Н. И. Корзенко, М. Н. Нужаева
ПРЕПОДАВАТЕЛЬ ЧЕЛЯБИНСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА: МОТИВАЦИЯ ТРУДОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
В статье предлагаются результаты социологического исследования, проведенного среди преподавателей Челябинского государственного университета, кроме того, проведена зависимость между наиболее значимыми мотивами и стажем работы, семейным положением, полом сотрудников и их возрастом. Предложенный результат социологического исследования можно использовать для повышения эффективности и улучшения качества педагогического труда.
Ключевые слова: преподавательская деятельность, мотив, изменение мотивационного ядра, удовлетворенность трудом.
В апреле - мае 2010 г. на кафедре социологии труда экономического факультета Челябинского государственного университета, возглавляемой профессором А. А. Тарадановым, было проведено социологическое исследование с целью определения путей преодоления мотивационного кризиса вузовских работников и совершенствования системы оплаты их труда.
Проблемам ценностных ориентаций и мотивов трудовой деятельности преподавателей вузов в современной литературе уделяется достаточно много внимания. Это связано, прежде всего, с тем, что ключевой фигурой реформ образования является преподаватель, поэтому темпы и характер модернизации образования зависят от преподавательских кадров и руководителей вузов и от специфического менеджмента их отношений. Для руководителей вузов знания о мотивации трудовой деятельности профессорско-преподавательского состава имеют основное значение еще и потому, что статус вуза, его престиж, конкурентоспособность зависят от качества выпускников, от их востребованности на рынке специалистов. Основными же производителями качественных знаний, естественно, являются профессорско-преподавательские коллективы высших учебных заведений. Но, к сожалению, труд людей, занимающихся формированием интеллекта страны, в настоящее время не оценивается адекватно их вкладу в это развитие.
Цель проведенного исследования состояла в изучении и анализе мотивов трудовой деятельности преподавателей Челябинского государственного университета, а также определении наиболее эффективных способов стимулирования их труда. В данном обзоре основное внимание будет уделено анализу мотивов труда преподавателей ЧелГУ.
Для достижения цели исследования был выбран ряд следующих задач:
• определить и проанализировать мотивы выбора профессии и мотивы трудовой деятельности преподавателей;
• определить структуру и иерархию мотивов трудовой деятельности;
• выявить сходства и различия в мотивах, характерных для преподавателей, объединенных по различным социальным признакам;
• наметить возможные пути повышения удовлетворенности трудом у преподавателей;
• обозначить возможности наиболее эффективного стимулирования труда профессорско-преподавательского персонала.
Из опрошенных преподавателей Челябинского государственного университета 30 % мужчин и 70 % женщин на вопрос о том, нравится ли им преподавательская деятельность, 33 % ответили: «очень нравится», и 67 % -«нравится в основном». Несмотря на то, что большинству опрошенных нравится их работа, 61 % совмещают ее с какой-то другой, причем у 38 % эта работа носит постоянный характер. В 81 % случаях совмещаемая работа связана с преподавательской деятельностью. Хотя 76 % из тех, кто совмещает преподавательскую деятельность с какой-то другой работой, ответили, что занимаются дополнительной работой из-за нехватки заработка, но, тем не менее, делают это также из-за интереса к другой работе и возможности большей самореализации.
Несомненно, что в данном случае большую силу имеет аргумент, связанный с нехваткой заработка, поскольку на вопрос: «Удовлетворены ли Вы получаемой заработной платой в вузе?», 54 % ответили отрицательно. Но в то же время на вопрос: «Если бы аудиторная на-
грузка преподавателя была уменьшена, то чему бы Вы уделили больше времени?», лишь 39 % ответили: «Поиску дополнительных доходов». На вопрос о том, какие стимулы в большей степени влияют на интенсивность и качество их труда, 48 % преподавателей ответили: «Общественное признание», в том числе и со стороны студентов, 27 % - «Присвоение ученой степени, звания», 25 % - «Премии, надбавки, соответствующая заработная плата, которой хватало бы на литературу».
