Научная статья на тему 'Некоторые подходы к обучению иностранных студентов'

Некоторые подходы к обучению иностранных студентов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
545
142
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Изотова Ольга Владимировна

Рассмотрены некоторые особенности обучения иностранных студентов высшей математике: организация самостоятельной работы, система контроля и оценки знаний, осуществление корректировки учебных планов и программ на этапе подготовки к обучению в российских вузах, приведены рекомендации по чтению лекций в иностранной студенческой аудитории

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Изотова Ольга Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SOME METHODS OF APPROACH TO TEACHING TO FOREIGN STUDENTS

The article describes some peculiarities of teaching higher mathematics to foreign students.

Текст научной работы на тему «Некоторые подходы к обучению иностранных студентов»

НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК МГТУ ГА серия Международная деятельность вузов

УДК 378.1:341.95

НЕКОТОРЫЕ ПОДХОДЫ К ОБУЧЕНИЮ ИНОСТРАННЫХ СТУДЕНТОВ

О.В. ИЗОТОВА

Статья представлена доктором педагогических наук, профессором Сурыгиным А.И.

Рассмотрены некоторые особенности обучения иностранных студентов высшей математике: организация самостоятельной работы, система контроля и оценки знаний, осуществление корректировки учебных планов и программ на этапе подготовки к обучению в российских вузах, приведены рекомендации по чтению лекций в иностранной студенческой аудитории.

Непрерывность математической подготовки

Кафедра математики Института Международных Образовательных Программ СПбГПУ осуществляет непрерывную математическую подготовку иностранных студентов в течение трех лет: от этапа предвузовской подготовки до второго курса (технических специальностей университета). В СПбГПУ иностранные студенты некоторых основных образовательных программ выделены в отдельные группы и обучаются первые два курса отдельно на базе ИМОП. Таким образом кафедра читает практически полный курс математики, от элементарной до высшей. В связи с этим появились новые конкретные задачи. Кафедра осуществляет более полное согласование учебных планов. В первую очередь это касается программ предвузовского курса, которые корректируются с учетом потребностей высшей школы. Уделяется большее внимание темам, не дублирующимся затем в программе вуза, таким разделам как, например, рациональные и иррациональные преобразования, а разделы, изучаемые затем в курсе высшей математики, даются в более сокращенном варианте.

Появилась возможность уже на начальном этапе обучения обратить внимание преподавателей на те сложности, которые возникают у студентов при переходе на вузовскую программу, вузовские формы и методы обучения. Осуществляется также согласование систем контроля знаний студентов. На предвузовском этапе проводятся зачеты и экзамены, максимально приближенные по схеме проведения к зачетам и экзаменам в вузе. Это позволяет студентам быстрее адаптироваться на первом курсе. Студентов обучают навыкам самостоятельной работы, самоорганизации и формированию адекватной самооценки.

В последнее время появились обобщающие публикации, посвященные методике обучения иностранных студентов, проблемам их социальной и психологической адаптации в российских вузах. Данная проблематика рассматривается в [1-11].

Особенности обучения иностранных студентов

Среди трудностей, возникающих в процессе преподавания высшей математики иностранным студентам, закончившим программу предвузовской подготовки в российских вузах, следует отметить следующие.

Год обучения по программе предвузовского обучения недостаточно “выравнивает” их знания, т.к. студенты поступают на обучение с различной базовой подготовкой. Кроме этого, различные страны имеют свои традиции преподавания математики, а также свою математическую культуру. К тому же, на первый курс поступают студенты из различных центров предвузов-ской подготовки, приезжают из стран СНГ, некоторые имеют высшее образование в объеме одного или нескольких курсов. Решением этой проблемы было бы формирование групп по уровню подготовки студентов, но в связи с малочисленностью иностранной аудитории такое решение зачастую не применимо. В результате преподавателю приходится иметь дело с аудиторией,

в которой находятся студенты, достаточно хорошо знакомые с проходимой программой, и студенты, для которых вопросы элементарной, школьной математики представляют определенные трудности. Подобная проблема особенно ярко выражена на первом курсе вуза.

