Научная статья на тему 'Престиж компетентности'

Престиж компетентности Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
121
24
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ягодин Геннадий Алексеевич

В статье изложены взгляды Г.Я. Ягодина в бытность его председателем Госкомитета СССР по народному образованию.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Prestige competence

The article presents the views of Gennady Yagodin menduring his tenure as chairman of the USSR State Committee for Public Education.

Текст научной работы на тему «Престиж компетентности»

РЕТРО

ПРЕСТИЖ КОМПЕТЕНТНОСТИ

В статье изложены взгляды Г.Я. Ягодина в бытность его председателем Госкомитета СССР по народному образованию.

- Геннадий Алексеевич! Как известно, по уровню расходов на образование наша страна отстает от развитых государств мира. Есть ли надежда на изменение ситуации в ближайшие годы?

- Да, вы правы. Доля расходов на образование из государственного бюджета не растет у нас с 1950 года и находится на уровне 6,2 процента. В странах Запада за тот же период она увеличилась более чем втрое и составляет в США и ФРГ свыше 12 процентов, в Японии - 10,8 процента. В абсолютном выражении - это более 300 миллиардов долларов в Соединенных Штатах и 56,9 миллиарда рублей в СССР по плану на 1990 год. Показательно сравнение расходов на образование на душу населений в 1985 году: в США - в 6 раз больше, в Японии - в 4, во Франции - а 3,7 раза больше, чем в СССР.

К 2000 году мы, видимо, сможем удвоить государственные вложения в образование. Пока же необходимо в полной мере использовать все то, что выделяется государством на нужды образования. Планы капитального строительства в ряде республик сегодня выполняются только наполовину. Ежегодно промышленность поставляет в школы и вузы не более 50 процентов предусмотренного заданием количества ЭВМ. Думаю, после принятия Верховным Советом новых основ законодательства о народном образовании мы будем иметь концептуальную и правовую основу перестройки народного образования.

- Мы наконец-то пришли к выводу, что унификация образования - дело бесперспективное. Опыт учителей-новаторов показывает, что существует многообразие подходов к воспитанию и обучению. Однако есть немало примеров, когда новые идеи так и остаются идеями. Что делается комитетом, чтобы передовые методы обучения получили режим наибольшего благоприятствования?

- То, что часть новых идей так и остается идеями,- это нормально. Для успешного воплощения в жизнь идея должна найти своего «хозяина», человека, готового отдать ей время, силы, жизнь. И ускорить процесс преодоления унылого единообразия, унификации образования можно только одним способом - дать свободу творчества каждому учителю, предоставить максимально широкие права

школе, региону, республике.

Свое положительное отношение к новаторам комитет выразил тем, что выдвинул и начал осуществлять программу поддержки педагогических новаций, организовал совместно с ЦК ВЛКСМ хозрасчетный центр развития социально-педагогических инициатив. Кроме того, хорошую почву для расцвета прогрессивных методов обучения и воспитания создает новое положение о средней общеобразовательной школе,

- Геннадий Алексеевич, недавно в стране открылись первые гимназии, лицеи. Не означает ли организация гимназий что мы стоим перед необходимостью официально ввести раздельную, двухступенчатую систему среднего образования? Сколько будет стоить подобная перестройка средней школы?

- Хочу подчеркнуть, что гимназия, лицей - это средняя школа, в которой существенно усилены ин дивидуальный подход к ученику, специализация в области гуманитарных или естественных наук. А вообще-то во всех школах на последнем этапе обучения предусмотрена дифференциация программ в зависимости от интересов и способности ученика. Ему предоставляется возможность выбора части предметов. Вы хотите считать такую систему двухступенчатой? Пожалуйста, и в принципе это название ничего не меняет. Можно считать такую систему и трехступенчатой, если выделить начальную школу. Сказать сколько будут стоить эти преобразования, пока трудно. Финансовая политика в области образования на сегодня выглядит так: государство обеспечивает максимально возможный минимум, а сверх этого разрешены любые «добавки» от орга-низ ций и частных лиц, а также за счет различных средств, заработанных самой школой.

