Научная статья на тему 'Преподавание дисциплины «Безопасность жизнедеятельности» в условиях потоковой организации образовательного процесса в педагогическом вузе'

Преподавание дисциплины «Безопасность жизнедеятельности» в условиях потоковой организации образовательного процесса в педагогическом вузе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
653
50
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БЕЗОПАСНОСТЬ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ / ОБРАЗОВАНИЕ / ПРЕДМЕТНЫЕ ЗНАНИЯ / СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ / НАПРАВЛЕНИЕ ПОДГОТОВКИ / LIFE SAFETY / EDUCATION / SUBJECT KNOWLEDGE / THE CONTENTS OF THE DISCIPLINE / TRAINING DIRECTION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ребко Эльвира Михайловна

Статья посвящена вопросу преподавания дисциплины «Безопасность жизнедеятельности» в условиях объединения в потоки студентов разных направлений подготовки. Внимание автора сосредоточено на организации образовательного процесса, описании его содержательной части и примеров заданий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Ребко Эльвира Михайловна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Teaching of Discipline «Safety of Life» in the Educational Process of Streaming in Pedagogical High School

The article is devoted to solving the current problem teaching «Safety of life» in the conditions of association in the flow of students from different areas of training.

Текст научной работы на тему «Преподавание дисциплины «Безопасность жизнедеятельности» в условиях потоковой организации образовательного процесса в педагогическом вузе»

Э. М. Ребко

ПРЕПОДАВАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ «БЕЗОПАСНОСТЬ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ» В УСЛОВИЯХ ПОТОКОВОЙ ОРГАНИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В ПЕДАГОГИЧЕСКОМ ВУЗЕ

Статья посвящена вопросу преподавания дисциплины «Безопасность жизнедеятельности» в условиях объединения в потоки студентов разных направлений подготовки. Внимание автора сосредоточено на организации образовательного процесса, описании его содержательной части и примеров заданий.

Ключевые слова: безопасность жизнедеятельности, образование, предметные знания, содержание дисциплины, направление подготовки.

E. Rebko

TEACHING OF DISCIPLINE «SAFETY OF LIFE» IN THE EDUCATIONAL PROCESS OF STREAMING IN PEDAGOGICAL HIGH SCHOOL

The article is devoted to solving the current problem — teaching «Safety of life» in the conditions of association in the flow of students from different areas of training.

Keywords: life safety, education, subject knowledge, the contents of the discipline, training direction.

Переход высшего педагогического образования на федеральные государственные образовательные стандарты высшего профессионального образования (ФГОС ВПО) третьего поколения обусловил включение дисциплины «Безопасность жизнедеятельности» в качестве обязательной в учебные планы подготовки студентов различных направлений [3, с. 122].

В условиях оптимизации знаний неизбежным оказался процесс объединения студентов первого курса бакалавриата в единые потоки для изучения дисциплин, определенных стандартами по направлениям подготовки в качестве обязательных. При этом объединение в потоки может проводиться двумя путями: первый — объединение внутри факультетов (например, на юридическом факультете обучаются студенты по направлениям «Педагогическое образование», «Юриспруденция», которые объединены в один поток); второй путь — объединение потоков между факультетами (например, студенты факультета ИЗО, обучающиеся по направлению «Педагогическое образование», и студенты ИНС, обучающиеся по направлению «Филологическое образование»). Вместе с этим важно, чтобы качество и эффективность организации образовательного процесса по дисциплине «Безопасность жизнедеятельности» оставались на максимально высоком уровне, независимо от того, каким именно образом произошло комплектование исходных потоков (групп).

Удачный опыт преподавания дисциплины «Безопасность жизнедеятельности» в условиях объединения студентов в потоки реализован на факультете безопасности жизнедеятельности Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена.

