Научная статья на тему 'ПРЕПОДАВАТЕЛЬ ИЛИ МЕНЕДЖЕР: К ВОПРОСУ О ВУЗОВСКОЙ ПОДГОТОВКЕ БУДУЩИХ УПРАВЛЕНЦЕВ'

ПРЕПОДАВАТЕЛЬ ИЛИ МЕНЕДЖЕР: К ВОПРОСУ О ВУЗОВСКОЙ ПОДГОТОВКЕ БУДУЩИХ УПРАВЛЕНЦЕВ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
102
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ПРЕПОДАВАТЕЛИ / ИННОВАЦИИ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ПЛАТФОРМЫ / МЕНЕДЖЕРЫ / ТРЕНДЫ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Дробышева Наталия Николаевна

В статье рассматриваются основные тренды образовательного контента при подготовке менеджеров и сопряженная с ними роль преподавателя высшей школы. Приводятся примеры использования инновационных технологий на базе образовательных платформ, систем, обучающих игр и т. д., которые способны разнообразить процесс получения профессиональных знаний и митигировать проблемы адаптации будущих управленцев к новым условиям после окончания вуза. В заключении делается вывод о положительных и отрицательных сторонах переноса части ролей преподавателя из области педагогической деятельности в область менеджмента образовательного процесса. Кроме того, поднимается вопрос о социальной инноватике, которая, по прогнозам исследователей, все более активно будет внедряться в образовательную среду высшей школы. Некоторые аспекты рассматриваемой проблемы вынесены на обсуждение педагогического сообщества.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

AN ACADEMIC OR MANAGER. TO THE ISSUE OF WOULD-BE MANAGERS TRAINING AT HIGER SCHOOL

The article examines the major trends in educational content while managers’ training and the associated role of an academic. The use of innovative technologies samples based on educational platforms, systems, training games, etc. are provided. All of them are able to diversify the process of obtaining professional knowledge and to mitigate the problems of managers-to-be adaptation to new conditions after graduation. A conclusion is made about the positive and negative aspects of transferring a part of the academic’s roles from doing pedagogical activity to the field of managing an educational process. Besides, the article depicts the issue of social innovation that according to the researchers seems to be actively and forthcoming implemented in educational sphere. Some aspects of on-going topic are presented for discussion among pedagogical community.

Текст научной работы на тему «ПРЕПОДАВАТЕЛЬ ИЛИ МЕНЕДЖЕР: К ВОПРОСУ О ВУЗОВСКОЙ ПОДГОТОВКЕ БУДУЩИХ УПРАВЛЕНЦЕВ»

9. Rozov M. A. Invarianty jempiricheskogo i teoreticheskogo znanija [Invariants of empirical and theoretical knowledge], Filosofija nauki [Philosophy of Science], 2010, Vol. 15, no. 1, pp. 110-129. (In Russian)

10. Psihofiziologicheskie koncepcii soznanija, available at: https://vuzlit.ru/861763/psihofizio-logicheskie_kontseptsii_soznaniya_pavlov_fkrik_ivanitskiy_dzhedelmen_dzhgrey_kkoh_sgrinfild (accessed: 19.01.2021). (In Russian)

11. Arshinov V. I., Lepskij V. E. (ed.) Problema sborki sub#ektov v postneklassicheskoj nauke [The problem of assembling subjects in post-nonclassical science]. Moscow, Ros. akad. nauk, In-t filosofii, IFRAN, 2010, 271 p. ISBN 978-5-9540-0176-1. (In Russian)

12. Kutyrev V. A. Kul'tura i tehnologija: bor'ba mirov [Culture and technology: the struggle of the worlds]. Moscow, Progress-Tradicija, 2001, 241 p. ISBN 5-89826-087-0. (In Russian)

13. Rubinshtejn S. L. Osnovy obshhej psihologii [Fundamentals of General Psychology], available at: https://www.psyoffice.ru/9/rubin01/txt27.html (accessed: 20.01.2021). (In Russian)

