УДК: 659.44(470.341-25) ББК: 60.842 ГРНТИ: 04.21 ВАК: 5.4.4, 5.9.9
Б01: 10.24412/2949-2513-2023-32-65-81
Савинова О.Н., Зудина М.В.
Нижний Новгород, Россия
ПРЕСС-СЛУЖБА В ГОРОДЕ-МИЛЛИОННИКЕ: ТВОРЧЕСКИЕ И ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ (НА ПРИМЕРЕ Г. НИЖНИЙ НОВГОРОД)
Аннотация. В статье осмысливаются качественные перемены в деятельности современной пресс-службы города-миллионника, ее возрастающая роль в системе муниципального управления в период активного развития новых коммуникативных стратегий, обеспечивающих эффективный диалог между властью и обществом. Подчеркивается, что, являясь органичным компонентом муниципального управления, пресс-служба не только отвечает за создание и поддержание положительного имиджа организации, но и обеспечивает информационную открытость, налаживает контакт с общественностью и СМИ, обеспечивает солидарность в достижении целей, вырабатываемых органами власти на региональном уровне. Опираясь на методы теоретического анализа, а также включенного наблюдения, авторы раскрывают функциональное своеобразие института пресс-службы крупного города, где концентрация информационного шума чрезвычайно велика, фиксируют творческие и технологические приемы медиарилейшнз в условиях изменения медиасреды, отмечают такое качество пресс-службы, как «социальная контактность» в решении проблем жизнеобеспечения большого города.
Ключевые слова: пресс-служба, муниципальное управление, коммуникация с населением, СМИ, эффективность деятельности пресс-службы.
Savinova O.N., Zudina M.V. Nizhny Novgorod, Russia
PRESS OFFICE IN A MILLION-PLUS CITY: CREATIVE AND TECHNOLOGICAL ASPECTS OF ACTIVITY (THE CASE OF NIZHNY
NOVGOROD)
Abstract. The article comprehends the qualitative changes in the activities of the modern press office in the city with more than million inhabitants, its increasing role in the municipal government system during the active new ensuring an effective dialogue between the government and society communication strategies' development. It is emphasized that being part and parcel of municipal management, the press office is not just responsible for creating and maintaining a positive image of the organization but ensures information openness, establishes contact with the public and the media, and provides solidarity in achieving the goals developed by authorities at the regional level. Based on the methods of theoretical analysis, as well as included observation, the authors reveal the functional uniqueness of the press service institute in a large city, where the concentration of information noise is extremely high, record creative and technological techniques of media communications in the context of changing media environment, structure creative and technological techniques of its activities, and note such quality of the press office as "social contact" in solving the problems of a big city's life support.
Keywords: press office, municipal management, communication with the public, media, the press office institute activity's effectiveness.
Постановка проблемы.
Города-миллионники являются центрами промышленности, культуры, туризма и других сфер деятельности, что делает их информационно насыщенными и сложными в управлении. Нижний Новгород - важный
экономический, промышленный, научно-образовательный и культурный центр России, крупнейший транспортный узел и административный центр Приволжского федерального округа. Нижний Новгород - третий город-миллионник в России, перешагнувший 800-летний рубеж. В 2023 году город стал победителем в первом федеральном конкурсе «Культурная столица» при поддержке Президентского фонда культурных инициатив.
Авторы - один стоял у истоков создания пресс-службы города в 90-е гг., другой - руководит ею в настоящее время, - целью статьи ставили обобщение опыта работы пресс-службы администрации как органичного компонента муниципального управления; взаимодействия со средствами массовой информации в контексте современных изменений информационного пространства, а также отслеживание динамики творческих и технологических аспектов в деятельности пресс-службы для более качественного осуществления коммуникации с населением. Продолжая традиции многостороннего рассмотрения практики паблик рилейшнз, авторы анализируют региональный опыт паблик рилейшнз как динамичное явление, ставшее предметом дискуссий как в корпорации PR- специалистов, так и в академическом сообществе.