Таким образом, следует заметить, что получение каких-либо материальных выгод не является целью, ради достижения которой преподаватели занимаются этим видом деятельности. Это также подтвердилось при обобщении ответов на вопросы, касающихся факторов и мотивов преподавательской деятельности. Так, 61 % опрошенных выбрали этот вид деятельности из-за свободного графика работы, 27 % респондентов отметили, что им предложили заняться преподаванием. В меньшей степени на выбор преподавателей оказали влияние такие факторы, как «стечение обстоятельств», «семейные традиции» (по 12 %), «влияние знакомых, друзей» (9 %). Рассмотрим, какие мотивы и в какой степени побудили преподавателей заняться этим видом деятельности (табл. 1).
Таблица 1
Мотивы, побудившие преподавателей заняться данной деятельностью
Мотив Ранг % ответивших
Престижная профессия 2 12
У меня существуют педагогические способности 6 21
Дает возможность заниматься научной деятельностью 3 18
Стремление передать свои знания другим 5 21
Возможность самореализации 1 42
Нравится работать со студентами 5 33
Нравится общение в творческом коллективе 3 15
Умственный труд 4 15
Независимость труда от внешних факторов 3 15
Интерес к преподаваемому мною предмету 2 24
Материальные выгоды 6 12
Итак, мотивационное ядро у преподавателей ЧелГУ на момент выбора ими профессии выглядело следующим образом:
1-й уровень (определяющий) - возможность самореализации, престижная профессия, интерес к преподаваемому предмету;
2-й уровень - дает возможность заниматься научной деятельностью, нравится общение в творческом коллективе, независимость труда от внешних факторов, умственный труд;
3-й уровень - нравится работать со студентами, стремление передать свои знания другим, наличие педагогических способностей, материальные выгоды.
Но мотивационная структура с течением времени и под воздействием различных факторов изменяется: одни мотивы утрачивают свою силу, другие, наоборот, становятся более важными. Рассмотрим мотивы, которые актуальны для преподавателей на сегодняшний день (табл. 2).
Таблица 2
Актуальные мотивы для преподавателей на сегодняшний день
Мотив Ранг % ответивших
Престижная профессия 6 9
У меня существуют педагогические способности 6 15
Дает возможность заниматься научной деятельностью 3 27
Стремление передать свои знания другим 5 18
Возможность самореализации 1 39
Нравится работать со студентами 4 21
Нравится общение в творческом коллективе 3 9
Умственный труд 1;5 12;12
Независимость труда от внешних факторов 5;б 15;15
Интерес к преподаваемому мною предмету 2 33
Материальные выгоды 4;б 9;9
Таким образом, на сегодняшний день структура мотивов следующая:
1-й уровень (определяющий) - возможность самореализации, умственный труд, интерес к преподаваемому предмету;
2-й уровень - возможность заниматься научной деятельностью, нравится общение в творческом коллективе, нравится работать со студентами, материальные выгоды;
3-й уровень - умственный труд, независимость труда от внешних факторов, стремление передать свои знания другим, престижная профессия, наличие педагогических способностей, материальные выгоды.
Здесь основная сложность заключается в том, что, поскольку разным людям присущи разные мотивы, то для разных людей значимость одних и тех же мотивов неодинакова. Поэтому для одних преподавателей мотив «умственный труд» является определяющим, а для других он менее значим. Аналогично с мотивом «материальные выгоды». Мы стремились выяснить, какие факторы повлекли за собой изменение мотивационного ядра.
