^K 37.014.5
ПРЕСС-РЕЛИЗ ДЛЯ СМИ ПО ИТОГАМ ПРОВЕДЕНИЯ ПРОГРАММЫ ОЦЕНКИ УЧЕБНЫХ ДОСТИЖЕНИЙ ШКОЛЬНИКОВ. РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПОДГОТОВКЕ И РАСПРОСТРАНЕНИЮ
Вальдман И.А., к.пед.н., Институт управления образованием РАО, Москва. Россия E-mail: [email protected]
Аннотация. В данной статье даётся характеристика основных элементов пресс-релиза, представлены рекомендации по разработке и распространению пресс-релиза для СМИ. Ключевые слова: пресс-релиз, информационные продукты, средства массовой информации
PRESS RELEASE FOR MEDIA ON LEARNING OUTCOMES ASSESSMENT. RECOMMENDATIONS ON DEVELOPMENT AND DISSEMINATION.
Valdman I.A., PhD, Institute of management in education of RAE, Moscow. Russia E-mail: [email protected]
Abstract In this article characterized main elements of the press release and presented recommendations on development and dissemination of the press release for Media. Keywords: press release, information products, mass-media.
Введение
Пресс-релиз - короткий письменный обзор, подготовленный для СМИ. Пресс-релиз призван уменьшить существующую тенденцию к упрощению и искажению результатов оценивания, но, к сожалению, не устраняет ее полностью.
Главная задача пресс-релиза - сообщить новость таким образом, чтобы она:
• была опубликована полностью или частично в СМИ и/или Internet;
• заинтересовала журналиста и побудила его обратиться за комментариями и дополнительной информацией.
Информационный повод
Информационный повод - событие, которое может заинтересовать публику: читателей, зрителей или слушателей.
Создание информационного повода используется для внесения в информационную среду информации, которая должна повлиять на общественное мнение по тому или иному вопросу.
О чем Вы хотите рассказать Информационный повод
Министерство образования утвердило новые правила проведения итоговой аттестации по завершению средней школы.
] С о следующего года меняются правила
приёма в вузы на основе ЕГЭ.
2 В регионе идёт подготовка школьников к Получены результаты пробного ЕГЭ по русскому сдаче ЕГЭ. языку и математике.
Официальное открытие результатов Р18Л-2009 на семинаре ЦОКО ИСМО РАО.
4 По сравнению с прошлым годом _ „„„
Опубликованы результаты ЕГЭ по математике
. уменьшилось число учащихся по математике
5 Определились вузы, в которых учатся _ „ „„„
_ Опубликован реитинг вузов по баллам ЕГЭ
. самые сильные абитуриенты
6 РТЦ за пр°шедшии год провёл ряд Годовщина работы РТЦ . интересных учебных мероприятии
Формат пресс-релиза
Пресс-релиз должен содержать следующую информацию:
• наименование и адрес ответственной организации (министерство образования, центр оценки качества, научно-исследовательский институт и т.п.)
• логотип организации в шапке документа;
• дату;
• заголовок, отражающий главную идею пресс-релиза (жирным шрифтом);
• цитаты руководителей организации/органа управления образованием или проекта (желательно);
• основной раздел (текст сообщения);
• телефон, факс и адрес электронной почты контактных лиц, которые в состоянии предложить дополнительную информацию как по организации, так и по пресс-релизу в частности.
Пресс-релиз должен иметь объем не более двух печатных страниц.
Российские школьники не отличились ^особыми успехами в исследовании РШЛ-2009.
Для кого пресс-релиз создается
• Средства массовой информации являются главной аудиторией для большинства пресс-релизов
• Пресс-релизы пишутся для обычных журналистов-репортёров, которые не являются специалистами в одной конкретной области, например, в экономике.
• Большинство потребителей результатов оценивания получают исходную информацию из средств массовой информации, а те, в свою очередь, получают ее из вашего пресс-релиза.
• Объясните важность и значимость ваших данных. В идеале вы не должны обсуждать данные, как таковые. Вам следует обсуждать то, что новая информация привносит в понимание важных вопросов в обществе.
Необходимо учитывать специализацию СМИ.