Теоретические основания исследования
Исследование вопроса деятельности пресс-служб, появившихся в России в начале 90-х гг., прошло ряд этапов в отечественной историографии -от рассмотрения места и роли пресс-службы в процессе становления связей с общественностью, рекламных коммуникаций до более глубокого анализа практик медиарилейшнз и четкого структурирования технологий работы пресс-службы. Так, в первых отечественных работах рассматривались общие вопросы диалоговой модели взаимодействия власти и общества, налаживания связей с общественностью в условиях развития новых рыночных отношений. Как отмечала Е.П. Савруцкая, «история ХХ-начала XXI вв. как никогда ранее обозначила проблему поиска новых путей управления общественными процессами, будь то сфера государственной политики или производственно-
экономических структур, финансовых организаций или корпораций, учреждений медицины или образования» [Савруцкая,2009:32.].
А так как первые пресс-службы и службы по связям с общественностью возникли в структурах управления и бизнеса, то для многих работ было характерно исследование основных аспектов системы эффективных коммуникаций именно в сфере бизнеса и государственного управления [Гундарин,2011; Чумиков,2019]. Постепенно разрабатывается научный аппарат предметного поля, связанного с деятельностью пресс-служб. Так, исследователь Т.Э. Гринберг предложила следующее определение: «Пресс-служба - это штатный PR-институт в коммерческой, общественной или государственной организации, осуществляющий информационное обеспечение деятельности субъектов общественных отношений» [Гринберг,2005:47]. Среди работ, посвященных деятельности собственно пресс-службы, широко известны исследования А.Д. Кривоносова [Кривоносов А.Д.,2022; 2023]. Тематика связей с общественностью в широком социальном контексте, а также технологии связей с общественностью и выход на средства массовой информации продолжает оставаться в центре внимания исследователей [Горохов, Гринберг, 2013; Ворошилов, 2021; Федотова, 2021; Шилина, Вартанов, 2019; Сабурова К.А., 2022; Лебедев, 2022; Ачкасова, 2024]. Отметим, что зарубежный опыт использования прессы в деятельности государственных органов власти тоже был включен в круг интересов как отечественных, так и зарубежных исследователей [Крылова,2022; Болтуц, 2019; Минаева, 2023; Beshi, Kaur, 2020; Hyland-Wood, Gardner, Leask et al., 2021; Grey, Severin, 2022; Mabillard,, Zumofen, Pasquier, 2024].
Вместе с тем за время становления и развития пресс-служб ряд предложенных в первых работах технологий стали хрестоматийными; в тоже время появился новый эмпирический материал, требующий своего осмысления, что и побудило авторов к анализу кейса пресс-службы города-миллионника в контексте «пересборки» медиа [Вартанова, 2023]. Методология исследования
В процессе исследования мы опирались на концептуальные идеи, высказанные в трудах ведущих отечественных исследователей теории паблик рилейшнз [Комаровский, 2001; Горохов,2013; Чумиков, 2014; 2019; Ачкасова, 2024; Гавра, 2024 и др.], используя методы теоретического анализа и исторического в изучении предмета. В качестве конкретных исследовательских процедур нами использовались такие эмпирические методы, как включенное наблюдение, анализ официальных документов и статистических данных. Оригинальность работы заключается в том, что в освещении вопросов, рассматриваемых авторами, они опирались на собственный опыт в работе пресс-службы города в разные годы, который и стал репрезентативной эмпирической базой.
Полученные результаты.
Пресс-служба администрации Нижнего Новгорода является ключевым структурным подразделением, отвечающим за информационное обеспечение и связи с общественностью. Работа пресс-службы как компонента муниципального управления не только формирует доверие и вовлеченность местных жителей в социально-значимые проекты, способствует привлечению туристов и инвесторов, но и активно влияет на саму социально-политическую жизнь города. Это особенно важно для крупных городов-миллионников, где концентрация информационного шума чрезвычайно высока, происходит постоянная конкуренция за внимание населения и необходимость регулярного усовершенствования медиарилейшнз как никогда актуальна. История создания нижегородской пресс-службы восходит к началу 90-хгг; опыт первых лет ее становления касался вопросов функций, принципов деятельности, PR-технологий, в основном, на макроуровне, и был обобщен. [ Савинова,1998].
