Научная статья на тему 'Научно-исследовательская и художественно-творческая деятельность музыкального факультета'

Научно-исследовательская и художественно-творческая деятельность музыкального факультета Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
222
78
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Филология и культура
ВАК
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Научно-исследовательская и художественно-творческая деятельность музыкального факультета»

Р.К.Хурматуллина

НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ И ХУДОЖЕСТВЕННОТВОРЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ МУЗЫКАЛЬНОГО ФАКУЛЬТЕТА

Музыкальный факультет КГПИ был создан в 1960 году с целью подготовки учителей музыки для системы общего образования РТ и других регионов РФ. Сфера научных и художественно - творческих интересов преподавателей факультета была обусловлена требованиями образовательного стандарта и индивидуальными предпочтениями.

Приоритетными для факультета стали следующие направления научноисследовательской деятельности:

- теория и история музыкальной культуры Республики Татарстан и Поволжья;

- теория и методика профессионального высшего и средне-специаль-ного музыкального образования;

- теория и методика музыкального образования школьников;

- музыкальная психология и психология музыкального образования;

а так же

- концертно-исполнительская деятельность преподавателей и студентов факультета.

Данные направления в той или иной мере разрабатывались в течение всей истории становления МФ, однако каждый из периодов знаменателен по-своему и связан с конкретными именами, яркими личностями.

Первым деканом факультета стала Лариса Филипповна Панькина - музыкант и педагог, мастер хорового дирижирования. По ее инициативе был создан факультетский хор, успешно выступавший на многих концертных площадках города, республики и за ее пределами.

Уровень профессионализма специалистов-музыкантов, привлеченных для работы на факультете в период его становления, в 60-70 гг., определил ту высокую планку концертно-исполнительской деятельности, благодаря которой факультет получил престиж художественно-творческого вуза. Среди них музыковеды А.А.Бренинг, Г.М.Кантор, композитор А.З.Бакиров, оркестровые и оперные дирижеры Д.Г.Садрижиганов, И.Э.Шерман, Т.Г.Гудкова, баянисты В.П.Плетнев и Н.В.Черняев, вокалисты К.А.Музлова, Л.М.Хусаинова, хоровые дирижеры Н.В.Бакиева, С.Н.Альмеева, пианисты Е.А.Соколова, О.С.Кошелева и др. И сегодня на факультете успешно трудятся Т.Г.Арбузова, Т.П.Борец, Л.В.Говорухина, К.Б.Милицина, В.А.Сайдашева, Л.С.Шигабут-динова, Э. Б. Литвинова, М.Г.Дисман и др.

В области научно-исследовательской деятельности приоритетными для сотрудников факультета в 60-70 гг. были музыковедческие темы, проблемы вузовской педагогики и методики профессионального обучения.

Проблемами изучения народных традиций эстетического воспитания, а также творчеством татарских композиторов занималась С.И.Раимова, музыкальный фольклор казанских татар исследовала Р.А.Исхакова-Вамба, оперному искусству дореволюционной Казани были посвящены статьи и монографии Г.М.Кантора, светомузыка и синтез искусств как научная проблема-

тика интересовали И.Л.Ванечкину. Проблемы вузовской педагогики исследовали М.Г.Дисман, Г.С.Кожевников, М.М.Перельштейн. М.Г.Дисман разработал курсы "Анализ музыкальных произведений" и "Музыкальная психология" для студентов музыкально-педагогических факультетов, Г.С.Кожевников исследовал проблему формирования личности учителя музыки в процессе профессиональной подготовки, М.М.Перельштейна занимала специфика начального обучения взрослых игре на фортепиано.

Практическую направленность носили учебные пособия по хоровой аранжировке А.В.Назарова, методические рекомендации по фортепианному исполнительству Э.Б. Литвиновой, Л.Г.Варфоломеевой.

