Научная статья на тему 'Преподавание биологии на предвузовском этапе обучения иностранных студентов'

Преподавание биологии на предвузовском этапе обучения иностранных студентов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
557
91
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБУЧЕНИЕ ИНОСТРАННЫХ СТУДЕНТОВ / БИОЛОГИЯ / ПРОВЕРКА ЗНАНИЙ / ЯЗЫК СПЕЦИАЛЬНОСТИ / TEACHING FOREIGN STUDENTS / BIOLOGY / TESTING OF KNOWLEDGE / LANGUAGE OF PROFESSIONAL COMMUNICATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Лизунова Ирина Ивановна

В статье рассматриваются вопросы преподавания биологии на русском языке иностранным учащимся.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Лизунова Ирина Ивановна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Teaching biology to foreign students at the pre-university stage

The present article deals with methods, strategies and forms of teaching biology to foreign students at the pre-university stage.

Текст научной работы на тему «Преподавание биологии на предвузовском этапе обучения иностранных студентов»

ПРЕПОДАВАНИЕ БИОЛОГИИ НА ПРЕДВУЗОВСКОМ ЭТАПЕ ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННЫХ СТУДЕНТОВ

И.И. Лизунова

Кафедра химии и биологии Факультет русского языка и общеобразовательных дисциплин Российский университет дружбы народов ул. Миклухо-Маклая, 6, Москва, Россия, 117198

В статье рассматриваются вопросы преподавания биологии на русском языке иностранным учащимся.

Ключевые слова: обучение иностранных студентов, биология, проверка знаний, язык специальности.

Процесс обучения иностранных студентов биологии на русском языке сложен и многообразен; он представляет собой педагогическое взаимодействие преподавателя и студента, направленный на достижение общей цели теоретического и практического усвоения биологического материала. Переход студента на более высокую ступень профессионально-коммуникативного развития, приобретение профессиональных знаний, умений, навыков и опыта являются результатом совместной деятельности преподавателя и студента.

При обучении биологии содержание учебного процесса формирует у студента научное представление об эволюционном развитии животного и растительного мира, законах его развития, строении, происхождении, функциях отдельных его представителей, взаимосвязях между ними, взаимодействии живого и неживого в свете современных научных достижений биологических наук. Изучение (проведение лабораторных и практических занятий) помогает студенту получить начальные научные представления, сформировать навыки и умения, необходимые для его обучения на основном факультете. Основными регламентирующими документами, регулирующими учебный процесс, являются программы, рабочие учебные планы, которые и определяют продолжительность учебного года, длительность семестров, количество часов по предмету в год и неделю. Годовой учебный план при изучении биологии составляет 148 часов, которые распределены по двум семестрам. Первые занятия по биологии начинаются через 10 недель изучения русского языка. Первый семестр — это 40 академических часов, в конце этого семестра студенты сдают зачет. Во втором семестре у студентов 108 часов, данный семестр завершается зачетом и экзаменом.

Изложение учебного материала по биологии в иностранной аудитории возможно по нескольким схемам: 1) линейной, при которой изучаемый материал базируется на принципах последовательности, системности, историзма (ботаника и зоология); 2) концентрической, при которой знания по изучаемым вопросам постепенно углубляются, расширяются на основе уже выученных положений (анатомия, физиология); 3) спиральной, при которой студенты базируются на ранее изученном

материале, возвращаясь к нему, расширяя и углубляя полученные знания по вопросам строения, функций, особенностей жизни, развития и экологии растительного и животного мира.

Педагогическая система обучения биологии — это объединение множества составляющих, которые остаются устойчивыми при изменениях. Эта система может быть изменена как за счет внутренних резервов (новые открытия позволяют рассмотреть тот или иной процесс с новых позиций), так и за счет привлечения дополнительных мощностей (нового оборудования, новых информационных технологий и т.д.). Педагогика воспитывает интеллектуально и нравственно развитых, самостоятельно думающих, действующих личностей, способных успешно решать стоящие перед ними задачи дальнейшего обучения на основном факультете.

Существенное значение для процесса преподавания биологии имеют оптимизация и новаторство — прогрессивные нововведения, возникающие на научной базе и продвигающие вперед теорию и практику знаний [1] в изучаемых областях. Оптимизация должна включать не только сложную, многоплановую иерархическую систему, но и разработку новых средств и форм учебного процесса. Преподаватель должен отыскать тот единственный путь, который обеспечивает эффективное и качественное решение задач и быстро приводит к намеченной цели. Одним из способов оптимизации процесса обучения является взаимосвязанная деятельность преподавателя и студента, которая заранее ориентирована на получение системы биологических знаний. Процесс оптимизации должен включать не только сложную, многоплановую иерархическую систему различных заданий, но и разработку новых средств и форм процесса обучения. Главным составляющим процесса обучения биологии иностранного студента можно считать: достижение каждым студентом полного понимания материала по биологии на каждом конкретном занятии; затрату определенного усредненного времени на его усвоение. Кроме того, временная составляющая позволяет судить, насколько качественно протекает процесс преподавания. Новации возникают на основе развития базисных положений (коллективной активности, сотрудничества преподавателя и студента), в которые вносятся изменения, коррективы и дополнения. Инновационные технологии ставят студента в центр процесса познания как сознательного равноправного участника.

