Е. Ю. Завалишина, Т. А. Чернецкая, Т. В. Крупа
71
Справедливости ради стоит отметить, что выпуск 2011 года 11 «а» класс трудно назвать математическим в том смысле, какой мы придаем этому понятию, ориентируясь на многие выпуски других математических школ.
Выпускники 2009 и 2011 годов были подготовлены хорошо. В этих классах почти не было слабых учеников, школьники понимали важность экзаменов, «выкладывались» на них, были озабочены поступлением в вузы. Но среди них практически никто не был увлечен математикой как наукой, не проводил своих, пусть небольших, исследований. Мы имеем дело с математическим классом нового типа, математика конкурсного экзамена, не видящего науки в целом, дает нам, увы, ремесленников от математики, и высокие результаты не смягчают остроты этой проблемы. Социологические исследования, проведенные Министерством образования России, показали, что система профильного обучения соответствует жизненным установкам большинства старшеклассников, а так же видим другую тенденцию — выбор профиля у наших ребят зачастую носит случайный характер и редко соотносится с потребностями рынка труда. Наши обучающиеся отдают предпочтение физико-математическому, естественно-научному профилям.
Г уманизация образования возможна в полной мере лишь тогда, когда учебный процесс строится с учетом способностей, склонностей и интересов учащихся. Распознать способности ученика и целенаправленно развивать их — значит взять на себя ответственность перед обществом за талант, которым природа щедро наделила ребенка. Эту обязанность учителю еще предстоит психологически понять и принять.
Е. Ю. Завалишина, Т. А. Чернецкая
Лицей № 11 им. Т. И. Александровой, г. Йошкар-Ола
Т. В. Крупа
Фирма «1С»
Использование конструкторских сред на уроках математики
Современная система общего среднего образования в России характеризуется рядом важных нововведений, среди которых можно выделить переход на новые Федеральные государственные стандарты образования в начальной и основной школе, компьютеризацию школы, информатизацию образовательного процесса. Все это не могло не сказаться на формировании содержания школьного математического образования, подходы к которому претерпели существенные изменения, отвечающие требованиям сегодняшнего дня. Существенно важным является тот факт, что в современных условиях иначе расставляются акценты в методических подходах к преподаванию математики: важными становятся виды, формы, характеристики учебной деятельности учащихся в процессе освоения содержания курса, направленные на достижение целей и выполнение требований к результатам обучения [1].
Наряду с этим большое внимание уделяется сегодня использованию компьютеров и информационных технологий для усиления визуальной и экспериментальной составляющей обучения математике, реализации практической направленности в обучении математике на основе таких дидактических возможностей современных средств информационных и коммуникационных технологий, как компьютерная визуализация учебной информации и компьютерное моделирование изучаемых или исследуемых объектов [2].
Особенно важно реализовать такие новые подходы к преподаванию математики в школе при изучении курса геометрии. Согласно новым ФГОС, цель содержания раздела «Геометрия» — развить у учащихся пространственное воображение и логическое мышление путем систематического изучения свойств геометрических фигур на плоскости и в пространстве и применения этих свойств при решении задач вычислительного и конструктивного характера. Существенная роль при этом отводится развитию геометрической интуиции при условии сочетания наглядности в обучении со строгостью геометрических знаний.
В лицее № 11 им. Т. А. Александровой г. Йошкар-Олы в учебном процессе по математике активно используются электронные образовательные ресурсы. Это «1С:Школа. Математика, 5-11 кл. Практикум», «1С: Школа. Математика, 5 кл./6 кл.», «1С:Школа. Геометрия, 7 кл./8 кл./9 кл.», «1С:Школа. Решаем задачи по геометрии. Интерактивные задания на построение для 7-10 классов». Кроме того, на уроках геометрии для проведения практических работ используется конструкторская среда «1С: Математический конструктор» [3].
