Научная статья на тему 'Преподаватель Челябинского государственного университета: мотивация трудовой деятельности'

Преподаватель Челябинского государственного университета: мотивация трудовой деятельности Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
279
67
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРЕПОДАВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / МОТИВ / ИЗМЕНЕНИЕ МОТИВАЦИОННОГО ЯДРА / УДОВЛЕТВОРЕННОСТЬ ТРУДОМ / TEACHING ACTIVITIES / THE MOTIF / CHANGING THE MOTIVATIONAL CORE / SATISFACTION WITH WORK

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Корзенко Наталья Ивановна, Нужаева Мария Николаевна

В статье предлагаются результаты социологического исследования, проведенного среди преподавателей Челябинского государственного университета, кроме того, проведена зависимость между наиболее значимыми мотивами и стажем работы, семейным положением, полом сотрудников и их возрастом. Предложенный результат социологического исследования можно использовать для повышения эффективности и улучшения качества педагогического труда.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The paper offers the results of the surveyconducted among teachers of Chelyabinsk State University, also held the most significant relationship between motivation and work experience, marital status, sex workers and their age. The proposed result of sociological research can be used to improve the effectiveness and qualityof pedagogical work.

Текст научной работы на тему «Преподаватель Челябинского государственного университета: мотивация трудовой деятельности»

Н. И. Корзенко, М. Н. Нужаева

ПРЕПОДАВАТЕЛЬ ЧЕЛЯБИНСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА: МОТИВАЦИЯ ТРУДОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

В статье предлагаются результаты социологического исследования, проведенного среди преподавателей Челябинского государственного университета, кроме того, проведена зависимость между наиболее значимыми мотивами и стажем работы, семейным положением, полом сотрудников и их возрастом. Предложенный результат социологического исследования можно использовать для повышения эффективности и улучшения качества педагогического труда.

Ключевые слова: преподавательская деятельность, мотив, изменение мотивационного ядра, удовлетворенность трудом.

В апреле - мае 2010 г. на кафедре социологии труда экономического факультета Челябинского государственного университета, возглавляемой профессором А. А. Тарадановым, было проведено социологическое исследование с целью определения путей преодоления мотивационного кризиса вузовских работников и совершенствования системы оплаты их труда.

Проблемам ценностных ориентаций и мотивов трудовой деятельности преподавателей вузов в современной литературе уделяется достаточно много внимания. Это связано, прежде всего, с тем, что ключевой фигурой реформ образования является преподаватель, поэтому темпы и характер модернизации образования зависят от преподавательских кадров и руководителей вузов и от специфического менеджмента их отношений. Для руководителей вузов знания о мотивации трудовой деятельности профессорско-преподавательского состава имеют основное значение еще и потому, что статус вуза, его престиж, конкурентоспособность зависят от качества выпускников, от их востребованности на рынке специалистов. Основными же производителями качественных знаний, естественно, являются профессорско-преподавательские коллективы высших учебных заведений. Но, к сожалению, труд людей, занимающихся формированием интеллекта страны, в настоящее время не оценивается адекватно их вкладу в это развитие.

Цель проведенного исследования состояла в изучении и анализе мотивов трудовой деятельности преподавателей Челябинского государственного университета, а также определении наиболее эффективных способов стимулирования их труда. В данном обзоре основное внимание будет уделено анализу мотивов труда преподавателей ЧелГУ.

Для достижения цели исследования был выбран ряд следующих задач:

• определить и проанализировать мотивы выбора профессии и мотивы трудовой деятельности преподавателей;

• определить структуру и иерархию мотивов трудовой деятельности;

• выявить сходства и различия в мотивах, характерных для преподавателей, объединенных по различным социальным признакам;

• наметить возможные пути повышения удовлетворенности трудом у преподавателей;

• обозначить возможности наиболее эффективного стимулирования труда профессорско-преподавательского персонала.

Из опрошенных преподавателей Челябинского государственного университета 30 % мужчин и 70 % женщин на вопрос о том, нравится ли им преподавательская деятельность, 33 % ответили: «очень нравится», и 67 % -«нравится в основном». Несмотря на то, что большинству опрошенных нравится их работа, 61 % совмещают ее с какой-то другой, причем у 38 % эта работа носит постоянный характер. В 81 % случаях совмещаемая работа связана с преподавательской деятельностью. Хотя 76 % из тех, кто совмещает преподавательскую деятельность с какой-то другой работой, ответили, что занимаются дополнительной работой из-за нехватки заработка, но, тем не менее, делают это также из-за интереса к другой работе и возможности большей самореализации.