Авторский коллектив в составе Л.Ф.Панькиной, Н.В.Бакиевой и М.Ф.Зиганшиной создал целый ряд учебных пособий, учебников и хрестоматий по музыке для татарских школ, которые в последствии были многократно переизданы и используются в школьной практике по сей день.

Педагоги факультета сотрудничали с научно-исследовательским сектором (НИС) КГПУ, который содействовал укреплению взаимосвязей науки с производством. Руководимая М.Г.Дисманом научно-исследовательская группа провела изучение эффективности комплексного использования музыки в нескольких учебных заведениях и на предприятиях г.Казани. Опыт был одобрен коллегией Госпрофобра и рекомендован к внедрению в системе профтехобразования страны.

В 70-80 гг. научные исследования преподавателей заметно активизировались, что привело к защите целого ряда диссертаций. В 1972 году Г.М.Кантор защитил кандидатскую диссертацию на тему: "Оперный театр в Казани дооктябрьского периода", в которой на основе архивных материалов, дореволюционной прессы, мемуаров, воссоздал картину музыкально-театральной жизни Казани как одного из крупнейших оперных центров России. В последствии об истории становления Татарского театра оперы и балета Ф.Ш.Салитовой была написана глава коллективной монографии "Татарский академический театр оперы и балеты им. М. Джалиля" (Казань, 1994), которая наряду с монографией того же автора "Музыкальные драмы Салиха Сайда-шева" (Казань, 1988) стала продолжением исследования музыкально-театральной жизни Казани.

Музыкальное краеведение, в частности история фортепианного образования и исполнительства в РТ, страницы истории Казанского музыкального училища изучались Э.Б. Литвиновой. Творчеству выдающихся татарских музыкантов - оперной певицы М.Рахманкуловой и композитора Р.Яхина - были посвящены статьи Л.С.Шигабутдиновой.

В диссертации С.И.Раимовой "Татарские народные традиции в эстетическом воспитании и использование их в современной школьной практике" (1973) дан анализ опыта татарской этнопедагогической системы музыкального воспитания и рекомендации по его использованию. Жанровые стилистические особенности песенного творчества татар исследует в своей кандидатской работе "Лирические песни Казанских татар крестьянской и городской традиций" (1975) Р.А.Исхакова-Вамба.

Изучению традиций музыкального инструментария, народной инструментальной музыки татарского народа была посвящена диссертационная работа Р.Ф.Халитова (1987), ставшая продолжением летописи татарской музыкальной этнографии. Работа была сделана на богатом фактическом материале, собранном в результате целевых экспедиций автора в 1972-1984 гг. по районам РТ.

В эти же годы появилось первое учебное пособие по татарской музыке "История татарской музыки", которое в последствии было многократно переиздано и "Сольфеджио на материале татарской музыки", автором которых была С.И.Раимова. В 2003 году в издательстве "Магариф" вышла монография профессора М.Н.Нигмедзянова "Татарская народная музыка", обобщившая многолетние исследования автора в области музыкального фольклора.

В русле исследования музыкальной культуры Татарстана были диссертационные работы, посвященные творчеству татарских композиторов. Вопросы формирования развития симфонического творчества Н.Жиганова рассматривала Ф.Я.Шамсутдинова (1983). Позже балетное творчество Н.Жи-ганова стало темой диссертационного исследования Д.Ф.Хайрутдиновой.

Творчеством другого татарского композитора, С.Сайдашева, в разные годы занимались С.И.Раимова ("Салих Сайдашев. Материалы и воспоминания". Казань, 1970), М.Н.Нигмедзянов ("С.Сайдашев: биографический очерк". Казань, 1985), Ф.Ш.Салитова ("Музыкальные драмы С.Сайдашева". Казань, 1988).

Искусству гениального русского композитора А.Н.Скрябина, анализу его светомузыкальных концепций были посвящены научные статьи и книга "Поэма огня" (Казань, 1982) И. Л.Ванечкиной (в соавт.)