Естественно, что со временем деятельность пресс-службы видоизменяется в связи с особенностями временной региональной специфики управленческих задач; будучи структурой муниципального управления, сотрудники пресс-служб репродуцируют стиль деятельности новой команды
управленцев. На данный момент в структуру пресс-службы администрации г. Нижнего Новгорода (управление информационной политики) входит два ключевых отдела: отдел информационных проектов и отдел информационного планирования. Отдел информационных проектов отвечает за подготовку пресс-релизов, организацию пресс-конференций, съемки и иное информсопровождение работы администрации, в том числе и работу с социальными сетями мэрии. Специалисты данного отдела отвечают за контроль и управление информационными потоками, связанными с деятельностью администрации. Они осуществляют мониторинг СМИ, анализируют общественное мнение, отвечают на запросы СМИ; работают с отдельными блоками городского управления: социальная политика, строительство, ЖКХ, молодежная политика и др. Отдельно свою работу выполняют районные пресс-секретари. Отдел информационного планирования отвечает за установление и поддержание отношений с ключевыми заинтересованными сторонами, в том числе и со СМИ. Пресс-служба администрации занимается «наполнением» официального сайта администрации г. Нижнего Новгорода в части новостей. Новости разделяются тематически, есть рубрика «Приоритетные проекты», в которой сообщается о главных инициативах администрации, рубрики «Социальная политика», «Общественное самоуправление», «Градостроительство», «Молодежная политика» и др.
В разделе «Мероприятия» размещается афиша различных событий в Нижнем Новгороде. В «Актуальном интервью» - беседы с представителями администрации. «Медиафайлы» включают в себя видеозаписи и фотографии.
Специалисты пресс-службы в своей деятельности учитывают особенности современного медиапотребления. Так по данным, предоставленным компанией Mediascope за 2023 год, 83% российских граждан используют интернет ежедневно [Медиа потребление , 2023]. При этом именно мессенджеры находятся на первом месте по активности среди пользователей, а видео- контент и социальные сети делят второе место. Две
самые популярные на сегодняшний день социальные сети - Telegram и «ВКонтакте».
Для муниципальной пресс-службы особенно эффективным является использование потенциала мессенджера Telegram, учитывая, что данная социальная сеть имеет свои преимущества: возможность создания и администрирования публичных каналов; рассылка публикаций в формате личных сообщений; широкий инструментарий для разных форматов контента.
Пресс-служба администрации Нижнего Новгорода активно использует потенциал новых медиа и сети Интернет для налаживания двусторонней коммуникации с населением. Благодаря распространению контента в социальных сетях и на официальном сайте у нижегородцев есть возможность быть в курсе последних новостей и получать информацию без посредников от лица главы города и мэрии. Такой подход к коммуникации способствует эффективному взаимодействию между властью и населением, а также повышает уровень прозрачности и доверия к городским властям.
У главы города Нижнего Новгорода Юрия Шалабаева активны социальные сети: Telegram, «ВКонтакте» и «Одноклассники». В официальном публичном канале в Telegram насчитывается более 9 тыс. подписчиков; у страницы «ВКонтакте» свыше 14 тыс. подписчиков.
Также ведутся социальные сети мэрии Нижнего Новгорода. В Telegram к настоящему моменту 1,3 тыс. подписчиков, во «ВКонтакте» - 34 тыс. подписчиков. Отдельные каналы в Telegram функционируют у всех 8 районах города.
Ключевыми задачами, которые выполняет нижегородская пресс-служба с помощью представленных каналов коммуникации, являются: донесение миссии администрации до жителей города; формулирование административной стратегии; предложение различных проектов, актуальных для общественности и вовлечение населения в работу над ними, популяризация заявленных проектов и программ. Говоря о миссии администрации города, подчеркнем, что она связана, в первую очередь, с
вопросами жизнеобеспечения города-миллионника. Это и обеспечение благоприятного социально-экономического развития, повышение качества жизни горожан и создание комфортной среды. Основной задачей администрации является развитие городской инфраструктуры, модернизация коммунальных служб. Не менее важной задачей для развивающегося города является поддержка молодежи, в том числе посредством регулярной организации различных культурных и спортивных мероприятий. Миссия администрации основана на принципах открытости, прозрачности и ответственности перед горожанами. В качестве дискуссии хотелось бы зафиксировать тезис о том, что наряду с новыми технологиями работы с населением через такие источники информации, как сетевые сообщества, нельзя сбрасывать со счетов и проверенный временем такой классический инструментарий, как личные встречи руководства города с горожанами, выезды на места, беседы с людьми и пр.
