Научная статья на тему 'Преподавание дисциплин национально-регионального компонента в музыкально-педагогических учебных заведениях'

Преподавание дисциплин национально-регионального компонента в музыкально-педагогических учебных заведениях Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
163
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Филология и культура
ВАК
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Преподавание дисциплин национально-регионального компонента в музыкально-педагогических учебных заведениях»

Ф.Ш. Салитова

ПРЕПОДАВАНИЕ ДИСЦИПЛИН НАЦИОНАЛЬНО-РЕГИОНАЛЬНОГО КОМПОНЕНТА В МУЗЫКАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЯХ

Глубокое познание истории и культуры многонациональной России имеет решающую роль в формировании духовного облика новых поколений. Современное российское музыкально-педагогическое образование предусматривает приоритетность подготовки будущих специалистов на основе изучения истории отечественной музыкальной культуры. Государственный стандарт, программы подготовки педагогов-музыкантов учитывают значимость национально-регионального компонента и предоставляют возможность включать в учебные планы средних и высших музыкально-педагогических учебных заведений дисциплины, которые расширяют и углубляют знания учащихся и студентов в сфере культуры того региона или республики, где им предстоит вести будущую педагогическую деятельность. При этом важным аспектом цикла музыкальноисторических дисциплин выступает разностороннее изучение не только общероссийской, но и региональной или локальной национальной музыкальной культуры. В связи с этим повышается роль музыкального наследия татарского народа во всех звеньях музыкально-педагогического образования Республики Татарстан.

В настоящее время татарская музыкальная культура изучается во всех общеобразовательных и музыкальных школах, специальных средних и высших учебных заведениях Республики Татарстан. Кроме того, складываются предпосылки к созданию системы национального музыкального образования на базе сети татарских детских музыкальных школ, национальных музыкальных отделений и отдельных групп в педагогических колледжах и училищах.

Как представляется, наиболее последовательно формирование системных знаний в указанной области у будущих педагогов осуществляется в татарстанских педколледжах, педучилищах и на музыкальном факультете Казанского педагогического университета. Между названными учебными заведениями налажены прочные контакты. Музфак КГПУ оказывает научно-методическую помощь педучилищам и педколледжам. В свою очередь учебные заведения среднего звена стремятся привить своим учащимся базовые знания по музыкальной культуре Татарстана в объеме, достаточном для будущей педагогической деятельности и дальнейшей профессиональной подготовки в вузах и учреждениях непрерывного педагогического образования. Однако национально-региональный аспект подготовки педагогов-музыкантов не свободен от недостатков. К ним относится слабое знание педагогами и учащимися татарского языка, малочисленность учебной литературы, неразработанность специальной терминологии и т.д. Преодолению указанных недостатков способствует научно-методи-

ческая и учебно-методическая работа преподавателей средних специальных и высших учебных заведений и вузов Татарстана по совершенствованию преподавания дисциплин национально-регионального компвнента.

Одним из основополагающих в плане формирования базисных знаний будущих педагогов-музыкантов республики является курс истории татарской музыкальной культуры. При закономерности индивидуальных подходов к чтению этого курса в различных учебных заведениях, возникают проблемы общего характера, которые препятствуют объективному и разностороннему освещению музыкального творчества татар: разноречивость оценочных характеристик, недостаточная согласованность с другими общегуманитарными и специальными дисциплинами, пренебрежение принципом историзма. Нередко татарская музыка до начала XX в. изучается исключительно в аспекте накопления народно-песенных традиций, а отправной точкой отсчета ее истории определяется 1917 г., когда произошло искусственное разделение национальной культуры на «новую» и «старую». Как правило, курс посвящается рассмотрению современного композиторского творчества Татарстана с применением жанрового принципа, который, выхватывая из общего контекста отдельные, пусть и самые заметные творческие явления, не определяет полноценно их роль в общем процессе развитии татарской музыки. Одной из причин существующего положения можно назвать малочисленность новой научной и педагогической литературы. Все еще используются в учебном процессе без необходимой критической переоценки издания 50-70-х годов, базирующиеся на былых идеологических и эстетических установках. Это до сих пор не изжиты, некоторые стереотипные представления о татарской музыке: об ограниченности и даже отсутствии инструментальной культуры, профессионального творчества устной традиции, запрета этого вида искусства исламом и др.

