3. Murphy Robert S., Curtis Kelly. FAB Conferences International //The Maxims of neuroELT. FAB Conference [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://fab-efl.com/page15/page17/index.html/ (дата обращения: 20.06.2020).
4. Davidson Richard J., McEwen Bruce S. Social influences on neuroplasticity: stress and interventions to promote well-being. Nature Neuroscience. 15 (5): 689-695. (15 April 2012). doi:10.1038/nn.3093.
5. Kelly Curtis. The Brain Studies Boom: Using Neuroscience in ESL/EFL Teacher Training, 2017. 10.1007/978-3-319-51789-6_5.
6. Huttenlocher P.R., Dabholkar A.S. Regional differences in synaptogenesis in human cerebral cortex (англ.). The Journal of Comparative Neurology (англ.)русск. journal, 1997. Vol. 387. № 2. P. 167—178. doi:10.1002/(SICI)1096-9861(19971020)387:2<167::AID-CNE1>3.0.C0;2-Z. — PMID 9336221.
7. Whitman Glenn, Kelleher Ian. Neuroteach: Brain Science and the Future of Education. Neuroeducation Reprint Edition, 2013.
8. Нуркова В.В. Память. Общая психология: в 7 т. под ред. Б.С. Братуся. Т. 3. Издательский центр «Академия», 2006. С. 100. 318 с. ISBN 5-7695-2420-0.
9. Нуркова В.В. Память. Общая психология: в 7 т. под ред. Б.С. Братуся. Т. 3. Издательский центр «Академия», 2006. С. 100. 318 с. ISBN 5-7695-2420-0.
10. Bramham C.R., Messaoudi E. BDNF function in adult synaptic plasticity: The synaptic consolidation hypothesis". Progress in Neurobiology. 76 (2): 99-125. doi:10.1016/j.pneurobio.2005.06.003. PMID 16099088, 2005.
ПОЗНАВАТЕЛЬНАЯ МОТИВАЦИЯ УЧАЩИХСЯ КАК РЕЗУЛЬТАТ ПРАВИЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ Холматов И. Email: [email protected]
Холматов Ислом - исследователь, кафедра русского языка и литературы, Гулистанский государственный университет, г. Гулистан, Республика Узбекистан
Аннотация: данное исследование посвящено вопросу влияния трёх компонентов образовательной среды (пространственно-предметный, социальный и психодидактический) на познавательную мотивацию учащихся, которая является основой формирования активной, самостоятельной и инициативной личности. В статье также рассматривается несколько приёмов организации образовательной среды, позволяющих эффективно повышать познавательную мотивацию учащихся. Выводы, приведённые в статье, основаны на результатах эмпирического исследования.
Ключевые слова: образовательная среда, познавательная мотивация, активность, самостоятельность, инициативность, метод.
COGNITIVE MOTIVATION OF LEARNERS AS THE RESULT OF CORRECT ORGANIZATION OF EDUCATIONAL ENVIRONMENT
Kholmatov I.
Kholmatov Islom - Researcher, DEPARTMENT OF RUSSIAN LANGUAGE AND LITERATURE, GULISTANSTATE UNIVERSITY, GULISTAN, REPUBLIC OF UZBEKISTAN
Abstract: this study is devoted to the question of the influence of three components of the educational environment (spatial-subject, social and psychodidactic) on the cognitive motivation of students, which is the basis for the formation of an active, independent and initiative personality. The article also discusses several methods of organizing the educational environment, which can effectively increase the cognitive motivation of students. The conclusions presented in the article are based on the results of empirical research.
Keywords: educational environment, cognitive motivation, activity, independence, initiative, method.
УДК 37.026.6/37.062
Введение. В современной системе образования всё большее внимание уделяется не только подготовке обладающего определенными навыками выпускника, но и формированию активной, инициативной и способной самостоятельно принимать решения личности. В процессе обучения данная задача непосредственно связана с повышением мотивации учащихся. Установлено, что мотивация является источником активности учащихся [1]. В этом контексте необходимо особо отметить необходимость развития познавательных мотивов учащихся, так как они формируются не на чувственном, а на сознательном уровне, и позволяют учащимся постоянно оставаться внутренне направленными на расширение своего кругозора, на активное освоение практических навыков, на анализ получаемых знаний, их углубление и систематизацию.
Главным вопросом, поставленным перед данной статьей, является вопрос о том, можно ли сделать так, чтобы учащийся проявлял свою активность в учебной деятельности и стремился к самосовершенствованию не по принуждению или обязательству, а по своему собственному желанию познавать окружающую действительность. Поискам ответа на этот педагогический вопрос ученые посвятили много публикаций, и всё же до сих пор он остается актуальным.