• В пресс-релизе для деловых СМИ акцент должен быть сделан на цифрах и фактах.
• Пресс-релиз для общественно-политических СМИ должен подчеркивать, что тема интересна широкой аудитории.
• Радиостанциям лучше отправлять укороченные варианты. Пресс-релиз должен содержать как минимум одну цитату.
• Специализированным СМИ необходимо предоставить подробную информацию, интересную профессионалам в той сфере деятельности, которой посвящен пресс-релиз.
Рекомендации для разработчиков пресс-релиза
• Пресс-релиз - это не простое перечисление данных. В хорошем пресс-релизе представлен рассказ о данных. В нем самые важные и значимые статистические
выкладки подаются в контексте долгосрочных и краткосрочных тенденций и в более широком экономическом и социальном аспекте. В пресс-релизе рассматриваются взаимосвязи, причины и следствия. Короче говоря, он показывает читателям источники и значимость самой новой информации.
• Прежде чем браться за перо, задайте себе вопрос: «С какой стати ваша аудитория захочет прочитать об этом?» Слишком часто специалисты предоставляют цифры, не давая себе труда подумать о том, что эти данные говорят о конкретном аспекте жизни общества или как они отражают ту неопределённость, которая присутствует даже в самых надёжных выводах. Составьте ясное представление о том, какие выводы ожидают читатели от пресс-релиза.
• Ограничьте материал непосредственными фактами и не приукрашивайте результаты.
• Избегайте длинных предложений, методических терминов и специальной статистической лексики.
• Используйте фразы, которые похожи на те, что могли бы появиться в газетах.
• Ограничьте релиз одной или максимум двумя страницами с текстом (используйте двойной пробел между строк).
• Проверьте текст на предмет фактов и грамматических ошибок.
• Обязательно укажите контактные данные: телефонный номер, почтовый адрес и адрес электронной почты.
• Если используются диаграммы, они должны быть ясными и легко читаемыми. В них не должно быть слишком много деталей или сносок. Диаграммы лучше представлять в форме столбцов, а не линий.
Основной раздел
Основной раздел пресс-релиза должен содержать факты и краткие ответы на следующие вопросы.
• Кто осуществлял национальное тестирование?
• Почему оно проводилось?
• Когда оно было проведено?
• Как оно выполнялось?
• Каковы были основные результаты?
• Почему они важны?
Заголовки
Скучные и непривлекательные заголовки могут себе позволить только крупные компании, чьи новости способны влиять на жизнь всего общества.
Заголовок нужно набирать жирным шрифтом, он должен быть кратким и интересным, чтобы привлечь внимание читателей. Так, «Сообщение о национальном оценивании» - просто короткий заголовок, а «Новый отчет, освещающий успехи в образовании» - заголовок еще и привлекательный.
Примеры заголовков пресс-релиза
Несколько скучных заголовков Несколько неплохих заголовков
Результаты международного исследования PISA Почему школьники Финляндии читают лучше российских учеников?
Учащиеся начальной школы показали высокие результаты в исследовании PIRLS Итоги PISA 2009 - утраченные иллюзии для России...
Опубликованы результаты Единого государственного экзамена по математике Российские школьники читают лучше своих сверстников из других стран
5% школьников провалились на ЕГЭ по математике.
Первый абзац очень важен!
Журналистов не волнуют лирические отступления. Взяв в руки очередной релиз, им надо получить ответ на шесть главных для себя вопросов - Когда? Где? Кто? Что? Почем? Как? - и потратить на это минимум (минимум!) времени.
Примеры.
1. Согласно результатам Национального отчета по успеваемости (Почему?) 2007 года (Когда?), уровень достижений учащихся по математике и чтению (Что?) в США (Где?) в целом возрастает (Как?). Часть наиболее высоких достижений принадлежит представителям группы меньшинства выборки учащихся.
2. В соответствии с результатами мониторинга PISA (Почему?) 2009 (Когда?) грамотность чтения, математическая грамотность и естественнонаучная грамотность (Что?) финских (Где?) школьников (Кто?), вновь оказались на вершине рейтинга (Как?).
Существует множество описаний структуры пресс-релиза. Наиболее удобным является визуальный образ пресс-релиза, четко отражающий соотношение его формы и
1-й абзац
2-й абзац
3-й абзац и т.д.
