Научная статья на тему 'Использование конструкторских сред на уроках математики'

Использование конструкторских сред на уроках математики Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
296
60
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Использование конструкторских сред на уроках математики»

Е. Ю. Завалишина, Т. А. Чернецкая, Т. В. Крупа

71

Справедливости ради стоит отметить, что выпуск 2011 года 11 «а» класс трудно назвать математическим в том смысле, какой мы придаем этому понятию, ориентируясь на многие выпуски других математических школ.

Выпускники 2009 и 2011 годов были подготовлены хорошо. В этих классах почти не было слабых учеников, школьники понимали важность экзаменов, «выкладывались» на них, были озабочены поступлением в вузы. Но среди них практически никто не был увлечен математикой как наукой, не проводил своих, пусть небольших, исследований. Мы имеем дело с математическим классом нового типа, математика конкурсного экзамена, не видящего науки в целом, дает нам, увы, ремесленников от математики, и высокие результаты не смягчают остроты этой проблемы. Социологические исследования, проведенные Министерством образования России, показали, что система профильного обучения соответствует жизненным установкам большинства старшеклассников, а так же видим другую тенденцию — выбор профиля у наших ребят зачастую носит случайный характер и редко соотносится с потребностями рынка труда. Наши обучающиеся отдают предпочтение физико-математическому, естественно-научному профилям.

Г уманизация образования возможна в полной мере лишь тогда, когда учебный процесс строится с учетом способностей, склонностей и интересов учащихся. Распознать способности ученика и целенаправленно развивать их — значит взять на себя ответственность перед обществом за талант, которым природа щедро наделила ребенка. Эту обязанность учителю еще предстоит психологически понять и принять.

Е. Ю. Завалишина, Т. А. Чернецкая

Лицей № 11 им. Т. И. Александровой, г. Йошкар-Ола

Т. В. Крупа

Фирма «1С»

Использование конструкторских сред на уроках математики

Современная система общего среднего образования в России характеризуется рядом важных нововведений, среди которых можно выделить переход на новые Федеральные государственные стандарты образования в начальной и основной школе, компьютеризацию школы, информатизацию образовательного процесса. Все это не могло не сказаться на формировании содержания школьного математического образования, подходы к которому претерпели существенные изменения, отвечающие требованиям сегодняшнего дня. Существенно важным является тот факт, что в современных условиях иначе расставляются акценты в методических подходах к преподаванию математики: важными становятся виды, формы, характеристики учебной деятельности учащихся в процессе освоения содержания курса, направленные на достижение целей и выполнение требований к результатам обучения [1].

Наряду с этим большое внимание уделяется сегодня использованию компьютеров и информационных технологий для усиления визуальной и экспериментальной составляющей обучения математике, реализации практической направленности в обучении математике на основе таких дидактических возможностей современных средств информационных и коммуникационных технологий, как компьютерная визуализация учебной информации и компьютерное моделирование изучаемых или исследуемых объектов [2].

Особенно важно реализовать такие новые подходы к преподаванию математики в школе при изучении курса геометрии. Согласно новым ФГОС, цель содержания раздела «Геометрия» — развить у учащихся пространственное воображение и логическое мышление путем систематического изучения свойств геометрических фигур на плоскости и в пространстве и применения этих свойств при решении задач вычислительного и конструктивного характера. Существенная роль при этом отводится развитию геометрической интуиции при условии сочетания наглядности в обучении со строгостью геометрических знаний.

В лицее № 11 им. Т. А. Александровой г. Йошкар-Олы в учебном процессе по математике активно используются электронные образовательные ресурсы. Это «1С:Школа. Математика, 5-11 кл. Практикум», «1С: Школа. Математика, 5 кл./6 кл.», «1С:Школа. Геометрия, 7 кл./8 кл./9 кл.», «1С:Школа. Решаем задачи по геометрии. Интерактивные задания на построение для 7-10 классов». Кроме того, на уроках геометрии для проведения практических работ используется конструкторская среда «1С: Математический конструктор» [3].

