Научная статья на тему 'ПРЕОДОЛЕНИЕ ТРЕВОЖНОСТИ КАК УСЛОВИЕ ПОДДЕРЖАНИЯ ЖИЗНЕСПОСОБНОСТИ КВАЛИФИЦИРОВАННЫХ СПОРТСМЕНОК'

ПРЕОДОЛЕНИЕ ТРЕВОЖНОСТИ КАК УСЛОВИЕ ПОДДЕРЖАНИЯ ЖИЗНЕСПОСОБНОСТИ КВАЛИФИЦИРОВАННЫХ СПОРТСМЕНОК Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
69
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Человек. Спорт. Медицина
Scopus
ВАК
ESCI
Ключевые слова
СПОРТСМЕНКИ / СТУДЕНТКИ / КАНДИДАТ В МАСТЕРА СПОРТА / МАСТЕР СПОРТА / ТРЕВОЖНОСТЬ / ПРЕОДОЛЕНИЕ СТРЕССА / ЖИЗНЕСПОСОБНОСТЬ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Богомазова Кристина Олеговна, Байгужина Ольга Вадимовна, Кастальский Олег Олегович, Богомазов Алексей Владимирович

Цель исследования: выявить особенности преодоления спортсменками состояния соревновательной тревожности. Материалы и методы. Все обследованные 113 студенток - высококвалифицированных спортсменок разделены на две группы: представители командных (n = 34) и индивидуальных видов спорта (n = 79). Применялись «Тест копинг-навыков спортсмена - ACSI-28» и «Тест состояния соревновательной тревожности - CSAI-2». Полученные результаты представлены в виде графических объектов с указанием распределения уровней в процентах. Результаты. Соревновательную тревожность чаще отмечают у себя спортсменки индивидуальных видов спорта. На относительно высоком уровне спортсменки командных видов спорта реализуют копинги «Обучаемость» и «Высшее достижение под действием стресса». Заключение. Полученные результаты позволят оптимизировать психологическое сопровождение подготовки студентов-спортсменов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Богомазова Кристина Олеговна, Байгужина Ольга Вадимовна, Кастальский Олег Олегович, Богомазов Алексей Владимирович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

COPING WITH ANXIETY AS A MEANS FOR MAINTAINING VIABILITY IN SKILLED ATHLETES

Aim. The paper aims to identify the features of coping with competition-related anxiety among female athletes. Materials and methods. The study involved 113 female students involved in sport. All female athletes were divided into 2 groups depending on the type of sport (team sport, n = 34; individual sport, n = 79). The athletic coping skills inventory (ACSI-28) and competitive state anxiety inventory-2 (CSAI-2) were used for the purpose of the study. The results obtained were presented as charts with percentage distribution data. Results. Competition-related anxiety was mostly typical of individual sport athletes. Team sport athletes were relatively good at using such coping skills as ‘coachability’ and ‘peaking under pressure’. Conclusion. The results obtained will contribute to improving psychological support for students involved in sport.

Текст научной работы на тему «ПРЕОДОЛЕНИЕ ТРЕВОЖНОСТИ КАК УСЛОВИЕ ПОДДЕРЖАНИЯ ЖИЗНЕСПОСОБНОСТИ КВАЛИФИЦИРОВАННЫХ СПОРТСМЕНОК»

Современные педагогические и психологические технологии в физическом воспитании и спортивной тренировке

УДК 159.9.072.43; 796.056 DOI: 10.14529/hsm21s212

ПРЕОДОЛЕНИЕ ТРЕВОЖНОСТИ КАК УСЛОВИЕ ПОДДЕРЖАНИЯ ЖИЗНЕСПОСОБНОСТИ КВАЛИФИЦИРОВАННЫХ СПОРТСМЕНОК

К.О. Богомазова1, О.В. Байгужина1'2, О.О. Кастальский3, А.В. Богомазов1

1 Южно-Уральский государственный университет, г. Челябинск, Россия, 2Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет, г. Челябинск, Россия,

3Уральский государственный университет физической культуры и спорта, г. Челябинск, Россия