- Народное хозяйство несет значительный ущерб от массовой некомпетентности выпускников высших учебных заведений. Не страдаем ли мы от переизбытка институтов? Не целесообразно ли сократить часть учебных заведений, чтобы за счет высвободившихся средств укрепить материальную базу и преподавательский корпус оставшихся?

- Престиж высшего образования в нашем обществе снизила не только и не столько «пресловутая

Престиж компетентности

массовость». Престиж инженера, специалиста подорвала обстановка невостребованности их знаний и квалификации, царившая в стране многие десятилетия уравниловка в оплате труда специалистов. А вузов у нас совсем не переизбыток. По числу студентов на 10 тысяч жителей мы отстаем от развитых стран. Поэтому не закрывать надо вузы, а вдохнуть в них новую жизнь. Ведь вуз для своего региона -культурный, интеллектуальный центр. И я уверен, эта его функция будет быстро возрастать,

- Как вы относитесь к льготам для поступающих а вузы по направлению предприятий? И вообще к льготам для любых категорий абитуриентов, не умаляют ли они значение конкурентности при поступлении в вуз?

- Новые правила приема ликвидировали практически все льготы для поступающих в вузы. Остались лишь льготы для воинов-«афганцев», круглых сирот. Думаю, черва два-три года отпадет необходимость и в этих исключениях.

Теперь о так называемых льготах при поступлении по направлению предприятий. Для дневных отделений таких льгот нет. А что касается вечерних или заочных, то преимущества тем, кто работает по избранной специальности, уже не льгота. Это необходимое условие высокого качества подготовки специалиста. Опыт показывает, что из студентов - вечерников и заочников, работающих по профилю своей вузовской специальности, получаются прекрасные специалисты. Но и в этом случае отбор происходит на конкурсной основе. Конечно, возможны ошибки. Но есть механизм, который не дает возможности «случайным» людям окончить институт и получить диплом. Я имею в виду отмену условного перевода. Студент, имеющий хотя бы одну задолженность к 1 сентября нового учебного года, из института исключается. Поверьте, человек, не способный к учебе, не сможет пройти этот барьер и уйдет из института через год или два.

На конкурсной основе отбирается и состав подготовительных отделений. Эта важная социальная льгота направлена на оказание помощи при поступлении в вузы работающей молодежи и вернувшимся после службы в армии.

- У многих складывается впечатление, что перестройка системы высшего образования пока ограничивается полумерами. Почему мы боимся радикальных решений? Скажем, известно, что нынешняя система вступительных экзаменов не гарантирует объективности оценок способностей. А если по примеру зарубежных университетов ввести свободный прием студентов и проводить отсев в процессе обучения? Отчего мы считаем, что рано нам вводить свободное посещение, продолжаем «тянуть за уши» горе-студентов?

- Есть три мощных фактора торможения перестройки в этой сфере. Прежде всего довольно рас-

пространенная недооценка в народном хозяйстве и обществе в целом роли образованных и квалифицированных людей, низкий престиж культуры и образованности. Затем - слабая материально-техническая база образования. И, наконец, психологическая неготовность большого числа педагогов, учащихся и родителей принять новую концепцию образования, его новые гуманитарные ценности. Нельзя считать, что и среди специалистов утвердилась так необходимая сейчас готовность к непрерывному пополнению своих знаний. Теперь о свободном посещении. Давно уже разрешено его вводить во всех вузах. В положении записано право студента на свободное посещение лекций. Другое дело, что многие ректораты не вводят его. И здесь должны сказать свое слово студенты, средства массовой информации. Только что прошедший Всесоюзный студенческий форум показал, что студенты могут стать серьезной движущей силой ускорения перестройки в высшей школе. Они правильно понимают ситуацию, более чем кто-либо заинтересованы в повышении качества своих знаний. Состояние материально-технической базы быстро поправить трудно, но уже сейчас можно улучшить состояние дел через перемены в содержании, формах и методах обучения. Вузам предоставлены большие права в этом вопросе. Пора дружнее браться за дело. Ректоров ведь тоже надо воспитывать.