Преподавателю высшей математики в иностранной аудитории приходится уделять большее время начальным, фундаментальным понятиям и разделам, как, например, понятие функции и графика функции, что неизбежно влечет за собой корректировку программ. Зачастую именно эти вопросы плохо усваиваются студентами, хотя и не требуют сложного математического аппарата. Замедленный темп изложения материала не начальном этапе необходим для адаптации студентов к вузу.

Отличительной особенностью работы с иностранными студентами является языковой аспект. Преподавателю приходится сталкиваться не столько с различным уровнем математической подготовки, но и с различным уровнем владения русским языком, начиная от китайских студентов, практически не говорящих, до студентов из стран СНГ, для которых иногда русский язык является родным. Трудности, которые испытывают иностранные студенты при восприятии речи на неродном языке условно можно объединить в три группы:

1. Условия предъявления информации, т. е. отчетливость, громкость, темп речи, а также уме

ние выделять смысловые части.

2. Языковая форма высказывания, использование незнакомой студентам лексики.

3. Отсутствие навыков конспектирования.

Студентов обучают конспектированию на неродном языке еще на этапе предвузовской подготовки, преподавателю вуза также приходится уделять внимание формированию данного умения студентов. Перечисленные трудности влияют на темп изложения материала, что ведет за собой необходимость корректировки программ.

Важным моментом при работе с иноязычной аудиторией является подбор рекомендуемой литературы. Иностранные студенты испытывают большие сложности в работе с учебником. Иногда трудно подобрать учебник по отдельным разделам курса математики, соответствующий программе технического вуза; часто он сложен для студентов в языковом и методическом отношении. На кафедре рекомендуется учебник «Вся высшая математика» в шести томах коллектива авторов М.Л. Краснова, А.И. Киселева и др. в качестве обеспечения теоретического курса. Этот учебник содержит основной материал по программе технических специальностей, изложенный в четкой форме, с большим количеством наглядных графических иллюстраций, в нем используются минимум лексики и простые грамматические конструкции. Следует отметить оформление книги: все основные определения и формулировки четко выделены, что упрощает восприятие материала.

В качестве задачника на кафедре используется «Высшая математика в упражнениях и задачах» авторов П.Е. Данко, А.Г. Попова, Т.Я. Кожениковой. Данная книга содержит большое количество разобранных типовых задач, основные справочные теоретические сведения, все необходимые формулы, материал четко структурирован и наглядно оформлен.

Вместе с тем очевидна необходимость разработки собственных методических и учебных пособий не только на этапе предвузовской подготовки, но и по программе высшей школы. Создаваемые пособия ориентированны именно на иностранных студентов, на их уровень владения языком и являются необходимым дополнением к рекомендуемой литературе. Кроме этого, студенты зачастую используют математическую литературу на родных языках, привезенную с родины, что говорит о необходимости создания математической библиотеки на наиболее часто встречающихся языках, т.к. ощущается нехватка подобных изданий в России.

Зачастую иностранные студенты имеют мотивацию, что, безусловно, сказывается на прикладываемых усилиях к обучению. Как правило, мотивация у иностранных студентов выше, чем у российских, но, безусловно, встречаются случаи совсем другой направленности учащихся.

Работа со столь сильно различной аудиторией требует индивидуального подхода практически к каждому студенту.

Организация самостоятельной работы

Организация самостоятельной работы студентов младших курсов является важной педагогической задачей обучения, так как высокий уровень самоорганизации позволяет студентам не только успешно учиться на старших курсах, но и является основой для последующего роста в будущей профессиональной деятельности.