Форма Содержание
содержания.
Верхний уровень пирамиды (форма) самый маленький по объему, но самый главный по содержанию. В нем суть всего написанного ниже. Его-то и читают первые 20 секунд, в нем должны быть ответы на шесть ключевых вопросов (когда, где, кто, что, почему, как). Идеально, если это будет одно предложение, которое читается на одном дыхании.
Все, что идет дальше в данной пирамиде, - это развитие темы первого абзаца: факты, цифры и комментарии руководителей компании и ведущих специалистов.
Распространение пресс-релиза
Кому рассылать пресс-релиз
Всем СМИ, которые хоть как-то могут быть заинтересованы в теме пресс-релиза. Однако основная работа по телефону должна проходить с журналистами из списка изданий, наиболее важных и влиятельных для вашей организации.
Перед рассылкой
Перед рассылкой пресс-релиза следует связаться по телефону с каждым журналистом, чтобы выяснить степень его заинтересованности в данной новости.
Адресная рассылка
В случае рассылки пресс-релиза по электронной почте следует делать индивидуальную рассылку. Каждый журналист рассчитывает на уникальную информацию.
Контролируйте ситуацию
После рассылки пресс-релиза в тот же день следует связаться с наиболее оперативными СМИ (ежедневные газеты, информационные агентства, радио, ТВ), чтобы узнать о планируемых журналистами действиях.
Можно использовать бланк ЕГЭ или оборотную сторону варианта теста для размещения пресс-релиза.
Некоторые источники
Горкина М.Б., Мамонтов А.А., Манн. И.Б. PR на 100%: Как стать хорошим менеджеров по PR. - М.: Альпина Паблишер, 2003.
Как правильно написать пресс-релиз? Примеры и образцы пресс-релизов http://www.brave-agency.ru/articles/86/
Составление пресс-релизов: правила и практические рекомендации http://www.dv-redama.m/others/artides/detaiLphp?ELEMENT_ID=23267
ПРИМЕР 1. Пример хорошего пресс-релиза.
Выдержка из пресс-релиза, программа NAEP: США
ПРЕСС-РЕЛИЗ
Внимание: информация сохраняет свою актуальность до вторника, 25 сентября, 10:00 утра по восточному времени КОНТАКТЫ: Мэтт Маурер, (202) 955-9450, доб. 322,
[email protected] США, Прогресс учащихся по математике и чтению, в соответствии с Национальным отчетом о достижениях ™ Группа меньшинства показала наивысший прирост результатов
ВАШИНГТОН (25 сентября 2007 года). Согласно результатам Национального отчета по успеваемости 2007 года, уровень достижений учащихся по математике и
чтению в США в целом возрастает. Часть наиболее высоких достижений принадлежит представителям группы меньшинства выборки учащихся.
Два отчета, выпущенные в настоящий момент: Национальный отчет по успеваемости ™: Математика-2007 и Национальный отчет по успеваемости: Чтение-2007 - детализируют достижения учащихся 4-х и 8-х классов в программе NAEP, которую ранее в этом году осуществил Департамент образования США. В отчетах национальные данные и данные штата за 2007 год сравниваются с результатами тестов предшествующих периодов, начиная с 1990 года по математике и с 1992 года по чтению. Основываясь на национальных средних баллах, можно сделать вывод, что оценки по математике учащихся 4-х и 8-х классов с 1990 года продолжают повышаться. Кроме того, доля учащихся, показавших результаты, соответствующие
базовому и профессиональному уровню или выше, за прошедшие годы заметно увеличилась. Начиная с 2003 года, прирост достижений является статистически значимым, хотя не столь большим, как за несколько более ранних периодов. Тем временем, средняя оценка по чтению для учащихся 4-х классов была самой высокой за 15 лет и увеличилась с 2003 года, хотя полный прирост достижений с 1992 года был более скромным, чем отмеченный прирост по математике. Средняя оценка для учащихся 8-го класса по чтению с 2005 года увеличилась незначительно, но остается ниже уровня достижений, показанного в 2002 году, и является примерно такой же, как средняя оценка в 1998 году.
