А. Богданов. - Москва: Новое литературное обозрение, 2009. 362 с.

CRIME AND PUNISHMENT IN THE LIFE AND WORK OFF. M. DOSTOEVSKY. TO MARK THE200TH ANNIVERSARY OF THE WRfTER'S BIRTH AND THE 15STH ANNIVERSARY OF HIS NOVEL "CRIME AND PUNISHMENT Emelianov Boris Vladimirovlt, DSc ofPhilosophy, Professor of the Department of History of Philosophy, Philosophic Anthropology Aesthetics and Cultural Theory, Ural Federal University named after the first President of Russia B.N. Yeltsin, Ekaterinburg

lonaltls Oiga Borisovna, DSc of Philosophy, Professor, Head of the Department of Philosophy and Sociology, Ural State University of Law, Ekaterinburg

The purpose of the study is to consider the concept of "phibsopheme", which allows analyzing such basic categories of philosophical and legal reflections of the writer and thinker F.M. Dostoevsky as crime and punishment and correlating their interpretation with his personal life experience. The scientific novelty of the work lies in the fact that through the disclosure of the content of the phiiosophems "crime" and "punishment", the existential aspects of F.M. Dostoevsky's anthropological and philosophical-legal reflections are revealed As a result of the analysis of Dostoevsky's novel "Crime and Punishment" his other works, the writer's letters, autobiographical testimonies, it becomes char thin the core of these philosophies for Dostoevsky is a moral code thin allows a person to overcome the" disconnection "and" disconnection "of modern man's being both with himself and with society.

Keywords: F.M. Dostoevsky; philosophy; crime; punishment; anthropology; domestic philosophy of law.

DO! 10.24923/2222-243X.2021 -40.24

ПРЕСТУПЛЕНИЕ И НАКАЗАНИЕ В ЖИЗНИ И ТВОРЧЕСТВЕ Ф.М. ДОСТОЕВСКОГО. К200-ЛЕТИЮ СО ДНЯ РОЖДЕНИЯ ПИСАТЕЛЯМ 155-ЛЕТИЮ ЕГО РОМАНА "ПРЕСТУПЛЕНИЕ И НАКАЗАНИЕ"

Цель исследования -рассмотреть понятие "философема", позволяющее проанализировать такие основные категории философско правовых рефлексий писателя и мыслителя Ф.М. Достоевского, как преступление и наказание и соотнести их трактовку с его личным жизненным опытом. Научная новизна заключается в том, что через раскрытие содержания философем "преступление" и "наказание"раскрываются экзистенциальные аспекты антропологических и философско-правовых размышлений Ф.М. Достоевского. В результате анализа романа Достоевского "Преступление и наказание", других его сочинений, писем писателя, автобиографических свидетельств становится ясным тот факт, что ядром указанных философем для Достоевского является нравственный кодекс, позволяющий человеку преодолеть "разомкнутость"и "разъединенность " бытия современного человека как с самим собой, так и с обществом.

Ключевые слова: Ф.М. Достоевский; философема; преступление; наказание; антропология; отечественная философия права.

В 2003 г. в научный оборот было введено историко-философское понятие "Философема". По отношению к творчеству Ф. М, Достоевского оно имеет следующее определение: "Это смысловой инвариант, сохраняющий идентичность самому себе на всем вербальном пространстве Достоевского. Будучи, с одной стороны, элементом текста, а с другой - элементом парадигмы Достоевского, философема соединяет символы, понятия и концепции, отражающие фило-софско-антропологические, этические, эстетические и историко-философские взгляды Достоевского" [1,14]. Авторы монографии, б которой это понятие было введено в научный оборот, рассмотрели наиболее значимые философемы писателя - "подполье", "хрустальный дворец", "свобода", "человекобог", "всемство" и другие. Для настоящей статьи мы рассмотрели еще две философемы Достоевского - "преступление" и "наказание", которые как и другие его филосо-

УДК 17.021.2 ВАК РФ 09.00.13

1 Емельянов Б. В., 2021 > Ионайтис О.Б., 2021

ЕМЕЛЬЯНОВ Борис Владимирович, доктор философских наук, профессор кафедры Истории философии, философской антропологии, эстетики и теории культуры, Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б. Н. Ельцина, Екатеринбург

ИОНАЙТИСОлыш Борисовна, доктор философских наук Профессор, зав. кафедрой Философии и социологии. Уральский государственный юридический университе т, Ека теринбург

OJ О OJ

-Q 0-LQ ТХ.