Многолетний опыт работы с иностранными учащимися, результаты научных исследований образовательного процесса с иностранцами показывают, что многие из них на начальном этапе обучения в вузе не владеют умениями и навыками самостоятельной работы, не способны правильно организовать свой труд. У многих студентов отсутствует навык работы с учебником, умение анализировать поставленные задачи, применять правили и формулы при их решении.

Для развития навыков самостоятельной работы и самоорганизации на кафедре математики разработана система заданий, которые иностранные студенты выполняют в течение учебного года. Отметим некоторые из них.

1. Подготовка и сдача коллоквиумов. На этом этапе студентам требуется четко сформулировать определения и формулировки теорем (без доказательств). Это позволяет им полнее овладеть математической лексикой на неродном языке и в дальнейшем лучше подготовиться к устному экзамену. Сдача коллоквиумов позволяет студентам понять требования, критерии оценки, лучше оценить уровень своих знаний, что, безусловно, положительно сказывается на подготовке к экзамену. В течение года проводится от 4 до 6 коллоквиумов в зависимости от уровня подготовки студентов.

2. Система зачетов по каждой теме. Прежде чем быть допущенными к контрольной работе, студенты должны самостоятельно, вне аудитории, решить индивидуальный набор типовых задач, который выдается в самом начале изучения данной темы. Это позволяет студентам лучше подготовиться к контрольной работе и задает направление для самостоятельной проработки задач еще до того, как они будут рассмотрены в аудитории.

3. Самостоятельное конспектирование темы по учебнику. Это задание проводится в аудитории с последующим контролем со стороны преподавателя. Таким образом у студентов формируется навык работы с учебником, умение прорабатывать учебный материал, выделяя в нем главное. Подобные занятия проводятся раз в семестр.

4. В группах с высоким уровнем подготовки возможно вынесение целых обширных тем, таких как аналитическая геометрия, на полностью самостоятельное изучение. Практическая часть зачитывается по выполнению индивидуального задания, а теоретическая включается в экзамен без проработки в аудитории.

Студенты, выполняющие в течение семестра большой объем самостоятельной работы, в результате оказываются лучше подготовленными к сдаче зачетов и экзаменов. Приобретенный навык работы с учебными изданиями и, что немаловажно для иностранных студентов, навык работы со словарями положительно сказывается на дальнейшем процессе обучения. неоднократная сдача коллоквиумов обучает студентов умению сдавать экзамены, преодоление нескольких коллоквиумов в течение семестра формирует чувство уверенности во время сессии, способствует ритмичной работе, правильному распределению времени и сил, воспитывает умения и навыки самостоятельной работы.

Таким образом, хорошо организованная самостоятельная работа позволяет снизить процент неуспевающих студентов.

Контроль и оценка знаний

Иностранные студенты, прибывающие на обучение в российские вузы, имеют различный уровень общетеоретической подготовки, а также различный подход к самооценке своих знаний, сформулированный критериями оценок, применяемых в соответствующих общеобразовательных системах на родине. Процесс ознакомления с критериями оценок знаний, принятыми в российской высшей школе, начинается на этапе предвузовской подготовки. В дальнейшем правильно организованный контроль позволяет студенту лучше понять эти критерии, обеспечивает процесс усвоения знаний, развитие личности студента, формирование адекватной самооценки результатов учебной деятельности.

Опыт работы с иностранными студентами позволил разработать на кафедре один из возможных подходов к организации контроля учебной деятельности. Общность этого контроля на предвузовском этапе и на первых двух курсах обучения в вузе позволяет студентам легче адаптироваться при переходе на обучение по программе высшей школы.

1. Для иностранных студентов особенно важен индивидуальный подход в организации контроля учебной работы на практических занятиях. Создание отдельных, немногочисленных групп позволяет организовать подобный контроль в полной мере. Важен также индивидуальный подход к оценке знаний. Автору представляется важным учитывать на первых этапах обучения базовый уровень подготовки студентов, а также его усилия, прикладываемые к овладению знаниями.