Подготовка студентов в области безопасности жизнедеятельности в системе высшего педагогического образования базируется на исходных принципах ее реализации (систем-

ности, научности, фундаментальности, интеграции, дефференцированности, единства интеграции и дифференциации, модульности, технологичности, экологизации и др.), определяющих ведущие цели и характеристики обучения, а также обеспечивающих эффективное и качественное функционирование учебного процесса по изучению содержания курса «Безопасность жизнедеятельности» [2, с. 247].

В Герценовском университете введена единая программа обучения по дисциплине «Безопасность жизнедеятельности» для бакалавров, обучающихся на I курсе по всем направлениям подготовки. В основу учебных планов подготовки бакалавров заложено одинаковое количество зачетных единиц (3 з. е. — 108 часов), отводимых на изучение данной дисциплины (табл. 1), а также определено одинаковое количество аудиторных часов (51) и количество часов (57), отводимых на самостоятельную работу студентов по дисциплине. При этом на лекционные занятия отводится 17 часов, а на практические — 34 часа аудиторной работы. Важным при построении дисциплины является то, что практические часы также подразделяются на две части: практики по безопасности жизнедеятельности (17 часов) и практики по основам медицинских знаний (17 часов). Преподавание двух частей практических занятий проводится преподавателями разных кафедр — социальной безопасности и медико-валеологических дисциплин. Нечетное количество часов, отводимых на лекции (проводятся в потоке) и практические занятия (проводятся в группе не более 30 человек), обусловлено количеством недель в семестре (17).

Таблица 1

Трудоемкость по дисциплине «Безопасность жизнедеятельности»

Дисциплина Трудоемкость Аудиторная нагрузка, часы Итоговая аттестация

Всего кредитов Всего часов на теоретическое обучение из них Лекции Практические занятия Лабораторные занятия

Аудиторные занятия Самостоятельная работа

Безопасность жизнедеятельности 3 108 57 51 17 34 (17 + 17) — зачет

Важным этапом разработки программы является отбор содержания, так как ФГОС ВПО подготовки бакалавров не определяет дидактические единицы. Основное тематическое наполнение курса было определено нами на основании круга компетенций, предусмотренных ФГОС ВПО и ФГОС ВО по направлениям подготовки, осуществляемым Гер-ценовским университетом. Анализ действующих стандартов образования позволил выявить три компетенции, на основе которых базируется тематическое содержание курса:

— готов использовать основные методы защиты от возможных последствий аварий, катастроф, стихийных бедствий;

— способен нести ответственность за результаты своей профессиональной деятельности;

— готов к обеспечению охраны жизни и здоровья обучающихся в учебно-воспитательном процессе и внеурочной деятельности.

Структура рабочей программы дисциплины «Безопасность жизнедеятельности» включает следующие элементы: трудоемкость и аттестацию по дисциплине с указанием часов, семестров и форм отчетности; цели и ожидаемые результаты (компетенции, знания, умения, владения); содержание дисциплины с указанием тем, дидактических единиц и часов по видам учебных занятий; интерактивные формы проведения лекционных и практических занятий; содержание инвариантной и вариативной самостоятельной работы; списки основной и дополнительной литературы, электронные образовательные ресурсы; материалы итоговой аттестации по курсу; материально-техническую базу, КИМ и формы оценки компетенций.

Логика построения курса определена изучением двух разделов: «Теоретические и практические основы безопасности жизнедеятельности» и «Первая помощь и профилактика заболеваний. Основные правила оказания первой помощи пострадавшим в ЧС».

Содержание раздела 1 определено следующими темами (табл. 2).

Таблица 2

Тематическое содержание дисциплины по разделу 1

Тема Дидактические единицы Кол-во часов (лекц. / практ. зан.)

