УДК 159.956
ПРЕОДОЛЕНИЕ СОЗАВИСИМОСТИ В СТРУКТУРЕ
ЛИЧНОСТИ БУДУЩЕГО ПСИХОЛОГА ПУТЕМ АКМЕОЛОГИЧЕСКОГО ТРЕНИНГА
Бехтер Анна Александровна - кандидат психологических наук, доцент, кафедра психологии, Дальневосточный государственный гуманитарный университет; ул.К.. - Маркса, 68, Хабаровск, Россия, 680000; e-mail: [email protected]
Аннотация
Статья описывает сложный феномен созависимости личности. Автор анализирует основные подходы к созависимости, предлагает ее модель и раскрывает содержание компонентов этого состояния. Основной целью исследования является преодоление созависимости у будущих психологов через акмеологический тренинг, разработанный автором. Описаны методики, результаты исследования, а также корреляционный анализ, проясняющий связи созависимости с личностными свойствами будущих психологов. Показано, как должна выстраиваться работа по этапному расширению личностных ресурсов, акмеологического сознания для преодоления созависимости в профессиональной деятельности психолога.
Ключевые слова: созависимость, психолог, слияние, автономность, акмеологический тренинг.
Введение
Профессия психолога предполагает оказание помощи и эмоциональную включенность в ситуацию клиента. Одновременно с этим, человек, выбирающий эту профессию должен обладать такими качествами как альтруизм, эмпатия и желание безвозмездно помогать. Однако наличие альтруизма вовсе не предполагает безвозмездной помощи другому. Это является одним из способов проявления контроля и власти над другим человеком (помогающему впоследствии труднее отказать в чем-либо), а также клиент оказывается средством решения собственных проблем психолога. В последние годы феномен созависимости стал чаще описываться в работах психиатров, психотерапевтов, в связи с лечением зависимых больных и реабилитационной работой их родственников. Но эти упоминания не носят научный характер, нет разработанной методологической концепции созависимости.
На наш взгляд, есть другие причины, по которым данная тема оказывается более актуальной. Речь идет о подготовке специалистов-психологов в высшей школе [5]. Быть компетентным в вопросах созависимости и зависимости означает вовремя распознавать эти феномены в себе, прорабатывать их в супервизиях, тем самым избавляя клиента работать на свою проблему [7]. По имеющимся данным среди студентов факультетов психологии оказывается, что большинство имеет зависимых родственников и пришел учиться в вуз, чтобы как-то решить данную проблему [6]. Таким образом, с одной стороны мы имеем созависимых студентов, с другой стороны, это качество подтолкнуло их овладеть помогающей профессией, что мы расцениваем как временную компенсацию данного феномена.
Проблема созависимости сегодня представлена в различных концепциях, не принадлежащих к какому-либо методологическому подходу. В России более распространен медицинский подход (В.Д.Москаленко, Г. Н. Луговкина, С.Н. Зайцев, З. В. Коробкина, А.Н.Довженко и др.) [1;6], в русле которых созависимость определяется как зеркальное отражение состояния химически зависимого человека. В русле этого подхода, созависимый человек - тот, кто «полностью поглощен непреодолимым желанием управлять поведением другого человека и совершенно не заботится об удовлетворении собственных жизненно важных потребностей» [1, C.15]. Авторы этого подхода являются специалистами в области здравоохранения по работе с больными алкоголизма, наркомании, токсикомании. Соответственно, модель созависимости и ее сущностные характеристики представлены недостаточно. Более того, в этом подходе созависимость представлена как болезнь, которая неизлечима.
Зарубежные психологические концепции созависимости базируются на основе транзактного анализа идей Э.Берна и С.Карптмана, согласно которым созависимый человек в от-
ношениях с зависимым пребывает в ролевом треугольнике Преследователь-Спасатель - Жертва. С.Карптман подчеркивает, что в такой ситуации созависимый ищет выгоду для себя, например повышение самооценки, создание новых смыслов жизни («спасая другого») и приобретение уважения окружающих. Науные исследования таких авторов как Ш.В.Круз, М.Пити, М.Малер, Б.Уайнхолд, Дж.Уайнхолд расскрывают созависимость как явление современной культуры, которые характеризуется потерей личностной автономии и стремлению к психологическому слиянию с другим значимым лицом [1]. Такой трактовка данного феномена указывает на то, что его можно преодолеть благодаря активизации личностного потенциала созависимого, обучению его эффективным стратегиям взаимодействия с другими людьми.