Проанализировав эмпирический материал, мы зафиксировали ряд важных факторов, способствующих доверию населения к органам власти и управления, согласованию интересов управляемых и управляющих. Креативность начинается с глубокого понимания целевой аудитории: ее интересов, предпочтений и поведенческих особенностей. Эти знания позволяют создавать такой контент, который будет максимально резонировать с интересами населения, а значит, эффективнее выполнять свои информационные и просветительские функции. Эффективным решением является сегментирование аудитории, точечная работа с разными слоями населения не в совокупности, а по отдельности.
В основе деятельности пресс-службы лежит четкое и продуманное медиапланирование. В медиаплан, разрабатываемый с определенной краткосрочной или долгосрочной целью, закладываются все необходимые элементы: данные об аудитории, площадки для распространения контента, частота публикаций, выбор методов распространения информации, инструментов и схем размещения материалов.
Еще одним креативным решением является сотрудничество с местными творческими сообществами. Это не только повышает визуальное и содержательное разнообразие информационных материалов, но и углубляет связь пресс-службы с различными слоями населения. Кроме того, такое сотрудничество способствует разработке уникальных рекламно-информационных кампаний. Интеграция идей и проектов местных художников, дизайнеров, фотографов и видеографов в официальные медиаресурсы города значительно повышает интерес общественности к деятельности мэрии и укрепляет позиции пресс-службы как координатора культурных инициатив. И если творческий аспект заключается в создании уникального и привлекательного контента, который может заинтересовать широкую общественность и улучшить имидж города, то технологии предоставляют инструменты для эффективного распространения этого контента. Современные программные решения для управления социальными сетями, системы аналитики и цифровые платформы для прямой коммуникации с горожанами, такие как интерактивные порталы и мобильные приложения, являются неотъемлемыми элементами в работе пресс-службы. Они позволяют не только оперативно распространять информацию, но и собирать обратную связь, анализировать поведение аудитории и адаптировать коммуникационные стратегии в режиме реального времени. Администрация Нижнего Новгорода постоянно ведет мониторинг социального настроения и проблемных вопросов, возникающих у населения. Для этого ведется работа с платформой обратной связи «Лобачевский», которую разработали специалисты первого в России муниципального Аналитического центра. Старт его работы в 2022 году дали глава Нижнего Новгорода Юрий Шалабаев, губернатор Нижегородской области Глеб Никитин и заместитель министра строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ Константин Михайлик [Первый в России муниципальный аналитический центр,2024].
В своей работе мы анализировали нижегородский опыт работы пресс-службы, полагая, что этот конкретный опыт несет в себе черты всеобщего.
Вместе с тем сегодня активно работают пресс-службы в российских регионах, и исследование новых информационных стратегий, осуществляемых региональными органами власти, как наиболее приближенных к нуждам и запросам населения, представляет особый интерес для дальнейшего изучения.
Выводы
Как следует из приведенного нами анализа, пресс-служба в крупном городе является важным компонентом муниципального управления, которая способствует открытости власти, установлению диалога с населением через вовлечение в организацию социально-значимых общественных проектов и программ; формирует позитивный имидж города.
Осуществление информационных стратегий строится с учетом особенностей медиапотребления населения, понимания целевой аудитории, четкого медиапланирования, активного использования потенциала новых медиа и сети Интернет. Современные программные решения для управления социальными сетями, системы аналитики и цифровые платформы для прямой коммуникации с горожанами, такие как интерактивные порталы и мобильные приложения, являются неотъемлемыми элементами в работе пресс-службы. Они позволяют не только оперативно распространять информацию, но и собирать обратную связь, анализировать поведение аудитории и адаптировать коммуникационные стратегии в режиме реального времени.
