Научная статья на тему 'Престижность этноса и проблемы неустойчивой этнической идентичности: на примере республики Башкортостан'

Престижность этноса и проблемы неустойчивой этнической идентичности: на примере республики Башкортостан Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
224
30
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭТНИЧЕСКАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ / ETHNIC IDENTITY / ПОЛИЭТНИЧНАЯ СРЕДА / MULTIETNIC ENVIRONMENT / ПРЕСТИЖНОСТЬ ЭТНОСА / СТАТУСНО-РОЛЕВОЕ ПОЛОЖЕНИЕ ЭТНОСА / STATUS AND ROLE POSITION OF ETHNOS / ЭТНИЧЕСКАЯ КОНКУРЕНЦИЯ / ETHNIC COMPETITION / PRESTIGIOUSNESS OF ETHNOS

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Юсупов Ильшат Фаритович

В статье анализируется проблема престижности этноса в конкурирующей этнической среде, на различных примерах раскрывается феномен смешанной, неустойчивой идентичности. Раскрывается проблема статусно-ролевого положение этносов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Prestigiousness of ethnos and problems of unstable ethnic identity: in the case of the Republic of Bashkortostan

The paper analyzes the problem of prestigiousness of ethnos in the competing ethnic environment. Using various examples, the author discloses the phenomenon of the mixed, unstable identity and the problem of status and role position of ethnoses.

Текст научной работы на тему «Престижность этноса и проблемы неустойчивой этнической идентичности: на примере республики Башкортостан»

УДК 316.347(470.57) ББК 60.524.56(2Рос.Баш) Ю 91

И.Ф. Юсупов,

кандидат социологических наук, научный сотрудник Центра социокультурного анализа Института стратегических исследований Республики Башкортостан, г. Уфа, тел.: +79174455289, e-mail: lshat_iosopov@mail.ru

ПРЕСТИЖНОСТЬ ЭТНОСА И ПРОБЛЕМЫ НЕУСТОЙЧИВОЙ ЭТНИЧЕСКОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ: НА ПРИМЕРЕ РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН

(Рецензирована)

Аннотация. В статье анализируется проблема престижности этноса в конкурирующей этнической среде, на различных примерах раскрывается феномен смешанной, неустойчивой идентичности. Раскрывается проблема статусно-ролевого положение этносов.

Ключевые слова: этническая идентичность, полиэтничная среда, престижность этноса, статусно-ролевое положение этноса, этническая конкуренция.

I.F. Yusupov,

Candidate of Sociology, Researcher of the Center of the Sociocultural Analysis of Institute of Strategic Researches of the Republic of Bashkortostan, Ufa, ph.: + 79174455289, e-mail: lshat_iosopov@mail.ru

PRESTIGIOUSNESS OF ETHNOS AND PROBLEMS OF UNSTABLE ETHNIC IDENTITY: IN THE CASE OF THE REPUBLIC OF BASHKORTOSTAN

Abstract. The paper analyzes the problem of prestigiousness of ethnos in the competing ethnic environment. Using various examples, the author discloses the phenomenon of the mixed, unstable identity and the problem of status and role position of ethnoses.

Keywords: ethnic identity, multietnic environment, prestigiousness of ethnos, status and role position of ethnos, ethnic competition.

Проблемы соотношения этнических идентичностей всегда оставались актуальными в научной практике. Особый интерес вызывает вопрос престижности этноса и его феномена как социокультурного явления. В научной практике были осуществлены попытки исследования данной темы с различных сторон, но рассмотрение именно с позиции престижности этноса как проблемы этнической идентичности и динамики престижности этносов в рамках конкурирующих этнических моделей остается малоизученным вопросом.

Раскрытие сущности феномена престижности этноса следовало бы начать с рассмотрения самого понятия «престиж». Слово «престиж» (от фр. prestige, первоначальное значение - обаяние, очарование, от лат. praestigium - иллюзия, обман чувств) - известность кого-либо или чего-либо, основанная на высокой оценке и уважении в обществе. При квалификации этносов наиболее объективными и простыми являются культурные, исторические, социальные и демографические характеристики. Это объективно

существующие различия не просто делают все этносы не похожими друг на друга, но и создают конкурирующие факторы межэтнических отношений. Слово «престижность» применительно к данному вопросу наиболее тождественно слову «привлекательность», «привилегированность» и наиболее четко отождествляется с понятием «привлекательности этноса» и «престижности этноса».