Таким образом, созависимость - это состояние личности, которое характеризуется сильной поглощенностью и озабоченностью, а также крайней зависимостью (эмоциональной, социальной, а иногда и физической) от человека или предмета (Ш.В.Круз) [8]. Проявляется созависимость в психологическом слиянии с другим человеком, потерей личностной автономии, отсутствием ответственности за свою жизнь, низкой рефлексией собственного «Я», низкой самооценкой и неудовлетворенным ощущением жизни. Причиной такой состояния может быть воспитание в семье, где родители или другой член семьи страдает зависимостью (алкоголизм, наркомания); воспитание в эмоционально-деструктивной семье; ситуация длительного физического/морального насилия в детстве; ситуация сексуального насилия в детстве [8].
На основе имеющихся исследований разных авторов нами сделана попытка создания модели созависимости в русле субъектного (основная мысль - человек как творец собственной жизни) и деятельностного (любые формы проявления психики как деятельность) подходов (Таблица 1). Мы выделили четыре компонента созависимости: когнитивный (представлен содержанием мыслей и рефлексией личности); личностный (отношение к себе); эмоциональный (содержание переживания и основное направление эмоциональных реакций); поведенческий (паттерны и стили поведения личности).
Методика и выборка исследования
Обобщая теоретические и эмпирические исследования по данной проблеме, мы поставили цель нашего исследования - описать основные пути преодоления созависимости будущих психологов с помощью акмеологического тренинга. Для реализации цели мы поставили следующие задачи: а) подобрать методики исследования в русле темы; б) провести эмпирической исследования созависимости в структуре личности будущих психологов; в) обработать и проанализировать результаты; г) на основе результатов выстроить программу акмеологического тренинга; д) провести программу и сделать выводы по работе.
Предметом исследования является преодоление созависи-мость в структуре личности будущего психолога. Мы предположили, что студенты-психологи обладают определенным уровнем созависимости, что обусловлено их личностными качествами (и выбором помогающей профессии). Для диагностики были использованы: методика СЖО Д.А.Леонтьева, методика на уровень созависимости Москаленко В.Д., опросник на уровень созависимости Уайнхолд Б., Уайнхолд Д., опросник Сообщества Анонимных Созависимых (OoDA) в адаптации Н.Г.Артемцевой, тест-опросник на межличностную зависимость (Р. Гиршфильд, адаптация О.П. Макуши-ной). Для обработки результатов использовались методы математической статистики: корреляционный (ANOVA) анализ, критерий Спирмена, ^критерий, качественный анализ поведения испытуемых. В исследовании приняло участие 40 студентов ДВГГУ социально-психологического факультета (специальность «Психология» и «Психолого-педагогическое образование») в возрасте от 19 до 21 года, из них 35 девушек и 5 юношей.
Наше исследование состояло из нескольких этапов.
1. Первый. Мы опросили студентов всех курсов социально-психологического факультета на предмет имеющихся больных родственников и эмоционально дисфункциональных семей (около 160 человек). Результаты показали, что около 25% студентов глубоко травмированы отношениями с зависимым или больным родителем (отцом или матерью). Эту
Таблица 1
Компоненты созависимости, их содержание и проявление в поведении
Компоненты Содержание Проявление в поведении
Когнитивный Суицидальные мысли, навязчивые мысли «как помочь или спасти другого?», низкая рефлексия, Контроль за поведением близких, навязчивая помощь, сосредоточенность на проблемах других; выбор профессии помогающего профиля
Личностный Низкая самооценка отсутствие автономии, игнорирование своих потребностей, ложное восприятие себя, диссоциация (расщепление)«Я», патологическая зависимость от другого человека Саморазрушающее поведение (алкоголизм, наркомания, курение), суицидальное или рискованное поведение; психосоматические нарушения. компульсивные действия (неосознанное иррациональное поведение, о котором человек может сожалеть, но все же действует, как бы движимый невидимой внутренней силой)
Эмоциональный Ненависть к себе, чувство вины за другого человека, подавляемый гнев, плаксивость, апатия, депрессия, чувство стыда за поведение другого человека. Подозрительность, отсутствие доверия в межличностных отношениях неконтролируемая агрессия и аффективные срывы в общении; избегание других людей из-за стыда и вины.