История зарубежной музыки и зарубежной литературы в центре научных интересов Л.Г.Сафиуллиной. В диссертационной работе "Морис Метерлинк и проблема творческих соотношений" (1998) она исследует раннюю драматургию французского писателя, а также оперу К.Дебюсси "Пеллеас и Мелизанда" в аспекте творческого взаимодействия драматурга и композитора.

Научные работы Ф.Ш.Салитовой - монографии "Формирование традиционной музыкально-педагогической культуры татарского народа (VI-XVI вв.)" (Казань, 2001), "Развитие музыкально-педагогической культуры Казанского края (середина XVI - начало XX вв.)" (Казань, 2002), "Развитие музыкально-педагогической культуры татарского народа (от истоков до начала ХХ в.)" (Казань, 2002) и докторская диссертация " Развитие музыкально - педагогической культуры татарского народа (от истоков возникновения до формирования как устойчивого явления)" (2002) - легли в основу научного направления - исследования музыкально-педагогической культуры татарского народа, различных ее аспектов. Под научным руководством Ф.Ш.Салитовой Л.А.Ахметова защитила кандидатскую диссертацию по теме "Развитие нравственно-экологического содержания музыкально-педагогической культуры татарского народа" (2004). Национальные традиции вокальной педагогики исследует Н.Х.Нургаянова. В традициях данного направления и диссертационная работа А.Н. Валиахметовой, рассматривающая вопросы воспитания музыкальной культуры детей-татар в школах и медресе (конец XIX - сер. XX вв.).

Работа музыкального факультета, решение повседневных задач музыкально-педагогического образования способствовали интенсивному развитию теории и методики профессионального музыкально-педагогического образования.

М.М.Перельштейн обобщил свой опыт работы со студентами факультета общественных профессий (ФОП), разработал методику начального обучения взрослых игре на фортепиано и 1981 году защитил диссертацию по теме "Проблемы формирования познавательной самостоятельности в процессе начального музыкального воспитания". Формирование познавательного интереса студентов средствами вокально-хорового репертуара (1982 г.) стало темой исследования Н.В.Соколовой, в работе которой были предложены приемы организации самостоятельной поисковой деятельности детского вокально-хорового репертуара в целях развития у студентов навыков педагогического труда. Проблема формирования и развития эмоциональной отзывчивости на музыку как профессионально важного качества учителя-музыканта исследовала Д.С.Надырова (1987). Специфика и содержание художественнотворческой деятельности учителя музыки в школе, ее составляющий комплекс умений и этапы его формирования были рассмотрены Л.Т.Файзрах-мановой в диссертационной работе "Формирование художественно-творческой функции будущего учителя музыки" (1990).

Вопросы подготовки к формированию ценностных ориентаций, нравственно-эстетической культуры школьников средствами музыки в системе музыкально-педагогического образования поднимает и решает в своем диссертационном исследовании "Система профессиональной подготовки студентов музыкально-педагогического факультета к нравственно-эстетическому воспитанию школьников средствами музыки" (1994) А. А. Абдуллина.

Творчество в деятельности учителя музыки, возможность формирования индивидуального творческого стиля деятельности в процессе профессиональной подготовки учителя-музыканта рассматривает в своих статьях и диссертационном исследовании (1996) Р.К.Хурматуллина.

Формирование артистизма личности будущего учителя музыки как необходимое и составляющее его творческой деятельности исследуется в кандидатской работе Г.А.Гариповой (2000).

Продолжая исследование проблем музыкально-педагогического творчества, Г.И.Батыршина в своей диссертации выделяет педагогические условия, необходимые для творческой самореализации будущего учителя музыки (2003)

Культуре педагогического общения как важнейшему условию профессиональной подготовки учителя музыки посвящена диссертационная работа В.Н.Гоптарева (2004).