Несомненно, что в данном случае большую силу имеет аргумент, связанный с нехваткой заработка, поскольку на вопрос: «Удовлетворены ли Вы получаемой заработной платой в вузе?», 54 % ответили отрицательно. Но в то же время на вопрос: «Если бы аудиторная на-

грузка преподавателя была уменьшена, то чему бы Вы уделили больше времени?», лишь 39 % ответили: «Поиску дополнительных доходов». На вопрос о том, какие стимулы в большей степени влияют на интенсивность и качество их труда, 48 % преподавателей ответили: «Общественное признание», в том числе и со стороны студентов, 27 % - «Присвоение ученой степени, звания», 25 % - «Премии, надбавки, соответствующая заработная плата, которой хватало бы на литературу».

Таким образом, следует заметить, что получение каких-либо материальных выгод не является целью, ради достижения которой преподаватели занимаются этим видом деятельности. Это также подтвердилось при обобщении ответов на вопросы, касающихся факторов и мотивов преподавательской деятельности. Так, 61 % опрошенных выбрали этот вид деятельности из-за свободного графика работы, 27 % респондентов отметили, что им предложили заняться преподаванием. В меньшей степени на выбор преподавателей оказали влияние такие факторы, как «стечение обстоятельств», «семейные традиции» (по 12 %), «влияние знакомых, друзей» (9 %). Рассмотрим, какие мотивы и в какой степени побудили преподавателей заняться этим видом деятельности (табл. 1).

Таблица 1

Мотивы, побудившие преподавателей заняться данной деятельностью

Мотив Ранг % ответивших

Престижная профессия 2 12

У меня существуют педагогические способности 6 21

Дает возможность заниматься научной деятельностью 3 18

Стремление передать свои знания другим 5 21

Возможность самореализации 1 42

Нравится работать со студентами 5 33

Нравится общение в творческом коллективе 3 15

Умственный труд 4 15

Независимость труда от внешних факторов 3 15

Интерес к преподаваемому мною предмету 2 24

Материальные выгоды 6 12

Итак, мотивационное ядро у преподавателей ЧелГУ на момент выбора ими профессии выглядело следующим образом:

1-й уровень (определяющий) - возможность самореализации, престижная профессия, интерес к преподаваемому предмету;

2-й уровень - дает возможность заниматься научной деятельностью, нравится общение в творческом коллективе, независимость труда от внешних факторов, умственный труд;

3-й уровень - нравится работать со студентами, стремление передать свои знания другим, наличие педагогических способностей, материальные выгоды.

Но мотивационная структура с течением времени и под воздействием различных факторов изменяется: одни мотивы утрачивают свою силу, другие, наоборот, становятся более важными. Рассмотрим мотивы, которые актуальны для преподавателей на сегодняшний день (табл. 2).

Таблица 2

Актуальные мотивы для преподавателей на сегодняшний день

Мотив Ранг % ответивших

Престижная профессия 6 9

У меня существуют педагогические способности 6 15

Дает возможность заниматься научной деятельностью 3 27

Стремление передать свои знания другим 5 18

Возможность самореализации 1 39

Нравится работать со студентами 4 21

Нравится общение в творческом коллективе 3 9

Умственный труд 1;5 12;12

Независимость труда от внешних факторов 5;б 15;15

Интерес к преподаваемому мною предмету 2 33

Материальные выгоды 4;б 9;9

Таким образом, на сегодняшний день структура мотивов следующая:

1-й уровень (определяющий) - возможность самореализации, умственный труд, интерес к преподаваемому предмету;

2-й уровень - возможность заниматься научной деятельностью, нравится общение в творческом коллективе, нравится работать со студентами, материальные выгоды;

3-й уровень - умственный труд, независимость труда от внешних факторов, стремление передать свои знания другим, престижная профессия, наличие педагогических способностей, материальные выгоды.

Здесь основная сложность заключается в том, что, поскольку разным людям присущи разные мотивы, то для разных людей значимость одних и тех же мотивов неодинакова. Поэтому для одних преподавателей мотив «умственный труд» является определяющим, а для других он менее значим. Аналогично с мотивом «материальные выгоды». Мы стремились выяснить, какие факторы повлекли за собой изменение мотивационного ядра.