Что касается свободного приема в вузы и отсеве в процессе обучения... Нельзя механически переносить к нам все, что на первый взгляд кажется привлекательным за рубежом! «Там» студенты платят вузу за обучение. А у нас государство - студентам. И средств у вузов «там» больше, как вы видели. И материальная база другая. Словом, то, что сделано сейчас - конкурсный отбор и отмена условного перевода, - вполне обеспечивает качество набора в вузы при добросовестном выполнении этих требований.

- Во всем мире высшие учебные заведения - это также лидеры научного знания, чего, за редким исключением, не скажешь о наших университетах и институтах. Как вы считаете, в чем здесь проблема?

- Во всем мире фундаментальная наука сконцентрирована в университетах, именно поэтому многие научные открытия и достижения рождаются в учебных заведениях. Естественно, там сконцентрировано и самое современное оборудование, и лучшие научные кадры. У нас же центром фундаментальных исследований является Академия наук. Поэтому сравнивать достижения зарубежной науки надо с достижениями институтов АН СССР, а не вузов. Есть и другая причина отставания, также не имеющая отношения к деятельности вузов. Речь идет о малой заинтересованности нашей промышленности, народного хозяйства в целом в новейших дос-

Экономика образования ♦ № 1, 2014

129

РЕТРО

тижениях науки и техники. Так что главный ресурс -в совершенствовании экономического механизма. Сумеем повысить заинтересованность трудовых коллективов в высоких конечных результатах - сразу же возникает спрос на научные исследования, а значит, будет и оборудование, литература, общение с мировой наукой. А талантливых ученых в наших вузах достаточно. Нужны только свобода творчества, свобода контактов, уверенность в необходимости своего труда, современная материальная база. Тогда и у нас институты и училища станут лидерами научно-технического прогресса.

- Что предлагает сделать комитет для перестройки аспирантуры? Ведь это не секрет, что у нас по-прежнему велико число диссертаций-компиляций, ничего общего ни с наукой, ни с прогрессом не имеющих...

- Мы кардинальным образом пересмотрели цели аспирантуры. Она стала очередной ступенью образования. Аспирант под руководством крупного ученого самостоятельно и глубоко изучает ряд научных дисциплин, совершенствуется в экспериментальной работе, словом, приобретет новую ступень квалификации. Это подтверждается соответствующим дипломом - «Инженер-исследователь», «Педагог-исследователь». Ответственность научного

руководителя за подготовку диссертации аспиранта снята. Получится - хорошо, не получится...

А качество диссертаций, их научный уровень -это вопрос нравственности, вовсе не системы подготовки аспирантов. Нравственности соискателя, его руководителя, всех участников процесса аттестации. Нравственность же - категория общественная. И, как ни странно, почва, на которой вырастают научные компиляции, та же, на которой выросли хлопковое дело, мафия в торговле и т. п. Станет здоровее общество - исчезнет питательная среда для лжеученых.

- Дипломы об окончании высших учебных заведений в нашей стране не котируются в развитых странах мира. Как вы считаете, когда положение изменится? Что для этого нужно сделать?

- Тут надо различать и качество подготовки наших выпускников, и юридическую сторону дела. Юридическая сторона не всегда связана с качеством, здесь много политических мотивов.

А если говорить о качестве, то немало наших выпускников не уступают студентам самых престижных вузов Запада. Это видно, когда наши студенты, аспиранты выезжают на стажировку в США, Англию, другие страны. Но в целом качество нас пока не удовлетворяет, И перестройку образования начали именно для того, чтобы его улучшить.

Беседовали В. МАЛЕЕВ, Ю. ЯКУТИН.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.