ny. There aie several participants are involved in the process of innovation: a research institute, a manufacturing enterprise and a so-called intermediary organization engaged in technology transfer. Also, communication technologies (advertising and public relations) are considered through the concept of transfer of innovation. In this regard, commercial and non-commercial promotion are singled out.
Key words : innovation, innovation transfer, commercial promotion, non-commercial promotion, advertising, public relations.
В.П. Бывших
Хакасский государственный университет им. Н.Ф. Катанова peppilera@maiLш О.А. Вольф
Хакасский государственный университет им.. Н.Ф. Катанова oles-sya@mail. ru
СПЕЦИФИКА РАБОТЫ ПРЕСС-СЛУЖБЫ МИНИСТЕРСТВА СПОРТА РЕСПУБЛИКИ ХАКАСИЯ
Аннотация
В статье предпринята попытка комплексного рассмотрения основных направлений работы пресс-службы регионального органа исполнительной власти - Министерства спорта Республики Хакасия. Авторы выявляют некоторые специфические черты ее работы: объединение функций пресс -службы и PR-службы, широкая система связей с большим количеством региональных и федеральных средств массовой информации и коммуникации. Авторы приходят к выводу, что пресс-служба Министерства спорта Республики Хакасия проводит активную работу по налаживанию связей с общественностью и созданию положительного образа ведомства. Традиционные и современные инструменты public relations позволяют государственному органу эффективно осуществлять свою деятельность.
Ключевые слова: пресс-служба, связи с общественностью, государственный орган, медиарилейшнз, социальные сети, специальные
мероприятия.
В настоящее время эффективность деятельности государственных органов зависит, в том числе, от работы таких структурных подразделений, как отделы по связям с общественностью и пресс -службы. Как отмечает Г.А. Кудрявцев, под связями с общественностью в государственном управлении следует понимать деятельность, направленную на обеспечение коммуникации субъекта управления с социальной аудиторией, нацеленной на максимизацию эффективности управления, то есть общественного блага [5, с. 13].
Сейчас в нашей стране процесс становления института пресс -службы считается в целом завершенным, однако в ряде регионов, особенно на периферии, деятельность специалистов по связям с общественностью в госорганах только проходит этап развития. Об этом говорят в своих исследованиях, например, У.А. Винник [1, с. 51], О.А. Вольф и Е.Ю. Шарапова [2, с. 38] и другие. Актуальность исследования обусловлена тем, что изучение особенностей работы пресс-служб региональных государственных органов позволит определить их эффективность и в перспективе наметить пути развития.
Цель настоящей статьи - комплексное рассмотрение специфики работы пресс-службы Министерства спорта Республики Хакасия.
Министерство спорта является исполнительным органом государственной власти Республики Хакасия, который участвует в проведении государственной политики и осуществляет управление в области физической культуры и спорта. Минспорта решает свои задачи, в том числе, с помощью деятельности пресс-службы, которая была создана десять лет назад (октябрь 2008 г.). Пресс-подразделение реализует стандартные функции, присущие подобным отделам в государственных организациях; основными направлениями его деятельности можно назвать рассылку пресс-релизов, распространение информации с помощью личных связей с местными журналистами, организацию и проведение специальных мероприятий, подготовку должностных лиц к интервью, мониторинг СМИ, анализ материалов, составление медиапланов, а также работу в Интернете, в том числе, продвижение в социальных сетях и формирование фото-, видео- и текстового архива на электронных ресурсах Министерства.
Кроме того, пресс-служба Минспорта Хакасии курирует работу специалистов по связям с общественностью в учреждениях, подведомственных республиканскому спортивному ведомству.
Одним из важнейших направлений работы пресс-службы Минспорта Хакасии является взаимодействие со средствами массовой информации. В рамках медиарилейшнз пресс-служба занимается управлением внутренней и внешней информацией, установлением дружеских контактов со всеми общественными структурами через институт массмедиа [6, с. 108].