Так, с увеличением стажа работы уменьшается значимость того, что труд является независимым от внешних факторов, поскольку для преподавателя важнее самоконтроль. Утрачивает свою силу и мотив «возможность самореализации». Это, на наш взгляд, объясняется низкой материальной обеспеченностью преподавателей и технической оснащенностью рабочих мест. На силу действия мотивов также влияет присвоение ученой степени или ученого звания: значимость мотива «дает возможность заниматься научной деятельностью» возрастает в два раза, «умственный труд» - в три раза; менее важными становятся такие мотивы, как «независимость труда от внешних факторов», «стремление передать свои знания другим», что объясняется, как мы считаем, стремлением преподавателей заниматься научными исследованиями, а не педагогической деятельностью.

Что касается изменения семейного положения, то со вступлением в брак и появлением детей, как показали результаты опроса, у преподавателей уменьшается интерес к предмету и возрастает возможность самореализации.

Для женщин большое значение имеет независимость труда, стремление передать свои знания, чего нельзя сказать о мужчинах. Видимо, труд для женщин имеет направленность на преподавание, а для мужчин - на создание научных трудов, проведение исследований.

Преподаватели более молодого поколения сильнее мотивированы к научной деятельности, они проявляют больший интерес к предмету, поскольку, как нам кажется, им еще предстоит получить ученую степень, звание.

Стремление преподавателей завоевать общественное признание, получить ученую степень, звание, а не извлечь материальные выгоды, подтверждается их высокой творческой активностью.

Проанализировав ответы на вопрос, касающийся удовлетворенности различными сторонами работы, можно сделать вывод, что преподаватели в большей степени удовлетворены содержанием работы (51 %), взаимопониманием со студентами (58 %), возможностью продвижения по службе (48 %), отношениями с коллегами и администрацией (69 и 75 % соответственно), реализацией своих способностей и рабочей нагрузкой (по 54 %), возможностью самостоятельно принимать решения (48 %), условиями труда (45 %) и возможностью профессионального обучения и получения дополнительного образования (42 %); не совсем преподаватели удовлетворены учебно-методическим обеспечением; не удовлетворены получаемой в вузе заработной платой. Но, как отметили преподаватели, удовлетворенность трудом возросла бы при повышении социального статуса преподавателя и вузовской науки в обществе. Поэтому свободное от преподавания время они хотели бы посвятить подготовке научных разработок и материалов (70 %), повышению квалификации (58 %).

Что касается определения уровня профессионализма педагогов, то в настоящее время основными показателями его являются уровень образования и стаж педагогической работы. А что же думают сами преподаватели по этому поводу? 94 % опрошенных считают, что преподаватель должен знать предмет преподаваемой им дисциплины, уметь контактировать со студенческой аудиторией (55 %), обобщать и анализировать материал и передавать научные знания студентам (33 %). Из качеств труда большая часть преподавателей выделяет «способность увлечь, заинтересовать преподаваемым предметом» (64 %), а также доброжелательность (45 %). Эти навыки и качества, по мнению преподавателей, способствуют передаче научных знаний студентам.

Итак, в заключение нашего обзора хотелось бы еще раз подчеркнуть, что общественная оценка в существенной степени влияет на мотивационную сферу, а следовательно, и на результат деятельности преподавателя. Таким образом, на улучшение качества педагогического труда большое влияние может оказать периодическая аттестация преподавателей с

постановкой проблем, целей и задач их деятельности и в зависимости от результатов аттестации - адекватная материальная оценка, то есть дифференцированная оплата труда преподавателей должна зависеть от количества и качества труда.

Список литературы

1. Захаревич, В. Оценка качества работы преподавателя вуза / В. Захаревич, В. Обухо-вец // Высш. образование сегодня. 2005. № 2. С. 52-66.

2. Зеленцов, Б. Студенты о преподавателе : методика опроса // Высш. образование в России. 2006. № 6. С. 44-47.

3. Кузовлев, В. Преподавание в вузе : наука и искусство // Педагогика. 2007. № 1. С. 52-57.

4. Ромашко, И. Преподаватель и деньги // Высш. образование сегодня. 2007. № 1. С. 4145.

5. Харченко, Т. Специфика труда преподавателя вуза // Высш. образование сегодня. 2008. № 2. С. 50-66.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.