Несомненно, креативом является сотрудничество с творческими коллективами, что помогает создать более яркий и привлекательный внешний вид информационных продуктов, что важно в условиях высокой конкуренции за внимание аудитории. Привлечение творческих сообществ помогает вовлечь горожан в важные процессы принятия решений и организации работы, что способствует формированию имиджа открытой и динамичной городской администрации. Наряду с новыми технологиями уместно использовать и проверенные временем прямые контакты с горожанами, как-то: личный прием, встречи на местах, что подчеркивает «социальную контактность» муниципального управления.
Библиография
Ачкасова В.А. Связи с общественностью в органах власти: учебник и практикум для вузов / В.А. Ачкасова [и др.] / под ред. В.А. Ачкасовой, И.А. Быковой-М.: Юрайт,2024.- 163с.
Болтуц О.А. Амос Кендалл: специфика истории формирования PR в США // ИСОМ. 2019. №6. С. 54-60
Вартанова Е.Л. «Пересборка» медиа: актуальные процессы трансформации в условиях цифровизации // Медиальманах. 2023. №3(116)
Ворошилов В.В. Современная пресс-служба. Учебник. М.: КноРус, 2021.
ГавраД.П. Основы теории коммуникации: учебник для вузов / 2-е изд., испр. и доп.- М.: Юрайт, 2024.- 231с.
Горохов В.М. Связи с общественностью: Теория, практика, коммуникативные стратегии. / В.М. Горохов, Т.Э. Гринберг. М.: Изд-во «Аспект Пресс», 2013. 198 с.
Гринберг Т.Э. Политические технологии: PR и реклама. Учебное пособие. М.: Издательство Аспект-Пресс, 2005.
Гундарин М.В. Теория и практика связей с общественностью: основы медиарилейшнз. Учебное пособие. - 2-е изд., испр. и доп. М.: Форум, 2011. 312 с.
Комаровский В.С. Связи с общественностью в политике и государственном управлении. М.: Изд-во: «РАГС при Президенте РФ», 2001. 325 с.
Кривоносов А.Д. Современная пресс-служба. Учебное пособие. Санкт-Петербург: СПбГЭУ, 2022. 78 с.
Кривоносов А. Д. Специалист по коммуникациям в постпандемийное время // Homo faber - Homo loquens - Homo scriptor. Россия - Беларусь: Ценности единого научно-образовательного пространства приграничья: Материалы международной научно-практической конференции, Псков, 24-25 марта 2022 года / Под редакцией Л.А. Капитановой, сост. Е.В. Ковалых, И.В.
Коренецкая, З.В. Митченко. - Псков: Псковский государственный университет, 2023. - С. 56-58.
Крылова О.А. Зарубежный опыт становления и развития пресс-службы // Вестник науки. 2022. Т. 2. №. 10 (55). С. 77-82.
Лебедев Ф.Р. Пресс-служба Мэра города Москвы: особенности функционирования, проблемы и перспективы реализации информационной политики и связей с общественностью // Коммуникология. 2022. Т.7. №2. С. 23-34
Медиапотребление 2023. Mediacsope. [Электронный документ] URL: https://mediascope.net/upload/iblock/226/e7lwh96qizxpwhf1rj2ttfzkwlie8vr8/мед иапотребление%202023.pdf (дата обращения: 26.04.24).
Минаева Л.В. Управление государственной коммуникацией в период пандемии: зарубежный опыт // Коммуникология. 2022. Том 10. №2. С. 23-40.
Первый в России муниципальный аналитический центр начал работать в Нижнем Новгороде. [Электронный ресурс] URL: https://admgor.nnov.ru/news/14000 (дата обращения: 06.05.24).
Сабурова К.А. Пресс-службы муниципальных органов управления // Инновации в обществе: современные вызовы и перспективы. 2022. С. 139-142.
Савинова О.Н. Власть и общество: на пути к диалогу (региональный аспект). Н. Новгород: Изд-во «Литера», 1998. 101 с.
Савруцкая Е.П. Связи с общественностью. Вводный курс: учебник для высших учебных заведений. Н. Новгород: изд-во НГЛУ им. Н.А. Добролюбова, 2009.
Федотова Л.Н. Реклама и связи с общественностью: теория и практика. Учебник / [б.м.] М.: Издательские решения, 2021. 494 с.
Чумиков А.Н. Государственный PR: Связи с общественностью для государственных организаций и проектов. Учебник. 3-е изд., переработ. и доп. М.: ИНФРА, 2019.
