Научная статья на тему 'Преподавание английского языка как иностранного в контексте нейронауки. Особенности взаимодействия научных отраслей'

Преподавание английского языка как иностранного в контексте нейронауки. Особенности взаимодействия научных отраслей Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
211
41
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НЕЙРОПРЕПОДАВАНИЕ / ПРЕПОДАВАНИЕ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА / NEUROTEACHING / МЕТОДИКИ ПРЕПОДАВАНИЯ АНГЛИЙСКОГО / НЕЙРОНАУКИ В ОБУЧЕНИИ / NEUROSCIENCE / TEACHING FOREIGN LANGUAGE / ENGLISH TEACHING METHODS / NEUROSCIENCES IN EDUCATION

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Бенчук Карина Аведисовна

Содержание статьи раскрывает результаты нейронаучных исследований, имеющих влияние на преподавание и изучение английского языка. Раскрыты и проанализированы особенности возможного взаимодействия наук о мозге и различных методик преподавания английского как иностранного. Приведены понятия и определения, важные для понимания нейронаучных исследований о работе мозга человека в рамках преподавания. Важно отметить, что нейропреподавание является достаточно новой междисциплинарной сферой, на стыке нейронауки и педагогики, поэтому в качестве исследовательской задачи автором была определена попытка рассмотреть и проанализировать основные выводы, общие для обеих областей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TEACHING ENGLISH AS A FOREIGN LANGUAGE IN THE CONTEXT OF NEUROSCIENCE. FEATURES OF INTERACTION OF THESE SCIENTIFIC FIELDS

The content of the article reveals the results of neuroscientific research influencing on the English teaching and studying. Potential possibilities of the cooperation between neuroscience and different methods of EFL teaching have been revealed and analyzed. General conclusions similar for both fields have been discussed. Concepts and definitions that are important for understanding neuroscientific research on the work of the human brain in the framework of teaching are presented. It is important to note that neuroteaching is a fairly new interdisciplinary field, at the junction of neuroscience and pedagogy, therefore, as a research task, the author identified an attempt to consider and analyze the main conclusions common to both areas.

Текст научной работы на тему «Преподавание английского языка как иностранного в контексте нейронауки. Особенности взаимодействия научных отраслей»

ПРЕПОДАВАНИЕ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА КАК ИНОСТРАННОГО В КОНТЕКСТЕ НЕЙРОНАУКИ. ОСОБЕННОСТИ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ

НАУЧНЫХ ОТРАСЛЕЙ Бенчук К.А. Email: Benchuk693@scientifictext.ru

Бенчук Карина Аведисовна - преподаватель английского языка, курсы для преподавателей английского ЛТ, г. Санкт-Петербург

Аннотация: содержание статьи раскрывает результаты нейронаучных исследований, имеющих влияние на преподавание и изучение английского языка. Раскрыты и проанализированы особенности возможного взаимодействия наук о мозге и различных методик преподавания английского как иностранного. Приведены понятия и определения, важные для понимания нейронаучных исследований о работе мозга человека в рамках преподавания. Важно отметить, что нейропреподавание является достаточно новой междисциплинарной сферой, на стыке нейронауки и педагогики, поэтому в качестве исследовательской задачи автором была определена попытка рассмотреть и проанализировать основные выводы, общие для обеих областей.

Ключевые слова: нейропреподавание, преподавание иностранного языка, neuroteaching, методики преподавания английского, нейронауки в обучении.

TEACHING ENGLISH AS A FOREIGN LANGUAGE IN THE CONTEXT OF NEUROSCIENCE. FEATURES OF INTERACTION OF THESE

SCIENTIFIC FIELDS Benchuk K.A.

Benchuk Karina Avedisovna — Teacher of English, COURSES FOR EFL TEACHERS LT CET, SAINT-PETERSBURG

Abstract: the content of the article reveals the results of neuroscientific research influencing on the English teaching and studying. Potential possibilities of the cooperation between neuroscience and different methods of EFL teaching have been revealed and analyzed. General conclusions similar for both fields have been discussed. Concepts and definitions that are important for understanding neuroscientific research on the work of the human brain in the framework of teaching are presented. It is important to note that neuroteaching is a fairly new interdisciplinary field, at the junction of neuroscience and pedagogy, therefore, as a research task, the author identified an attempt to consider and analyze the main conclusions common to both areas.