Хорошие отношения со средствами массовой информации и коммуникации направлены, в первую очередь, на формирование позитивного образа организации как в самом журналистском сообществе, так и в глазах целевой аудитории. Основными способами взаимодействия со СМИ являются устные контакты (переговоры, интервью, телефонные звонки и т.д.) и рассылка текстов (пресс-релизы, приглашения и т.д.). Ежедневно пресс-секретарь Министерства спорта Республики Хакасия отправляет до пяти пресс-релизов. В списке рассылки находится почти 200 электронных адресов муниципальных, региональных и федеральных СМИ, администраций муниципальных образований.
В связи с тем, что медиаситуация в Республике довольно стабильна, Министерству спорта нет необходимости в выстраивании отношений с новыми СМИ, основной задачей сотрудников пресс-службы является поддержание уже созданных связей с различными медиа. Информационные поводы в региональной спортивной сфере, в основном, являются позитивными, журналисты ведущих СМИ настроены лояльно к субъекту PR и готовы идти навстречу запросам Министерства при освещении событий. Одними из самых продуктивных можно назвать взаимодействие пресс-службы Минспорта с каналом «Республиканская телевизионная сеть (РТС)» и республиканской газетой «Хакасия». Сотрудников этих СМИ обычно первыми приглашают на различные мероприятия, в свою очередь, журналисты чаще других предлагают идеи для съемок, интервью и т.п. Также к лояльным медиа можно отнести, по мнению пресс-секретаря Министерства спорта, региональный филиал ВГТРК «ГТРК Хакасия», информационное агентство «Хакасия-информ», республиканскую газету на хакасском языке «Хабар». Наименее
активно сотрудничает с пресс-службой органа исполнительной власти медиахолдинг «Юг Сибири», сотрудники которого редко принимают приглашения на пресс-конференции и спортивные мероприятия, хотя иногда берут с сайта Минспорта видео для небольших новостных сюжетов. Также пресс-служба работает с несколькими федеральными сайтами («Лыжный спорт», «Центральный спортивный клуб армии», «Федерация лыжных гонок России», сайты телеканалов «ОТР» и «Матч ТВ»).
Оценка эффективности работы пресс-подразделения исполнительного органа власти в сфере медиарилейшнз проводится, в том числе, с помощью мониторинга медиапространства. Пресс -служба ежедневно осуществляет интернет-мониторинг, основной целью которого является проверка наличия негативных материалов, касающихся сферы спорта. Порядок проведения таков: во-первых, проверяются сайты 23 региональных и муниципальных средств массовой информации, во-вторых, сайты Администраций муниципальных образований республики, в-третьих, сайты спортивных федераций Хакасии. В случае возникновения кризисных ситуаций проводится обширный мониторинг с предоставлением отчета руководству Министерства спорта РХ. Периодически сотрудники осуществляют тематический мониторинг по значимым спортивным информационным поводам, в результате которого составляют дайджест для размещения на официальном сайте организации. Это позволяет продлить внимание аудитории к определенной теме.
Наработанная система отношений пресс-службы спортивного ведомства со средствами массовой информации и коммуникации помогает Министерству эффективно осуществлять свою деятельность.
Неотъемлемой частью работы любой пресс-службы является организация специальных мероприятий, т.е. спланированных событий, происшествий, акций, инициированных базисным субъектом PR и направленных на достижение прагматических коммуникативных целей данного субъекта, способствующих приращению его паблицитного капитала [7, с. 26].
Для пресс-подразделения Министерства спорта Республики Хакасия, в связи со спецификой деятельности ведомства, организация special events является одним из приоритетных направлений.
Сотрудники готовят и проводят мероприятия как для СМИ, так и для другой внешней общественности. Так, за первую половину 2018 года пресс-служба организовала 13 пресс-конференций и 4 пресс-тура для журналистов, а также 14 мастер-классов и 1 встречу в формате «вопрос-ответ» для спортсменов, тренеров и других людей, интересующихся спортом и физической культурой.
Пресс-конференции обычно проходят перед масштабными соревнованиями всероссийского и международного уровня, которые проводятся в республике. Примером может служить пресс-конференция на тему Кубка России по дзюдо (19.11.2017).
Пресс-туры также бывают посвящены значимым спортивным мероприятиям. Например, в 2017 г. журналисты побывали в Центре спортивной подготовки «Тёя», где проходил Чемпионат федеральных округов по лыжным гонкам (24-29 января 2017 г.). В подобных случаях специалисты пресс-службы решают сразу две задачи, создавая PR и спортивному событию, и месту проведения соревнования.