X ш О

о

со 2:

S

127

фемы являются определяющими мировоззренческую характеристику Достоевского-писателя, 8 отличие от других философем эти две явились реалиями жизни самого Достоевского, т. е. ряд его действий был определен как "преступление", т.е. "общественно-опасное деяние, предусмотренное уголовным законом" [2, 1068] за которые писатель понес серьезное наказание. И преступление и наказание Достоевского несомненно повлияли на жизнь писателя и на характеристику представления их как философем е его творчестве, что и требует рассматривать как жизненные реалии Достоевского-писателя и философа.

Б 1843 г. Ф. М. Достоевский окончил Главное инженерное училище и, прослужив в чине поручика по полученной специальности год, в августе 1844 г. вышел в отставку и занялся литературной работой. Уже в начале 1846 г. выходит первый роман Достоевского "Бедные люди", получивший высокую оценку В, Г. Белинского. Вслед за ним он публикует и другие свои произведения "Господин Прохарчин" (1846), "Хозяйка" (1847). В это время Достоевский знакомится с братьями Бекетовыми и Майковыми, начинает посещзть их социалистически ориентированный кружок, а после отъезда Бекетовых в Казань в начале 1847 г. Достоевский посещает "пятницы" М. В. Петрашевского, которые к 1848 г. начали приобретать некоторую организационную форму запланированных выступлений и обсуждений социальных проблем. 8 некоторых из них Достоевский принимал участие. Известно, например, что на нескольких собраниях он выступал о проявлении эгоизма в деятельности личности, о притеснениях цензуры, о значении для России деятельности Петра !,осоциализме и революции на Западе. А самым заметным эпизодом его участия в заседаниях петрашевцев было чтение письма В. Г. Белинского к Н, В, Гоголю 1847 г. Читал он его дважды: первый раз в кружке С. Ф. Дурова, второй - 15 апреля 1849 г. - на собрании у Петрашевского. Письмо это было запрещено цензурой и ходило в рукописных списках. Наконец, Достоевский с группой петрашевцев обсуждал возможность открытия тайной типографии.

Факт организации кружков В, М. Петрашевского, а затем С. Ф. Дурова и Н, А. Спешнева, в которых обсуждались острые проблемы социальной действительности, был, с точки зрения действующего законодательства России, противоправным делом. После французской революции 1848 г. царское правительство более тщательно стало отслеживать деятельность