Keywords: neuroscience, teaching foreign language, neuroteaching, english teaching methods, neurosciences in education.

УДК: 371.32

Введение

Отрасль нейропреподавания развивается постепенно, но всё больше преподавателей английского и других языков обращают внимание на изучение мозга человека и на то, как эти открытия могут улучшить процесс преподавания иностранного языка. Так как преподавание на стыке нейронаук и методики преподавания иностранных языков является достаточно новым направлением, наблюдается нехватка общепринятых терминов и определений, используемых в этой сфере. В англоязычной литературе используются следующие термины для обозначения данной сферы преподавания: neuroteaching, neuroeducation, neuroscience for teaching, Neuro ESL [1]. Основные принципы применения нейронаук в обучении иностранному языку являются обобщением принципов междисциплинарной области знаний нейробиологии, когнитивных нейронаук, психологии, методики преподавания иностранных языков, нейролингвистики и других схожих наук.

Рассмотрим основные особенности применения нейронаук в преподавании английского языка:

1. Возможное сотрудничество между нейробиологией и преподаванием иностранного языка все еще обсуждается. Хотя все большее число исследователей стремятся объединить эти области наук, тем не менее продолжается дискуссия о потенциале практического

сотрудничества между ними, и насколько воплотимо применение нейробиологических исследований на практике преподавания иностранного языка.

2. Существует нехватка специалистов, обладающих знаниями в обеих областях преподавания и нейронаук. Эта особенность является основной проблемой внедрения знаний о мозге человека в процесс преподавательской деятельности в целом и в преподавание иностранного языка в частности [5]. Для того чтобы обеспечить грамотное внедрение когнитивной нейробиологии в педагогическую практику, необходимо наличие специалистов, работающих на стыке этих сфер и способных контролировать качество результатов, полученных от исследования взаимодействия этих двух направлений.

Тем не менее, существуют выводы, общие и для преподавания иностранного языка, и для нейробиологических исследований, которые уже активно применяются в некоторых методиках преподавания английского и являются общепризнанными для достижения высоких результатов обучающихся.

Рассмотрим некоторые из них:

1. Изучение языков полезно для нашего мозга. Благотворное влияние изучения иностранных языков на восприятие и поведение людей хорошо известно в настоящее время. Многочисленные исследования показали, что люди, которые изучают иностранные языки, имеют лучшие когнитивные функции, чем люди, которые говорят только на одном языке. У людей, знающих более одного языка, наблюдается улучшенное внимание, более сильные навыки организации и анализа, а также лучшая теория мышления, чем у тех, кто говорит только на одном языке [3]. Данные выводы основаны на принципе нейропластичности мозга.

2. Нейропластичность мозга - важнейший термин для понимания того, как мы учимся. Примерами нейропластичности являются изменения мозга, возникающие в результате изучения новых способностей, изменения, обусловленные влиянием социокультурных условий, а также изменения, которые могут произойти в результате психологического стресса [4]. Считалось, что нейропластичность возникает только в детстве, но исследования во второй половине 20-го века показали, что многие аспекты мозга могут быть изменены (или «пластичны») даже в зрелом возрасте [2]. Однако, развивающийся мозг проявляет более высокую степень пластичности, чем мозг взрослого. Этот принцип объясняет лучшие результаты освоения английского языка детьми, чем взрослыми учениками.

3. Эмоции управляют обучением. Без эмоций не может быть качественного обучения или полного понимания. Это связано с понятием синаптогенеза. Синаптогенез - процесс формирования синапсов (связей) между нейронами в нервной системе [6]. У учеников наблюдается больший синаптогенез при условии подачи новой информации в окружении богатой стимулирующей среды. Другими словами, информация, поданная в сухом, безэмоциальном виде не запомнится учениками надолго, а информация, поданная с эмоциональной окраской, запомнится, так как будет иметь под собой большее количество синаптических связей [2]. Этот принцип имеет огромное значение в сфере преподавания английского языка, где ученикам приходится постоянно запоминать большое количество новой лексики и грамматических правил.

4. Повторение новой информации должно быть распределено во времени.

Согласно Закону Йоста (Закону накопления и распределения повторений), основанному на исследованиях Германа Эббингауза, при фиксированном количестве повторений распределённые во времени повторения оказываются более эффективными, чем одновременные [8]. Это связано с понятием консолидации памяти, процессом перехода информации из кратковременной памяти в долговременную [9].