Мероприятия, создающиеся для спортсменов и тренеров, чаще всего представляют собой мастер-классы в виде открытых тренировок, проводимых известными в мире спорта людьми Такие занятия позволяют организовывать прямые контакты субъекта PR с различными целевыми аудиториями. Так, 26 февраля 2017 года заслуженный мастер спорта Максим Прокофьев и мастер боевых искусств Юрий Акимов провели для юных спортсменов Хакасии мастер-класс по кикбоксингу, посвященный Дню защитника отечества. 8 мая 2017 года пресс-служба Министерства спорта Хакасии пригласила ведущих спортсменов региона на встречу в формате «вопрос-ответ». На вопросы отвечали начальник ЦСКА Михаил Барышев, фехтовальщица на шпагах Анна Сивкова, саночник Альберт Демченко, лучница Альбина Логинова. Формат мероприятия не предусматривал специально организованного общения с представителями СМИ, однако многие из них осветили встречу, посчитав ее хорошим информационным поводом.
Можно отметить, что организация специальных мероприятий позволяет формировать постоянное позитивное внимание СМИ и общественности к деятельности Министерства спорта Республики Хакасия.
В настоящее время работу в Интернете (в том числе, в различных социальных сетях) можно считать одной из важнейших функций пресс-службы. По мнению И. В. Кудриной, размещение в сети определенного контента «дает организации такие преимущества, как расширение целевой аудитории и демонстрация своей открытости» [4, с. 42].
Министерство спорта Республики Хакасия, как и любой орган государственной власти, имеет официальный сайт в Интернете (http://stm19.ru). Ресурс используется пресс-отделом для размещения информации о деятельности спортивного ведомства, на сайт выкладываются новости, отчеты о мероприятиях, официальные документы, фото- и видеоархив и другие материалы.
Структура сайта такова: в начале страницы располагается информация по теме «Спорт в Хакасии», затем следует раздел «Спорт в муниципалитетах», далее идут «Новости подведомственных учреждений», потом размещается информация на тему «Спорт в России и мире», внизу сайта находится раздел «Спортивные объекты Хакасии».
Такая последовательность расположения разделов продиктована следующими соображениями: новости раздела «Спорт в Хакасии» уникальны, они размещаются на сайте первыми, поскольку Министерство является основным «ньюсмейкером» региона в области спорта. В следующем разделе выкладывается проверенная и отредактированная информация, касающаяся спорта и здорового образа жизни, с сайтов муниципальных образований Хакасии. Третий раздел формируют пресс-секретари учреждений, подведомственных Министерству спорта республики. В четвертый раздел ежедневно включаются подборки значимых для России и мира спортивных новостей с крупнейших электронных ресурсов, таких как news.sportbox.ru, sport-express.ru, sovsport.ru. Завершает информационную ленту сайта раздел о спортивных объектах республики, в котором размещаются редкие из-за отсутствия частых инфоповодов, но объемные материалы, подготовленные пресс -службой.
В правой части сайта имеется отдельный блок «Анонсы мероприятий»; дополнительные разделы открываются с помощью кликов на специальные баннеры («Нормы ГТО - нормы жизни!»,
«Золотой пьедестал Хакасии», «Спартакиада министерств и ведомств Республики Хакасия», «Зарядка с чемпионом»). Кроме того, на странице Минспорта есть ссылки на сайты Госуслуг, Министерства спорта РФ, Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса «Готов к труду и обороне», подведомственных Министерству учреждений. Отдельными разделами оформлены опрос о развитии физической культуры и спорта в регионе и архив номеров газеты «Республика Спорт».
В октябре 2016 года на сайте спортивного ведомства была введена функция перевода на хакасский язык - язык титульного этноса региона. Хотя хакасский язык, в соответствии со статьей 69 Конституции Республики Хакасия, является вторым государственным, Министерство спорта стало первым местным органом исполнительной власти, предоставившим пользователям возможность читать сайт на языке коренного населения. Это позволило повысить лояльность целевой аудитории, о чем свидетельствовали телефонные звонки в пресс-службу, комментарии пользователей в социальных сетях, а также отзывы республиканской газеты «Хабар» и Министерства национальной и территориальной политики РХ
Среди аккаунтов Минспорта в социальных сетях самым многочисленным является сообщество «СПОРТ ХАКАСИЯ» в «ВКонтакте», созданное в 2013 году.