Данная проблема четко прослеживается в полиэтничной среде, когда существуют несколько конкурирующих по различным характеристикам этносов, и у части общества на стыке между ними ввиду исторических, политических и культурных особенностей развития того или иного региона сложилась смешанная и неустойчивая этническая идентичность. Исторические и политические преобразования в стране только усиливали неустойчивость идентичностей, в том числе этнической, и были характерны значительные изменения в смене этнической идентичности.

Сам феномен смешанной идентичности и проблема неустойчивой идентичности наиболее актуальны в Республике Башкортостан, где проживают три крупных конкурирующих этноса, незначительно отличающихся по численности. Это башкиры, русские и татары. В данном случае среди конкурирующих этнических групп следует выделить башкир и татар, которых объединяет близость культуры, территория, язык и вера, а русские как этнос всегда были менее восприимчивы к культуре и традициям башкир и татар и сохранили свою обособленность от других крупных этнических групп, проживающих в Республике Башкортостан, хотя некоторые элементы культуры они переняли.

История показала немало случаев, когда происходила массовая смена этнической и религиозной идентичности. Достаточно привести пример, когда часть сербского

населения при смене религиозной идентичности сформировалась как отдельная этническая общность. Это боснийцы (босняки) и хорваты, при этом язык сербский у них сохранился (при широко представленных туркизмах, арабизмах и фарсизмах, закрепившихся здесь еще во времена господства Османской империи) [1].

Можно привести пример, когда такие субэтносы, как мишари и теп-тяри вошли в состав более крупной этнической общности татар. Однако значительная часть мишарей и теп-тяр частично сохранили самостоятельную идентичность [2]. Переписи населения показывают, что вплоть до переписи 1926 г. тептяри и мишари подчеркивали самостоятельную идентичность от татар, а в последующих переписях вовсе они престали фиксироваться отдельным этносом. Лишь в переписи 2010 г. небольшое количество мишарей подтвердили отдельный этнический статус от татар.

В истории жизни двух народов бывали периоды, когда башкиры становились (записывались) татарами и обратно - татары башкирами. За межпереписной период населения в 1897 и 1926 гг. произошло резкое сокращение башкирского населения в некоторых районах восточного Татарстана и северо-западных районах Башкортостана [3]. На это, конечно, повлияло множество процессов исторических, политико-правовых, культурных, религиозных и т.д. Данный пример неоднократно подвергался научному анализу и со стороны научного сообщества, причем интерпретации отличались острой политизированностью и противоречивостью, дискуссии вокруг данной проблемы по сей день не утихают в научных и общественных кругах [4-6]. Широко и наглядно проанализировал данную проблему американский ученый российского происхождения Д. Горенбург, который отметил: «Мензелинские башкиры ни по языку, ни по культуре не

отличались от своих белебеевских и бирских сородичей, но, видимо, ассимилировались быстрее в силу политических изменений, происшедших в 1922 г. Оказавшись в Татарстане, мензелинские башкиры почувствовали выгоду от принадлежности к титульной нации, вскоре стали татарами. Да и этническая культура их сильно походила на культуру казанских татар. Кроме того, переход башкир в татары несомненно поощрялся властями Татарстана, уделявшими внимание развитию именно татарской, а не башкирской культуры. Аналогично белебеевские и бирские башкиры не стремились изменить свою национальность, поскольку понимали, что вскоре получат в Башкортостане привилегии» [7]. Однако процессы ассимиляции северо-западных башкир внутри Республики Башкортостан активно продолжились и в советский период. Как мы уже отметили, перепись населения довольно наглядно это показывает, что неустойчивая идентичность в некоторых населенных пунктах, особенно северо-западных районов республики, наблюдается и в последних переписях 2002 и 2010 гг. Тем не менее, современная практика показывает, что потомки того населения постепенно стали возвращаться к своей исконной башкирской идентичности. Где-то это носит локальный, где-то масштабный характер, в некоторых случаях отмечается неустойчивой и смешанной идентичностью. Данные переписи населения, равно как и анализ социологических исследований, подтверждают этот факт.

