Научная статья на тему 'Преподавание истории юридического образования и науки в высшей школе: некоторые аспекты'

Преподавание истории юридического образования и науки в высшей школе: некоторые аспекты Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
181
44
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТАНДАРТИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ / STANDARDIZATION OF EDUCATION / ИСТОРИКО-ЮРИДИЧЕСКАЯ КОМПОНЕНТА ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ СТАНДАРТОВ / HISTORICAL AND LEGAL COMPONENT OF EDUCATIONAL STANDARDS / ИСТОРИЯ ЮРИДИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ / HISTORY OF LEGAL EDUCATION AND SCIENCE / САМОСТОЯТЕЛЬНЫЙ УЧЕБНЫЙ КУРС / INDEPENDENT COURSE

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Зипунникова Наталья Николаевна

В статье показано, что историко-юридическая компонента в подготовке юристов в России выдержала испытание временем. Помимо базовых историко-правовых курсов, необходимым видится преподавание в высшей школе истории юридического образования и науки. Предпочтителен самостоятельный учебный курс в магистратуре и аспирантуре.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по истории и археологии , автор научной работы — Зипунникова Наталья Николаевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Teaching the History of Legal Education and Science in High School: Some Aspects

The article shows that the historical and legal component in training lawyers in Russia withstood the test of time. In addition to basic historical and legal courses, it is necessary to teach the history of legal education and science in high school. An independent training course in graduate school and post-graduate school is preferred.

Текст научной работы на тему «Преподавание истории юридического образования и науки в высшей школе: некоторые аспекты»

Вестник Омского университета. Серия «Право». 2018. № 3 (56). С. 70-74.

УДК 37.02

DOI 10.25513/1990-5173.2018.3.70-74

ПРЕПОДАВАНИЕ ИСТОРИИ ЮРИДИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ В ВЫСШЕЙ ШКОЛЕ: НЕКОТОРЫЕ АСПЕКТЫ

TEACHING THE HISTORY OF LEGAL EDUCATION AND SCIENCE IN HIGH SCHOOL:

SOME ASPECTS

Н. Н. ЗИПУННИКОВА (N. N. ZIPUNNIKOVA)

В статье показано, что историко-юридическая компонента в подготовке юристов в России выдержала испытание временем. Помимо базовых историко-правовых курсов, необходимым видится преподавание в высшей школе истории юридического образования и науки. Предпочтителен самостоятельный учебный курс в магистратуре и аспирантуре.

Ключевые слова: стандартизация образования; историко-юридическая компонента образовательных стандартов; история юридического образования и науки; самостоятельный учебный курс.

The article shows that the historical and legal component in training lawyers in Russia withstood the test of time. In addition to basic historical and legal courses, it is necessary to teach the history of legal education and science in high school. An independent training course in graduate school and post-graduate school is preferred.

Key words: standardization of education; historical and legal component of educational standards; history of legal education and science; independent course.

Устойчивая традиция стандартизации образования, истоки которой коренятся в образовательно-научной системе Российской империи, в полной мере проявилась и в подготовке юридических кадров. В данном случае, что важно подчеркнуть, речь идёт именно о высшей школе - не без трудностей оформлявшемся элементе новой культуры, творчески переплавлявшей «своё» и «чужое». Организованное воспроизводство юридического корпуса практическим путём -в недрах государственных ведомств (Сенате, коллегиях, императорской канцелярии, др.) -практически сошло на нет к середине «университетского» XIX столетия; осмысление вырабатывавшихся там «профессиональных стандартов» видится самостоятельным исследовательским сюжетом. И хотя ценз опытности, собственно практические навыки значительное время были востребованы юридической практикой, опора на науку, повышение её статуса стало визитной карточкой

«Великих реформ». В целом же стандартизация юридического образования выступала одним из важнейших проявлений государственного происхождения российской образовательно-научной системы.

Развитие историко-юридической компоненты в стандартах подготовки юристов в высшей школе (университетах прежде всего) было связано с рядом факторов, включая укрепление позиций исторического правоведения, что рельефно показывала в своих монографических исследованиях И. А. Емельянова [1]. Историко-правовые курсы, меняясь в названиях и комбинациях, содержательно развиваясь, сопровождали юридическое образование и в пореформенный период, и в начале ХХ в., когда так и не удалось создать «новый университетский закон», и, с особенной идеологической нагрузкой, - в советские десятилетия. Специального осмысления заслуживает вопрос об историко-правовом наполнении подготовки юристов в условиях

© Зипунникова Н. Н., 2018 70

«смены эпох», когда ломались не только стандарты, но трансформировалась сама её модель. Для очевидности сочетания, переплетения элементов «нового» и «старого», новаторства и консерватизма в образовании в целом и устойчивости историко-правовой «ноты» в образовании юридическом, в частности, приведём две небольшие иллюстрации.