14. Pedagogicheskaja biblioteka, available at: http://www.metodkabinet.eu/bibliopedagog.html (accessed: 22.01.2021). (In Russian)

Баркова Валентина Васильевна, профессор кафедры философии и культурологии ФГБОУ ВО «Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет», кандидат философских наук, доцент, г. Челябинск, e-mail: barkova.vv@yandex.ru

Barkova Valentina Vasilievna, professor of the department of philosophy and culturology, South Ural State Humanitarian Pedagogical University, candidate of philosophy, associate professor, Chelyabinsk, e-mail: barkova.vv@yandex.ru

Сведения для цитирования: Дробышева, Н. Н. Преподаватель или менеджер: к вопросу о вузовской подготовке будущих управленцев / Н. Н. Дробышева // Инновационное развитие профессионального образования. — 2021. — № 1 (29). — С. 28-32.

УДК 378.147 ББК 74.58

ПРЕПОДАВАТЕЛЬ ИЛИ МЕНЕДЖЕР: К ВОПРОСУ О ВУЗОВСКОЙ ПОДГОТОВКЕ БУДУЩИХ УПРАВЛЕНЦЕВ

Н. Н. Дробышева

В статье рассматриваются основные тренды образовательного контента при подготовке менеджеров и сопряженная с ними роль преподавателя высшей школы. Приводятся примеры использования инновационных технологий на базе образовательных платформ, систем, обучающих игр и т. д., которые способны разнообразить процесс получения профессиональных знаний и митигировать проблемы адаптации будущих управленцев к новым условиям после окончания вуза. В заключении делается вывод о положительных и отрицательных сторонах переноса части ролей преподавателя из области педагогической деятельности в область менеджмента образовательного процесса. Кроме того, поднимается вопрос о социальной инноватике, которая, по прогнозам исследователей, все более активно будет внедряться в образовательную среду высшей школы. Некоторые аспекты рассматриваемой проблемы вынесены на обсуждение педагогического сообщества.

Ключевые слова: высшее образование, преподаватели, инновации, образовательные платформы, менеджеры, тренды.

Высшее образование сегодня претерпевает многих преподавателей. Резкий переход на ди-стремительные изменения, адаптация к кото- станционное обучение весной 2020 года для рым приводит в состояние стресса и выгорания педагогов России не только стал болезненным,

но и показал, что процесс этот принял необратимую форму и теперь нужно быть готовым к тому, что люди и технологии будут постоянно дополнять друг друга во всех задачах, стоящих перед высшей школой: образовательных, воспитательных, развивающих. Как именно это будет происходить, насколько проникновение цифрового обучения окажется глубоким, пока непонятно, но ясно одно: с цифровизацией образовательный процесс станет более индивидуальным и комплексным. Изменится ли при этом роль преподавателя? Будет ли он проводником в пласт знаний (ведь носителем знаний он уже перестал быть с тех пор, как у обучаемых появился свободный доступ ко всем базам знаниевой информации)

или станет образовательным менеджером, который планирует, осуществляет подготовку, предлагает ресурсы, осуществляет контроль и т. д.? Особенно интересно разобраться в этом вопросе через призму вузовской подготовки управленческого персонала для современной экономики России в информационную эпоху, которую называют эпохой Промышленности 4.0, поскольку именно менеджеры обеспечивают создание и разработку, максимально эффективное использование и контроль социально-экономических систем. Тенденции образовательного процесса, которым будут следовать вузы в недалеком будущем (табл. 1), убеждают нас в том, что роль педагога однозначно изменится [1].