Из вышесказанного возникает предположение о важной роли в этом процессе региональных краеведов, ученых, общественных деятелей, СМИ и возрождения башкирских родословных (шежере). Ежегодно проводимый в последние годы праздник «Шежере байрамы» в школах и его популяризация значительно повысили интерес людей к своим историческим корням (родословным),

к известным личностям и знаменательным историческим событиям своего рода. В данном случае роль башкирских шежере (родословной) как механизма и инструмента возрождения этнической идентичности требует отдельного научного анализа. Сам феномен составления шежере (родословной) в Республике Башкортостан и за ее пределами стал все больше ассоциироваться именно с возрождением этнической идентичности.

Смена этнической идентичности, или так называемый переход человека от одной этнической общности в другую этническую общность, происходит не часто, это, на наш взгляд, и есть основная проблема, связанная с престижностью этноса. Есть устоявшееся выражение, что «родителей не выбирают», в какой-то степени оно относится к этнической принадлежности и этнической идентичности человека. Другой вопрос, когда рассматриваются смешанные семьи и разные по национальности родители ребенка, в этом случае проблема этнического самоопределения явно актуализируется. Республика Башкортостан среди регионов Российской Федерации лидирует по количеству национально-смешанных домохозяйств. По данным Всероссийской переписи населения 2010 г., 37% населения республики проживают в национально-смешанных домохозяйствах [8]. В Российской Федерации доля до-мохозяйств, в которых члены относятся к разным национальностям, составляет всего 16,2% (данные 2002 г.). В современной практике в Республике Башкортостан проблема неустойчивой этнической идентичности наиболее четко отражается именно в национально-смешанных татаро-башкирских семьях, когда перед человеком возникает выбор в пользу той или иной этнической идентичности. Чаще всего именно выбор человека и его предпочтение всегда основываются на оценке и установление значимости чего-либо.

Статусно-ролевое положение этноса в данном случае играет ключевую роль. Логично предположить, что чем выше статусно-ролевое положение этноса в обществе, тем выше его престижность.

Статус этноса - это неотъемлемая часть положения этнической группы в обществе. Высокий уровень этнической культуры, язык, степень его функционирования и преемственность формируют социокультурные представления индивида о своей этнической общности. Этностатус также зависит и от территории проживания народа. Естественно, статусно-ролевое положение башкир в Башкортостане выше, чем в каком-либо другом регионе страны. Для человека с неустойчивой этнической идентичностью этническое статусно-ролевое положение одного из родителей может стать определяющим, для устойчивого формирования его этнической идентичности выбор будет сделан в пользу доминирующей этнической идентичности одного из родителей.

Престижным этнос сам по себе, абстрактно, не может быть. Все этносы различаются по своим культурным особенностям, социально-политическим, языковым, демографическим и многим иным характеристикам. Выбор всегда сопровождается оценкой, т.е. неким способом установления значимости чего-либо для действующего и познающего субъекта.

Демографические и социально-экономические характеристики этноса не говорят о высокой статус-ности этноса, его «престижности», если за последним не закреплены особые юридические права на самореализацию и самоопределение, такие как, к примеру, территориальная автономия. Если рассмотреть как исторический пример вотчинное право башкир на землю, то оно гарантировало им право на пользование и сохранение своих вотчинных земель, давало особые преимущества при регулировании

земельно-имущественных отношений с государством и различными категориями переселенцев. Это ставило башкир как этнос в более привилегированное положение перед другими этносами и подчеркивало высокую престижность статуса башкир. Поскольку башкиры вошли в правовое пространство России со второй половины XVII в., империя законодательно защищала их обусловленные права, в отличие от практики многих западных колониальных держав. Разумеется, эти права были даны башкирам не произвольной милостью монарха, а были обусловлены изначальным положением вещей и весьма сложными и почетными обязанностями: пограничной и воинской службой. Они постоянно оспаривались и функционировали потому, что тщательно отстаивались в борьбе, часто вооруженной и неравной. Но важно, что эти права и земли были, в то время как у татар таковых не было» [9].

