КОНЦЕПТ
научно-методический электронный журнал ART 14729 УДК 373.1
Иванов В. М., Штельмах И. А., Щегольков В. Ю. Обеспечение положительной мотивации к продуктивной познавательной деятельности учащихся // Концепт. -2014. - Спецвыпуск № 18. - ART 14729. - 0,4 п. л. -URL: http://e-koncept.ru/2014/14729.htm. - Гос. per. Эл № ФС 77-49965. - ISSN 2304-120Х.
Иванов Виктор Михайлович,
доктор сельскохозяйственных наук, профессор кафедры теории и методики безопасности жизнедеятельности Института образования и социальных наук ФГАОУ ВПО «Северо-Кавказский федеральный университет», г. Ставрополь [email protected]
Штельмах Илья Александрович,
студент Института образования и социальных наук ФГАОУ ВПО «Северо-Кавказский федеральный университет», г. Ставрополь [email protected]
Щегольков Виктор Юрьевич,
студент Института образования и социальных наук ФГАОУ ВПО «Северо-Кавказский федеральный университет», г. Ставрополь [email protected]
Обеспечение положительной мотивации к продуктивной познавательной деятельности учащихся
Аннотация. Статья посвящена вопросам обеспечения положительной мотивации в познавательной деятельности учащихся, которая определяется рядом факторов: образовательной системой, самим образовательным процессом, особенностями обучающихся, спецификой учебного предмета.
Ключевые слова: мотивация, побуждение, учебная деятельность, заинтересованность, эффективность, формирование, компетентность.
Раздел: (01) педагогика; история педагогики и образования; теория и методика обучения и воспитания (по предметным областям).
Мотивация обучения - это общее название для процессов, методов, средств побуждения учащихся к продуктивной познавательной деятельности, к активному освоению дисциплин. Методы мотивации держат в своих руках совместно преподаватели и учащиеся [1].
Как и любой другой вид, учебная мотивация определяется рядом специфических факторов:
во-первых, она определяется самой образовательной системой, образовательным учреждением;
во-вторых, организацией образовательного процесса;
в-третьих, субъектными особенностями обучающегося;
в-четвертых, субъективными особенностями педагога и прежде всего системы его отношений к ученику, к делу;
в-пятых, спецификой учебного предмета.
Учебная деятельность учащихся побуждается иерархией мотивов, в которой доминирующими могут быть либо внутренние мотивы, связанные с содержанием этой деятельности и ее выполнением, либо широкие социальные мотивы, связанные с потребностью студента занять определенную позицию в системе общественных отношений. При этом с возрастом происходит развитие соотношения взаимодействующих потребностей и мотивов, изменение доминирующих потребностей. Мотивация учения складывается из ряда постоянно изменяющихся и вступающих в новые отношения друг с другом побуждений (потребности и смысл учения для учащихся, его мотивы, цели, эмоции, интересы).
г\л Л г\л
КОНЦЕПТ
научно-методический электронный журнал ART 14729 УДК 373.1
Иванов В. М., Штельмах И. А., Щегольков В. Ю. Обеспечение положительной мотивации к продуктивной познавательной деятельности учащихся // Концепт. -2014. - Спецвыпуск № 18. - ART 14729. - 0,4 п. л. -URL: http://e-koncept.ru/2014/14729.htm. - Гос. per. Эл № ФС 77-49965. - ISSN 2304-120Х.
Мотивация основное средство, которое даст возможность повысить уровень заинтересованности студентов к учебному процессу, позволит повысить их личный научный, творческий потенциал. Недостаточно мотивированный студент не будет способствовать ни к развитию своих знаний, ни к развитию науки самой. Учебный процесс относят к сложным видам деятельности, поэтому мотивов для обучения очень много, и они могут не только проявляться отдельно в каждом человеке, но и сливаться воедино, формируя сложные мотивационные системы.
В методы стимулирования мотивации возможно включить:
1. Поставить перед учащимся точную цель, чтобы работать над ее достижением. Очень полезным является сосредоточиться на небольшие задачи, которые можно выполнить без труда. Развивать мотивы достижения цели чрезвычайно важно. Поэтому обязательным является организация такого учебного процесса, где ставится цель, которую нужно достичь. То есть на каждом занятии при изучении темы или решения проблемы должна быть нацеленность на результат, который позволяет студентам переживать успех в деятельности.