Таблица 1

Тренды образовательного контента при подготовке менеджеров

Направление Особенности Роль преподавателя вуза

Индивидуальный вектор обучения Создание индивидуального плана обучения для каждого студента; отслеживание прогресса каждого обучаемого и оказание помощи при необходимости Активное использование адаптивных систем (например, онлайн-платфор-мы с комплексами заданий и трекин-гом успеваемости, где упражнения по точным и гуманитарным дисциплинам разработаны в соответствии с образовательными стандартами ВО; система обрабатывает время выполнения заданий разной сложности, анализирует ошибки, вырабатывает индивидуальные рекомендации; задача педагога — предложить помощь по устранению пробелов в знаниях и организовать учебное взаимодействие со студентом

Использование де-вайсов (смартфонов и планшетов) в образовательном процессе Индивидуальные QR-коды с вариантами ответов сканируются приложением, подсчитывается количество правильных и неправильных ответов Проведение текущего и рубежного контроля с помощью тестов с инвертированными QR-кодами дает возможность моментально получить результаты со статистикой и сохранить их; понять, усвоен ли материал; адаптировать план занятия под уровень знаний аудитории

Акцент на формировании практических навыков Приоритеты в профессиональном образовании смещаются от фундаментальных теоретических знаний в сторону практики; применение знаний для решения управленческих проблем в процессе трудовой деятельности востребовано на рынке труда в большей степени, чем раньше Образовательно-развивающие платформы (например, SilamediaTrek) помогают будущим менеджерам приобретать прикладные знания. Преподаватели или методисты на основе личных материалов готовят практические курсы, а эксперты дают рекомендации по адаптации и запуску этих курсов

Грамотное использование интернет-источников Необходимость прививать новые образовательные паттерны при использовании онлайн-источников и отличать ложные (или сомнительного характера) факты от качественного материала Интегрирование в планы учебных дисциплин тех образовательных ресурсов, которые прошли одобрение в профессиональном онлайн-сообществе (оно может объединять обучаемых, экспертов, профессионалов с большим стажем в области изучаемых студентами

Продолжение таблицы 1

Направление Особенности Роль преподавателя вуза

дисциплин), для совместного поиска ответов на сложные вопросы через размещение заданий и оценивание достоверности ответов с помощью встроенных функций сервиса; с целью избегания публикации неверной информации опытные пользователи модерируют новые ответы, размещаемые на платформе

Дополненная реальность Создание виртуальных туров для обучения в области Personal, Social, Health and Economic (PSHE) education (англ.: «личное, социальное, здоровьесберега-ющее и экономическое образование») Использование сервисов, позволяющих применять сторителлинг для вовлечения студентов первого года обучения в образовательный процесс, где каждый курс сервиса — это интерактивный мир, а обучающие материалы включают видеомодели пространства с углом обзора 360°, фотоистории, интерактивные игры обучающего характера

Применение образовательных экосистем Маркетплейс и системы, объединяющие инструменты для всех этапов обучения (по любой тематике, с выбором площадки для практических занятий или получения фидбека от членов сообщества) Доступ к коммерческим площадкам на основе образовательной платформы (например, Stepik.org), где собраны материалы для практических занятий от ведущих разработчиков (Яндекс, Альфа-банк, Mail.ru, ВШЭ, МФТИ и др.); возможность использования преподавателем функционала собственного курса или синхронизации прогресса между устройствами

Обучение через игру (Game based learning) В отличие от простой геймификации, приобретение новых знаний в формате «обучение через игру» помогает будущему менеджеру составлять оптимальные алгоритмы и усваивать базовые понятия, примерять на себя роли участников бизнес-процессов Подключение к процессу профессиональной подготовки сервисов (например, Duolingo для изучения иностранного языка), основанных на стандартизированном обучении, но с элементами игры (зарабатывание очков за правильные ответы, получение наград, т. е. использование стимулов, которые могут применяться и в управлении персоналом); использование симуляций практической направленности, где есть возможность пробовать разные способы решения задачи и искать оптимальный вариант

Формирование гибкого мышления (Growth Mindset) На основе разработанных профессором Стэнфорда Кэрол Дуэк методик [2] происходит более гармоничная трансформация личности, способной к саморазвитию Понимание реалий сегодняшнего мира VUCA (Volatility — «изменчивость», Uncertainty — «неопределенность», Complexity — «сложность», Ambiguity — «двусмысленность») [2]; желание помочь студентам — будущим управленцам развивать и тренировать гибкое мышление, заниматься саморазвитием на постоянной основе