Заключение

Таким образом, введение результатов нейронаучных исследований в педагогическую практику повышает осведомленность преподавателей о процессах освоения иностранного языка их учениками. Знание таких явлений, как нейропластичность мозга, синаптогенез, распределение повторения во времени и других, помогут преподавателям английского языка лучше понимать свою профессиональную деятельность и анализировать механизмы обучения в более широком смысле.

Список литературы / References

1. Cullen Brian. NeuroEFL: Incorporating the Findings of Neuroscience into EFL. Materials

Between the Keys, 2013.

2. OECD Understanding the Brain: Towards a New Learning Science. OECD Editors, 2002.

3. Murphy Robert S., Curtis Kelly. FAB Conferences International //The Maxims of neuroELT. FAB Conference [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://fab-efl.com/page15/page17/index.html/ (дата обращения: 20.06.2020).

4. Davidson Richard J., McEwen Bruce S. Social influences on neuroplasticity: stress and interventions to promote well-being. Nature Neuroscience. 15 (5): 689-695. (15 April 2012). doi:10.1038/nn.3093.

5. Kelly Curtis. The Brain Studies Boom: Using Neuroscience in ESL/EFL Teacher Training, 2017. 10.1007/978-3-319-51789-6_5.

6. Huttenlocher P.R., Dabholkar A.S. Regional differences in synaptogenesis in human cerebral cortex (англ.). The Journal of Comparative Neurology (англ.)русск. journal, 1997. Vol. 387. № 2. P. 167—178. doi:10.1002/(SICI)1096-9861(19971020)387:2<167::AID-CNE1>3.0.C0;2-Z. — PMID 9336221.

7. Whitman Glenn, Kelleher Ian. Neuroteach: Brain Science and the Future of Education. Neuroeducation Reprint Edition, 2013.

8. Нуркова В.В. Память. Общая психология: в 7 т. под ред. Б.С. Братуся. Т. 3. Издательский центр «Академия», 2006. С. 100. 318 с. ISBN 5-7695-2420-0.

9. Нуркова В.В. Память. Общая психология: в 7 т. под ред. Б.С. Братуся. Т. 3. Издательский центр «Академия», 2006. С. 100. 318 с. ISBN 5-7695-2420-0.

10. Bramham C.R., Messaoudi E. BDNF function in adult synaptic plasticity: The synaptic consolidation hypothesis". Progress in Neurobiology. 76 (2): 99-125. doi:10.1016/j.pneurobio.2005.06.003. PMID 16099088, 2005.

ПОЗНАВАТЕЛЬНАЯ МОТИВАЦИЯ УЧАЩИХСЯ КАК РЕЗУЛЬТАТ ПРАВИЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ Холматов И. Email: Kholmatov693@scientifictext.ru

Холматов Ислом - исследователь, кафедра русского языка и литературы, Гулистанский государственный университет, г. Гулистан, Республика Узбекистан

Аннотация: данное исследование посвящено вопросу влияния трёх компонентов образовательной среды (пространственно-предметный, социальный и психодидактический) на познавательную мотивацию учащихся, которая является основой формирования активной, самостоятельной и инициативной личности. В статье также рассматривается несколько приёмов организации образовательной среды, позволяющих эффективно повышать познавательную мотивацию учащихся. Выводы, приведённые в статье, основаны на результатах эмпирического исследования.

Ключевые слова: образовательная среда, познавательная мотивация, активность, самостоятельность, инициативность, метод.

COGNITIVE MOTIVATION OF LEARNERS AS THE RESULT OF CORRECT ORGANIZATION OF EDUCATIONAL ENVIRONMENT

Kholmatov I.

Kholmatov Islom - Researcher, DEPARTMENT OF RUSSIAN LANGUAGE AND LITERATURE, GULISTANSTATE UNIVERSITY, GULISTAN, REPUBLIC OF UZBEKISTAN

Abstract: this study is devoted to the question of the influence of three components of the educational environment (spatial-subject, social and psychodidactic) on the cognitive motivation of students, which is the basis for the formation of an active, independent and initiative personality. The article also discusses several methods of organizing the educational environment, which can effectively increase the cognitive motivation of students. The conclusions presented in the article are based on the results of empirical research.

Keywords: educational environment, cognitive motivation, activity, independence, initiative, method.

УДК 37.026.6/37.062

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.