Чумиков А.Н. Медиарилейшнз: учебное пособие для студентов вузов.-М.: АспектПресс, 2014.-184с.
Шилина М.Г., Вартанов С.А. Доверие как категория теории коммуникации в парадигме цифровой экономики: к постановке проблемы // Меди@скоп. 2019. №1. С. 20-38.
Beshi, T.D., Kaur, R. (2020) Public Trust in Local Government: Explaining the Role of Good Governance Practices. Public Organiz Rev 20, 337-350.
Grey A., Severin A. A. (2022). Building towards best practice for governments' public communications in languages other than English: a case study of New South Wales, Australia. Griffith Law Review, 31(1): 25-56.
Hyland-Wood B., Gardner J., Leask J. et al. (2021) Toward effective government communication strategies in the era of COVID-19. Humanit Soc Sci Commun. 8: 30.
Mabillard V., Zumofen R., Pasquier M. (2024). Local governments' communication on social media platforms: Refining and assessing patterns of adoption in Belgium. International Review of Administrative Sciences. 90(1): 6581.
References
Achkasova V.A. (2024) Svyazi s obshchestvennost'yu v organakh vlasti: uchebnik i praktikum dlya vuzov [Public relations in government: textbook and workshop for universities] / In V.A. Achkasova, I.A. Bykova (eds.) Moscow: Urait.
Beshi T.D., Kaur R. (2020) Public Trust in Local Government: Explaining the Role of Good Governance Practices. Public Organiz Rev 20: 337-350.
Boltuts O.A. (2019) Amos Kendall: spetsifika istorii formirovaniya PR v SShA [Amos Kendall: the specifics of the history of PR formation in the USA]. Historical and Social-Educational Idea 6: 54-60.
Chumikov A.N. (2019) Gosudarstvennyy PR: Svyazi s obshchestvennost'yu dlya gosudarstvennykh organizatsiy i proyektov. Uchebnik [State public relations: Public relations for government organizations and projects. Textbook]. 3rd ed., revised and expanded. Moscow: INFRA.
Chumikov A.N. (2014) Mediarileyshnz: uchebnoye posobiye dlya studentov vuzov [Media Relations: a textbook for university students]. Moscow: AspectPress
Fedotova L.N. (2021) Reklama i svyazi s obshchestvennost'yu: teoriya i praktika. Uchebnik [Advertising and public relations: theory and practice. Textbook]. Moscow: Izdatel'skiye resheniya.
Gavra D.P. (2024) Osnovy teorii kommunikatsii: uchebnik dlya vuzov [Fundamentals of communication theory: textbook for universities] 2-nd. ed., revised and expanded. Moscow: Urait
Gorokhov V.M. (2013) Svyazi s obshchestvennost'yu: Teoriya, praktika, kommunikativnyye strategii [Public relations: Theory, practice, communication strategies] / V.M. Gorokhov, T.E. Grinberg. Moscow.: Aspect Press Publ.
Grey A., Severin A. A. (2022). Building towards best practice for governments' public communications in languages other than English: a case study of New South Wales, Australia. Griffith Law Review, 31(1): 25-56.
Grinberg T.E. (2005) Politicheskiye tekhnologii: PR i reklama. Uchebnoye posobiye [Political technologies: PR and advertising. Tutorial]. Moscow: Aspect Press Publ.
Gundarin M.V. (2011) Teoriya i praktika svyazey s obshchestvennost'yu: osnovy mediarileyshnz. Uchebnoye posobiye [Theory and practice of public relations: fundamentals of media relations. Tutorial]. - 2nd ed., revised and expanded. Moscow: Forum
Hyland-Wood B., Gardner J., Leask J. et al. (2021) Toward effective government communication strategies in the era of COVID-19. Humanit Soc Sci Commun. 8: 30.
Komarovskiy V.S. (2001) Svyazi s obshchestvennost'yu v politike i gosudarstvennom upravlenii [Public relations in politics and public administration]. Moscow.: RAGS Publ.
Krivonosov A.D. (2022) Sovremennaya press-sluzhba. Uchebnoye posobiye [A modern press office. Textbook]. Saint Petersburg: UNECON Publ.