Копии Национального отчета успеваемости: Математика-2007 и Национального отчета успеваемости: Чтение-2007 и обширная информация по 2007 году по математике и чтению программы оценивания NAEP будут доступна на сайте
<http://nationsreportcard.gov> 25 сентября в 10:00 утра по восточному времени.
# # #
Национальный отчет успеваемости является единственным представительным на национальном уровне материалом, продолжающим оценку условий образования в США. Он служит национальным критерием достижений учащихся с 1969 года. Посредством программы NAEP Национальный отчет успеваемости сообщает общественности о том, что учащиеся Америки знают и могут выполнить в различных предметных областях, а также сравнивают данные достижения между штатами и различными демографическими группами учащихся.
Источник: http://www.nationsreportcard.gov/math_2007/media/pdf/newsrelease.pdf.
ПРИМЕР 2. Пример хорошего пресс-релиза.
Ministry of Education and Culture
Opetus- ja kulttuuriministeriö Undervisnings- och kulturministeriet
07-12-2010
Финляндия вновь на вершине рейтинга PISA
В соответствии с результатами мониторинга PISA 2009 грамотность чтения, математическая грамотность и естественнонаучная грамотность финских школьников, вновь оказались на вершине рейтинга.
В разделе грамотности чтения, как главной области исследования, средний балл финских учащихся оказался третьим после Шанхая который не входят в ОЭСР (Организация экономического сотрудничества и развития) и Кореи. В области математических умений результат по среднему баллу Финляндии был вторым в рейтинге по странам-участницам ОЭСР, а по всем участникам исследования - шестым. Финляндию обошли Шанхай, Сингапур, Гонконг, Корея и Тайвань. По естественнонаучной грамотности результат финских школьников второй после Шанхая.
Грамотность чтения финских школьников стала немного слабее, однако, уровень среди стран-участниц ОЭСР - наивысший.
Национальный средний балл по грамотности чтения показывает, что грамотность финских школьников по-прежнему на самом высоком уровне среди стран-участниц ОЭСР. По сравнению с рейтингом 2000-го года (когда грамотность чтения также была главной областью мониторинга), количество баллов в этой номинации немного снизилось. Количество детей, читающих слабо, увеличилось с 7 % до 8 %, но число читающих отлично уменьшилось с 18% до 15%. Читающих отлично в Финляндии по-прежнему значительно больше, чем в среднем в других странах-участницах ОЭСР.
Различия в уровне владения грамотностью чтения по шкалам
Грамотность чтения финских школьников по шкалам стала явно слабее в области нахождения информации, а также в понимании и интерпретации текста. На ряду с этим в области рефлексии и оценки прочитанного уровень тестирования финских школьников практически не изменился по сравнению с 2000-м годом.
Девочки намного впереди по грамотности чтения.
В рейтинге PISA 2009 по всем странам девочки читают лучше мальчиков. В Финляндии разница в пользу девочек была самой большой по всем странам-участницам ОЭСР. Среди читающих слабо мальчиков значительно больше, чем девочек. Соответственно среди читающих отлично доля девочек выше, чем у мальчиков. Также увлекаются чтением, в основном, девочки.
Интерес и стратегическая компетенция являются важными компонентами чтения
В Финляндии хорошая грамотность определяется особым отношением молодежи к чтению, владением стратегиями чтения, а также многообразием чтения. Эти факторы объясняют вариативность грамотности среди финских школьников лучше, чем в среднем по странам-участницам ОЭСР. С другой стороны, социально-экономическое положение школьника, связанное с уровнем экономического, культурного и социального обеспечения в семье, не так сильно влияет на вариативность грамотности школьников Финляндии в сравнении со средними данными по странам-участницам ОЭСР.
Различия между школами по-прежнему незначительные
Различия между финскими школами в области грамотности чтения учащихся по-прежнему очень незначительные. Доля этих различий в Финляндии по оценкам PISA 2009 составляет всего 8% из общей вариативности. Эта доля в международном рейтинге самая маленькая, хотя в сравнении с результатами 2000-го года различий между школами стало немного больше. Тогда доля школ в вариативности грамотности учащихся составляла 5 %.