2. Проведение небольших самостоятельных работ, зачастую на каждом практическом занятии, позволяет преподавателю и студентам составить адекватную картину усвоения изученного материала. Проведение подобных небольших работ в аудитории возможно по задачам, заданным на домашнюю проработку, что безусловно стимулирует самостоятельную работу студентов.

3. Проведение индивидуальных семестровых расчетных заданий, выполняемых студентами во внеурочное время.

4. Итоговые контрольные работы в аудиториях по изученным темам.

5. Проведение теоретических коллоквиумов в течение семестра.

6. Итоговый теоретический экзамен по всем пройденным темам.

Результаты контроля выражаются в оценке. При этом на практических, расчетных, контрольных и самостоятельных работах оценка выставляется по системе зачет-незачет, т.е. работа считается зачтенной только после правильного выполнения всех заданных примеров. Это заставляет студента выполнять все полученные в течение семестра задания. Оценка теоретических знаний производится дифференцированно, что позволяет подготовить студента к прохождению итогового семестрового экзамена. Недостаточное владение иностранными студентами русским языком делает необходимым проведение большого количества коллоквиумов не только по самостоятельно изученным темам, но и знание определений и формулировок. Выставление в течение семестра нескольких дифференцированных оценок позволяет студенту сформировать адекватную самооценку собственных знаний и лучше подготовиться к итоговому экзамену.

Особенности лекционной работы

Лекция, как форма работы в вузе, уже знакома студентам, закончившим этап предвузовской подготовки, тем не менее, конспектирование лекций вызывает трудности, которые необходимо учитывать лектору. Кроме требований к четкости и темпу речи, внимание приходится уделять звуковой форме предъявления информации, расстановке пауз между смысловыми частями внутри предложений и более длительных - между предложениями. Необходимо использование грамматических конструкций и лексики, известных иностранным студентам. Важным момен-

том является оформление доски, последовательность записи, выделение ключевых моментов. В отличие от работы с русскоговорящей аудиторией, где некоторые моменты могут быть записаны студентами со слов преподавателя, при работе с иностранцами большую часть лекции желательно, а формулировки теорем и определения обязательно, записывать на доске. Подобный подход вызывает необходимость более тщательного подбора лекционного материала, его проработку с точки зрения звукового и зрительного восприятия студента.

В связи с изложенными выше трудностями, преподавателю зачастую приходится корректировать программу, в зависимости от уровня подготовленности студенческой аудитории. Таким образом, возникает не только необходимость индивидуального подхода к каждому конкретному студенту, но и дифференцированного подхода по отношению к разным учебным группам и даже потокам в целом.

Необходимо поддерживать заинтересованность студентов и при этом осуществлять строгий контроль не только уровня знаний студентов, но также их посещаемости, качества выполнения домашних заданий и т. д.

Повышение квалификации

На базе ИМОП уже многие годы работает ФПК для преподавателей, работающих с иностранными студентами. Курсы повышения квалификации по специальности “Методика обучения иностранных студентов” проводят опытные преподаватели, много лет работающие с иностранным контингентом. Прохождение преподавателями данных курсов позволяет четче осознавать проблемы, связанные с обучением и адаптацией иностранных студентов, находить варианты их решения. Хочется отметить такой курс, как “преподавание предметов на русском, как иностранном”, где рассматриваются проблемы, связанные с темпом речи преподавателя, используемой лексикой, грамматическими конструкциями и т.д. Раскрываются проблемы восприятия иноязычной учебной информации студентами из различных стран.

Выводы

Обобщая вышесказанное, можно выделить следующие особенности в организации учебного процесса с иностранными студентами:

1. Иностранные студенты, обучающиеся на первых двух курсах вуза, выделены в отдельные группы, что позволяет учитывать специфику работы с иностранцами в полной мере.

2. Обучение по программе высшей школы происходит на базе кафедры, работающей со студентами и на подготовительном этапе. Организация учебного процесса на этапе предву-зовской подготовки согласуется с требованиями высшей школы и направлена на то, чтобы обеспечить в дальнейшем максимальную адаптацию иностранных учащихся в вузе.