организаций, редакций, кружков, чья деятельность могла нанести урон общественному и государственному устройству. В кружок Петрашевского был внедрен агент полиции И. П. Липранди, который сообщал все, что происходило на "пятницах". 8 конечном итоге в ночь на 23 апреля 1849 г. полиция арестовала несколько десятков петрашевцев, в том числе и Ф. М. Достоевского. В предписании на имя майора Чудинова, подписанного графом Орловым, относительно ареста Достоевского говорилось: "По высочайшему повелению предписываю Вашему высокоблагородию завтра в 4 часа по полуночи арестовать отставного ин-женер-поручика и литератора Федора Михайловича Достоевского.., опечатать все его бумаги и книги и оные вместе с Достоевским доставить в III отделение собственного Его императорского величества канцелярии" [3,196]. Ф, М. Достоевского поместили е 9-ый каземат Алексеевского равелина Петропавловской крепости. Следствие над петрашевцами длилось семь месяцев, но ни заключенные в казематах, ни многократные допросы не дали жандармам доказательств наличия преступного революционного сообщества. Они были обвинены лишь в попытках составления такого сообщества и антиправительственной пропаганде, дерзких речах, оскорбляющих царя, правительство и религию. Петрашевцы свою вину не признали, однако наказание было неминуемо. 13 ноября 1849 г, следственная комиссия приговорила 15 петрашевцев и среди них Достоевского к смертной казни, а 5 - к каторжным работам. А еще через месяц - 19 декабря генерал-аудиториат увеличил число приговоренных к расстрелу до 21 -го обвиняемого, а днем исполнения казни назначил 9 часов утра 22 декабря. Николай i по поводу наказания Петрашевцев продиктовал и подписал декларацию правительства, которую закончил списком фамилий приговоренных к казни, но с заменой ее другими видами наказаний. Достоевскому инкриминировалось прочтение на одном из заседаний у Петрашевского письма Белинского к Гоголю, "наполненного дерзкими выражениями против православной церкви и верховной власти" [3, 207]. Хотя расстрел осужденных царь отменил, но приказал всю церемонию казни на Семеновском плацу провести при участии войск, священника, двух палачей, чтобы осужденные пережили ужас приговора к смерти. "Вся "высочайше" одобренная торжественная церемония приготовления для всех осужденных была тягчайшей психологической пыткой, а некоторым из них

стоила психического здоровья" [3,209]. Своей цели царь достиг. Как вспоминал Ф. М. Достоевский, "приговор сметной казни расстрелянием, прочтенный нам всем предварительно, прочтен был вовсе не е шутку", почти все приговоренные были уверены, что он будет исполнен, и вынесли, по крайней мере, десять ужасных, безмерно-страшных минут ожидания смерти" (4,157]. Эти минуты для Достоевского были теми минутами, когда рождалась его знаменитая философема наказания, получившая гениальное воплощение в "Преступлении и наказании" и других его романах.

Для Достоевского и петрашевцев наказание инсценировкой казни не закончилось. Самого Петрашевского, закованного в кандалы, прямо от эшафота отправили в Сибирь, а Достоевского, приговоренного к 4 годам каторжных работ, в кандалах отправили в Сибирь ночью 24 декабря. Для него начались годы "наказания"- каторги с 1850 по 1854 год в Омском остроге и службы рядовым в Сибирском линейном батальоне, стоявшем в Семипалатинске. Об этих годах Ф. М. Достоевский оставил уникальное свидетельство - "Записки из мертвого дома" (1861-1862), которое, по мнению А. Ф. Кони, "без сомнения есть лучшее произведение о тюрьме и создаваемых ею личных и бытовых условиях" [5, 448-4491. 8 нем преступление и наказание получают своеобразную трактовку и, что не менее важно, доказательство их неоднозначности. Это хорошо видно из его рассказа из жизни тех, с которыми он сидел на каторге. К примеру, неоднозначны причины их преступлений. Главные из них, по его мнению, - от недопустимого притеснения, лишения свободы личности, реакция на неудовлетворенность религиозных чувств. Описывая разные примеры преступлений, Достоевский, однако, определения, что такое преступление, не дает.

В книге Ф. М. Достоевского каторга именно "мертвый дом" прежде всего потому, что лишает заключенных в ней свободы, а без нее жизнь человеческая мертва, ибо "свобода или хоть какая-нибудь мечта о свободе" [б, 66] -высшая ценность для них. Усугублением отсутствия свободы для них является "вынужденное общее сожительство" и тяжелая "принужденная, обязательная из-под палки" работа [6, 22; 6, 35]. Оценивая отсутствие свободы у каторжан, Достоевский замечает: "А бывают и такие, которые нарочно делают преступление, чтоб только попасть на каторгу и тем избавиться от несравненно более каторжной жизни на воле" |6,43]. А это означает, что "на воле" жизнь бы-