1. С октября 1917 г. университет в Москве стал именоваться 1-м Московским государственным университетом, 20 июля 1918 г. с фронтона его здания на ул. Моховой была снята надпись «Императорский университет» [2]. Из распределения профессорско-преподавательского состава юридического факультета университета по кафедрам на 1 января 1918 г. следует, что среди прочих функционировали кафедры римского права, истории русского права, энциклопедии и истории философии права. По кафедре истории русского права, в частности, назывались заслуженный ординарный профессор А. Н. Филиппов, экстраординарный профессор С. Б. Веселовский, приват-доценты Н. А. Арсентьев, Н. Н. Пче-лин, К. А. Стратонитский, Б. И. Сыромятников, П. И. Числов [3]. Закрытие прежнего (юридического) факультета и начало работы факультета общественных наук весной 1919 г. сопровождалось рядом совещаний, на одном из которых в числе буржуазных, «ненужных и даже вредных» была объявлена кафедра истории русского права. При этом на заседании юридико-политического отделения только образованного факультета общественных наук 16 мая 1919 г. был оглашён утверждённый Наркомпросом список кафедр отделения, в том числе истории права и государства [4].

2. Одним из первых в открытом в сложнейших условиях осенью 1918 г. Иркутском университете начал работу юридический факультет. К созданию университета исторически оказались причастными разные силы -и царское правительство, и красные, и белые [5]; «крёстным отцом» университета современными исследователями называется министр Сибирского правительства профессор В. Сапожников [6]. В первом, 1918/1919 учебном году функционировало несколько кафедр, включая кафедру истории русского права, которую возглавлял профессор С. П. Покровский - выпускник Демидовского юридиче-

ского лицея, приехавший в Иркутск из Казани [7]. История русского права, история философии права выносились в первую же экзаменационную сессию [8]. В апреле 1919 г. юридический факультет утвердил программу по истории римского права; в числе её первых вопросов было обозначено «значение римского права в истории культуры» и «история источников римского права», венчали её проблематика «новелл в области вещных прав, эмфитевзис», «реформы в сфере обязательственных прав» и «судоустройство и судопроизводство в период абсолютной монархии» [9]. В 1920 г. юридический факультет приостановил свою деятельность; на общественно-правовом отделении нового, гуманитарного факультета стали читать, в числе других, историю политических учений, историю международных отношений [10].

На современном этапе, в условиях динамичного развития федеральных государственных образовательных стандартов, исто-рико-правовые курсы имеют свою законную «прописку» на всех уровнях образования (бакалавриат, специалитет, магистратура, аспирантура); их значение для формирования юриста-профессионала очевидно, многократно творчески отрефлексировано. Прак-тико-ориентированный вектор современной подготовки юристов отнюдь не снижает ценности этих курсов, некоторым образом корректируя их включенность в формирование соответствующих компетенций.

Как представляется, значительный потенциал в развитии личности будущего юриста и в укреплении историко-правового фундамента его образования имеет осмысление опыта, традиций и преемственности «родной» отрасли образования и науки. Оно может осуществляться «дисперсным» образом, когда на всех уровнях образования в истори-ко-правовых (да и иных) курсах в рамках соответствующих модулей и тем ставятся отдельные проблемные вопросы. Так, например, в бакалаврском курсе истории государства и права России при описании типов учебной и учебно-методической литературы и выделении принципиальной роли сборников документов (хрестоматий) в качестве короткой справки могут быть показаны «рождение» хрестоматий в университетской традиции преподавания права XIX в. и их

«живучесть» в последующем. Погружение в проблему систематизации законодательства в России в первой половине XIX столетия неизбежно повлечёт за собой постановку вопроса об итогах работы законодательных комиссий XVIII столетия и о нехватке квалифицированных юридических кадров, знакомых с научными представлениями своего времени о законодательстве и механизмах его упорядочения. При изучении Великой судебной реформы и анализе судебных уставов 1864 г. неизбежно встает вопрос об осмыслении нормативных требований к кандидатам на должности судей, судебных следователей, прокуроров, присяжных поверенных, нотариусов и др. Даже краткие размышления о юридическом образовании в связи с судебной и другими реформами могут быть более чем полезны. Примеры бессчётны. Рассказ, пусть и пунктиром, возможный (и, как представляется, нужный) и на бакалавриате, и на специалитете, об эволюции самих названий нынешних базовых курсов истории государства и права России и зарубежных стран, об их включенности в подготовку юристов на протяжении нескольких столетий настроит обучающихся на более плодотворный процесс познания.