Тема 1. Теоретические основы безопасности жизнедеятельности. Учение о безопасности. Предмет и основные положения безопасности жизнедеятельности Предмет и задачи дисциплины «Безопасность жизнедеятельности». Учение о безопасности. Понятия «безопасность», «ноксология». Основные положения безопасности жизнедеятельности. Личностные факторы, определяющие безопасность жизнедеятельности. Система «человек — социальная среда», «человек — среда обитания» в контексте безопасности жизнедеятельности. Понятие об опасности, угрозе, риске, чрезвычайной ситуации. Классификация чрезвычайных ситуаций по видам, по масштабу. Понятие о поражающих факторах. Виды поражающих факторов и их характеристика 2/2

Тема 2. Правовое регулирование и органы обеспечения безопасности жизнедеятельности Нормативно-правовое обеспечение безопасности жизнедеятельности, характеристика основных законодательных и нормативно-правовых актов. Правовое регулирование и органы обеспечения безопасности жизнедеятельности: структура, основные задачи, права и обязанности 2/2

Тема 3. Чрезвычайные ситуации природного характера и защита от них Классификация чрезвычайных ситуаций природного происхождения. Географические особенности распространения опасных природных явлений на планете, в стране. Негативные факторы последствий ЧС природного характера. Принципы защиты человека и природной среды от опасностей природного происхождения. Защита человека и природной среды в условиях ЧС природного характера. Методы контроля и мониторинга ЧС природного происхождения 2/2

Тема 4. Чрезвычайные ситуации техногенного характера и защиты от них Классификация чрезвычайных ситуаций техногенного происхождения. Географические особенности распространения негативных техногенных событий. Негативные факторы последствий ЧС техногенного характера. Принципы защиты человека и природной среды от опасностей техногенного происхождения. Защита человека и природной среды в условиях ЧС техногенного характера. Методы контроля и мониторинга ЧС техногенного происхождения 2/2

Тема Дидактические единицы Кол-во часов (лекц. / практ. зан.)

Тема 5. Чрезвычайные ситуации социального характера и защиты от них Классификация чрезвычайных ситуаций социального происхождения. Понятие «социум». Место человека в системе безопасности. Военные и вооруженные конфликты. Терроризм. Экстремизм. Массовые беспорядки. Криминальные опасности и угрозы. Миграция населения. Безработица. Этнополитические процессы. Межэтнические противоречия. Наркомания и алкоголизм 2/2

Тема 6. Гражданская оборона и защита человека в чрезвычайных ситуациях мирного и военного времени Система РСЧС и гражданской обороны. Структура, задачи. Средства гражданской обороны (защиты). Средства коллективной и индивидуальной защиты. Оповещение населения и предупреждения чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени. Эвакуация. Порядок эвакуации 2/2

Тема 7. Психологические последствия чрезвычайных ситуаций Психология экстремальных ситуаций и состояний. Первичная реакция на стрессовый фактор. Травматический стресс. Посттравматическое стрессовое расстройство. Психологическая помощь пострадавшим при ЧС различного характера 2/2

Тема 8. Основные направления безопасности жизнедеятельности 1) Экологическая безопасность: сущность и содержание. Особенности ЧС экологического характера, глобальные экологические угрозы безопасности в современном мире. Способы противодействия экологическим опасностям и угрозам. 2) Информационная безопасность. Информационная безопасность человека в современном мире. Информационные войны, информационный терроризм. Безопасность человека в информационном пространстве. 3) Экономическая безопасность. Экономическая безопасность личности в условиях экономических кризисов. Экономические основы управления безопасностью. Экономический ущерб 3/3

Содержание раздела 2 составили следующие темы: 1) Основы учения о здоровье и о болезни (2 ч.). 2) Первая медицинская помощь, ее значение, виды и методы; контроль эффективности ее оказания (2 ч.). 3) Инфекционные болезни, их профилактика и противоэпидемические меры в очаге инфекции (2 ч.). 4) Внутренние болезни, их профилактика и методы оказания первой помощи при заболеваниях (2 ч.). 5) Первая помощь при травмах, профилактика детского и подросткового травматизма (6 ч.). 6) Первая помощь пострадавшим при ЧС (3 ч.).

