Научная статья на тему 'СООТНОШЕНИЕ РИМСКОГО ЧАСТНОГО И КАНОНИЧЕСКОГО ПРАВА В СРЕДНЕВЕКОВОЙ ЕВРОПЕ В XIII В'

СООТНОШЕНИЕ РИМСКОГО ЧАСТНОГО И КАНОНИЧЕСКОГО ПРАВА В СРЕДНЕВЕКОВОЙ ЕВРОПЕ В XIII В Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
159
27
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КАНОНИЧЕСКОЕ ПРАВО / CANON LAW / ЕВРОПА / EUROPE / ДЕКРЕТЫ / DECREES

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Зубенко В.В., Плешков Е.В.

Статья посвящена анализу некоторых аспектов соотношения римского частного и канонического права в средневековой Европе в XIII в.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «СООТНОШЕНИЕ РИМСКОГО ЧАСТНОГО И КАНОНИЧЕСКОГО ПРАВА В СРЕДНЕВЕКОВОЙ ЕВРОПЕ В XIII В»

СООТНОШЕНИЕ РИМСКОГО ЧАСТНОГО И КАНОНИЧЕСКОГО ПРАВА В

СРЕДНЕВЕКОВОЙ ЕВРОПЕ В XIII В.

Зубенко В.В.1, Плешков Е.В.2 ©

1Кандидат социологических наук, старший преподаватель кафедры государственных и

гражданско-правовых дисциплин Ставропольского филиала Краснодарского университета

2

МВД РФ; кандидат юридических наук, доцент, заведующий кафедрой государственно-правовых дисциплин ЧОУ ВО «Северо-Кавказский гуманитарный институт»

Аннотация

Статья посвящена анализу некоторых аспектов соотношения римского частного и канонического права в средневековой Европе в XIII в.

Ключевые слова: каноническое право, Европа, декреты. Keywords: canon law, Europe, decrees.

Одним особенно знаменательным явлением на протяжении многих поколений после Грациана была быстро растущая взаимозависимость между каноническим правом и восстановленным римским частным правом. Рассмотрим особенности соотношения римского частного права и канонического права средневековой Европы, опираясь на уже опубликованные труды в этой области [1,2,3,4,5], а также с помощью распространенных в науке права методов [6,7,8,9,10,11,12,13].

Грациан очевидно включил несколько, если таковые вообще имеются, ссылок на римское право в первоначальной версии «Декретов», но на заре его истории анонимный интерполятор добавил почти 150 последних канонов к его книге, включая большое количество текстов римского права. Канонисты в конце XII века обычно заимствовали термины, идеи, понятия и институты у цивилистов, в то время как светские авторы часто сравнивали канонические институты и практику с теми, которые они находили в римских правовых текстах. В начале XIII века симбиотические отношения между двумя изучавшимися видами права (называемыми так в отличие от обычного права и внутригосударственного статутного права, которые обычно не были плановыми предметами изучения на юридических факультетах университетов) так тесно срослись и распространились, что ученые иногда говорят о рецепции римского права канонистами. Рецепция в этом контексте означает, что канонисты приняли Свод цивильного права Юстиниана как дополнительный источник канонического права. Таким образом, когда канонические источники не давали ответов на вопрос или решения проблемы, канонисты иногда черпали информацию и правовые нормы, в которых они нуждались из источников римского права. С практической точки зрения эти два вида права также были взаимозависимы. Студентам права, действительно надеявшимся зарабатывать себе на жизнь как практикующие юристы, необходимо было изучать оба права, чтобы получить знания, необходимые ему в дальнейшем для обеспечения себя средствами к существованию. Краткие справочники по гражданскому праву для канонистов и по каноническому праву для гражданских обывателей следовательно завоевали популярность у читателей и широко распространялись.

Более того, начиная со второй половины XIII века и далее все более частые ссылки на «всеобщее право» или ius commune, означавший такие нормы материального и процессуального права, которые обычно применялись во всем христианском мире. В действительности всеобщее право обычно означало римские канонические правовые понятия и практика, которые городские и королевские суды могли применять для разрешения

© Зубенко В.В., Плешков Е.В., 2017 г.

проблем при недостаточности или отсутствия соответствующих местных обычаев или статутов. Далее, ius commune включало не только тексты римского канонического права, но также признавало типовые глоссы и мнения комментаторов как авторитетные источники права. По большой части ius commune опиралось в вопросах канонического судопроизводства на гражданско-процессуальное право как на модель, которую она приспособила для своих собственных целей со сравнительно незначительными изменениями. Во многих регионах ius commune также включало в себя и нормы канонического субъективного права, основанного на нормах права справедливости, разрешавшие судьям устанавливать правила, приспосабливая обстоятельства отдельной ситуации, когда от судьи требовалось отступить от строгости следования праву. Таким образом, ius commune в действительности преобразовало римское каноническое право в массу правовых обычаев и норм, считавшиеся основным местным обычаем и законом. Судьи могли и прибегали по своему усмотрению к применению массы норм или обычаев, которые они считали пригодными для разрешения споров и поддержания мира внутри общины.