Основная информация группы содержит контакты, официальный хэштег (#Хакасияспортивная) и ссылку на сайт Минспорта. В разделах «Фотоальбомы» и «Видеозаписи» регулярно появляются новые материалы, в основном, отчеты с различных мероприятий -соревнований, рабочих поездок министра, пресс-конференций. Все фотографии помечены в правом верхнем углу логотипом Министерства спорта РХ. Видеоматериалы выходят в фирменном дизайне, включающем начальную и конечную заставки, плашки для синхронов, логотип.
В рубрике «Обсуждения» имеется тема «Восстановим спортивную историю Хакасии вместе!». В ней содержится информация о том, что жители региона могут посодействовать развитию музея спортивной славы, предоставив экспонаты и исторические фото спортивной тематики. В альбоме, посвященном
таким материалам, выложена 61 фотография, что свидетельствует о хорошем отклике на публикации в группе.
Ежедневно на стене сообщества публикуются от 1 до 4 постов, в которых представлены новости с официального сайта Минспорта Хакасии, адаптированные для социальной сети. Особый отклик у подписчиков обычно находят фоторепортажи, также много репостов и лайков приходится на публикации о значимых достижениях конкретных спортсменов. Пользователям нравятся дайджесты, например, большое количество просмотров у видеоматериалов, посвященных Первенству России по вольной борьбе в Хакасии, собранных в один пост. Большой интерес аудитория проявляет к ежемесячному голосованию за лучшего спортсмена Хакасии. Записи с этими опросами распространяют в сети участники голосования, их друзья и родственники.
Официальная группа Министерства спорта Хакасии в соцсети «ВКонтакте» является эффективным средством налаживания связей с интернет-сегментом целевой аудитории.
В сообществе спортивного ведомства в социальной сети Facebook приоритетной задачей является продвижение личности министра спорта Хакасии, в группе публикуются в основном имиджевые материалы. Новости с сайта Минспорта РХ автоматически дублируются сотрудником пресс-службы в Twitter, записи на странице структурно представляют из себя заголовок новости и ссылку на нее. В сети «Одноклассники» сообщество Министерства появилось одним из последних. Контент группы также копируется с официального сайта. Сервисы Periscope и Instagram используются пресс-службой только во время подготовки и проведения в регионе значимых спортивных соревнований, в таких случаях сотрудники пресс-отдела максимально используют возможные каналы продвижения.
Отметим, что современные органы государственной власти вынуждены воспринимать Интернет как важнейший инструмент работы со своей общественностью. Сетевые ресурсы способствуют установлению доверительных отношений между пользователями и организацией, помогают формировать положительный образ субъекта, и развивать оперативную обратную связь с аудиторией.
Рассмотрев деятельность пресс-службы Министерства спорта в Республике Хакасия, мы выявили некоторые специфические черты ее
работы. Во-первых, наблюдается объединение функционала пресс -службы и PR-службы, что выражается, например, в необходимости организации и проведения большого количества специальных мероприятий не только для СМИ, но и для других целевых групп. Подобный синкретизм характерен для большинства государственных органов, в которых нет возможности выделять два отдела, укомплектованных достаточным количеством штатных единиц. Кроме того, немалую роль здесь играет устаревшее, на наш взгляд, название «пресс-служба», поскольку специалисты, работающие в госорганах на должностях пресс-секретарей, уже давно занимаются не только связями со средствами массовой информации.
Во-вторых, стоит отметить выделяющееся на фоне других органов исполнительной власти региона качество медиарилейшнз: пресс -служба Министерства обладает наработанной системой связей с большим количеством региональных и федеральных средств массовой информации и коммуникации, поскольку ведомство является ньюсмейкинговым в спортивной сфере республики и часто обладает уникальной информацией. Пресс-отдел предоставляет сотрудникам СМИ не только полный текстовый и фотоматериал, но и видео для ТВ-журналистов. Минспорта Хакасии - единственное профильное ведомство региона, которое имеет в своем штате видеооператора, что позволяет теснее контактировать с телевизионными СМИ.
