теплых слов и пригласил на службу в Алма-Ату». А 27 октября того же года Сабит из столицы пишет Магжану: «Когда с Вами встретился в Петропавловске, я говорил, что если Вы сами собираетесь честно служить советской литературе, Вашей литературной работе никто не будет мешать. Эти слова и сейчас в силе. Если с чистым сердцем будете служить советской литературе, никто Вас не упрекнет за прошлые ошибки. Пролетариат может простить. Он и защитить и помогать может. Только пролетариат любит не слово, а дело» [6, с. 127]. Расправа с так называемыми буржуазными писателями, проводилась в контексте широко организованной кампании борьбы с троцкистами. Пролетарские писатели Казахстана внесли свою лепту в борьбу с троцкизмом. В начале 1937 года, когда в Москве вынесли судебный приговор в отношении троцкистов, одобряя это, четырнадцать писателей - Сейфуллин, Джансугуров, Ауэзов, Муканов, Мус-репов, Тажибаев, Каратаев и другие - опубликовали в газете «Казах аде-биети» статью «Нет пощады врагам!»
Список литературы:
1. Голомшток И.Н. Тоталитарное искусство. - М.: Галарт, 1984.
2. Боффа Дж. История Советского Союза. - М., 1994. - Т. 1.
3. Покровский М. Советская глава нашей истории // Коммунист. - 1988. - № 16.
4. Егорова Л.П., Чекалов П.К. История российской литературы ХХ века. - М., 1996.
5. Бес арыс. - Алматы.: Жалын, 2001.
6. Елеукенов Ш. Магжан. - Алматы.: Арыс, 1995.
ПРЕССА В ПРОЦЕССАХ ПЕРЕСТРОЙКИ (1985-1991 ГГ.)
© Муравьёв Д.Н.*
Байкальский государственный университет экономики и права, г. Иркутск
В статье рассматривается место средств массовой информации, в частности прессы, в процессах перестройки 1985-1991 годов. Анализируется её роль в формировании новых общественных идеалов, изучается путь советского общества к демократии. В заключении представлен вывод о необходимости рассмотрения перестроечной прессы как одной из движущих сил перестройки.
Период Перестройки 1985-1991 годов рассматривался различными учеными во всех аспектах. Однако не до конца изученной остается роль
* Аспирант кафедры Истории, политических и экономических учений
прессы в ходе реформирования советского государства. А между тем она значительна. Стоит только вспомнить, что одним из первых шагов горбачевской модернизации стало провозглашение политики гласности, которая непосредственно повлияла на работу средств массовой информации.
С началом гласности СМИ, и, прежде всего пресса, становятся одним из ведущих инструментов преобразования общества. «Глубокие, поистине коренные сдвиги происходят в обществе. Они требуют огромной затраты сил, энергии, инициативы, творческого подхода к делу, упорной борьбы с инертностью и косностью, психологической перестройки кадров, нового мышления, нового стиля работы.
И здесь пресса с её возможностями, с её восприимчивостью к новому, передовому, располагая такими мощными рычагами, как критика, гласность, пропаганда лучшего опыта, может и должна сделать многое» - так оценивал роль прессы в перестройке М.С. Горбачев [4, с. 9].
Лидирующая роль печати в перестройке объясняется рядом её особенностей. Во-первых, само положение периодической печати в Советском Союзе как «трибуны» власти требовало от неё поддержки направления власти. Во-вторых, несмотря на огромное количество методов идеологического воздействия на общество, пресса оставалась наиболее доступным средством информирования для большинства граждан. Огромное количество изданий разной направленности, но одинаковой идеологии, громадные тиражи позволяли охватить практически всю читательскую аудиторию на всей территории Союза. В-третьих, пресса наиболее «доступное» СМИ в плане создания и распространения. Этим воспользовались зародившиеся в перестройку неформальные общественные движения. Стоит заметить, что еще до начала перестроечного процесса в СССР выходили неофициальные издания, так называемый «самиздат», выпускали их, как правило, либо диссидентские движения, либо неофициальные объединения, чаще всего из числа молодой интеллигенции. С началом же перестройки часть этих изданий стала более открытым, стали появляться новые, и с каждым годом их количество только росло. «Широкий и разноголосый политический спектр, загнанный прежде в подполье, теперь пользовался почти полной свободой слова» [6, с. 29]. Все эти факторы позволили прессе встать во главе процессов преобразования советского общества.