вает бесправной, не свободной, хуже каторжной. И к еще одному выводу приходит писатель: для многих заключенных каторга не выполняет свое предназначение наказания, не является причиной их раскаяния в содеянном преступлении. Более того, на каторге человек остается человеком и многие из каторжан сохраняют чувство собственного достоинства. Окончательный вывод писателя таков: "Острог не исправляет преступников, он только их наказывает. Кто может сказать, что выследил глубину этих погибающих сердец и предел в них сокровенного от всего света?.. Да, преступление, кажется, не может быть осмысленно с данных, готовых точек зрения и философия его несколько посложнее, чем полагают" [б, 15]. А что это действительно так, он рассказал, повествуя о преступлениях тех, с которыми сидел на каторге, а позже в художественных образах героев своих литературных произведений. "Проблема преступления занимает центральное место в творчестве Достоевского - пишет Н. А. Бердяев. - Он не только антрополог, но и своеобразный криминалист. Исследование пределов и границ человеческой природы приводит к исследованию природы преступления. 8 преступлении человек переходит эти пределы и границы. Отсюда необычайный интерес к преступлению. Какую борьбу претерпевает человек, преступающий границы дозволенного, какие перерождения в его природе от этого происходят?" [7,69]. Эти и другие вопросы решает Достоевский в своем романе "Преступление и наказание" (1866}, гениально оформив в нем возможную трактовку философии преступления и наказания.

Фабула романа Ф, М. Достоевского "Преступление и наказание" достаточно проста: студент Родион Раскольников живет на "аршине пространства", испытывая нужду, впрочем как и его родные и окружающие люди. По его наблюдениям вокруг есть люди, у которых есть все и они живут хорошо. Вполне естественно, что Раскольников задает себе вопрос: в чем причина такого несоответствия и как его исправить? Ответы на эти вопросы - "идеи", как он их называет, начинают оформляться в некоторые обобщенные смысловые конструкции, Раскольников даже пишет небольшую газетную статью "О преступлении", в которой говорит о "необыкновенных людях" владычествующих в обществе и могущих "переступить закон", то есть находиться "по ту сторону добра и зла". Эту идею Раскольников позже пересказывает следователю, Соне и сестре, а в сокращенном и упрощенном виде ее изложил

Свидригайлов: "так себе теория, по которой люди разделяются, видите ли, на материал и на особенных людей, то есть на таких людей, для которых, по их высокому положению, закон не писан, а, напротив, которые сами сочиняют законы остальным людям, материалу-то, сору-то" [8, 378], 'Такие же точно мысли" Раскольников слышал неоднократно. Особенно заполнился ему разговор офицера со студентом, который размышлял о том, что блага страждущим принесет смерть одной ростовщицы: "Сотни тысяч, может быть, существований, направленных на дорогу: десятки семейств, спасенных от нищеты, от разложения, от гибели, от разврата, от венерических болезней - и все это на ее деньги. Убей ее и возьми ее деньги, с тем, чтобы с их помощью посвятить потом себя на служение всему человечеству и общему делу... За одну жизнь - тысячи жизней, спасенных от гниения и разложения. Одна смерть и сто жизней взамен - да ведь тут арифметика" [8, 54].

Философема преступления оформляется Раскольниковым как непреступление, а так ли это Достоевский начинает исследовать через поступки Раскольникова, желающего опробовать действительность идеи. Позже, уже после убийства процентщицы Раскольников в разговоре с Соней Мармеладовой рассказал о мотивах своего преступления, как он его понимал и последовательность его исполнения: "Мне надо было узнать тогда, и поскорей узнать, вошь ли я, как все, или человек? Смогули я преступить или не смогу!.. Тварь ли я дрожащая или право имею" [8, 322]. И неожиданно в этом же признании обнаруживается другая трактовка мотива преступления Раскольникова, вернее, исчезает мотив стать благодетелем для униженных: "Не для того я убил, чтобы, получив средства и власть, сделаться благодетелем человечества. Вздор! Я просто убил; для себя убил, для себя одного... И не деньги, главное нужны мне были, Соня, когда я убил: не столько деньги нужны были, как другое" (8,322], Уже после преступления еще в одном признании Раскольников так объясняет это "другое": "Свободу и власть, а главное власть! Над всей дрожащей тварью и над всем муравейником? Вот цель!" [8, 253], По сути, это та же идея о людях, имеющих право "преступить закон", но с резким акцентом на их "волю к власти". Заметим, что эта идея Раскольникова была высказана Ф. М. Достоевскимдо Фр. Ницше. О близости основных философских постулатов этих двух выдающихся мыслителей, высоко ценивших друг друга, отметил уже Д. Шестов в своей книге "Достоевский и Ницше" (1903). "Общими