Исследования в области теории и методики высшего музыкально - педагогического образования продолжаются. В частности, Ю.Л.Блинова исследует психологию музыкально - педагогической деятельности, различные аспекты формирования профессиональной мотивации, А.Э.Гумерова интересует проблема формирования и управления творческим исполнительским

коллективом. Продолжают исследования молодые преподаватели, аспиранты и соискатели А.И.Бушеева, Р.Р.Хусаинов, Э.И.Галяутдинова, А.А.Митрофа-нова и др.

С конца 80-х активизировалась научная работа в области теории и методики музыкального образования школьников и учащихся средних специальных учебных заведений. Проблему воспитания эстетического вкуса учащихся ПТУ аудиовизуальными средствами в условиях досуга решает в своей кандидатской работе (1991) И.А.Трофимова. Итогом работы над данной проблематикой явилась монография "Дети рисуют музыку" (в соавт. с И.Л.Ванечкиной). Татарский детский фольклор как средство воспитания музыкально-эстетического интереса младших школьников стал темой монографии и кандидатского исследования (1998) З.М.Явгильдиной. Следующим этапом работы ученого является докторское исследование развития системы музыкального образования школьников.

Поддерживая тесную связь со школами, преподаватели факультета оказывают им квалифицированную методическую помощь. Работа по созданию учебно-методических материалов в помощь школе, дошкольным учреждениям, средним специальным учебным заведениям является для факультета приоритетным направлением в научно-исследовательской деятельности. Назовем лишь некоторые работы: методические рекомендации по курсу "Мировая художественная культура" Л.Т.Файзрахмановой, по пропаганде музыкальных знаний среди школьников - авторский коллектив под руководством профессора С.И.Раимовой, по использованию татарских народных духовых инструментов в школе Р.Ф.Халитова, по работе над песней со школьным хором Т.П.Борец, по организации аудиовизуальной среды в ПТУ И.А.Тро-фимовой, по использованию татарской музыки в детских дошкольных учреждениях - Л.С.Шигабутдиновой и др.

Совершенствованию учебного процесса на факультете, установлению научных контактов с коллегами из разных регионов страны и зарубежья способствовали различные научные мероприятия - конференции, совещания, семинары и смотры.

Так, в работе методического совещания преподавателей музыкальных дисциплин педвузов по теме "Совершенствование методики самостоятельной работы студентов заочников музыкально-педагогических факультетов в процессе изучения специальных дисциплин" (1984) приняли участие такие авторитетные ученые в области музыкального образования, как Л.Г.Арчажни-кова, Е.А.Красотина, В.И.Муцмахер, Л.А.Рапацкая и др.

Традиционными были ежегодные научно-практические конференции молодых ученых и профессорско-преподавательского состава КГПУ, в которых наши преподаватели принимали и принимают активное участие.

В работе научно-практической конференции "Актуальные вопросы музыкально-эстетического воспитания молодежи: опыт, проблемы, поиски", проведенной на базе факультета в 1995 году, участвовали преподаватели музыкального факультета КГПУ, преподаватели педагогических колледжей, училищ, общеобразовательных школ и школ искусств со всей республики.

Значительным достижением в совершенствовании научно-исследовательской работы на музыкальном факультете явилось проведение двух масштабных - Всероссийской и Международной - научно-практических конференций и издание по их материалам в 2000 и 2002 гг. двух научных сборников "Музыка и педагогика" (выпуски 1 и 2).

Планируется организация и проведение очередной Международной научно-практической конференции "Музыка и педагогика" с изданием материалов конференции.

Развитию науки на музыкальном факультете способствовала издательская деятельность. Были изданы сборники статей "Вопросы истории, теории музыки и музыкального воспитания" (1970, 1972, 1975, 1976), "Вопросы профессионально-педагогической направленности преподавания специальных дисциплин на музыкальном факультете" (1979, 1984), в которых приняли участие Л.Ф.Панькина, А.В.Назаров, Г.М.Кантор, Г.С.Кожевников, С.И.Раимова, М.Г.Дисман, Р.А.Исхакова-Вамба, Э.Б.Литвинова, И.Л.Ванечкина, Т.П.Борец, Н.В.Соколова, Р.Ф.Халитов, Л.Т.Файзрахманова, Д.С.Надырова и др.

