Научная статья на тему 'Преподобный Сергий Радонежский и развитие духовных начал русской государственности'

Преподобный Сергий Радонежский и развитие духовных начал русской государственности Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
302
40
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРЕСВЯТАЯ ТРОИЦА / MOST HOLY TRINITY / ПРЕПОДОБНЫЙ СЕРГИЙ РАДОНЕЖСКИЙ / ПРАВОСЛАВИЕ / РУССКАЯ ГОСУДАРСТВЕННОСТЬ / RUSSIAN STATEHOOD / SAINT SERGIY RADONEZSKY / ORTODOX

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Моторин Александр Васильевич

В статье исследуются особенности представлений преподобного Сергия Радонежского об устроении русской жизни по образу Пресвятой Троицы. Становление русской государственности рассматривается в свете воздействия духовных начал, выявляемых богословием Пресвятой Троицы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

There are some features of representations of Saint Sergiy Radonezsky about the Statehood of Russian life in the image and likeness of the Most Holy Trinity researched in the article. Formation of Russian statehood is examined among of influence of spirit beginnings, identified by The Theology of The Most Holy Trinity.

Текст научной работы на тему «Преподобный Сергий Радонежский и развитие духовных начал русской государственности»

Древняя Русь: во времени, в личностях, в идеях ПоЛашрыоьа: еп хропш, еп ррооырш, еп еибеи

Выпуск 2 2014

страницы 191-196

о^^---^Г^^

Моторин А. В.

Преподобный Сергий Радонежский и развитие духовных начал русской государственности

Одна из несомненных заслуг преподобного Сергия Радонежского перед Отечеством заключается в том, что он делом и словом раскрыл таинственное действие образов Пресвятой Троицы в историческом устроении Русского государства как мировой державы, проникнутой началами православной духовности и включающей в себя многие добровольно входящие народы.

В пространном Житии преподобного, написанном его учеником преподобным Епифанием Премудрым в начале XV века, постоянно и разнообразно отмечается удивительная связь между душою святого Сергия и Богом, Единым в Трех Лицах. Согласно житийному повествованию, преподобный Сергий - «троичный ученикъ» (274)1, «ученикъ Святыя Троица» (296).

Главное дело преподобного Сергия - строительство, строение, устроение жизни вокруг себя по образу Божественного Триединства, причем эта деятельность благодаря помощи свыше расходится расширяющимися волнами: трудами подвижника в пустыни возникает храм во имя Пресвятой Троицы, вокруг храма - монастырь, вокруг монастыря - новые храмы и монастыри (трудами самого Сергия и его учеников, последователей, духовных преемников). Волны этой соборной работы несут в себе чин и лад прочного триединого устроения бытия, силу жизнетворения, питаемую Самой Живоначальной и Животворящей Троицей, и потому волны этого русского православного мироустройства могут расширяться бесконечно, раздвигая пределы обустроенной Святой Руси все дальше и дальше в пространстве и времени. Преподобный Епифаний, будучи близким учеником святого Сергия, глубоко постиг особенность этого дарованного его учителю и через него всей Руси откровения. Сей дар св. Сергия преподобный Епифаний разнообразно осмысляет: не только богословски, но даже и научно-

1 Здесь и далее Житие преподобного Сергия приводится по изданию: ПЛДР. XIV - середина XV века. М., 1981. В скобках после выдержек указываются страницы. Преподобному Епифанию принадлежит основная часть этого самого пространного списка Жития, сохранившегося в рукописи XVI века.

о^^-^У^0,

филологически, причем как филолог он делает это словно бы походя, скорее как художник слова, упивающийся красотой родной речи, благодатно питаемой божественным вдохновением.