у Достоевского и Ницще была проблематика человека, отвергнувшего десять заповедей и преступившего закон "не убий"" [1, 50]. Первым так поступил Раскольников. Он берет топор, чтобы убить старуху-процентщицу и доказать, что и он "право имеет". Но вместе с ней под топор попадает ("подвернулась") невинная служанка Л и завета. С ее смертью рухнула "идея" Раскольникова о "имеющих право" во имя невинных и страждущих. А их-то зачем убивать? Злом оказывается само убийство. Оно не спасает страждущих, а демонстрирует себя инструментом ненавистного Раскольникову мира хищников. Другими словами, его "идея" не дает задуманного результата, а наоборот, увековечивает законы существования современного общества, в котором путем преступлений и насилия лишь немногие избранные правят миром. Самосознание Раскольникова, осознав это, раскалывается (Раскольников своей фамилией обозначает, по Достоевскому, расколотость своего сознания} на утверждение правоты целей и неправоты их осуществления убийством. Достоевский усугубляет это состояние сознания Раскольникова, утверждая, что не окружающий злой мир не устраивает Раскольникова, а его место в нем. Назвав свое преступление "глупостью", он заявляет сестре: "Этой глупостью я хотел только поставить себя в независимое положение, первый шаг сделать, достичь средств, и там все бы загладилось неизмеримою, сравнительно, пользой" [8,4001,

"Независимое положение" которого Раскольников хотел достичь своим преступлением, в конечном итоге стало его большой ошибкой. Он считал, что его преступление оправдывает его идеи, а как его оценят другие люди Раскольникова не интересовало. Он не учел, что живя в обществе, нельзя быть не связанным с ним, с людьми, окружающими его. Он достаточно быстро осознал чувство "разомкнутости и разъединенности с человечеством" И это чувство оказалось столь велико, что привело к решению либо покончить с собой, либо сдаться в руки полиции. Писатель считает, что осознание преступником нравственной ответственности, отсутствия его единения с народом дают больший, чем юридическое наказание, результат, который приводит к отрицательной оценке преступления. В письме к редактору "Русского вестника" М. Н. Каткову Достоевский этот поворот в оценке Раскольниковым своего преступления объясняет так: "Неразрешимые вопросы восстают перед убийцею, неподозреваемые и неожиданные чувства мучают его сердце. Божия правда, земной закон берет

свое, и он кончает тем, что принужден сам на себя донести. Принужден, чтоб хотя погибнуть в каторге, но примкнуть опять к людям; чувство разомкнутое™ и разъединенности с человечеством, которое он ощутил тотчас же по совершении преступления, замучило его. Закон правды и человеческая природа взяли свое... Преступник сам решает принять муки, чтоб искупить свое дело... В повести моей есть, кроме того, намек на ту мысль, что налагаемое юридическое наказание за преступление гораздо меньше устрашает преступника, чем думают законодатели отчасти потому, что он и сам его нравственно требует" [9,419-420],

В эпилоге романа Раскольников находится на каторге и все еще рассудком уверен в правильности своей теории. Но ему снится сон трихинах: в души людей, которые, заразившись ими, начали истреблять друг друга [8,419]. Этот сон разбудил его чувства, чуждые его рассудку, мыслям о сильной личности и своему преступлению. После сна разомкнулся круг одиночества, началось возвращение к настоящей жизни, "вместо диалектики наступила жизнь, и в сознании должно было выработаться что-то другое" [8, 422]. Так заканчивает Достоевский свое представление о философемах преступления и наказания в романе о Раскольникове. Но

интерес к этим философемам у писателя не исчез. Новые мировоззренческие находки для их углубления встречаем в других романах Ф, М. Достоевского, особенно в "Братьях Карамазовых" и "Бесах".