Статус этноса - это его ресурс по удовлетворению своих этнических интересов. Искусственное принижение статусности этноса может привести к усилению конфликтности, напряженности в межнациональной сфере, особенно в рамках конкурирующих этнических моделей, и во избежание негативных процессов необходимо выстроить взвешенную национальную политику.

Любая этническая конкуренция должна быть «здоровой», должен работать принцип равных возможностей, любые попытки вывести этническую конкуренцию в публичные сферы, такие как СМИ, социальные сети, заметно политизируют ее, это значительно повышает риск кон-фликтогенности, что категорически недопустимо, особенно в конкурирующей этнической среде.

В Российской Федерации сформировалась уникальная модель существования различных этносов. Каждый этнос наделен правами и автономиями в рамках единой страны, тем самым созданы условия для

реализации этнических интересов и прав. Именно реализация этнических интересов как естественный процесс должна создавать условия для поддержания статус-ности каждого этноса в рамках созданных автономий и устойчивого,

бесконфликтного развития различных национальных проектов. Нельзя допустить, чтобы этническая конкуренция стала выразителем протестных настроений, дестабилизирующим фактором межнациональных отношений.

Примечания:

1. Берендеев М.В., Дюшкова А.Ю. Этнополитический дискурс идентичности в региональном пространстве бывшей Югославии: боснийский синдром // Вестник Балтийского федерального университета им. И. Канта. 2013. Вып. 12. С. 139-149.

2. Скоробогатая А.А. Этническая идентичность и межкультурное взаимодействие в Северной Башкирии. М.: ТЕИС, 2008. 190 с.

3. Народы Башкортостана в переписях населения: в 2 ч. Ч. I: Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Республике Башкортостан. Уфа: Китап, 2016. 332 с.

4. Горенбург Д. К исследованию механизма изменения национальной принадлежности у татар и башкир Башкортостана. Уфа, 1999.

5 Горенбург Д. Татары - башкиры - снова татары: изменения этнической идентичности в Башкортостане // Вестник Евразии. 2004. № 1. С. 65-77.

6. Исхаков Д.М. Этнополитическая история и этногенез татарского народа. Казань, 2006.

7. Горенбург Д. К исследованию механизма изменения национальной принадлежности у татар и башкир Башкортостана. URL: http://aluarium.net/forum/at-tachment.php?aid=214 (дата обращения: 11.02.2018 г.).

8. Семья и человеческое развитие. Доклад о развитии человеческого потенциала в Республике Башкортостан. Уфа, 2013. С. 39-40.

9. Бердин А.Т. Башкирско-Татарский этносоциальный симбиоз с точки зрения историософии // Вестник Башкирского университета. 2015. Т. 20, № 2. С. 682.

References:

1. Berendeev M.V., Dyushkova, A.Yu. Ethnopolitical discourse of identity in the regional space of the former Yugoslavia: Bosnian syndrome // Bulletin of the Baltic Federal University of I. Kant. 2013. Iss. 12. P. 139-149.

2. Skorobogataya A.A. Ethnic identity and intercultural interaction in Northern Bashkiria. M.: TEIS, 2008. 190 pp.

3. Peoples of Bashkortostan in population censuses: in 2 parts. Part I: Territorial body of the Federal State Statistics Service for the Republic of Bashkortostan. Ufa: Kitap, 2016. 332 pp.

4. Gorenburg D.K. Study of the mechanism of change of the national belonging of the Tatars and Bashkirs of Bashkortostan. Ufa, 1999.

5 Gorenburg D. Tatars - Bashkirs - again Tatars: changes in ethnic identity in Bashkortostan // Bulletin of Eurasia. 2004. No. 1. P. 65-77.

6. Iskhakov D.M. Ethnopolitical history and ethnogenesis of the Tatar people. Kazan, 2006.

7. Gorenburg D. To the study of the mechanism of changing the national identity of the Tatars and Bashkirs of Bashkortostan. URL: http://aluarium.net/forum/ attachment.php?aid=214 (date of access: 11/02/2018).

8. Family and human development. Report on the human potential development in the Republic of Bashkortostan. Ufa, 2013. P. 39-40.

9. Berdin A.T. Bashkir-Tatar ethnosocial symbiosis from the point of view of historiosophy // Bulletin of Bashkir University. 2015. Vol. 20, No. 2, P. 682.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.