2. Мотивировать студентов к активности на других местах движения информацией (интернет-форумах, посвященных курсу, онлайн-курсам).
3. Предоставить студентам возможность общаться между собой путём альтернативных форм - конференции, посещения музеев, профессиональных учреждений, компаний, на работу в которых студенты устраиваются.
4. Создание благоприятного психологического климата для развития личности.
Время также объективно требует изменения роли и места преподавателя в
учебном процессе или процессе обучения. Студент должен быть действующим лицом, а преподаватель - его партнером в обучении и развитии. Учебновоспитательный процесс должен базироваться на психолого-педагогическом проектировании развития каждого студента, на субъектно-субъектных отношениях участников обучения. Максимальная ориентация на формирование самодостаточной личности необходима для компетентностного учебно-воспитательного процесса.
Для повышения мотивации студента к обучению необходимо осознавать, что новые учебные программы построены на принципах развивающего обучения и базируются на некоторых совершенно новых принципах обучения, среди которых:
- Принцип личностного центризма в значении внимания конкретного студента с его сущностными характеристиками;
- принцип взаимосвязи обучения, воспитания и развития;
- коммуникативно-деятельностный принцип;
- социокультурный принцип;
- принцип полифункциональности образования;
- принцип практической направленности обучения;
- компетентностный принцип направленности образования.
В настоящее время перед преподавателями вузов стоит задача по созданию таких условий, при которых студенты за короткие сроки могли усваивать максимально возможное количество знаний вместе с приобретением навыков их творческого применения на практике.
Именно мотивация основное средство, которое даст возможность повысить уровень заинтересованности студентов к учебному процессу, позволит повысить их личный научный, творческий потенциал. Как мотивировать студентов к обучению -это важный и основный вопрос не только педагогов. Мотивы к обучению могут быть
IV О rw
КОНЦЕПТ
научно-методический электронный журнал ART 14729 УДК 373.1
Иванов В. М., Штельмах И. А., Щегольков В. Ю. Обеспечение положительной мотивации к продуктивной познавательной деятельности учащихся // Концепт. -2014. - Спецвыпуск № 18. - ART 14729. - 0,4 п. л. -URL: http://e-koncept.ru/2014/14729.htm. - Гос. per. Эл № ФС 77-49965. - ISSN 2304-120Х.
различные: социальные, познавательные, статусно-позиционные, профессиональноценностные, эстетические, коммуникативные, традиционно-исторические, утилитар-но-познательные, неосознанные.
В XXI веке, когда доступ к информации является уже не сложным вопросом, возникает другой вопрос - как мотивировать учащихся к постоянному изучению материалов и эффективному выбору и усвоении полезных знаний. Особенную роль при возникновении мотивации играет интерес и возбуждение интереса к любимой отрасли исследования, обучения. Ответственность за мотивацию студентов к обучению и её повышению принадлежит не только преподавателям и семье.
Степень мотивации студентов к обучению и их стремление - это зеркало общества. А ведь именно молодая интеллигенция является основным потенциалом, основой стабильного развития экономик отдельных стран, основной движущей силой в этом нестабильном мире.
Образование - это одна из основ прогресса человечества. Образование обогащает культуру, способствует взаимопониманию на глобальном уровне, укрепляет основы демократического общества и уважение к законности.
Развитие глобального инновационного общества зависит от мобильности и интеграции людей, знаний и технологий во всех государствах. Широкие перспективы и возможности развития общества, на наш взгляд, в первую очередь, связаны именно с получением высшего образования. Причем не просто за счет количественного увеличения контингента обучающегося населения.
Актуальность изучения данной темы непосредственно, на наш взгляд, связана с тем обстоятельством, что студенты социологических факультетов современных вузов имеют довольно слабые представления о своей будущей профессии, наличествует такие явление, как несовпадение их ожиданий с реальным содержанием учебного процесса, требуют, с одной стороны - более активной профориентационной работы с будущими студентами, формирования привлекательного имиджа социологического факультета в глазах абитуриентов и их родителей, а с другой - более четкого позиционирования факультета по структуре специальностей как в рамках Университета, так и в масштабе города и региона. Эта проблема также важна и для будущих работодателей, так как на современном рынке труда востребованность «своего» студента как будущего специалиста достаточно велика. В свою очередь, особенности дальнейшего профессионального поведения будущего социолога напрямую будут зависеть от того, что является наиболее ценным для субъекта в выбранном им исследовании, какие потребности удовлетворяет личность в деятельности, и какой смысл она в нее вкладывает.