Krivonosov A.D. (2023) Spetsialist po kommunikatsiyam v postpandemiynoye vremya [Communications Specialist in post-pandemic time] // Homo faber - Homo loquens - Homo scriptor. Rossiya - Belarus ': Tsennosti edinogo
nauchno-obrazovatel 'nogoprostranstvaprigranich 'ya: Materialy mezhdunarodnoy nauchno-prakticheskoy konferentsii. In L.A. Kapitanova ed. Pskov State University, 2023: 56-58.
Krylova O.A. (2022) Zarubezhnyy opyt stanovleniya i razvitiya press-sluzhby [Foreign experience in the formation and development of the press office] Vestnik nauki. Vol.2 10 (55): 77-82.
Lebedev F.R. (2022) Press-sluzhba Mera goroda Moskvy: osobennosti funktsionirovaniya, problemy i perspektivy realizatsii informatsionnoy politiki i svyazey s obshchestvennost'yu [The Press office of the City of Moscow: features of functioning, problems and prospects for the implementation of information policy and public relations]. Kommunikologiya. Vol 7. 2: 23-34.
Mabillard V., Zumofen R., Pasquier M. (2024). Local governments' communication on social media platforms: Refining and assessing patterns of adoption in Belgium. International Review of Administrative Sciences. 90(1): 6581.
Mediapotrebleniye 2023 [Media consumption 2023] Mediacsope. URL: https://mediascope.net/upload/iblock/226/e7lwh96qizxpwhf1rj2ttfzkwliye8vr8/me diapotrebleniye 2023.pdf. Date of access: 26.04.24.
Minayeva L.V. (2022) Upravleniye gosudarstvennoy kommunikatsiyey v period pandemii: zarubezhnyy opyt [Managing public communication during the pandemic: foreign experience]. Kommunikologiya. Vol. 10. 2: 23-40.
Pervyy v Rossii munitsipal'nyy analiticheskiy tsentr nachal rabotat' v Nizhnem Novgorode [Russia's first municipal analytical center has started work in Nizhny Novgorod] URL: https://admgor.nnov.ru/news/14000 Date of access: 06.05.24.
Saburova K.A. (2022) Press-sluzhby munitsipal'nykh organov upravleniya [Press offices of municipal administration bodies] Innovatsii v obshchestve: sovremennyye vyzovy i perspektivy. Moscow: Academy of Management and Production Pub.: 139-142.
Savinova O.N. (1998) Vlast' i obshchestvo: na puti k dialogu (regional'nyy aspekt) [Government and society: on the way to dialogue (regional aspect)] Nizhny Novgorod: Litera Pub.
Savrutskaya E.P. (2009) Svyazi s obshchestvennost'yu. Vvodnyy kurs: uchebnik dlya vysshikh uchebnykh zavedeniy [Public relations. Introductory course: a textbook for higher education institutions] Nizhny Novgorod: LUNN Pub.
Shilina M.G., Vartanov S.A. (2019) Doveriye kak kategoriya teorii kommunikatsii v paradigme tsifrovoy ekonomiki: k postanovke problemy [Trust as a category of communication theory in the digital economy paradigm: to a problem statement]. Mediascope 1: 20-38.
Vartanova E.L. (2023) «Peresborka» media: aktual'nyye protsessy transformatsii v usloviyakh tsifrovizatsii [Reassembly of Media: current transformation processes in the context of digitalization] Medi@lmanah 3(116)
Voroshilov V.V. (2021) Sovremennaya press-sluzhba. Uchebnik [A modern press office. Textbook]. Moscow: KnoRus
Сведения об авторах
Савинова Ольга Николаевна - заведующая кафедрой журналистики ННГУ им. Н.И. Лобачевского, доктор политических наук, профессор, e-mail: 508@bk.ru
Зудина Мария Валерьевна - начальник управления информационной политики администрации Нижнего Новгорода, e-mail:
heavenaweking@mail. ru
Savinova Olga N. - Doctor of Political Sciences, Professor, Head of the Department of Journalism of the Nizhny Novgorod State University, e-mail: 508@bk.ru
Zudina Maria V. - Head of the Information Policy Department of the Nizhny Novgorod City Administration, e-mail: heavenaweking@mail.ru