Научная статья на тему 'Преподавание математики на профильном уровне на основе применения новых информационных технологий обучения'

Преподавание математики на профильном уровне на основе применения новых информационных технологий обучения Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
365
79
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Преподавание математики на профильном уровне на основе применения новых информационных технологий обучения»

Пример интерактивного упражнения по тригонометрии

Мастер вопросов и ответов с набором шаблонов поможет преподавателю создать собственный красочный тест, используя заложенные в программу ресурсы.

Список использованных источников

1. Сообщество учителей-пользователей интерактивной доски. [Электронный ресурс] — Режим доступа: http://www.prometheanplanet.ru

2. ACTIVote. [Электронный ресурс] — Режим доступа: http://www.tds-prometey.ru/education_products_activote.html

3. Отрытый класс. Сетевые образовательные сообщества. [Электронный ресурс] — Режим доступа: http://www.openclass.ru/node/77221

Р. Н. Булдакова

Сернурская средняя (полная) общеобразовательная школа № 2 имени Н. А. Заболоцкого, Республика Марий Эл

Преподавание математики на профильном уровне на основе применения

НОВЫХ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ОБУЧЕНИЯ

Цели обучения математике в общеобразовательной школе определяются ее ролью в развитии общества в целом и формировании личности каждого отдельного ученика. Одним из актуальных направлений в образовании является поиск, отбор и поддержка интеллектуально и творчески одаренных детей. Педагогика интеллектуально одаренных детей должна быть особой — педагогикой творчества, которая бы развивала интеллектуальный потенциал личности.

одним из направлений, реализующих такую педагогику, является отбор целенаправленных специфических задач, стимулирующих творческую активность одаренного школьника. Необходима разработка эвристических подходов для творческого решения поставленных проблем.

основная задача, которая ставится перед каждым учеником, — не просто пройти программу, а научиться овладевать фундаментальными знаниями. Фундаментальные подлинные знания — это не набор некоторых правил и умений решать стандартные задачи, что, прежде всего, глубокое понимание сути изучаемых явлений, приобщение к поиску самих задач, постановке этих задач, формированию гипотез, испытание их на правдоподобие. Необходимо сформировать у них умение оперировать приобретенными знаниями, применять их в новых ситуациях, делать самостоятельные выводы и обобщения, находить решения в нестандартных условиях.

одним из путей решения проблемы индивидуализации обучения является дифференциация — создание системы профильного (специализированного) обучения в старших классах образовательной школы.

А также обучение в старшем звене средней школы предполагает предоставление учащимся возможности получить образование в различных направлениях, по разным учебным планам и программам, то есть осуществление профильной дифференциации на базе построения учебного плана старших классов средней образовательной школы по уклонам с преимущественным вниманием к определенной группе учебных предметов. Но и при условии обучения учащихся по выбранным ими направлениям, учитывая возможности каждого подростка, предполагается обеспечить достижение каждым из них некоторого (базового) уровня.

основные цели профильного обучения:

• Глубоко изучить отдельные предметы, входящие в программу полного общего образования.

• Дифференцировать содержание обучения старшеклассников и построить гибкие индивидуальные образовательные программы.

• Повысить адаптивную способность выпускников школ к современным рыночным условиям.

ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ПРЕПОДАВАНИИ ЕСТЕСТВЕННО-НАУЧНЫХ ДИСЦИПЛИН

Педагогический коллектив школы выходит на новый уровень работы по предпрофильному и профильному обучениям. Учителя используют новые подходы, приемы в своей работе. Так, например, интенсивные процессы внедрения компьютеров в образование и создание информационной среды «Интернет» поставили новую задачу: как эффективно использовать компьютерные технологии для развития и повышения интеллектуального уровня детей.

Возникла проблема взаимодействия современных информационных технологий и фундаментального образования, поиска новых форм работы, на развитие интереса и творческих способностей.

