Научная статья на тему 'Полистилистика монументально-декоративной живописи в убранстве интерьеров гражданской постройки Петербурга в период эклектики'

Полистилистика монументально-декоративной живописи в убранстве интерьеров гражданской постройки Петербурга в период эклектики Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
173
39
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОНУМЕНТАЛЬНО-ДЕКОРАТИВНАЯ ЖИВОПИСЬ / ЭКЛЕКТИКА / ПОЛИСТИЛИСТИКА / ТЕХНИКО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЕ ПРИЁМЫ

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Саломатина Е.В.

В статье говорится о стилевом изменении в монументально-декоративном убранстве и истории развития технико-технологических приёмов в интерьерах гражданской постройки Петербурга в период эклектики. Рассматриваются живописные приёмы для решения полистилистики в интерьерах.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Полистилистика монументально-декоративной живописи в убранстве интерьеров гражданской постройки Петербурга в период эклектики»

5. Олсуфьев Ю.А. граф. Икона в музейном фонде. Исследования и реставрация. Антология / Сост. и ред. А.Н. Стрижев. - М.: Паломник, 2006. -400 с.

6. Гусакова В.О. Церковная живопись конца XIX - начала ХХ вв. Виктор Васнецов и его последователи: дисс. ... кнд. искусствоведения / Гусакова Виктория Олеговна; науч. рук. кнд. искусствоведения, Е.В. Нестерова; Санкт-Петербургский Государственный академический институт живописи, скульптуры и архитектуры им. Репина Российской Академии Художеств. -СПб., 2004. - 339 с.

ПОЛИСТИЛИСТИКА МОНУМЕНТАЛЬНО-ДЕКОРАТИВНОЙ ЖИВОПИСИ В УБРАНСТВЕ ИНТЕРЬЕРОВ ГРАЖДАНСКОЙ ПОСТРОЙКИ ПЕТЕРБУРГА В ПЕРИОД ЭКЛЕКТИКИ

© Саломатина Е.В.*

Российский государственный педагогический университет имени А.И. Герцена, РФ, г. Санкт-Петербург

В статье говорится о стилевом изменении в монументально-декоративном убранстве и истории развития технико-технологических приёмов в интерьерах гражданской постройки Петербурга в период эклектики. Рассматриваются живописные приёмы для решения полистилистики в интерьерах.

Ключевые слова монументально-декоративная живопись, эклектика, полистилистика, технико-технологические приёмы.

В конце первой трети XIX века наступает кризис в развитии классицизма, в композиционных приемах и декоративных мотивах в убранстве не только экстерьеров, но и в интерьере. Начинается новый период - эпоха эклектики, которая у искусствоведов не вызывает разногласий во временном периоде, они определяют с 30-х до 90-х годов XIX века. Термин «эклектика» происходит от греческого слова eklektikos - выбирающий, отбирающий. «Отбор в мировом архитектурном наследии таких композиционных приёмов и форм, которые могли бы оказаться пригодными при решении разнообразных задач, выдвигаемых современностью, стал для эклектики основой её творческого метода, нередко определяемого как стилизаторство . поэтому в период распространения эклектических методов проектирования обычным явлением стало сочетание мотивов, заимствованных из разных исторических стилей, в

* Соискатель кафедры Художественного образования и декоративного искусства.

творчестве одного мастера, в композиции одного здания» [2, с. 10] или в решение монументально-декоративном убранстве интерьеров.

Использование полисилистики в интерьере стимулировалось не только стремлением к многообразию художественных решений в монументальной живописи, но и взаимосвязи между функцией здания и его художественным обликом. Внутренняя отделка таких зданий, как банки, музеи, театры, концертные залы имела связь с искусством, которая раскрывалась при помощи форм близких ренессансу и барокко. В отличие от банков и театров деловые административные здания, учебные заведения, доходные дома и различные другие учреждения декорировали скромнее. Необычайно широкие перспективы для эклектического украшательства перед архитекторами и художниками открывались при создании интерьеров особняков. Владелец богатого особняка мог заказать себе любой из известных ему стилей для своих интерьров.