Объединение студентов в потоки, изменение структуры и содержания привели к корректировке порядка проведения занятий, который был определен следующим образом. Каждому лекционному занятию по разделу 1 соответствует практическое занятие по этой же теме (табл. 2), а также одно занятие по разделу 2. Тематика второго раздела не закреплена за конкретными лекционными занятиями первого раздела. Данный факт обусловлен тем, что оказание приемов первой помощи осуществляется не по темам, а по видам травм (заболеваний), полученных при чрезвычайном событии. При этом на том уровне оказания первой доврачебной помощи, к которому готовят студентов педагогического вуза, не является столь важным факт — «при какой ЧС была получена травма» (например, открытый перелом), важнее — «какие конкретные действия необходимо предпринять для минимизации последствий травмы». Все практические занятия по разделу 2 целесообразно прово-

дить по алгоритму: краткое изучение теории, практическая отработка навыков оказания доврачебной помощи в случае, предусмотренном темой занятия.

Обучение по разделу 1 имеет более сложную структуру. Всем студентам, обучающимся на потоке, предлагается зарегистрироваться в системе дистанционной поддержки дисциплины «Безопасность жизнедеятельности», разработанной на базе платформы Moodle.herzen.spb.ru. Регистрация дает возможность открыть доступ к общему и личному кабинетам. Общий кабинет позволяет получать: актуальную информацию по курсу в виде презентаций, загруженных преподавателем по итогам изученной лекции; дополнительную информацию по теории и практике; задания для самостоятельной работы; информацию открытых образовательных ресурсов; учебные видеофильмы; научные статьи. Личный кабинет позволяет: прикрепить выполненные задания самостоятельной работы, получить оценку преподавателя, комментарии к нему; задать вопросы преподавателю, получить развернутый ответ и дополнительные пояснения.

Алгоритм проведения практического занятия по безопасности жизнедеятельности, по нашему мнению, должен включать следующие элементы: 1) работа с ключевыми понятиями и терминами изученной на лекции теории; 2) решение ситуационных задач, поиски решения проблемных вопросов в виде заданий-карточек; 3) демонстрация специализированных учебных фильмов и видеофрагментов с последующим обсуждением; 4) анализ и совместное решение тестовых заданий, которые предусмотрены версиями интернет-экзамена (проводимого на более старших курсах по итогам остаточных знаний); 5) ознакомление с практическими приборами, реквизитом (если такие имеются по изучаемой теме, например, противогаз, аптечка индивидуальная АИ-2, дозиметр бытовой и пр.).

Примером элементов сценария такого занятия могут послужить задания, представленные в таблице 3.

Таблица 3

Примеры заданий для практического занятия

Методический прием Содержание задания по теме « ЧС природного характера и защита от них»

Примеры ситуационных задач 1. Поступило сообщение об опасности наводнения в вашем городе. Ваш дом попадает в зону объявленного затопления. Ваши действия при угрозе и во время наводнения. 2. Во время прогулки по лесу в пожароопасный период (сухая погода и ветер) вы уловили запах дыма и определили, что находитесь в зоне лесного пожара. Ваши действия. 3. Вы отдыхаете на берегу моря/океана. Прогуливаясь утром по берегу, вы обратили внимание на сильный и достаточно быстрый отлив (вода ушла от берега более чем на 100 м/ч). Определите приближающуюся опасность и порядок действия человека в данной ситуации [1, с. 166]

Пример проблемной карточки (каждой группе студентов может быть определена своя ЧС ПХ) Вы проводите урок в 6 классе. По системе оповещения РСЧС получен сигнал о приближении урагана. 1) Определите причины и последствия возникновения данного стихийного бедствия. Дайте определения. 2) Назовите поражающие факторы урагана. 3) Определите порядок действий учителя в классе при угрозе урагана и во время урагана. 4) Определите алгоритм поведения обычного человека, которого ураган застал: в помещении, на улице города, в автомобиле, в путешествии, в сельской местности