Поведенческий Проживание жизни за другого человека, взятие ответственности за другого, зависимость поведения от внешней оценки других людей Комплекс созависимого поведения: избегание, дистанцирование, самоконтроль; трудоголизм.
Таблица 2
Коэффициенты корреляции личностных параметров с уровнем созависимости испытуемых (п=40, *р< 0,05; ** р<0,01: - связи не обнаружено)
Параметр Целеполагание Процесс жизни Результат. жизни Локус «Я» Локус «Жизнь» Общий уровень СЖО Созависимое поведение
Созависимость - - ,047* - - -009** ,047**
Эмоц. опора на других ,008* ,021* - - - - -
Стремление к автономии ,017** -,043** ,001* ,013** - - -
Неуверенность в себе - -032** - -048** - - -
Общая созависи-мость ,000* -,007* - - - - -
Уровень созависи-мости в поведении ,049** - - - -047** ,015 ,028**
группу студентов (40 человек) мы исследовали по описанным нами методикам
2. Второй. Результаты исследования были проанализированы, на их основе составлена программа акмеологического тренинга. Были отобраны 20 человек для работы в закрытой группе (экспериментальная группа). Другие 20 человек отказались от тренинговой работы, высказав пожелание прослушать лекционный материал по проблеме созависимости (контрольная группа).
3. Третий. Была проведена программа акмеологического тренинга с элементами психотерапии в экспериментальной группе на базе Службы практической психологии ДВГГУ с ноября 2014 г. по апрель 2015 г. (6 месяцев). Регулярность встреч - 1 раз в неделю. После повторного тестирования, было проведено сравнение экспериментальной и контрольной групп, сделаны выводы.
Результаты и их обсуждение
Корреляционный анализ выявил значимые связи между уровнем созависимости и личностными характеристиками (Таблица 2). Обнаружено, что уровень созависимость, полученный с помощью разных методик, коррелирует с такими параметрами как «Результативность жизни», «Целеполага-нием» и общим уровнем смысложизненных ориентаций. Это
вполне закономерные результаты, учитывая, что созависимые чаще охвачены мотивацией изменить жизнь другого человека, помочь ему стать лучше. Одним из интересных моментов можно считать отрицательную корреляцию в связке «Процесс жизни» и «Локус контроля жизнь». То есть чем выше созависимость, тем ниже эти показатели, что вполне закономерно. Созависимый тратить очень много энергии и сил на преобразовании жизни другого человека, поэтому ощущение полноты и качества жизни снижается, возникает чувство утраты контроля над протекающими событиями. И эта ситуация обуславливает повышение контроля за жизнью и поведением другого человека.
Эмоциональная опора на других как показатель соза-висимости связан также с «Целеполаганием жизни» и «Про-цессуальностью жизни», что говорит о том, что любые задачи и цели в жизни испытуемые ставят в зависимости от мнения окружающих.
Такой показатель как «Стремление к автономии» был выражен слабо почти у всех испытуемых. Его связь такими показателями как «Целеполагание», «Результативность жизни», «Локус контроля Я» очевидна - чем самостоятельнее человек, тем он меньше проявляет слияние и тем выше его психологическая автономность, ощущение «хозяина жизни». Обратная связь автономии оказалась с «Процессом жизни». Это можно
Рис.1. Сравнение исследуемых параметров экспериментальной группы (до и после тренинга) и контрольной группы
объяснить тем, что ощущение «течения» жизни у созависимо-го развито сильнее, чем у здорового человека. Чем выше автономность, тем больше показатель процессуальность жизни снижается, сам процесс жизни расценивается как интересный. Это подтверждается и отрицательной корреляцией шкалы «Неуверенности в себе» с параметрами «Процесс жизни» и «Локус контроля Я». Остальные параметры связаны между собой и являются проявлением созависимого поведения.