В настоящее время на музыкальном факультете Казанского педагогического университета сложились условия формирования научно и методологически обоснованной концепции курса «История татарской музыкальной культуры». Этому способствует применение в педагогической практике опубликованных в последние десятилетия трудов М.Нигмедзянова по вопросам теории, истории татарской народной и профессиональной музыки; Р.Халитова, посвященные исследованию традиционного татарского музыкального инструментария; С. Раимовой по истории татарской музыкальной культуры и др. В последние годы курс ведется на основе научных и методических работ Ф. Салитовой, в том числе учебного пособия «Очерки по истории татарской музыкальной культуры» для студентов высших и средних специальных музыкально-педагогических учебных заведений Республики Татарстан (Казань, 1997). Учебные и учебно-методические пособия создают и преподаватели других музыкально-педагогических учебных заведений. Среди них следует отметить пособие А. Сафиной «Татарская музыка и учебно-воспитательный процесс» об использовании татарской музыки в учебно-воспитательном процессе в качестве интегрирующего фактора гуманитарной и профессиональной подготовки будущих педагогов (Казань, 1998). Оно рассчитано специально на преподавателей пеагогичес-

ких колледжей и училищ РТ. Полезным дидактическим материалом является учебное пособие для средних специальных учебных заведений преподавателя Лениногорского педучилища Ф. Мирзияновой «Татарская народная музыка» (Леииногорск, 1998). Кроме того, в каждом педагогическом училище и педкол-ледже РТ разработаны программы по истории татарской музыки и татарскому народному музыкальному творчеству.

Для углубления содержания курса потребовалось решение ряда научных и методических задач, обусловленных тем, что проблема полного и разностороннего освещения истории татарской музыки до последнего времени оставалась открытой. Применение новейших данных исторической науки и обращение к другим областям знаний (философия, эстетика, филология, археология, культурология, краеведение, специальные разделы искусствознания и музыкознания) позволило составить достаточно объемную и достоверную панораму развернутого в веках процесса развития татарской музыкальной культуры в длительной и точной временной последовательности.

В обновленной концепции курса в качестве основополагающего выступает тезис о «триединстве», которое выявляется при исследовании социального, экономического, культурного взаимодействия татарского народа с окружающим миром в прошлом и настоящем. Тремя ведущими компонентами татарской культуры являются тюркский (включающий широкие взаимосвязи с культурами тюркских народов), исламский (вовлекающий татар в орбиту общемусульманской цивилизации) и европейский (в большей степени через русскую культуру). Из них первые два играли преобладающую роль вплоть до начала XX в. и были вытеснены в результате известных исторических катаклизмов. Определение равновеликости составных частей упомянутой «триады» позволяет расставить новые акценты, способствующие объективности изложения материала курса.

Малоизученные исторические, археологические, литературные источники указывают на глубокую древность происхождения татарской музыкальной культуры в период догосударственного, кочевого бытия предков татар. В IX -середине XVI вв. в Волжской Булгарии, Золотой Орде, Казанском и других татарских ханствах развивалась эпическая, мемориальная, гимническая, культовая, военная, праздничная музыка в формах вокального и инструментального творчества, фольклорной и устной профессиональной традиции. При рассмотрении последующего пути татарской музыкальной культуры акцентирование исторических событий разъясняет причины ее длительного упадка и дальнейшего подъема под воздействием динамично развивавшейся музыкально-общественной жизни России.

При изучении татарской музыки XX в. также применяется принцип историзма - соблюдается хронология становления жанров, которые получили преобладающее значение на определенных этапах развития композиторского творчества республики: музыкальная драма (20-е - начало 30-х гг.), опера и балет (30 - 50-е гг.), симфоническая и камерная музыка (60 - 80-е гг.). Для ознакомления студентов с современным музыкальным процессом в республике органи-

зуются встречи с композиторами и исполнителями, посещения оперных, балетных спектаклей и концертов с последующим обсуждением и письменным рецензированием.

В последние годы на музыкальном факультете был введен новый курс «История музыкальной педагогики Татарстана», поскольку более чем тысячелетняя музыкально-педагогическая культура татарского народа не нашла отражения в основных учебных курсах. Литература по татарской музыкальной педагогике весьма ограничена и представлена главным образом отдельными статьями. В качестве основного изданного материала при чтении курса используются монографии Ф. Салитовой «Формирование традиционной музыкальнопедагогической культуры татарского народа (VI -XVI вв.)» (Казань, 2001) и «Развитие музыкально-педагогической культуры Казанского края (середина XVI -начало XX вв.)» (Казань, 2002). В основе курса лежит стремление связать явления музыкального искусства разных эпох - от эпоса предков татар до опер и симфоний национальных классиков, с их педагогической значимостью и ролью в нравственно-эстетическом развитии народа. Курс предоставляет возможность ознакомления с музыкальной педагогикой не только татарского, но также русского и других народов, проживающих на территории республики, с выделением в общем историческом процессе этнопедагогических и профессиональных педагогических традиций. В этом направлении проводится работа по расширению и дополнению содержания курса.