Цель исследования: выявить особенности преодоления спортсменками состояния соревновательной тревожности. Материалы и методы. Все обследованные 113 студенток -высококвалифицированных спортсменок разделены на две группы: представители командных (п = 34) и индивидуальных видов спорта (п = 79). Применялись «Тест копинг-навыков спортсмена - АС81-28» и «Тест состояния соревновательной тревожности -С8А1-2». Полученные результаты представлены в виде графических объектов с указанием распределения уровней в процентах. Результаты. Соревновательную тревожность чаще отмечают у себя спортсменки индивидуальных видов спорта. На относительно высоком уровне спортсменки командных видов спорта реализуют копинги «Обучаемость» и «Высшее достижение под действием стресса». Заключение. Полученные результаты позволят оптимизировать психологическое сопровождение подготовки студентов-спортсменов.

Ключевые слова: спортсменки, студентки, кандидат в мастера спорта, мастер спорта, тревожность, преодоление стресса, жизнеспособность.

Введение. Психоэмоциональное состояние спортсмена - это интегральный результат специфики его подготовки, в частности ее психологического сопровождения. Нервно-психическая устойчивость как результат психологической готовности спортсмена детерминирует качество проявления его мотиваци-онной и эмоциональной сферы, в том числе соревновательной тревожности. Последняя рассматривается как фактор риска травматизма у спортсменов [11], стрессор комплексного характера, включающий когнитивный и соматический компоненты [3], предиктор соревновательной мотивации [2]. При этом тревожность оценивается спортсменами по-разному в зависимости от пола и вида спорта [7]. По мнению ряда авторов, тревожность снижает спортивную результативность, активизируя «порочный круг», например, когда тревога

запускает психосоматический механизм развития болезни или травмы [9].

Указанное выше определяет практическую значимость формирования стратегии и тактики совладания с соревновательной тревожностью у спортсменов. Соответствующий копинг выступает как один из важнейших потенциалов жизнеспособности - индивидуальной способности формировать и эффективно применять ресурсы психологического здоровья личности [4]. В свою очередь, механизмы самоконтроля и саморегуляции психических процессов (как компонентов психологического здоровья) совершенствуются в процессе многолетней подготовки спортсмена и определяются его квалификацией [6].

Следовательно, возможно конструктивное воздействие на соревновательную тревожность в ходе специально организованной

спортивной деятельности и ее психологического сопровождения. Такое воздействие гипотетически может выступать условием поддержания высокой жизнеспособности у квалифицированных спортсменок различного спортивного профиля. Начальным этапом в разработке соответствующих программ является изучение особенностей преодоления спортсменками состояния соревновательной тревожности.

Материалы и методы. В обследовании на добровольной основе приняли участие 113 студенток высших учебных заведений Уральского федерального округа, имеющих спортивную квалификацию кандидата в мастера спорта или мастера спорта. Обследованные разделены на две группы: представители командных (n = 34) и индивидуальных видов спорта (n = 79).

С целью выявления особенностей преодоления тревожности применены «Тест копинг-навыков спортсмена - ACSI-28» (The Athletic Coping Skills Inventory), оценивающий предикторы успешного выступления и стрессо-устойчивости [1]; «Тест состояния соревновательной тревожности - CSAI-2» (Competitive State Anxiety Inventory-2) [8]. Тестирование реализовано с помощью Google forms.

Полученные результаты представлены в виде графических объектов с указанием распределения уровней в процентах. Математико-статистическая обработка данных осуществлялась с помощью вычисления критерия ф -

углового преобразования Фишера для оценивания значимости различий между процентными долями сравниваемых групп. Статистически значимыми принимали различия на уровне р < 0,05.

Результаты и их обсуждение. Сравнение распределения уровней проявления компонентов соревновательной тревожности позволило выявить ряд различий между спортсменками -представительницами индивидуальных и командных видов спорта (см. рисунок).