Таким образом, на первый план у будущих психологов выступили такие характеристики как снижение локуса контроля «Я», локуса контроля «Жизни», общего уровня СЖО в вкупе с неуверенностью в себе, низким стремлением к автономии, зависимостью от мнения других. Это согласуется с последними нашими исследованиями [2;3;4], когда мы получили результаты высоких баллов по просоциальным установкам и склонностью к компульсивному поведению у психологов. На основе анализа этих результатов, мы провели программу акмеологического тренинга, разработанную нами раннее []. Но для более эффективной работы в нее пришлось включить элементы позитивной психотерапии, транзактного анализи и опыта проведения групп Алон-Анон, техник Москаленко В.Д., Уайнхолда Б., Д.Уайнхолда. Это связано с тем, что преодоление созависимости требует от участников тренинга воспоминания травмирующих событий (ситуаций насилия, например) и их переработку. В самой программе мы усилили темы, посвященные переработке эмоций, развитию рефлексии, повышению жизнестойкости, развитию смыслов и ценностей.
После проведения программы мы вновь провели диагностику по значимым параметрам. С помощью 1>критерия проверили изменения в экспериментальной группы до и после тренинга, сравнили контрольную группу и экспериментальную (Рис.1). Очевидным является у всех групп почти одинаковой низкий уровень всех параметров СЖО: и целеполагания, и результативности, и процессуальности жизни, и локуса Я, и локуса Жизнь. Примечательно, что эти показатели даже не достигают средних значений по данному тесту. После тренинга ситуация в экспериментальной группе ненамного улучшена - показатели выросли на несколько значений.
Относительно общего уровня созависимости, наблюдается идентичная картина по всем сравнениям - уровень выше среднего, показатели созависимости как качества личности - очень высокие, даже после проведенного тренинга. Это говорит об устойчивости этого феномена, скорее всего изменения в структуре личности созависимого тяжело поддаются коррекции. Статистические данные говорят в целом о незначительных изменениях, сделанное нами сравнение с помощью 1>критерия не показало никаких значимых изменений, поэтому таблицы данных мы не приводим. Поэтому мы обращаемся
к качественному анализу поведения и высказывания испытуемых экспериментальной группы.
Качественными показателями изменений испытуемых мы получили с помощью метода самоотчета и при беседе с каждым участником экспериментальной группы. В течение срока проведения программы почти все участники переживали мощное потрясение от осознания своих просоциальных установок и понимания своей созависимости, что вызывало реакцию генерализованного гнева (на группу, на ведущего, на людей и на весь мир). Со временем факта смирения и принятия своего образа мыслей, разбора ситуаций и отработкой эмоционально травмирующих ситуаций, многие участники стали отмечать относительное спокойствие, улучшение настроения и физического самочувствия. Положительной динамикой можно считать понимание созависимых связи собственных соматических симптомов с конфликтными ситуациями в семье. Из 20 человек в течение проведения программы тренинга, 10 студентов направлены на личную психотерапию, которую они успешно прошли, повысив в себе уверенность, изменив взгляды на жизнь. Многие из участников группы в последние встречи говорили о разрыве отношений с зависимым партнером и попытках установления новых отношений с людьми без вредных привычек. Эти новые отношения вызывали понимание того, что «общаться с человеком просто не меняя его жизни - это очень скучно». Но это давало новые силы для изменения себя.
Участники экспериментальной группы высказывали мысли о том, что профессия психолога видится им совсем с другой стороны (помощь клиенту должна быть дозированной, нельзя брать на себя ответственность за клиента, навязывать ему свою волю, решать за его счет свою проблему). Можно считать положительными сдвигами и усилении осознанной мотивации в желании стать квалифицированными психологами, проходить регулярно супервизии, работать над своей со-зависмостью. Можно говорить о частичной компенсации/сублимации созависимости в профессии помогающего профиля будущих психологов. Единственным условием для успешной реализации в профессии является работа над собой и своими проблемами.