Так, с увеличением стажа работы уменьшается значимость того, что труд является независимым от внешних факторов, поскольку для преподавателя важнее самоконтроль. Утрачивает свою силу и мотив «возможность самореализации». Это, на наш взгляд, объясняется низкой материальной обеспеченностью преподавателей и технической оснащенностью рабочих мест. На силу действия мотивов также влияет присвоение ученой степени или ученого звания: значимость мотива «дает возможность заниматься научной деятельностью» возрастает в два раза, «умственный труд» - в три раза; менее важными становятся такие мотивы, как «независимость труда от внешних факторов», «стремление передать свои знания другим», что объясняется, как мы считаем, стремлением преподавателей заниматься научными исследованиями, а не педагогической деятельностью.
Что касается изменения семейного положения, то со вступлением в брак и появлением детей, как показали результаты опроса, у преподавателей уменьшается интерес к предмету и возрастает возможность самореализации.
Для женщин большое значение имеет независимость труда, стремление передать свои знания, чего нельзя сказать о мужчинах. Видимо, труд для женщин имеет направленность на преподавание, а для мужчин - на создание научных трудов, проведение исследований.
Преподаватели более молодого поколения сильнее мотивированы к научной деятельности, они проявляют больший интерес к предмету, поскольку, как нам кажется, им еще предстоит получить ученую степень, звание.
Стремление преподавателей завоевать общественное признание, получить ученую степень, звание, а не извлечь материальные выгоды, подтверждается их высокой творческой активностью.
Проанализировав ответы на вопрос, касающийся удовлетворенности различными сторонами работы, можно сделать вывод, что преподаватели в большей степени удовлетворены содержанием работы (51 %), взаимопониманием со студентами (58 %), возможностью продвижения по службе (48 %), отношениями с коллегами и администрацией (69 и 75 % соответственно), реализацией своих способностей и рабочей нагрузкой (по 54 %), возможностью самостоятельно принимать решения (48 %), условиями труда (45 %) и возможностью профессионального обучения и получения дополнительного образования (42 %); не совсем преподаватели удовлетворены учебно-методическим обеспечением; не удовлетворены получаемой в вузе заработной платой. Но, как отметили преподаватели, удовлетворенность трудом возросла бы при повышении социального статуса преподавателя и вузовской науки в обществе. Поэтому свободное от преподавания время они хотели бы посвятить подготовке научных разработок и материалов (70 %), повышению квалификации (58 %).
Что касается определения уровня профессионализма педагогов, то в настоящее время основными показателями его являются уровень образования и стаж педагогической работы. А что же думают сами преподаватели по этому поводу? 94 % опрошенных считают, что преподаватель должен знать предмет преподаваемой им дисциплины, уметь контактировать со студенческой аудиторией (55 %), обобщать и анализировать материал и передавать научные знания студентам (33 %). Из качеств труда большая часть преподавателей выделяет «способность увлечь, заинтересовать преподаваемым предметом» (64 %), а также доброжелательность (45 %). Эти навыки и качества, по мнению преподавателей, способствуют передаче научных знаний студентам.
Итак, в заключение нашего обзора хотелось бы еще раз подчеркнуть, что общественная оценка в существенной степени влияет на мотивационную сферу, а следовательно, и на результат деятельности преподавателя. Таким образом, на улучшение качества педагогического труда большое влияние может оказать периодическая аттестация преподавателей с
постановкой проблем, целей и задач их деятельности и в зависимости от результатов аттестации - адекватная материальная оценка, то есть дифференцированная оплата труда преподавателей должна зависеть от количества и качества труда.
Список литературы
1. Захаревич, В. Оценка качества работы преподавателя вуза / В. Захаревич, В. Обухо-вец // Высш. образование сегодня. 2005. № 2. С. 52-66.
2. Зеленцов, Б. Студенты о преподавателе : методика опроса // Высш. образование в России. 2006. № 6. С. 44-47.
3. Кузовлев, В. Преподавание в вузе : наука и искусство // Педагогика. 2007. № 1. С. 52-57.
4. Ромашко, И. Преподаватель и деньги // Высш. образование сегодня. 2007. № 1. С. 4145.
5. Харченко, Т. Специфика труда преподавателя вуза // Высш. образование сегодня. 2008. № 2. С. 50-66.