Предаваясь своему знаменитому обычаю «плетения словес», преподобный Епифаний на разные лады повторяет излюбленную мысль о святом Сергии как богоданном строителе всей Святой Руси. Например, так он говорит о начале зрелого служения преподобного и о его стремительно разраставшейся славе: «Отсюду бо великъ бяше общий строитель от вышняа благодати всем предлагашеся» (364). Слова «строитель», «строити» «строение», вновь и вновь повторяясь, накапливают силу своего воздействия и затем, когда писатель Жития начинает раскрывать сокращенную приставку «с-» через редуцированный «ъ» (краткое «о»), то есть начинает писать вместо «строение» - «сътроение» (со-троение) (382), - для читателя становится ясным то, что открылось уже и самому автору: слова, восходящие к древнеславянскому корню «*строй-» («строити», «строитель», «строение», «строительство») в древнерусском и - шире - общем древнеславянском языке связаны с понятием со-здания, со-зидания целостного здания из разрозненных частей на основе связи этих частей в исходное, изначально устойчивое и многообразно везде - на различных возводимых и расширяющихся уровнях -повторяющееся триединство. Понятно, что для преподобного Сергия так же, как и для его ученика преподобного Епифания, источником этого разнообразного устроительного триединства является Сам Бог Пресвятая Троица.

Преподобный Сергий отнюдь не первым начал строить Святую Русь как обитель Пресвятой Троицы. Еще святая Ольга около 957-960 годов вскоре после своего крещения возвела во Пскове первый храм новой Святой Руси как раз во имя Пресвятой Троицы. С тех пор в течение XI - XII веков возникло много одноименных храмов2. Затем был упадок XIII века и новая волна троичного храмоздания, возникшая в XIV веке, и спавшая впоследствии лишь в период нескольких атеистических десятилетий века XX-го.

Однако именно через преподобного Сергия это троицкое соборное строительство, осуществлявшееся силами всего народа со времен Крещения Руси, достигло высшей степени самоосознанности и именно через радонежского подвижника троицкое храмоздание возродилось с небывалой мощью после тяжкого упадка, охватившего весь

XIII век, когда страна, раздираемая братоубийственной рознью, пригнулась еще и под игом иноземного нашествия. Преподобный Сергий в

XIV веке и на будущие века всеми своими делами и проповедью пока-

2 См.: Русские монастыри: В 10 т. [М.:] Очарованный странник, 1995-2009; Кеслер М.Ю. Развитие храмостроительства на Руси с IX по XX в. Электронное издание: http://chtenia.pavlovskayasloЪoda.ru/clauses/8o-kesler-istoriya.html#l_l

Моторин А. В.

-^У^0,

зал, что внешняя разруха стала следствием и проявлением разрухи духовной, а именно, следствием нарушения заповеди любви, смирения и согласия, явленной людям во образе Пресвятой Троицы.

Эта проповедь любви раздавалась поначалу в небольшом храме во имя Пресвятой Троицы, воздвигнутом святым Сергием совместными с братом Стефаном трудами около 1340-1345 годов. Молясь перед иконой Пресвятой Троицы после поставления игуменом, преподобный Сергий, как свидетельствует его Житие, обращает внимание на главный урок, который люди могут получить при созерцании образа Божественного Триединства: знание о бесконечной любви Божией, нисходящей в мир и взывающей к ответной любви людей. Именно об этом сразу по завершении молитвы сказал новопоставленный пастырь в проповеди, обращенной к братии монастыря, и сослался он на знаменитые слова апостола Павла из послания к галатам: «Павел же к галатом глаголет: "Плод духовный есть любы, радость, миръ <...>"» (330). Любовь и мир, дарованные от Бога, предстают в учении преподобного пастыря той неодолимой силой, которая созидает во времени и вечности Святую Русь. А в самой молитве, пересказанной в Житии, преподобный говорит о коренной особенности божественной любви, явленной в образе Пресвятой Троицы: о жертвенном смиренном снисхождении к людям. Созерцая икону, святой Сергий молит Бога, «дабы далъ несуменно смение у престола славы стати Живоначалныя Троица и къснутися рукама Агнца Бо-жия, за мир заколеннаго Христа, Сына Божия» (330).

Именно о жертвенной любви учил святой Сергий, когда благословлял святого благоверного князя Димитрия, своих монахов и весь народ русский не щадя живота защищать родную веру и землю. Этой жертвенной благодатной любовью к Богу и ближнему своему православная Россия веками собиралась в могучее государство, привлекательное для многих больших и малых народов, даже инославных, даже иноверных. Свидетельства о делах и словах преподобного Сергия, собранные в его житии, стали основой русского богословия Пресвятой Троицы, неразрывно связанного с государственным строительством.

