ПРЕПОДАВАНИЕ ДЕКРЕТАЛЬНОГО ПРАВА В СРЕДНЕВЕКОВОЙ ЕВРОПЕ В XIII-
XIV ВВ.
Зубенко В.В.1, Плешков Е.В.2 ©
1Кандидат социологических наук, старший преподаватель кафедры государственных и
гражданско-правовых дисциплин Ставропольского филиала Краснодарского университета
2
МВД РФ; кандидат юридических наук, доцент, заведующий кафедрой государственно-правовых дисциплин ЧОУ ВО «Северо-Кавказский гуманитарный институт»
Аннотация
Статья посвящена анализу некоторых аспектов преподавания декретального права в средневековой Европе в XIII-XIV вв.
Ключевые слова: каноническое право, Европа, декреты. Keywords: canon law, Europe, decrees.
К концу XV века после изобретения книгопечатания в Европе издатели начали выпускать тома классических канонических текстов - «Декреты Грациана», Liber extra, Liber sextus, Конституции Клементина и Причуды Иоанна XXII, иногда снабжая их дополнительным материалом - как, например, учебниками под общим заглавием Свод канонического права (Corpus iuris canonici), который они готовили для параллельной публикации Юстиниановской кодификации римского права, называемого Сводом цивильного права (Corpus iuris civilis). Рассмотрим особенности становления декретального права как учебной дисциплины, опираясь на уже опубликованные труды в этой области [1,2,3,4,5], а также с помощью распространенных в науке права методов [6,7,8,9,10,11,12,13].
Поскольку декретальное право распространялось в конце XIII - начале XIV вв., главные своды были включены в учебные планы школ канонического права почти сразу же после их публикации. Это, в свою очередь, быстро привело к изданию многочисленных комментариев к декреталиям, начинающихся с глосс и пояснений к ним. Бернард из Пармы закончил пояснения, которые стали Типовой глоссой (Glossa ordinaria) к декреталиям Григория уже в 1241 году, но продолжал дорабатывать свой труд вплоть до самой своей смерти. Бернард из Пармы многое взял из его текста для глосс и таких же комментариев к другим текстам, например Лоренса Испанского и его ученика, Танкреда, читавшего лекции и написавшего глоссы на первые своды еще до появления декреталий папы Григория IX.
Имеющаяся в изобилии литература по декретальному праву была почти неизменно побочным продуктом процесса обучения и представляла собой лекции и замечания по текстам декреталий, сделанные выдающимися преподавателями права того периода. Многие из более известных авторов совмещали преподавание с частной практикой, административной карьерой или должностью судьи, а иногда все вместе. Так, например, Готтфрид, автор первых и часто переписывавшихся Summa (трактат, излагающий основные положения) на Liber extra, после нескольких лет преподавания, сначала в Неаполе, затем в Болонье, получил должность судьи в папской курии, а венцом его карьеры стало назначение на должность кардинала. Одним из покровителей Готфрида был Синибалдо, который после преподавания некоторое время в Болонье и, придерживаясь порядка правопреемства своего все более и все более влиятельного положения в курии, в конечном счете, стал римским папой Инокентием IV. Даже в период своего богатого событиями понтификата Синибалдо продолжил свою работу ученого-юриста и закончил свои разъяснения к Liber extra незадолго до своей смерти. Одним из современников Синибалдо в его студенческие годы в Болонье был Генрих из Суза, преподававший каноническое право в течение короткого периода в
© Зубенко В.В., Плешков Е.В., 2017 г.
Париже, но проведший большую часть своей жизни в достаточно зрелом возрасте в качестве советника королей и римских пап. Как и Синибалдо, Генрих из Суза продолжил исправлять и расширять свой юридический труд спустя большой период времени, с тех пор как он прекратил читать лекции. Он завершил краткий Summa (трактат, излагающий основные положения) под названием Liber extra, когда был архиепископом Эмбруна, а свою слишком длинную lectura на Liber extra после того, как стал кардинал-епископом Остии в 1262 году. Как следствие этой последней и самой высокой из его церковных должностей, Генрих из Суза обычно упоминается как Гостейнс. Вильям Дуранд, более молодой современник Гостейнса и Инокентия IV, схожим образом совмещая научную деятельность и академическую карьеру с судебными и административными должностями. После завершения своей работы над докторской диссертацией и присуждения степени доктора в Болонье Вильям Дуранд преподавал там некоторое время, а позже был принят на должность профессора в Модене. Впоследствии он был назначен на судейскую должность в курии, затем вернулся в Болонью на должность ее папского правителя, а в пожилом возрасте стал епископом Менд. Современники Вильяма Дуранда справедливо считали его выдающимся ученым, особенно за его труд «Speculum iudiciale», который он завершил, пребывая в должности судьи и который он впоследствии переработал, будучи епископом. Этот труд Дуранда стал ведущим учебником по процессуальному каноническому праву в позднем средневековье.