Также в деятельности пресс-службы спортивного ведомства наблюдается активное использование возможностей интернет -ресурсов. Некоторые Министерства Хакасии ограничиваются только официальными сайтами (Министерство культуры РХ, Министерство образования и науки РХ, Министерство национальной и территориальной политики РХ), некоторые имеют также аккаунты в социальной сети «ВКонтакте» (Министерство экономики РХ, Министерство здравоохранения РХ), но лишь в работе Министерства спорта РХ, помимо сайта, используются все популярные соцсети, что позволяет расширять аудиторию и налаживать оперативную обратную связь.
Таким образом, пресс-служба Министерства спорта Республики Хакасия проводит активную работу по налаживанию связей с общественностью и созданию положительного образа ведомства. Традиционные и современные инструменты public relations позволяют
государственному органу эффективно осуществлять свою деятельность.
Литература
1. Винник У.А. Инновации в рекламе и PR-деятельности: проблемы внедрения на региональном уровне // PR и реклама в изменяющемся мире: региональный аспект. 2017. № 16. С. 50-56.
2. Вольф О.А., Шарапова Е.Ю. Специфика взаимодействия молодёжной телепередачи и городского органа самоуправления в области Public Relations // Вестник Хакасского государственного университета им. Н.Ф. Катанова.- 2015. - № 11. - 160 с. - С. 38-42.
3. Конституция Российской Федерации // Сайт «Консультант плюс». - URL: http://www.consultant.ru/document/ cons_doc_LAW_ 28399/ (дата обращения: 06.06.2018).
4. Кудрина И.В. Специфика деятельности пресс-секретаря учреждения культуры (на примере Хакасской республиканской филармонии им. В.Г. Чаптыкова) // Вестник Хакасского государственного университета им. Н.Ф. Катанова.- 2016. - № 15. - 160 с. - С. 41-46.
5. Кудрявцев Г.А. Роль служб по связям с общественностью органов государственной власти в демократизации общества: автореф. дисс. ... канд. полит. наук. - Москва, 2012. - 23 с.
6. Мельник Г.С. Взаимодействие PR-структур и СМИ: формы, принципы, зоны ответственности // Управленческое консультирование. - 2012. - № 4. - С. 108-116.
7. Филатова О.Г. Технологии и методы PR-продвижения информационных ресурсов. - СПб.: НИУ ИТМО, 2012. - 73 с.
V.P.Byvshih
O.A.Vol'f
Katanov State University of Khakassia
THE SPECIFICITY OF THE WORK OF THE PRESS SERVICE OF THE MINISTRY OF SPORTS OF THE REPUBLIC OF KHAKASSIA
Abstract
The article attempts to comprehensively examine the main directions of the work of the press service of the regional executive body - the Ministry of Sport of the Republic of Khakassia.
The press division implements standard functions. Its main activities are the distribution of press releases, the dissemination of information through personal connections, the organization and conduct of special events, the training of officials for interviews, media monitoring, material analysis, drafting media plans, and working on the Internet.
Having considered the activities of the press service of the Ministry of Sport in the Republic of Khakassia, the authors identified some specific features of its work. First, there is a consolidation of functions of the press service and PR-service, which is expressed, for example, in the need to organize and conduct a large number of special events for different target groups. This is typical for government agencies, in which it is not possible to allocate two departments. In addition, an important role here is played by the outdated, in our opinion, name of the "press office", since specialists working in state bodies as press-secretaries have long been engaged not only in communications with the media.
Secondly, it is worth noting the high quality of media-leasing in comparison with other executive bodies of the region: the press service of the Ministry has a wide system of connections with a large number of regional and federal mass media and communications, since the agency is a newsmaker in the sports sphere of the republic and often has unique information. The Press Department provides not only full text and photographic materials to the media, but also video for TV journalists.
The authors come to the conclusion that the press service of the Ministry of Sports of the Republic of Khakassia is actively working to establish links with the public and create a positive image of the agency. Traditional and modern tools of public relations allow the state body to effectively carry out its activities.
Ke y words: press service, public relations, executive authority, media relations, social networking, special events.