Наряду с храмоздательным почитанием Пресвятой Троицы преподобный Сергий благословил и образно-иконописное почитание Триединого Бога. Опять же, он не был первым в этом делании, но он существенно развил, богословски обосновал и утвердил иконное почитание Пресвятой Троицы в том виде, как оно распространилось и сохранилось вплоть до настоящего времени.

Сергиево троичное богословие мощно разовьют духовные последователи святого: преподобный Иосиф Волоцкий(+1515) и святитель Макарий, митрополит Московский (+1563). Некоторые из его последователей сподобились созерцания таинственных явлений Триединого Божества. Так, преподобный Александр Свирский (+1433) беседовал с Триединым Богом, явившимся ему в виде Трех Мужей. Препо-

о^^-^У^0,

добный Макарий Желтоводский (+1444) также пережил некое подобное видение и потому в 1435 году основал монастырь во имя Пресвятой Троицы, а на некоторых иконах он, как и Александр Свирский, изображается созерцающим Триединого Бога. Непосредственно в живописании образ Живоначальной Троицы боговдохновенно воплотит другой духовный последователь святого Сергия - преподобный Андрей Рублев (+1430), а вслед за ним - бесчисленные иконописцы всех последующих веков. Церковные Соборы, возглавленные святителем Мака-рием - Стоглавый Собор 1551 года и Собор 1553-1554 годов - вполне разъяснили возможность и необходимость священных изображений Святой Троицы, без которых внутреннее духовное пространство троицких храмов было бы не совершенным. Было утверждено, что на иконах Святой Троицы изображается не сокровенная сущность Бога, непостижимая для людей, а те образные явления, в которых Бог Сам благоволил частично открыть Себя святым людям.

Были и противники изображений Пресвятой Троицы. Среди них особенно ярко выступал дьяк Иван Висковатый, руководивший международными делами государства при царе Иоанне Грозном. Церковь на Соборе 1553-1554 годов отвергла его точку зрения. Знаменательно, что позднее, в 1570 году, этот противник изображений Пресвятой Троицы был обвинен в прямой подрывной деятельности против государства и казнен. На площади в Китай-городе в присутствии самого царя ему прочли обвинение, гласившее, что он сносился с королем Сигизмундом II Августом, хотел предать ему в Речь Посполитую Новгород, а также писал султану, чтобы тот взял Казань и Астрахань, и звал крымского хана опустошать Россию. В государственном сознании XVI века одно с другим оказалось связанным: борьба против изображений Пресвятой Троицы и борьба против Церкви и государства российского.

«Бог любит троицу», - гласит народная пословица3. Всякое троичное проявление и устроение жизни ко благу воспринимается в русском православном сознании как знак покровительства Пресвятой Троицы. В этом духе сразу же и без сомнений были истолкованы блаженной Ольгой явленные ей три световых луча на том месте, где она воздвигла затем храм Пресвятой Троицы. В этом же духе «святые мужи» истолковали троекратное «провозглашение» преподобного Сергия в материнской утробе во время церковного богослужения. Всему ходу государственной жизни стремились придать троичное устроение. Так с XI века постепенно складывалось и в начале XVI века в писаниях старца Филофея окончательно утвердилось учение о Москве как Третьем и последнем Риме. Так же в течение многих веков российской государственности развивалось учение о триединстве народа, Православной веры и государственной власти. Ясно выразившись уже в «Слове о

3 Даль В.И. Пословицы русского народа: в 2 т. М., 1984. Т. 2. С. 55.

Моторин А. В.

о^^-^У^0,

законе и благодати» митрополита Илариона, это учение обрело окончательное чеканное определение в первой трети века XIX-го, когда министр народного просвещения граф Уваров подвел итог раздумьям многих своих современников, указав в 1833 году на три взаимосвязанных начала российской жизни: «Православие - Самодержавие - Народность». Прославившийся как раз тогда Николай Гоголь спустя несколько лет в пророческом завершении первого тома «Мертвых душ» изрек неслучайные слова о Руси как «птице-тройке», которая «мчится вся вдохновенная Богом!.. <...> летит мимо все, что ни есть на земле, и, косясь, постораниваются и дают ей дорогу другие народы и государства»4.