На базе факультета был издан сборник статей "Профессиональная подготовка учителя музыки" (Казань, 1990). Преподаватели факультета печатали статьи в журналах и сборниках, изданных в Москве, Минске, Витебске, Йошкар-Оле, Владимире, Саранске и др. Статьи И. Л.Ванечкиной и М.Н.Нигмед-зянова печатались за рубежом.

Публиковались учебные пособия и методические рекомендации, авторами которых были Р.Ф.Халитов, Г.Д.Шаронов, С.И.Раимова, Ф.Ш.Салитова, В.С.Федотов, Т.Н.Михайлова, Э.Б.Литвинова, В.И.Насекина, Д.С.Надырова, Л.Т.Файзрахманова, Т.П.Борец, М.Н.Нигмедзянов, М.В.Галеев и др.

Просветительский, научно-популярный характер носили статьи М.В.Галеева, Р.Ф.Халитова, М.Я.Коварской, Э.Б. Литвиновой, Л.Г.Сафиулли-ной и др.

Плодотворным было и руководство научно-исследовательской работой студентов, которая является важнейшей и необходимой составляющей научноисследовательской деятельности преподавателей коллектива. Студенты факультета участвовали в работе научно-практических конференций факультетского, межвузовского, республиканского, регионального, Всероссийского, Всесоюзного уровней. В 1978 году на Всесоюзном конкурсе студенческих работ студентка И.Трофимова (научный руководитель И.Л.Ванечкина) получила диплом I степени, в 1980 году на Всесоюзном конкурсе студенческих работ дипломантом стала О.Логинова (научный руководитель Т.А.Николаева) в 1983 году на Всероссийском конкурсе работа студентки Е.Перовой (научный руководитель Н.В.Соколова) была признана лучшей. На региональном конкурсе "Студент и НТП" по специальности "Учитель музыки", который проводился в 1982-1987 гг. на базе музыкальных факультетов педвузов Куйбышева, Саратова и Казани в разные годы принимали участие и становились победителями как отдельные студенты факультета, так и целые группы.

В 1995 г. году студентка З.Шарафутдинова (научный руководитель И.А.Трофимова) стала призером на республиканском конкурсе лучших сту-

денческих работ; в 2003 г. студентка Н.Гильфанова (научный руководитель З.М.Явгильдина) - на Всероссийском конкурсе студенческих работ в Санкт-Петербурге; в 2004 г. студентка О.Кислова (научный руководитель М.Г.Дисман) на республиканском конкурсе методических работ.

Студенты музыкального факультета не только выступают с докладами на конференциях, но также публикуют свои научные работы. Так, статья Л.Черновой "Г.Исхаки и музыка" опубликована в журнале "Магариф" (научный руководитель М.Г.Нигмедзянов), статья М.Маликова "О моей учебе на Родине и за рубежом" - в сборнике материалов Международной научнопрактической конференции "Музыка и педагогика" (научный руководитель Ф.Ш.Салитова). В сборнике статей молодых ученых и студентов КГПУ "Актуальные проблемы педагогики и психологии" (вып.7) печатались работы З.Шараповой, А.Туймовой, Г.Салиховой, А.Сафиной (научный руководитель З.М.Явгильдина), А.Митрофанова (научный руководитель И.А.Трофимова). По материалам курсовых работ были изданы "Методическое пособие по ритмике" О.Кисловой, "Музыкальная хрестоматия для занятий по хореографии" И.Опариной (научный руководитель М.Г.Дисман).