3. На кафедре создаются учебные пособия, ориентированные на иностранных учащихся. Ведется подбор русскоязычной литературы и создание математической библиотеки на основных иностранных языках.

4. Преподавателями осуществляется принцип индивидуального подхода в обучении, а также дифференцированный подход по отношению к различным группам и курсам в целом.

5. Контроль и оценка знаний направлены на формирование адекватной самооценки, положительной мотивации и адаптации к учебному процессу в вузе.

6. Кафедра осуществляет плановую, целенаправленную организацию самостоятельной работы студентов как в аудитории, так и во внеучебное время.

7. Преподаватели кафедры периодически проходят повышение квалификации по специальности “Методика обучения иностранных студентов”, где в числе прочих рассматриваются вопросы обучения и воспитания иностранных студентов.

ЛИТЕРАТУРА

1. Сурыгин А.И. Педагогическое проектирование системы предвузовской подготовки иностранных студентов. - СПб.: Златоуст, 2001.

2. Сурыгин А.И. Основы теории обучения на неродном для учащихся языке. - СПб.: Златоуст, 2000.

3. Арсеньев Д.Г., Зинковский А.В., Иванова М.А. Социально-психологические и физиологические проблемы адаптации иностранных студентов. - СПб.: Изд-во СПбГПУ, 2003.

4. Предвузовская подготовка иностранных студентов в СПбГПУ; Под ред. Д.Г. Арсеньева, О.В. Дороховой, А.И. Сурыгина. Серия «Проблемы обучения иностранных студентов». Вып. 3. - СПб.: Изд-во Политехнического университета, 2005.

5. Авдеева И.Б. Инженерная коммуникация как самостоятельная речевая культура: когнитивный, профессиональный и лингвистический аспекты (теория и методика обучения русскому языку как иностранному). - М.: МГТУ им. Н.Э. Баумана, 2005.

6. Международное сотрудничество в образовании и науке: Материалы V международной конференции. Санкт-Петербург, 21-26 июня 2006 года. - СПб.: Изд-во Политехнического университета, 2006.

7. Международное сотрудничество в образовании: Материалы IV международной конференции. Ч.1,2. Санкт-Петербург, 14-15 мая 2004 года. - СПб.: Изд-во СПбГПУ, 2004.

8. Международное сотрудничество в образовании: Материалы III международной научно-практической конференции. Ч.1,2. Санкт-Петербург, 15-18 мая 2002 года. - СПб.: Изд-во СПбГПУ, 2002.

9. Международное сотрудничество в образовании: Материалы II международной научно-практической конференции. Ч.1,2. Санкт-Петербург, 26-27 апреля 2001 года. - СПб.: Изд-во СПбГТУ, 2001.

10. Международное сотрудничество в образовании: Материалы научно-практической конференции. Санкт-Петербург, 16-17 июня 1998 года. - СПб.: Изд-во СПбГТУ, 1998.

11. Арсеньев Д.Г. , Дорохова О.В. , Сурыгин А.И. и др. Требования к минимальному уровню образованности выпускников программы предвузовской подготовки иностранных студентов (проект) / Под ред. О.В. Дороховой и А.И. Сурыгина (Серия «Проблемы обучения иностранных студентов». Вып. 2). - СПб.: Изд-во СПбГПУ, 2004.

SOME METHODS OF APPROACH TO TEACHING TO FOREIGN STUDENTS

Izotova O.V.

The article describes some peculiarities of teaching higher mathematics to foreign students.

Сведения об авторе

Изотова Ольга Владимировна, окончила СПбГУ (1996); кандидат физико-математических наук; доцент кафедры математики СПбГПУ ИМОП, автор 18 научных работ, область научных интересов -асимптотические методы в математической физике, особенности методики обучения иностранных студентов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.