Для понимания путей тройческого устроения русской жизни важно отметить, что что именно Пресвятой Троице посвящены две лавры, существующие в современной России и являющиеся одновременно двумя главными средоточиями высшего богословского образования: это Свято-Троицкая лавра близ Москвы, основанная как раз преподобным Сергием Радонежским, и Александро-Невская Свято-Троицкая лавра в Санкт-Петербурге.

В начале XXI века мы переживаем счастливую эпоху возрождения троицкого храмоздания, а значит и укрепления государства российского. Одним из новых свидетельств тому является, например, такое известие: «24 декабря 2012 года храм Святой Троицы открыт в Южно-Курильске на острове Кунашир. "Самый красивый православный храм построен на физической и духовной границе нашего государства", - отметил на церемонии открытия храма <. > епископ Южно-Сахалинский и Курильский Тихон. Семь художников из Волгодонска расписали стены храма в старославянском стиле и позолотили ка-менно-литой иконостас. <...> На колоколах отлиты изображения икон Святой Троицы преподобного Андрея Рублева, Божьей Матери, святителей Николая Японского и Тихона Воронежского, Задонского Чудотворца и других святых»5. В сени над царскими вратами помещен большой образ Пресвятой Троицы. На духовно-мистическом, символическом уровне бытия образ Пресвятой Троицы хранит теперь крайние восточные пределы российской державы и на волнах благовеста достигает берегов Японии.

Особо знаменательно, что и Южный полюс планеты теперь охраняется русским православным храмом Святой Живоначальной Троицы, воздвигнутым в 2004 году рядом с российской станцией Беллинсгаузен в Антарктиде. С этого времени там служат священники из Свято-Троицкой Сергиевой Лавры. Великое освящение храма состоялось 14 февраля 2014 года6.

4 Гоголь Н.В. Собрание сочинений: В 9 т. М., 1994. Т. 5. С. 226.

5 http://www.sedmitza.ru/text/3375938.html

6 См.: http://www.moseparh.ru/news/text/22618.html;

о^^-^У^0,

Одним их новейших поразительных свидетельств возрождения тройческих начал российской государственности стало очередное (уже четвертое по счету из известных) посещение президентом России Владимиром Путиным вечером 10 сентября 2014 года храма Живоначаль-ной Троицы на Воробьевых горах в Москве. Отвечая на вопрос, почему он решил посетить этот храм, Владимир Путин сказал: «Я поставил свечки за тех, кто пострадал и отдал свою жизнь, защищая людей в Новороссии»?. Здесь значимо и посещение именно троицкого храма, и привнесение из этого особенного места в российское общественное и государственное самосознание понятия Новороссии как исконно российской государственности, неизменной в своих постоянно обновляемых началах под защитою Пресвятой Троицы.

Источники и литература:

1. Гоголь Н.В. Собрание сочинений: В 9 т. М., 1994. Т. 5. С. 226.

2. Даль В.И. Пословицы русского народа: в 2 т. Т. 2. М.: Художествен-

ная литература, 1984.

3. Кеслер М.Ю. Развитие храмостроительства на Руси с IX по XX в.

Электронное издание: http://chtenia.pavlovskayasloЪoda.ru/ clauses/8o-kesler-istoriya.html#l_l

4. ПЛДР. XIV - середина XV века. М., 1981.

5. Русские монастыри: В 10 т. [М.:] Очарованный странник, 1995-2009.

6. http://hram-troicy.prihod.ru/articles/view/id/1184838

7. http://www.moseparh.ru/news/text/22618.html

8. http://www.sedmitza.ru/text/3375938.html

9. http://www.verav.ru/common/message.php?taЪle=news&num=зз2з6

http://www.verav.ru/common/message.php?taЪle=news&num=33236 7 Владимир Путин посетил храм Живоначальной Троицы на Воробьевых горах: http://hram-troicy.prihod.ru/articles/view/id/1184838

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.