Если в системе ценностей превалируют материально обеспеченная жизнь, престиж, безопасность, обладание властными полномочиями и т. п., то выбор как исследования, так и профессии будет обусловлен возможностью реализации поведения, гарантирующего приближение субъекта к значимым для него ценностям. Таким образом, осуществление профессионального поведения в будущем непосредственно связано с мотивационным содержанием выбора, определяющим субъективное отношение к деятельности. Идеальная модель соответствия между личностью и трудом должна содержать полное совпадение объективного содержания деятельности и ее личностного смысла.
Следуя данной логике, адекватный выбор определенного исследования будет определяться наличием внутренней мотивации профессиональной деятельности в качестве ведущей, поскольку последняя представлена оптимальной степенью соответ-
IV 3 ^
КОНЦЕПТ
научно-методический электронный журнал ART 14729 УДК 373.1
Иванов В. М., Штельмах И. А., Щегольков В. Ю. Обеспечение положительной мотивации к продуктивной познавательной деятельности учащихся // Концепт. -2014. - Спецвыпуск № 18. - ART 14729. - 0,4 п. л. -URL: http://e-koncept.ru/2014/14729.htm. - Гос. per. Эл № ФС 77-49965. - ISSN 2304-120Х.
ствия ведущего мотива предпочтения профессии объективному ее содержанию. Таким образом, мы имеем основания рассматривать внутреннюю мотивацию в качестве эталонной модели выбора исследования как части профессиональной мотивации.
В случае преобладания внешней мотивации, когда выбираемая деятельность не соответствует индивидуальным особенностям Личности, ее мотивам и ценностям, человек не воспринимает профессиональную деятельность как личную необходимость, вследствие чего, регуляция профессиональной активности будет осуществляться посредством либо внешних по отношению к профессиональной сфере стимулов, либо чрезмерных энергозатрат для поддержания соответствующего профессионального статуса.
Пути повышения учебной мотивации учащихся:
- упражнения, носящие творческий характер;
- групповые занятия;
- образовательные, ролевые, деловые игры;
- уроки-экскурсии;
- уроки-встречи с творческими людьми и специалистами;
- занятия, направленные на творческое развитие, - уроки-спектакли, создание фильмов, выпуск газет;
- использование видеоматериалов, интернета;
- использование интерактивных досок;
- использование электронной библиотеки.
Таким образом, одним из важнейших способов освобождения личности от негативного воздействия профессионально-психологического несоответствия в будущем является формирование адекватной возможностям человека жизненной перспективы, которую невозможно осуществить без реальной оценки собственных возможностей, ценностей, потребностей и адекватного им выбора профессии.
Формирование интереса к учебному процессу основано на трех педагогических законах Выготского:
1. «Прежде чем ты хочешь призвать учащегося к какой-либо деятельности, заинтересуй его ею, позаботься о том, чтобы обнаружить, что он готов к этой деятельности, что у него напряжены все силы, необходимые для неё, и что учащийся будет действовать сам, преподавателю же остаётся только руководить и направлять его деятельность» [2].
2. «Весь вопрос в том, насколько интерес направлен по линии самого изучаемого предмета, а не связан с посторонним для него влиянием наград, наказаний, страха, желания угодить и т. п. Таким образом, закон заключается в том, чтобы не только вызвать интерес, но чтобы интерес был должно направлен».
3. «Третий, и последний, вывод использования интереса предписывает построить всю педагогическую систему в непосредственной близости к жизни, учить учащихся тому, что их интересует, начинать с того, что им знакомо и естественно возбуждает их интерес».
Одно из наиболее часто встречаемых препятствий процесса обучения состоит в утрате студентом мотивации к продолжению обучения. Потеря мотивации может представлять собой серьезное осложнение, поскольку студенту в этом случае крайне трудно сосредоточиться на выполнении заданий. Гораздо сложнее становится готовиться к выполнению тестовых заданий, к сдаче экзаменов и завершению проектов. Именно мотивация провоцирует человека преодолевать по ходу учебы
IV ^ rw
КОНЦЕПТ
научно-методический электронный журнал ART 14729 УДК 373.1
Иванов В. М., Штельмах И. А., Щегольков В. Ю. Обеспечение положительной мотивации к продуктивной познавательной деятельности учащихся // Концепт. -2014. - Спецвыпуск № 18. - ART 14729. - 0,4 п. л. -URL: http://e-koncept.ru/2014/14729.htm. - Гос. per. Эл № ФС 77-49965. - ISSN 2304-120Х.