Терминология. В настоящем исследовании предполагается, что важным условием формирования познавательной мотивации учащихся может стать развивающая образовательная среда. Под термином «среда» понимается «окружающее человека социальное пространство, зона непосредственной активности индивида, его ближайшего развития и действия [2]. Именно это ближайшее окружение и взаимодействие с ним может оказывать наиболее сильное влияние на становление и развитие человека. В современной научно-педагогической литературе принято определять термин «образовательная среда» как систему ключевых факторов, определяющих образование и развитие человека: люди; общественно-политический строй страны; природная и социокультурная среда (включая культуру педагогической среды); средства массовой информации; случайные события; совокупность элементов образования и субъектов образовательных процессов [2]. Структура образовательной среды включает в себя, как считает В. Ясвин, три базовых компонента:
1) пространственно-предметный, т.е. пространственно-предметные условия и возможности осуществления обучения, воспитания и социализации учащихся;
2) социальный, т.е. пространство условий и возможностей, которое создается в межличностном взаимодействии между субъектами учебно-воспитательного процесса (учащимися, педагогами, администрацией, родителями, психологами и другими);
3) психодидактический, т.е. комплекс образовательных технологий (содержания и методов обучения и воспитания), построенных на тех или иных психологических и дидактических основаниях [3].
Все компоненты взаимосвязаны, дополняют, обогащают друг друга и влияют на каждый субъект образовательной среды. В соответствии с этими компонентами строится проектирование и моделирование развивающей образовательной среды как необходимого условия для познавательного и личностного развития учащихся.
Образовательная среда и познавательная мотивация. Общепринято, что образовательная среда играет особую роль в процессе подготовки современных специалистов. Усовершенствование системы образования осуществляется в контексте современных образовательных тенденций, в том числе массового характера образования, его непрерывности и ориентации на инновации. Подготовка современного специалиста связана не только с передачей знаний и умений, но и с социальной адаптацией к условиям будущей профессии.
Среди основных функций образовательной среды методистами выделяются адаптивная, креативная и функция самореализации [1]. Образовательная среда - необходимое условие формирования познавательной мотивации, так как она обеспечивает раскрытие и развитие творческого потенциала учащихся. Современный учащийся обладает огромным потенциалом: чтобы он превратился в личностное свойство нужно целенаправленное развивающее обучение, проходящее в атмосфере, предполагающей доброжелательный характер отношений участников процесса образования.
Базовым принципом формирования развивающей образовательной среды может стать принцип равноправных отношений учащихся, преподавателей и родителей. Реализация данного принципа возможна посредством применения широкого спектра индивидуальной и совместной деятельности учащихся на занятиях.
Кроме того, в классическом учебном пространстве изначально просматривается позиция противостояния учащихся и педагога, особенно в тех кабинетах, где учительский стол расположен напротив парт. Противодействие также проявляется в позиции педагога наблюдателя во время ответа ученика у доски. Поэтому рекомендуется располагать парты в
форме буквы «П», а также использовать в качестве учительского стола стол меньших размеров. При ответе учащихся преподаватель должен располагаться рядом с отвечающим или рядом с остальными учащимися. Так создается атмосфера доверия и поддержки, что позволяет учащимся ощутить себя равноправными участниками образовательного процесса.
Существует несколько приемов, которые помогают реализовать данный принцип на практике: «ловушка» (когда учитель перед каким-либо занятием говорит учащимся, что совершит ошибку и им нужно заметить её); «оценка деятельности учителя» (в конце занятия каждый учащийся оценивает деятельность учителя и занятие в целом: раскрашивает треугольник полностью, если все понравилось и половину, если что-то не понравилось); «секретные записки» (преподаватель, учащиеся и родители пишут «секретные записки» сразу после занятия или дома и высказывают свое мнение о том, что понравилось на занятии и что хотели бы изменить, данный прием дает возможность создать доверительные отношения среди субъектов образовательного процесса и является важным компонентом формирования развивающей образовательной среды).
Заключение. Таким образом, развивающая образовательная среда представляет собой совокупность возможностей для обучения учащегося, для проявления и развития его способностей, что благоприятно сказывается на формировании познавательной мотивации.
Список литературы / References
1. Слободчиков В.И. Образовательная среда: реализация целей образования в пространстве культуры // Новые ценности образования: культурные модели школ, 2017. № 7. С. 104-113.
2. Фрумин И.Д., Эльконин Б.Д. Образовательное пространство как пространство развития: школа взросления // Вопросы психологии, 2013. № 1. С. 58-71.
3. Ясвин В.А. Образовательная среда: от моделирования к проектированию. Москва: Просвещение, 2000.