В среде аристократии появляется романтическое восприятие от минувших эпох Европы и Востока, начиная с 1830-х годов XIX столетия. Отбор в мировом архитектурном наследии композиционных приёмов и форм для монументально-декоративной живописи создал в стиле эпохи эклектики: псевдоготику, второе рококо, неоренессанс, мавританский и неорусский стиль. Владелец богатого особняка мог заказать себе любой из известных ему стилей. В свою очередь и архитектор мог предложить использование той художественной манеры, которая казалась ему предпочтительной в том или ином случае. Стасов В.В. называл архитекторов-эклектиков «ловкими людьми», взаимоотношение с заказчиками представлял так: «Угодно - вот вам пять аршин греческого «классицизма», а нет - вот три с четвертью итальянского «ренессанса». - Нет, не годится? - Ну, так хорошо же: вот, извольте, остаток первейшего сорта «рококо, Луи-Кенз», а не то - хорошенький ломтик « романского», шесть золотников «готики», а то - вот целый пуд «русского» [4, с. 499].

В оформлении кабинетов, небольших гостиных, библиотек предпочитался псевдоготический стиль. В решении интерьера от готического стиля мастера перенимали красочность и декоративность. Потолок обычно разделялся балочной конструкцией с перекрытыми крестовыми сводами, имитирующий каркасное покрытие; встречается декоративная роспись на потолке, выполненная клеевыми красками. Ярким примером служит интерьер «Кабинета Фауста» в Российской Национальной библиотеке (рис. 1). Так же в декоре использовалась плиточная мозаика, майолика, фигурная лепнина, которая расписывалась и покрывалась позолотой.

В XIX веке увлечение в художественном декорировании интерьера не только в духе европейского средневековья, но и в обращение к мотивам Востока. Этот процесс начался ещё в первой половине VIII столетия, когда оформление интерьера было «в китайском вкусе», но в начале XIX века интерес к Востоку усиливается «... только теперь объектом увлечения стано-

вится искусство уже других регионов и эпох» [3, с. 39]. Диапазон расширился и стали появляться интерьеры в «турецком» или в «мавританском» вкусе, особенно мужская половина предпочитала оформлять свои кабинеты, курительные в этом стиле. Аналогичными средствами настроение восточной неги повторялось в ванных и туалетных комнатах, например ванная комната императрицы в Зимнем дворце в экзотическом оформлении «... делало пребывание в ней особенно приятным ещё и потому, что своими необычными формами способствовало «отключению» от привычного жизненного антуража» [3, с. 42]. На стенах присутствовали декоративные восточные орнаменты, выполненные клеевыми красками. Встречаются и редкие комбинированные техники, как роспись на коже, во дворце Великого князя Владимира (рис. 2), имитирующие восточный ковёр.

Рис. 1. «Кабинет Фауста» в Российской Национальной библиотеке. Фотография 1890-1900 годов

Рис. 2. Интерьер кабинета в особняке Великого князя Владимира. Фотография 2014 года

В конце 1840-1850-х годов самое широкое распространение получил стиль «второго рококо» для парадных комнат, будуаров. Будуар императрицы Марии Александровны в Зимнем дворце, Великой княгини Марии Николаевны в Мариинском дворце, будуары Юсуповского особняка оформлены именно в этом стиле. Основным приёмом реализации в монументально-декоративном решении этого стиля в изображении мифологических сюжетов, фантазий, некий уход от реальной жизни. Украшением интерьера были вставки из холста с живописью в потолок, десюдепорты, люнеты с росписью в виде букетов цветов или галантных сцен. Широкую палитру разнообразных по воплощению монументально-декоративных изображений мотивов этого стиля демонстрирует чуть ли не каждый особняк XIX века.

Орнаментика неоренессанса отталкивается от античных образцов. Используются для монументально-декоративного убранства изображения архитектурных элементов, выполненные клеевыми, восковыми красками в технике «гризаиль» или альфрейная живопись. Мотивы для живописного декора брались на основе орнаментов, обнаруженных на древнеримских стенных росписях; широко употреблялись арабески, плетенки, картуши, фестоны, гирлянды, львиные головы, грифоны. Примером служит в Зимнем дворце зал галереи истории Древней живописи (рис. 3).