Метод проектов Создание идеи для проектов, которые имеют прикладной характер, и воплощение этой идеи в жизнь (т. е. получение готового продукта) Стимулирование обучаемых к участию в проектах любого уровня: внутриву-зовских, региональных с целью развития профессиональных компетенций и «гибких навыков» (soft skills); в международных проектах в рамках иноязычной подготовки будущих

Окончание таблицы 1

Направление Особенности Роль преподавателя вуза

менеджеров и трудоустройства в транснациональных компаниях

Создание пространства «умных» классов Цифровизация окружающего образовательного пространства (планшеты для персонализированного обучения, мобильные зарядные блоки, интерактивные доски, визуализаторы и т. д.) Участие в создании гибкой и адаптированной среды обучения, которая отвечает всем вызовам современного мира; освоение элементов данной системы в объеме, достаточном для формирования конкурентоспособного управленца

Чем больше технологий в жизни студента, тем меньше его пугает необходимость использования инноваций в ходе профессиональной деятельности в будущем. Отдельной темой стоит вопрос об уровне готовности педагогов к применению современных информационно-коммуникативных технологий в их образовательной деятельности [3]. Данный уровень требует значительного развития, и сделать это можно только на основе постоянного повышения квалификации, желания доучиваться и переучиваться [4]. Кроме того, в погоне за инновациями технического и информационного плана не стоит забывать о социальной ин-новатике, благодаря которой «бизнес перестает рассматриваться только как сфера обогащения и накопления капитала, а становится базой для роста и духовного развития личности и общества» [5, с. 44].

Из всего вышесказанного можно сделать следующие выводы.

1. Инновации в образовании будущих менеджеров — дорога с двусторонним движением: они помогают учиться и обучать. Образовательный процесс становится проще за счет того, что технологии дополняют существующую на данный момент систему и позволяют сделать более плавный переход к профессиональным обязанностям после окончания вуза.

2. Образовательные платформы и приложения автоматически отображают индивидуальные результаты и помогают формировать общую статистику, экономят время на проверку письменных работ. Это дает педагогу возможность сосредоточиться на более важных вещах, которые не в состоянии пока что выполнить машина или искусственный интеллект:

поддержать и мотивировать студентов, когда те сталкиваются с трудностями.

3. Образовательные площадки и симуля-торы помогают обучаемым перейти от теории к пониманию учебных дисциплин на практике. Общаясь в сетях, студенты обмениваются знаниями друг с другом и с профессиональным сообществом; они в меньшей степени испытывают негативные эмоции от домашней работы, если она разнообразна (например, обучение через игру скрашивает рутинные процессы и делает их более увлекательными) или поощряема (например, участие в проектной деятельности).

4. Гибкое мышление помогает менеджерам развивать навыки, которые будут полезны в их будущей профессии; спрос на педагогов, которые смогут обучить гибким навыкам, станет со временем возрастать.

5. В увлечении инновациями важно не забывать, что тесты с автоматической проверкой и анализом ошибок — не всегда панацея. Менеджеры работают с людьми, а это предполагает живое общение, которое строится на речи. Задания по формулированию мыслей, облачению их в слова — вот основа коммуникации. От менеджеров XXI века потребуется писать тексты и «упаковывать» контент в различные мультимедийные форматы. Развитие речи (родной и иностранной) позволит приобрести такие полезные навыки, как систематизация информации, работа с текстом, поиск читательской аудитории и визуализация материала. К счастью для педагогов-практиков дисциплин гуманитарного цикла, этот навык может быть развит только в ходе непосредственного личного общения со студентами, а значит, профессия преподавателя еще будет востребована в обозримом будущем.

Библиографический список

1. Образование 4.0: как новые тренды EdTech создают школу будущего. — URL: https:// hightech-fm.turbopages.org/s/hightech.fm/2020/04/08/education-4-0 (дата обращения: 14.12.20).