Функции преподавателя многогранны, остановимся на некоторых их них: контролирующей, оценочной и коррекционной. Данные функции необходимы для создания действенных стимулов для педагогического процесса. Особую значимость в процессе обучения биологии приобретает контроль знаний. В строгом соответствии с этапом обучения применяются устный контроль, письменный контроль, тестовый контроль, зачеты и экзамены. Контроль строго регламентирован и представляет собой единую структуру оценки знаний. Контроль не только позволяет оценить достижения студентов в процессе обучения, но позволяет понять причины неудач, срывов, недоработок. Собранная информация позволяет скорректировать структуру и содержание учебного процесса, оценивать используемые стимулы и эффективность применяемых средств.

Как было сказано выше, в процессе обучения осуществляется взаимодействие преподавателя и студента, направленное на достижение поставленной цели —

Вестник РУДН, серия Вопросы образования: языки и специальность, 2013, № 1

овладение основами биологии на русском языке. В деятельность педагога-биолога включаются следующие звенья: разъяснение и ознакомление студентов с новыми знаниями, явлениями, законами, проверка и оценка полученных знаний. Деятельность студента-иностранца включает восприятие новых знаний, формирование навыков и умений, анализ и синтез биологического материала, понимание причинно-следственных связей, познание биологических законов, приобретение умений и навыков практической работы, самодисциплины и самоконтроля.

Звеньями процесса обучения являются восприятие, осознание, закрепление, применение и анализ полученных биологических знаний. Чем теснее совместная деятельность преподавателя и студента на каждом этапе обучения, становления представлений об изучаемых предметах (одноклеточные и многоклеточные организмы, понятия о типах, классах, представителях животных и т.д.), тем более успешным у иностранных студентов становится процесс овладения знаниями. Каждый новый этап обучения позволяет студенту проанализировать практический и теоретический биологический материал и, оперируя им, решить возникающие перед ним задачи.

Учебная информация, получаемая студентами на разных этапах обучения, подразделяется на информацию когнитивную (несущую знания) и информацию управляющую, показывающую, как лучше усвоить необходимые знания. На начальном этапе обучения биологии иностранный студент в значительной степени использует управляющую информацию (базу знаний по предмету на родном языке) для приобретения необходимых знаний. Так, работа с биологическими текстовыми и табличными иллюстрациями, схемами и рисунками, представленными на доске, со словарем (накопление специальных терминов, приобретение фонетической грамотности) занимает порой большую часть времени на занятиях, так как от уровня и качества представления материала в существенной степени зависит его усвоение. Необходимо также отметить, что работоспособность учащихся, связанная с режимом труда и отдыха, контроль и проверка знаний (его частота и объем), тип и структура знаний, практическое применение полученных знаний, умений, использование новейшего оборудования в учебном процессе, управление познавательной активностью студентов, моральный климат, сотрудничество преподавателей и студентов являются существенными для процесса обучения.

Способность к овладению учебным материалом, усвоению знаний, приобретению умения, навыков, характеристики внимания, мышления, сознательное и прочное усвоение биологического материала, темп усвоения, возраст обучаемых, ответственность и ориентация на будущую профессию определяет обучаемость студентов биологии. Индивидуальные различия данных характеристик у разных студентов-иностранцев приводят к необходимости формирования групп студентов, повторяющих обучение на подготовительном факультете.

Особенно важным для усвоения материала по биологии является время. На аудиторных занятиях студент тратит время на восприятие и первичное усвоение знаний, закрепление и упрочнение материала, определяет сохранение информации в памяти, выполнение тренировочных упражнений, применение знаний и умений, подготовку ответа. Особенно важно при работе в иностранной аудито-

рии добиться на занятии понимания материала по биологии и «оставить» студенту только домашнее выучивание.

Для иностранных учащихся имеет значение не только выбор методов обучения, но и порядок их применения. На начальном этапе обучения биологии возникает необходимость работы со словарем в разноязычной аудитории при строгом соблюдении фонетической и грамматической четкости построения высказывания. Затем подключается работа с текстом совместно с преподавателем, а потом и без его помощи. Самостоятельная работа с учебником дает возможность студентам многократно повторять имеющуюся информацию в доступном темпе и в удобное время. Демонстрация биологических объектов помогает учащимся понимать физиологические и экологические механизмы взаимодействий. Начальные лекции для иностранных студентов строго соответствуют определенным пунктам плана, после каждого из которых студенты имеют право задать вопросы и получить на них разъяснение преподавателя. В дальнейшем лекции требуют все меньших и меньших разъяснений, а потом читаются в обычной, но сокращенной форме. Включение в процесс обучения биологии иностранных студентов интерактивных методов и приемов существенно оптимизирует учебный процесс. Так, учебная дискуссия позволяет не только приобретать новые знания, но и формировать критическое мышление: отстаивать собственное мнение, что существенно стимулирует учебный процесс.

В заключение хотелось бы отметить, что эффективная совместная работа преподавателя и студента позволяет большинству учащихся успешно усвоить годовой материал по биологии предвузовского этапа обучения и перейти на основной факультет.

ЛИТЕРАТУРА

[1] Вербицкий А.А. Активное обучение в высшей школе. — М.: Высшая школа, 1999.

[2] Подласый И.П. Педагогика. — М.: Владос, 2000.

TEACHING BIOLOGY TO FOREIGN STUDENTS AT THE PRE-UNIVERSITY STAGE

I.I. Lizunova

Chemistry and Biology Department Faculty of Russian Language and Basic Sciences

Peoples' Friendship University of Russia Miklukho-Maklay str., 6, Moscow, Russia, 117198

The present article deals with methods, strategies and forms of teaching biology to foreign students at the pre-university stage.

Key words: teaching foreign students, biology, testing of knowledge, language of professional communication.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.