Количество спортсменок командных видов спорта, отмечающих у себя средний уровень когнитивной тревожности, на 27,2 % больше числа спортсменок, занимающихся индивидуальными видами спорта (ф = 2,697 при р < 0,01), а уровень «выше среднего» -на 23,3 % меньше (ф = 0,476 при р > 0,05). Представительниц командных видов спорта с уровнем соматической тревожности «выше среднего» в 1,93 раза больше, чем спортсменок, занимающихся индивидуальными видами спорта (ф = 1,438 при р > 0,05). Сравнительно больше спортсменок - представительниц индивидуальных видов спорта, проявляющих низкую самооценку по шкале «Уверенность в себе» (ф = 1,677 при р < 0,05).

Сравнительный анализ самооценок ко-пинг-стратегий у спортсменок сравниваемых групп выявил ряд особенностей, выраженных в различиях распределений уровней проявления способов совладания с соревновательной тревожностью (см. таблицу).

100% 80% 60% 40% 20% 0%

¿¿¿Ш

I

£— S

* Ü

индивид, команд. индивид, команд. индивид, команд.

Когнитивная Соматическая Уверенность

тревожность тревожность в себе

ш ниже среднего 0 средний 0 выше среднего

Распределение уровней проявления компонентов соревновательной тревожности у спортсменок сравниваемых групп: * - значимость различий при p < 0,05; ** - то же при p < 0,01 The distribution (%) of anxiety components between the groups of female athletes:

* - statistical significance at p < 0.05; ** - at p < 0.01

Современные педагогические и психологические технологии.

Распределение уровней проявления копинг-стратегий у спортсменок сравниваемых групп The distribution of coping strategies between the groups of female athletes

Шкала Scale Индивидуальные виды спорта (n = 79) Individual sport athletes Командные виды спорта (n = 34) Team sport athletes

Ниже среднего Below average Средний Average Выше среднего Above average Ниже среднего Below average Средний Average Выше среднего Above average

Совладание с неприятностями Coping with adversity 36,7 45,6 17,7 29,4 50,0 20,6

Обучаемость Coachability 6,3 49,4 44,3 5,9 32,4 * 61,8 *

Концентрация Concentration 8,9 55,7 35,4 5,9 61,8 32,4

Уверенность в себе и мотивация достижения Confidence and achievement motivation 10,1 48,1 41,8 2,9 44,1 52,9

Постановка цели и психическая подготовка Goal setting and mental preparation 26,6 40,5 32,9 23,5 47,1 29,4

Высшее достижение под действием стресса Peaking under pressure 45,6 46,8 7,6 41,2 35,3 23,5 *

Свобода от негативных переживаний Freedom from worry 22,8 51,9 25,3 17,6 67,6 14,7

Примечание: * - значимость различий при p < 0,05 относительно спортсменов, занимающихся индивидуальным видом спорта.

Note: * - statistical significance at p < 0.05 compared with individual sport athletes.

Так, копинг «Обучаемость» на относительно высоком уровне реализуется спортсменками командных видов на 17,5 % чаще относительно спортсменок группы сравнения (ф = 1,715 при р < 0,05); данная закономерность справедлива и для шкалы «Высшее достижение под действием стресса» - чаще на 17,5 % (ф = 2,216 при р < 0,05). Акцентируем внимание на сравнительно большем количестве спортсменок индивидуальных видов спорта (на 7,2 %), ответы которых по шкале «Уверенность в себе и мотивация достижения» соответствовали уровню «ниже среднего» (ф = 1,477 при р > 0,05).

Выявленные особенности преодоления тревожности квалифицированными спортсменками с одной стороны отражают результаты их психологической подготовки в ходе специфической многолетней спортивной (соревновательной) деятельности. С другой стороны, характеризуют сформированность определенного уровня «спортивной жизнеспособности» спортсменки, отражающей, по нашему мнению, всю совокупность психологических потенциалов (способностей к само-

регуляции психофизиологических ресурсов, самоконтроля психических процессов и др.), соответствующих психологической модели высококвалифицированного спортсмена.