Литература:

1. Благова Т. И., Емельянов Б. В. Философемы Достоевского: Три интерпретации: (Л. Шестов, Н. Бер дяев, Б. Вышеславцев).-Екатеринбург :Издзтель-ство Уральского университета, 2003. 352 с.

2. Советский энциклопедический словарь/ гл, ред. А. М. Прохоров. - М. : Советская энциклопедия, 1980,- 1632 с.

3. Гернет М. Н. История царской тюрьмы. Т. Ш. - М.: Юридическое издательство, 1948. - 376 с.

А. Достоевский Ф. М. Дневник писателя за 1873 год // Гражданин. Газета-журнал политический и литературный. - СПб. :Тип. А. Траншеля, 1873.

5. Кони А. Ф. Федор Михайлович Достоевский // Кони А. Ф. Собрание сочинений. - I. б. - М.: Юридическая литература, 1968. - 695 С.

6. Достоевский Ф. М, Полное собрание Сочинений: В 30 т. - Т. 4. - Л.: Наука, 1972. - 326 с.

7. Бердяев Н. А. Миросозерцание Достоевского / /H.A. Бердяев о русской философии. - Ч. 1. - С вер дловск : Издательство Уральского университета, 1991.-С 26-148.

8. Достоевский Ф. М, Полное собрание Сочинений: В 30 т. - Т. 6. - Л.: Наука, 1973. - 424 С.

9. Достоевский Ф. М. Письма. - Т. 1. - М.; Л, : Государственное издательство, 1928.-590 с.

OJ О OJ

-0 0-LQ ТХ.

X ш О

о

т

CA 2

S

131

SOCIAL AND PUBLIC SPACE IN THE PHILOSOPHY OF THE CITY: CONCEPTUALIZATION OF THE "NO-PLACES" OF THE

Ermakova Larlsa Ivanovna, DSc ofPhilosophical sciences, Professor Sukhovskaya Daria Nikolaevna, PhD of Philosophical sciences, Associate Professor

Department of Historical and Socio-Phllosophicai Disciplines, Oriental Studies and Theology, Senior Researcher of the Scientific and Educational and Innovation Center "Key Trends in the Development of Social and Philosophical Thought; Theory and Practice", Pyatigorsk State University, Pyatigorsk

The purpose of the study is to reveal the essence of existing approaches to conceptualizing the concept of "city space" as a construct of places significant for citizens, to reveal the essence of approaches to conceptualizing the concepts of "place" and "non-place" of a city The article examines the issues of social and public space in philosophy, attempts to conceptualize the term "place" from different points of view, and also highlights two approaches to understanding this term - functional and interpretive. The scientific novelty lies in carrying out a socio-phi/osophical analysis of the discursive representation of urban identity in the scientific works of domestic and foreign authors. As a result, two approaches to understanding the term "place" were identified - functional and interpretive. The point of contact of these approaches is that the place, both virtual and real, must be endowed with meaning and meet the needs of citizens regarding the comfort of the urban environment.

Keywords: philosophy of the city; urban identity; no-place; city space; social space; public space; living space; discursive practices of the city.

DO! 10.24923/2222-243X.2021 -40.25

СОЦИАЛЬНОЕ И ПУБЛИЧНОЕ ПРОСТРАНСТВО В ФИЛОСОФИИ ГОРОДА: КОНЦЕПТУАЛИЗАЦИЯ "НЕ-МЕСГ ГОРОДА

Цель исследования - раскрыть сущность существующих подходов к концептуализации понятия "пространство города" как конструкта значимых для горожан мест, раскрыть сущность подходов к концептуализации понятий "место"и

УДК 02.15.61 ВАК РФ 09.00.11

ß Ермакова ЛМ, 2021 ß Сухове пая Д. Н, 2021

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.