Огромное место в работе преподавателей музыкального факультета занимает концертно-исполнительская деятельность. В концертную жизнь факультета в 60-70 гг. особую лепту внесли пианисты Л.С.Шигабутдинова, Э.Б.Литвинова, М.Я.Коварская, вокалисты К.Б.Милицина, К.А.Музлова,

В.А.Сайдашева и др., чья деятельность способствовала пропаганде музыки татарских композиторов, русской и зарубежной классики, являлась эталоном исполнительского мастерства для студентов факультета.

Подготовка студентов к концертно-исполнительской деятельности также была на высоком уровне, чему в немалой степени способствовали Всесоюзный смотр-конкурс исполнительского мастерства музыкальных факультетов педвузов, проведенный в 1983 году под председательством доцента МГПИ В.И.Муцмахера, а так же региональные конкурсы пианистов - студентов музыкальных факультетов педвузов Поволжья в г.Самаре (1979-1990), где в разные годы наши студенты становились лауреатами и дипломантами: Н.Еникеева, О.Андреева, Г.Галяутдинова, Г.Галимзянова (кл. Э.Б.Литвиновой), Н.Горшкова, О.Апушева (кл. Л.С.Шигабутдиновой), С.Фридман (кл. М.Я.Коварской), И.Сушкова (кл. Д.С.Надыровой).

Концертно-исполнительская деятельность самих педагогов носила ярко выраженный просветительский характер. Преподаватели факультета выезжали с концертами в различные города и районы республики, а также за ее пределы. В 70-е годы были заложены традиции публичного музыкально-образовательного лектория. В деревне Чепчуги Высокогорского района почти ежемесячно в течении десяти лет силами преподавателей факультета М.Я.Коварской, М.Г.Дисмана, Т.А.Николаевой, Г.Д.Шаронова, В.А.Сайдаше-вой, Л.Т.Файзрахмановой и др. проводились тематические концерты-лекции. Просветительский характер носили передачи о музыке на татарском языке, которые в 70-е годы проводила С.И.Раимова на Казанском телевидении. Цикл из семи концертов в исполнении М.В.Галеева (концертмейстер

М.Я.Коварская) "Антология татарской песни" включал около ста песен (от

С.Габяши до музыки современных композиторов Татарстана).

В 80-е годы концертно-исполнительская деятельность преподавателей факультета, его творческих коллективов приобретает международный масштаб. Хоровые коллективы "Кантабиле" (худ.рук. Н.В.Соколова), "Хыял" (худ.рук. А.И.Заппарова) представляют музыкальный факультет на международных конкурсах и фестивалях, становятся лауреатами многих из них. Гастрольные поездки М.В.Галеева включают выступления в Турции, Японии, Швеции, Чехии, Румынии, Болгарии. Г.Р.Мурзиева участвует в Международном конкурсе вокалистов в Испании, на фестивале тюркских народов на Кипре, В.С.Федотов выступает с концертами в Италии, Германии, Польше, в 1995 году на Международном конкурсе в Италии становится лауреатом. Преподаватели факультета активно участвуют в конкурсах и фестивалях Всероссийского регионального, республиканского уровней: Н.Х.Нургаянова, З.А.Ша-рифуллина, В.В.Голиков, З. А.Ибрагимова, Р.К.Хурматуллина, З.З.Акрамова и др. Проводятся тематические, отчетные концерты преподавателей-пианистов, преподавателей-вокалистов; сольные концерты М.Я.Коварской, А.А.Абдулли-ной, Г.И.Батыршиной, В.С.Федотова, В .А. Киреева и др. Традиционными были также отчетные концерты хоровых коллективов - дирижеры Л.Г.Говорухина, Т.Г.Арбузова, Г.А.Гимаева, Е.Р.Макарова, Г.А.Гарипова, Г.А.Шарафиева, А.Н.Валиахметова, Н.А.Дашанова и др., отчетные концерты инструментальных коллективов: оркестра народных инструментов и эстрадно-симфонического оркестра под управлением Р.А.Муратова, женского джазбенда "Фантазия" под управлением И.Н.Ильина, ансамбля скрипачей под управлением А.Э.Гумерова, ансамбля баянистов под управлением Г.Д.Шаронова и др.

