Научная статья на тему 'PRESERVATION OF INTERIORS OF THE PERIOD OF HISTORICISM ON EXAMPLE OF MANSIONS OF ST. PETERSBURG IN THE SECOND HALF OF THE XIX CENTURY'

PRESERVATION OF INTERIORS OF THE PERIOD OF HISTORICISM ON EXAMPLE OF MANSIONS OF ST. PETERSBURG IN THE SECOND HALF OF THE XIX CENTURY Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
40
27
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
интерьер / культурное наследие / дизайн / реставрация / современная адаптация / interior / cultural heritage / design / restoration / modern adaptation

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — О.И. Вольхина

Сохранение культурного наследия и передача традиционных гуманитарных ценностей новым поколениям является неотъемлемой частью развития государства. Институтом наследия при Министерстве культуры Российской Федерации представлена стратегия сохранения культуры и культурно-исторического наследия народов Российской Федерации. В современном дизайне прослеживается применение разнообразных стилей, следовательно, растет интерес к изучению и сохранению схожего периода эклектики. Проблема формирования и становления интерьеров данного периода не является полностью изученной, однако следует отметить, что до настоящего времени сохранилось достаточное количество объектов. Только в Санкт-Петербурге насчитывается более 20 особняков с сохранившимися фрагментами оригинального интерьера. Данная статья посвящена изучению уникальности интерьера исторических особняков XIX века на примере Санкт-Петербурга, где формировался не только новый образ заказчика, но и новый образ мысли, новаторства, где сочетаются вкусовые предпочтения Запада и увлечение восточными и античными мотивами. Целью проведенного исследования является рассмотрение периода эклектики в интерьерах исторических особняков как уникального объекта, в котором гармонично сочетаются несовместимые стили, привлечение внимания к проблеме сохранения памятников культурного наследия. Методологическая основа исследования заключается в сравнительно-историческом анализе литературы, систематизации и обобщении изученного материала. В работе выявлены положительные проявления эклектики в интерьерах исторических особняков, где в одном пространстве перекликаются и соединяются ренессанс, мавританский, готический и прочие стили.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

СОХРАНЕНИЕ ИНТЕРЬЕРОВ ПЕРИОДА ИСТОРИЗМА НА ПРИМЕРЕ ОСОБНЯКОВ САНКТ-ПЕТЕРБУРГА ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ XIX ВЕКА

The preservation of cultural heritage is an integral part of the development of the state, the transfer of traditional humanitarian values to new generations. The Heritage Institute under the Ministry of Culture of the Russian Federation presented a strategy for preserving the culture and cultural and historical heritage of the peoples of the Russian Federation. In modern design, the use of diverse styles can be traced, therefore, there is a growing interest in studying and preserving a similar period of eclecticism. The problem of the formation and formation of interiors of this period is not fully understood, but it should be noted that a sufficient number of objects have survived to this day. Only in St. Petersburg there are more than 20 mansions with surviving fragments. This article is devoted to the study of the uniqueness of the interior of historical mansions of the 19th century, using the example of St. Petersburg, where not only a new image of the customer was formed, but also a new way of thinking, innovation, which combines the taste preferences of the West and passion for oriental and ancient motifs. The purpose of the study is to consider the period of eclecticism in the interiors of historical mansions as a unique object that harmoniously combines incompatible styles, drawing attention to the problem of preserving cultural heritage monuments. The methodological basis of the study consists in a comparative historical analysis of the literature, systematization and generalization of the studied material. The work reveals positive manifestations of eclecticism in the interiors of historical mansions, where Moorish, Gothic, Renaissance and other styles overlap and combine in one space.

Текст научной работы на тему «PRESERVATION OF INTERIORS OF THE PERIOD OF HISTORICISM ON EXAMPLE OF MANSIONS OF ST. PETERSBURG IN THE SECOND HALF OF THE XIX CENTURY»

Список литературы

1. Романенкова, О. В. Индустрия комиксов: история и современность // В сборнике: Молодежь XXI века: шаг в будущее. Материалы XX региональной научно-практической конференции. - В 3-х т. -2019. - С. 356-357.