При этом авторы настоящего исследования солидарны с позицией Е.А. Рыльской и Л.Д. Мошкиной (2020), рассматривавших в свете теории интегральной индивидуальности В.С. Мерлина психологические особенности юношей и девушек и установивших сходства в свойствах нейро-психодинамического уровня индивидуальности, а различия - в свойствах личностного и социально-психологического уровней [5].

В литературе описаны и другие конкретные различия между спортсменами-мужчинами и женщинами в контексте рассматриваемой нами проблемы. Так, у спортсменок индивидуальных видов спорта наблюдается относительно высокий уровень спортивной тревожности [7, 10], что согласуется с полученными нами результатами. Вероятно, что выявленные различия проявления тревожности и копинга опосредованы различными причинами (мотивами), занятия спортом в

сравниваемых группах различаются. Так, например, американские исследователи установили, что спортсмены индивидуальных видов спорта тренируются и выступают на соревнованиях ради достижения цели, а спортсмены командных видов спорта - для развлечения [10]. Однако считаем подобное заключение несправедливым для когорты российских квалифицированных спортсменов, что определяет перспективность дальнейших исследований.

Заключение. Когнитивный и соматический компоненты соревновательной тревожности чаще отмечают у себя спортсменки индивидуальных видов спорта. Значимо чаще на относительно высоком уровне спортсменки командных видов спорта реализуют копинги «Обучаемость» и «Высшее достижение под действием стресса». При этом независимо от специфики выбираемых копинг-стратегий совладание с соревновательной тревожностью можно рассматривать как условие поддержания жизнеспособности у спортсменок высокой квалификации.

Перспективным направлением настоящего исследования считаем изучение факторной структуры жизнеспособности спортсменов с учетом их пола, мотивации занятий спортом, результативности соревновательной деятельности. Полученные результаты позволят снизить риск развития неблагоприятных психических состояний, травматизма и в целом оптимизировать психологическое сопровождение «двойной карьеры» студентов-спортсменов.

Литература

1. Бочавер, К.А. Совладание профессиональных спортсменов со стрессом и апробация «Теста копинг-навыков спортсмена ACSI-28» / К.А. Бочавер, Л.М. Довжик, А.А. Кукшина // Спортивный психолог. -2014. - Т. 33, № 2. - С. 80-85.

2. Джиоев, С.М. Взаимосвязь мотивации и тревожности у спортсменов / С.М. Джиоев // Наука 21 века: вопросы, гипотезы, ответы. - 2016. - № 4 (19). - С. 45-48.

3. Довжик, Л.М. Связь предсоревнова-тельной тревоги и копинг-навыков спортсменов подросткового возраста / Л.М. Довжик, К.А. Бочавер // Актуальные проблемы

и перспективы развития современной психологии. - 2018. - № 1. - С. 35-40.

4. Рыльская, Е.А. Комплексное исследование жизнеспособности человека и семьи: теория, эмпирика, перспективы / Е.А. Рыльская // Социальная психология и общество. -2017. - Т. 8, № 1. - С. 163-167. DOI: 10.17759/ sps.2017080110

5. Рыльская, Е.А. Гендерные особенности структуры интегральной индивидуальности студентов / Е.А. Рыльская, Л.Д. Мош-кина // Science for Education Today. - 2020. -Т. 10, № 3. - С. 45-64. DOI: 10.15293/26586762.2003.03

6. Эрлих, В. В. Цифровизация технологий оперативной диагностики функциональных резервов и оценки подготовленности спортсменов / В.В. Эрлих, Д.З. Шибкова, П.А. Бай-гужин // Человек. Спорт. Медицина. -2020. - Т. 20, № 1. - С. 52-66. DOI: 10.14529/ hsm200107

7. Correia, M. Anxiety in Athletes: Gender and Type of Sport Differences / M. Correia, A. Rosado // International journal of psychological research. - 2019. - Vol. 12 (1). - P. 9-17. DOI: 10.21500/20112084.3552

8. Cox, R.H. Measuring anxiety in athletics: the revised competitive state anxiety in-ventory-2 / R.H. Cox, M.P. Martens, W.D. Russell // Journal of Sport and Exercise Psychology. - 2003. - Vol. 25, no. 4. - P. 519-533. DOI: 10.1123/jsep.25.4.519

9. Gligor, S. Anxiety of students practising competitive sports: part of a vicious circle, or not? / S. Gligor, M. Oravitan, C. Pantea // South African journal for research in sport physical education and recreation. - 2021. - Vol. 43, no. 2. - P. 47-58.