Но прежде чем менять советское общество газетно-журнальная периодика сама должна была измениться. Политика гласности позволила печати выйти на качественно новый уровень в содержательном плане. На страницах «толстых» журналов стали публиковаться ранее запрещенные произведения А. Солженицына, И. Бродского, В. Набокова, Н. Гумилева и других. На страницах газет начинались постепенно разворачиваться дискуссии о «белых пятнах» истории, о современных проблемах общества, о путях его дальнейшего развития. В журналистских материалах всё чаще
стала слышна критика существующего строя, особенно это заметно в таких центральных изданиях как журнал «Огонёк» и газета «Московские новости», а также в республиканских изданиях Прибалтики. Критические материалы прессы стали основой для дальнейшего обсуждения в ней хода процессов преобразования, возможные варианты их развития. Ведущие историки, экономисты, социологи, другие ученые на страницах газет и журналов высказывали свои точки зрения об этом. Наряду с ними «право голоса» получили и простые граждане. Характерной чертой перестроечной прессы стала её полемичность: «Практический каждый день в газетах обнаруживаем столкновение мнений, разнообразие оценок» - писала журналистка Н. Давыдова на страницах «Московских новостей» в 1988 году [5, с. 9]. Это присуще всему периоду перестройки, причем с каждым годом преобразований отмечался рост остроты полемики.
Каждый день пресса открывала новые темы, проблемы, суждения. Все это привело к «духовному взрыву» в обществе [9, с. 31], который значительно изменил как само общество, так и все социальные институты, в том числе и средства массовой информации. В советском обществе наметился отход от тотального партийного и государственного контроля. Росло количество неформальных политических и общественных движений, граждане стали активней бороться за свои права, пресса стала стремиться к независимости. Но в этом процессе демократизации не все проходило гладко, власть, в первую очередь партийная, пыталась если не остановить, то придержать его ход. Например, в конце 1987 г. в Катангском районе Иркутской области. В одном из декабрьских номеров районной газеты «Правда севера» была подготовлена статья о деятельности местного райкома партии, приводились критические высказывания секретарей местных парторганизаций, простых членов партии. После выхода номера с данной публикацией было созвано бюро райкома, на котором было принято постановление о снятии критического материала из номера и уничтожении всего тиража газеты [2, с. 3-4]. Чуть позже, в сентябре 1988 г., похожая ситуация повторилась уже в г. Иркутске, с той разницей, что газета «Советская молодежь» не вышла по решению редакции в знак протеста против запрета иркутского обкома ВЛКСМ, чьим органом она являлась, на публикацию интервью Б.Н. Ельцина: «Журналисты и технические сотрудники редакции отказываются переделать данный номер газеты. Надеемся, что здравый смысл победит и номер выйдет в том виде, в каком его выпустил коллектив. Если же этого не случится, сотрудники редакции «Советской молодежи» отказываются выпускать и последующие номера газеты» [1, с. 8-9]. Таким образом, власть и независимые журналисты боролись друг с другом похожими методами. Но если для власти это привычные способы влияния на общественное мнение, то для журналистов протестное поведение стало одним из шагов к свободе слова и демократизации общества.
