Научная статья на тему 'Престиж и мотивы выбора профессии в оценках молодых учителей города Ростова-на-Дону'

Престиж и мотивы выбора профессии в оценках молодых учителей города Ростова-на-Дону Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
96
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНЫЙ СТАТУС ПРОФЕССИИ / МОЛОДЫЕ УЧИТЕЛЯ Г. РОСТОВА-НА-ДОНУ / ПРЕСТИЖ ПРОФЕССИИ / МОТИВЫ ВЫБОРА ПРОФЕССИИ / SOCIAL STATUS OF THE PROFESSION / YOUNG TEACHERS IN ROSTOV-ON-DON / PRESTIGE OF THE PROFESSION / MOTIVES FOR CHOOSING A PROFESSION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Чикарова Галина Игоревна

В статье на материалах прикладного социологического исследования, проведенного в 2017 г. в городе Ростове-на-Дону, рассматривается социальный статус профессии учителя в оценках молодых представителей данного профессионального сообщества. В работе на основе статистической информации и эмпирического материала фиксируются низкий уровень материального благосостояния молодых учителей и отсутствие престижа данной профессии в локальном сообществе. Автор также анализирует основные мотивы выбора профессии учителя молодыми людьми в условиях современного общества.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PRESTIGE AND MOTIVES OF CHOICE OF PROFESSION IN APPRAISES OF YOUNG TEACHERS IN ROSTOV-ON-DON

Based on the materials of applied sociological research conducted in 2017 in Rostov-on-Don, the author examines the social status of the profession of a teacher in the assessments of young representatives of the professional community. Based on the statistics and empirical material the low level of material wellbeing of young teachers and the lack of prestige of the profession in local communities are identified. The author also analyzes the main motives of the choice of teacher profession by young people in modern society.

Текст научной работы на тему «Престиж и мотивы выбора профессии в оценках молодых учителей города Ростова-на-Дону»

ГУМАНИТАРИЙ ЮГА РОССИИ 2018 Том 7 № 6

HUMANITIES OF THE SOUTH OF RUSSIA

2018 Vol. 7 N 6

УДК 316

DOI 10.23683/2227-8656.2018.6.18

/

I

ПРЕСТИЖ И МОТИВЫ

PRESTIGE AND MOTIVES

ВЫБОРА ПРОФЕССИИ OF CHOICE OF PROFESSION

В статье на материалах прикладного со- Based on the materials of applied sociological

циологического исследования, проведен- research conducted in 2017 in Rostov-on-

ного в 2017 г. в городе Ростове-на-Дону, Don, the author examines the social status of

рассматривается социальный статус про- the profession of a teacher in the assessments

фессии учителя в оценках молодых пред- of young representatives of the professional

ставителей данного профессионального community. Based on the statistics and empir-

сообщества. В работе на основе статисти- ical material the low level of material well-

ческой информации и эмпирического ма- being of young teachers and the lack of pres-

териала фиксируются низкий уровень ма- tige of the profession in local communities are

териального благосостояния молодых учи- identified. The author also analyzes the main

телей и отсутствие престижа данной про- motives of the choice of teacher profession by

фессии в локальном сообществе. Автор young people in modern society. также анализирует основные мотивы выбора профессии учителя молодыми людьми в условиях современного общества.

1 Статья подготовлена при поддержке Российского научного фонда, проект № 16-18-10306.

2 The research is supported by the Russian Science Foundation, Project No. 16-18-10306.

В ОЦЕНКАХ МОЛОДЫХ

IN APPRAISES OF YOUNG TEACHERS IN ROSTOV-ON-DON2

УЧИТЕЛЕЙ ГОРОДА

Galina Ig. Chikarova

Postgraduate Student, Intern-Researcher, Institute of Sociology and Regional Studies, South Federal University, Rostov-on-Don, Russia e-mail: galia201292@gmail.com

ГУМАНИТАРИЙ ЮГА РОССИИ 2018 Том 7 № 6

HUMANITIES OF THE SOUTH OF RUSSIA

2018 Vol. 7 N 6

Ключевые слова: социальный статус профессии; молодые учителя г. Ростова-на-Дону; престиж профессии; мотивы выбора профессии.

Keywords: social status of the profession; young teachers in Rostov-on-Don; prestige of the profession; motives for choosing a profession.

Введение

По данным официальной статистики, на 2017 г. в российских школах работает 1 229 415 учителей (Федеральная служба государственной статистики, 2017). Доля женщин в профессиональном сообществе учителей России составила 85 %. Средний возраст учителя в стране - 52 года. Почти половину в возрастной структуре данной группы составляют учителя среднего возраста (от 30 до 49 лет). Также в России 30 % учителей предпенсионного и пенсионного возраста. В то время как количество молодых учителей в возрасте до 30 лет составляет всего 12,3 % (Российские педагоги ... , 2015). При этом важно обратить внимание на то, что происходит постоянное увеличение учителей пенсионного возраста. Так, с 2010 по 2017 г. рост данной когорты среди всех представителей учительского корпуса составил 4,6 процентных пункта (Не только факты ... , 2018).

Необходимо также подчеркнуть, что педагогическое образование в России не находится в топе лидеров по привлекательности для абитуриентов. Так, в 2017 г. на бюджетные места было зачислено 21 092 абитуриента, средний проходной балл по данному направлению был равен 68,3 (Мониторинг качества ... , 2017). В 2018 г. итоги приема в вузы зафиксировали схожие показатели (число поступивших - 21 589, средний балл ЕГЭ - 69) (Мониторинг качества ... , 2018). При этом очень важно подчеркнуть, что только 52 % школ в России характеризуются полной укомплектованностью учителями (Официальный сайт Информационного агентства РБК, 2018). Так как большая часть выпускников направления «педагогические науки» не идут после окончания вуза работать в школы.

Приведенные данные вызывают обеспокоенность и актуализируют интерес научного сообщества к изучению различных аспектов сложившейся ситуации.

Обзор научно-исследовательской литературы

Большой пласт работ в научной литературе по социологии посвящен изучению причин, по которым выпускники педагогических вузов не идут работать в общеобразовательные учреждения (Морозов, 2016; Лурье, 2015). В поисках объяснения сложившейся ситуации ис-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.