В курсе «История музыкальной педагогики Татарстана» обосновывается значение музыкально-поэтического творчества в нравственно-эстетическом становлении предков татар. Далее рассматриваются исламские музыкально-педа-гогические традиции как основополагающие в периоды существования государственных образований татарского народа, а также этнопедагогические традиции различных этнографических групп татар. В следующих разделах курса прослеживается возрастание со второй половины XVIII в. значения европейского компонента в традиционной татарской музыкальной педагогике на основе влияния русской культуры и процесс становления музыкального образования в Казанском крае. Музыкальная педагогика Татарстана советского и постперест-роечного периодов представлена как часть общероссийского музыкально-педа-гогического процесса. В рамках курса изучается деятельность музыкальных учебных заведений (Восточная музыкальная школа, Восточная консерватория, Казанское музыкальное училище, Татарская оперная студия при Московской консерватории, Казанская консерватория, музыкальный факультет Казанского педагогического университета и др.) и творческий путь ведущих педагогов-му-зыкантов Татарстана. В целом курс призван вооружить студентов знанием основных процессов истории музыкальной педагогики региона и указать пути применения нравственно-эстетического потенциала национального музыкального наследия в будущей педагогической деятельности. Курс нацелен и на конкретный методический и дидактический результат - знание педагогических традиций края возможно применять в конкретной практической работе: при воссоздании народных праздников, обрядов, использовании тех или иных произведений народного и профессионального творчества в учебном процессе.

Обоснованность введения курса «История музыкальной педагогики Татарстана» подтвердило анкетирование студентов музфака КГПУ. Отметив свою малую осведомленность, они проявили заинтересованность в приобретении новых знаний по данной проблематике для профессионального становления и общего интеллектуального развития. Многие студенты указали на формирование у них нового взгляда на историю края в свете развития музыкальной педагогики. Заинтересовала студентов - выпускников Ленингорского, Тетюшского педагогических училищ, Набережночелнинского, Арского педагогических колледжей - история основания и развития этих учебных заведений. Некоторые из них предложили продлить курс для того, чтобы «побольше узнать о современной татарской педагогике и обучении в татарских школах». Примечательны следующие цитаты из анкет: «В школе, рассказывая детям о значении музыки в нашей жизни, можно будет донести до них то, что на территории нашего края существует древняя музыкальная культура и образование»; «теперь я смогу рассказать, какой была музыкальная педагогика у древних тюрков, волжских булгар, о становлении музыкального образования в Казанской губернии и Татарстане». Особо примечательным представляется следующее пожелание: «Считаю, что курс нужен не только на музфаке, но и в училищах и других специальных учебных заведениях». Подобные высказывания содержались во многих анкетах. Действительно, введение курса истории музыкальной педагогики родного края в педагогических колледжах и училищах будет способствовать формированию у учащихся более глубокого осознания общих закономерностей развития национальной музыки, ее масштаба и значимости в системе мировых культурных ценностей.

Дополняют и расширяют цикл дисциплин национально-регионального компонента на музыкальном факультете КГПУ курсы по выбору. Описание и методика изготовления образцов традиционного национального инструментария в курсе «Татарские народные музыкальные инструменты» нацелены на перспективу организации школьных инструментальных ансамблей. Курс «Татарское традиционное вокальное исполнительство» знакомит с историей развития вокального творчества татар и предусматривает практическое освоение специфических навыков национального вокала.

В учебных планах музыкально-педагогических училищ и колледжей и музыкального факультета КГПУ национально-региональный фактор учитывается при ведении всех дисциплин предметного блока. Обогащают репертуар в классах музыкального инструмента, хорового дирижирования и вокала, а также учебных хоров, оркестров и ансамблей обработки татарских и русских народных песен, произведения композиторов Татарстана.

В преподавании цикла музыкально-теоретических дисциплин национально-региональный фактор реализуется посредством анализа произведений композиторов республики, гармонизации татарских напевов, изучения ладовой, мелодической и ритмической специфики татарской музыки, развитие слуховых навыков на национальном музыкальном материале и т.д. В курсе музыкальной

этнографии раскрываются возможности использования в школьной практике татарского и русского музыкального фольклора. Организуются фольклорные праздники с привлечением атрибутов национальной культуры (традиционные костюмы, народные инструменты и др.), историко-этнографические экскурсии, посещаются концерты народной музыки. Студентам предоставляется возможность прохождения педагогической практики в татарских школах и гимназиях, написания курсовых и выпускных квалификационных работ по различным вопросам татарской музыки, в том числе на татарском языке.

Проблема совершенствования национально-регионального аспекта учебной деятельности средних и высших музыкально-педагогических учебных заведений Республики Татарстан не теряет своей актуальности, поскольку именно педагоги-музыканты прежде всего призваны сохранять и развивать музыкальные традиции, веками формировавшие духовно-нравственные идеалы, лучшие черты национального характера. Изучение истории музыкальной культуры народов Татарстана останется и впредь одним из основных факторов подготовки специалистов для системы общего музыкального образования республики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.