Математические умения на прежнем уровне, небольшой спад в естественнонаучной грамотности
Уровень математических умений финских школьников остается таким же высоким и уравновешенным, т.е. социально-экономические факторы не очень сильно влияют на результаты. Математические умения остались на том же уровне, как и в 2003 году, когда математика была главной областью исследования. В области математических умений доля учащихся, слабо справившихся с заданиями, была в Финляндии самой маленькой в сравнении с другими странами-участницами ОЭСР. В свою очередь знания и умения в области естественнонаучных предметов стали немного слабее по сравнению с 2006 годом, когда исследование специализировалось именно на естественнонаучных дисциплинах. Несмотря на это умения финских учащихся в
области естественных наук по-прежнему остаются одними из самых высоких в рейтинге стран-участниц ОЭСР.
Исследование PISA становится масштабнее, участников уже 65
В исследовании PISA специалисты стремятся выяснить, насколько хорошо 15-летние молодые люди владеют основными знаниями и умениями с точки зрения будущего общественного и экономического развития, а также качества жизни. Исследование проводится каждые три года, когда определяется уровень грамотности, математических умений, а также знаний и умений в области естественнонаучных предметов.
В год первого исследования (2000) в мониторинге PISA участвовали 32 страны. Сегодня в 2009 году, уже в четвертом исследовании, в исследовании приняло участие 65 стран или регионов. Исследование 2009 года стало вторым по счету циклом исследований PISA, в котором главной областью мониторинга является анализ грамотности. По определению PISA, грамотность чтения понимается в широком смысле слова как способности учащихся к осмыслению текстов различного содержания и формата и рефлексии на них, а также к использованию прочитанного в различных жизненных ситуациях. Кроме этого грамотность включает в себя способность читающего достигать своих целей, развивая свои знания и умения для активного участия в общественной жизни.
Основной целью исследования PISA является оценка не столько достижений задач учебного плана основной школы и владение содержанием образования, сколько оценка общеучебных умений и интеллектуальных способностей учащихся, в ситуациях, близких к возможным потребностям повседневной жизни.
В Финляндии в выборку для исследования PISA 2009 (Международная программа по оценке образовательных достижений учащихся) было включено 203 школы. Количество учащихся составило 6 415 чел. 91% учащихся выполнили задания тестов. В Финляндии исследование проводила Кафедра педагогических исследований Университета Ювяскюля.
Дополнительная информация: Министерство образования и культуры:
- директор Ээва-Риитта Пирхонен, тел. (+358) 9 160 77268
- советник образования Яри Раянен, тел. (+358) 9 160 77463
- менеджер Томми Карьялайнен, тел. (+358) 9 160 77325 Кафедра педагогических исследований (университет Ювяскюля):
- проф. Йоуни Вялиярви, национальный координатор PISA, тел. +358 50 567 7210 , [email protected]
- старший научный сотрудник Сари Сулкунен, оценка грамотности PISA, тел. +358 40 762 9559, [email protected]
Отчет Первые результаты исследования PISA 2009 (по-фински), а также другие
материалы исследования можно найти на сайте Министерства образования и культуры www.minedu.fi/pisa Ministry of Education and Culture P.O. Box 29
FI - 00023 GOVERNMENT FINLAND
Tel: +358-(0)9-16004
ПРИМЕР 3. Не самый лучший пример пресс-релиза для СМИ.
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ N-
СКОЙ ОБЛАСТИ Пресс-релиз
В N-ской области подведены предварительные итоги ЕГЭ.
В 2011 году на территории N-ской области единый государственный экзамен проводился по 13 предметам. Его участниками стали 13786 человек.
Математику сдавали -13 610 человек (в 2010 - 12 394). Участников, набравших 100 баллов, нет. Не преодолели минимального порога в N-ской области - 839 человек, что составило 6,19% (по России не преодолели 4,9%).
Русский язык в этом году сдавали - 13 768 (в 2010 г. - 12 606 ). Сто баллов получили 11 выпускников. Не набрали минимального количества баллов 610 человек, что составило 4,53% (по России не преодолели 4,1%);
Обществознание сдавали 5 527 человек (в 2010 году - 4159). Участников, набравших 100 баллов, нет. Не набрали минимального количества баллов 167 участников, что составляет 3,08% (по России не преодолели 3,9%).
