ГУМАНИТАРИЙ ЮГА РОССИИ 2018 Том 7 № 6
HUMANITIES OF THE SOUTH OF RUSSIA
2018 Vol. 7 N 6
УДК 316
DOI 10.23683/2227-8656.2018.6.18
/
I
ПРЕСТИЖ И МОТИВЫ
PRESTIGE AND MOTIVES
ВЫБОРА ПРОФЕССИИ OF CHOICE OF PROFESSION
В статье на материалах прикладного со- Based on the materials of applied sociological
циологического исследования, проведен- research conducted in 2017 in Rostov-on-
ного в 2017 г. в городе Ростове-на-Дону, Don, the author examines the social status of
рассматривается социальный статус про- the profession of a teacher in the assessments
фессии учителя в оценках молодых пред- of young representatives of the professional
ставителей данного профессионального community. Based on the statistics and empir-
сообщества. В работе на основе статисти- ical material the low level of material well-
ческой информации и эмпирического ма- being of young teachers and the lack of pres-
териала фиксируются низкий уровень ма- tige of the profession in local communities are
териального благосостояния молодых учи- identified. The author also analyzes the main
телей и отсутствие престижа данной про- motives of the choice of teacher profession by
фессии в локальном сообществе. Автор young people in modern society. также анализирует основные мотивы выбора профессии учителя молодыми людьми в условиях современного общества.
1 Статья подготовлена при поддержке Российского научного фонда, проект № 16-18-10306.
2 The research is supported by the Russian Science Foundation, Project No. 16-18-10306.
В ОЦЕНКАХ МОЛОДЫХ
IN APPRAISES OF YOUNG TEACHERS IN ROSTOV-ON-DON2
УЧИТЕЛЕЙ ГОРОДА
Galina Ig. Chikarova
Postgraduate Student, Intern-Researcher, Institute of Sociology and Regional Studies, South Federal University, Rostov-on-Don, Russia e-mail: galia201292@gmail.com
ГУМАНИТАРИЙ ЮГА РОССИИ 2018 Том 7 № 6
HUMANITIES OF THE SOUTH OF RUSSIA
2018 Vol. 7 N 6
Ключевые слова: социальный статус профессии; молодые учителя г. Ростова-на-Дону; престиж профессии; мотивы выбора профессии.
Keywords: social status of the profession; young teachers in Rostov-on-Don; prestige of the profession; motives for choosing a profession.
Введение
По данным официальной статистики, на 2017 г. в российских школах работает 1 229 415 учителей (Федеральная служба государственной статистики, 2017). Доля женщин в профессиональном сообществе учителей России составила 85 %. Средний возраст учителя в стране - 52 года. Почти половину в возрастной структуре данной группы составляют учителя среднего возраста (от 30 до 49 лет). Также в России 30 % учителей предпенсионного и пенсионного возраста. В то время как количество молодых учителей в возрасте до 30 лет составляет всего 12,3 % (Российские педагоги ... , 2015). При этом важно обратить внимание на то, что происходит постоянное увеличение учителей пенсионного возраста. Так, с 2010 по 2017 г. рост данной когорты среди всех представителей учительского корпуса составил 4,6 процентных пункта (Не только факты ... , 2018).
Необходимо также подчеркнуть, что педагогическое образование в России не находится в топе лидеров по привлекательности для абитуриентов. Так, в 2017 г. на бюджетные места было зачислено 21 092 абитуриента, средний проходной балл по данному направлению был равен 68,3 (Мониторинг качества ... , 2017). В 2018 г. итоги приема в вузы зафиксировали схожие показатели (число поступивших - 21 589, средний балл ЕГЭ - 69) (Мониторинг качества ... , 2018). При этом очень важно подчеркнуть, что только 52 % школ в России характеризуются полной укомплектованностью учителями (Официальный сайт Информационного агентства РБК, 2018). Так как большая часть выпускников направления «педагогические науки» не идут после окончания вуза работать в школы.
Приведенные данные вызывают обеспокоенность и актуализируют интерес научного сообщества к изучению различных аспектов сложившейся ситуации.
Обзор научно-исследовательской литературы
Большой пласт работ в научной литературе по социологии посвящен изучению причин, по которым выпускники педагогических вузов не идут работать в общеобразовательные учреждения (Морозов, 2016; Лурье, 2015). В поисках объяснения сложившейся ситуации ис-