Включение элементов истории альма-матер в изучение истории государства и права России (в том числе в рамках работы кружков студенческого научного общества) видится не менее перспективной стратегией. Опыт такой работы есть в Уральском государственном юридическом университете, который в 2018 г. отметит 100-летие (истоки коренятся в открытии юридического факультета Иркутского университета). Студенты приглашаются к сотворчеству в познании традиций юридического образования и науки, истории самого университета, к работе в архиве и музее университета. Отправной тезис в такой работе, включая все микроисследования, состоит в том, что подготовка юристов включена в становление правовой системы, является одним из её элементов. Осмысление создания университетского факультета в Сибири, его многочисленных трансформаций, преобразования факультета в институт советского права в рамках большой реформы подготовки кадров в 1931 г., переезда в Свердловск, всего последующего

развития отчётливо демонстрирует студентам-исследователям, что «судьба вуза -судьба страны» [11], а также показывает взаимообусловленность, пересечение права, политики, идеологии, образования, науки и шире - культуры. Попутно заметим, что юбилейная тематика, «обострённая» в процессе подготовки к большому университетскому празднику, прояснение значения юбилеев в познании истории юридического образования - всё это стало отдельным направлением совместной с начинающими исследователями научной работы [12].

Но не обойтись, как представляется, без формализованной и цельной подачи истории юридического образования и науки как курса (или курсов), например, в магистратуре или аспирантуре. В этом смысле российскими вузами накоплен определённый опыт, который небесполезно критически осмыслить. Важно, что к настоящему времени подготовлен и в значительной степени отрефлексиро-ван пласт соответствующей литературы, как научной, так и учебной [13], без чего преподавание было бы затруднительным.

Связь истории юридического образования и научного правоведения показана не случайно: она объективна. Возможное, да и осуществляемое их преподавание отдельными курсами или составными блоками (модулями) иных курсов неизбежно сопряжено со «встречным», перекрёстным обращением к проблематике подготовки кадров и развития науки, что придаёт размежеванию определённую условность, искусственность. Современное самостоятельное, хотя и взаимосвязанное (закреплено, например, в ст. 72 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» [14]) развитие институтов образования и науки, о чём может свидетельствовать, в частности, вполне плодотворная реализация идей образовательного права и права науки (научно-исследовательского права), обусловлено процессами профессионализации, специализации и т. д. Однако в случае с историей вопроса сомнениям, как думается, не остаётся места.

Не ставя здесь задачи полемизировать о статусе истории (российского) юридического образования и науки как самостоятельной отрасли научного знания, но всячески приветствуя соответствующие усилия иссле-

дователей, обозначим несколько важных, в том числе для её преподавания, моментов.

Принципиальным видится исходное преломление проблематики курса сквозь широкую призму культуры, её истории; культурологический ракурс даёт возможность осмысливать более «тонкие», изначально не столь очевидные для познающего историю подготовки юристов и научного правоведения вопросы. И по крайней мере, определённо плодотворнее анализировать кросс-культурные механизмы коммуникации. В ходе адаптации к новым реалиям, как замечено, происходит сложное взаимодействие, включающее обоюдные влияния между импортированными технологиями, институтами, ценностями и средой-реципиентом [15]. Открытость системы в императорский период (приглашение иностранных учёных на учёно-учебную службу, заграничные научные командировки российских исследователей, изучение иного нормативно-регулятивного и организационно-управленческого опыта, осмысление преподавания права, работа семинара по римскому праву на юридическом факультете Берлинского университета) и её закрытость в советские десятилетия (хотя известны такие факты, как обучение в советских юридических вузах молодёжи из социалистических стран, оказание научно-консультативной, экспертной помощи в законодательной и иной деятельности отдельным странам и др.) суть важнейшие её исторические характеристики. Именно в их познании постепенно выстроится понимание, как формировалась образовательно- и научно-правовая традиция.

Обязательными к рассмотрению в рамках истории юридического образования и науки видятся следующие проблемы: эволюция целей российского юридического образования на протяжении нескольких столетий, политико-идеологическое сопровождение подготовки юристов и становления правоведения, их правовое обеспечение, организационно-управленческие особенности, становление инфраструктуры (системы юридических учебных заведений и научных учреждений), основы правового статуса учёных, вузовских преподавателей и студентов-юристов. Важными темами видятся также содержание подготовки юристов на разных этапах,

методические особенности, формирование корпуса научной и методической литературы. Насыщенный такими проблемами курс для магистрантов, аспирантов представляется важным стимулом для самостоятельного научного поиска, серьёзной и творческой исследовательской работы.