2. Ревера, С. А. Сила в комиксе // В сборнике: Инвестиции, строительство, недвижимость как драйверы социально-экономического развития территории и повышения качества жизни населения. Материалы IX Международной научно-практической конференции. - В 2-х частях. Под редакцией Т.Ю. Овсянниковой, И.Р. Салагор. - 2019. - С. 1032-1033. С. 1032.

3. Samandahl Rey [Электронный ресурс] Режим доступа: crossgen-comics-database.fandom.com

4. The Godfather of Egyptian Graphic Novelists: Magdy El Shafee [Электронный ресурс] Режим доступа: www.newsweek.com

5. Кадирова, Г. Ш. «Арабская весна» как попытка демократизации Ближнего Востока по западному образцу // Государственное управление. Электронный вестник. - 2020. - Выпуск № 81. - С. 163-181.

DOI

PRESERVATION OF INTERIORS OF THE PERIOD OF HISTORICISM ON EXAMPLE OF MANSIONS OF ST. PETERSBURG IN THE SECOND HAIF OF THE XIX CENTURY

O.I. Volkhina

Saint-Petersburg State University, 197101, Russia, Saint-Petersburg

Annotation: The preservation of cultural heritage is an integral part of the development of the state, the transfer of traditional humanitarian values to new generations. The Heritage Institute under the Ministry of Culture of the Russian Federation presented a strategy for preserving the culture and cultural and historical heritage of the peoples of the Russian Federation. In modern design, the use of diverse styles can be traced, therefore, there is a growing interest in studying and preserving a similar period of eclecticism. The problem of the formation and formation of interiors of this period is not fully understood, but it should be noted that a sufficient number of objects have survived to this day. Only in St. Petersburg there are more than 20 mansions with surviving fragments. This article is devoted to the study of the uniqueness of the interior of historical mansions of the 19th century, using the example of St. Petersburg, where not only a new image of the customer was formed, but also a new way of thinking, innovation, which combines the taste preferences of the West and passion for oriental and ancient motifs. The purpose of the study is to consider the period of eclecticism in the interiors of historical mansions as a unique object that harmoniously combines incompatible styles, drawing attention to the problem of preserving cultural heritage monuments. The methodological basis of the study consists in a comparative historical analysis of the literature, systematization and generalization of the studied material. The work reveals positive manifestations of eclecticism in the interiors of historical mansions, where Moorish, Gothic, Renaissance and other styles overlap and combine in one space.

Keywords: interior, cultural heritage, design, restoration, modern adaptation.

УДК 7.072

СОХРАНЕНИЕ ИНТЕРЬЕРОВ ПЕРИОДА ИСТОРИЗМА НА ПРИМЕРЕ ОСОБНЯКОВ САНКТ-ПЕТЕРБУРГА ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ XIX ВЕКА

О.И. Вольхина

Санкт-Петербургский государственный университет, 156236, Россия, Санкт-Петербург

Аннотация. Сохранение культурного наследия и передача традиционных гуманитарных ценностей новым поколениям является неотъемлемой частью развития государства. Институтом наследия при Министерстве культуры Российской Федерации представлена стратегия сохранения культуры и культурно-исторического наследия народов Российской Федерации.

В современном дизайне прослеживается применение разнообразных стилей, следовательно, растет интерес к изучению и сохранению схожего периода эклектики.

Проблема формирования и становления интерьеров данного периода не является полностью изученной, однако следует отметить, что до настоящего времени сохранилось достаточное количество объектов. Только в Санкт-Петербурге насчитывается более 20 особняков с сохранившимися фрагментами оригинального интерьера.

Данная статья посвящена изучению уникальности интерьера исторических особняков XIX века на примере Санкт-Петербурга, где формировался не только новый образ заказчика, но и новый образ мысли, новаторства, где сочетаются вкусовые предпочтения Запада и увлечение восточными и античными мотивами.

Целью проведенного исследования является рассмотрение периода эклектики в интерьерах исторических особняков как уникального объекта, в котором гармонично сочетаются несовместимые стили, привлечение внимания к проблеме сохранения памятников культурного наследия.