10. Team sport athletes may be less likely to suffer anxiety or depression than individual sport athletes / E. Pluhar, C. McCracken, K.L. Griffith et al. // Journal of Sports Science and Medicine. -2019. - Vol. 18 (3). - P. 490-496.

11. Trait anxiety as a risk factor for mus-culoskeletal injury in athletes: a critically appraised topic / J.A. Cagle, K.B. Overcash, D.P. Rowe, A.R. Needle // International journal of athletic therapy & training. - 2017. -Vol. 22 (3). - P. 26-31. DOI: 10.1123/ijatt. 2016-0065

Современные педагогические и психологические технологии.

Богомазова Кристина Олеговна, заместитель директора по внеучебной и воспитательной работе, Институт спорта, туризма и сервиса, соискатель, Южно-Уральский государственный университет. 454080, г. Челябинск, проспект Ленина, 76. E-mail: bogomazovako@susu.ru, ORCID: 0000-0002-1543-3007.

Байгужина Ольга Вадимовна, кандидат биологических наук, доцент кафедры физического воспитания, Высшая школа физической культуры и спорта, Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет. 454080, г. Челябинск, проспект Ленина, 69; научный сотрудник центра спортивной науки, Южно-Уральский государственный университет. 454080, г. Челябинск, проспект Ленина, 76. E-mail: baiguzhinaov@cspu.ru, ORCID: 0000-0003-4292-321X.

Кастальский Олег Олегович, кандидат педагогических наук, доцент, доцент кафедры теории и методики оздоровительных технологий и физической культуры Востока, Уральский государственный университет физической культуры. 454091, г. Челябинск, ул. Орджоникидзе, 1. E-mail: oleg-ushu@mail.ru, ORCID: 0000-0001-8049-0182.

Богомазов Алексей Владимирович, студент магистратуры кафедры технологии и организации общественного питания, Институт спорта, туризма и сервиса, Южно-Уральский государственный университет. 454080, г. Челябинск, проспект Ленина, 76. E-mail: bogomaz11@mail.ru, ORCID: 0000-0003-2952-0467.

Поступила в редакцию 10 сентября 2021 г.

DOI: 10.14529/hsm21s212

COPING WITH ANXIETY AS A MEANS FOR MAINTAINING VIABILITY IN SKILLED ATHLETES

K.O. Bogomazova1, bogomazovako@susu.ru, ORCID: 0000-0002-1543-3007, O.V. Baiguzhina1,2, baiguzhinaov@cspu.ru, ORCID: 0000-0003-4292-321X, O.O. Kastalskiy3, oleg-ushu@mail.ru, ORCID: 0000-0001-8049-0182, A.V. Bogomazov1, bogomaz11@mail.ru, ORCID: 0000-0003-2952-0467 1South Ural State University, Chelyabinsk, Russian Federation,

2South Ural State Humanitarian Pedagogical University, Chelyabinsk, Russian Federation, 3Ural State University of Physical Culture, Chelyabinsk, Russian Federation

Aim. The paper aims to identify the features of coping with competition-related anxiety among female athletes. Materials and methods. The study involved 113 female students involved in sport. All female athletes were divided into 2 groups depending on the type of sport (team sport, n = 34; individual sport, n = 79). The athletic coping skills inventory (ACSI-28) and competitive state anxiety inventory-2 (CSAI-2) were used for the purpose of the study. The results obtained were presented as charts with percentage distribution data. Results. Competition-related anxiety was mostly typical of individual sport athletes. Team sport athletes were relatively good at using such coping skills as 'coachability' and 'peaking under pressure'. Conclusion. The results obtained will contribute to improving psychological support for students involved in sport.

Keywords: female athletes, university students, anxiety, coping with anxiety, viability.