В заключение хотелось бы отметить, что современная динамичная стандартизация образования, юридического в том числе, конструирует весьма непростую ситуацию, в которой оказываются разные акторы в высшей школе. С одной стороны, это значительные заботы по созданию, коррекции учебных планов, «матриц компетенций», пакетов учебно-методических материалов и др. Но с другой стороны, это возможность для формулирования и реализации творческих идей, предложений, конструирования и продвижения новых для вуза курсов на разных уровнях образования. Последнее видится принципиально важным.

1. Емельянова И. А. «Всеобщая история права» в русском дореволюционном правоведении (XIX в.). Ч. I. - Казань, 1981; Емельянова И. А. Историко-правовая наука России XIX в. История русского права. Методологические и историографические очерки. Ч. II. -Казань, 1988; Емельянова И. А. Юридический факультет Казанского государственного университета. 1805-1917 год : очерки. - Казань, 1998.

2. См.: История юридического факультета Московского университета (1755-2010). -2-е изд., перераб. и доп. / отв. ред. В. А. Том -синов. - М., 2011. - С. 435, 443.

3. Там же. - С. 348-441.

4. Там же. С. 446-450.

5. См.: КолокольниковИ. Кто открыл университет? В создании университета поучаствовали разные силы: и царское правительство, и красные, и белые // Иркутскому государственному университету 100 лет : [сайт]. -URL: http://100.isu.ru/page807903.html (дата обращения: 20.03.2018).

6. См.: Ануфриев А. «Крёстный отец» университета. Идею открытия университета в Иркутске активно лоббировал министр народного просвещения Сибирского правительства Василий Сапожников // Иркутскому государственному университету 100 лет : [сайт]. -URL: http://100.isu.ru/page1181884.html (дата обращения: 20.03.2018).

7. См.: Казарин В. Н., Лякутина Ю. П. Юридическое образование в Восточной Сибири

(1918-1991 гг.). - Иркутск, 2012. - С. 115, 133-137.

8. Государственный архив Иркутской области. Ф. Р-71. Оп. 1. Ед. хр. 36. Л. 6.

9. Государственный архив Иркутской области. Ф. Р-71. Оп. 1. Ед. хр. 35. Л. 34-35.

10. См.: Казарин В. Н., Лякутина Ю. П. Указ. соч. - С. 96.

11. Градова А., Кузнецова Д. 24 апреля 2012 г., в рамках мероприятий, посвящённых Году российской истории и Дню рождения УрГЮА, состоялся Круглый стол «Судьба вуза - судьба страны»... // Уральский государственный юридический университет : сайт. - URL: http://www.usla.ru/news/2012/STAT_Ya.pdf (дата обращения: 22.03.2018).

12. См.: ЛифановД., НазароваМ. К вопросу о столетнем юбилее университета: новое в биографии вуза (по материалам Круглого стола) // Уральский государственный юридический университет : сайт. - URL: http:// www.usla.ru/news/2016/doc/06_statya_otchet.pdf (дата обращения: 22.03.2018); Калинина А. В. «Юбилеемания», познание традиций юридического образования и развитие юридической университетологии: навстречу 100-летию УрГЮУ (студенческий исследовательский проект) // Уральский государственный юридический университет : сайт. - URL: http:// www.usla.ru/ch.php?mid=403&cid= 139&obid= 7266 (дата обращения: 22.03.2018); Калинина А. В., Гордик С. А., Еловиков Н. А., Катар-гин М. В. Феномен юбилея в познании исто-

рии юридического вуза: исследовательские возможности и перспективы // Электронное приложение к «Российскому юридическому журналу». - 2018. - № 1. - С. 134-163. - URL: http://electronic.ruzh.org/?q=ru/system/files/%D0 %9C%D1%83%D0%B7%D0%B5%D0%B9.pdf (дата обращения: 26.03.2018).

13. См.: Корнев А. В., Борисов А. В. Государственно-правовая мысль и юридическое образование в дореволюционной России : учебное пособие. - 3-е изд., перераб. и доп. - М., 2012; Томсинов В. А. Юридическое образование и юриспруденция в России в XVIII столетии : учебное пособие. - М., 2010; Томси-нов В. А. Юридическое образование и юриспруденция в России в первой трети XIX века : учебное пособие. - М., 2010; Томсинов В. А. Юридическое образование и юриспруденция в России во второй трети XIX века : учебное пособие. - М., 2010; Томсинов В. А. Юридическое образование и юриспруденция в России в эпоху «великих реформ» (60-е - начало 80-х гг. XIX в.) : учебное пособие. - М., 2013; Ящук Т. Ф. Юридическое образование в высшей школе : учебное пособие. - Омск, 2014.

14. Об образовании в Российской Федерации : Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ : (с последующими изменениями и дополнениями). - Доступ из справ.-право-вой системы «КонсультантПлюс».

15. Алексеева Е. В. Диффузия европейских инноваций в России (XVIII - начало XX в.). - М., 2007.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.