Рис. 3. Фрагмент галереи истории Древней живописи в Зимнем дворце. Фотография 2014 года

Встречаются интерьеры со смешенным стилем, как, например, в особняке И.В. Пашкова. В оформлении интерьеров архитектор Г. Боссе намешал и создал греко-ренесансные мотивы в убранстве плафона с лепным и живо-

писным орнаментом в Танцевальном зале с «великолепным лепным плафоном, состоящим из кессонов различной конфигурации и орнаментального заполнения. Во фризе помещены лепные изображения крылатых гениев с цветочными гирляндами. Характерные фигуры античной мифологии (танцующие вакханки, нимфы, амуры, тритоны) и элементы греческого орнамента (меандр, пальметки, акантовые листья)». В других интерьерах так же прослеживается «модификации этого стиля, например убранство перекрытия, стен и альковой арки Спальни в характере итальянского гротеска, живописный плафон Кабинета с портретами выдающихся учёных и художников эпохи Возрождения, «английский» орнамент на перекрытии одной из гостиных первого этажа» [1, с. 124-125]. Брюллов А.П. в композиции созданного при восстановлении после пожара Александровского зала в Зимнем дворце использовал элементы двух стилей - готики и ампира. Архитектор использовал метод эклектики - взять из наследия каждой эпохи всё лучшее. «Он применил готическую систему сводов, как наиболее целесообразную, и ввёл ампирные декоративные детали, несущие идейно -образную нагрузку» [3, с. 80].

Во второй половине XIX века считалось модным хотя бы одну комнату городского особняка или загородного дома отделать в национальном стиле. Для создания неорусского стиля затягивали стены холстом или набойкой с мотивами крестьянских вышивок, а иногда облицовывали деревом или просто окрашивали «под дерево» потолки, двери, карнизы совмещая с орнаментами народного характера или, как, например, в столовой дворца Великого князя Владимира между деревянной облицовкой в стены вклеены панно с живописью В. Верещагина с сюжетами из фольклора: «Добрыня Никитич освобождает пленницу от Змея Горыныча», «Алёша Попович сражается с Тугариным Змеевичем», «Илья Муромец на пиру у князя Владимира», «Солнечное божество» и «Дева-заря».

Искусство оформления интерьера недолговечно, его художественные образы создаются, разрушаются и становятся другими с приходом нового поколения, изменением условий жизни и художественным вкусом. Для каждого исторического периода в ансамблях комнатных убранств происходят изменения в живописном монументально-декоративном решении. Характер отделки помещений, стилистика декора варьировались в зависимости от их функционального назначения. В этом проявился выдвинутый эклектикой принцип «умного выбора», в противовес «моностильности» интерьеров, свойственной классицизму. Новая планировка и отделка помещений в интерьер-ном убранстве гражданских построек Петербурга открыла новый этап, связанный с формированием новых представлений о соотношении функциональных и эстетических аспектов проблемы формирования жилой среды и художественного образа интерьера. В этот исторический период прослеживается технико-технологическое изменение художественных форм, приёмов, мате-

риалов в монументальной живописи в зависимости от стилевого направления для решения художественного убранства интерьера. Наблюдается отказ от академической живописи и масляной техники в монументальной живописи, всё реже к XX веку встречаются на потолке, десюдепортах, люнетах плафоны и вставки с изображением аллегорических и мифологических сцен. С развитием новых технологий появляется новые художественные материалы для решения новых форм последующего периода.

Список литературы:

1. Андреева В.И. Геральд Боссе. - СПб.: Коло,2009. - 288 с.: ил.

2. Лиссовский В.Г. От классики к современности. - СПб.: Коло, 2009. -584 с.

3. Пунин А.Л. Архитектура Петербурга середины XIX века. Л.: Лениз-дат, 1990. - 351 с.: ил.

4. Стасов В.В. Избранные сочинения: в 3 томах. Том 2. - М.: Издательство, 1952. - 776 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.