Учащиеся и педагоги школы имеют возможность активно работать в компьютерном классе и интернет-центре. Учащиеся вместе с творческой группой учителей работают над новым направлением — проектная деятельность. В школе созданы мультимедийные программы, проекты, которые получили Гранты, а так же банк данных по ЕГЭ. Мониторинг качества учебных достижений по разным видом работ позволяет управлять системой математического образования.

Одной из значимых составляющих Приоритетного национального проекта «Образование» является информатизация образовательного пространства школ, которая включает в себя оснащение современной техникой, позволяющей в полной мере реализовывать информационно-коммуникационные технологии обучения. Среди технических новинок, приходящих сегодня в школу, особое место занимают интерактивные доски.

Интерактивная доска — уникальное учебное оборудование, представляющее собой сенсорный экран, подсоединенный к компьютеру, изображение с которого передает на доску проектор. В отличие от обычного мультимедийного проектора интерактивная доска позволяет не только демонстрировать слайды и видео, но и рисовать, чертить, наносить на проецируемое изображение пометки, вносить любые изменения, и сохранять их в виде компьютерных файлов. А кроме этого, сделать процесс обучения ярким, наглядным, динамичным.

В Сернурской средней школе № 2 имени Н. А. Заболоцкого вот уже несколько лет функционируют профильные классы физико-математического, биолого-химического направлений, информационно-технологического и социально-гуманитарного направлений.

В профильных классах за основу берется базисный учебный план общеобразовательных учреждений Республики Марий Эл, реализующих программы общего образования, а углубленное изучение предметов ведется по соответствующим профилям.

Учителя школы стараются сохранить достигнутый уровень качества преподавания в 5-7 классах, больше внимания при этом уделяют включению в уроки заданий творческого характера, логических задач, элементов рассуждений различного типа, задачи на доказательство; работают над разработкой и реализацией элективных курсов для физико-математических и гуманитарных классов, уделяют больше внимания отработке навыков решения стандартных задач, особенно в выпускных классах, проводят консультации, применяют индивидуальные и групповые формы работы. Учителя провели элективные курсы по теме «Модуль», «Решение системы уравнений», «Проценты» и т. д. На заседаниях методических объединений ведут глубокий анализ результатов ЕГЭ и рассматривают вопросы выполняемости учащимися каждого задания, обсуждают варианты решения заданий из части С. Учителя школы встречаются с преподавателями вузов, посещают открытые уроки и творческие отчеты учителей — коллег из других школ районов с целью обмена опытом. Большую помощь учителям оказывают занятия на курсах МИО, районные семинары.

А теперь проследим за мониторингом качества образования в профильных классах с 2003-2005 годов в сравнении с последними тремя учебными годами (табл.).

Таблица 1

Мониторинг качества образования профильных классов с 2003 по 2005 год (физико-математическое направление)

Показатели 2002-2003 г. 2003-2004 г. 2004-2005 г.

Средний балл ЕГЭ в 11 «б» 4,7 4,8 4,4

Количество выпускников, награжденных золотыми и серебряными медалями 3 — золото, 5 — серебро 3 — золото, 8 — серебро 2 — золото, 4 — серебро

Особо хочется отметить выпускников 2003-2004 учебного года, которые успешно справились с заданиями ЕГЭ, средний балл по школе стабильно держался на отметке 4,2!

Мониторинг качества образования профильных классов с 2008 по 2011 год (физико-математическое направление)

Показатели 2008-2009 г. 2009-2010 г. 2010-2011 г.

Средний балл ЕГЭ 48,3 51,1 51,91

Количество выпускников, награжденных золотыми и серебряными медалями 1 — золото, 4 — серебро 3 — серебро 1 — золото

Е. Ю. Завалишина, Т. А. Чернецкая, Т. В. Крупа

71

Справедливости ради стоит отметить, что выпуск 2011 года 11 «а» класс трудно назвать математическим в том смысле, какой мы придаем этому понятию, ориентируясь на многие выпуски других математических школ.