Практические работы по геометрии — это маленькие исследовательские работы, позволяющие ученику подойти к изучению и усвоению базовых понятий геометрии не через заучивание материала, а путем наглядного опыта. Каждая такая работа состоит из математической модели явления, свойства или понятия, созданной в программной среде «1С:Математический конструктор» и шаблона отчета о проделанной практической работе. Основу математической модели составляет чертеж с функцией динамического варьирования, позволяющий исследовать поведение изучаемого объекта при изменении исходных параметров модели. Изменяя чертеж, ученик записывает измеряемые величины (длины отрезков, градусные меры углов и т. п.) в таблицу, имеющуюся
ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ПРЕПОДАВАНИИ ЕСТЕСТВЕННО-НАУЧНЫХ ДИСЦИПЛИН
в шаблоне отчета, при необходимости делает нужные вычисления, сравнения и затем, анализируя полученные данные, формулирует вывод.
С помощью конструкторской среды «1С: Математический конструктор» разработаны также учебные модули по алгебре и геометрии, проходящие в настоящее время апробацию в нашем лицее. Работа с динамическими моделями, входящими в состав модуля, концентрирует внимание, развивает сообразительность, тренирует логическое мышление учащегося. Методически ценными являются задания, связанные с формированием умения анализировать условия и прогнозировать решение задачи. С дидактической точки зрения представляют интерес задания, систематизированные по уровням сложности, что удобно для организации дифференцированной групповой работы учащихся на уроке. Кроме того, большое количество заданий, не связанных напрямую с темами уроков по программе средней школы, позволяют использовать данные модули во внеурочной работе — для организации факультативных, кружковых занятий, элективных курсов.
Опыт использования ЭОР в процессе обучения математике в нашем лицее еще раз подтвердил, что интерактивные средства обучения играют большую роль в образовательном процессе: предоставляют уникальную возможность для самостоятельной творческой и исследовательской деятельности учащихся. Ученики действительно получают возможность учиться на основе собственной деятельности: можно самостоятельно провести лабораторную или практическую работу по математике и тут же проверить свои знания, что повышает интерес учащегося к предмету и мотивирует на его активное изучение.
Список использованных источников
1. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования. Ьйр://§1агЛг1е4г.ги/са1а^.а8рх?Са1а1о§У=2587
2. Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Шр://§1а^аг1.еЛи.ги/са1а^.а8рх?Са1а^И=6400
3. 1С: Математический конструктор 4.5 http://obr.1c.ru/product.jsp?id=781
Т. Н. Лебедева
Йошкар-Олинский строительный техникум, г. Йошкар-Ола
Взаимосвязь информационно-коммуникационных и инновационных педагогических технологий в процессе подготовки специалистов экономического профиля
В статье представлена взаимосвязь информационно-коммуникационных и инновационных педагогических технологий, в частности кейс-метода, в процессе подготовки специалистов экономического профиля.
В современных условиях для подготовки бухгалтеров и экономистов не подходит классическая традиционная форма обучения, включающая в себя лекции как форму передачи знаний, семинарские занятия и экзамены как формы контроля знаний. Методы заучивания и воспроизведения информации не требуются в реальной профессиональной деятельности бухгалтера. Необходимо готовить выпускников к тем формам работы, которые встречаются в профессиональной практике, формировать у них экономическое мышление, навыки принятия решений, наблюдения и анализа ситуаций, развивать лидерские и коммуникативные способности.
В ФГОС третьего поколения значительно увеличены нормативы времени, отведенного на практическое обучение и самостоятельную работу студентов. Новые условия предполагают значительную индивидуализацию учебного процесса при активной позиции личности студента в процессе учения. При этом возникает необходимость овладения специалистом новыми информационно-коммуникационными технологиями (ИКТ) — важнейшим в современных условиях всеобщей информатизации аспектом информационной культуры. Используя ИКТ, можно повысить качество научно-методического обеспечения организации исследовательской деятельности студентов, доступность к образовательным ресурсам. Такими возможностями обладают кейс-технологии, позволяющие осуществлять интерактивное взаимодействие преподавателей и обучающихся. Эта технология представляет собой синтез проблемного обучения, ИКТ, метода проектов.
С методической точки зрения кейс — это специально подготовленный учебный материал, содержащий структурированное описание ситуаций, заимствованных из реальной практики бизнеса.
Организация самостоятельной работы группы студентов с применением кейс-метода делится на несколько этапов:
1. Представление кейса преподавателем.
2. Индивидуальное изучение кейса каждым студентом в группе.
3. Разработка вариантов индивидуальных решений.
4. Обсуждение вариантов индивидуальных решений в каждой подгруппе, дискутирование.
5. Оценивание результатов работы студентов над кейсом.