различные трудности, чувство скуки или утомления. Без мотивации сама задача обучения теряет смысл. Однако тех, кто опасается возможной потери мотивации, можно легко успокоить. Желание и способность учиться могут быть стимулированы следующими приемами [3].
1. Поставить перед учащимся точную цель, чтобы работать над ее достижением. Очень полезным является сосредоточиться на небольшие задачи, которые можно выполнить без труда. Развивать мотивы достижения цели чрезвычайно важно. Поэтому обязательным является организация такого учебного процесса, где ставится цель, которую нужно достичь. То есть на каждом занятии при изучении темы или решения проблемы должна быть нацеленность на результат, который позволяет студентам переживать успех в деятельности.
2. Мотивировать студентов к активности можно информацией на интернетфорумах, онлайн-курсах.
3. Предоставить студентам возможность общаться между собой путём альтернативных форм - конференции, посещения музеев, профессиональных учреждений, компаний, на работу в которых студенты устраиваются.
4. Создание благоприятного психологического климата для развития личности.
Время также объективно требует изменения роли и места преподавателя в
учебном процессе или процессе обучения. Студент должен быть действующим лицом, а преподаватель - его партнером в обучении и развитии. Учебновоспитательный процесс должен базироваться на психолого-педагогическом проектировании развития каждого студента, на субъектно-субъектных отношениях участников обучения. Максимальная ориентация на формирование самодостаточной личности необходима для компетентностного учебно-воспитательного процесса [4].
Для повышения мотивации студента к обучению необходимо осознавать, что новые учебные программы построены на принципах развивающего обучения и базируются на некоторых совершенно новых принципах обучения, среди которых:
- принцип личностного центризма в значении внимания конкретного студента с его сущностными характеристиками;
- принцип взаимосвязи обучения, воспитания и развития;
- коммуникативно-деятельностный принцип;
- социокультурный принцип;
- принцип полифункциональности образования;
- принцип практической направленности обучения;
- компетентностный принцип направленности образования.
В настоящее время перед преподавателями вузов стоит задача по созданию таких условий, при которых студенты за короткие сроки могли усваивать максимально возможное количество знаний вместе с приобретением навыков их творческого применения на практике.
Именно мотивация основное средство, которое даст возможность повысить уровень заинтересованности студентов к учебному процессу, позволит повысить их личный научный, творческий потенциал.
(V С rw
ART 14729
научно-методический электронный журнал
УДК 373.1
Иванов В. М., Штельмах И. А., Щегольков В. Ю. Обеспечение положительной мотивации к продуктивной познавательной деятельности учащихся // Концепт. -2014. - Спецвыпуск № 18. - ART 14729. - 0,4 п. л. -URL: http://e-koncept.ru/2014/14729.htm. - Гос. per. Эл № ФС 77-49965. - ISSN 2304-120Х.
Ссылки на источники
1. Беляева А. П. Дидактические принципы профессиональной подготовки в высшей школе. - М.: Высш. шк., 2001. - 208 с.
2. Беспалько В. П. Педагогика и прогрессивные технологии обучения. - М.: Педагогика, 2005. - 336 с.
3. Беспалько В.П. Программированное обучение: дидактические основы. - М.: Высш. шк., 2000. - 310 с.
4. Маркова А. К. Формирование у учащихся интереса к учению. - М., 2000. 175 с.
Viktor Ivanov, SSN2304-120X зо
Doctor of Agricultural Sciences, Department at the chair of theory and methods of life safety FSAEIHPE "North-Caucasus Federal University", Stavropol [email protected] Ilya Shtelmakh,
student FSAEI HPE "North-Caucasus Federal University", Stavropol 9 772304 120142
Victor Schegolkov,
student FSAEI HPE "North-Caucasus Federal University", Stavropol [email protected]
Providing positive motivation to productive cognitive activity of students
Abstract. The article is devoted to ensuring a positive motivation in students' cognitive activity, which is determined by several factors: the educational system, by the educational process, especially the students, the specifics of the subject.
Key words: motivation, motivation, educational activity, interest, efficiency, formation, competence. Рекомендовано к публикации:
Некрасовой Г. Н., доктором педагогических наук, профессором, членом редакционной коллегии журнала «Концепт» 6
6