Выводы
Проделанная нами работа позволило сделать ряд выводов:
1. Созависимость - это сильная поглощенностью человеком, проявляется в психологическом слиянии с другим человеком, потерей личностной автономии, отсутствием ответственности за свою жизнь, низкой рефлексией собственного «Я», низкой самооценкой и неудовлетворенным ощущением жизни.
2. Созависимость имеет несколько компонентов: когнитивный (представлен содержанием мыслей и рефлексией личности); личностный (отношение к себе); эмоциональный (содержание переживания и основное направление эмоциональных реакций); поведенческий (паттерны и стили поведения личности).
3. Созависимость тесно связана с такими качествами личности как смысложизненные ориентации, автономией, целеполаганием и ощущением контроля собственной жизни. Чем выше созависимость, тем ниже уровень перечисленных параметров.
4. Одним из эффективных путей преодоление соза-висимости является акмеологический тренинг с элементами психотерапии вкупе с индивидуальной психотерапией. Ориентация на профессиональный рост и акме вызывает сдвиг внимания созависимого от болезненного объекта на себя и свою жизнь, активизирует личностные ресурсы.
Таким образом, компетентность будущего психолога как важная часть его профессионализма зависит во многом и от решения собственных проблем будущего специалиста. На наш взгляд, лучшая компенсация созависимости у специалиста -это работа в сфере помогающих отношений, позволяющих ему реализовывать свое желание помочь другому. При этом необходимо такого специалиста ориентировать на регулярную работу над собой в таких мероприятиях как супервизия, баллинтовские группы, интервизия, личная и групповая психотерапия.
Литература
[1] Артемцева Н.Г. Феномен созависимости: психологический аспект:/ Артемцева Н.Г.: монография: Изд-во МГУДТ, 2012. - 222с.
[2] Бехтер А.А., Гончарова Е.В. Феномен антиципации в контексте акмеологического развития специалиста//Акмеология, научно-практический журнал. - № 1, 2015.С.32-39.
[3] Гагарин А.В. Образовательная рефлексия в профессиональной подготовке бакалавров психологии//Акмеология, научно-практический журнал № 3.2013. - С. 54-59.
[4] Гагарин А.В., Бехтер А.А. Развитие копинг-стратегий будущих психологов посредством рефлексивных методов обучения//Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Психология и педагогика. 2014.№ 3. С. 90-96.
[5] Кочеткова Т.Н. Условия, способствующие развитию субъектно-сти студентов в процессе получения высшего образования//Вестник Томского государственного педагогического университета. 2012. № 6. С. 190-195.
[6] Ткач Е.Н. Подготовка психолога: «пауза молчания»//Высшее образование в России. 2007. № 3. С. 172-173. [7] Москаленко В.Д. Зависимость. Семейная болезнь: изд-во «Панорама», Москва, 1998. - 180с. [8] Уайнхолд Б., Уайнхолд Дж. Освобождение от созависимости / Перевод с английского А.Г. Чеславской - М.: Независимая фирма "Класс", 2002. - 224 с. - (Библиотека психологии и психотерапии, вып. 103).
BREAKING FREE OF THE CO'DEPENDENCY OF FUTURE PSYCHOLOGIST BY AKMEOLOGICAL TRAINING
Anna A.Bekhter. - СаМ^, lector the Chair of Psychology of Far East Humanitarian University, K. - Marks street, 68, Khabarovsk, Russian. e-mail: [email protected].
Article describes a difficult phenomenon of the co-dependency of the personality. The author analyzes the main approaches to the co-dependency, offers its model and opens the maintenance of components of this state. A main objective of research is breaking free of the co-dependency at future psychologists through the akmeological training developed by the author. Techniques, results of research, and also the correlation analysis which is clearing up communications of the co-dependency with personal properties of future psychologists are described. It is shown how work on landmark expansion of personal resources has to be built, akmeological consciousness for overcoming of the co-dependency in professional activity of the psychologist. Keywords: co-dependency of the personality, psychologist, merge, autonomy, akmeological training.
УДК 159.9
ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ АУТОПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ И КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТЕЙ РУКОВОДИТЕЛЯ И ИХ ВЗАИМОВЛИЯНИЯ
Болсун Сергей Александрович - гипнолог, медицинский психолог. заместитель директора, декан факультета гипнологии научно-исследовательского института клинического гипноза (НИИ КГ). Ученый секретарь Национального общества гипноза РФ в составе Европейского общества гипноза (ESH) и Международного общества гипноза (ISH).