Традиции концертно-исполнительской деятельности продолжают интенсивно развиваться в последние годы. Вот наиболее значимые достижения в этой сфере: хор "Кантабиле" награжден Гран при, двумя золотыми медалями, призом за дирижерское искусство на Международном конкурсе в г.Польхайм (Германия), золотой и серебряной медалями на Всемирной хоровой Олимпиаде в Австрии; хор "Хыял" получил бронзовую медаль на Международном конкурсе в Риме, где в исполнении факультетского коллектива впервые под сводами Ватикана прозвучали татарские мунажаты.

Лауреатами исполнительских конкурсов различных уровней неоднократно становились студенты музыкального факультета: В.Кривенко (преп. И.Л.Ванечкина), И.Саттаров (преп. М.Г.Галеев), Р.Мотыгуллина (преп. К.Б.Милицына), Э.Гафурова (преп. А.Ф.Файзрахманов), Н.Мусин и М.Низамов (преп. В.С.Федотов) и мн. др. В 2003 году Государственный фольклорный ансамбль республики Татарстан, костяк которого составляют студенты музыкального факультета, стал лауреатом Международного конкурса им. И. Шакирова и Всероссийского конкурса фольклорных коллективов в г.Астрахань (худ.рук. А.Ф.Файзрахманов). В 2004 г. оркестр народных инструментов музыкального факультета (худ.рук. В.М.Бирюков) занял третье место на Всероссийском фестивале музыкальных факультетов педагогических вузов в г. Кострома.

Лауреатами престижных исполнительских конкурсов в последнее время стали следующие преподаватели музыкального факультета: В.В.Хлебников -Гран при международного конкурса в Италии и второе место на международном конкурсе им.А.Н.Скрябина во Франции; Ю.Л. и В.Л.Блиновы - второе место на Всероссийском конкурсе фортепианных ансамблей в г.Вологда, Е.В.Коврикова - второе место на Всероссийском фестивале музыкальных факультетов педагогических вузов в г.Кострома. Преподаватель В.В.Голиков прошел конкурсный отбор в оперную студию Г.Вишневской (г.Москва).

И все же главное достижение музыкального факультета - его выпускники. Это поистине универсальные специалисты широкого профиля, которые успешно трудятся в различных отраслях образования и культуры. Среди них педагоги, ученые и исполнители: кандидат искусствоведения профессор, заслуженный деятель искусств РТ и РФ Р.Ф.Халитов, доцент, заведующий кафедрой вокальной подготовки музыкального факультета, народный артист РТ А.Ф.Файз-рахманов, кандидат педагогических наук доцент, заслуженный работник культуры РТ И. А.Трофимова, кандидат педагогических наук доцент З.М.Явгильдина, кандидат педагогических наук доцент Л.М.Кашапова, кандидат педагогических наук доцент А.М.Сафина, ректор Крымского государственного гуманитарного университета, доктор педагогических наук профессор А.В.Глузман. Целая плеяда выпускников музыкального факультета успешно ведет концертную деятельность в качестве эстрадных певцов. Это заслуженный артист РТ и РБ А.Галимов, заслуженные артисты РТ Р.Низамов, Р.Закиров и др.

Но нельзя жить только достигнутым. Время требует перемен, поиска новых путей улучшения качества подготовки специалистов, усиления их конкурентоспособности и востребованности. На решение этих задач направлена вся деятельность факультета.

В планах факультета проведение регулярных международных конференций "Музыка и педагогика", публикации в центральных изданиях, подготовка коллективных и авторских монографий, защита докторских и кандидатских диссертаций.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.