References

1. Bochaver K.A., Dovzhik L.M., Kukshina A.A. [Coping of Professional Athletes with Stress and Approbation of the Athletic Coping Skills Inventory - ACSI-28]. Sportivniy psiholog [Sports Psychologist], 2014, vol. 33, no. 2, pp. 80-85. (in Russ.)

2. Dzhioev S.M. [The Relationship Between Motivation and Anxiety in Athletes]. Nauka 21 veka: voprosy, gipotezy, otvety [21st Century Science. Questions, Hypotheses, Answers], 2016, no. 4 (19), pp. 45-48. (in Russ.)

3. Dovzhik L.M., Bochaver K.A. [The Relationship Between Competitive Anxiety and Adolescent Athlete's Coping Skills]. Aktual'nye problemy i perspektivy razvitiya sovremennoy psihologii [Actual Problems and Prospects of Development of Modern Psychology], 2018, no. 1, pp. 35-40. (in Russ.)

4. Ryl'skaya E.A. [The Integrative Research of the Resilience of a Person and the Family. The Theory, Experience, Perspectives]. Sotsial'nayapsikhologiya i obshchestvo [Social Psychology and Society], 2017, vol. 8, no. 1, pp. 163-167. (in Russ.) DOI: 10.17759/sps.2017080110

5. Ryl'skaya E.A., Moshkina L.D. Integral Individuality of Students. Gender Characteristics of the Structure. Science for Education Today, 2020, vol. 10, no. 3, pp. 45-64. DOI: 10.15293/26586762.2003.03

6. Erlikh V.V., Shibkova D.Z., Baiguzhin P.A. Digitalization of Operational Diagnostics of Functional Reserves and Assessment of Athletic Fitness. Human. Sport. Medicine, 2020, vol. 20, no. 1, pp. 52-66. (in Russ.) DOI: 10.14529/hsm200107

7. Correia M., Rosado A. Anxiety in Athletes: Gender and Type of Sport Differences. International Journal of Psychological Research, 2019, vol. 12 (1), pp. 9-17. DOI: 10.21500/20112084.3552

8. Cox R.H., Martens M.P., Russell W.D. Measuring Anxiety in Athletics: the Revised Competitive State Anxiety Inventory-2. Journal of Sport and Exercise Psychology, 2003, vol. 25, no. 4, pp. 519-533. DOI: 10.1123/jsep.25.4.519

9. Gligor S., Oravitan M., Pantea C. Anxiety of Students Practising Competitive Sports: Part of a Vicious Circle, or not? South African Journal for Research in Sport Physical Education and Recreation, 2021, vol. 43, no. 2, pp. 47-58.

10. Pluhar E., McCracken C., Griffith K.L. et al. Team Sport Athletes may be Less Likely to Suffer Anxiety or Depression than Individual Sport Athletes. Journal of Sports Science and Medicine, 2019, vol. 18 (3), pp. 490-496.

11. Cagle J.A., Overcash K.B., Rowe D.P., Needle A.R. Trait Anxiety as a Risk Dactor for Mus-culoskeletal Injury in Athletes: a Critically Appraised Topic. International Journal of Athletic Therapy & Training, 2017, vol. 22 (3), pp. 26-31. DOI: 10.1123/ijatt.2016-0065

Received 10 September 2021

ОБРАЗЕЦ ЦИТИРОВАНИЯ

FOR CITATION

Преодоление тревожности как условие поддержания жизнеспособности квалифицированных спортсменок / К.О. Богомазова, О.В. Байгужина, О.О. Кастальский, А.В. Богомазов // Человек. Спорт. Медицина. - 2021. - Т. 21, № Б2. - С. 88-93. Ш1: 10.14529/Ьяш2Ы12

Bogomazova K.O., Baiguzhina O.V., Kastalskiy O.O., Bogomazov A.V. Coping with Anxiety as a Means for Maintaining Viability in Skilled Athletes. Human. Sport. Medicine, 2021, vol. 21, no. S2, pp. 88-93. (in Russ.) DOI: 10.14529/hsm21s212

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.