Методологическая основа исследования заключается в сравнительно-историческом анализе литературы, систематизации и обобщении изученного материала. В работе выявлены положительные проявления эклектики в интерьерах исторических особняков, где в одном пространстве перекликаются и соединяются ренессанс, мавританский, готический и прочие стили.

Ключевые слова: интерьер, культурное наследие, дизайн, реставрация, современная адаптация.

Введение

Сохранение исторического опыта и передача его последующим поколениям является неотъемлемой частью трансляции традиционных ценностей. Период середины XIX века является переломным этапом в выборе стиля: процессы стремительных изменений затрагивают все сферы искусства, в том числе архитектуру и дизайн. Этот поворотный момент находит отражение и в контексте частной застройки.

Уже со времени основания отличительной характеристикой Санкт-Петербурга являлось многообразие. Образ города складывался из элементов итальянского и немецкого барокко, французского классицизма. Этот синтез стилей и направлений создал неповторимый облик Петербурга.

Научная проблема заключается в неоцененности культурного наследия периода эклектики (или, иначе говоря, эпохи историзма - данный термин чаще можно встретить в работах искусствоведов) в результате негативной оценки исторического периода и, как следствие, в отсутствии разработанной системы современной адаптации интерьеров исторических особняков.

Указанная научная проблема может быть решена путем формирования целостного образа интерьеров историзма, их сохранения и современной адаптации: тем самым сохранится дух места, который в полной мере можно передать новым поколениям.

Объектом исследования является интерьер исторических особняков Санкт-Петербурга.

Предметом исследования является взаимодействие различных исторических стилей в одном интерьере.

Задачи исследования:

- описать формирование историзма в интерьерах особняков Санкт-Петербурга XIX века;

- выявить и описать культурные особенности в интерьерах исторических особняков;

- выявить взаимосвязь между интерьерами второй половины XIX века и современными интерьерами;

- проанализировать текущее состояние и современное использование исторических особняков на примере двух особняков.

Актуальность исследования заключается в необходимости сохранения существующих интерьеров второй половины XIX века.

Основной метод исследования - системный искусствоведческий анализ, который включает, прежде всего, натурное исследование памятников, а также рассмотрение теоретических и документальных первоисточников.

Также применен комплексный метод изучения документального и графического материала в сочетании со стилистическим анализом интерьеров особняков Санкт-Петербурга.

Методологическая и теоретическая основа исследования: труды искусствоведов, культурологов, архитекторов, посвященные широкому кругу проблем стиле- и формообразования, синтеза искусств, архитектурного проектирования. Базой исследования явились теоретические изыскания И.Э. Грабаря, Е.И. Кириченко, А.В. Иконникова, А.Л. Пунина.

Методы и материалы

Изучение отечественной архитектуры и дизайна периода середины - второй половины XIX века сопровождалось, главным образом, негативными оценками со стороны искусствоведов.

При рассмотрении данного исторического периода ученые обращались, как правило, к термину «историзм», подразумевая, таким образом, что «эклектика» - это скорее синоним отсутствия вкуса. Следовательно, возникает вопрос о том, а имеет ли смысл сохранять подобную «безвкусицу».

В свою очередь, следует обратить внимание, что сам термин «эклектика» является производным от греческого «эклегейн» - «выбирать», «избирать» - и восходит к философским системам поздней античности, где функционирует как антитеза понятию «парадигма» как целостность.

242

В противовес вышеизложенным воззрениям, А.В. Иконников пишет, что архитектуру второй половины XIX века следует называть архитектурой выбора, в основе которой лежит новая направленность постклассического историзма. По мнению ученого, выбор исторических прообразов определялся альтернативой.

Говоря о современном дизайне интерьера, можно провести некую параллель между архитектурой выбора, охарактеризованной А.В. Иконниковым, и подходом, которым руководствуются современные дизайнеры интерьера. Выбор, который делает заказчик, и определяет в итоге конкретный дизайн - как в особняках XIX века, так и в работах настоящего времени.

Сохраняя образцы интерьеров для последующих поколений, можно наглядно показать, как выглядела архитектура выбора.