Одним из последних влиятельных фигур того времени, которое теперь оценивается как классический период канонического права (1140-1375), был Джованни д^ндреа, больше известный по латинизированной форме своего имени как Иоанн Aндреа. Джованни д^ндреа, в отличие от других, был женатым мирянином и преподавал на протяжении большей части своей жизни, главным образом в Болонье, где в период 1296-1300 гг. он получил степень доктора. Безусловно, Джованни совмещал свою преподавательскую деятельность с должностью юрисконсульта и адвоката в муниципалитете города Болонья и служил нескольким римским папам, особенно Иоанну XXII, назначившему его папским легатом - весьма необычную должность для мирянина. Джованни д^ндреа компилировал Типовые глоссы к Liber sextus и конституциям Клементина, написал слишком длинную Lectura (которую он назвал Novella в честь одной из своих дочерей, носившей это имя) и составил многочисленные дополнительные комментарии к Speculum iudiciale, написанную Уильямом Дурандом. Одна из внучек Джованни д^ндреа вышла замуж за другого главного канониста XIV века, Джованни да Линьяно, члена знатной семьи из Милана, изучавшего право в Болонье и позже игравшего видные роли в политике и государственных делах. Джованни да Линьяно, как и дед его жены, был плодовитым и влиятельным автором. Его имевший наибольшее влияние труд «Трактат о войне, репрессиях и поединке», заложили основы, опираясь на которые более поздние авторы, такие как, например, Франциско Суарес, испанский иезуит, и Уго Гроций, голландский кальвинист, построили современную теорию и практику международного права.
Литература
1. Aпольский E.A., Плешков Е.В. «Декреты» Бурхарда как символ компиляций канонического права X-XI вв. // Вестник Северо-Кавказского гуманитарного института. 2015. № 4. С. 51-56.
2. Aпольский E.A., Плешков Е.В. Роль германских правителей в процессе становления канонического права в период зарождения феодализма в Европе // В сборнике: Социальные, гуманитарно-экономические и юридические науки: современные тренды в изменяющемся мире Материалы международной научно-практической конференции. Под редакцией О. Н. Чувиловой. 2014. С. 271-273.
3. Aпольский ЕА., Плешков Е.В. Лжеисидоровы декреталии и их влияние на развитие канонического права // Вестник Северо-Кавказского гуманитарного института. 2014. № 4. С. 6771.
4. Плешков Е.В., Апольский Е.А. К вопросу о взаимодействии церкви и государственных структур (опыт развития канонического права средневековой Европы) // Вестник Северо-Кавказского гуманитарного института. 2016. № 1. С. 280-283.
5. Плешков Е.В., Апольский Е.А. Особенности становления и раннего развития канонического права (до V века н.э.) // Вестник Северо-Кавказского гуманитарного института. 2013. № 4 (8). С. 143-146.
6. Апольский Е.А. История учений о наследственном праве (дореволюционный этап) // Вестник СевКавГТИ. 2014. № 19. С. 96-98.
7. Апольский Е.А. Защита труда несовершеннолетних (опыт Российской империи) // Вестник СевКавГТИ. 2013. № 14. С. 47-52.
8. Устинова Л.Г., Султанова М.В. Основные подходы к реализации педагогической требовательности руководителем ОВД // Мир науки, культуры, образования. 2015. № 1 (50). С. 132-134.
9. Устинова Л.Г., Султанова М.В. Формирование интереса курсантов высших учебных учреждений МВД к освоению дисциплин профессионального цикла // Мир науки, культуры, образования. 2015. № 2 (51). С. 106-108.
10. Устинова Л.Г., Султанова М.В. Гуманитарная подготовка будущих сотрудников правоохранительных органов в зарубежной образовательной практике // Мир науки, культуры, образования. 2015. № 5 (54). С. 268-269.
11. Устинова Л.Г., Султанова М.В. Профессиональная культура сотрудников органов внутренних дел // Вестник Московского института государственного управления и права. 2016. № 15. С. 107111.
12. Устинова Л.Г., Султанова М.В. Психологические аспекты профессиональной подготовки полицейских в странах Европы // Вестник Университета (Государственный университет управления). 2015. № 12. С. 337-339.
13. Устинова Л.Г., Султанова М.В. Экстремальная подготовка сотрудников МВД: структура и содержание // Мир науки, культуры, образования. 2015. № 4 (53). С. 231-232.