С каждым днем перестройки рос интерес к происходящему со стороны общества, которое всё больше нуждалось в объективной и правдивой информации. Пресса, в условиях гласности и зарождавшейся демократии, удовлетворяла эту потребность. Она перестала быть средством идеологического и пропагандистского воздействия, а стала выполнять свою основную функцию - информирование. В этих условиях наметилась тенденция взаимовлияния общества и прессы: информация, распространяемая прессой, стала влиять на общественную жизнь, которая в свою очередь стала оказывать воздействие на прессу в плане выбора информации. «Именно в эти годы пресса в силу роста своего авторитета и влияния на все дела в обществе, и, прежде всего, на формирование общественного мнения, стала претендовать на роль четвертой власти в огромной стране» [7, с. 12]. Все это подтверждается количественными показателями. В частности значительным ростом тиражей, так средний прирост тиража одиннадцати центральных газет в 1988 году по сравнению с предыдущим годом составил 6,7 %. Лидерами роста были «Известия», «Литературная газета», «Социалистическая индустрия» и «Московские новости» [8, с. 12]. К концу восьмидесятых годов ситуация с ростом тиражей вызвала дефицит газетной бумаги, особенно в регионах. Например, Иркутский обком ВЛКСМ был вынужден принять специальное постановление: «Учитывая сложившуюся ситуацию, в целях обеспечения выпуска газеты «Советская молодежь» представить редакции газеты право использования фондов на бумагу, выделенных ЦК ВЛКСМ Иркутскому обкому комсомола с условием возврата в полном объеме до окончательного решения вопроса на пленуме обкома ЛКСМ РСФСР» [3, с. 129]. Наряду с увеличением тиражей происходил рост и изданий. Так, только на территории Иркутской области в системе Областного управления по печати в 1987 г. выходило 30 газет, в 1990 г. - 33, а в 1991 г. - 36. Кроме того, неуклонно росло количество изданий предприятий и организаций, общественных объединений. Стали выходить и печатные издания на национальных языках автономий, в частности на территории Усть-Ордынского Бурятского Автономного Округа к концу перестройки стало выходить две газеты на бурятском языке: «Лени-нэй Туг» и «Усть-Ордын УНЭН».
Пресса периода перестройки стала одним из основных механизмов преобразования советского государства. Именно она первая прошла путь обновления, демократизации. Всё это во многом позволило ей в дальнейшем влиять на перестроечные процессы, формировать новый облик страны, привить ценности гражданского общества. Однако наряду с этим в прессе произошли заметные «перехлесты» в критике прошлого, окружающей действительности. Существенным недостатком прессы того времени стало её стремление уничтожить прошлое, все его идеалы и ценности, как ошибочное. В замен она пыталась привить демократические яв-
ления, зачастую в искаженном виде. Пресса, будучи почти семь десятилетий под контролем, оказалась не способной контролировать себя в условиях независимости.
Никогда еще в отечественной истории, ни до, ни после, значение прессы не было так велико как в перестройку. Именно в этот период газеты и журналы значительно влияли на умы людей, а вместе с тем на судьбу страны. С точки зрения истории, пресса того времени должна рассматриваться как одна из основных движущих сил исторического процесса. Пресса перестала быть просто «летописцем событий», а стала участником, а чаще даже их организатором.
Список литературы:
1. Баталин А. Ситуация с гласностью, иркутский вариант // Московские новости. - 1988. - № 38. - С. 8-9.
2. ГАНИИО Ф. 127. Оп. 126. Д. 21. Л. 3-4.
3. ГАНИИО Ф. 185 Оп. 37 Д. 206. Л. 129.
4. Горбачев М.С. Выступление на встрече в ЦК КПСС с руководителями средств массовой информации и пропаганды // Зависит от нас. Перестройка в зеркале прессы. - М.: Кн. Палата, 1988. - 360 с.
5. Давыдова Н. Профсоюз спорит с интуристом // Московские новости. - 1988. - № 5. - С. 9.
6. Коэн С. Можно ли было реформировать советскую систему? // Прорыв к свободе: О перестройке двадцать лет спустя (критический анализ). -М.: Алпина Бизнес Бук, 2005. - 436 с.
7. Кравченко Л.И. Как я был телевизионным камикадзе / Л.И. Кравченко. - М., 2005. - 256 с.
8. Романов А. Пресса, которую мы выбираем // Московские новости. -1988. - №8. - С. 12.
9. Тощенко Ж.Т. Общественное сознание и перестройка / В.Э. Бойков, В.Н. Иванов, Ж.Т. Тощенко. - М., 1990. - 287 с.
СИСТЕМА ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ ПЕДАГОГОВ В КРАСНОЯРСКОМ КРАЕ В УСЛОВИЯХ ВВЕДЕНИЯ ВСЕОБЩЕГО СРЕДНЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
© Полякова Е.Н.*
Красноярский краевой институт повышения квалификации и профессиональной подготовки работников образования, г. Красноярск
Статья посвящена проблемам обеспечения повышения квалификации педагогов в Красноярском крае в 1970-е гг., когда было введено
* Старший преподаватель кафедры Философии, педагогики и психологии