Методический прием Содержание задания по теме « ЧС природного характера и защита от них»

Просмотр учебного видеофрагмента и анализа разбора ситуации в видеофрагменте Учебный фильм МЧС РФ «ЧС природного характера и защита от них». http://www.youtube.com/watch?v=yruNHQnCDcw Обсуждение вопросов: Какие вопросы возникли у вас в ходе просмотра фильма? Назовите ключевые природные опасности Северо-Западного региона. Какие действия, предложенные сотрудниками МЧС, показались вам недостаточными, почему, чего не хватило?

Примеры тестового задания для отработки знаний 1. Лесные пожары, в зависимости от уровня горения леса, могут быть: а) низовые, верховые и почвенные; б) скрытые, открытые, беглые; в) небольшие, средние, крупные; г) слабые, средние, сильные. 2. Ветер огромной разрушительной силы скоростью 120 км/ч и более, продолжительностью несколько суток называется: а) шквалом, б) ураганом, в) смерчем, г) бурей

Пример интерактивного задания Студентам предоставлен компьютер, их задача, поделившись на группы, провести обзор и анализ следующих интернет-ресурсов по заданным параметрам: http://www.mchs.gov.ru/ (МЧС РФ), http://www.culture.mchs.gov.ru/ (Культура БЖ), http://www.spas-extreme.ru/ (портал детской безопасности)

Ознакомление с приборами Дозиметр (демонстрация и отработка практических навыков определения уровня радиации, последствия ЧС); шумомер; определитель РН воды (последствие наводнения); демонстрация звуковых сигналов эвакуации

Итоговый общий зачет по дисциплине целесообразно проводить в форме зачета электронного (на базе платформы Moodle.herzen.spb.ru) или оригинального (папка выполненных работ) портфолио, в тесной взаимосвязи трех преподавателей (лектор, преподаватель практик по БЖ, преподаватель практик по ОМЗ). Портфолио будет включать лекционные и презентационные материалы, объединит набор алгоритмов поведения человека при ЧС различного характера, выполненных в виде памяток, которые могут быть использованы всеми учащимися на протяжении жизни.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Безопасность жизнедеятельности для педагогических и гуманитарных направлений: Учебник и практикум для прикладного бакалавриата / Под общ. ред. В. П. Соломина. М., 2015.

2. Преподавание дисциплины «Безопасность жизнедеятельности» для студентов на основе модульного подхода / Абрамова С. В., Бояров Е. Н., Станкевич П. В. // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Педагогика, психология. 2013. № 3 (914). С. 246-250.

3. Станкевич П. В. Теоретико-методические основы подготовки бакалавров естественнонаучного образования // Вестник Поморского университета. Серия: Физиологические и психолого-педагогические науки. 2009. № 2. С. 121-127.

REFERENCES

1. Bezopasnost' zhiznedejatel'nosti dlja pedagogicheskih i gumanitarnyh napravlenij: Uchebnik i praktikum dlja prikladnogo bakalavriata / Pod obsfch. red. V. P. Solomina. M., 2015.

2. Prepodavanie discipliny «Bezopasnost' zhiznedejatel'nosti» dlja studentov na osnove modul'nogo podhoda / Abramova S. V., Bojarov E. N., Stankevich P. V. // Vektor nauki Tol'jattinskogo gosudarstvennogo universiteta. Serija: Pedagogika, psihologija. 2013. № 3 (914). S. 246-250.

3. Stankevich P. V. Teoretiko-metodicheskie osnovy podgotovki bakalavrov estestvennonauchnogo ob-razovanija // Vestnik Pomorskogo universiteta. Serija: Fiziologicheskie i psihologo-pedagogicheskie nauki. 2009. № 2. S. 121-127.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.