И.И. Свиязев говорит о «внутреннем, душевном, так сказать, содержании», которое составляет предмет выражения.

Можно сказать, что в период историзма в интерьере единое «душевное» пространство разделялось на зоны. Несмотря на анфиладную планировку помещений, само зонирование выполнялось при помощи сочетания различных стилей в интерьере, и в результате складывался гармоничный по своему образу интерьер.

Современники видели в историзме возможность применения новых выразительных средств и композиционных приемов. Данная система была более гибкой, нежели та, которая применялась в классицизме.

Основы нового функционального выражения появляются и в трудах западноевропейских зодчих.

К примеру, К. Шинкель утверждал идею необходимости создания своего собственного стиля. Ученый полагал, что, ограничиваясь работой лишь с формами классицизма, можно лишиться современных достижений.

Французские и английские архитекторы, прежде всего Д. Нэш и Э. Дэвис, уже в начале XIX века использовали в своих проектах загородных домов турецкие, индийские и египетские мотивы, что позднее стало повсеместной практикой.

В период смены классического идеала Н.В. Гоголь говорил о разнообразии как о стержне архитектуры выбора. Историзм Гоголя функционален, устремлен к просветительской задаче и в то же время романтически окрашен.

В интерьерах особняков Санкт-Петербурга второй половины XIX века можно обнаружить использование стилей различных исторических периодов.

Выделим основные методы сохранения интерьеров:

- реставрация;

- музеефикация;

- современная адаптация.

В случае отказа от применения данных методов можно лишиться полувекового периода развития стилей в интерьере.

Примером положительной адаптации и сохранения исторических интерьеров является спроектированный Александром Померанцевым особняк, который расположен на Фурштадтской улице, дом 58. (рис. 1)

Особняк Спиридонова являет собой показательный пример современной адаптации: следует отметить, что в настоящее время здесь расположен дворец «Малютка».

Особняк, выполненный в стиле эклектика, совмещает в себе интерьеры в различных исторических стилях, а именно - мавританский стиль, ренессанс, классицизм. В отделке - образцы лепнины, наборный паркет, мрамор, изразцы.

Отрицательным примером является особняк Бруснициных, расположенный на Кожевенной линии 27 (рис 2.).

В особняке присутствуют интерьеры в мавританском и готическом стилях, а также в стиле ренессанс.

К сожалению, доступ к интерьерам особняка закрыт, здание не отапливается, не эксплуатируется, что приводит к разрушению и утрате интерьерного наследия.

Рис. 1. Мавританская комната в особняке Спиридонова

Рис. 2. Мавританская комната в особняке Бруснициных

Заключение

В результате данного исследования раскрыта проблема сохранения, изучения и современного применения интерьеров историзма. Рассмотрен процесс формирования историзма в интерьерах особняков Санкт-Петербурга XIX века.

Выявлены основные методы современного использования интерьеров.

Представлены примеры текущего состояния и современного использования исторических особняков.

Список литературы

1. Иконников А.В. Историзм в архитектуре. - М.: Стройиздат, 1997. 557 с.

2. Свиязев И.И. Практические чертежи по устройству церкви Введения во храм Пресвятыя Богородицы в Семеновском полку в Петербурге, составленные и исполненные Константином Тоном. -М., 1845. - IX л.

3. Иконников А.В., Савицкий Ю.Ю., Былинкина Н.П. Всеобщая история архитектуры: в 12 т. Т. 10: Архитектура Х1Х-начала XX веков. М.: Стройиздат, 1972. 592 с.

4. Бартенев И.А., Батажкова В.Н. Русский интерьер XIX века. - Л.: Художник РСФСР, 1984. -

228 с.

5. Грабарь И.Э. Петербургская архитектура в XVIII и XIX вв. - Л.: Лениздат, 1994.

6. Пушкарев И.И. Описание Санкт-Петербурга и уездных городов С.-Петербургской губернии: с виньеткой и планом. С.-Петерб., испр. Ком. гидравл. работ и гор. строений. Ч. [1]-4. 1839. [Электронный ресурс] ИКЬ: https://elib.rgo.ru/handle/123456789/227283 Дата обращения: 20.08.2022.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.