2. Dr. Dweck's research into growth mindset changed education forever. — URL: https://www. mindsetworks.com/science/#video-modal-window (Дата обращения: 17.12.20).

3. Байчорова, Х. С. Преподаватель вуза в информационно-образовательной среде / Х. С. Байчорова, И. В. Мурманских // Ученые записки Забайкальского государственного университета. — 2016. — Т. 11. — № 5. — С. 39-47.

4. Е-лингводидактика: развитие информационно-образовательной среды в высшей школе в эпоху цифровизации : моногр. / коллектив авторов ; под ред. И. И. Климовой, М. В. Мельни-чук. — Москва : Научные технологии, 2020. — С. 102-113.

5. Левицкая, А. А. Социально-философские основания инновационной деятельности / А. А. Левицкая, В. П. Майкова. — Вестник МГОУ. Серия: Философские науки. — 2019. — № 2. — С. 37-46.

For citation: Drobysheva, N. N. An academic or manager. To the issue of would-be managers training at higer school / N. N. Drobysheva // Innovative development of vocational education. — 2021. — № 1 (29). — P. 28-32.

AN ACADEMIC OR MANAGER. TO THE ISSUE OF WOULD-BE MANAGERS TRAINING AT HIGER SCHOOL

N. N. Drobysheva

The article examines the major trends in educational content while managers' training and the associated role of an academic. The use of innovative technologies samples based on educational platforms, systems, training games, etc. are provided. All of them are able to diversify the process of obtaining professional knowledge and to mitigate the problems of managers-to-be adaptation to new conditions after graduation. A conclusion is made about the positive and negative aspects of transferring a part of the academic's roles from doing pedagogical activity to the field of managing an educational process. Besides, the article depicts the issue of social innovation that according to the researchers seems to be actively and forthcoming implemented in educational sphere. Some aspects of on-going topic are presented for discussion among pedagogical community.

Key words: higher education, academics, innovation, educational platforms, managers, trends.

References

1. Obrazovanie 4.0: kak novye trendy EdTech sozdajut shkolu budushhego, available at: https://hightech-fm.turbopages.org/s7hightech.fm/2020/04/08/education-4-0 (accessed: 14.12.20). (In Russian)

2. Dr. Dweck's research into growth mindset changed education forever, available at: https:// www.mindsetworks.com/science/#video-modal-window (accessed: 17.12.20). (In English)

3. Bajchorova H. S., Murmanskih I. V. Prepodavatel' vuza v informacionno-obrazovatel'noj srede [University teacher in the information and educational environment], Uchenye zapiski Zabajkal'skogo gosudarstvennogo universiteta [Scientific notes of the Transbaikal State University], 2016, Vol. 11, no. 5, pp. 39-47. (In Russian)

4. Klimova I. I., Melnichuk M. V. (ed.) E-lingvodidaktika: razvitie informacionno-obrazovatel'noj sredy v vysshej shkole vjepohu cifrovizacii: monogr. [E-linguodidactics: development of the information and educational environment in higher education in the era of digitalization: monograph.]. Moscow, Scientific technologies, 2020, pp. 102-113. (In Russian)

5. Levickaja A. A., Majkova V. P. Social'no-filosofskie osnovanija innovacionnoj dejatel'nosti [So-cio-philosophical foundations of innovative activity], Vestnik MGOU. Serija: Filosofskie nauki[Bulletin of MGOU. Series: Philosophical Sciences], 2019, no. 2, pp. 37-46. (In Russian)

Дробышева Наталия Николаевна, доцент Департамента английского языка и профессиональной коммуникации ФГОБУ ВО «Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации», Финансового университета при Правительстве РФ, кандидат филологических наук, доцент, г. Москва, e-mail: nndrobysheva@fa.ru

Drobysheva Natalia Nikolaevna, associate professor of Department of English Language and Professional communication, Financial University under the Government of the Russian Federation, PhD (in philological sciences), docent, Moscow, e-mail: nndrobysheva@fa.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.