Яремчук О. А. Преподавание истории в школах г. Читы в контексте реализации задач Советского государства в сфере исторической политики (конец 1930-х — начало 1940-х годов) / О. А. Яремчук // Научный диалог. — 2017. — № 8. — С. 325—340. — DOI: 10.24224/22271295-2017-8-325-340.
Yaremchuk, O. A. (2017). Teaching History in Schools in Chita in Context of Implementation of Tasks of the Soviet State in Sphere of Historical Policy (late 1930-ies — early 1940-ies). Nauch-nyy dialog, 8: 325-340. DOI: 10.24224/2227-1295-2017-8-325-340. (In Russ.).
I5E НАУЧНАЯ ЩЗ БИБЛИОТЕКА
^бИШШУ.ЙЦ
Журнал включен в Перечень ВАК
УДК 373(091)(571.55)
DOI: 10.24224/2227-1295-2017-8-325-340
и I. Fi I С Н' S
PERKXMCALS t)lRf( 1QRV-
Преподавание истории в школах г. Читы в контексте реализации задач Советского государства в сфере исторической политики (конец 1930-х — начало 1940-х годов)
© Яремчук Ольга Анатольевна (2017), orcid.org/0000-0002-6480-0125, SPIN-code 1815-4273, кандидат исторических наук, заведующий кафедрой истории, Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Забайкальский государственный университет» (Чита, Россия), [email protected].
Статья посвящена анализу специфики преподавания истории в школах города Читы в конце 1930-х — начале 1940-х годов. Источниками для нее послужили опубликованные партийно-правительственные документы и делопроизводственные материалы из фондов Государственного архива Забайкальского края, вводимые в научный оборот впервые. В работе показано, что предвоенные годы явились весьма важным этапом для развития школьного исторического образования в нашей стране, определившим изменения в содержании этой дисциплины и методики ее обучения. Особое внимание в исследовании уделяется особенностям организации учебного процесса на уроках истории, характеристике кадрового и материального обеспечения читинских школ. Автор подробно останавливается на проблемах реализации образовательного процесса по этому предмету, среди которых называется дефицит квалифицированных кадров, отсутствие необходимой учебной и учебно-методической литературы, наличие учащихся, отстающих от школьной программы, и другие. Отмечается, что в силу отдаленности Читинской области от центра решение обозначенных вопросов объективно шло медленнее. Однако несмотря на имеющиеся недочёты усилия ГорОНО, руководства школ и всего учительского состава города Читы постепенно способствовали приведению качества преподавания истории в соответствие с необходимыми требованиями.
Ключевые слова: история; преподавание; школа; Чита; Читинская область;
школьное историческое образование; учебный процесс; учебник истории.
1. Введение
В последние годы в России, как и в ряде постсоветских государств (Украина, Литва, Латвия, Эстония, Казахстан и др.), пристальное внимание стало уделяться вопросам реконструирования собственной истории. Распространенной практикой стало активное вмешательство государственных и политических сил в трактовку исторических фактов и событий, а это должно было оставаться неприкосновенной сферой профессиональных интересов историков. Отчасти это связано со значением отечественной истории как неотъемлемой составляющей национальной безопасности государства. В перечисленных выше странах при органах власти уже не один год действует целый ряд специальных организаций и институтов (например, Комиссия историков Латвии), призванных на довольно широком уровне формировать представления об истории своего народа. Подобные структуры создавались и в нашей стране. Так, в течение 2009—2012 годов при Президенте РФ функционировала Комиссия по противодействию попыткам фальсификации истории в ущерб интересам России. Результаты деятельности этой комиссии были признаны противоречивыми и фактически продемонстрировали невозможность создания так называемой объективной истории и полного избавления исследований историков от конъюнктурно-политических взглядов.
На современном этапе эта целенаправленная и сознательная корректировка исторических оценок и трактовок прошлого государственными или окологосударственными инстанциями получила наименование исторической политики. Однако само по себе это явление не было «продуктом» недавнего прошлого, история всегда в той или иной степени была политизирована, а вопросы ее интерпретации занимали весьма важное место в любом государстве.
Это в полной мере может быть отнесено и к отдельному этапу в развитии исторической науки и образования в СССР, приходящегося на вторую половину 1930-х — начало 1940-х годов и обусловившего формирование новой системы оценок и представлений исторического прошлого нашего государства. Трансляция этих исторических трактовок осуществлялась через массовое историческое образование, в первую очередь, через восстановленную в эти годы в школьной программе дисциплину «История». Ее содержание находилось под пристальным контролем соответствующих государственных структур, регламентировалось совокупностью нормативно-правовых документов и программами по истории.
С учетом сказанного выше в данной статье были поставлены следующие задачи: проанализировать особенности внедрения учебного предмета «История» в программу школ города Читы в предвоенные годы, выявить, как коррректировка содержания этого курса нашла отражение в конкретном регионе, раскрыть проблемы организации учебного процесса по дисциплине, определить кадровые и материальные условия работы образовательных учреждений и т. п.
Общие вопросы истории школьного исторического образования в СССР в конце 1930-х — начале 1940-х годов ранее нашли отражение в работах Р. Б. Вендровской [Вендровская, 1982], А. Г. Колоскова [Колосков, 1984], Г. И. Аллабердиной [Аллабердина, 2006], О. В. Гришаева [Гри-шаев, 2012; Гришаев, 2014], В. А. Сомова [Сомов, 2014], Н. И. Пепелиной [Пепелина, 2013], И. А. Ершовой [Ершова, 1994], Е. К. Калуцкой [Калуц-кая, 2008], Е. Д. Гординой [Гордина, 2010; Гордина, 2015] и ряда других исследователей. Отдельные аспекты истории школ Забайкалья получили освещение в изданиях регионального характера [Гантимурова, 2015; Гурьева, 2014; Казакова, 2005; Казанова и др., 2011; Константинов, 2011; Константинова, 2005; Мамонтова, 2014; Мерцалов, 2015; Очерки ..., 2007; Порш и др., 2011; Розенберг, 2014].
2. Кадровый состав педагогических работников
Одним из важных вопросов предвоенной жизни школ Читы являлось обеспечение педагогическими кадрами. Довольно часто в архивных материалах встречается информация о дефиците преподавателей в учебных заведениях Забайкалья. Однако в школах г. Читы потребность в учителях истории была не столь велика по сравнению с преподавателями других учебных дисциплин (начальные классы, музыка и пение, физкультура и др.). По сведениям Читинского ГорОНО, в 1939 / 1940 учебном году в городских школах имелась одна свободная вакансия учителя истории [ГАЗК, ф. р-2241, оп. 1, д. 4, л. 3]. Об этой же ситуации сообщается и в протоколах партсобраний средней школы №2 4 за 1940 год: в перечне требующихся учителей содержится указание о нехватке в 1-й четверти учебного года одного преподавателя истории [ГАЗК, ф. п-1834, оп. 1, д. 1, л. 2об.]. В то же самое время в школах Читинской области накануне войны требовалось 72 учителя истории [Константинова, 2005, с. 530]. В отчете о работе читинских школ за второе полугодие 1939 / 1940 учебного года говорилось, что в целом обеспеченность учителями была недостаточная, в результате чего отдельные педагоги были сильно перегружены уроками. Например, учебная нагрузка по истории директора школы № 9 составляла 28 часов в неделю, а в неполной средней
школе № 15 преподавание истории (за исключением 3-й четверти) совсем не велось [ГАЗК, ф. р-2241, оп. 1, д. 4, л. 10—10 об.].
Не менее остро стоял вопрос о профессиональном уровне работающих в школах города преподавателях. Почти половина всех учителей Читы накануне Великой Отечественной войны не имели полного среднего образования, недостаточно было педагогов с высшим образованием [Константинова, 2005, с. 530; Розенберг, 2014, с. 486]. Например, отмечалось, что в 1939 / 1940 учебном году наиболее квалифицированных и опытных педагогов, то есть специалистов с высшим и незаконченным высшим образованием, в читинских школах насчитывалось 21,5 %, а с педагогическим стажем свыше 10 лет — 37 % [ГАЗК, ф. р-2241, оп. 1, д. 4, л. 10]. Такая ситуация в равной степени была характерна для всех учителей-предметников.
Несмотря на довольно низкий процент квалифицированных кадров в школах Читы трудились талантливые и преданные своей профессии учителя истории: Чубарова (школа № 7), Баранов (школа № 6), Коваленко (школа № 3), Игнатова (школа № 2) и Артемьева (школа № 1). На своих уроках они живо и красочно рассказывали новый материал, вели работу с отстающими [ГАЗК, ф. р-2241, оп. 1, д. 4, л. 15 об.].
Для решения вопроса о дефиците учительских кадров по всей стране создавались педагогические институты. Точкой отсчета для появления высших учебных заведений, осуществляющих подготовку специалистов по истории, стало Постановление СНК СССР и ЦК ВКП (б) «О преподавании гражданской истории в школах в СССР» от 15 мая 1934 года. В нем предусматривалось: «В целях подготовки квалифицированных специалистов по истории восстановить с 1 сентября 1934 года исторические факультеты в составе Московского и Ленинградского университетов с контингентом осеннего приема на каждый из факультетов по 150 человек, установив срок обучения 5 лет» [О преподавании ..., 1934]. В Забайкалье такую функцию должен был выполнять открытый в 1938 году Читинский государственный педагогический институт с тремя факультетами, один из которых был исторический, призванный пополнять кадры учителей истории [Косых, 2007, с. 29; Лобода, 2015, с. 329].
На отчетных партийных собраниях регулярно звучали требования к руководству учебных заведений Читы о необходимости проявлять заботу в получении их педагогами профессионального образования в рамках педучилищ и пединститута. Для обеспечения более качественной подготовки в школах города также рекомендовалось лучших учителей, работающих в начальных классах, «продвинуть для работы в старшие классы» [ГАЗК, ф. р-2241, оп. 1, д. 3, л. 3].
3. Материальная обеспеченность учебного процесса
Не менее существенной являлась проблема учебно-материального обеспечения образовательного процесса в средних, неполных средних и начальных школах города Читы в предвоенные годы. Неоднократно в отчётах ГорОНО сообщалось о необходимости строительства новых и ремонте старых зданий, в которых размещались учебные заведения, решения вопроса снабжения школ учебниками и учебно-методической литературой и др. Последнее касалось большинства школьных предметов, в том числе истории.
В 1936 году центральные партийные органы приняли решение о массовом строительстве школьных зданий. В короткий срок было решено выстроить в Чите многоэтажные здания школ № 1, 2, 4 и 5. Кроме этих учебных заведений, началось строительство новой школы на Большом острове, на Кеноне и на Чите I [Очерки ..., 2007, с. 53]. Уже в конце 1939 / 1940 учебного года в Чите и пригороде имелось 5 неполных средних школ и 6 средних школ [ГАЗК, ф. р-2241, оп. 1, д. 4, л. 9]. В годы Великой Отечественной войны в городе насчитывалось 34 школы: 7 средних, 10 семилетних и 17 начальных. Помимо них, работали группы «переростков», школа «повышенного типа» (или школа для взрослых). При некоторых промышленных предприятиях имелись школы рабочей молодежи [Ганти-мурова, 2015, с. 344].
Довольно часто в документах говорилось о крайне неудовлетворительном состоянии материальной базы, в частности, об отсутствии учебников, наглядных пособий и др. [ГАЗК, ф. р-2241, оп. 1, д. 4, л. 9об., 15об.]. Например, в 4-х классах школы № 24 на 61 человек в наличии имелось всего 28 учебников по истории, то есть один экземпляр приходился на двух учащихся [ГАЗК, ф. р-2241, оп. 1, д. 5, л. 16 об.]. В то же время картами по истории в достаточной мере были снабжены почти все школы города, а кроме того, часть из них выписали и получили в 1939 / 1940 году замечательное издание альбома картин по истории СССР [ГАЗК, ф. р-2241, оп. 1, д. 4, л. 9об.]. Однако в Чите имелись образовательные учреждения, где для изучения курса истории вообще не было наглядных пособий. Например, в упомянутой выше школе № 24 из всего учебно-методического комплекса было только две исторические карты: «Золотая Орда» и «Образование Русского государства в XV и XVII вв.» [ГАЗК, ф. р-2241, оп. 1, д. 5, л. 17].
Нехватка учебников и учебных пособий приводила к тому, что, с одной стороны, на уроках истории много времени уходило на записи школьниками учебного материала, с другой стороны, преподаватели, имея на руках только программу и пользуясь вузовскими учебниками и крупными историческими трудами, часто давали более обширный материал, чем это
требовалось [ГАЗК, ф. р-2241, оп. 1, д. 4, л. 15—15 об.]. Наиболее опытные и творчески работающие учителя истории (Артемьева (школа № 1) и Игнатова (школа № 2)) демонстрировали на своих занятиях наглядные пособия, изготовленные самостоятельно. Например, Артемьева широко использовала пособия, изготовленные силами самих учащихся — копии картин из старых учебников, схемы. Во время объяснения нового материала в качестве наглядности она применяла рисунок на доске [ГАЗК, ф. р-2241, оп. 1, д. 4, л. 15об.]. В старших классах (особенно в 10-х кл.) преподаватели очень часто использовали таблицы и картины по истории ВКП (б).
Стоит отметить, что тема обеспечения образовательных учреждений учебно-наглядными пособиями в середине 1930-х г годов одинаково актуально звучала и в других регионах. Например, на совещании историков при культпропе Горьковского крайкома ВКП (б) 29 марта 1935 года практически во всех выступлениях поднимался вопрос о нехватке учебников [Сомов, 2014, с. 263].
Отсутствие необходимых учебников в школах Читы, как и в других городах нашего государства, могло быть вызвано объективными причинами: только с 1934 года началось внедрение предмета «История» в школьную программу (в 1923—1932 годах вместо истории велось обществоведение). В ходе проводимых в сфере образования реформ 1930-х годов в школу возвратилось предметное изучение дисциплин. Из общего курса была выделена всеобщая история, затем отечественная история, а в начальной школе был введен элементарный курс истории СССР [Пепелина, 2013, с. 19]. В связи с этим историкам потребовалось провести сложную и длительную работу по формированию содержания этих курсов, при этом они столкнулись с множеством неразрешенных вопросов как в научном, так и политическом плане.
Одним из этапов этой деятельности стало проведение в 1936— 1937 годах конкурса на лучший учебник истории для начальной школы по элементарному курсу истории СССР. Итогом его стало представление в августе 1937 года 46 рукописей. Жюри под председательством секретаря ЦК ВКП (б) А. А. Жданова приняло решение: первой премии никому не присуждать, а вторую отдать авторам учебника для 3—4 классов «Краткий курс истории СССР» (научный редактор А. В. Шестаков). В дальнейшем предложенная в этом издании концепция исторического процесса была положена в основу всех учебников и учебных пособий по истории Отечества для старших классов и вузов.
В качестве дополнительной литературы учителям рекомендовалось на занятиях по истории использовать сочинения В. И. Ленина (тома 16, 26), И. В. Сталина (например, работу «Беседа с немецким писателем Э. Люд-
вигом» (том 3)). Подчеркивалось, что при изучении указанных материалов полезно записывать даты, имена деятелей, краткие сведения об исторических фактах [ГАЗК, ф. р-2241, оп. 1, д. 5, л. 10 об.].
Чуть позже, в 1939 году, были подготовлены обновленные программы по истории СССР и всеобщей истории. Надо отметить, что они на долгие годы определили структуру и содержание курса истории в советской школе.
Внедрение этих программ в жизнь в читинских школах потребовало их обсуждения в ходе работы секции преподавателей истории и Конституции на традиционном августовском педагогическом совещании, организованном ГорОНО. Основными вопросами на данном мероприятии стали следующие: планирование программы по истории на первое полугодие 1939 / 1940 учебного года, организация работы по новым учебникам и воспитательная работа на уроках истории [ГАЗК, ф. р-2241, оп. 1, д. 5, л. 5]. В рамках подготовки к новому учебному году учителям истории рекомендовалось заранее составить календарный план работы по истории на первое полугодие, распределить материал учебника по урокам на сентябрь, ознакомиться с методикой изучения с учащимися первых тем. Требовалось составить конспект урока, отразив в нем методы работы с учебником и использование художественной литературы по теме занятий. Например, на первую неделю учебного года следовало подготовить конспект на тему «Крестьянская война под руководством Е. Пугачёва». Особое внимание предлагалось обратить на подготовку таких тем, как «Россия XVIII века — империя помещиков и купцов», «Царская Россия — жандарм Европы», изучение которых также приходилось по школьной программе на первое полугодие [ГАЗК, ф. р-2241, оп. 1, д. 5, л. 10].
4. Особенности организации и содержания учебного процесса
Новое содержание школьного курса истории определило необходимость пересмотра подходов к его преподаванию, и в первую очередь потребовало отказа от использования в педагогической практике так называемого лабораторно-бригадного метода. В соответствии с нормативно-правовыми документами (Постановления ЦК ВКП (б) «О начальной и средней школе» от 5 сентября 1931 года и «Об учебных программах и режиме в начальной и средней школе» от 25 августа 1932 года) основной формой организации учебного процесса в школе стал урок с группой учащихся со строго определенным расписанием занятий [О начальной ..., 1931; Об учебных ..., 1932]. Помимо этого, на основании Постановления СНК СССР и ЦК ВКП (б) «О преподавании гражданской истории в школе» от 15 мая 1934 года предлагалось отказаться от сухого преподнесения исторического
материала, применяемого ранее в школьной практике: «Вместо преподавания гражданской истории в живой занимательной форме с изложением важнейших событий и фактов в их хронологической последовательности, с характеристикой исторических деятелей — учащимся преподносят абстрактное определение общественно-экономических формаций, подменяя таким образом связное изложение гражданской истории отвлеченными социологическими схемами» [О преподавании ..., 1934].
В документе содержались также рекомендации для учителей, призванные обеспечить прочное усвоение учащимися курса истории: «Соблюдение историко-хронологической последовательности в изложении исторических событий с обязательным закреплением в памяти учащихся важных исторических явлений, исторических деятелей, хронологических дат. Только такой курс истории может обеспечить необходимую для учащихся доступность, наглядность и конкретность исторического материала, на основе чего только и возможны правильный разбор и правильное обобщение исторических событий, подводящие учащегося к марксистскому пониманию истории» [О преподавании ..., 1934].
Для реализации этих установок учителя истории были вынуждены скорректировать и применяемые на уроках формы работы. Так, в отчетах о деятельности читинских школ в конце 1930-х — начале 1940 годах нашли отражение следующие методы и приемы работы преподавателей истории: беседа, устный опрос, предусматривающий представление учащимися развернутого ответа, работа по карте, применение наглядных пособий, закрепление материала при помощи вопросов и ответов, пересказ проработанного материала [ГАЗК, ф. р-2241, оп. 1, д. 5, л. 19—19об., 20]. Исходя из этого, можно сделать вывод о преобладании на данном этапе словесных методов обучения в деятельности педагогов Читы.
В качестве основного метода контроля на занятиях по истории использовался устный опрос. Итоговые экзамены также проводились в форме устных ответов по билетам. Например, преподавателем истории Номо-коновой (школа № 3) для выпускных испытаний учащихся 10-х классов было составлено всего 17 билетов. Анализ их содержания позволил представителям ГорОНО сделать замечание о том, что в них не были включены в достаточном объеме вопросы из советского периода отечественной истории. Имели место лишь такие исторические сюжеты: «Когда был такой-то съезд партии, совершенно не было вопросов из истории борьбы с предательской деятельностью Троцкого, Зиновьева, Каменева, Бухарина и др. начиная с восстановительного периода» [ГАЗК, ф. р-2241, оп. 1, д. 4, л. 16об.]. В ходе экзамена этот недостаток был ликвидирован, учащимся
задавались дополнительные вопросы из пропущенной части программы в билетах. Ответы показали слабое усвоение ими материала из истории СССР, наблюдался некоторый схематизм в понимании исторических событий, незнание карты, отдельных исторических имен [ГАЗК, ф. р-2241, оп. 1, д. 4, л. 15об.]. Тем не менее подавляющее большинство школьников на устных испытаниях обнаружили глубокие и прочные знания, количество хороших и отличных отметок было выше в процентном соотношении, чем в течение учебного года, и доходило от 40 до 75 % [ГАЗК, ф. р-2241, оп. 1, д. 4, л. 16 об.].
Приведем характеристику отдельных школьных ответов на устных экзаменах. Например, ученица, успевающая на отметку «хорошо» (имя ее не указано), свой рассказ посвятила анализу одного из событий Гражданской войны в России, а именно — стратегическому значению первого этапа обороны Царицына летом 1918 года. Эта военная кампания осуществлялась «красными» войсками против «белых» ради взятия контроля над городом Царицын. Школьница отметила, что отстоять город было поручено И. В. Сталину и К. Е. Ворошилову, подчеркнула, какую огромную роль сыграл Иосиф Виссарионович в очищении военных организаций от вражеских элементов [ГАЗК, ф. р-2241, оп. 1, д. 4, л. 15 об.].
Важно обратить внимание на то, что царицынскому этапу в истории Гражданской войны не очень повезло в отечественной историографии. В зависимости от идеологической составляющей стратегическую роль Царицына историки стремились в одном случае преуменьшать (отрицать совсем было невозможно), в другом — преувеличивать. Соответственно в 1930-е годы, когда И. В. Сталин прочно утвердился у власти, а в руках К. Е. Ворошилова сосредоточилось руководство вооруженными силами, возобладала точка зрения, которая, безусловно, попала и на страницы школьного учебника, что указанные события являлись важнейшим этапом Гражданской войны, а руководители обороны проявили свои неординарные полководческие таланты. Именно так, в духе тогдашнего времени, был построен ответ ученицы, однако в приведенном документе зафиксировано прозвучавшее замечание в ее адрес, заключающееся в том, что ею не была показана роль рабочих в организации обороны города. Последний факт также ярко проиллюстрировал наличие в школьной программе, а в целом и в советской исторической науке, обязательного требования к освещению роли рабочего класса в истории при изложении сведений об исторических событиях.
Представленные в отчетах ГорОНО примеры ответов других учащихся были посвящены в основном событиям из истории России начала XX века — русско-японской войне (1904—1905 гг.) и Первой российской
революции (1905—1907 гг.). Отмечалось, что наибольшие затруднения у школьников вызывала работа с исторической картой — некоторые из них не смогли показать ключевые места сражений в ходе войны России с Японией (Цусима, Ляодунский полуостров, Порт-Артур и др.). Несколько схематично выглядел также рассказ ученицы о декабрьском вооруженном восстании в ходе революционных событий 1905 года: «Большевики были на восстании, но находились также партии, которые были против восстания: меньшевики, кадеты, оппортунисты. Тогда из-за границы приехал тов. Ленин, он издал декрет о вооружённом восстании, но оно было побеждено, потому что рабочие были хуже вооружены, чем солдаты. В Закавказье восстанием руководил тов. Сталин» [ГАЗК, ф. р-2241, оп. 1, д. 4, л. 15об.].
Еще одной немаловажной задачей, требующей пристального внимания всей педагогической общественности, являлась организация эффективной работы с неуспевающими учащимися, которым назначались испытания на осень. Так называемые осенние испытания для школьников в материалах августовского педсовещания 1939 года назывались «делом большого государственного значения», поскольку успеваемость в Чите и Читинской области оставалась в этот период на низком уровне [ГАЗК, ф. р-2241, оп. 1, д. 5, л. 8]. Несмотря на то что основная часть учащихся была оставлена на осенние экзамены по русскому языку и математике, была поставлена задача: организовать групповую или индивидуальную подготовку по истории, географии, биологии и иностранному языку [ГАЗК, ф. р-2241, оп. 1, д. 5, л. 8].
5. Выводы
Преподавание истории в школах города Читы в предвоенные годы соответствовало общим тенденциям, заложенным разработанной в середине 1930-х годов нормативно-правовой базой и определившим самостоятельный этап в развитии исторического образования в СССР. Внедрение в жизнь новых подходов в определение содержания учебного курса истории, внесение изменений в методику его преподавания и обеспечение учебного процесса соответствующим материальным комплексом потребовали от государства и отдельных регионов изыскания дополнительных ресурсов и закономерно обусловили многочисленные сложности в ходе выполнения обозначенных в документах задач. К числу возникших трудностей могут быть отнесены проблемы обеспечения образовательных учреждений специализированными зданиями, профессиональными кадрами учителей истории, учебной, учебно-методической литературой, наглядными пособиями и др. В силу отдаленности Читинской области от
центра решение многих вопросов объективно шло медленнее. Однако несмотря на имеющиеся недочеты можно по достоинству оценить усилия ГорОНО, руководства школ и всего учительского состава города Читы по включению в максимально короткие сроки в шедшие в конце 1930-х — начале 1940-х годов процессы реформирования начальной и средней школы и становления нового этапа в развитии школьного исторического образования.
Помимо этого, в свете поставленных государством задач в школах г. Читы в рассматриваемое время довольно успешно была реализована идея формирования «правильно обученного нового человека». Эта идея была основана на внедрении уже в начальной школе так называемого «правильного» представления учащихся об историческом прошлом своего государства. Таким образом, школьный курс истории уже с детских лет позволял оформиться советскому гражданину с набором необходимых качеств и соответствующей системой взглядов, что имело принципиальное значение именно на периферии Советского государства.
Источники и принятые сокращения
1. ГАЗК — Государственный архив Забайкальского края. Ф. П-1834 (Первичная организация КПСС средней школы № 4, Центральный район, г. Чита). Оп. 1. Д. 1. Л. 2об.; Ф. Р-2241 (Отдел народного образования исполнительного комитета Читинского городского Совета народных депутатов (1923—1991)). Оп. 1. Д. 3. Л. 3; Ф. Р-2241. Оп. 1. Д. 4. Л. 3, 9—9об., 10—10об., 15—15об., 16об.; Ф. Р-2241. Оп. 1. Д. 5. Л. 5, 8, 10—10об., 16об., 17, 19—19об., 20.
2. О начальной и средней школе : Постановление ЦК ВКП (б) от 5 сентября 1931 г [Электронный ресурс] // Livejoumal. Серия: PsyЫstorik. — Режим доступа : http://psyhistorik.livejoumal.com/56331.html.
3. О преподавании гражданской истории в школах СССР : Постановление Совета Народных Комиссаров СССР и Центрального комитета ВКП (б) от 15 мая 1934 г. [Электронный ресурс] // Библиотека нормативно-правовых актов СССР. — Режим доступа : http://www.libussr.ru/doc_ussr/ussr_3989.htm.
4. Об организации конкурса на лучший учебник для начальной школы по элементарному курсу истории Союза ССР с краткими сведениями по всеобщей истории» от 3 марта 1936 г. : Постановление СНК СССР и ЦК ВКП (б) [Электронный ресурс] // Исторические материалы. — Режим доступа : http://istmat.info/node/43985.
5. Об учебниках начальной и средней школы : Постановление ЦК ВКП (б) от 12 февраля 1933 г. [Электронный ресурс] // Сайт Анатолия Владимировича Крас-нянского. — Режим доступа : http://avkrasn.ru/article-780.html.
6. Об учебных программах и режиме в начальной и средней школе : Постановление ЦК ВКП (б) от 25 августа 1932 г [Электронный ресурс] // Исторические материалы. — Режим доступа : http://istmat.info/node/57330.
Литература
1. Аллабердина Г. И. Становление и развитие школьного исторического образования в СССР и Российской Федерации / Г. И. Аллабердина. — Уфа : Гилем, 2006. — 195 с.
2. Вендровская Р. Б. Очерки истории советской дидактики / Р. Б. Вендров-ская. — Москва : Педагогика, 1982. — 128 с.
3. ГантимуроваМ. И. «Воспитать патриотов...» (Система образования Читы) / М. И. Гантимурова // Чита в годы Великой Отечественной войны : сборник статей, документов и фотодокументов / под ред. В. И. Мерцалова. — Чита : Экспресс-издательство, 2015. — С. 344—346.
4. ГординаЕ. Д. История как инструмент патриотического воспитания в СССР накануне и в начале Великой Отечественной войны / Е. Д. Гордина // Преподавание истории в школе. — 2010. — № 3. — С. 9—13.
5. Гордина Е. Д. Утверждение в советском массовом сознании официальной концепции отечественной истории (1930-е — первая половина 1940-х годов) : историография проблемы / Е. Д. Гордина // Вестник НГТУ им. Р. Е. Алексеева. Серия: Управление в социальных системах. Коммуникативные технологии. — 2015. — С. 83—97.
6. Гришаев О. В. Историческая наука и историческое образование в СССР в конце 1920 — начале 1930-х годов / О. В. Гришаев // Научные ведомости. Серия: История. Политология. Экономика. Информатика. — 2014. — № 15 (186). — Вып. 31. — С. 144—151.
7. Гришаев О. В. История изучения партийно-правительственной политики 1930-х годов в области исторического образования / О. В. Гришаев // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. — 2012. — Вып. 3 (107). — С. 288—292.
8. Гурьева О. В. Начальное образование / О. В. Гурьева // Энциклопедия Забайкалья. Чита. — Новосибирск : Наука, 2014. — С. 341—343.
9. Ершова И. А. Эволюция методов обучения истории в советской школе, 1930-е — начало 1990-х гг. : автореферат диссертации ... кандидата педагогических наук / И. А. Ершова. — Москва, 1994. — 17 с.
10. Казакова Т. П. Чита в годы войны / Т. П. Казакова // Читинская область в годы Великой Отечественной войны 1941—1945 : сборник документов и материалов. — Чита : Экспресс-издательство, 2005. — С. 14—17.
11. Казанова О. И. Начальное образование / О. И. Казанова, Е. В. Добрынина, А. В. Константинов // Малая энциклопедия Забайкалья. Наука и образование. В 2 ч. Ч. 2. Н-Я. — Новосибирск : Наука, 2011. — С. 26—29.
12. Калуцкая Е. К. Методика преподавания истории в 1920-е гг. : осмысление опыта прошлого в новых условиях / Е. К. Калуцкая // Преподавание истории в школе. — 2008. — № 8. — С. 51—56.
13. Колосков А. Г. Становление и совершенствование школьного исторического образования в СССР : автореферат диссертации ... доктора педагогических наук / А. Г. Колосков. — Москва, 1984. — 35 с.
14. Константинов А. В. Среднее образование (общее) / А. В. Константинов // Малая энциклопедия Забайкалья. Наука и образование. В 2 ч. Ч. 2. Н-Я. — Новосибирск : Наука, 2011. — С. 245—247.
15. Константинова Т. А. Из истории народного образования Читинской области в 1937—1945 гг. / Т. А. Константинова // Читинская область в годы Великой Отечественной войны 1941—1945 : сборник документов и материалов. — Чита : Экспресс-издательство, 2005. — С. 530—536.
16. Косых В. И. Читинский государственный педагогический институт : первый учебный год / В. И. Косых // Читинский архивный вестник (К 70-летию Читинской области). — № 13. — Чита : Поиск, 2007. — С. 28—34.
17. Лобода М. А. Читинский государственный педагогический институт в годы войны / М. А. Лобода // Чита в годы Великой Отечественной войны : сборник статей, документов и фотодокументов. — Чита : Экспресс-издательство, 2015. — С. 329—332.
18. Мамонтова И. Г. Средняя общеобразовательная школа № 3 / И. Г. Мамонтова // Энциклопедия Забайкалья. Чита. — Новосибирск : Наука, 2014. — С. 489—490.
19. Мерцалов В. И. Город Чита накануне и в годы Великой Отечественной войны (1941—1945) / В. И. Мерцалов // Чита в годы Великой Отечественной войны : сборник статей, документов и фотодокументов. — Чита : Экспресс-издательство, 2015. — С. 7—12.
20. Очерки истории Восточного Забайкалья. Читинская область. В 2 т. Т. 2. / под ред. Н. В. Гордеева. — Чита : Экспресс-издательство, 2007. — 240 с.
21. Пепелина Н. И. Из истории народного образования в СССР в 1930-х годах : работа над школьным учебником отечественной истории / Н. И. Пепелина // Вестник МГГУ им. М. А. Шолохова. История и политология. — 2013. — № 2. — С. 19—32.
22. Порш Л. А. Неполная средняя школа / Л. А. Порш, А. В. Константинов // Малая энциклопедия Забайкалья. Наука и образование. В 2 ч. Ч. 2. Н-Я. — Новосибирск : Наука, 2011. — С. 34—35.
23. РозенбергЕ. Г. Среднее (общее) образование / Е. Г. Розенберг // Энциклопедия Забайкалья. Чита. — Новосибирск : Наука, 2014. — С. 485—487.
24. Сомов В. А. История как учебный предмет в советской системе школьного воспитания во второй половине 1930-х гг. / В. А. Сомов // Люди и тексты. Исторический альманах. — 2014. — № 6. — С. 257—270.
Teaching History in Schools in Chita in Context of Implementation of Tasks of the Soviet State in Sphere of Historical Policy (late 1930-ies — early 1940-ies)
© Yaremchuk Olga Anatolyevna (2017), orcid.org/0000-0002-6480-0125, SPIN-code 18154273, PhD in History, Head of Department, Department of History, Transbaikal State University (Chita, Russia), [email protected].
The article analyzes the specifics of teaching history in schools of Chita in the late 1930-ies — early 1940-ies. The sources were published party and government documents and correspondence from the collections of the State archive of the Transbaikal region, introduced into scientific circulation for the first time. It is shown that the pre-war years was a very important step for the development of school historical education in our country, which determined changes in the content of this discipline and methods of its learning. Special attention in research is paid to the peculiarities of organization of educational process on the lessons of history, the characteristics of personnel and material support of the Chita schools. The author dwells on the problems of realization of educational process on the subject, among which there are shortage of qualified personnel, lack of necessary educational and methodical literature, presence of students behind the school program, and others. It is noted that due to the remoteness of the Chita region from the center the solution of these questions objectively was slower. However, despite the shortcomings of the efforts of the education department, school administrators and all teachers of Chita gradually contributed to bringing the quality of the teaching of history in conformity with the essential requirements.
Key words: history; teaching; school; Chita; Chita region; school history education; educational process; history textbook.
Material resources
GAZK — Gosudarstvennyy arkhiv Zabaykalskogo kraya. (In Russ.).
O nachalnoy i sredney shkole: Postanovleniye TsK VKP (b) ot 5 sentyabrya 1931 g.
Livejournal. Seriya: Psyhistorik. Available at: http://psyhistorik.livejournal. com/56331.html. (In Russ.).
O prepodavanii grazhdanskoy istorii v shkolakh SSSR: Postanovleniye Soveta Narod-nykh Komissarov SSSR i Tsentralnogo komiteta VKP (b) ot 15 maya 1934 g. Biblioteka normativno-pravovykh aktov SSSR. Available at: http:// www.libussr.ru/doc_ussr/ussr_3989.htm. (In Russ.).
Ob organizatsii konkursa na luchshiy uchebnik dlya nachalnoy shkoly po elementarnomu kursu istorii Soyuza SSR s kratkimi svedeniyami po vseobshchey istorii» ot 3 marta 1936 g.: Postanovleniye SNK SSSR i TsK VKP (b). Istoricheskiye materialy. Available at: http://istmat.info/node/43985. (In Russ.).
Ob uchebnikakh nachalnoy i sredney shkoly: Postanovleniye TsK VKP (b) ot 12 fevralya 1933 g. Sayt Anatoliya Vladimirovicha Krasnyanskogo. Available at: http:// avkrasn.ru/article-780.html. (In Russ.).
Ob uchebnykh programmakh i rezhime v nachalnoy i sredney shkole: Postanovleniye TsK VKP (b) ot 25 avgusta 1932 g. Istoricheskiye materialy. Available at: http://istmat.info/node/57330. (In Russ.).
References
Allaberdina, G. I. 2006. Stanovleniye i razvitiye shkolnogo istoricheskogo obrazovaniya v SSSR iRossiyskoy Federatsii. Ufa: Gilem. (In Russ.).
Ershova, I. A. 1994. Evolyutsiya metodov obucheniya istorii v sovetskoy shkole, 1930-e — nachalo 1990-kh gg.: avtoreferat dissertatsii ... kandidata pedagogicheskikh nauk. Moskva. (In Russ.).
Gantimurova, M. I. 2015. «Vospitat patriotov...» (Sistema obrazovaniya Chity). In: Mertsalova, V. I. (ed.). Chita v gody Velikoy Otechestvennoy voyny: sbornik statey, dokumentov i fotodokumentov. Chita: Ekspress-izdatelstvo. 344— 346. (In Russ.).
Gordeyeva, N. V. (ed.). 2007. Ocherki istorii Vostochnogo Zabaykaliya. Chitinskaya oblast. Chita: Ekspress-izdatelstvo. 2/2. (In Russ.).
Gordina, E. D. 2010. Istoriya kak instrument patrioticheskogo vospitaniya v SSSR na-kanune i v nachale Velikoy Otechestvennoy voyny. Prepodavaniye istorii v shkole, 3: 9—13. (In Russ.).
Gordina, E. D. 2015. Utverzhdeniye v sovetskom massovom soznanii ofitsialnoy kontseptsii otechestvennoy istorii (1930-e — pervaya polovina 1940-kh godov): istorio-grafiya problemy. In: Vestnik NGTU im. R. E. Alekseyeva. Seriya: Upravleniye v sotsialnykh sistemakh. Kommunikativnyye tekhnologii. 83—97. (In Russ.).
Grishayev, O. V. 2014. Istoricheskaya nauka i istoricheskoye obrazovaniye v SSSR v kont-se 1920 — nachale 1930-kh godov. In: Nauchnyye vedomosti. Seriya: Istoriya. Politologiya. Ekonomika. Informatika. 15 (186)/31: 144—151. (In Russ.).
Grishayev, O. V. 2012. Istoriya izucheniya partiyno-pravitelstvennoy politiki 1930-kh gg. v oblasti istoricheskogo obrazovaniya. In: Vestnik Tambovskogo univer-siteta. Seriya: Gumanitarnyye nauki. 3 (107): 288—292. (In Russ.).
Gureva, O. V. 2014. Nachalnoye obrazovaniye. In: Entsiklopediya Zabaykaliya. Chita. Novosibirsk: Nauka. 341—343. (In Russ.).
Kalutskaya, E. K. 2008. Metodika prepodavaniya istorii v 1920-e gg.: osmysleniye opyta proshlogo v novykh usloviyakh. Prepodavaniye istorii v shkole, 8: 51—56. (In Russ.).
Kazakova, T. P. 2005. Chita v gody voyny. In: Chitinskaya oblast v gody Velikoy Otechestvennoy voyny 1941—1945: Sbornik dokumentov i materialov. Chita: Ekspress-izdatelstvo. 14—17. (In Russ.).
Kazanova, O. I., Dobrynina, E. V., Konstantinov, A. V. 2011. Nachalnoye obrazovaniye.
In: Malaya entsiklopediya Zabaykaliya. Nauka i obrazovaniye. Novosibirsk: Nauka. 2/2. 26—29. (In Russ.).
Koloskov, A. G. 1984. Stanovleniye i sovershenstvovaniye shkolnogo istoricheskogo obrazovaniya v SSSR: avtoreferat dissertatsii ... doktora pedagogicheskikh nauk. Moskva. (In Russ.).
Konstantinov, A. V. 2011. Sredneye obrazovaniye (obshcheye). In: Malaya entsiklopediya Zabaykaliya. Nauka i obrazovaniye. Novosibirsk: Nauka. 2/2. 245—247. (In Russ.).
Konstantinova, T. A. 2005. Iz istorii narodnogo obrazovaniya Chitinskoy oblasti v 1937—1945 gg. In: Chitinskaya oblast v gody Velikoy Otechestvennoy voyny 1941—1945: Sbornik dokumentov i materialov. Chita: Ekspress-iz-datelstvo. 530—536. (InRuss.).
Kosykh, V. I. 2007. Chitinskiy gosudarstvennyy pedagogicheskiy institut: pervyi ucheb-nyi god. In: Chitinskiy arkhivnyy vestnik (K 70-letiyu Chitinskoy oblasti). Chita: Poisk. 13: 28—34. (In Russ.).
Loboda, M. A. 2015. Chitinskiy gosudarstvennyy pedagogicheskiy institut v gody voyny.
In: Chita v gody Velikoy Otechestvennoy voyny: Sbornik statey, dokumentov i fotodokumentov. Chita: Ekspress-izdatelstvo. 329—332. (In Russ.). Mamontova, I. G. 2014. Srednyaya obshcheobrazovatelnaya shkola № 3. In: Entsiklope-
diya Zabaykaliya. Chita. Novosibirsk: Nauka. 489—490. (In Russ.). Mertsalov, V. I. 2015. Gorod Chita nakanune i v gody Velikoy Otechestvennoy voyny (1941—1945). In: Chita v gody Velikoy Otechestvennoy voyny: Sbornik statey, dokumentov i fotodokumentov. Chita: Ekspress-izdatelstvo. 7—12. (In Russ.).
Pepelina, N. I. 2013. Iz istorii narodnogo obrazovaniya v SSSR v 1930-kh godakh: rabota nad shkolnym uchebnikom otechestvennoy istorii. In: Vestnik MGGU im. M. A. Sholokhova. Istoriya ipolitologiya. 2: 19—32. (In Russ.). Porsh, L. A., Konstantinov, A. V. 2011. Nepolnaya srednyaya shkola. In: Malaya ent-siklopediya Zabaykaliya. Nauka i obrazovaniye. 2/2. Novosibirsk: Nauka. 34—35. (In Russ.).
Rozenberg, E. G. 2014. Sredneye (obshcheye) obrazovaniye. In: Entsiklopediya Zabaykaliya. Chita. Novosibirsk: Nauka. 485—487. (In Russ.). Somov, V. A. 2014. Istoriya kak uchebnyy predmet v sovetskoy sisteme shkolnogo vospi-taniya vo vtoroy polovine 1930-kh gg. In: Lyudi i teksty. Istoricheskiy alma-nakh. 6: 257—270. (In Russ.). Vendrovskaya, R. B. 1982. Ocherki istorii sovetskoy didaktiki. Moskva: Pedagogika. (In Russ.).