Практические работы по геометрии — это маленькие исследовательские работы, позволяющие ученику подойти к изучению и усвоению базовых понятий геометрии не через заучивание материала, а путем наглядного опыта. Каждая такая работа состоит из математической модели явления, свойства или понятия, созданной в программной среде «1С:Математический конструктор» и шаблона отчета о проделанной практической работе. Основу математической модели составляет чертеж с функцией динамического варьирования, позволяющий исследовать поведение изучаемого объекта при изменении исходных параметров модели. Изменяя чертеж, ученик записывает измеряемые величины (длины отрезков, градусные меры углов и т. п.) в таблицу, имеющуюся

ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ПРЕПОДАВАНИИ ЕСТЕСТВЕННО-НАУЧНЫХ ДИСЦИПЛИН

в шаблоне отчета, при необходимости делает нужные вычисления, сравнения и затем, анализируя полученные данные, формулирует вывод.

С помощью конструкторской среды «1С: Математический конструктор» разработаны также учебные модули по алгебре и геометрии, проходящие в настоящее время апробацию в нашем лицее. Работа с динамическими моделями, входящими в состав модуля, концентрирует внимание, развивает сообразительность, тренирует логическое мышление учащегося. Методически ценными являются задания, связанные с формированием умения анализировать условия и прогнозировать решение задачи. С дидактической точки зрения представляют интерес задания, систематизированные по уровням сложности, что удобно для организации дифференцированной групповой работы учащихся на уроке. Кроме того, большое количество заданий, не связанных напрямую с темами уроков по программе средней школы, позволяют использовать данные модули во внеурочной работе — для организации факультативных, кружковых занятий, элективных курсов.

Опыт использования ЭОР в процессе обучения математике в нашем лицее еще раз подтвердил, что интерактивные средства обучения играют большую роль в образовательном процессе: предоставляют уникальную возможность для самостоятельной творческой и исследовательской деятельности учащихся. Ученики действительно получают возможность учиться на основе собственной деятельности: можно самостоятельно провести лабораторную или практическую работу по математике и тут же проверить свои знания, что повышает интерес учащегося к предмету и мотивирует на его активное изучение.

Список использованных источников

1. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования. Ьйр://§1агЛг1е4г.ги/са1а^.а8рх?Са1а1о§У=2587

2. Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Шр://§1а^аг1.еЛи.ги/са1а^.а8рх?Са1а^И=6400

3. 1С: Математический конструктор 4.5 http://obr.1c.ru/product.jsp?id=781

Т. Н. Лебедева

Йошкар-Олинский строительный техникум, г. Йошкар-Ола

Взаимосвязь информационно-коммуникационных и инновационных педагогических технологий в процессе подготовки специалистов экономического профиля

В статье представлена взаимосвязь информационно-коммуникационных и инновационных педагогических технологий, в частности кейс-метода, в процессе подготовки специалистов экономического профиля.

В современных условиях для подготовки бухгалтеров и экономистов не подходит классическая традиционная форма обучения, включающая в себя лекции как форму передачи знаний, семинарские занятия и экзамены как формы контроля знаний. Методы заучивания и воспроизведения информации не требуются в реальной профессиональной деятельности бухгалтера. Необходимо готовить выпускников к тем формам работы, которые встречаются в профессиональной практике, формировать у них экономическое мышление, навыки принятия решений, наблюдения и анализа ситуаций, развивать лидерские и коммуникативные способности.

В ФГОС третьего поколения значительно увеличены нормативы времени, отведенного на практическое обучение и самостоятельную работу студентов. Новые условия предполагают значительную индивидуализацию учебного процесса при активной позиции личности студента в процессе учения. При этом возникает необходимость овладения специалистом новыми информационно-коммуникационными технологиями (ИКТ) — важнейшим в современных условиях всеобщей информатизации аспектом информационной культуры. Используя ИКТ, можно повысить качество научно-методического обеспечения организации исследовательской деятельности студентов, доступность к образовательным ресурсам. Такими возможностями обладают кейс-технологии, позволяющие осуществлять интерактивное взаимодействие преподавателей и обучающихся. Эта технология представляет собой синтез проблемного обучения, ИКТ, метода проектов.

С методической точки зрения кейс — это специально подготовленный учебный материал, содержащий структурированное описание ситуаций, заимствованных из реальной практики бизнеса.

Организация самостоятельной работы группы студентов с применением кейс-метода делится на несколько этапов:

1. Представление кейса преподавателем.

2. Индивидуальное изучение кейса каждым студентом в группе.

3. Разработка вариантов индивидуальных решений.

4. Обсуждение вариантов индивидуальных решений в каждой подгруппе, дискутирование.

5. Оценивание результатов работы студентов над кейсом.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.