Выпускники 2009 и 2011 годов были подготовлены хорошо. В этих классах почти не было слабых учеников, школьники понимали важность экзаменов, «выкладывались» на них, были озабочены поступлением в вузы. Но среди них практически никто не был увлечен математикой как наукой, не проводил своих, пусть небольших, исследований. Мы имеем дело с математическим классом нового типа, математика конкурсного экзамена, не видящего науки в целом, дает нам, увы, ремесленников от математики, и высокие результаты не смягчают остроты этой проблемы. Социологические исследования, проведенные Министерством образования России, показали, что система профильного обучения соответствует жизненным установкам большинства старшеклассников, а так же видим другую тенденцию — выбор профиля у наших ребят зачастую носит случайный характер и редко соотносится с потребностями рынка труда. Наши обучающиеся отдают предпочтение физико-математическому, естественно-научному профилям.

Гуманизация образования возможна в полной мере лишь тогда, когда учебный процесс строится с учетом способностей, склонностей и интересов учащихся. Распознать способности ученика и целенаправленно развивать их — значит взять на себя ответственность перед обществом за талант, которым природа щедро наделила ребенка. Эту обязанность учителю еще предстоит психологически понять и принять.

Е. Ю. Завалишина, Т. А. Чернецкая

Лицей № 11 им. Т. И. Александровой, г. Йошкар-Ола

Т. В. Крупа

Фирма «1С»

Использование конструкторских сред на уроках математики

Современная система общего среднего образования в России характеризуется рядом важных нововведений, среди которых можно выделить переход на новые Федеральные государственные стандарты образования в начальной и основной школе, компьютеризацию школы, информатизацию образовательного процесса. Все это не могло не сказаться на формировании содержания школьного математического образования, подходы к которому претерпели существенные изменения, отвечающие требованиям сегодняшнего дня. Существенно важным является тот факт, что в современных условиях иначе расставляются акценты в методических подходах к препода -ванию математики: важными становятся виды, формы, характеристики учебной деятельности учащихся в процессе освоения содержания курса, направленные на достижение целей и выполнение требований к результатам обучения [1].

Наряду с этим большое внимание уделяется сегодня использованию компьютеров и информационных технологий для усиления визуальной и экспериментальной составляющей обучения математике, реализации практической направленности в обучении математике на основе таких дидактических возможностей современных средств информационных и коммуникационных технологий, как компьютерная визуализация учебной информации и компьютерное моделирование изучаемых или исследуемых объектов [2].

Особенно важно реализовать такие новые подходы к преподаванию математики в школе при изучении курса геометрии. Согласно новым ФГОС, цель содержания раздела «Геометрия» — развить у учащихся пространственное воображение и логическое мышление путем систематического изучения свойств геометрических фигур на плоскости и в пространстве и применения этих свойств при решении задач вычислительного и конструктивного характера. Существенная роль при этом отводится развитию геометрической интуиции при условии сочетания наглядности в обучении со строгостью геометрических знаний.

В лицее № 11 им. Т. А. Александровой г. Йошкар-Олы в учебном процессе по математике активно используются электронные образовательные ресурсы. Это «1С:Школа. Математика, 5-11 кл. Практикум», «1С: Школа. Математика, 5 кл./6 кл.», «1С:Школа. Геометрия, 7 кл./8 кл./9 кл.», «1С:Школа. Решаем задачи по геометрии. Интерактивные задания на построение для 7-10 классов». Кроме того, на уроках геометрии для проведения практических работ используется конструкторская среда «1С: Математический конструктор» [3].

Практические работы по геометрии — это маленькие исследовательские работы, позволяющие ученику подойти к изучению и усвоению базовых понятий геометрии не через заучивание материала, а путем наглядного опыта. Каждая такая работа состоит из математической модели явления, свойства или понятия, созданной в программной среде «1С:Математический конструктор» и шаблона отчета о проделанной практической работе. Основу математической модели составляет чертеж с функцией динамического варьирования, позволяющий исследовать поведение изучаемого объекта при изменении исходных параметров модели. Изменяя чертеж, ученик записывает измеряемые величины (длины отрезков, градусные меры углов и т. п.) в таблицу, имеющуюся

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.