Аннотация
В статье рассматривается проблема взаимосвязи аутопсихологи-ческой и коммуникативной компетентности личности. Посредством измерения уровней развития данных видов компетенций и проведения корреляционного анализа показано, что такая взаимосвязь существует и выражается в том, что руководители с высоким уровнем аутопсихологической компетентности способны к эффективным коммуникациям и, наоборот, руководители с низким уровнем аутопсихологической компетентности не способны к эффективным деловым коммуникациям.
Ключевые слова: аутопсихологическая компетентность, коммуникативная компетентность, коммуникативные способности руководителя, организаторские способности руководителя.
Введение
Аутопсихологическая компетентность предполагает осознание индивидуумом присущих только ему черт и понимание своих действий на основе самоосознания в разнообразных ситуациях в жизни, в том числе и в профессиональной деятельности. В основании аутопсихологической компетентности лежат следующие способности личности: использование и развитие своих психических ресурсов, создание удобной для профессиональной деятельности ситуации с помощью изменения своего настроения и состояния, приобретение, закрепление, контроль, корректировка знаний и умений, перестройка при возникновении форс-мажора, создание волевой установки на значимые достижения [1,2,4,6,7-13].
Л.А. Степнова обосновала, что аутопсихологическая компетентность состоит из навыков, которые направлены на: самодиагностику (оценка, анализ самого себя, самоопределение и самоконтроль); саморазвитие (техники изменения черт личности, программирование самого себя); самомотивирование (создание образов достижения, постановка конкретных задач, выделение ресурсов на их решение); самокоррекцию (техники решения проблем личности - избавление от стрессов, комплексов, зажимов; техники изменения внутреннего состояния - самоубеждение, саморегуляция, методики контроля жизнеднятельности организма); высокоэффективную работу с информацией (усовершенствование памяти, скорочтение, техники ускоренного анализа информации); психолингвистическую компетентность (работа с текстом, формулировка фраз и понимания их скрытого смысла) [9].
Коммуникативная компетентность - это совокупность внутренних ресурсов человека, необходимых для реализации оптимальной коммуникации в некотором наборе возможностей для взаимодействия личностей.
Коммуникативная компетентность - это возможность установления и поддержания необходимых эффективных контактов между личностью и другими индивидами [3,5].
Эмпирическая часть данного исследования направлена на исследование аутопсихологической компетенции, коммуникационных способностей руководителя и взаимосвязи между ними.
Исследование проводилась с ноября по декабрь 2014 года на базе руководителей высшего и среднего звена крупного акционерного общества в области самолетостроения. В исследовании принимали участие 20 менеджеров высшего звена (руководители отделов и заместители директора) и 80 менеджеров среднего звена (заместители руководителей отделов, заместители руководителей филиалов и т.д.). Всего в исследовании приняло участие 100 человек.
Целью исследования является изучения взаимовлияния и взаимосвязи уровня аутопсихологической компетентности руководителей и уровня их деловых коммуникационных способностей.
Гипотеза исследования состояла в том, что руководители с высоким уровнем аутопсихологической компетентности способны к эффективным коммуникациям и, наоборот, руководители с низким уровнем аутопсихологической компетентности не способны к эффективным деловым коммуникациям.
Методика
В соответствии с целью эмпирического исследования был выбран следующий методический инструментарий.
Для определения уровня аутопсихологической компетентности руководителей использовалась методика «Тест на оценку аутопсихологической компетентности», разработанная Л.А. Степновой [9].
Для определения уровня коммуникативных способностей руководителя использовалась методика «Диагностика коммуникативных и организаторских склонностей (КОС-2)», разработанная Н.П. Фетискиным, В.В. Козловым, Г.М. Мануйловым [14].
Для анализа результатов исследования использовались следующие методы математико-статистической обработки данных: корреляционный анализ; интерпретационный метод.
Результаты и их обсуждение
представим результаты диагностики аутопсихологической компетентности руководителей в виде табл. 1.
Таким образом, можно сделать следующие выводы: