2. ROSS 308 Бройлерное поголовье: нормативные показатели. - Aviagen Limited.-2012.- 11 с. 3. Роженцов, А.Л. Биохимические показатели инкубационных яиц мясных кур родительского стада кросса «Росс 308» в зависимости от их продуктивного возраста / А.Л. Роженцов, С.Ю. Смоленцев // Материалы международной научно-практической конференции. - Мар.Гос.Ун-т.- Йошкар-Ола.-2013. С. 261-262.
МОРФО-БИОХИМИЧЕСКИЕ ПОКАЗАТЕЛИ ИНКУБАЦИОННОГО ЯЙЦА В ЗАВИСИМОСТИ ПРОДУКТИВНОГО ВОЗРАСТА КУР-НЕСУШЕК РОДИТЕЛЬСКОГО СТАДА
Роженцов А.Л., Смоленцев С.Ю., Михалёв Е.В.
Резюме
Проведенные исследования показали определенное влияние продуктивного возраста кур родительского стада на некоторые морфологические и биохимические показатели инкубационного яйца.
MORFO-BIOHIMICHESKIE INDICATORS OF INCUBATORY EGG IN DEPENDENCE OF PRODUCTIVE AGE LAYING HENS OF PARENTAL HERD
Rozhentsov A.L., Smolentsev S.Yu., Michalev E.V.
Summary
The conducted researches showed a certain influence of productive age of hens of parental herd on some morphological and biochemical indicators of incubatory egg.
УДК 371.3:930. 1/.2:378
ПРЕПОДАВАНИЕ ИСТОРИЧЕСКИХ ДИСЦИПЛИН В КВИ-КГАВМ
Рысаева Г.Р. - к.и.н, доцент Казанская государственная академия ветеринарной медицины имени Н.Э. Баумана
тел.: (843) 273-97-75
Ключевые слова: преподавание истории, ветеринарный институт, этнокультурные особенности.
Keywords: teaching of history, veterinary institute, ethno cultural peculiarities.
Преподавание курса истории - ныне необходимый компонент общеобразовательного цикла дисциплин в вузах России. Изучают историю
и в КГАВМ имени Н.Э.Баумана. Однако так было не всегда. В XIX -начале XX вв. исторические дисциплины в Казанском ветеринарном институте не преподавались. Из гуманитарных дисциплин с самого открытия института преподавались православное богословие, иностранные языки (преимущественно немецкий) и история и теория русской словесности [1]. Эту филологическую дисциплину читал Н.Н.Булич (филолог, профессор, ректор Казанского императорского университета). Позже, в 1890-е годы, русскую словесность преподавал ординарный профессор университета А.С.Архангельский[2].
После Октябрьской революции 1917 года в вузах страны было введено изучение общественных наук. Правда, в Казанском ветеринарном институте сразу наладить преподавание этих дисциплин не удалось. В одном из отчётов КВИ указывалось: «В институте полагаются курсы общественных наук, каковые не были осуществлены ввиду отсутствия в институте специалистов. Ходатайство перед Татглавпрофобром о назначении таковых до сих пор не было удовлетворено»[3].
В 1920-1921 учебном году в КВИ началось преподавание курса политической экономии, для чего был приглашён профессор Казанского университета Б.Е.Будде. В 1924-1925 учебном году началось преподавание философии, а в следующем году - курса истории ВКП(б) и основ ленинизма. В 1929 году на основе кабинета политических наук была создана кафедра общественно-политических дисциплин (заведующий кафедрой доцент по курсу исторического материализма и истории революционного движения П.Н.Троицкий).
В 1938 году Постановлением ЦК ВКП(б) в вузах был введён единый курс - основы марксизма-ленинизма. Начинался он с изучения Краткого курса истории ВКП(б) с одновременным изучением основных произведений классиков марксизма-ленинизма. Кафедра стала называться кафедрой марксизма-ленинизма. Эта кафедра просуществовала до конца Советского Союза. С 1925 по 1991 годы здесь преподавали историю ВКП(б) - КПСС.
Перестройка и случившийся за ней распад СССР сильно повлияли на преподавание общественных дисциплин, что отразилось и на названии кафедры. В 1986 году кафедра была переименована в кафедру общественных дисциплин, а с 1992 года в кафедру гуманитарных наук. В новых условиях было решено преподавать не историю одной партии, а принципиально новую дисциплину - отечественную историю. Студенты ветеринарного вуза стали изучать историю Отечества с древнейших времён до современности. Впервые им преподавали этногенез русского и татарского народов, историю Киевской Руси и Волжской Булгарии, Золотой Орды, Казанского ханства и Московского царства, Российской империи. Вместо узкополитизированного курса - попытка показать многоцветье культур и народов в разные периоды истории нашей страны.
Студенты стали изучать происхождение своих предков, изучать, почему русские называются «русскими», а татары - «татарами», как народы и культуры взаимно влияют друг на друга.
В 2000-е годы в КГАВМ (правопреемнице КВИ) был введён новый спецкурс - история Татарстана. Он преподавался для направлений подготовки «зоотехния», «ветеринарно-санитарная экспертиза». Помимо политической истории в спецкурсе значительное внимание уделялось этнокультурным особенностям, что всегда привлекательно для людей. Изучение национальных культур, традиций народов Татарстана (вплоть до праздников, одежды и кухни) позволило более эмоционально воздействовать на слушателей. Молодёжь всегда заинтересованно и благосклонно воспринимала подобные темы. А наличие дополнительных часов позволяло организовывать для студентов учебные экскурсии в музеи Казани: музей изобразительных искусств, музей С.Сайдашева, Казанский Кремль, Национальный музей РТ. Спецкурс «История Татарстана» преподавался в КГАВМ до 2011-2012 учебного года (сейчас, к сожалению, только в вариативном виде, хотя опыт был интересным и успешным).
С переходом отечественных вузов на подготовку кадров по системам «бакалавриат», «специалитет» определённые изменения произошли и в преподавании исторических дисциплин. Как уже упоминалось, был отменён спецкурс «История Татарстана», а курс Отечественной истории стал называться «История». Дело не в жонглировании словами. Историю России стали показывать как часть мирового исторического процесса. Некоторые технические вузы пошли дальше и стали давать в курсе истории базовые факты по всемирной истории: древность, античность, восток, средневековую Европу и т.д.
В КГАВМ было принято решение ориентироваться на опыт Московский государственной академии ветеринарной медицины и биотехнологии имени К.И.Скрябина. Было решено показывать дисциплину как российский вариант пути развития человеческой цивилизации.
Сейчас мы стараемся рассмотреть как эволюционизировало российское государство с учётом огромного евразийского геополитического пространства, многообразия народов, конфессий, культур. Одновременно мы стремимся рассматривать историю России как составную часть всемирно-исторического процесса.
ЛИТЕРАТУРА: 1. Расписание часов преподавания в Казанском Ветеринарном Институте на 1 полугодие 1916-1917 академического года / Материалы музея истории КГАВМ имени Н.Э.Баумана. 2. Именной список преподавателей и чиновников Казанского Ветеринарного Института и состоящей при нём школы ветеринарных фельдшеров к 1-му января 1895 года. Приложение №3// Учёные Записки Казанского Ветеринарного Института. Т.Х11, вып.1. - Казань, тип. Б.Л.Домбровскаго, 1895. - с.68. 3. Учёные Записки Казанского государственного ветеринарного института
имени Н.Э.Баумана. Т. LXIII. - М., 1956. - с.55.
ПРЕПОДАВАНИЕ ИСТОРИЧЕСКИХ ДИСЦИПЛИН В КВИ-КГАВМ
Рысаева Г.Р. Резюме
Преподавание исторических дисциплин в Казанском ветеринарном институте началась в 1920-х годах. До распада Советского Союза изучали историю коммунистической партии. Переход на преподавание Отечественной истории и истории Татарстана позволил перейти от узкополитизированного курса к изучению многоцветья культур и народов. В современном курсе предполагается рассмотрение российского варианта пути развития человеческой цивилизации.
TEACHING OF HISTORICAL DISCIPLINE IN KVI-KGAVM
Rysaeva G.R. Summary
Teaching historical disciplines in Kazan Veterinary Institute began in the 1920s. The history of the Communist Party was studied before the collapse of the Soviet Union. Transition to the teaching Fatherland History and History of Tatarstan allowed to move from narrow politicized course to study multicolored cultures and people. In modern course is supposed to study of the Russian version of the development of human civilization.
УДК 376:37.047
РОЛЬ КУРАТОРА В ФОРМИРОВАНИИ У СТУДЕНТОВ ИНТЕРЕСА К ВЫБРАННОЙ ИМИ СПЕЦИАЛЬНОСТИ ВЕТЕРИНАРНОГО
ВРАЧА
Ситдиков Р.И. - д.в.н., профессор, зав кафедрой; Гирфанова Ф.Г. - к.б.н., ст.преподаватель; Гирфанов А.И. - к.в.н., ассистент Казанская государственная академия ветеринарной медицины имени Н.Э. Баумана
тел.: (843) 238-25-79
Ключевые слова: куратор, учебно-воспитательная работа, ветеринарный врач.
Keywords: curator, teaching and educational work, veterinarian.
Одной из форм учебно-воспитательной работы в студенческой академической группе высших учебных заведений является кураторство.