В целом же каноническое право к середине XIII века стало особенной академической дисциплиной, все более специальной и в интеллектуальном отношении все более отдалявшейся от богословия, теологии и гражданского права, но все-таки еще концептуально связанной с обоими. Стоит ли в таком случае удивляться, что во второй четверти XIII века канонисты начали искать пути утверждения своей выдающейся индивидуальности. Первоначально это делалось в форме создания определенных академических званий, для того чтобы отличать людей, сведущих в каноническом праве от обучавшихся другим дисциплинам. Даже до XIII века в документах время от времени появляются такие звания как «магистр декретов» (magister decretorum), но такое звание в то время необязательно означало какой-либо определенный курс обучения или доказывало, что человек, носивший это звание, имел университетскую степень. Тем не менее, в течение двух десятилетий указание при фамилии такого рода обозначения приобрело более точное академическое значение. «Магистр декретов» к 20-ым годам XIII века вероятно означало, что человек занимался изучением курса или прошел курс обучения канонического права в университете, и по его окончании сдал экзамен своему преподавателю, который удостоверял, что он был компетентен преподавать и заниматься профессиональной деятельностью и практиковать как канонист. Структура и номенклатура степеней в 50-х годах XIII века выросли и стали более сложными, что приводило к путанице.

Звание «доктор декретов» (doctor decretorum) к тому времени стало общеупотребительным для определения дипломированного канониста, не только окончившего курс обучения, продолжительностью пять или более лет, но также сдавшего как предварительный экзамен своему преподавателю лично, так и открытый экзамен комиссии, а также читавшего лекции по каноническому праву в университете, который и присуждал ему звание. Окончившие один или два года обучения по дисциплинам канонического права, в то время получали звание «бакалавры декретов», в то время как достигшие в обучении успехов, достаточных чтобы сдать экзамен своему преподавателю, часто носили звание «лицензиата декретов».

Литература

1. Апольский Е.А., Плешков Е.В. «Декреты» Бурхарда как символ компиляций канонического права X-XI вв. // Вестник Северо-Кавказского гуманитарного института. 2015. № 4. С. 51-56.

2. Апольский Е.А., Плешков Е.В. Роль германских правителей в процессе становления канонического права в период зарождения феодализма в Европе // В сборнике: Социальные, гуманитарно-экономические и юридические науки: современные тренды в изменяющемся мире Материалы международной научно-практической конференции. Под редакцией О. Н. Чувиловой. 2014. С. 271-273.

3. Апольский Е.А., Плешков Е.В. Лжеисидоровы декреталии и их влияние на развитие канонического права // Вестник Северо-Кавказского гуманитарного института. 2014. № 4. С. 6771.

4. Плешков Е.В., Апольский Е.А. К вопросу о взаимодействии церкви и государственных структур (опыт развития канонического права средневековой Европы) // Вестник Северо-Кавказского гуманитарного института. 2016. № 1. С. 280-283.

5. Плешков Е.В., Апольский Е.А. Особенности становления и раннего развития канонического права (до V века н.э.) // Вестник Северо-Кавказского гуманитарного института. 2013. № 4 (8). С. 143-146.

6. Апольский Е.А. История учений о наследственном праве (дореволюционный этап) // Вестник СевКавГТИ. 2014. № 19. С. 96-98.

7. Апольский Е.А. Защита труда несовершеннолетних (опыт Российской империи) // Вестник СевКавГТИ. 2013. № 14. С. 47-52.

8. Устинова Л.Г., Султанова М.В. Основные подходы к реализации педагогической требовательности руководителем ОВД // Мир науки, культуры, образования. 2015. № 1 (50). С. 132-134.

9. Устинова Л.Г., Султанова М.В. Формирование интереса курсантов высших учебных учреждений МВД к освоению дисциплин профессионального цикла // Мир науки, культуры, образования. 2015. № 2 (51). С. 106-108.

10. Устинова Л.Г., Султанова М.В. Гуманитарная подготовка будущих сотрудников правоохранительных органов в зарубежной образовательной практике // Мир науки, культуры, образования. 2015. № 5 (54). С. 268-269.

11. Устинова Л.Г., Султанова М.В. Профессиональная культура сотрудников органов внутренних дел // Вестник Московского института государственного управления и права. 2016. № 15. С. 107111.

12. Устинова Л.Г., Султанова М.В. Психологические аспекты профессиональной подготовки полицейских в странах Европы // Вестник Университета (Государственный университет управления). 2015. № 12. С. 337-339.

13. Устинова Л.Г., Султанова М.В. Экстремальная подготовка сотрудников МВД: структура и содержание // Мир науки, культуры, образования. 2015. № 4 (53). С. 231-232.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.