Историю сдавали 1 749 человек (в прошлом году - 1513). Участников, набравших 100 баллов, нет. Не набрали минимального количества баллов 67 участников, что составляет 3,83% (по России не преодолели 9,4%)
Физику - сдавали 3 678 человек (в 2010 году - 3 094). Сто баллов в этом году набрали 4 выпускника. Не набрали минимального количества баллов 136 участников ЕГЭ, что составляет 3,7% (по России не преодолели 7,4%)
Биологию - сдавали 2 404 человека (в прошлом году - 1 832). Сто баллов в этом году получил 1 выпускник. Не набрали минимального количества баллов 114 участников, что составляет 4,79% (по России не преодолели 7,8%).
Химию - сдавали 1 353 человека (в 2010 году - 950). Сто баллов в этом году набрали 15 выпускников. Не набрали минимального количества баллов 58 участников, что составляет 4,32% (по России не преодолели 8,6%);
Литературу - сдавали 587 человек (в прошлом году - 517). Сто баллов набрали 2 выпускника. Не набрали минимального количества баллов 12 участников, что составляет 2,14% (по России не преодолели 5%).
Информатику и ИКТ - сдавали 783 человека. Сто баллов набрал 1 выпускник. Не набрали минимального количества баллов 49 участников, что составляет 6,31% (по России не преодолели 9,8%).
Географию - сдавали 385 человек. Участников ЕГЭ, набравших 100 баллов, нет. Не набрали минимального количества баллов 11 участников, что составляет 4,01% (по России не преодолели 8%).
Английский язык - сдавали 689 человек. Участников ЕГЭ, набравших 100 баллов, нет. Не набрали минимального количества баллов 13 участников, что составляет 1,9% (по России не преодолели 3,13%).
Немецкий и французский языки сдавали 48 (в 2010 - 59) и 17 (в 2010 - 9) человек соответственно. Участников, набравших 100 баллов, нет. Не набрали минимального количества баллов по немецкому языку 6 участников, что составляет 12,77% (по России не преодолели 6,59%). По французскому языку минимальный порог преодолели все участники ЕГЭ.
Каждый участник ЕГЭ имел право в течение двух рабочих дней после получения результата подать апелляцию о несогласии с выставленными баллами по ЕГЭ. В конфликтную комиссию №ской области поступило 1420 апелляций. Принято решение повысить баллы по отдельным критериям заданий части «С» 401 участнику, что составило 28,2%.
В 2010 году в ^ской области закончили школу с золотой медалью 636 выпускника, с серебряной - 630. Наибольшее число золотых медалистов в городе N ск (201), Петровском (34), Ивакинском и Ольгинском (по 23) районах. По количеству серебряных медалей лидирует город №ск (196), Ивакинский (27) и Верхнетурьевский (24) районы.
В 2011 году контрольные цифры приема (за счет средств бюджетного финансирования) на подготовку специалистов с высшим профессиональным образованием установлены в объеме 8 257 мест, в том числе 6 715 по очной форме обучения.
Поступающие вправе подать заявление и участвовать в конкурсах одновременно не более чем в пяти вузах, по трем направлениям подготовки (специальностям), группам направлений подготовки (специальностей) или факультета в одном вузе.
Вуз вправе установить на каждое направление подготовки (специальность) минимальное количество баллов по результатам ЕГЭ, вступительных испытаний, проводимых вузом самостоятельно, подтверждающее успешное прохождение вступительных испытаний по общеобразовательным предметам, превышающее установленное Федеральной службой по надзору в сфере образования и науки минимальное количество баллов, подтверждающее освоение общеобразовательной программы среднего (полного) общего образования.
В заявлении поступающим фиксируется факт ознакомления с лицензией на право ведения образовательной деятельности, свидетельством о государственной аккредитации и приложениями к ним по выбранному направлению подготовки (специальности) или отсутствии указанного свидетельства и заверяется личной подписью абитуриента.
Зачисление в вуз осуществляется в «две волны». Первая «волна» зачисления: 30 июля - 5 августа. Вторая «волна» зачисления: 5 августа -10 августа.